Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Robin Skynner John Cleese 4 страница



Джон. Но феминизм как раз и борется за то, чтобы сделать жен­щину более независимой. Привело ли это к общему улучшению душевного здоровья в парах?

Робин. Там, где женщины действительно стали более незави­симыми — а не ограничились простой заменой позы подчинения на позу самостоятельности, что само по себе является формой зависимости, — по моему впечатлению, уровень душевного здо­ровья заметно повысился. Это делает возможными гораздо более богатые отношения, но в таком случае оба партнера должны стать более независимыми. Беда в том, что эмансипация женщины за­частую обнажает не признаваемую мужчиной зависимость от нее, зависимость, в которой она добровольно участвовала и не пыта­лась оспаривать. Если он способен признать это и повзрослеть вместе с ней, то отношения могут улучшаться и улучшаться. К сожалению, многие мужчины не дорастали до того, чтобы при­нять этот вызов, а вместо этого пытались сопротивляться и отри­цать усиление женской роли, или ретировались и отказывались принимать участие, или сами принимали на себя пассивную и под­чиненную роль. Все это ведет к ухудшению отношений и — в фи­нале — к разводу.

Джон. Возвращаясь к скованности отношений в средней семье, что ты можешь сказать о влиянии, которое это оказывает на детей?

Робин. Здесь, конечно, наблюдается большой разброс. Но в лю­бом случае члены семей не чувствуют такой свободы, как в более здоровых. Из-за более выраженного стремления к стабильности и осторожности каждый член семьи ощущает более сильное при­нуждение к тому, чтобы вести себя «как положено». Поэтому в конце концов и родители, и дети могут прийти к исполнению ро­лей, не отражающих полностью их истинной природы.

Джон. Дети не будут чувствовать, что свободны сделать насто­ящий выбор? Они скорее будут чувствовать, что должны посту­пить так, как от них ожидают?

Робин. Скорее всего, да. Один из вариантов выбора — подчи­ниться. Но другой вариант — восстать и рвануться в противопо­ложном направлении... Это, возможно, и лучше, чем шагать в строю, но может обернуться долгим и тяжелым путем туда, куда ты действительно стремишься. В сущности, восстание представ­ляет собой почти такую же скованную реакцию, как и подчине­ние. Ты так же определяешь свою жизнь в понятиях оценок и

ожиданий других людей, вместо того чтобы стать независимым и жить в своей выработанной системе ценностей.

Джон. Но на жизненном пути человеку приходится «играть роли».

Робин. Действительно. Но в наиболее здоровых семьях дети вырастают с ясным осознанием того, что они собой представля­ют, и это ощущение им удобно. Поэтому они играют роли для общественной пользы, но могут легко выйти из нее, когда такая необходимость отпадет.

Джон. Они не путают себя со своим «ролями».

Робин. Напротив, середняки более склонны отождествлять себя со своими ролями и чувствовать растерянность, когда не могут втиснуть себя в один из принятых шаблонов. Они сами более и более ограничивают свою жизнь.

Джон. В таком случае средние дети, вырастая, более склонны примерять на себя половые стереотипы, вроде «Рэмбо» и «Бимбо».

Робин. Да. И в результате чаще оказываются втянутыми в на­доевшую вековечную Войну Полов. Они боятся, что изменив свое­му стереотипу, для того чтобы выполнить обычные функции парт­нера, они завязнут и уже не смогут вернуться к прежней роли.

Джон. В то же время традиционное распределение ролей дает «середнякам» возможность держаться на расстоянии. Что для них предпочтительнее.

Робин. Это верно. Они не чувствуют себя достаточно уверенны­ми в мужественности и женственности, чтобы позволить себе на­стоящую близость и открытость друг другу. Тогда как в наиболее здоровых семьях супруги могут быть настоящими друзьями, а не только любовниками.

Джон. Ты говорил о разделении власти между мужем и женой в наиболее здоровых семьях. А как обстоит дело у «середняков»?

Робин. Отношения более иерархичны, и у руля находится один из родителей. В семьях, расположенных ближе к верхнему концу шкалы, второй родитель принимает роль заместителя команди­ра, и по отношению к детям это может неплохо работать, так как существуют понятные, согласованные правила и каждый знает свое место. Но в нижней части шкалы мы видим нескончаемые конф­ликты и борьбу между родителями за пост № 1, что ставит перед детьми проблемы разделения лояльности и нечетких ориентиров.

