Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 47. Сле­дуя Дхар­ме



Гла­ва 47

Сле­дуя Дхар­ме

Под де­ре­вом са­ла Буд­да на­сла­ж­дал­ся по­ко­ем, ми­ром и ра­до­стью. То был при­ят­ный лес с зе­ле­ны­ми хол­ма­ми, чис­ты­ми ис­точ­ни­ка­ми и озе­ром. Буд­да на­сла­ж­дал­ся оди­но­че­ст­вом. Он ду­мал о бхик­шу в Ко­сам­би, о их кон­флик­те. Он чув­ст­во­вал пе­чаль отто­го, что бхик­шу не же­ла­ли слу­шать его на­став­ле­ния, но по­ни­мал, что их ра­зум за­ту­ма­нен гне­вом.

В ле­су Ракк­хи­та Буд­да встре­чал мно­го жи­вот­ных, в том чис­ле и се­мью сло­нов. Ста­рей­шая сам­ка, ко­ро­ле­ва-мат­ри­арх, час­то при­во­ди­ла к озе­ру мо­ло­дых сло­нов. Она учи­ла их пить про­хлад­ную во­ду и есть во­дя­ные ли­лии. Буд­да ви­дел, как она бра­ла бу­то­ны ли­лий сво­им хо­бо­том и оку­на­ла в во­ду для то­го, что­бы смыть ил и грязь. Ма­лень­кие сло­ны под­ра­жа­ли ей.

Сло­ны рос­ли ря­дом с Буд­дой и вско­ре ста­ли его друзь­я­ми. Ино­гда сло­ни­ха сры­ва­ла пло­ды и да­ва­ла их Буд­де. Он лю­бил гла­дить сло­нят и час­то спус­кал­ся вме­сте с ни­ми к озе­ру. Ему нра­ви­лось слы­шать ве­ли­че­ст­вен­ный при­зыв ко­ро­ле­вы. Он зву­чал, как боль­шая тру­ба. Буд­да нау­чил­ся без­оши­боч­но ими­ти­ро­вать ее при­зыв.

Од­на­ж­ды, ко­гда сло­ни­ха за­тру­би­ла, он так­же из­дал труб­ный при­зыв. Она вни­ма­тель­но по­смот­ре­ла на не­го, по­до­шла и опус­ти­лась на ко­ле­ни, как бы кла­ня­ясь ему. Буд­да лас­ко­во по­гла­дил ее по го­ло­ве.

Это был де­ся­тый се­зон до­ж­дей с мо­мен­та Про­свет­ле­ния Буд­ды, но толь­ко вто­рой раз он про­во­дил его в оди­но­че­ст­ве. Он ос­та­вал­ся в этом про­хлад­ном ле­су на про­тя­же­нии все­го со­б­ра­ния уе­ди­не­ния, не­на­дол­го по­ки­дая его по ут­рам для сбо­ра по­дая­ния. Ко­гда се­зон до­ж­дей по­до­шел к кон­цу, Буд­да по­ки­нул сво­их дру­зей-сло­нов и на­пра­вил­ся на се­ве­ро-вос­ток. Че­рез две не­де­ли он при­шел в мо­на­стырь Дже­та­ва­на в Са­ватт­хи. Здесь на­хо­ди­лись не­сколь­ко стар­ших уче­ни­ков: Са­ри­пут­та, Ма­ха­мог­гал­ла­на, Ма­ха­кас­са­па, Ма­ха­как­ка­ра, Упа­ли, Ма­ха­котт­хийя, Ма­ха­кап­пи­на, Ма­ха­кун­да, Ре­ва­та и Де­ва­дат­та. Ану­рудд­ха, Ким­би­ла и Нан­дийя то­же при­шли в Дже­та­ва­ну из бам­бу­ко­вой ро­щи в Ка­ра­га­ме. В Са­ватт­хи бы­ла и бхик­шу­ни Го­та­ми. Все они бы­ли очень ра­ды ви­деть Буд­ду.

