Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Robin Skynner John Cleese 8 страница



Джон. В какой форме?

 

Робин. Ну, при наличии большой свободы и простора для ини­циативы он может чувствовать себя незащищенным и беспокоить­ся о том, что никто не говорит ему, что делать.

Джон. А уверенность в себе и оживленность коллег, я полагаю, может заставить его чувствовать свою неадекватность.

Робин. А открытость общения покажется угрожающей — конст­руктивная критика может ощущаться слишком остро. Некоторым людям легче сносить ругань и оскорбления, потому что они могут воспринимать их отстраненно и относить на то, что их критик «грубиян». Поэтому они могут игнорировать критику, вместо того чтобы задуматься о ее содержании.

Джон. А нездоровые структуры дают людям больше готовых к употреблению оправданий в случае неудачи?

Робин. Да. Один мой знакомый, управляющий фирмой в исклю­чительно здоровой манере, рассказывал мне о том, что у него были большие неприятности с несколькими людьми, гораздо ме­нее здоровыми, чем остальные служащие компании. Они уволи­лись, но дабы защититься от необходимости признать, что фирма была для них слишком здоровой, они избрали довольно паранои­дальный способ и стали выдумывать небылицы, чтобы объяснить причины своего ухода.

Джон. Понятно. И, наконец, что можно сказать о ситуации, когда человек из не слишком здоровой семьи оказывается в структуре, также не блещущей очень высоким уровнем здоровья? Можно считать это идеальным совпадением?

Робин. Понятно, что никто из них не поможет другому стать здоровее, но во всех отношениях это может быть великолепным для обеих сторон. Менее здоровые люди имеют свои сильные сто­роны и навыки, которых может не хватать более удачливым-

ребенок из бедной семьи, умеющий обходиться минимумом под­держки, может лучше приспособиться к выживанию в жестких ситуациях (наподобие работы у Роберта Максвелла), чем тот, кому все доставалось легко в его любящей, обеспеченной семье. А в орга­низации с нечестными методами управления преимуществом мо­жет быть способность лгать и заметать следы.

Джон. Хорошо. А теперь на случай, если наши читатели хотят найти или, наоборот, избежать здоровой структуры, начнем их изучение с точки зрения того, что делает их здоровыми. Я пола­гаю, что мы ведем речь о фирмах, больницах, государственных учреждениях...

Робин. Большинство исследований проводилось в коммерческих структурах. На их примере лучше видно успешную или неуспеш­ную деятельность.

Джон. Значит ли это, что ты считаешь критерием здоровья толь­ко финансовые успехи? По-моему, это неправильно.

Робин. Нет, главным критерием я выбираю долгосрочные фи­нансовые успехи. Потому что некий тип харизматического лидера может успешно с финансовой точки зрения управлять компанией в течение некоторого времени, используя при этом сугубо нездо­ровые методы. Но только некоторое время. Затем наступает пора считать цыплят, и чем дольше фирму вели по нездоровому пути, тем большими оказываются потери.

Джон. И еще один вопрос перед тем, как я начну расспраши­вать тебя о здоровых структурах — немного грубоватый вопрос. Ты же психиатр: откуда у тебя познания об организациях?

Робин. Ну, моя работа, связанная с применением групповой те­рапии, затрагивала и довольно большие группы — мы еще пого­ворим об этом позже. Поэтому можно сказать, что я занимаюсь этой темой уже довольно давно. Затем я консультировал компа­нии в течение последних нескольких лет. Но в основном я черпал информацию из тех исследований, которые проводил в течение последней дюжины лет для двух наших книг.

Джон. Ладно. Итак... с чего мы начнем исследование здоровых структур?

Робин. Предлагаю пройтись по характеристикам здоровых се­мей и посмотреть, как они выглядят в сравнении с организациями.

Джон. Вот как? Я поражен. Ты считаешь, что фирмы настолько похожи на семьи, что можно извлечь пользу из их сравнения?

Робин. Да, в целом это так. Ты помнишь, как в «Семье» мы го­ворили, что люди со схожим семейным воспитанием почти авто­матически тянутся друг к другу и часто они вступают в брак, а затем воспитывают детей по тому же шаблону. А их детей со вре­менем тоже будут привлекать люди такого же склада, и у них будут дети... и так далее, и тому подобное?