Джон. В наши дни в связи с изменениями в традиционных поло­вых ролях и ростом числа разводов увеличивается количество родителей-одиночек. Страдают ли из-за этого дети?

Робин. Нет никаких сомнений, что два счастливых, душевно здоровых, ладящих друг с другом, достигших согласия по вопросам воспитания детей родителя являют собой идеальный вариант. Но, как я обнаружил, действительность зачастую разительно отлича­ется от идеала; существуют доказательства того, что дети могут потерять больше, живя с двумя несчастливыми, вечно воюющими родителями, продолжающими жить вместе только «для блага де­тей», чем живя с одним из них, более счастливым после расстава­ния — при условии, что родители ставят превыше всего интересы детей и стремятся к сотрудничеству, давая ребенку возможность

общаться с каждым из них. Конечно, в этом случае действуют все принципы шкалы душевного здоровья. Если глава неполной семьи расстался со своим партнером из-за собственных психоло­гических проблем, то эти проблемы с ним и останутся и будут продолжать служить источником трудностей и после развода. Че­ловек, изначально настроенный враждебно к противоположному полу, будет пытаться разрушить отношения ребенка не только с другим родителем, но и с людьми, выступающими заменой этому родителю; тогда как родитель, любивший партнера, но покину­тый, не будет иметь ничего против такой замены.

Джон. Двигаемся дальше... Следующим в нашем списке идет общение. Я полагаю, оно должно быть более управляемым и ос­торожным. Без всякого циркачества.

Робин. Конечно, так как дети усваивают, что не все их эмоции и реакции приемлемы. Поэтому они учатся подавлять их из страха быть отвергнутыми семьей, вместо того чтобы, выражая их, учиться ими управлять.

Джон. Так, следующая в списке особенность душевно здоровых семей — реалистичное видение мира.

Робин. Ну, средние, нормальные люди гораздо лучше и точнее представляют себе действительность, чем менее здоровые; но они, впрочем, отличаются и от более здоровых своей выраженной склонностью перекладывать вину на других, как внутри, так и вне семьи. То есть они проецируют многие свои непризнанные эмоции на других людей.

Джон. Они более склонны относиться с предубеждением к дру­гим группам?

Робин. Естественно, и чем ближе к нижнему концу шкалы, тем более.

Джон. Как еще проявляется это менее четкое мировосприятие?

Робин. Так же, как и в менее здоровых семьях, только не в такой степени. Они гораздо неуютнее чувствуют себя в условиях новизны и неопределенности, чем «здоровяки», и, как следствие, склонны скорее цепляться за устоявшиеся взгляды и убеждения,

нежели постоянно пересматривать их в свете свежих впечатле­ний. Они, несмотря ни на что, верят своим старым «мысленным планам», вместо того чтобы больше интересоваться «территори­ей», рассматривая «план» как нечто вторичное, временное и при­близительное. Поэтому они «придерживаются своих принципов», крепко держатся за свои политические и партийные пристрастия или расовые и социальные предрассудки, даже если ход событий им противоречит. Кроме того, эти люди, как правило, имеют весьма идеализированное представление о своей семье, сформированное теми эмоциями, которых они обычно избегают и в которых не при­знаются, что искажает их способность ясно видеть самих себя. На­пример, «мы никогда не ревнуем друг друга в семье», «мы очень близки друг другу» и т. п.

Джон. А как «середняки» ведут себя в реальном мире, например на работе?

Робин. Исследования показывают, что люди, находящиеся ближе к верхнему концу шкалы, могут добиваться больших успехов в работе. Это порядочные, ответственные люди, и они представляют себе реальность достаточно четко. Более того, они могут быть весьма эффективными при контроле исполнения.

Джон. Но так ли хорошо они обращаются с людьми, по сравне­нию с более здоровыми?

Робин. Нет. Они более ориентированы на решение задач и склонны считать общение с сотрудниками источником неудовлетвореннос­ти и раздражения. Что, конечно, мешает им добиваться лучших результатов от других. Тогда как более здоровые душевно, по от­зывам, получают громадное удовольствие, если им удается убе­дить человека проявить свои способности в полной мере.