Вой­дя в свою хи­жи­ну в Дже­та­ва­не, Буд­да уви­дел Анан­ду, при­во­дя­ще­го ее в по­ря­док и под­ме­таю­ще­го пол. Год и че­ты­ре ме­ся­ца про­шло с тех пор, как Буд­да был здесь. Анан­да по­ло­жил свой ве­ник и по­кло­нил­ся. Буд­да спро­сил его о по­ло­же­нии дел в Ко­сам­би, и Анан­да от­ве­тил:

— По­сле ва­ше­го ухо­да не­ко­то­рые бра­тья при­шли ко мне и ска­за­ли: “Брат, Учи­тель по­ки­нул нас. Он со­всем один. По­че­му бы те­бе не по­сле­до­вать за ним и не по­мо­гать ему? Ес­ли ты не пой­дешь за ним, то это сде­ла­ем мы”. Но я от­ве­тил им: “Ес­ли Буд­да ушел, ни­че­го ни­ко­му не ска­зав, зна­чит, он хо­чет быть один. Мы не долж­ны бес­по­ко­ить его”. Шесть ме­ся­цев спус­тя те же са­мые бра­тья вновь при­шли ко мне и ска­за­ли: “Брат, уже мно­го вре­ме­ни про­шло с тех пор, как мы по­лу­ча­ли уче­ние не­по­сред­ст­вен­но от Буд­ды. Мы хо­тим най­ти его”. На этот раз я со­гла­сил­ся, и мы от­пра­ви­лись вас ис­кать, но без­ус­пеш­но. Ни­кто не знал, где вы на­хо­ди­тесь. В кон­це кон­цов, мы при­шли в Са­ватт­хи, но вас не бы­ло и здесь. Мы ре­ши­ли ждать в Са­ватт­хи, зная, что вы на­вер­ня­ка сю­да при­де­те. Мы бы­ли уве­ре­ны, что вы не бро­си­те сво­их уче­ни­ков.

— Ко­гда вы по­ки­ну­ли Ко­сам­би, ка­ко­ва бы­ла там си­туа­ция? Бы­ли ли бхик­шу все еще раз­де­ле­ны?

— Гос­по­дин, кон­фликт стал еще силь­нее. Ни од­на сто­ро­на не хо­те­ла иметь ни­че­го об­ще­го с дру­гой. Свет­ские по­сле­до­ва­те­ли вы­ра­жа­ли свое со­жа­ле­ние, ко­гда мы со­би­ра­ли по­дая­ние в го­ро­де. Мы объ­яс­ня­ли, что мно­гие бхик­шу не уча­ст­ву­ют в кон­флик­те. На­ко­нец свет­ские по­сле­до­ва­те­ли ре­ши­ли взять де­ло в свои ру­ки. Они при­шли в мо­на­стырь и по­го­во­ри­ли с бхик­шу, во­вле­чен­ны­ми в кон­фликт. Они го­во­ри­ли так: “Вы при­чи­ни­ли Буд­де столь­ко го­ря, что он по­ки­нул нас. На вас ле­жит тя­же­лая от­вет­ст­вен­ность. Ва­ше по­ве­де­ние при­ве­ло к то­му, что мно­гие ми­ря­не — по­сле­до­ва­те­ли уче­ния по­те­ря­ли до­ве­рие к санг­хе. Об­ду­май­те как сле­ду­ет ва­ши дей­ст­вия”. Сна­ча­ла бхик­шу, во­вле­чен­ные в кон­фликт, не об­ра­ти­ли вни­ма­ния на эти сло­ва. Но то­гда свет­ские по­сле­до­ва­те­ли ре­ши­ли боль­ше не при­но­сить пи­щу этим бхик­шу. Они ска­за­ли: “Вы не дос­той­ны сво­его учи­те­ля Буд­ды, по­то­му что не спо­соб­ны жить в гар­мо­нии. Вы долж­ны, сле­дуя уче­нию Буд­ды, при­ми­рить­ся друг с дру­гом, най­ти Буд­ду и по­ка­ять­ся. Толь­ко то­гда вы вос­ста­но­ви­те на­ше до­ве­рие”. Гос­по­дин, свет­ские по­сле­до­ва­те­ли твер­до стоя­ли на сво­ем. В тот день, ко­гда я по­ки­нул Ко­сам­би, обе сто­ро­ны со­гла­си­лись встре­тить­ся. Я уве­рен, что вско­ре они поя­вят­ся здесь для по­кая­ния.

