|
|||
Рыцари Грааля 17 страница— Вот ты в точку и попала. В том-то и дело, что сейчас не нужно, а желание твоё всё равно исполниться должно. Человек со злости может пожелать, чтобы дом чей-то сгорел, но в следующей жизни он сам может жильцом этого дома оказаться. Желание его сбудется, и человек станет погорельцем. Или у тебя прекрасная семья, а ты когда-то на чужого мужика глаз положила, он к тебе в этой жизни прилепится и покоя не даст, семью разрушит, жизнь поломает. Но ведь сама этого хотела. — Ну не в этой же жизни? — А что Господу твоя жизнь? Секунда. Он меряет по всем жизням сразу, делений не зная, а человек живёт отрезками. Вот разнобой и получается. — Получается, что лучше не желать ничего, чтобы не ошибиться? — Правильно. Желания могут оказаться самой сильной преградой в дальнейшем, потому что о будущем своём человек не ведает. — Ты говоришь, что о государстве этом я мечтала, о переустройстве его, так, наверное, многие царями стать-то хотят? — Мало хотеть. Силу желания нужно иметь. Твоя сила все другие пересилила, а те, кто меньше тебя хотел, — вокруг сейчас вертятся. Когда их сила с твоей сравняется — борьба начнётся. Но ты пока сильнее всех. Не переживай, лишь бы с характером справилась. — Что ты всё о характере заладил? Что в нём не так? — Пока всё нормально, но твоим организмом накоплено огромное количество энергии, с которой тебе нужно уметь справляться. Я рядом, чтобы помочь тебе, но ты слушать меня должна, чтобы развиваться правильно. Смотри-ка, кто-то сюда идёт. — Это Катька, я ей прийти велела. С тобой познакомить хочу. Не серчай, ты подскажешь ей чего надо, может быть, полезными друг другу окажетесь. — Ох, думаешь ты правильно! Вот бы ещё своеволию своему не потакала! Катерина подошла поближе, шаря по сторонам глазами: — Ну где твой садовник, матушка? — Здесь я, — Молчун вышел из кустов. Катька взглянула на него и обмерла. На глазах у неё показались слёзы. — Родненький, какой же ты хороший, — запричитала она. — Катька, сдурела, что ли? Угомонись! — Ты что, не видишь, как он сияет? Он чист, как кристалл, как капля воды. — Ты сейчас стихами заговоришь, может, оду напишешь садовнику? — Напишу, обязательно напишу. — С этим делом у тебя туговато будет. А к знахарству ты не склонна? — спросил Молчун. — Мелинда, та все по травам специализировалась. — Я о Мелинде ничего не слышала. Она где живёт? — спросила Катерина. — Она жила во Франции и работала бабой-ягой, — ответил Молчун. Женщины рассмеялись, и потекла оживлённая беседа, как у старых, добрых знакомых. — Так вот, — наставлял их удивительный садовник, — с желаниями мы разобрались, что лучше ничего не желать, чтобы потом в дураках не оказаться. — Как это? Я много чего хочу! — вставила Катерина. — Угомонись, Мелинда, ты и раньше всё хотела, удержу не знала, целую жизнь загубила! Сейчас хоть пойми, что вредно это. — Вот и буддисты такое говорят, — добавила Софи. — Тут люди появляются с окраин — интересные вещи рассказывают! Я раньше о религии такой ничего не слышала. — И мы не знаем. — Они верят в перевоплощения, даже не верят, а живут так, как будто временно на Земле. Побудут немного здесь, дела, какие нужно, поделают, и назад. Потом снова родятся, и так всё время. Ну и вредным считают что-то земное иметь — зачем это, когда всё равно умрёшь. Родишься снова — у тебя другая семья будет, а там порядки иные. Они духовного богатства ищут и о других заботятся — вдруг те люди их родными потом станут? — Интересно. Это что, целый народ такой живёт? — Да, далеко отсюда. Страна-то наша огромная! Но вера такая в Индии, Китае, Японии — на Востоке, в общем. — Ой, а как же развлекаются они? — всполошилась Катерина. — У тебя всё гулянки на уме, бестолковая! Академией займись да серьёзнее стань, — Софи рассерженно топнула ногой. Молчун укоризненно