Джон. Другими словами, им действительно нравится работать с людьми, тогда как «середняки» более склонны считать, что дру­гие просто «путаются под ногами»!

Робин. И, конечно, при таком подходе они вряд ли способны на плодотворное сотрудничество с коллегами. Но мы обсудим это подробнее в главе 2.

Джон. Хорошо. Ну, и наконец... как «середняки» справляются с переменами в жизни? Эта всеобъемлющая скованность, про кото­рую ты всю дорогу упоминаешь, должна сильно затруднять им адаптацию.

Робин. И опять, они находятся между очень здоровыми людьми, которые просто упиваются переменами и с готовностью перена­страивают себя, и действительно нездоровыми, которые вооб­ще не могут приспособиться к переменам и хотели бы «остано­вить время». Рассмотрим самую экстремальную ситуацию — смерть одного из членов семьи. «Середняки» не смогут, как более здоровые, оплакать утрату, а затем, приведя свои чувства в по­рядок, продолжать свою жизнь. Но они не будут и полностью отвергать эту утрату, как менее здоровые. Они приспособятся к этому горю, но медленно и с трудом. В качестве компромисса возможен перенос чувств к умершему на другого члена семьи, на которого может неблагоприятно повлиять то, что к нему от­носятся как к другому человеку.

Джон. А так как мы говорим о 60% населения, легко понять, почему мы все довольно консервативны в своих взглядах.

Робин. И это кажется вполне нормальным.

Джон. Должен сказать, что чем больше я думаю об этих исклю­чительно здоровых душевно людях, тем сильнее у меня ощуще­ние, что все их характеристики каким-то образом взаимосвязаны. Это странно... и трудно выразить словами. Но кажется, что ни одна из них невозможна сама по себе, без остальных.

Робин. Вспомни, что группа, проводившая исследование исклю­чительно здоровых семей, озаглавила свой отчет «Не единая нить», чтобы еще раз выделить мысль о том, что не существует одного «чудесного ингредиента», дающего необычное здоровье.

Джон. Да, но не только это. Я имею в виду ощущение того, как каждый фактор помогает всем остальным и, в свою очередь, за­висит от остальных. То есть начать можно с любого места. Рас­смотрим детей, которые вырастают, зная, что все их чувства допустимы. Очевидно, что ощущение этого помогает им общаться более открыто. Поэтому другие люди в ответ тоже относятся к ним более открыто. За счет этого они лучше узнают людей. Это помогает им правильнее представлять себе мир. Что делает их более реалистичными. Благодаря чему они не будут часто разоча­ровываться в своих ожиданиях. Так что они смогут больше на­слаждаться жизнью, прекрасно себя чувствовать и, как следствие, более открыто относиться к людям. Все цепляется одно за другое.

Робин. И впрямь, это так. Это еще один пример позитивного круга, соединяющего разные характеристики. Из-за того, что мне­нием детей всерьез интересуются, они учатся не только быть от­крытыми и чувствовать, что чувствуют и думают другие люди, но и уважать чужие субъективные взгляды. Что усиливает ощу­щение своей индивидуальности. Поэтому они становятся более не­зависимыми эмоционально. Поэтому они чувствуют большую сво­боду быть самими собой, не стараются «втиснуться в какие-то рамки». Поэтому они способны оставаться ненапряженными и по­лучать удовольствие от участия в «цирковом представлении».

Джон. А участие в представлении, где каждый получает удо­вольствие от своей роли, добавляет уверенности в себе. Поэтому случайные проблемы не воспринимаются как угрожающие. Поэто­му нет нужды прятать негативные эмоции. Поэтому возникающие споры и конфликты разрешаются благодаря тому, что общее от­ношение пропитано теплотой и поддержкой, а атмосфера «цир­кового представления» предполагает более непринужденный на­строй всех участников, что помогает им более творчески подхо­дить к выработке решения для улаживания конфликта! Поэтому у семьи лучше получается решение проблем, а отношение к отри­цательным эмоциям становится более спокойным. Поэтому они чувствуют еще большую непринужденность и получают еще боль­ше удовольствия от жизни.