Джон. Да. Ты хочешь сказать, что человек, начинающий соб­ственное дело, скорее наймет людей, похожих на него самого?

Робин. И такие люди, в свою очередь, будут нанимать еще людей, похожих на себя. Конечно. Наблюдается сильное стремление к этому.

Джон. Я слышал, что многие бизнесмены считают, будто каж­дая фирма имеет собственную индивидуальность, но до меня до

сих пор не доходило, что имеется в виду индивидуальность ос­нователя...

Робин. Очевидно, что приход новой сильной личности может из­менить дух фирмы. Но в этом случае фирма начнет походить уже на эту личность. В любом случае с течением времени люди, рас­полагающиеся ниже по должностной лестнице, обычно начинают перенимать подходы, оценки и философию тех, кто наверху.

Джон. То есть организации приобретают подходы, способы ре­шения проблем, систему оценок, весьма похожие на семейные?

Робин. Да. Корпоративная культура во многом аналогична се­мейным отношениям.

Джон. То есть, с точки зрения человека в процессе выбора орга­низации, он или она может почувствовать влечение к этой струк­туре?

Робин. Если они подходят друг другу. Это как увидеть незна­комца в другом конце заполненной людьми комнаты.

Джон. Да ну, брось!

Робин. Не брошу! Ты помнишь, как много информации люди могут получать друг о друге, получать бессознательно и немед­ленно чувствовать, прав кто-то или нет. А когда человек рассмат­ривается в качестве кандидата на сравнительно важное место в структуре, то этому предшествует интенсивный обмен информа­цией, в ходе которого обе стороны имеют достаточно возможнос­тей применить эти бессознательные, интуитивные методы приня­тия решения.

Джон. Так же, как и более сознательные и рациональные.

Робин. Конечно, и это тоже. Но бессознательная составляющая играет очень важную роль именно потому, что она бессознатель­ная. Помнишь мои объяснения по поводу «любви с первого взгляда»?

Джон. А как обстоят дела на нижних уровнях структуры? Не думаю, что прием людей на должности на этих уровнях вызывает столько беспокойства, если только действо не происходит в кор­порации «Ниссан».

Робин. Нет, но те же бессознательные факторы все же оказы­вают влияние на выбор, хотя и в меньшей степени. Понятно, что,

находясь на таком уровне в иерархии, человек вряд ли сможет сильно влиять на индивидуальность структуры. Если он будет чув­ствовать себя некомфортно, то просто уволится. Но если его все устраивает, если атмосфера кажется ему подходящей и «знако­вой», то она будет все сильнее влиять на него и он станет все более и более соответствовать духу фирмы по мере продвиже­ния по служебной лестнице.

Джон. То есть если функционирование структуры происходит йа основе принципов, похожих на жизненные правила в твоей се­мье, то ты «впишешься»?

Робин. Да. Если основные подходы аналогичны усвоенным тобой в семье, то ты будешь чувствовать себя «как дома».

Джон. А с другой стороны, вероятнее, что они примут тебя и сумеют оценить по достоинству, раз ты принадлежишь к типу людей, которых они понимают и чье поведение могут предска­зать. Не хочешь ли ты сказать, что при поступлении на работу человек имеет бессознательное представление о том, как будет складываться его деятельность?

Робин. Да.

Джон. Что же происходит, когда это представление оказыва­ется неверным?

Робин. Как и в случае брака, начинаются конфликты, которые могут привести к разрыву. Или стороны устанавливают довольно вялые, патовые отношения, которые никого не удовлетворяют, но которых они с неохотой придерживаются. Или, как в здоровом браке, человек может измениться, чтобы лучше соответствовать требованиям структуры и, может быть, даже, в свою очередь, немного изменить саму структуру!

Джон. Так как же может кто-то, читающий эти строки, понять, насколько он подходит структуре, в рамках которой трудится?