Буд­да под­нял ве­ник, бро­шен­ный Анан­дой, по­про­сил его най­ти Са­ри­пут­ту и ска­зать, что он хо­чет с ним по­го­во­рить, а сам при­нял­ся ста­ра­тель­но под­ме­тать хи­жи­ну. За­тем он сел на один из бам­бу­ко­вых стуль­ев, стоя­щих пе­ред вхо­дом в хи­жи­ну. Мо­на­стырь Дже­та­ва­на был по­ис­ти­не пре­крас­ным ме­стом. Де­ре­вья по­кры­ва­ли но­вые ли­стья. По все­му ле­су раз­но­си­лось пе­ние птиц. При­шел Са­ри­пут­та, сел ря­дом с Буд­дой. Они дол­го хра­ни­ли мол­ча­ние в этой уми­ро­тво­рен­ной ат­мо­сфе­ре.

За­тем Буд­да по­де­лил­ся с Са­ри­пут­той тем, что бы­ло у не­го на уме.

— Мы долж­ны сде­лать все, что в на­ших си­лах, что­бы пре­дот­вра­тить воз­ник­но­ве­ние бес­по­лез­ных кон­флик­тов в этом пре­крас­ном мо­на­сты­ре.

Они дол­го об­су­ж­да­ли этот во­прос.

Вско­ре почтенный Са­ри­пут­та по­лу­чил из­вес­тие, что бхик­шу из Ко­сам­би уже при­бы­ли в Са­ватт­хи. Са­ри­пут­та по­шел к Буд­де и спро­сил у не­го:

— Ско­ро при­дут бра­тья из Ко­сам­би. Как мы долж­ны се­бя вес­ти?

Буд­да от­ве­тил:

— Нуж­но вес­ти се­бя в со­от­вет­ст­вии с Дхар­мой.

— Мо­же­те ли вы объ­яс­нить под­роб­нее?

— И ты, Са­ри­пут­та, за­да­ешь та­кой во­прос?

Са­ри­пут­та за­мол­чал. В это вре­мя при­шли Мог­гал­ла­на, Кас­са­па, Как­ка­на, Котт­хийя, Кап­пи­на и Ану­рудд­ха. Они то­же спро­си­ли:

— Как мы долж­ны се­бя вес­ти, ко­гда при­дут бра­тья из Ко­сам­би?

Все они по­смот­ре­ли на Са­ри­пут­ту, но тот толь­ко улыб­нул­ся. Буд­да взгля­нул на сво­их стар­ших уче­ни­ков и про­из­нес:

— Вы­слу­шай­те вни­ма­тель­но обе сто­ро­ны. Вни­ма­тель­но взвесь­те все, что вы ус­лы­ши­те, что­бы оп­ре­де­лить, что из это­го со­от­вет­ст­ву­ет уче­нию и что нет. То, что со­от­вет­ст­ву­ет уче­нию, при­во­дит к ми­ру, ра­до­сти и ос­во­бо­ж­де­нию. Я прак­ти­кую их. То, че­го я ос­те­ре­га­юсь и не прак­ти­кую, не со­от­вет­ст­ву­ет уче­нию. Ко­гда вы пой­ме­те, ка­кие мо­мен­ты со­от­вет­ст­ву­ют уче­нию и ка­кие нет, вы уз­нае­те, как по­мочь обе­им сто­ро­нам прийти к при­ми­ре­нию.

В этот мо­мент в хи­жи­ну Буд­ды во­шли знат­ные свет­ские по­сле­до­ва­те­ли уче­ния под пред­во­ди­тель­ст­вом Анат­ха­пин­ди­ки. Они за­го­во­ри­ли:

— Гос­по­дин, при­шли бхик­шу из Ко­сам­би. Как мы долж­ны их при­нять? Нуж­но ли дать обе­им сто­ро­нам еду?

Буд­да улыб­нул­ся.