Робин. А это делает их еще более открытыми, что позволяет им еще комфортнее быть самими собой, что означает, что они еще больше укрепляются в уверенности в себе благодаря своей «отделенности» и осознанию «отделенности» других.

Джон. Что позволяет им идти на риск более тесной близости, в которой они получают больше поддержки и удовольствия друг от друга, что еще больше укрепляет их веру в себя, что помогает им легче приспосабливаться к происходящим переменам. Поэтому осознание своей способности справиться с любыми трудностями делает их еще более ненапряженными и так далее, и так далее, и так далее. Немного утомляет, не правда ли?

Робин. Здесь есть еще один аспект, возможно, очевидный, но я все равно хочу его упомянуть. Видишь ли, то, что супруги выс­тупают как равноправные партнеры, дает прекрасный пример их детям. Когда они вырастут, этот пример поможет им сформиро­вать столь же равноправные союзы, вместо того чтобы сползти в рамки шаблона средней семьи, с ее отношениями господства-под­чинения между супругами.

Джон. Я все еще поражен тем, как здесь все взаимосвязано.

Робин. Это происходит потому, что семья является взаимосвя­занной системой.

Джон. Минуточку, что это значит?

Робин. Ну... В былые времена, рассуждая о причинах и след­ствиях, пользовались аналогией с вереницей вагонов на сортиро­вочной станции. Но около сорока лет назад исследователи в раз­ных областях науки начали проявлять больший интерес к изуче­нию целого, а не составляющих частей, используя более широ­кий угол зрения для рассмотрения отношений между вещами, а не отдельных деталей.

Джон. «Целое» — это то, что ты называешь «системой»?

Робин. Совершенно верно. Изучая системы самых разных типов — системы наведения оружия, компьютеры, семьи, исследователи начали осознавать, что все взаимосвязано и взаимозависимо в го­раздо большей степени, чем они предполагали. Вместо аналогии с железнодорожным составом здесь больше подходит аналогия с сис­темой центрального отопления, в которой котел, нагревшись, вык­лючает термостат, что приводит к его охлаждению, из-за чего тер­мостат опять включается, поддерживая постоянную температуру.

Джон. То есть семья рассматривается как гомеостатическая си­стема с большим количеством взаимозависимых переменных?

Робин. Ну, не обязательно гомеостатическая! В некоторых сис­темах, где включение одной кнопки может привести скорее к вклю­чению, чем к выключению других, можно столкнуться с эффек­том, больше напоминающим распространение паники в толпе, ког­да страх умножается из-за того, что крики отдельного человека влияют на его окружение по нарастающей цепной реакции, как при ядерном взрыве. Но в любом случае чаще оказывалось, что в системе причины и следствия связаны друг с другом циклично.

Джон. То есть, говоря о семьях, значит ли это, что серьезные проблемы могут возникать из-за достаточно мелких причин, ум­ножающихся в «порочном кругу»?

Робин. Именно. Это то хорошее, что удалось обнаружить се­мейной терапии благодаря такому системному подходу. Хорошее заключается в том, что можно разорвать этот «порочный круг» нисхождения по спирали от плохого к худшему и превратить его

 

в «добродетельный круг», направленный в другую сторону. Это означает, что даже мелкие реальные перемены к лучшему мо­гут, умножаясь, вести по пути к большему счастью.

Джон. Я знаю, что семейная терапия часто дает быстрый ре­зультат. Причина именно в этом?

Робин. Это одна из причин. Другая заключается в том, что ты используешь интеллект всей семьи. Каждый из членов семьи за­метил особенности начала семейных проблем, которые другие упу­стили. Поэтому ты получаешь гораздо больше информации. Часто кто-то из детей — брат или сестра, не рассматривавшийся роди­телями в качестве источника проблемы, — видит причину семей­ных затруднений лучше всех остальных. А присутствие всей се­мьи позволяет объединить их усилия в решении проблемы после того, как она понята.

Джон. После этой рекламной паузы вернемся к семьям, кото­рым терапия не нужна. Когда все эти здоровые характеристики цепляются друг за друга по кругу, есть ли какие-то характерис­тики, не связанные с другими?

Робин. Возможно, что и нет. В наиболее здоровых семьях в той или иной степени наблюдались все эти характеристики. Но... от­мечались существенные различия в степени выраженности отдель­ных характеристик в каждой конкретной семье.

