Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва один­надца­тая



 

- Всё го­тово, Джим?

Прош­ла не­деля, они встре­тились на ко­нюш­не. Джим Кар­тер бе­зус­пешно пы­тал­ся вы­разить бла­годар­ность. Уже два или три ра­за он пы­тал­ся вы­разить свою мысль, но язык не же­лал во­рочать­ся. Те­перь он на­конец-то вы­давил:

- Это­го я хо­тел боль­ше все­го на све­те. Да­же и не на­де­ял­ся, и не меч­тал. И за всё это спа­сибо вам.

- А, че­пуха, - от­ве­тил Росс. - Не при­писы­вай при­чину сво­его счастья ни­кому дру­гому. - Ве­чером ска­жи За­ки, что вы­писа­ли ор­дер на арест Клем­моу. Как толь­ко его об­на­ружат, мы сра­зу от­пра­вим его в та­кое мес­то, где он ох­ла­дит свой пыл.

- Это я за кот­тедж бла­годарс­твую, - нас­та­ивал Джим, те­перь он уже не мог ос­та­новить­ся. - Вот в чем всё де­ло. По­нима­ете, ес­ли бы мы не на­де­ялись...

- И на чем вы по­реши­ли? - прер­вал Росс по­ток его бла­годар­ностей. - Кот­тедж Ру­бена или со­сед­ний?

- Со­сед­ний, тот, что ря­дом с Джо и Бет­си Триг­га­ми. Мы ре­шили, сэр, что для вас всё од­но, а в ру­бенов­ский кот­тедж нам не­охо­та. Он выг­ля­дит сов­сем дрян­ным, ну вы по­нима­ете. А дру­гие - по­чище, пос­ле пя­ти лет-то. Ос­па дав­но от­ту­да вы­вет­ри­лась.

Росс кив­нул.

- И ког­да вы по­жени­тесь?

Джим вспых­нул.

- Объ­явим в сле­ду­ющее вос­кре­сенье. Я ед­ва мо­гу... Нын­че ве­чером нач­нем чи­нить кры­шу, ес­ли по­года про­яс­нится. Там осо­бо и де­лать-то не­чего. Джин­ни так хо­чет прий­ти и вас поб­ла­года­рить!

- О, в этом нет нуж­ды, - встре­вожен­но про­из­нес Росс. - Я вас про­ведаю, ког­да вы ус­тро­итесь.

- И уж как мы бу­дем ра­ды, - вы­давил Джим, - ког­да вста­нем на но­ги, пла­тить за арен­ду... прос­то что­бы по­казать...

- Не нуж­но, по­ка ты на ме­ня ра­бота­ешь. Но хо­рошо, что об этом по­думал.

- Джин­ни на­де­ет­ся по­ка ос­тать­ся на шах­те, хо­тя бы для на­чала. Два мо­их бра­та те­перь се­бя обес­пе­чива­ют, так что ма­ме моя по­мощь без нуж­ды. В об­щем, ду­маю, всё по­лучит­ся...

Росс чих­нул и от­влек­ся, и тут за­метил, что Де­мель­за пе­ресе­ка­ет двор с гру­дой дров в пе­ред­ни­ке. Шел дождь, а она бы­ла без шля­пы. По­зади нее с дос­то­инс­твом фран­цуз­ско­го пу­деля вы­шаги­вал под­росший Гар­рик - вы­сокий и нес­клад­ный, с ред­ки­ми чер­ны­ми куд­ряшка­ми и без хвос­та. Рос­су хо­телось зас­ме­ять­ся.

- Де­мель­за, - поз­вал он.

Она тут же ос­та­нови­лась и вы­рони­ла од­но по­лено. Она не ви­дела, от­ку­да раз­дался го­лос. Росс выс­ту­пил из сум­ра­ка ко­нюш­ни.

- Ты не пус­ка­ешь Гар­ри­ка в дом?

- Нет, сэр. Не даль­ше две­ри. Он прос­то идет со мной за ком­па­нию. Уж так он му­ча­ет­ся, что не мо­жет вой­ти.

Росс по­доб­рал по­лено и по­ложил его об­ратно к ку­че в ее ру­ках.

- А он мог бы вой­ти хо­тя бы на кух­ню, ес­ли то­же из­ба­вит­ся от во­шек? - спро­сила она.

- От во­шек?

- Ну да, сэр. Тех, что пол­за­ют в во­лосах.

- О, - от­ве­тил Росс. - Сом­не­ва­юсь, что та­кое про­изой­дет.

- Я его каж­дый день тру, сэр.

