Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Robin Skynner John Cleese 11 страница



Послесловие:

Сплошная работа

и никаких развлечений

Джон. Я хотел бы подробнее расспросить тебя о значении рабо­ты. Ты уже описал, как она выманивает нас, чтобы включить в состав более крупных структур, и каковы сопутствующие этому психологические преимущества для нас.

Робин. Это один из важных ее аспектов.

Джон. Но ведь можно найти для себя много других занятий, обеспечивающих аналогичные переживания. В древние времена, когда работа считалась занятием для рабов, такие возможности, я думаю, предоставляли политика и военная карьера. Будем смот­реть правде в глаза: ведь большую часть из прошедших двух тысяч лет люди, находящиеся наверху пирамиды, и смотреть бы не стали на что-либо из того, что мы сегодня называем работой. В начале этого века даже люди из среднего класса с «неболь­шим, но уютным доходом» не видели необходимости искать ра­боту. Так почему же сегодня работе придается такое значение? Почему так много людей подчиняют ей всю свою жизнь и — в особенности — почему современные женщины тоже приписыва­ют ей такую важную роль? Какое удовлетворение в ней за­ключено?

Робин. Начнем с того, что в наше время работа больше связана с властью и положением в обществе. И жесткое распределение ролей, когда значение придавалось только работе мужчины вне дома и заработанным им деньгам, было основной причиной сосре­доточения в руках мужчин основной власти. Поэтому обеспечение равной доступности рабочих мест было естественной составляю­щей стремления женщин к равенству прав.

Джон. Я думаю, что сто лет назад положение человека в обще­стве было в значительной мере фиксированным, и если оно яв­лялось достаточно высоким, то ему не требовалось ничего де­лать, чтобы подтвердить его. Тогда как в наши дни, когда преоб­ладают идеи соответствия общественного положения способностям человека, социальный статус человека зависит от достаточно ус­пешной профессиональной деятельности.

Робин. Эта перемена является естественным следствием демок­ратических сдвигов, переместивших власть от аристократической элиты в сторону среднего класса.

Джон. Но ты начал с положения в обществе. А как насчет дохо­да — ведь это то, чем является работа для многих людей, не так ли?

Робин. Нам всем приходится зарабатывать достаточно, для того чтобы удовлетворять свои потребности и быть способными выпол­нять свои обязательства. Но это не является той причиной, по которой большинство людей выбирают себе работу, равно как и

не является основным источником удовлетворения от нее. Я уверен, что большинство из нас были бы рады получать чуть щеньше денег, если бы это давало нам больше возможностей по­лучать удовлетворение от работы в сочетании со счастьем в се­мье и удовольствием от отдыха.

Джон. Ты не считаешь, что госпожа Тэтчер все это изменила?

Робин. Она действительно постаралась, чтобы сдвинуться в сторону более эгоистичного и торгашеского общества, и боюсь, что добилась в этом определенных успехов. Но, по моему опыту, озабоченность деньгами делает людей скорее менее, чем более счастливыми.

Джон. Как кто-то напомнил мне недавно, в Библии не говорит­ся, что в деньгах корень всех зол. Он — в любви к ним.

Робин. Но, если у тебя большие доходы, то людям не остается ничего иного, как предположить, что ты любишь деньги.

Джон. Возможно, но на самом деле относительно легко зарабо­тать деньги, если умеешь рассмешить людей, так что я никогда не заботился о накоплениях. Видишь ли, я всегда могу неплохо заработать, поучаствовав в создании пары видеороликов, а в ос­тавшееся время заниматься тем, чем действительно хочу. Но даже при таком подходе в конце концов я прихожу к тому, что рабо­таю больше, чем хотелось бы.

Робин. Могу этому поверить. Беда в том, что в настоящее вре­мя мы все заперты в системе, где работе отдается слишком боль­шое предпочтение.

Джон. Я очень сильно это ощущаю и потому хочу узнать об этом побольше. Я оглядываю свою жизнь и в общем нахожу, что наиболее счастливые и принесшие наиболее глубокое удов­летворение моменты в ней — совсем не те, что связаны с работой. Учеба, беседы с друзьями, размышления, ведение дневника, об­щение в кругу семьи, любование живописью — все эти занятия дают мне гораздо больше, чем работа. Я осознаю это и все же я все время слишком занят. Другими словами, меня подгоняет ста­рая протестантская трудовая этика, несмотря на то, что я искрен­не считаю ее изначально невротической. Такова ли она?