Робин. Он может сверить себя с характеристиками «здоровой семьи», приведенными нами в предыдущей главе; затем сравнить свою фирму с характеристиками «здоровой структуры», которые мы как раз собираемся изложить; а затем решить, насколько хо­рошо они соответствуют друг другу!

Джон. Прекрасно. Давай последуем твоему предложению и прой­демся по перечню характеристик здоровой семьи в плане их при­менимости к организациям... Для начала, имеется ли у этих так называемых здоровых структур «Объединительный Подход»?

Робин. Нет никаких сомнений, что наиболее успешные компании функционируют на основе этого принципа, идет ли речь о клиен­тах, работниках, дистрибьюторах, поставщиках или ком-то еще.

Джон. Сначала разберемся с клиентами.

Робин. В производстве отношение к клиенту начинается с про­дукции. Наиболее успешные компании требуют 100%-ной надеж­ности своих изделий. Недопустимы даже случайные дефекты или «приемлемые» отказы! Естественно, эта цель никогда не достижи­ма полностью, но если к ней стремиться, то больше шансов до­биться наилучшего возможного результата.

Джон. Когда я впервые услышал об этом «безотказном» под-ходе, то, честно, не мог понять, какой смысл в нем заложен. По-

том кто-то спросил, что я думаю о фирме «Супер Марвел Леке», которая придерживается стандарта качества 98%. Это казалось достойным восхищения. Это значит, что ни одна метровая ли­нейка не может выйти за пределы их мастерских, будучи короче 98 см. Затем меня спросили, как бы я себя чувствовал, если бы Лондонский метрополитен объявил своей задачей на следующий год добиться показателей не более пятидесяти загораний в тун­нелях и максимум двадцати несчастных случаев со смертельным исходом. А один мой знакомый, консультант по менеджменту, рассказывал, что в фирмах, где убытки от прогулов предусмат­риваются отдельной строкой в расходах, этот показатель бюдже­та всегда оказывается выполненным.

Робин. Что ж, «безотказный» подход явно работает на потре­бителя. Наиболее дальновидные компании поняли, что люди пла­тят и будут продолжать платить за качество. Поэтому корпора­ция «Tesco», например, сейчас скорее вкладывает прибыли в ка­чество, нежели в снижение цен.

Джон. В одном нашем учебном видеофильме по бизнесу, посвя­щенном борьбе за 100%-ное качество, мы учили, что это возмож­но, только если каждая стадия процесса постоянно отслеживает­ся и улучшается в соответствии с обратной связью, получаемой от всех его участников, каждый из которых постоянно опрашива­ется и выслушивается.

Робин. Одним из первых пропагандистов подобных идей был аме­риканец Альфред Деминг. Его идеи почти не замечали в Соеди­ненных Штатах, но они были с энтузиазмом восприняты в Японии после 1945 года. Деминга считают там одним из столпов их гигант­ских промышленных достижений. Он верил, что бесконечная борьба за улучшение качества не только заставит покупателей возвра­щаться с новыми заказами, но даже сделает так, что они будут хвастаться этими изделиями, привлекая тем самым своих знако­мых. Только когда фирмы США были вытеснены с рынка из-за того, что американцы стали предпочитать японскую продукцию, некоторые из них начали прислушиваться к идеям Деминга.

Джон. Я писал сценарий к фильму «Video Arts»* о работе в команде, и в ходе связанных с этой работой исследований я обна­ружил, что в британском отделении фирмы «Ниссан» контролеры каждый день в течение десяти минут встречаются с производствен­никами для обсуждения любых аспектов улучшения производствен­ного процесса. Все основываетс'я на идее «Если промежуточные вычисления правильны, то итог получится правильным сам со­бой». «Ниссан» почти одержима упрочением контакта между конт­ролерами и производством. Удивительно думать, что «Ниссан» сей­час является одним из основных британских экспортеров.

Робин. И такие фирмы исповедуют философию обслуживания клиента, которая простирается далеко за пределы того, что при­нято называть «разумным» деловым подходом. Поэтому когда что-то ломается в изделии американской фирмы, такой, как «Caterpillar

Собственная киностудия Джона Клииза, где производятся фильмы для обучения бизнесу.