Росс ос­мотрел пса, усев­ше­гося, что­бы по­чесать зад­ней ла­пой за бол­та­ющим­ся ухом, а по­том сно­ва встре­тил­ся взгля­дом с Де­мель­зой.

- Я рад, что Пру­ди так хо­рошо те­бя нас­тавля­ет. И ду­маю, что его цвет чуть пос­ветлел. Ему нра­вит­ся мытье?

- Гос­по­ди И­ису­се, нет! Из­ви­ва­ет­ся, как сар­ди­на.

- Хм, - су­хо про­из­нес Росс. - Что ж, при­веди его ко мне, ког­да пос­чи­та­ешь дос­та­точ­но чис­тым, тог­да я и ре­шу.

- Да, сэр.

В две­рях по­яви­лась Пру­ди.

- Ах, вот ты где, глис­та чер­ня­вая! - ска­зала она де­вуш­ке, а по­том за­мети­ла Рос­са. На ее си­яющем пун­цо­вом ли­це про­мель­кну­ла роб­кая улыб­ка. - Тут мисс Ве­рити, сэр. Я как раз вас поз­вать соб­ра­лась.

- Мисс Ве­рити?

- Ага, толь­ко вош­ла. Я и по­бежа­ла, чтоб вам-то ска­зать. Уж так то­ропи­лась, ей-бо­гу не вру.

Росс на­шел Ве­рити в гос­ти­ной. Она сня­ла се­рый плащ с ото­рочен­ным ме­хом ка­пюшо­ном и вы­тира­ла с ли­ца сле­ды дож­дя. По­дол ее платья по­тем­нел от дож­дя и был заб­рызган грязью.

- О, до­рогая, - ска­зал Росс. - Вот так сюр­приз. Ты шла пеш­ком по та­кой по­годе?

Под за­горе­лой ко­жей её ли­ца прос­ве­чива­ла нез­до­ровая жел­тизна, а под гла­зами про­лег­ли тем­ные кру­ги.

- Я приш­ла по­видать­ся с то­бой, Росс. Ты пой­мешь луч­ше дру­гих. Я приш­ла из-за Эн­дрю.

- Са­дись, - ска­зал он. - При­кажу при­нес­ти те­бе эля и ку­сочек мин­даль­но­го кек­са.

- Нет, я не­надол­го. Я... выс­коль­зну­ла из до­ма. Ты ведь при­ез­жал к нам в прош­лый втор­ник? Ког­да там гос­тил У­иль­ям-Аль­фред.

Росс кив­нул и по­дож­дал, по­ка она про­дол­жит. Ве­рити за­дыха­лась, то ли от спеш­ки, то ли от нах­лы­нув­ших чувств. Росс хо­тел ска­зать что-ни­будь уте­шитель­ное, но не на­шел нуж­ных слов. Жизнь за­жала его ми­лую ма­лыш­ку Ве­рити в тис­ки.

- Они те­бе рас­ска­зали?

- Да, до­рогая.

- И что имен­но?

Он пе­рес­ка­зал всё, что смог при­пом­нить из ре­чи У­иль­яма-Аль­фре­да. Ког­да Росс за­кон­чил, Ве­рити по­дош­ла к ок­ну и ста­ла вы­щипы­вать мок­рый мех из муф­ты.

- Он ее не уда­рил, - ска­зала она. - Это ложь. Она прос­то ее от­тол­кнул, а она упа­ла и умер­ла. А ос­таль­ное... ос­таль­ное прав­да.

Росс ус­та­вил­ся на струй­ки во­ды, бе­гущие по окон­но­му стек­лу.

- Не мо­гу вы­разить, как мне жаль.

- Да, но... Они хо­тят, что­бы я его бро­сила, что­бы обе­щала ни­ког­да боль­ше с ним не ви­деть­ся.

- А ты не счи­та­ешь, что это мо­жет быть к луч­ше­му?

- Росс, я люб­лю его.

Он не от­ве­тил.

- Я не ре­бенок, - ска­зала Ве­рити. - Ког­да он мне рас­ска­зал, это бы­ло на сле­ду­ющий день пос­ле ба­ла, мне бы­ло так пло­хо, так жаль его. Я не мог­ла спать, не мог­ла есть. И пос­коль­ку я ус­лы­шала эти чу­довищ­ные ве­щи от не­го, то не мог­ла на­де­ять­ся, что это неп­равда. Отец так ме­ня и не по­нял, он счи­та­ет, что ме­ня это не ужас­ну­ло. Ко­неч­но же, ужас­ну­ло. Нас­толь­ко, что я два дня про­вела в пос­те­ли в го­ряч­ке. Но из-за это­го... из-за это­го я не пе­рес­та­ла его лю­бить. Да и как это воз­можно? Че­ловек влюб­ля­ет­ся, к доб­ру ли или к ху­ду. Ты сам это зна­ешь.