Робин. Не могу не согласиться. Конечно, ей в заслугу можно поставить большое положительное влияние на наши великие достижения в науке, искусстве и промышленности, но она нуждается в уравновешивании другими ценностями, больше основанными на человеческих отношениях, самосовершенствова­нии и простой радости жизни. Иначе она только оправдывает жадность и эгоизм у богатых и узаконивает их эксплуатацию малоимущих.

Джон. Но откуда появилась эта трудовая этика?

Робин. Из нескольких источников. Но, я думаю, это выпячива­ние труда в основном проистекает из страха получать удоволь­ствие и того, к чему удовольствие может привести: «Дьявол най­дет занятие для праздных рук... »

Джон. Кажется, это было очень сильно выражено в раннем пуританстве.

Робин. Да. Я думаю, многим известно изречение Бенджамина Франклина, но, пожалуй, стоит процитировать то, что он писал в 1748 году; «Помни, что время— это деньги. Тот, кто может за­работать своим трудом десять шиллингов в день, но развлекается или сидит без дела половину этого дня, хотя и потратил всего шесть пенсов за время своих забав или безделья, не должен счи­тать только их своими расходами; на самом деле он потратил, а скорее выбросил пять шиллингов сверх того».

Джон. Но я подозреваю, что чрезмерная увлеченность работой выполняет для нас и ряд других функций, в которых мы, может быть, и не хотим открыто признаться. Например, я думаю, она дает людям чувство цели, не так ли? Я хочу сказать, что самые трудные вопросы в жизни: зачем мы здесь, что мы за люди, пра­вильно ли мы строим свои отношения с теми, кого любим, — на­столько пугают нас, что мы зачастую предпочитаем от них отво­рачиваться. Вместо этого легче сосредоточиться на квартальных показателях отдела продаж, или на повышении по службе, или на прибавке к жалованью. Другими словами, мы можем использо­вать работу для отвлечения от многих важных вопросов.

Робин. Верно. Хотя проблема в том, что это ограниченная, уз­кая цель. Она запирает нас в замкнутом режиме, фокусирует на каком-то немедленном результате, а наш разум остается закры­тым для более широких проблем и интересов — как если бы мы надели шоры. И только когда эти эмоциональные шоры срывает какое-то эмоциональное потрясение — крах семейной жизни, уг­рожающая жизни болезнь или смерть ребенка, тогда мы понима­ем, что понапрасну тратили свою жизнь до этого момента.

Джон. Но работа помогает нам организовать свое время, разве нет? Она помогает нам преодолевать то ощущение беспокойства, которое порой охватывает нас в выходные, когда нам не нужно ничего делать.

Робин. Точно. И аналогично, утрата этой организованности яв­ляется основной причиной затруднений, которые испытывают мно­гие, выходя на пенсию, когда они не знают, что им делать со сва­лившимися на них свободой, простором и незанятым временем.

Джон. Подводя черту, скажу: я в течение долгих лет подозре­вал, что очень многие очень занятые люди являются такими по­тому, что не могут быть не занятыми. Они боятся покоя. Процити­рую Паскаля". «Большой проблемой человека является то, что он не может спокойно сидеть в своей комнате».

Робин. Я думаю, что этому есть простая причина. В западном обществе человек не получает так уж много помощи и поддерж­ки в глубоком познании самого себя, в поиске того глубинного ощущения, удовольствия и значения внутренней жизни, которые гораздо лучше понимают и принимают на Востоке. Вместо этого, если мы опасно приближаемся к подобным интересным чувствам, большинство наших родственников предлагают нам почитать книжку или пойти прогуляться. И окружающие продолжают ограждать нас от подобных ощущений на протяжении всей нашей жизни, потому что они сами пугаются идти на более близкий контакт с самими собой. Так что в нашей западной культуре присутствует

огромное общественное давление, заставляющее нас дрейфовать до поверхности собственных индивидуальностей, избегая зада­вать себе какие-то действительно глубокие вопросы или позво­лять себе какие-то действительно глубокие переживания.