посмотрел на императрицу: — Она, матушка, и так много на себе тянет. Ноша-то для женщины велика. — А я кто? У меня что, ноша меньше? — Каждому своё. Ты её нести захотела, вот тебя и нагрузили. Зачем теперь жаловаться? — Ладно, твоя правда. Прячься! Опять сюда кто-то несётся. Катя, поди к ним, не хочу, чтобы сюда подходили. Катерина быстро пошла от скамьи навстречу придворным, что бегали по саду в поисках императрицы. Ясно было, что не столько дело срочное их привело, сколько любопытство. Необходимо, чтобы её величество всегда была на виду, чтобы все знали, что она делает в настоящий момент. Даже когда она писала, они толпились под дверью, чтобы ненароком не пропустить чего-то. Нет, не только любопытство ими двигало, а ещё и другое — быть причастными к делам государственным, то есть к власти! Кто мог отказаться от этого? В ком сила такая была, чтобы о власти не думать? Катерина долго разговаривала, явно споря и убеждая. Наконец она одержала победу и торжественно пошла назад, к скамье, одна. — Ну что долго так? Что опять стряслось? — Буддисты прибыли. Тебя видеть хотят. Надо же, только заговорили, а они тут как тут. — Что, опять жители? Рассказывать мне пришли о житье да вере? — Нет, матушка, там посланцы какие-то. — Как посланцы? Ну-ка пошли во дворец! А впрочем, зачем туда? Надо было их сюда вести. Эх, жаль, что ты их отпустила! — На тебя не угодишь, матушка, то одно, то другое, — Катерина обиженно отвернулась. — Не обижайся. Хорошо было бы, чтобы Молчун на них посмотрел. — Так в чём дело? Сейчас я верну бездельников твоих, — сказал Молчун. — Как это ты сделаешь? Они уже далеко! — Для мыслей расстояний не существует. Я им Молчун затих, прикрыв глаза. — Ну всё, я мысль послал. Сейчас посмотрим, что дальше будет. Минут через десять вдали опять кто-то показался. — Интересно, что теперь скажут? — Софи с любопытством посмотрела на Молчуна. — Катя, иди Катерина снова пошла в сторону приближающихся придворных. Пока она вела с ними беседу, Молчун обратился к Софи: — Ты загоняла её, матушка! Многие вещи можно делать без лишней суеты. А у тебя энергия прёт, как фонтан. Тебе неведомо, что люди так, как ты, делать не могут, потому что в них силы такой нет. Будь с ними помягче. — Распущу их тогда совсем. Они добра не понимают, а мягкость мою принимают за безволие и на голову садятся. Нет, так с ними нельзя! — Ты о своём характере подумай! Раз прикрикнешь, другой, третий — потом замечать перестанешь, что кричишь всё время, — это привычкой твоей сделается. — Что же делать, по-твоему? Может быть, им вовсе приказывать перестать? Может, их спрашивать, как государством управлять? — И их спрашивать иногда следует. Они гордиться начнут, что сама императрица с ними советуется, любить тебя больше будут. А когда разозлишься на них, не кричи, а воды в рот набери и держи, пока вся злость не пройдёт. Софи рассмеялась. — Хороший способ. Ладно, попробую. Прикажу, чтобы возле меня всегда стакан с водой холод Тут Катерина вернулась и со смехом рассказала, что придворные топтались на месте, не зная, что придумать. Потом один вдруг вспомнил, что забыл на лужайке шляпу. — Это вы из-за шляпы вернулись все? — спросила Катерина. — Да, — ответили они, радуясь, что найдено объяснение их несуразному поступку. — Больше не возвращайтесь, — приказала Катерина и передала им слова её величества. — Ещё с полчаса нас никто беспокоить не будет. Ты скажи лучше, как мысль послал. Что это за дело такое? — С мыслями всё просто. Мысли не знают времени и расстояния и летят туда, куда их послали. Но они обладают энергией. Энергия возвращается к пославшему, всегда усиливаясь на обратном пути. Хорошую мысль отправил — много хорошего вернётся, ну, польза какая делам будет, настроению, здоровью. Плохая же мысль вернётся и нанесёт вред тебе, гораздо