Джон. То есть в каждом случае была «смесь в разных пропорциях».

Робин. Совершенно верно.

Джон. Это напоминает мне слова Толстого в начале «Анны Ка­рениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Робин. Я думаю, что в основном это так. Конечно, каждая семья уникальна, как уникальны отпечатки пальцев. Но функционирование здоровых семей, похоже, основывается на тех принципах, кото­рые я старался выделить. В конце концов, число способов сделать что-то хорошо гораздо меньше числа способов сделать это плохо.

Джон. Ну, хорошо, Робин, до сих пор ты разливался соловьем, повествуя об этих так называемых здоровых семьях и жизнерадо­стно оскорбляя этим всех тех наших читателей, которые до сей поры считали себя достаточно здоровыми. Какими научными ис­следованиями ты можешь подкрепить свои слова?

Робин. Как я уже сказал в самом начале, интерес к здоровым семьям начали проявлять совсем недавно, поэтому исследований на эту тему не так много. А восприятие существующих результа­тов затруднено тем, что исследователи постоянно используют одни и те же слова, зачастую придавая им разный смысл, а также измеряют и исследуют несколько разные параметры и явления.

Джон. Ты имеешь в виду, что они не могут договориться об общем толковании слова «здоровый»?

Робин. В некотором смысле да, но, сделав скидку на то, что они исследуют разные вещи под разными ярлыками, можно до­пустить, что никаких серьезных разногласий здесь нет.

Джон. Вот как?

Робин. И это верно не только для более формальных исследова­ний, но и для выводов многих семейных терапевтов, основанных

4—1222                                                                                                  49

на их практическом опыте. И согласуется с тем, что я узнал из клинической практики. Я не знаю ни одной характеристики, которую один из исследователей признавал жизненно важной для душевного здоровья, а другие эксперты напрочь отрицали. И в самом деле, степень согласия просто ошеломляет. Фрома Уолш в своей книге «Семейные процессы» (прекрасный обзор литературы по этой тематике) пишет, что «... различные модели семьи отлича­ются замечательным отсутствием противоречия или несовместимо­сти» и «ни один исследователь не утверждает и даже не подразу­мевает, что характеристика, признаваемая другим исследователем важной для хорошего функционирования семьи, на самом деле не имеет значения или оказывает противоположное влияние».

Джон. Какие именно исследования ты имеешь в виду? Можешь привести пример?

Робин. Кроме уже упоминавшегося Тимберлоунского проекта, а также моих собственных наблюдений и наблюдений моих кол­лег, с которыми я обсуждал эту тему, можно обратиться к ре­зультатам исследований выдающихся выпускников Гарварда.

Джон. Это вряд ли можно считать срезом общества.

Робин. Согласен, но исследования проводились именно там. Ре­зультаты изложены в книге Джорджа Вейлланта «Адаптация к жизни». Он следил за этими выпускниками в течение примерно тридцати лет, используя анкетирование и дополняющие интервью.

Джон. Какие критерии в первую очередь использовались при отборе студентов?

Робин. Они начали с нескольких сотен студентов мужского пола, а затем исключили тех, у кого были какие-либо учебные, физи­ческие или психологические проблемы. Затем деканы факульте­тов выбрали из оставшихся тех, кто казался им наиболее «спо­собными». Осталось девяносто пять человек.

Джон. Обращалось ли особое внимание на независимость?

Робин. Да. И на достижения студентов, и на их способность ус­пешно состязаться. В последующей жизни они оказались в целом наиболее успешно устроившимися из всех выпускников Гарварда тех лет. Но такие качества, как способность к близости, оценива­лись при отборе невысоко.

Джон. Хорошо приспособившиеся жизнелюбы не представляли интереса?

Робин. Возможно. Таким образом, выборка состояла из белых мужчин «англосаксонского происхождения, протестантского веро­исповедания». Хотя 70% из них считали себя «либералами» в ши­роком смысле, а 90% выступали против войны во Вьетнаме.

Джон. Тогда... вопрос номер один. Насколько «здоровыми» были эти парни, по твоему мнению?