Джон. Итак, кроме социального положения и дохода и кроме средства занять себя, так, чтобы не приходилось лезть в глуби­ны, какова действительная цель труда, по твоему мнению? Како­во его истинное значение?

Робин. Кроме того, что мы уже обсудили, я думаю, что рабо­та действительно делает нас более здоровыми по причинам, от­личным от тех, которые мы указывали, говоря о переходе в бо­лее крупные структуры. Я полагаю, что хорошая работа делает нас более цельными, более «собранными воедино».

Джон. Как?

Робин. Позволь мне рассказать о современнике Зигмунда Фрей­да — французском психиатре Пьере Жане. Идеи Жане во многом перекликались с идеями Фрейда. Именно Жане ввел в оборот тер­мин «бессознательное»; он также предвосхитил Фрейда, показав, что симптомы можно излечивать, восстанавливая в сознании глу­боко скрытые мысли и чувства, посредством того, что он назы­вал психологическим анализом. Но он также интересовался спо­собностью человека к вниманию — предметом, который игнори­ровали почти все.

Джон. Ты имеешь в виду то, как хорошо человек может скон­центрироваться на чем-то?

Робин. Да. Он интересовался этим, так как считал, что отделе­ние эмоций — или склонность «прятать их за ширму», как мы это называли, — легче происходит у людей с недостаточным внимани­ем, потому что это означает, что их способность «держать в го­лове все вместе» слаба.

Джон. Ты хочешь сказать, Жане полагал, что низкий уровень душевного здоровья, как мы это называем, является следствием ослабленной способности к концентрации.

Робин. Да, затруднений с поддержанием напряженного внима­ния — пребывания в «мечтательном», или «рассеянном», или «ра­зобранном» состоянии. Он считал, что те затруднения, которые его пациенты испытывали при попытке «действовать собранно» и достичь эмоционального равновесия и контроля, были связаны имен­но с этим.

Джон. А при чем здесь работа?

Робин. Основной частью лечения Жане являлось развитие и расширение способности к вниманию благодаря правильному под­бору рода занятий. Хотя идеи Жане во многом предвосхитили идеи Фрейда, именно Фрейд привлек все внимание как профес­сионалов, так и общественности. К сожалению, работы Жане были в основном проигнорированы. То же, хотя и в меньшей степени, можно сказать и о другом современнике Фрейда — Альфреде Адлере, который подчеркивал присущую нам всем (из-за тяги к Душевному равновесию) потребность в ощущении собственной по­лезности для общества. Работа является одним из способов, с по­мощью которого мы испытываем это позитивное чувство, хотя,

конечно, есть и другие пути. Но кроме социального положения, улучшения нашего душевного состояния и отвлечения нас от невыразимого, работа имеет и другое преимущество. Примене­ние любого навыка приносит нам большое удовольствие — отчас-ти, из-за необходимости концентрации внимания, нужной для того, чтобы что-то получилось хорошо, а концентрация внимания на своем занятии сама по себе доставляет большое удовольствие. Мы все знаем это на примере своих занятий на досуге — она составляет большую часть удовольствия от игр и спорта, будь то катание на лыжах, рыбная ловля или игра в дартс. На какое-то время мы «целиком захвачены», полностью находимся в настоя­щем, настроены, как музыкальный инструмент, четко осознаем свои действия и, как следствие, живем полной жизнью. И если мы способны уделять такое же внимание своей работе, то можем получать от нее такое же удовольствие.

Джон. Хорошо. Каково же идеальное равновесие между рабо­той и не-работой?

Робин. Я думаю, в идеале и то, и другое занятие должны дос­тавлять столько удовольствия, чтобы переход от одного к другому был почти незаметен.

Джон. Ты действительно думаешь, что это возможно?

Робин. Конечно, для одних людей это легче, чем для других. Моя работа психиатра всегда была столь интересной, что я никог­да не ощущал, будто она мне в тягость; мне нравиться больше узнавать о людях и о жизни, нахожусь ли я в обществе пациен­тов, или в кругу семьи, или с друзьями. Моя подруга Джош, ху­дожница, ощущает свою жизнь подобным же образом — похоже, что она получает одинаковое удовольствие, независимо от того, работает она или нет.

