Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И­юнь-де­кабрь 1787 го­да. Гла­ва пер­вая



И­юнь-де­кабрь 1787 го­да

 

Гла­ва пер­вая

 

Росс и Де­мель­за по­жени­лись двад­цать чет­верто­го и­юня 1787 го­да. Це­ремо­нию про­вел пре­подоб­ный мис­тер Од­жерс, она прош­ла ти­хо и в при­сутс­твии лишь не­об­хо­димо­го чис­ла сви­дете­лей. В ре­гис­тра­ци­он­ной кни­ге не­вес­та за­писа­ла, что ей во­сем­надцать лет, что на де­вять ме­сяцев опе­режа­ло ис­тинный день рож­де­ния. Рос­су ис­полни­лось двад­цать семь.

Он при­нял ре­шение на ней же­нить­ся че­рез два дня пос­ле то­го, как они пер­вый раз спа­ли вмес­те. Не то что­бы он ее по­любил, прос­то это ка­залось оче­вид­ным вы­ходом. Учи­тывая то, с че­го она на­чина­ла, Де­мель­за бы­ла впол­не под­хо­дящей па­рой для обед­невше­го сель­ско­го сквай­ра. Она уже до­каза­ла свою по­лез­ность в до­ме и на фер­ме, как ник­то дру­гой, и врос­ла в его жизнь так силь­но, что он да­же пред­ста­вить се­бе не мог.

Ко­неч­но, при­над­ле­жа к ста­рин­но­му ро­ду, он мог вый­ти в свет и пос­ле бе­зум­но­го уха­жива­ния за до­черью ка­кого-ни­будь ну­вори­ша ус­тро­ить се­бе ком­форта­бель­ную и скуч­ную жизнь на при­даное не­вес­ты. Но по­доб­ную аван­тю­ру он не рас­смат­ри­вал всерь­ез. С чувс­твом нем­но­го горь­кой ра­дос­ти Росс по­нимал, что этот брак окон­ча­тель­но прок­ля­нет его в гла­зах лю­дей его сос­ло­вия. По­ка муж­чи­на спит со сво­ей ку­хар­кой, это лишь вы­зыва­ет кри­вотол­ки, но ког­да он на ней же­нит­ся, то и сам ста­новит­ся в гла­зах об­щес­тва неп­ри­ем­ле­мой фи­гурой.

Он не по­ехал в Трен­вит на обед, как обе­щал. За не­делю до свадь­бы Росс спе­ци­аль­но от­пра­вил­ся к Фрэн­си­су в Грам­блер и по­ведал ему но­вос­ти. Фрэн­сис, по­хоже, ско­рее ис­пы­тал об­легче­ние, не­жели был шо­киро­ван. Воз­можно, он пос­то­ян­но жил в под­спуд­ном стра­хе, что од­нажды ку­зен сбро­сит свою ли­чину ци­вили­зован­но­го че­лове­ка и за­берет Эли­забет си­лой. Росс был впол­не до­волен, что но­вос­ти не бы­ли при­няты в шты­ки, и поч­ти до то­го мгно­вения, как соб­рался уже у­ез­жать, не вспо­минал об обе­щании, ко­торое дал Эли­забет. Од­на­ко он его вы­пол­нил, и рас­ста­лись они в ме­нее дру­желюб­ной ма­нере, чем мог­ли бы.

Па­мятуя о дав­ней друж­бе с Ве­рити, Росс пред­по­чел бы, что­бы она при­сутс­тво­вала на свадь­бе, но уз­нал от Фрэн­си­са, что док­тор ве­лел ей две не­дели ос­та­вать­ся в пос­те­ли. Так что Росс от­ло­жил приг­ла­ситель­ное пись­мо и вмес­то это­го на­писал дру­гое, бо­лее длин­ное, с объ­яс­не­ни­ем об­сто­ятель­ств и приг­ла­шая ее при­ехать их на­вес­тить, как толь­ко ей ста­нет луч­ше. Ве­рити бы­ла зна­кома с Де­мель­зой лишь ша­поч­но, в те­чение двух лет она поч­ти с ней не ви­делась, и Росс ре­шил, что она не смо­жет по­нять, что за мик­роб стар­ческо­го сла­бо­умия все­лил­ся в его го­лову.