- Да. Я это знаю.

- И зная его, зная Эн­дрю, бы­ло поч­ти не­мыс­ли­мо в это по­верить. Прос­то ужас­но. Но нель­зя по­вер­нуть­ся к прав­де спи­ной. Нель­зя от­махнуть­ся от нее или мо­лить­ся, что­бы это­го не бы­ло, или жить, как буд­то это­го не бы­ло. Он это сде­лал. Я сно­ва и сно­ва твер­ди­ла се­бе то, что он сде­лал. И это пов­то­рение не уби­ло мою лю­бовь, а уби­ло мой ужас. Уби­ло мой страх. Я ска­зала се­бе: он это сде­лал и зап­ла­тил за это. Раз­ве это­го не­дос­та­точ­но? Нуж­но ли осуж­дать че­лове­ка на ве­ки веч­ные? Как я мо­гу хо­дить в цер­ковь и пов­то­рять мо­лит­вы Гос­по­ду, ес­ли я в это не ве­рю, ес­ли нет про­щения? Не­уже­ли на­ше собс­твен­ное по­веде­ние чи­ще, чем у ос­но­вате­ля хрис­ти­анс­тва, так что мы впра­ве ус­та­нав­ли­вать бо­лее вы­сокие стан­дарты для дру­гих?

Она го­вори­ла быс­тро и страс­тно. Это бы­ли ар­гу­мен­ты люб­ви, вы­кован­ные в ти­ши её спаль­ни.

- Нын­че он боль­ше не прит­ра­гива­ет­ся к спир­тно­му, - до­воль­но жал­ко за­кон­чи­ла она.

- Ду­ма­ешь, так и бу­дет про­дол­жать­ся?

- Уве­рена в этом.

- И что ты на­мере­на де­лать?

- Он хо­чет на мне же­нить­ся. Отец мне зап­ре­ща­ет. Мне ос­та­ет­ся лишь пой­ти ему на­пере­кор.

- Он мо­жет при­менить си­лу, - ска­зал Росс.

- Я уже со­вер­шенно­лет­няя. Они ме­ня не ос­та­новят.

Росс про­шел че­рез ком­на­ту и под­бро­сил в очаг еще од­но по­лено.

- А Блей­ми встре­чал­ся с Чарль­зом? Ес­ли бы они по­гово­рили...

- Отец не со­бира­ет­ся с ним встре­чать­ся. Это так... нес­пра­вед­ли­во. Отец пь­ет. Фрэн­сис иг­ра­ет. Они не свя­тые. Но ког­да че­ловек со­вер­ша­ет то, что сде­лал Эн­дрю, они осуж­да­ют его, да­же не выс­лу­шав.

- Та­ков мир, моя до­рогая. Джентль­мен во­лен на­пивать­ся, по­ка мо­жет удер­жать бо­кал или ес­ли сос­коль­знет с ним под стол. Но ког­да че­лове­ка от­прав­ля­ют в тюрь­му за то, что сде­лал Блей­ми, об­щес­тво не го­тово прос­тить его и всё за­быть, нес­мотря на то, что так пред­пи­сыва­ет ре­лигия. Ра­зуме­ет­ся, дру­гие муж­чи­ны не го­товы вве­рять сво­их до­черей за­боте та­кого че­лове­ка, по­тому что их то­же мо­жет ожи­дать по­доб­но­го ро­да об­ра­щение, - Росс по­мед­лил, под­би­рая сло­ва. - Я скло­ня­юсь сог­ла­сить­ся с та­ким от­но­шени­ем.

Ве­рити мгно­вение смот­ре­ла на не­го пол­ным бо­ли взгля­дом, а по­том по­жала пле­чами.

- Так зна­чит, ты на их сто­роне, Росс.

- Что ка­са­ет­ся прин­ци­пов, то да. А че­го ты от ме­ня хо­чешь?

Она по­доб­ра­ла мок­рый плащ и, опус­тив на не­го гла­за, те­реби­ла паль­ца­ми.

- Я не мо­гу те­бя ни о чем про­сить, раз ты так нас­тро­ен.

- Нет, мо­жешь, - Росс по­дошел к ней и заб­рал плащ, встав ря­дом у ок­на и при­кос­нувшись к ее ру­ке. - Моя зи­ма за­кон­чи­лась, Ве­рити. Как и мно­гое дру­гое. Не знаю, при­шел бы этот ко­нец без те­бя. Вряд ли. Ес­ли приш­ла твоя зи­ма, мо­гу ли я от­ка­зать­ся по­мочь из-за дру­гого по­нима­ния прин­ци­пов? Я по­ка не при­мирил­ся с мыслью, что ты вый­дешь за­муж за Блей­ми, но толь­ко по­тому, что я за­бочусь о тво­ем бла­гопо­лучии. Это не зна­чит, что я не ста­ну по­могать всем, чем смо­гу.

