Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 50. Горсть от­ру­бей



Гла­ва 50

Горсть от­ру­бей

На сле­дую­щий год Буд­да про­вел со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в Вед­жан­ре вме­сте с пять­ю­ста­ми бхик­шу. Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на по­мо­га­ли ему. В се­ре­ди­не се­зо­на за­су­ха по­ра­зи­ла эту об­ласть, и жа­ра ста­ла со­вер­шен­но не­пе­ре­но­си­мой. Буд­да про­во­дил боль­шую часть дня в ос­ве­жаю­щей те­ни де­ре­ва ним­ба. Он ел, бе­се­до­вал о Дхар­ме, ме­ди­ти­ро­вал и спал под этим же де­ре­вом.

В на­ча­ле третье­го ме­ся­ца со­б­ра­ния уе­ди­не­ния бхик­шу ста­ли по­лу­чать мень­ше по­дая­ний. Из-за за­су­хи пи­щи ста­ло мень­ше, и да­же пра­ви­тель­ст­вен­ные за­па­сы про­до­воль­ст­вия со­кра­ти­лись поч­ти до ну­ля. Мно­гие мо­на­хи воз­вра­ща­лись в мо­на­стырь с пус­ты­ми ча­ша­ми. За­час­тую и сам Буд­да воз­вра­щал­ся со сбо­ра по­дая­ний с пус­той ча­шей и, что­бы за­глу­шить чув­ст­во го­ло­да, на­пол­нял же­лу­док во­дой. Бхик­шу ис­ху­да­ли и вы­гля­де­ли из­ну­рен­ны­ми. Поч­тен­ный Мог­гал­ла­на пред­ло­жил, что­бы на ос­тав­шие­ся дни со­б­ра­ния уе­ди­не­ния они пе­ре­мес­ти­лись на юг в Ут­та­ра­ку­ру, где бы­ло лег­че най­ти еду, но Буд­да воз­ра­зил:

— Мог­гал­ла­на, стра­да­ем не толь­ко мы. Все ме­ст­ное на­се­ле­ние, за ис­клю­че­ни­ем не­сколь­ких за­жи­точ­ных до­мо­вла­дель­цев, стра­да­ет от го­ло­да. Мы не долж­ны по­ки­дать этих лю­дей сей­час. У нас есть воз­мож­ность по­нять и раз­де­лить их стра­да­ния. Мы долж­ны ос­та­вать­ся здесь до кон­ца со­б­ра­ния уе­ди­не­ния.

Буд­ду и его бхик­шу при­гла­сил на со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в Вед­жан­ру бо­га­тый тор­го­вец Аг­ни­дат­та, уз­нав­ший об уче­нии Буд­ды. Но сей­час он был в отъ­ез­де и не знал о том, что про­ис­хо­дит у не­го на ро­ди­не.

Од­на­ж­ды Мог­гал­ла­на об­ра­тил­ся к Буд­де, ука­зав на ост­ро­вок здо­ро­вых зе­ле­ных де­ревь­ев и трав, рас­ту­щих не­вда­ле­ке от мо­на­сты­ря:

— Учи­тель, я ду­маю, что эти де­ре­вья ос­та­ют­ся све­жи­ми и здо­ро­вы­ми бла­го­да­ря хо­ро­шим поч­вам, бо­га­тым пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми. Мы мо­жем вы­ко­пать не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во этой поч­вы, раз­вес­ти гу­мус в во­де и сде­лать еду для бхик­шу.

Буд­да от­ве­тил:

— Не сто­ит это­го де­лать, Мог­гал­ла­на. Я пы­тал­ся де­лать то же са­мое, ко­гда прак­ти­ко­вал ас­ке­зу в го­рах Данг­си­ри, но на­шел, что в та­кой еде нет ни­че­го пи­та­тель­но­го. В то же вре­мя мно­же­ст­во су­ществ жи­вут в поч­ве, ко­то­рая пре­до­хра­ня­ет их от сол­неч­но­го жа­ра. Ес­ли мы вско­па­ем поч­ву, мно­гие из этих соз­да­ний ум­рут, по­гиб­нут и рас­те­ния.