Tractor» или IBM, или британской, например JCB или ICL, немед­ленно прилагаются колоссальные усилия по ремонту или замене детали, ставшей причиной отказа, в наикратчайший срок, как будто идет война и победа висит на волоске. Такие фирмы присылают кого-нибудь, часто из старшего персонала, за немалые деньги и при этом, казалось бы, вообще не заботятся об издержках.

Джон. Да. А если недостаток исправлен действительно хоро­шо, то можно даже разочарованного и, возможно, озлобленного человека превратить в пожизненного клиента. Потому что боль­шинство людей не любят жаловаться и не испытывают удоволь­ствия от всего, что с этим связано. Так что, если оказать им теп­лый прием, внимательно выслушать их проблему и действитель­но решить ее, то люди чувствуют огромное облегчение и благо­дарность — может быть, даже больше, чем если бы изделие с самого начала работало как надо.

Робин. Все принимают как должное, что «Mark & Spencer» все­гда заменяют товар, который им приносят обратно, без всяких рас­спросов и сопротивления. Поэтому людям не приходится беспоко­иться о своей возможной ошибке; они делают покупки более уве­ренно и в конце концов покупают больше.

Джон. Оставим теперь клиентов — ты сказал, что «Объедини­тельный Подход» распространяется и на работников.

Робин. Это прекрасно видно в подходе к ответственности пе­ред работником. Все знают о политике пожизненного найма, при­нятой в больших японских фирмах, но многие западные фир­мы — например, «Hewlett Packard» или «United Biscuits» — тра-тят огромные усилия, очевидно противоречащие их текущим фи­нансовым интересам, чтобы защитить кадры от сокращения. Та­кие компании рассматривают необходимость в создании новых

рабочих мест для работников, которых иначе пришлось бы со­кратить, как мотив для того, чтобы разнообразить свою деятель­ность. Кроме того, они заботятся о своих работниках изумитель­но большим количеством способов — от мероприятий по охране здоровья и помощи в жилищных программах до спорта и обще­ственных мероприятий, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с повышением прибыльности фирмы. Результатом всего этого является высокая лояльность и преданность фирме, каж­дый сотрудник вносит больший вклад в ее процветание. Сравни уровень текучести кадров в разных магазинах.

Джон. Но некоторые могут назвать такую разновидность бла­готворительности патерналистской, направленной в основном на манипулирование людьми, и сказать, что это не является истин­ным альтруизмом.

Робин. Я рассматриваю это как проявление естественной челове­ческой ответственности друг перед другом, когда тот, кто старше и сильнее, принимает на себя, соответственно, больший груз, на­ходясь в более выигрышном положении. Как в старой британской армии, где офицер не приступал, к еде, прежде чем его солдаты были накормлены. Это не отличается от жизненных принципов хорошей семьи, за исключением степени близости и взаимной от­ветственности.

Джон. А дети и подростки также несут какую-то ответственность перед семьей, не так ли? Может быть, подозрительное отношение к тем, кто наверху, проистекает из предположения, что началь­ство и работяги изначально принадлежат к разным типам людей?

Робин. Именно. Поэтому люди предпочитают работать в действи­тельно хороших, дружелюбных, правильно организованных мес­тах. Им там больше нравится.

Джон. Я хочу уточнить это еще раз. В лучших структурах так называемый Объединительный Подход выходит за рамки того, что принято называть «разумным» деловым подходом?

Робин. Похоже на то. Это напоминает родственное поведение здоровых семей. Здоровые структуры как будто поступают так не для того, чтобы получить что-то взамен. Они ведут себя так, по­тому что верят в это.

Джон. В такой формулировке это выглядит почти как религи­озная убежденность...

Робин. Часто это на самом деле так. Если присмотреться к ком­паниям, успешно действующим в течение действительно долгого времени, пережившим потерю своего основателя или идейного вдохновителя и продолжающим поддерживать отличное качество, то можно обнаружить, что некоторые принципы, которых при­держивался этот человек, и впрямь были «религиозными».

Джон. В каком смысле?