Робин. Как я уже говорил, около 20% населения можно в целом отнести к душевно здоровым. По оценке Вейлланта, около 80% группы попадали в эти верхние 20%. Из-за некоторых ошибок, допущенных при отборе, остальные не дотягивали до такого уровня душевного здоровья. Но, конечно, у каждого из них были свои уязвимые точки. В конце книги Вейллант пишет: «Ни один из них не прошел через горнило жизни, не испытав боли, борьбы и тревоги! »

Джон. Каково было направление исследования?

Робин. Они сравнивали студентов, пытаясь определить, какие факторы вносили больший вклад в душевное здоровье и способ­ность справляться с жизненными трудностями. Особое внимание Вейллант уделял поведению этих людей в условиях стресса и тому, какими средствами защиты они пользовались — какие методы они выбирали, чтобы справиться с болезненной ситуацией, не полу­чив при этом такой эмоциональной перегрузки, которую не смог­ли бы перенести.

Джон. Является ли защита способом не смотреть правде в лицо и, следовательно, «плохой штукой»?

Робин. Не обязательно. Нам всем приходится прибегать к той или иной форме защиты при повышении давления. Здесь важно, какие способы защиты мы используем — здоровые или нездоровые. Поэтому Вейллант решил исследовать все разнообразие способов защиты и разделил их на незрелые, невротические и зрелые.

Джон. Выходит, что «незрелые» дальше от душевного здоро­вья, чем «невротические»?

Робин. Да.

Джон. Ну, ладно. Начнем со дна... Что такое незрелые защит­ные реакции?

Робин. Это способ избегать трудностей и неудобства, представ­ляя, что вещи не таковы, каковы они есть на самом деле. Напри­мер, фантазии — жизнь в мире грез, в котором ты воображаешь себя добившимся успехов и признания, вместо того чтобы прило­жить усилия и обзавестись друзьями и достичь успехов в работе. Или проецирование и паранойя — убежденность в том, что все твои недостатки на самом деле являются недостатками других, или перекладывание вины за эти недостатки на других. Или ма­зохизм и ипохондрия — попытки получить то, что ты хочешь,

4*                                                                                                 51

заставляя других отдать это тебе, вместо того чтобы взять на себя ответственность за собственную жизнь. Или разыгрывание представления, когда человек дает волю своим импульсам, не заботясь об их значении и последствиях, и, как следствие, не испытывает страданий и неудовлетворенности.

Джон. Есть ли что-нибудь общее у людей, использующих та­кие незрелые защитные реакции?

Робин. Да. Они не чувствуют, что у них вообще есть какие-то проблемы. Поэтому, во-первых, у них нет надежды на улучшение Например, фантазии отрезают человека от помощи. Вейллант об­наружил, что ни один из тех, кто погружался в мир фантазий, не имел близких друзей, и только некоторые поддерживали кон­такты со своими семьями. Во-вторых, такие люди могут служить источником многих проблем у окружающих. Розыгрыш представ­ления и паранойя часто наблюдаются у преступников и, что ин­тересно, у революционеров, которые таким образом в политичес­кой борьбе придают форму своим внутренним конфликтам. И, ко­нечно, эти реакции во все более выраженных формах можно на­блюдать, продвигаясь вниз по шкале душевного здоровья в на­правлении настоящего безумия. Вейллант не включил в рассмот­рение эту четвертую группу «психотических» реакций, поскольку в исследуемой группе не было людей со столь выраженным пси­хическим расстройством.

Джон. Хорошо. Следующая категория. Что такое «невротичес­кие» защитные реакции?

Робин. Это те способы, которыми обычно пользуются большин­ство средних людей, чтобы справиться с ситуациями необычного стресса или беспокойства. Поэтому, хотя люди и стремятся иска­жать или не полностью признавать реальность, эти способы хотя бы частично учитывают интересы других людей, позволяя нам не выпадать из общества. К примеру, подавление означает, что че­ловек задвигает неприятные мысли и чувства на задворки созна­ния и внушает себе, что большую часть времени они не суще­ствуют— «прячет их за ширмой», как мы называли это в «Се­мье». Очень похожи на это изоляция и интеллектуализация. В первом случае мы подавляем мысль, но не чувство — например, мы можем ощущать беспокойство, не отдавая себе отчета в его причине. Во втором случае мы, наоборот, помним мысль, но за­бываем связанное с ней чувство — мы можем представить себя в неистовстве, не испытывая тех яростных чувств, которые обычно такое неистовство сопровождают. При замещении мы подменяем свои мысли и чувства; человек может злиться на своего начальни­ка, но, опасаясь, что начальник заметит это и уволит его, пере­носит свою злость и вымещает ее на, к примеру, своей жене. И, наконец, формирование реакции, когда человек как бы отклоня­ется назад, стараясь притупить ощущение от пугающей его эмо­ции за счет выпячивания прямо противоположной. Например, человек может выработать скованную, ханжескую манеру пове­дения для обуздания собственных сексуальных переживаний; или гипертрофированно миролюбивую — как барьер против внутрен­ней склонности к насилию.