сильнее того, что другому желал. — И это любая мысль? Ты им вернуться приказал — это тоже к тебе вернётся? — Конечно, но в виде энергии этой мысли. Я плохого им не желал, пошутил малость, значит, кто-то и надо мной подшутит, только посильнее. Любая мысль так действует, потому что мысль — это сила. — Получается, что лучше не мыслить. А то столько гадостей в голове проносится, но думать над этим некогда — жизнь не даёт. — А всё должно быть наоборот. В первую очередь о мысли думать нужно, о её чистоте и красоте. К красивому грязь не липнет. Вот твоя мысль, Мелинда, олухов-то не достигла бы, а моя — быстро до них дошла. Почему так? У меня мысль дрессированная, я ей приказываю, и она меня слушается. А ты своей можешь сто раз приказывать — она у тебя вкривь да вкось пойдёт, как у охотника неопытного пуля полетит: целится в зверя — попадает в небо. Может быть, если ты сто раз попробуешь, на сто первый у тебя что-нибудь и выйдет, но для этого каждый день тренироваться нужно. Твои гвардейцы, матушка, каждый день маршируют да стреляют. Лучше бы мыслить упражнялись. Софи вдруг рассмеялась. — Представляете, что бы народ подумал, если бы я завтра приказала всем полкам мысли в цель посылать? За разговором время пронеслось незаметно. Молчун вдруг затих, насторожился, поднял вверх палец и сказал: — Кто-то мысль посылает, и очень сильную. Не простые люди сюда жалуют, ваше величество. Вдали показалась небольшая процессия. — Катерина, иди навстречу! Кроме буддистов ни кого не приводи, а эти пусть остаются там, где стоят. Катерина вернулась в сопровождении четверых людей в ярких красно-жёлтых одеждах. С ними был Русский монах. Они подошли поближе, раскланялись перед императрицей и на миг затихли, как бы во что-то вслушиваясь. Молчун внимательно посмотрел на них, а потом заулыбался. Они все тоже заулыбались, глядя на странноватую компанию, которая окружила её величество. — Это неофициальное знакомство, потому рас Софи села на скамью, рядом присела Катерина, Молчун опустился прямо на траву, а за ним и все буддисты. Они привычно поджали ноги и повернулись к монаху. Он один остался стоять: — Я толмач. Живу в далёком сибирском монастыре. Мне много путешествовать приходилось, и я Лица монахов были бесстрастны, но открыты. Они не прятали глаз и с любопытством, видимым только Молчуну, наблюдали за императрицей. — Почему они так смотрят на меня? — спросил Один у Титуреля. У входа в Храм стояла группа воинов в странных одеяниях. — По-моему, они прийти с вестью. Давай подойдём к ним. Один и Титурель поприветствовали воинов и пригласили их войти. Те с удовольствием согласились и сделали шаг, переступив порог, который могли переступать только чистые сердцем люди. ~ Приветствуйте посланцев миров дальних — донёсся до рыцарей беззвучный голос. Рыцари склонились в поклоне перед прибывшими гостями: ~ Входите, Братья, в Обитель нашу и отдохните после дороги. — Нам уже пора назад. Мы не имеем права на покой. Мы принесли весть тебе, Один. Один отошёл с ними в сторону и молча выслушал послание. Когда затих беззвучный голос, Один склонил голову в благодарность за принесённую весть и проделанный путь. — Мне нечего сказать вам. Я могу только согреть вас теплом и потоками радости, которые переполняют меня. Передайте в мир ваш, что сердце моё мне не принадлежит, я понял всё и благодарю Всевышнего за ту весть, которой удостоен. Воины удалились, а Один подошёл к Титурелю. — Ты весь сияешь. Скажи только то, что хочешь. — Я не знаю, как это объяснить. Я вступил в чертоги Духа и начет обретать целостность. Моя небесная половина сумела протянуть мне руки и соединиться со мной едва заметной тонкой нитью. Это была первая весть её. К ним подошли Миль и Соль. — Мы знаем, что произошло, Один. Это событие! Ещё ни один из нас не достигал таких высот. Ты пошёл