Джон. Но вам повезло. У вас обоих интересная работа, как и у меня.

Робин. Предположительно, легче уделять работе все свое вни­мание, если она тебе интересна. Но именно концентрация внима­ния является причиной удовольствия.

Джон. Тогда что же ты скажешь людям, которые могут полу­чить только очень монотонную и неинтересную работу?

Робин. Хотел бы указать, что большинство людей начинают с выполнения очень скучной работы, которая не требует особого умения. Но если человек выполняет эту работу настолько хоро­шо, насколько может, уделяет ей все свое внимание, то у него гораздо больше шансов перейти к занятию чем-то гораздо более интересным. Джош и мне легче находить интерес в своих заняти­ях, помня о том, что мы выбирали их сознательно, не очень го­нясь за высокими доходами, и чем-то жертвовали и упорно тру­дились, чтобы занять те места, на которых сейчас находимся. Мно­гие виды деятельности в моей профессии смертельно скучны, и я от многого отказался, чтобы в конце концов заниматься тем, что мне нравится.

Джон. То есть люди, выбирающие себе занятие исходя из фи­нансовых соображений — в поисках максимально возможного до­хода — имеют меньше шансов получать удовольствие и, таким

образом, скорее будут ощущать свою работу как нечто весьма отличное от не-работы?

Робин. Я думаю, ключевым здесь является умение воспроизво­дить этот доставляющий удовольствие высокий уровень внимания. А это всегда возможно, если использовать работу как возможность для познания и роста. Если это удается, то может помочь вырабо­тать привычку проводить все остальное время в той же положи­тельной и приятной манере.

Джон. Ладно. Есть еще один вопрос относительно равновесия между работой и домом, который многих занимает. Считаешь ли ты, что пара может успешно воспитывать детей, если оба парт­нера ревностно стремятся сделать карьеру? Или ты полагаешь, что семье нужен «домохозяин», неважно, будет это он или она?

Робин. Я не думаю, что такая проблема вообще может стоять, если дети достигли по меньшей мере школьного возраста. На са­мом деле для детей лучше, если оба родителя находят побуди­тельные мотивы и поддержку в занятиях вне дома, потому что в результате они станут более живыми, радостными и интересны­ми и смогут больше давать друг другу и детям. Как показывают исследования здоровых семей, отношения складываются лучше, ког­да хватает как отстраненности, так и близости.

Джон. Достаточно справедливо. А как быть в ситуации, когда дети не достигли школьного возраста?

Робин. Ну, я не сомневаюсь, что, когда это возможно, для ре­бенка намного лучше, если кто-то из родителей постоянно рядом в течение как минимум первых двух лет — или, еще лучше, трех. Может быть, в идеале пяти.

Джон. Почему ты так думаешь?

Робин. Понадобится довольно много времени, чтобы вникнуть во все подробности, но четко установлено, что у ребенка в наи­большей степени развиваются чувства уверенности в себе и дове­рия, если в течение первых лет жизни он имеет возможность сфор­мировать устойчивую привязанность к человеку, постоянно нахо­дящемуся поблизости.

Джон. Но допустим, что это невозможно или даже что оба ро­дителя так сильно стремятся на работу, что просто не готовы оставаться дома с ребенком в течение первых лет.

Робин. В некоторых случаях ребенку лучше с родителями, ко­торые чувствуют себя счастливыми и востребованными от рабо­ты, чем под присмотром одного из них, постоянно присутствую­щего дома, но чувствующего себя подавленным из-за этого. И я считаю, что качество родительского отношения к ребенку намно­го важнее количества времени, которое они с ним проводят. Опять же, даже при недостатке времени это не имеет очень большого значения при условии, что хороший уход и полноценную любовь и заботу может обеспечить другой постоянно присутствующий че­ловек, с которым могут сформироваться долгосрочные отношения — бабушка, или няня, или воспитатель в яслях, или кто-то еще. И кстати, чем больше людей участвуют в оказании такой поддерж­ки наряду с основным воспитателем, тем лучше. Но, конечно, я могу говорить только в общем случае. Я видел очень хорошие

9—1222                                                                                                129

 

результаты у матерей, работающих днями напролет, и плохие результаты у матерей, все время проводящих дома.