Джон. Что же плохого в этих реакциях «середняков», если они предполагают уважение к окружающим?

Робин. Проблема заключается в том, что все они гасят наши эмоции и таким образом делают нашу жизнь более плоской, за­жатой и безрадостной.

Джон. Хорошо. Теперь вопрос на пять с плюсом. Каковы же зре­лые способы, позволяющие справляться с настоящим стрессом?

Робин. Одним из них является предвосхищение. Ты можешь уменьшить стресс от какого-нибудь сильного переживания, пред­чувствуя, на что оно может быть похоже, и готовясь к тому, как ты будешь справляться с этим. Потом, сделав свою домашнюю ра­боту, ты можешь слегка расслабиться, будучи более уверенным в своих силах. Например, умение «заглянуть в себя» помогает пред­сказать свою возможную реакцию и просчитать последствия — это один из способов, благодаря которым психотерапия делает человеческую жизнь более эффективной и радостной. Затем есть еще сдерживание — вместо того, чтобы подавлять пугающую эмо­цию и задвигать ее за пределы осознаваемых, ты держишь ее в узде и пытаешься притерпеться к ее ощущению. Благодаря это­му ты скорее сможешь найти способ справиться с ней при необходимости.

Джон. Несколько мрачновато и туповато, на мой вкус.

Робин. Я думаю, слово «сдерживание» здесь выбрано неудач­но, потому что оно действительно ассоциируется с тяжеловесно­стью и пассивностью. Тогда как на самом деле здесь имеется в виду способность сдержать себя, выждать и выбрать подходя­щий момент. Сдерживание подобных эмоций может увеличивать их мощь, так что человек чувствует прилив сил, энергии, ожидая и выбирая момент для того, чтобы дать им выплеснуться наружу и воплотиться в действие. Однако продолжим. Следующим идет

очищение, когда человек находит другие способы выражения со­мнительных эмоций и порывов, не только удовлетворяющие его самого, но и общественно приемлемые, а иногда и созидатель­ные. Одним из примеров является альтруизм, который можно рассматривать как «заместительное» удовольствие— радость делать людям то, что хотел бы сам получать от людей. Нам нравится дарить нашим детям впечатления, которые и самим хотелось иметь в их годы. Но лучшей из этих реакций — и тебе приятно будет это услышать — является юмор] Ты полностью ощущаешь мир; ты не уклоняешься от ясного осознания болез­ненных сторон жизни; но ты повелеваешь ими, превращая их в источник удовольствия и веселья!

Джон. Лучшей! Ну, не мило ли!

Робин. Вейллант цитирует слова Фрейда: «Юмор можно рас­сматривать как высший из этих защитных процессов»!

Джон. Великолепно. Но подожди! Вот тебе вопрос на шесть с плюсом: если использование этих зрелых защитных реакций оз­начает не бегство от реальности, не бегство от наших собствен­ных неприятных или разрушительных чувств путем проецирова­ния их на других людей, но, напротив, готовность встретить жиз­ненный вызов с открытым забралом... значит ли это, что эти «зре­лые» люди более счастливы, или они просто обладают большим чувством ответственности?

Робин. Ну, конечно, более счастливы. Когда Вейллант опраши­вал всех этих людей через двадцать пять лет после выпуска из Гарварда, он задавал им много вопросов о счастье — об их рабо­те, здоровье, семьях и особенно о том, является ли «настоящее время» самым счастливым в их жизни. И он обнаружил, что счас­тье встречалось в четыре раза чаще у людей, отличавшихся бо­лее зрелыми защитными реакциями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.