по самой крутой тропе к вершине. Мы будем поддержкой духу твоему. — С чем приехали, гости дорогие? — начала разговор императрица. — Мы приехали приветствовать государыню и поднести ей знаки отличия. — От чего отличать меня будете? — По вере их, — объяснил толмач, — есть боги мужские и женские. Они всех почитают одинаково. Женские боги — это вроде жёны мужских, и зовут их Тарами. И те и другие рождаются на Земле, то есть выбирают, где, когда и зачем им воплощаться. Они выполняют разные задачи и в зависимости от этого приходят в мир различные аспекты богов. Простите, если я что непонятно говорю, но они мне всю дорогу втолковывали, что там у них с богами, и я вроде понял, а вот объяснить трудно. Много их очень, пужаюсь я. — Ничего, разобраться можно. Тебе, Катерина, — Да, матушка, пока ясно. — А тебе, Молчун? — Да что тут не понять? У них на разное настроение определённый бог. Может, так даже проще? Разозлилась ты, матушка, — в тебя один бог вселился, закапризничала — другой, подобрела — третий. — Он правильно понимает, — перевёл толмач слова одного из монахов. — Ты же ему ничего не говорил! — А я давно заметил, что они всё понимают по мыслям. Иной раз объясняешь всё не так, а они говорят — правильно, мысль понял, просто слов для неё подобрать не можешь. Заговорил ещё один монах. — У тебя окружение хорошее, они думают верно, — Они советника с садовником перепутали. — Если у вас такие садовники, то государство ваше далеко пойдёт. — Мы знаем его и её, — они кивнули в сторону Катерины, — для них много подарков привезли, завтра вручим. — Матушка, уволь, во дворец не пойду. Ни к чему это. Ты же сама знаешь, что потом будет. — Ладно, не причитай. Скажи им, что садовники на приёмы не ходят, а здесь я рядом с ним, потому что сад вышла посмотреть. Если хотят, пусть его здесь ищут, но и этого делать не нужно, чтобы беды не накликать. Катерину чтобы во дворце тоже особо не жаловали. Не дуйся, — её величество обернулась к Кате. — Знаю, что говорю. Так чем отличать меня будете? Монахи переглянулись и встали. Потом они все склонились перед императрицей, и один сказал: — Мы приветствуем великую богиню, которую у нас в народе почитают больше всего. Её называют — Ну спасибо, уважили. Вот только завтра говорить этого не надо. Нет, стой, не переводи, — остановила Софи толмача. — Как думаешь, Молчун, повредит это мне? — Нет, матушка, широту взглядов своих покажи и веротерпимость. Если другой народ тебя богиней почитает, как нашему это повредить может? — Прощайте, господа, завтра встретимся во дворце. Императрица встала, все поднялись за ней следом. — Проводи их, Катя, и жди меня там, я скоро подойду. Посольство ушло, а Софи вновь присела на скамью. — Сколько событий сразу! Как сюда к тебе приходить стала, так что-то больно многое случается. — А как ты думала? В тебе мысль заработала и другое направление избрала. Вот она пока Землю обегает, многое за собой и прихватывает. — Так уж каждая мысль по Земле летает? — Почти каждая, что силу имеет, и нет у неё скорости, и времени для неё не существует. Ты попробуй и мои мысли ловить. Я их посылать буду, а ты вслушивайся. — А как я узнаю, что твоя она? — Ты не ухом-то слушай, а сердцем. Как сердце отзовётся. Если засомневается — подожди, переспроси. Вообще-то сердце сомнений не знает. Сомнения — это от ума, когда мысль закрадывается не туда, куда надо. Ей положен один маршрут, а она от него отклоняется — вот человека сомнения и одолевают. — Опять ты мне много интересного рассказал. Есть над чем поразмышлять. Ещё бы толмача вызвать Надобно, порасспросить его. Что про него думаешь? — Не прост он. Видел немало на своём веку, с тайнами соприкасался да научился язык за зубами Держать. А монахам тем многое открыто: видят, слышат, знают. Они ведь специально в монастырях обучаются. — Почему