Мог­гал­ла­на не про­из­нес бо­лее ни­че­го.

Уже из­дав­на в мо­на­стыр­ской жиз­ни ус­та­но­ви­лась тра­ди­ция ос­тав­лять не­ко­то­рую часть со­б­ран­ной пи­щи в спе­ци­аль­ной ча­ше для тех бхик­шу, ко­му не уда­лось со­брать дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва еды. Сва­сти за­ме­тил, что в по­след­ние де­сять дней эта ча­ша ос­та­ва­лась пус­той. В ней не бы­ло ни од­но­го ри­со­во­го зер­ныш­ка или ку­соч­ка ча­пат­ти. Ра­ху­ла по­ве­дал Сва­сти, что сей­час, ко­гда бхик­шу не по­лу­ча­ют дос­та­точ­но пи­щи, лю­ди по­да­ют еду в пер­вую оче­редь стар­шим бхик­шу. Мо­ло­дые бхик­шу по­лу­ча­ют очень ма­ло или ни­че­го. Сва­сти и сам за­ме­тил это. Он ска­зал:

— Да­же в те дни, ко­гда я со­би­раю не­мно­го пи­щи, я все рав­но ос­та­юсь го­лод­ным. А как ты?

Ра­ху­ла в со­гла­сии кив­нул го­ло­вой. Из-за го­ло­да ему бы­ло труд­но спать по но­чам.

Од­на­ж­ды вер­нув­шись со сбо­ра по­дая­ния, почтенный Анан­да по­ста­вил гли­ня­ный гор­шок на тре­нож­ник, под­ло­жил под не­го кус­ки де­ре­ва и при­нял­ся до­бы­вать огонь. Сва­сти по­до­шел по­смот­реть, что он де­ла­ет, и пред­ло­жить свои ус­лу­ги. В та­ких де­лах Сва­сти был бо­лее уме­лым. Ему сра­зу же уда­лось за­жечь огонь. Анан­да взял свою ча­шу для по­дая­ний и вы­сы­пал в гор­шок что-то, на­по­ми­нав­шее опил­ки. Он про­из­нес:

— Это от­ру­би. Мы мо­жем по­жа­рить их и дать Буд­де.

Сва­сти по­ме­ши­вал от­ру­би дву­мя ма­лень­ки­ми па­лоч­ка­ми в то вре­мя, как Анан­да рас­ска­зы­вал ему, что встре­тил тор­гов­ца ло­шадь­ми, не­дав­но вер­нув­ше­го­ся в Вед­жан­ру со ста­дом в пять­сот ко­ней. Уви­дев бед­ст­вен­ное по­ло­же­ние бхик­шу, он ска­зал Анан­де, что ес­ли они не смо­гут со­брать по­дая­ния, то мож­но прийти к его ко­нюш­ням, и он даст ка­ж­до­му бхик­шу горсть от­ру­бей, ко­то­ры­ми кор­мят ло­ша­дей. В этот день он дал две гор­сти Анан­де, од­ну из них — для Буд­ды. Анан­да обе­щал, что рас­ска­жет о ве­ли­ко­душ­ном да­ре тор­гов­ца дру­гим бхик­шу.

От­ру­би вско­ре по­жа­ри­лись и ста­ли из­да­вать при­ят­ный аро­мат. Анан­да пе­ре­ло­жил их об­рат­но в ча­шу и пред­ло­жил Сва­сти про­во­дить его к де­ре­ву ним­ба. Анан­да по­дал от­ру­би Буд­де. Тот спро­сил у Сва­сти, по­лу­чил ли он се­го­дня по­дая­ние, и Сва­сти по­ка­зал ему клу­бень слад­ко­го кар­то­фе­ля. Буд­да при­гла­сил их по­есть вме­сте с ним. Сва­сти дер­жал свою кар­то­фе­ли­ну в ру­ках. Уви­дев, как Буд­да ест от­ру­би, он по­чув­ст­во­вал, что вот-вот за­пла­чет.