Джон. То есть, кроме случая с маленькими детьми, нет других причин, по которым кто-то должен был бы оставаться дома весь день.

Робин. Нет, если только пара не предпочитает такой порядок.

Джон. А если предположить, что занятия обоих партнеров предъявляют повышенные требования?

Робин. Тогда я подчеркнул бы, что им необходимо разделить работу по дому и уходу за детьми по справедливости, а не так, чтобы мужчина был только на подхвате (или женщина). Я рад отме­тить, что в наши дни это встречается все чаще, особенно среди молодых, хотя в общей статистике особых перемен пока не видно.

Джон. Но ведь всегда будут возникать противоречивые требо­вания со стороны работы и дома. Как пара может уменьшить воз­никающие из-за этого трения?

Робин. Ключевой пункт здесь вот какой: если оба партнера и их семьи проводят вместе достаточно времени достаточно качествен­но, то они могут легко справиться с отлучками и кризисами. По­этому основным для партнеров является более высокий приори­тет семьи, хотя в то же время они должны осознавать, что рабо­та будет предъявлять свои требования и с ними придется как-то считаться. Причина, по которой я предлагаю ставить семью на пер­вое место, заключается в том, что требования работы переклю­чают нас в закрытый режим мышления, в котором трудно по­мнить о посторонних вещах. То есть упор должен быть сделан на семью, чтобы компенсировать стремление работы съедать наше семейное время.

Джон. А там, где пара решила назначить одного из них «домо­хозяином», что должен делать «работник», чтобы помочь?

Робин. Лучшее, что может сделать «работник» — это на не­дельку взять на себя заботы о доме и детях, чтобы «домохозяин»

или устроить себе каникулы. По моему опыту, ничто не дает такого полного представления о том, что составляет работу «домохозя­ина». И хотя поначалу в связи с нехваткой опыта у «работника» это может показаться слегка пугающим, но обычно им это нра­вится, особенно те новые, более глубокие взаимоотношения с деть­ми, которые развиваются в результате. Это также сближает парт­неров, и часто семейные отношения получают новый импульс после одного из таких эпизодов.

Джон. Но если за домом присматривает мать, может ли она считать, что отцу можно доверить всю полноту ответственности за детей?

Робин. Конечно нет! Когда приходит время передать детей с рук на руки, матери обычно колеблются воспользоваться свободой и уехать, потому что боятся, что дети будут питаться одними кон­сервами и смотреть бесконечные мультики по телевизору. Конеч­но, частично будет и это, и многое другое, что мать могла бы не одобрить, но дети будут делать все это с Папочкой, и все вместе они будут чудесно проводить время. А так как это займет всего неделю, вряд ли кто-то умрет от нехватки витаминов.

Джон. Одной из причин, затрудняющей достижение такого рав­новесия между партнерами, является относительное нежелание большинства работодателей уделять внимание семейной жизни людей.

Робин. Как мы видели, в более здоровых структурах людей го­раздо четче воспринимают как цельные личности и больше учи­тывают все стороны жизни работников. Однако всем работодате­лям необходимо придавать большее значение и уделять больше внимания этим вещам. Возможно, это означает, что идеальным работодателем могла бы быть женщина! В любом случае с прак­тической точки зрения фирмам необходимо иметь больше жен­щин на руководящих должностях, чтобы они привносили в рабо­чую обстановку эти высшие ценности. И, конечно, мужчин, кото­рые к ним прислушивались бы...

Джон. Во всем этом есть один момент, который меня беспокоит. Британия начала промышленную революцию и, как мне кажется, прогрызла насквозь трудовую этику и вылезла с другой стороны. Если мы действительно достигли совершенно здорового и уравно­вешенного отношения к труду, то не существует ли опасности, что кучка неблагополучных, перевозбужденных, неразборчивых в средствах и весьма нездоровых государств может смести нас в эко­номическом плане?

Робин. Это может произойти, если мы станем менее эффектив­ными. Но если мы достигнем более здорового равновесия, усвоив все эти здоровые характеристики, то, как свидетельствуют ре­зультаты исследований, мы станем более, а не менее эффектив­ными в экономической сфере.