же у нас не обучаются? — А кто тебе сказал, что нет? Истинное Знание не разглашается, оно всегда под покровами сокрыто. Зачем всем подряд оно надобно? Открывают его тем, кто расположен к нему и кто сердцем стремится мир постичь. Вот у Катерины твоей сердце-то доброе, но головой хочет стену прошибить. Когда шишки набьёт, тогда поймёт, что не там искала. Но ты её насильно никуда не веди, пусть сама ищет. Если поймёт, в чём ошибалась, то оценит найденное вдвойне. — Пойду я. Через три дня прийти не смогу. Но ты же всё равно здесь? Жди. Посольство, почтив воплощение Белой Тары в лице императрицы, собиралось назад, договорившись о строительстве первого буддийского храма в православной столице. — Если бы мы были терпимее, то наша столица засияла бы храмами всех религий, существующих на Земле. Сколько религий всего-то, Гриша? — Много, матушка. Я тебе по югу нашему сказать могу, что вроде бы мусульмане там, а знаешь, сколько разновидностей ислама есть? Никто из нас не ведает. Да ты сама посуди, у христиан различий сколько: лютеране, католики, протестанты, православные, армянская церковь, грузинская. — Да, действительно, а все ведь христианами считаются! Наверное, в любой религии разделения эти от людей пошли — кто посильнее был да к власти стремился, тот своё и насаждал. А храм буддийский мы строить будем. Ты человека, Гриша, отряди, чтобы спрашивать с кого было. — Исполню, матушка. Ты скажи, что в сад зачастила-то? — Ну не спрячешься от вас. Гуляю там в одиночестве, с собой наедине побыть хочу. — А почему тогда сама с собою разговариваешь? — Я не с собой, а с Богом беседую, — вдруг сообразила Софи. — Где же мне с ним ещё разговаривать? Иной раз и кричать хочется, а у себя не могу — все ведь стоят да подслушивают. Вот я в сад и ухожу. — Прости, Бога ради. Хочешь, послежу, чтобы больше никто за тобой не подглядывал? — Сделай милость, гони всех прочь, когда я там гуляю, и сам не подходи. — Ладно, — обиженно проговорил Григорий. — Хорошо, — вдруг сказала Софи. — Ты что, — встрепенулся Гришка, — с кем разговариваешь? — Да я вообще молчу, на тебя смотрю. — Ты только что с кем-то говорила, яже слышал. — Кажется тебе, перекрестись. Завтра я гулять пойду. Последи, дорогой, за порядком. Императрица сидела на скамье и жаловалась на свою жизнь: — Проходу не дают, следят за каждым словом, жестом, мыслью. Хуже, чем в тюрьме. Еле выторговала право сюда приходить, а то уже уши навострили, сопровождать приготовились, да я вдруг сообразила сказать, что с Богом разговариваю и хочу быть одна в это время. А то спрашивают, почему сама с — Знаешь, матушка, я ведь даже видел. Я могу присутствовать незримо рядом с тобой и наблюдать — Хочется всем рассказать, что знаешь больше? Так ведь? — Истинно так. Кричать охота всем и каждому, что достиг высот особых, а это — опять испытание. Наблюдает Господь за тобою, как себя поведёшь, потому что это — первая проверка на гордыню уже на первой ступени. Взошёл ты, а от гордыни не избавился. Значит, стоять там будешь и с места не сдвинешься, пока не поймёшь, что тебя держит, и не избавишься от дури этой. Тяжело, очень тяжело, но надо. — Как же Господь гордецов допускает? — Господь всех допускает, но всем испытание разное даёт в зависимости от того, кто больше какой гадости накопил. Один на власть испытывается, другой — на болтливость, третий — на саможаление, четвёртый — на самокопание, на злость, на зависть, на деньги, на похоть. У каждого своё испытание. И уж от избавления от них зависит, сделаешь ли ты следующий шаг. — Да, люди думают: злой человек, вредный, Господь такого и не заметит. — Заблуждение, матушка. Он всех замечает. Нет такого, кому бы шанс не дал себя услышать. Все Его хоть один раз, да узрят, но вот поймут ли -- это вопрос. Иной раз через врага рука Божья