В этот день по­сле про­по­ве­ди Дхар­мы почтенный Анан­да рас­ска­зал об­щи­не о да­ре тор­гов­ца ло­шадь­ми. Анан­да по­про­сил их при­хо­дить в ко­нюш­ни толь­ко то­гда, ко­гда они со­всем не со­бе­рут по­дая­ния, так как от­ру­би пред­на­зна­че­ны для ло­ша­дей и не­же­ла­тель­но, что­бы они ос­та­ва­лись го­лод­ны­ми.

В эту ночь при све­те лу­ны Са­ри­пут­та по­се­тил Буд­ду, си­дя­ще­го под де­ре­вом ним­ба. Он об­ра­тил­ся к не­му:

— Гос­по­дин, Путь Про­бу­ж­де­ния так изу­ми­те­лен! Он спо­со­бен из­ме­нить лю­бо­го, кто слы­шит, по­ни­ма­ет и прак­ти­ку­ет его. Гос­по­дин, как нам рас­про­стра­нять Путь и по­сле то­го, как вы уй­де­те?

— Са­ри­пут­та, ес­ли бхик­шу пра­виль­но пой­мут ис­тин­ное зна­че­ние сутр и бу­дут прак­ти­ко­вать то, че­му учат сут­ры, ес­ли они бу­дут ис­крен­не сле­до­вать за­по­ве­дям, то­гда Путь Ос­во­бо­ж­де­ния бу­дет пре­бы­вать в ве­ках.

— Гос­по­дин, боль­шое чис­ло бхик­шу при­леж­но за­по­ми­на­ет и чи­та­ет сут­ры. Ес­ли бу­ду­щие по­ко­ле­ния мо­на­хов бу­дут про­дол­жать изу­чать и чи­тать это уче­ние, ва­ша лю­бя­щая доб­ро­та и ва­ше глу­бо­кое про­зре­ние на­вер­ня­ка бу­дут жить в бу­ду­щем.

— Са­ри­пут­та, рас­про­стра­не­ния сутр не­дос­та­точ­но. Не­об­хо­ди­мо прак­ти­ко­вать то, что со­дер­жит­ся в сут­рах. Осо­бен­но важ­но со­блю­дать за­по­ве­ди. Без это­го Дхар­ма не про­жи­вет дол­го. Без за­по­ве­дей на­стоя­щая Дхар­ма бы­ст­ро угас­нет.

— А су­ще­ст­ву­ет ли спо­соб вы­ра­же­ния за­по­ве­дей в та­кой фор­ме, ко­то­рая мо­жет со­хра­нить­ся в те­че­ние ты­сяч бу­ду­щих жиз­ней?

— Это по­ка не­воз­мож­но, Са­ри­пут­та. За­кон­чен­ный свод за­по­ве­дей не мо­жет быть соз­дан в один день или од­ним че­ло­ве­ком. В пер­вые го­ды су­ще­ст­во­ва­ния санг­хи у нас не бы­ло ни­ка­ких за­по­ве­дей. По­сте­пен­но из-за не­дос­тат­ков и оши­бок, со­вер­шен­ных брать­я­ми, мы соз­да­ли за­по­ве­ди. Сей­час их сто два­дцать. С те­че­ни­ем вре­ме­ни это чис­ло уве­ли­чи­ва­ет­ся. Спи­сок за­по­ве­дей еще не за­кон­чен, Са­ри­пут­та. Я ду­маю, что их чис­ло мо­жет вы­рас­ти до двух­сот или бо­лее.

На­сту­пил по­след­ний день со­б­ра­ния уе­ди­не­ния. Тор­го­вец Аг­ни­дат­та вер­нул­ся из по­езд­ки и был по­ра­жен, уз­нав, как силь­но стра­да­ли бхик­шу от го­ло­да. Чув­ст­вуя стыд, он со­брал обед для них в сво­ем до­ме. Он по­да­рил так­же ка­ж­до­му бхик­шу но­вое пла­тье. Буд­да про­из­нес по­след­нюю про­по­ведь на этом со­б­ра­нии, и бхик­шу на­пра­ви­лись на юг.