 

3. Позвольте мне пройти: сообща, по одному...

Джон. Итак, мы рассмотрели группы уровня корпорации-учреждения-больницы. Какой следующий уровень на пути вверх?

Робин. Вверх по шкале располагается общество.

Джон. Ты имеешь в виду страны, государства?

Робин. В основном да. Но также и группы — например, этни­ческие — внутри государства. Под обществом я подразумеваю со­вокупность семей, чье поведение соединяется и управляется по­средством принятых ими идей, ценностей, традиций, обязательств и установлений, простирающихся на весь жизненный цикл. Раз­мер может быть любым — от маленького племени до сверхдер­жавы. Общество включает в себя людей разных занятий, возрас­тов и уровней образования и здоровья.

Джон. Какие из твоих рассуждений о здоровых семьях приме­нимы на уровне общества?

Робин. Довольно многие. Конечно, любое общество обычно со­держит весь спектр семей, от больных до очень здоровых, поэто­му можно ожидать, что уровень душевного здоровья всех обществ примерно один и тот же: средний, ближе к центру шкалы. Но, как и у отдельных личностей и семей, их общий уровень здоровья подвержен влиянию внешних стрессов и напряжений, а также вли­янию их жизненной философии, ценностей, которые их направля­ют. Поэтому некоторые общества более склонны к объединитель-ности и взаимопомощи, другие поощряют антагонизм и насилие; одни уважают личность и право на самовыражение, другие тре­буют единообразия; одни поощряют свободу слова и честную кри­тику правительственной политики, другие навязывают цензуру и преследуют людей за такую критику.

Джон. Тем не менее у нас могут возникнуть громадные про­блемы при попытке сравнивать уровни душевного здоровья разных обществ, разве нет? Я хочу сказать, что каждая семья вырабатывает свой собственный моральный кодекс, согласно которому ее уровень душевного здоровья является наилучшим из всех возможных, так что обсуждать различные культуры — просто безумие. Никто никогда не сможет прийти к согласию от­носительно критериев.

Робин. Ну, мы-то вдвоем сможем! И в конце концов, ни у кого нет окончательных ответов на эти вопросы. Мы не собираемся гово­рить, что мы «правы», мы просто надеемся, что те знания о се­мьях и организациях, которыми мы уже располагаем, могут быть применены для еще более крупного масштаба. Если это подтолк­нет людей к обсуждению, в котором мы сможем сделать несколько полезных замечаний, а кто-то еще сможет их развить, то я буду вполне счастлив.

Джон. Достаточно справедливо. С чего начнем?

Робин. Может быть, будет легче добиться какого-то согласия относительно наиболее нездоровой части спектра. Какое общество, по твоему мнению, было наихудшим?

Джон. Во главе списка я бы предложил поставить нацистскую Германию.

Робин. А что, по-твоему, делало нацистскую Германию наихуд­шим обществом?

Джон. Ну, вся система была основана на страхе. Не разреша­лись никакие различия; было навязано единообразие: если чело­век наверху поднимал правую руку, все должны были сделать то же самое. Не допускались никакие обсуждения, не говоря уже о критике. Всех поощряли следить за своими соседями, а детей на­граждали за предательство родителей. Хуже всего приходилось расовым группам, таким, как евреи и цыгане, которых система­тически использовали в качестве козлов отпущения, изначально притесняли, а затем и буквально уничтожали миллионами — вме­сте с другими «нежелательными», наподобие гомосексуалистов и умственно отсталых. Все проявления творчества были подавлены, искусство превратилось в государственную пропаганду. И конеч­но, любая страна, не желавшая подчиниться, считалась врагом, против нее велась подрывная деятельность, развязывалась агрес­сия и впоследствии осуществлялся захват. Резюмируя, скажу: на­цисты набрали бы мало очков в «объединительном подходе».

Робин. Положительные качества?

Джон. Вот это интересный вопрос... Ну, поезда ходили по рас­писанию.

Робин. Продолжай.

Джон. И я полагаю... в таком обществе, если ты делаешь то, что тебе говорят и не болтаешь языком, то можешь жить до­вольно неплохо — в материальном смысле. Если ты принадлежишь к правильной расе, естественно.