протягивается. Это Господь говорит: «Бери руку, прощай врага! Сумеешь сделать это, не пойдёшь на поводу у гордыни своей, завтра больше открою! » А человек не понимает. Врага прощать, обиду спускать?! Он о враге думает и не видит, что Господь себя на место врага поставил и наблюдает, что в тебе пересилит. Редко когда высшая природа побеждает. Змеи внутренние сильнее. — Не потому ли Георгий Победоносец змея повергающим пишется? — Конечно потому. То змей коварства и зла внутреннего. Его победить трудно, но без этого к Богу не дойти. Поэтому после первой ступени начинается сражение с самим собой, то есть со змеем. Тогда ты должен Георгию Победоносцу уподобиться и поразить гада ползучего копьём. — А если гад победит? — В большинстве своём так и случается. Недобитый змей хуже всего. Он размножается со страшной силой, и вместо одного с десяток новых появляется. — И как быть? Как распознать, что сражение началось? — Такое, матушка, не пропустишь. Столько гадости полезет, не счесть. А это всего лишь змей голову приподнял. Я тебе только одну вещь скажу: себя в этой битве не жалей. Любая жалость — это от змея. Это его уловка шпионская. Это он тобой прикинулся и врёт нещадно. Бей гада! — закричал Молчун. — Рехнулся ты, что ли? Умолкни! — Ой, прости, тебя учил, а сам забылся. Видишь, как бывает. — Вижу. Ещё раз так заорёшь, сошлю в дальний угол сада. Молчун засмеялся: — Ты хочешь сказать, что там я смогу сам с собою говорить, сколько захочу? — Нет, туда я пешком не доберусь, на карете приезжать буду, а со мной — толпа придворных. — Уволь, матушка, больше кричать не буду. — То-то же! Ну, скажи теперь, любая жалость — от змея? — Почти всякая — от него. Есть ещё вселенская жалость — это любовь к человеку заблудшему так проявляется, но она редко встречается, так чего о ней говорить? А вот когда ты человека пожалела нищего, бездомного, больного — это всё от жалости к себе. Ты себя на его месте представляешь и по себе плачешь, сердце кровью обливается. — Что ж, жалеть никого не нужно? — Нужно, но следует различать, что за этим стоит. Бывает, что жалость помогает сердцу открыться, а бывает, что это о себе печалишься. Смотри всегда, что за этим стоит, а помогать — помоги, но не деньгами, а работой. — Вот-вот, — размышляла императрица. — Они мне всё проекты об отмене крепостного права подсовывают, а тут подумать надо. Они об одном пекутся, а я о государстве в целом думать должна. Куда эту армию голодных я потом дену? Почему бы сначала производство не развить, рабочие места не найти людям? Они от помещика уйдут, а дальше что? Где условия для людей? — О, как это знакомо. Ты, матушка, этим в прошлой жизни заниматься уже начинала, опыт приобретала, училась. Душа твоя знает, что делать нужно, ты только не ленись и других работать заставляй. Поручи это дело кому-то близкому, чтоб было с кого спрашивать. Фабрики строить нужно. — А деньги где взять? — А ты в карты не играй. За месяц денег на десяток фабрик наберёшь. Императрица надулась. Молчун попал в цель и задел её гордыню. — Кусаешься, — вдруг беззлобно сказала она. — Ничего подобного. Когда человек правду говорит, он другого задевает только потому, что люди врать привыкли. — Это правда. Мы врём, придумывая, что оберегаем близких. А разве нужно от правды оберегать? — Ты говоришь правильно. Теперь сама учись поступать так. Трудно человека не обидеть. Все гордыню вырастили — выше крыши стала. Если в человеке самолюбия мало, его никогда не заденешь. Не чувствует он ударов, а змей-то их мгновенно ощущает. — У меня весь двор чуть что — надувается. И вот смотрю, сегодня не обижался, а завтра на то же самое — уже изводится весь. — Это дело заразное. Его змей на других насмотрелся и так же себя повёл. — Лучше бы от хорошего заражались. — И хорошее заразно, да только меньше его на свете. Уж