Да­же ес­ли и так, в от­ве­те она не ска­зала ни­чего по­доб­но­го.

" До­рогой Росс,

Бла­года­рю те­бя за то, что так пол­но объ­яс­нил при­чины тво­ей же­нить­бы. Я - пос­ледний че­ловек, ко­торый стал бы кри­тико­вать твой вы­бор, но мне бы хо­телось быть пер­вой, кто по­жела­ет те­бе счастья. Я мо­люсь за вас обо­их. Ког­да я бу­ду здо­рова, и па­пе ста­нет луч­ше, я при­еду с ва­ми по­видать­ся.

С лю­бовью,

Ве­рити".

Ви­зит в цер­ковь Со­ла из­ме­нил не толь­ко фа­милию быв­шей ку­хар­ки. Джуд и Пру­ди по­нача­лу при­няли в шты­ки и с не­годо­вани­ем (нас­коль­ко они ос­ме­лива­лись его по­казать) тот факт, что ма­ляв­ку, ко­торая яви­лась сю­да бес­при­зор­ной обор­ванкой, уж точ­но ни­же их са­мих по по­ложе­нию, те­перь сле­ду­ет име­новать хо­зяй­кой. Они бы ду­лись го­раз­до доль­ше, ес­ли бы на мес­те Де­мель­зы был кто угод­но дру­гой. Но в кон­це кон­цов она то ли с ни­ми по­гово­рила, то ли прос­то за­гип­но­тизи­рова­ла, вну­шив, что пос­коль­ку она - их про­теже, то ее по­выше­ние не­кото­рым об­ра­зом прос­лавля­ет и их. И во­об­ще, как Пру­ди за­мети­ла Джу­ду на­еди­не, всё луч­ше, чем ис­полнять ука­зания ка­кой-ни­будь рас­фу­фырен­ной прош­мандов­ки с от­вислы­ми куд­ряшка­ми.

В этом го­ду Де­мель­за боль­ше не ви­делась с от­цом. Че­рез нес­коль­ко дней пос­ле объ­яв­ле­ния о свадь­бе она убе­дила Рос­са пос­лать Джу­да в Ил­ла­ган с со­об­ще­ни­ем, что че­рез две не­дели они по­женят­ся. Ког­да при­шел Джуд, Карн был на шах­те, так что он пе­редал всё ма­лень­кой тол­сту­хе в чер­ном. Пос­ле это­го нас­та­ла ти­шина. Де­мель­за тре­вожи­лась, что отец явит­ся на свадь­бу и ус­тро­ит сце­ну, но всё прош­ло спо­кой­но. Том Карн приз­нал по­раже­ние.

Де­сято­го и­юля че­ловек по име­ни Джо­уп Иш­бел, один из ста­рей­ших и хит­ро­ум­ней­ших шах­те­ров края, нат­кнул­ся в У­ил-Ле­жер на жи­лу крас­ной ме­ди. Од­новре­мен­но с этим от­кры­ти­ем в боль­шом ко­личес­тве хлы­нула во­да, и ра­боты при­ос­та­нови­ли, по­ка не бы­ло куп­ле­но обо­рудо­вание для от­качки. Штоль­ня со сто­роны уте­са прод­ви­галась сла­бо, но дол­жно бы­ло прой­ти еще ка­кое-то вре­мя, преж­де чем нуж­ное мес­то осу­шат. Опыт­ные шах­те­ры соч­ли во­ду хо­рошим зна­ком.

Но­вос­ти о на­ход­ке пе­реда­ли Рос­су, он от­крыл бо­чонок брен­ди и при­нес боль­шие круж­ки на шах­ту. Здесь ца­рило воз­бужде­ние, с вы­соты шах­ты они наб­лю­дали, как лю­ди взби­ра­ют­ся на холм за по­сел­ком Мел­лин, что в ми­ле от шах­ты, что­бы с вы­соты раз­гля­деть, по ка­кому по­воду пе­репо­лох.