Робин. И?..

Джон. Что ж, при условии, что ты не проявляешь поползнове­ний мыслить самостоятельно, я думаю, все организовано доволь­но неплохо. Достаточно еды и питья, и дома содержатся в поряд­ке, и, конечно же, всеобщая занятость, и очень хорошая система социального и пенсионного обеспечения... Я не хочу сказать, буд­то начинаю испытывать к ним теплые чувства, но в некотором смысле их достижения во время войны были весьма значительными. К концу 1941 года они держали под контролем почти всю конти­нентальную Европу. Конечно, неплохо воевали, демонстрируя дис­циплину, умение, а иногда и способность к самопожертвованию. И конечно, их промышленность функционировала просто здорово: ско­рость, с которой они могли восстановить разбомбленный завод, производила сильное впечатление. А у «правильных» людей (со светлыми волосами и голубыми глазами) присутствовало сильное чувство единения с Отечеством. Я предполагаю, что своими воп­росами ты заставляешь меня осознать, что хотя нацистская Германия и была ужасна с точки зрения морали, но могут най­тись места, где жить еще хуже!

Робин. Не морально хуже, просто хуже с точки зрения выжи­вания. Я имею в виду, что если закон и порядок полностью разру­шены, если везде неистовствуют вооруженные банды, если нет снабжения продовольствием, водой, лекарствами, электричеством или чем-то еще... тогда все испытывают лишения и никто не мо­жет хоть как-то улучшить свою долю.

Джон. Да, это очевидно, не правда ли? Я думаю, что сценарий «Полного Хаоса» не пришел мне в голову, потому что я склонял­ся к размышлениям о европейской истории, а в ней дела обычно не принимали настолько плохой оборот. Я полагаю, что подобие описанного тобой хаоса происходило в отдельных частях Герма­нии во время Тридцатилетней войны, в отдельных частях Англии во время Гражданской войны, в отдельных частях Франции во времена Великого террора... В отдельных частях любой страны, где идет война, как в бывшей Югославии...

Робин. И еще, может быть, в первые годы Веймарской респуб­лики, когда люди возили свои сбережения в тележках, потому что гиперинфляция вздувала цены буквально в течение часа. Но та­кое всегда где-нибудь происходит. Пока мы разговариваем, в Мо­гадишо, столице Сомали, творится подобный хаос, и я только что видел в телевизионных новостях репортаж, показывающий, что армия настолько утратила способность поддерживать какое-то по­добие порядка и дисциплины, что мелкие банды солдат разъез­жают на боевых машинах по столице и стреляют во что им заб­лагорассудится, особенно в штатских, у которых есть хоть что-то ценное. Восьмилетнюю девочку застрелили, потому что она несла сумку риса.

Джон. Да, я согласен. Некоторые виды затянувшегося хаоса даже хуже, чем организованное зло. Но для тебя это было очевидно, правда? Благодаря твоей работе с семьями?

Робин. Да, из-за этого я почти инстинктивно рассуждаю в такой манере. Я, кажется, уже упоминал ранее, семьи можно рассмат­ривать как функционирующие, грубо говоря, на трех разных уров­нях. Они подробно описаны в тех исследованиях, о которых мы уже беседовали, да и в своей работе, связанной с семейной тера­пией, я пришел к очень похожим заключениям. Эти уровни соот­ветствуют различным этапам развития, которые проходит ребе­нок по мере взросления. На нижнем уровне — уровне душевного здоровья, характерном для наиболее нездоровых семей, — очень неопределенные, туманные, перетекающие границы личностей, и в любой момент никто толком не знает, где они или кто они. Да­лее, чуть лучше, но все еще на нижнем уровне, присутствуют какие-то порядок и структура, члены семьи осознают себя, но все это достигается ценой введения очень жестко закрепленных границ и очень прочно зафиксированных и ограниченных индиви­дуальностей. Такие индивидуальные роли «защищены» эмоциональ­ной удаленностью, жесткой иерархией и ревностным, насильствен­ным, карательным стилем управления. Если бы мы классифици­ровали общества по семейной шкале, то нацистская Германия соответствовала бы этому авторитарному уровню, для которого, кстати, также весьма характерен поиск козлов отпущения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.