очень зло расплодилось. — Я вот всё думаю, Молчун, куда тебя определить? Больно неуместен ты в садовниках. — Именно тут моё место. Ты думаешь, я во дворце больше сделать смогу? Нет, так только властолюбцам казаться может. Это они думают, что вот был бы я на том месте или на другом, я бы такое сделал! Ничего бы он не сделал, потому и сидит там, где посажен. Когда в нём силы будут что-то изменить, Господь его на нужное место сам определит, без сложностей. — А может быть, через тебя Господня воля вершится? — Нет, матушка, так может думать тот, кто ничего о себе не знает. Я-то знаю. Мне мир по-другому открыт. Я и здесь недолго пробуду, своё дело тихо сделаю и исчезну. — Хорошо, не буду тебя трогать. Ты знаешь, буддисты здесь ещё пробудут долго. Храм собираются строить. Как думаешь, нам это не повредит? — Слышал о храме. А нам как повредить может? Ты что думаешь, оттого, что они веру свою сюда привезли, народ наш буддийским станет? Ой, не смеши, матушка. Ну пойдёт с десяток в храм, что из того? — А меня уже мучить начали: зачем чужую веру допускаешь, зачем храм чужой строить разрешаешь? Зачем народ с толку сбивать? — Так считают те, в ком веры мало. Я даже не буду сейчас говорить о том, что Господь — один на всех, а просто подходов к нему много. Я о другом скажу. Это как же нужно своему Богу не доверять и каким Его слабосильным представлять, чтобы другой веры бояться! Ты подумай: если вера твоя крепка и сердце у тебя Богом полнится, то неужели то, что ты в чужой храм пойдёшь да на обряды посмотришь, на тебя повлияет и с веры твоей собьёт? Это же как нужно своему Богу не доверять?! — Что заладил одно и то же? Да, мне так и говорят: не нужно нам чужой заразы. — Так-то оно так. Всех подряд да в большом количестве пускать не следует, потому что не всех вопросы веры интересуют, а возможно, политика. Я о другом говорю: ты ведь встречала таких, что чураются чужих обрядов да крестятся, как полоумные? Это от страха. Своей веры не хватает, в силу Бога не верят, даже подумать ума нет, что чужой обряд — это вопрос культуры и нужно проявите к нему уважение. Чего они не крестятся, когда на картины французов смотрят? Или когда восточную посуду в дом тащат? Дураки. Пусть позаботятся о силе духа своего да поразмышляют, что свою веру укреплять нужно не отрицанием чужой, а предоставлением человеку свободы. Если Бог человеку свободу даёт, не давит на него, смотрит на недостатки и ждёт, когда тот сам исправится, то что же человек всех задавить своим Я хочет? — Молчун, я тебя в Сенат определю! — Завтра? Тогда послезавтра мой труп в Фонтанке плавать будет. Нет, я пока кустики пообстригаю, сад украшу — пусть он людей радует. — Смотри-ка, Григорий маячит. Случилось что опять? Я ему строго-настрого велела сюда не приходить. — А ты напрягись и послушай. Не привыкла к сердцу обращаться. Всё забыла. — Нет, всегда в сердце ответы искала, всегда к себе прислушивалась, а сейчас меня жизнь закрутила. — Это отговорки. Когда человек говорит, что его жизнь закрутила, — это его Я расти начинает быстрее, чем положено. Помолчи, послушай: нервничать или нет? Софи затихла, пытаясь проникнуть вглубь себя. — Тишина. И Гришка поперёк бегает. — Вот именно. Ничего не случилось. А Гришка бесится, потому что не в курсе событий. Он сейчас придумывать начнёт, ужасы плести, кошмары кликать. Иди. Ты его приведи в следующий раз, чтобы успокоился, но ничего не говори заранее. Когда императрица пошла гулять в сад в следующий раз, Григорий шёл вместе с ней и надувался от гордости. Матушка никого не допускала прогуливаться с ней, только раз он краем уха услышал, что на неофициальном приёме был какой-то сановник и это не давало ему покоя. Он не знал, как подступиться с вопросом этим к Софи. Они сели на скамью, и Григорий начал разговор издалека:
|
|||
|