Не­кото­рое вре­мя Ве­рити не от­ве­чала. Вне­зап­но его ох­ва­тил прис­туп през­ре­ния к са­мому се­бе за всё, что он толь­ко что ска­зал. Пред­ло­жен­ная по­мощь бы­ла сла­бой и роб­кой. Ли­бо ты всей ду­шой выс­ту­па­ешь про­тив этих от­но­шений, ли­бо по­мога­ешь без ка­ких-ли­бо зад­них мыс­лей, не соз­да­вая впе­чат­ле­ния, что де­ла­ешь это не­охот­но и не­одоб­ри­тель­но.

Очень неп­росто. Пер­вое бы­ло не­воз­можно из-за их близ­кой друж­бы, а вто­рое про­тиво­речи­ло его суж­де­ни­ям, пос­коль­ку не под­держи­валось ни­каки­ми лич­ны­ми при­вязан­ностя­ми или убеж­де­ни­ями, за ис­клю­чени­ем ве­ры в ку­зину.

Но это­го ма­лова­то. Неп­ростой вы­бор, но он дол­жен бо­лее чет­ко пред­ви­деть пос­ледс­твия. Как пос­ту­пила бы на его мес­те Ве­рити?

Росс вы­пус­тил ее ру­ку.

- За­будь, что я ска­зал. Речь не идет о мо­ем не­одоб­ре­нии. Я сде­лаю всё, что ты по­жела­ешь.

Она вздох­ну­ла.

- Ви­дишь ли, я приш­ла к те­бе, по­тому что боль­ше не к ко­му. Эли­забет ме­ня по­нима­ет, но не мо­жет от­кры­то выс­ту­пить про­тив Фрэн­си­са. Да я и не ду­маю, что она это­го хо­чет. И еще я по­дума­ла... Бла­года­рю те­бя.

- Где те­перь Эн­дрю?

- В мо­ре. Он не вер­нется еще по мень­шей ме­ре две не­дели. А ког­да прип­лы­вет... Ду­маю, я бы мог­ла на­писать ему, что мы встре­тим­ся здесь...

- В Нам­па­ре?

Она пос­мотре­ла на Рос­са.

- Да.

- Хо­рошо, - тут же от­ве­тил он. - Дай мне знать за день, и я всё под­го­тов­лю.

Ее гу­бы зад­ро­жали, выг­ля­дела она так, слов­но вот-вот рас­пла­чет­ся.

- Росс, до­рогой, я и прав­да со­жалею, что впу­тала те­бя в это. Хва­та­ет и... Но мне не приш­ло в го­лову...

- Че­пуха. Мы не в пер­вый раз ус­тра­ива­ем за­говор. Пос­лу­шай, те­бе сто­ит прек­ра­тить об этом вол­но­вать­ся. Ина­че он не по­жела­ет те­бя ви­деть, ког­да вер­нется. Чем мень­ше ты бу­дешь бес­по­ко­ить­ся, тем луч­ше всё сло­жит­ся. От­прав­ляй­ся до­мой и воз­вра­щай­ся к обыч­ной жиз­ни. По­кажи всем, что им не о чем тре­вожить­ся, и те­бе бу­дет лег­че это пе­ренес­ти. Бог сви­детель, у ме­ня нет пра­ва чи­тать про­пове­ди, но это всё рав­но хо­роший со­вет.

- Уве­рена в этом, - она сно­ва вздох­ну­ла и при­ложи­ла ла­донь к ус­та­лому ли­цу. - Ес­ли бы я мог­ла при­ходить сю­да и раз­го­вари­вать с то­бой, это по­мог­ло бы мне го­раз­до силь­нее, чем ты мо­жешь се­бе пред­ста­вить. Весь день про­водить на­еди­не со сво­ими мыс­ля­ми, в ок­ру­жении враж­дебных лю­дей... Да прос­то по­гово­рить с кем-ни­будь по­нима­ющим, это как...

- При­ходи, ког­да по­жела­ешь. И так час­то, как по­жела­ешь. Я всег­да здесь. Бу­дешь рас­ска­зывать обо всем, что про­ис­хо­дит. Я при­несу те­бе вы­пить че­го-ни­будь го­ряче­го, по­ка Джуд сед­ла­ет Брю­нет­ку. А по­том от­ве­зу те­бя об­ратно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.