На­ход­ка ока­залась как нель­зя бо­лее кста­ти, пос­коль­ку вто­рое соб­ра­ние ак­ци­оне­ров наз­на­чили че­рез не­делю, и Росс знал, что при­дет­ся про­сить еще пять­де­сят фун­тов с каж­до­го. От­кры­тие Джо­упа Иш­бе­ла во­ору­жило его весь­ма ося­за­емы­ми ре­зуль­та­тами, по­тому что да­же при бед­ном ка­чес­тве ру­ды, ко­торую Иш­бел под­нял на по­вер­хность, мож­но бы­ло ожи­дать по­лучить на нес­коль­ко фун­тов с тон­ны боль­ше, чем от обыч­ной ру­ды. До­ход ста­новил­ся боль­ше. Ес­ли жи­ла ока­жет­ся об­ширной, это оз­на­чало су­щес­твен­ную при­быль на вло­жен­ный ка­питал.

Он не за­мед­лил на это ука­зать на соб­ра­нии, сос­то­яв­шемся в душ­ной кон­то­ре мис­те­ра Пир­са в Тру­ро, и это ока­зало та­кой боль­шой эф­фект, что все без воз­ра­жений про­голо­сова­ли за даль­ней­шие пла­тежи.

Тог­да Росс впер­вые уви­дел­ся с мис­те­ром Тре­нег­ло­сом пос­ле то­го, как его сын же­нил­ся на Рут Тиг, и ста­рик воп­ре­ки обык­но­вению был при­вет­лив и рас­то­чал пох­ва­лы. За обе­дом они си­дели вмес­те, и Росс опа­сал­ся, что не­мину­емо при­дет­ся выс­лу­шивать из­ви­нения за на­руше­ние доб­ро­сосед­ско­го эти­кета, пос­коль­ку его не приг­ла­сили на свадь­бу. Он знал, что ви­на ле­жит не на Тре­нег­ло­се, и пе­ревел раз­го­вор на дру­гую те­му.

Мис­тер Рен­фрю соз­дал не­лов­кий мо­мент, ког­да вы­соко­мер­но и в под­пи­тии про­воз­гла­сил тост за счас­тли­вую па­ру, не го­воря уже о же­нихе, ко­торый на­ходит­ся сре­ди них.

Во­цари­лась нап­ря­жен­ная ти­шина, в по­том мис­тер Пирс ска­зал:

- В са­мом де­ле. Не сто­ит об этом за­бывать.

А док­тор Чо­ук при­бавил:

- Это бы­ло бы чрез­вы­чай­ным упу­щени­ем.

А мис­тер Тре­нег­лос, ко­торый, к счастью, уло­вил нить бе­седы, не­мед­ленно вско­чил на но­ги и про­воз­гла­сил:

- Это моя при­виле­гия, джентль­ме­ны. И я это де­лаю с боль­шим удо­воль­стви­ем. Наш до­рогой друг, черт ме­ня по­дери, не­дав­но сам всту­пил в брак. Вот мой тост: за ка­пита­на Пол­дарка и его юную же­ну. Пусть они бу­дут счас­тли­вы.

Все вста­ли и вы­пили.

- Бы­ло бы не­хоро­шо, ес­ли бы ник­то об этом не упо­мянул, - ска­зал мис­тер Тре­нег­лос, ког­да уса­живал­ся об­ратно, да­же не сов­сем се­бе под нос.

По­хоже, Росс сму­тил­ся мень­ше всех.

***

Она уже врос­ла в его жизнь, так ду­мал Росс. А оз­на­чало это, что она врос­ла в жизнь до­ма, всег­да пре­дуга­дыва­ла его же­лания - с го­тов­ностью, но без су­еты, бы­ла хо­рошей слу­жан­кой и при­ят­ным ком­пань­оном.

В но­вых ус­ло­ви­ях это не осо­бо из­ме­нилось. Офи­ци­аль­но они ста­ли рав­ны­ми, но на са­мом де­ле она ос­та­валась у не­го в под­чи­нении. Она де­лала, что он ве­лит, по-преж­не­му с той же го­тов­ностью и не за­давая воп­ро­сов, при этом си­яя и слов­но ос­ве­щая всё вок­руг. Ес­ли бы Росс не по­желал на ней же­нить­ся, Де­мель­за бы и не по­бес­по­ко­илась, но его ре­шение сде­лать их со­юз пос­то­ян­ным и за­кон­ным, ока­зать ей честь, дав свою фа­милию, ста­ло для нее чем-то вро­де зо­лотой ко­роны, вен­ча­ющей счастье. Те нес­коль­ко неп­ри­ят­ных ми­нут, ког­да за­ходи­ла Эли­забет, бы­ли поч­ти по­забы­ты и от­бро­шены.