Робин. Конечно, это может подразумевать участие в каком-нибудь религиозном движении. Томас Дж. Уотсон, основатель IBM, недвусмысленно основывал свою философию бизнеса на христи­анских ценностях, хотя и толковал их на довольно прозаичном уровне, уровне Дейла Карнеги. Коносуке Мацушита, основатель японского гиганта электропромышленности, названного его именем, находился под глубоким впечатлением японских религиозных моти­вов и систематически пытался применять эти принципы к разви­тию своей компании. Затем, конечно, нельзя не вспомнить вели­кие квакерские семейства — Кэдберри, Фрай, Роунтри и Келлог. Но что важнее конкретного вероучения, так это манера основа­теля «жить» в соответствии с определенными этическими принци­пами, которые, возможно, совпадают у всех великих религий мира.

Джон. То есть важно их поведение, а не верования?

Робин. Верно. Так что основное влияние на этих людей скорее всего оказала семья, в которой они выросли, хотя они могли стол­кнуться с хорошим влиянием и позднее — в школе, на работе, у своего наставника или даже почерпнуть из какого-то высшего ис­точника. Но некоторые люди действуют на основе этих необычай­но хороших ценностей, не особо задумываясь над тем, откуда они это взяли!

Джон. У них просто очень позитивное представление о том, на что способны люди, которым они верят, поощряют и обеспечива­ют хорошие условия для работы.

Робин. И они принимают как должное, что честный, качествен­ный труд является самостоятельной ценностью для них самих.

Джон. И они также хорошо разбираются в тактике бизнеса. Таким образом, я полагаю, что различие между человеком, «веря­щим» в эти принципы, и человеком, пытающимся применять их, потому что они приносят прибыль, заключается в том, что послед­ний не собирается придерживаться их с той же убежденностью и стойкостью в случае, когда дела пойдут плохо, в случае, если эти принципы «не работают» в денежном исчислении. Он будет склонен поддаться искушению при удобном случае срезать угол, и люди это в нем почувствуют. И поэтому он никогда не добьется от людей

7-1222                                                                                         97

 

 

того же «родственного» отношения в ответ, в отличие от человека, обеспечивающего хорошее качество и высокий уровень обслужи­вания «и в дождь, и в вёдро», сколько бы ему это ни стоило.

Робин. В Японии есть один человек, который пытается вести дела совсем как Маркс и Спенсер у нас, но очень расстраивается, что не может получить такие же прибыли. И каждый раз, встре­тив кого-нибудь, знающего о Марксе и Спенсере, он пытается выкачать из него информацию о том, как это получается, что Маркс и Спенсер ведут свой бизнес успешнее него. Но это никог­да ему не помогает, потому что Маркс и Спенсер извлекают свои исключительные прибыли не из узкого, сугубо эгоистичного под­хода, способного породить такой вопрос.

Джон. Вулворты теперь могут рассказывать подобную историю о себе. Несколько лет назад они закупили для своих работников новые красивые комбинезоны для поднятия духа. Только у комби­незонов отсутствовали карманы — работники могли использовать карманы для воровства, ты же понимаешь. Результат получился прямо противоположным тому, чего добивались. Потому что, во-первых, отсутствие карманов отвращает от воровства, хотя если у тебя самого такие наклонности, неудивительно, что у тебя воз­никла такая идея! И, во-вторых, каждый, кто проследил ход этих мыслей, чувствовал себя оскорбленным.

Робин. Это прекрасный пример того, как люди каким-то не­уловимым образом всегда оказываются способными отличить, скры­вается ли за поступком искреннее Объединительное Отношение или же просто попытка ими манипулировать.

Джон. Я считаю весьма ободряющим тот факт, что настоящая щедрость может приносить нужные плоды. Маккиавелли, должно быть, ворочается в своем гробу. Но эти фирменные «верования», о которых ты говоришь, они ведь обычно не выражаются в рели­гиозных терминах?