Это бы­ло при­ят­ное пу­те­ше­ст­вие. Бхик­шу шли, не то­ро­пясь. Они от­ды­ха­ли по но­чам, а ут­ром со­би­ра­ли по­дая­ние. По­сле еды и от­ды­ха в про­хлад­ном ле­су они про­дол­жа­ли ид­ти весь день. Ино­гда они про­во­ди­ли не­сколь­ко дней в де­рев­нях, где лю­ди осо­бен­но хо­те­ли по­лу­чить уче­ние. Но­ча­ми мо­на­хи учи­ли и чи­та­ли сут­ры пе­ред ме­ди­та­ци­ей и сном.

Од­на­ж­ды днем Сва­сти встре­тил груп­пу маль­чи­ков-пас­ту­хов, ве­ду­щих буй­во­лов до­мой. Он ос­та­но­вил­ся и по­го­во­рил с ни­ми, вспо­ми­ная свою юность. Вне­зап­но его ох­ва­ти­ло силь­ное же­ла­ние уви­деть свою се­мью. Он за­тос­ко­вал по Ру­па­ку и Ба­ле, но бо­лее все­го по Бхи­ме. Он не знал, по­до­ба­ет ли бхик­шу ду­мать о сво­ей ос­тав­лен­ной се­мье. Хо­тя, ко­неч­но, Ра­ху­ла го­во­рил ему, что то­же ос­та­вил свою се­мью.

Сва­сти бы­ло два­дцать два го­да. Он пред­по­чи­тал на­хо­дить­ся в об­ще­ст­ве мо­ло­дых лю­дей, чув­ст­вуя се­бя с ни­ми бо­лее ком­форт­но. Боль­ше все­го ему нра­ви­лось про­во­дить вре­мя с Ра­ху­лой. Они час­то де­ли­лись свои­ми наи­бо­лее со­кро­вен­ны­ми мыс­ля­ми. Сва­сти рас­ска­зал Ра­ху­ле о сво­ей жиз­ни пас­ту­ха буй­во­лов. Ра­ху­ле ни­ко­гда не при­хо­ди­лось си­деть на спи­не во­дя­но­го буй­во­ла. Он с тру­дом ве­рил в то, что та­кое ог­ром­ное соз­да­ние мо­жет быть та­ким по­слуш­ным. Сва­сти уве­рил его, что во­дя­ные буй­во­лы яв­ля­ют­ся са­мы­ми смир­ны­ми жи­вот­ны­ми. Он рас­ска­зал Ра­ху­ле, как мно­го раз он ле­жал на спи­не буй­во­ла, ко­гда они шли до­мой по бе­ре­гу ре­ки. Он смот­рел на го­лу­бое не­бо и плы­ву­щие об­ла­ка, ра­ду­ясь мгно­ве­ни­ям мир­но­го от­ды­ха на те­п­лой и глад­кой спи­не буй­во­ла. Он рас­ска­зал Ра­ху­ле и о тех иг­рах, в ко­то­рые он иг­рал с дру­ги­ми маль­чи­ка­ми-пас­ту­ха­ми. Ра­ху­ле нра­ви­лось слу­шать эти рас­ска­зы. Это бы­ла жизнь, ко­то­рую он со­вер­шен­но не знал. Ра­ху­ла ска­зал, что хо­тел бы по­про­бо­вать по­ка­тать­ся на спи­не буй­во­ла. Сва­сти обе­щал, что по­ста­ра­ет­ся уст­ро­ить та­кую по­езд­ку.

Сва­сти ду­мал о том, как мож­но уст­ро­ить та­кую по­езд­ку. Они же оба бы­ли мо­на­ха­ми! Он ре­шил, что, ко­гда они бу­дут про­хо­дить в ок­ре­ст­но­стях его род­ной де­рев­ни, он спро­сит раз­ре­ше­ния у Буд­ды по­ви­дать свою се­мью. Он хо­тел по­про­сить, что­бы Ра­ху­ла при­сое­ди­нил­ся к не­му. И ко­гда ни­ко­го не бу­дет ря­дом, мож­но по­про­сить Ру­па­ка про­ка­тить Ра­ху­лу на од­ном из буй­во­лов. Ра­ху­ла мог бы по­ка­тать­ся вдоль бе­ре­га ре­ки Не­ранд­жа­ры. Сва­сти ду­мал, что мо­жет снять для это­го слу­чая мо­на­ше­скую оде­ж­ду и то­же по­ез­дить на буй­во­ле, как в бы­лые дни.