И те­перь она врас­та­ла в его жизнь нем­но­го по-дру­гому. Для Рос­са уже не бы­ло до­роги на­зад, да­же ес­ли бы он и за­хотел, од­на­ко он не хо­тел. Те­перь не ос­та­лось ни­каких сом­не­ний - он на­ходил ее же­лан­ной. Со­бытия по­каза­ли, что это не бы­ло заб­лужде­ни­ем лишь од­ной лет­ней но­чи. Но Росс вов­се не был уве­рен, что же­ла­ет имен­но ее, что это не прос­то ес­тес­твен­ная пот­ребность муж­чи­ны, повс­тре­чав­ше­го на сво­ем пу­ти жен­щи­ну.

Де­мель­зу, по­хоже, сов­сем не тре­вожи­ли по­доб­ные ду­шев­ные тер­за­ния. Ес­ли рань­ше она быс­тро рос­ла и раз­ви­валась, то те­перь за од­ну ночь рас­цве­ла.

В то ле­то она бы­ла так счас­тли­ва, что это не мог­ли не за­метить дру­гие, и че­рез не­кото­рое вре­мя соз­данная ей ат­мосфе­ра рас­простра­нилась на весь дом.

Она пос­те­пен­но ос­ва­ива­ла до­пол­ни­тель­ные сво­боды, пре­дос­тавлен­ные бра­ком. Пер­вой по­пыт­кой в этом нап­равле­нии ста­ло мяг­кое пред­ло­жение Рос­су, что, мо­жет, ког­да-ни­будь бу­дет неп­ло­хо уб­рать кон­то­ру шах­ты из биб­ли­оте­ки, пос­коль­ку лю­ди топ­чут ее цвет­ни­ки сво­ими са­пожи­щами. Она уди­вилась боль­ше всех, ког­да не­делей спус­тя уви­дела ве­рени­цу муж­чин, вы­нося­щих до­кумен­ты в од­ну из де­ревян­ных хи­жин на уте­се.

Да­же по про­шес­твии нес­коль­ких не­дель Де­мель­зе при­ходи­лось прок­ра­дывать­ся в биб­ли­оте­ку со стран­ным чувс­твом ви­ны. И ей по­надо­бились все за­пасы храб­рости, что­бы си­деть там, пы­та­ясь из­влечь ме­лодии из ос­тавлен­но­го за не­надоб­ностью спи­нета, ес­ли кто-ни­будь на­ходил­ся в пре­делах слы­шимос­ти.

Но ее жиз­не­любие бы­ло столь не­обуз­данным, что пос­те­пен­но пре­одо­лело барь­еры, соз­данные тра­дици­ями и при­выч­кой под­чи­нять­ся. Де­мель­за на­чала брен­чать на спи­нете не та­ясь, ти­хо на­певая пес­ни собс­твен­но­го со­чине­ния. Од­нажды она по­еха­ла вмес­те с Рос­сом и при­вез­ла с со­бой нес­коль­ко лис­тов со сти­хами, ко­торые вы­учи­ла на­изусть, а по­том мур­лы­кала под собс­твен­ные ме­лодии на спи­нете, пы­та­ясь по­пасть в ритм.

Слов­но бы по­дыг­ры­вая счастью Де­мель­зы, ле­то вы­далось са­мым теп­лым за мно­гие го­ды, с длин­ны­ми не­деля­ми сол­нечной и спо­кой­ной по­годы и ма­лым чис­лом дож­дли­вых дней. Пос­ле зим­них эпи­демий все при­ветс­тво­вали яс­ную по­году, и мно­гие семьи про­вели это ле­то в та­ком изо­билии, что им дав­но и не сни­лось.