Робин. Обычно нет. В большинстве случаев глава фирмы стре­мится, чтобы его компания была «лучшей» и очень высоко ценит своих работников как личностей. Если ты летал рейсами «Delta Airlines» или «Virgin Atlantics», то мог заметить принятую там манеру особого внимания и спокойного дружелюбия по отноше­нию к пассажирам. Это идет от усиленного внимания, которое фирмы уделяют установлению хорошего взаимодействия между управляющим звеном и работниками, что, в свою очередь, создает высокий командный дух и сильное чувство гордости за свою работу и удовлетворения от нее и от этой манеры общения с клиентами. Исследования показывают, что там, где имеется такая предан­ность идее добиваться высоких показателей, привлекая все луч­шее, что есть в людях, у работников вырабатывается выраженная убежденность в важности экономического процветания компании.

Джон. Да, это следует из осознания каждым того, что его це­нят. Ведь если человек осознает ценность своего вклада и знает, что эта ценность признана... то он может получать удовольствие от успехов своей фирмы, потому что они становятся его собствен­ными успехами. Если съемочная группа получала удовольствие от работы над фильмом, то его финансовый успех им особенно приятен.

Робин. Но, конечно, для того чтобы добиться такой атмосферы в структуре, ее руководители должны быть «командными игрока­ми»- Потому что только лидеры, исповедующие Объединитель­ный Подход, владеют великим управленческим искусством извле­кать все лучшее из «обычных» сотрудников фирмы — тех, кого называют «серединка на половинку». А умение «извлекать лучшее из них» означает способность это лучшее в них разглядеть, ожи­дать от них лучшего и использовать это лучшее, заставляя со­трудников работать с полной отдачей, поощряя их успехи, разви­вая их способности и повышая чувство уважения к себе. Что, в совокупности, ведет к гордости за свою работу и большему удов­летворению от нее.

Джон. Беда в том, что если у людей не было подобного опыта, то они не поверят, что это возможно.

Робин. Да, и нездоровые управляющие не верят, что «лучшее» вообще имеется у их работников. Если ты не вырос в особенно здоровой семье, то нужен опыт подобных ощущений, чтобы дока­зать тебе возможность всего этого.

Джон. Ну ладно, я переполнен энтузиазмом и готов кричать ура. Но вдруг я задумываюсь... «Минуточку, а не могут ли люди про­сто использовать такую систему в своих интересах, присосаться к ней? » В школе меня учили, что при подобном обращении они ста­новятся «нерадивыми».

Робин. На практике, в общем случае, этого не происходит. При прочих равных условиях, если начальство действует исходя из бла­гожелательности и доверия, то это вызывает у людей аналогич­ные ответные чувства. Помнишь, мы говорили о «философии до­статка»? Если один человек демонстрирует подобное отношение, то другой обычно реагирует соответственно. Например, в таких структурах не используют системы учета рабочего времени и дру­гие способы проверки, чтобы убедиться, что люди отрабатывают свое жалованье. Вместо этого там полагаются на своих работни­ков, воздавая им проявлением доверия и доброй воли, обращени­ем с ними как с ответственными, взрослыми людьми. И это сраба­тывает. Одно из исследований показало, что лишь от 3—8 про­центов работников действительно злоупотребляли этим доверием.

Джон. А как насчет тех начальников, которые считают, что луч­ший способ держать подчиненных «в форме» — это внедрить в них сознание того, что они будут уволены, если не вылижут свою работу до блеска?

Робин. Действительно, это один из способов держать планку вы­соко. Но само по себе это вызывает сильное беспокойство, создает напряжение и портит хорошие отношения между управляющим звеном и исполнителями. Кроме того, это заставляет людей скры­вать свои ошибки и душит творчество. Описываемый мной более позитивный подход работает лучше. В конце концов, если резуль­таты работы человека опускаются ниже требуемого уровня, то Объединительный Подход не означает запрета упоминать об этом!

Джон. Я вспоминаю один фильм «Video Arts» на эту тему. Основ­ной идеей было то, что в любой работе имеется «стандарт» произво­дительности, который можно оценить в объективных показателях.

7*                                                                                                 99

 

Поэтому, если результаты работы человека опускаются ниже такого уровня, то он обсуждает этот факт со своим начальником, чтобы определить причины происходящего. Затем вырабатываются и согласовываются способы улучшения результатов. Но в любом слу­чае проблему решают совместными усилиями. Это не то, как если бы начальник покрикивал: «Засучить рукава! »; скорее это выгля­дит как: «У нас возникла вот такая проблема. Что мы можем сде­лать, чтобы вернуть результаты к нужному уровню? » И, конечно, при этом не исключается возможность увольнения человека, если он не может добиться нужного результата. Потому что если он не может, то кто-то ведь все равно должен сделать эту работу.