На сле­дую­щий год Буд­да про­во­дил со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в ска­ли­стых го­рах Ка­ли­ка. Это был три­на­дца­тый се­зон до­ж­дей с мо­мен­та Про­свет­ле­ния Буд­ды. Мег­хийя по­мо­гал Буд­де. Од­на­ж­ды Мег­хийя рас­ска­зал, что, ко­гда он прак­ти­ку­ет в оди­но­че­ст­ве в ле­су, мыс­ли и же­ла­ния тре­во­жат его. Мег­хийя был оза­бо­чен этим, ведь Буд­да на­став­лял бхик­шу про­во­дить ме­ди­та­ции в оди­но­че­ст­ве.

Буд­да ска­зал ему, что прак­ти­ка в оди­но­че­ст­ве не оз­на­ча­ет от­сут­ст­вия под­держ­ки. Вре­мя­пре­про­во­ж­де­ние в празд­ной бол­тов­не и бес­по­лез­ных сплет­нях не спо­соб­ст­ву­ет ду­хов­ной жиз­ни, но по­лу­чить под­держ­ку дру­зей в прак­ти­ке очень важ­но. Бхик­шу нуж­но жить в об­щи­нах для под­держ­ки и по­мо­щи друг дру­гу. Вот что оз­на­ча­ет при­бе­жи­ще в санг­хе.

Буд­да так­же ска­зал ему:

— Бхик­шу не­об­хо­ди­мо иметь пять ве­щей. Пер­вое — это по­ни­маю­щий и доб­ро­де­тель­ный друг, де­ля­щий с ним путь. Вто­рое — это за­по­ве­ди, по­мо­гаю­щие бхик­шу под­дер­жи­вать со­стоя­ние осоз­на­ния. Третье — бла­го­при­ят­ные воз­мож­но­сти для ов­ла­де­ния уче­ни­ем. Чет­вер­тое — это усер­дие. И пя­тая вещь — это по­ни­ма­ние. По­след­ние че­ты­ре ус­ло­вия тес­но свя­за­ны и за­ви­сят от на­ли­чия пер­во­го ус­ло­вия — при­сут­ст­вия дру­зей для со­вме­ст­ной прак­ти­ки. Мег­хийя, прак­ти­куй раз­мыш­ле­ния о смер­ти, со­стра­да­нии, не­по­сто­ян­ст­ве и о пол­ном осоз­на­нии про­цес­са ды­ха­ния:

Для пре­одо­ле­ния же­ла­ния прак­ти­куй раз­мыш­ле­ния о те­ле, со­зер­цая де­вять ста­дий раз­ло­же­ния те­ла от мо­мен­та пре­кра­ще­ния ды­ха­ния до мо­мен­та, ко­гда кос­ти пре­вра­ща­ют­ся в пыль.

Для пре­одо­ле­ния гне­ва и не­на­вис­ти прак­ти­куй раз­мыш­ле­ния о со­стра­да­нии. Это про­яс­ня­ет при­чи­ны гне­ва и не­на­вис­ти в на­шем соб­ст­вен­ном соз­на­нии и соз­на­нии тех, кто вы­зы­ва­ет их.

Для пре­одо­ле­ния стра­сти прак­ти­куй раз­мыш­ле­ния о не­по­сто­ян­ст­ве, осоз­на­вая ро­ж­де­ние и смерть все­го су­ще­го.

Для пре­одо­ле­ния сму­ще­ния и рас­се­ян­но­сти прак­ти­куй раз­мыш­ле­ния о пол­ном осоз­на­нии ды­ха­ния.

Ес­ли ты ре­гу­ляр­но бу­дешь прак­ти­ко­вать эти че­ты­ре ви­да раз­мыш­ле­ний, ты дос­тиг­нешь ос­во­бо­ж­де­ния и про­свет­ле­ния.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.