Ра­боты на У­ил-Ле­жер прод­ви­гались мед­ленно, но вер­но. Штоль­ня всё бли­же под­хо­дила к вы­работ­ке, и бы­ли пред­при­няты все воз­можные уси­лия, что­бы из­бе­жать боль­ших рас­хо­дов на на­сосы. Кон­ные во­роты раз­мести­ли ря­дом, под­ня­тую ими во­ду хит­ро­ум­ным об­ра­зом за­жима­ли в уз­кий про­ток, а по­том вы­пус­ка­ли, так что она вра­щала ко­лесо, с по­мощью ко­торо­го то­же при­водил­ся в дей­ствие на­сос, от­ка­чива­ющий еще боль­ше во­ды. Те­перь уже на­чали до­бывать медь. Вско­ре ее на­берет­ся дос­та­точ­но, что­бы пос­лать груз в Тру­ро на один из а­ук­ци­онов.

***

Она уже врос­ла в мою жизнь, ду­мал он.

Те­перь Рос­су час­то хо­телось от­де­лить от Де­мель­зы ту ее сущ­ность, что ста­ла частью не­го са­мого. Он прек­расно знал днев­ную Де­мель­зу, с ко­торой ра­ботал и чьи дру­жес­кие бе­седы вот уже боль­ше го­да дос­тавля­ли ему ис­тинное удо­воль­ствие. К этой Де­мель­зе он ис­пы­тывал до­верие и при­вязан­ность, так же как и она к не­му. На­поло­вину слу­жан­ка, на­поло­вину сес­тра, родс­твен­ная по ду­ху и пос­лушная, пря­модуш­ная и пред­ска­зу­емая, ре­зуль­тат вос­пи­тания нес­коль­ких пос­ледних лет. Та Де­мель­за, ко­торая учит­ся чи­тать, со­бира­ет дро­ва для ка­мина, хо­дит с ним за по­куп­ка­ми, ко­па­ет­ся в са­ду и ни­ког­да не жа­лу­ет­ся на свою судь­бу.

Но дру­гая ее сущ­ность всё еще ос­та­валась чу­жой. Хо­тя Росс и яв­лялся му­жем и по­вели­телем для обе­их, эта бы­ла неп­ред­ска­зу­емой, об­ла­дала та­инс­твен­ной кра­сотой ос­ве­щен­но­го све­чами ли­ца и де­вичь­его те­ла - и имен­но она мог­ла удов­летво­рить его жи­вот­ную страсть и плот­ские же­лания. В пер­вые дни он ис­пы­тывал к этой сущ­ности оп­ре­делен­ную до­лю през­ре­ния. Но вре­мя шло. През­ре­ние ис­чезло - од­на­ко нез­на­ком­ка ни­куда не де­лась.

Две не­раз­де­лимые лич­ности, нез­на­ком­ка и друг. Его обес­ку­ражи­вало, ког­да днем, во вре­мя обыч­ных и слу­чай­ных встреч, вдруг прос­ка­кива­ли чер­ты той де­вуш­ки - слов­но она ка­ким-то об­ра­зом мог­ла про­яв­лять се­бя - что от­да­лась ему и в то же вре­мя ни­ког­да по нас­то­яще­му ему не при­над­ле­жала. Но еще бо­лее стран­но бы­ло ночью, заг­ля­нув в опь­янен­ные тем­ные гла­за нез­на­ком­ки, уви­деть при­вет­ли­вую не­оп­рятную дев­чушку, по­могав­шую ему уха­живать за ло­шадь­ми или на­реза­ющую что-ни­будь к ужи­ну. В та­кие мгно­вения он сму­щал­ся и не чувс­тво­вал се­бя впол­не счас­тли­вым, слов­но втап­ты­вал в грязь неч­то хо­рошее, что ему при­над­ле­жало по пра­ву.

Росс хо­тел раз­де­лить эти две сущ­ности. Он чувс­тво­вал, что, ес­ли ему это удас­тся, он ста­нет счас­тли­вее. Но шли не­дели, и ка­залось, всё про­ис­хо­дит с точ­ностью до на­обо­рот. Лич­ности Де­мель­зы ста­нови­лись всё бо­лее не­от­де­лимы­ми.

И в пер­вую не­делю ав­густа свер­ши­лось их окон­ча­тель­ное сли­яние.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.