Робин. Любому человеку неприятно слышать, что его работа перестает удовлетворять существующим критериям, однако боль­шинство людей благодарны начальнику, который указывает на это, но делает упор на том, чтобы оказать помощь в улучшении рабо­ты. И конечно, многое зависит от того, откуда эти критерии взя­лись. Если они были изначально согласованы работником и компа­нией после обсуждения, то работник гораздо охотнее будет их придерживаться.

Джон. Это было еще одним из уроков в том фильме!

Робин. Конечно, этот процесс основывается на взаимном дове­рии и объединении усилий, но вовсе не означает, что работа не может эффективно отслеживаться. В такой атмосфере гораздо лег­че отслеживать результаты работы, что позволяет раньше рас­познавать проблемы.

Джон. Что ж, все это кажется мне очень интересным, но одно меня тревожит: я всю дорогу соглашаюсь со всем, что ты гово­ришь об этих структурах.

Робин. Что ты имеешь в виду?

Джон. Ну, когда ты говоришь о знакомых мне вещах, я согласен с тобой в 99% случаев, а когда тема мне незнакома, я хочу верить этим идеям. Нашим читателям это может показаться утомитель­ным — быть может, они предпочли бы, чтобы я был более неве­жественным спорщиком. В любом случае, я приношу за это свои извинения. Итак... оставляя в покое клиентов и работников, как Объединительный Подход можно применить в случае с дистрибь­юторами и поставщиками?

Робин. Точно так же. McDonalds, Nissan и Marks& Spencer явля­ются выдающимися примерами отношения к поставщикам, осно­ванного на помощи и поддержке. Конечно, они выдвигают очень высокие требования к качеству и не согласны на меньшее — ина­че они подведут себя и своих клиентов. Но эти фирмы поддержи­вают тесные связи с поставщиками и оказывают им всемерную помощь по достижению требуемых стандартов. Они даже прояв­ляют такую же заботу об условиях труда в фирмах-поставщиках, как и у себя. Бывший президент M& S Маркус Сиф, бывая с визи­том у поставщика, всегда просил показать ему туалеты; он знал, что там получит истинное представление о том, насколько фир­ма заботится о создании хороших условий для работников.

Джон. То есть эти здоровые структуры проявляют наш так называемый Объединительный Подход не только по отношению

клиентам, но и к партнерам, и делают это потому, что «верят» „ открытость и взаимопомощь как стиль жизни, а не просто пото­ку, что такая манера поведения, как выясняется, способна да­вать лучшие результаты.

Робин. Складывается именно такое впечатление.

Джон. Хорошо. Тогда перейдем к следующему пункту в списке характеристик здоровой семьи — к любви! Обсуждение, пожалуйста.

Робин. Как ты помнишь, самая удивительная особенность люб­ви в здоровых семьях — проявление в ней независимости и отде-ленности. Пара после соединения и наслаждения тесной близостью могла вновь разъединиться, и ее части действовали независимо, с большой уверенностью в себе.

Джон. Не нуждаясь в том, чтобы цепляться друг за друга и кон­тролировать друг друга, — помню.

Робин. Так вот, в случае с организациями существует прямая аналогия. Очень большое впечатление производит то, как в наибо­лее успешных структурах позволяют людям действовать независи­мо, как им дают возможность разбираться самостоятельно, разре­шая действовать под удивительно малым присмотром. И конечно, некоторые успешные структуры полностью передают функции кон­троля, переводя часть своего бизнеса в условия франчайзинга. В качестве примера можно привести фирмы по доставке молока.

Джон. Я думаю, что на самом деле это не так уж и удивитель­но. Всем известно, что в плохо организованных структурах руко­водство старается контролировать всех и вся, потому что не до­веряет способности работников сделать что-либо так, как надо. И вот они все цепляются друг за друга в поисках защиты, и никто ничего не может толком сделать...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.