— Дай­те еду обе­им сто­ро­нам. Вы­ра­зи­те ва­шу под­держ­ку санг­хе. По­хва­ли­те, ко­гда кто-ни­будь из них про­из­не­сет сло­ва в со­от­вет­ст­вии с Дхар­мой.

Вер­нул­ся Анан­да и ска­зал Са­ри­пут­те, что бхик­шу из Ко­сам­би на­хо­дят­ся уже в мо­на­стыр­ских во­ро­тах. Са­ри­пут­та по­вер­нул­ся к Буд­де и спро­сил:

— По­зво­лить им вой­ти?

Буд­да под­твер­дил:

— От­крой­те во­ро­та и при­вет­ст­вуй­те их.

Са­ри­пут­та за­ме­тил:

— Я по­за­бо­чусь об их ноч­ле­ге.

— Пусть пер­вое вре­мя обе сто­ро­ны жи­вут от­дель­но.

— Но нам бу­дет труд­но то­гда най­ти для всех ме­сто.

— Мы долж­ны сми­рить­ся с этим не­боль­шим за­труд­не­ни­ем. Но не до­пус­кай­те, что­бы кто-то из стар­ших бхик­шу спал под от­кры­тым не­бом. Рас­пре­де­ли­те по­ров­ну сре­ди всех еду и ле­кар­ст­ва.

Са­ри­пут­та от­дал рас­по­ря­же­ние от­крыть во­ро­та. Бхик­шу из Ко­сам­би бы­ло пре­дос­тав­ле­но ме­сто для ноч­ле­га и пи­ща.

На сле­дую­щее ут­ро вновь при­быв­шим бхик­шу пред­ло­жи­ли, как обыч­но, от­пра­вить­ся на сбор по­дая­ния. Са­ри­пут­та, рас­пре­де­лив их на груп­пы, по­слал груп­пы в раз­ные сто­ро­ны, как и со­ве­то­вал Буд­да. Ве­че­ром бхик­шу по­про­си­ли Са­ри­пут­ту уст­ро­ить встре­чу с Буд­дой для при­не­се­ния по­кая­ния. Са­ри­пут­та от­ве­тил:

— Ис­по­ве­дать­ся пе­ред Буд­дой — не са­мое важ­ное. Пре­ж­де вы долж­ны дос­тиг­нуть ис­тин­но­го при­ми­ре­ния. Толь­ко ес­ли со­сто­ит­ся на­стоя­щее при­ми­ре­ние, це­ре­мо­ния по­кая­ния бу­дет иметь ка­кое-то зна­че­ние.

Той же но­чью мас­тер сутр при­шел к мас­те­ру за­по­ве­дей. Он со­еди­нил ла­до­ни, по­кло­нил­ся, опус­тил­ся пе­ред ним на ко­ле­ни и про­из­нес:

— Поч­тен­ный, я при­знаю, что на­ру­шил за­по­ведь. Вы пра­виль­но по­пра­ви­ли ме­ня. Я го­тов по­ка­ять­ся пе­ред санг­хой.

Мас­тер сутр по­нял, что един­ст­вен­ная воз­мож­ность раз­ре­шить кон­фликт — не по­та­кать сво­ей гор­ды­не. Мас­тер за­по­ве­дей от­ве­тил, пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред мас­те­ром сутр:

— Я ка­юсь в том, что мне то­же не хва­та­ло сми­ре­ния и так­та. При­ми­те, по­жа­луй­ста, мои ис­крен­ние из­ви­не­ния.

Поз­же той же но­чью про­шла це­ре­мо­ния по­кая­ния мас­те­ра сутр. Все ис­пы­та­ли боль­шое об­лег­че­ние, осо­бен­но бхик­шу из Ко­сам­би, ко­то­рые са­ми уча­ст­во­ва­ли в кон­флик­те. По­сле по­лу­но­чи Са­ри­пут­та со­об­щил Буд­де, что при­ми­ре­ние на­ко­нец про­изош­ло. Буд­да мол­ча­ли­во кив­нул. Кон­фликт за­кон­чил­ся, но он знал, что по­тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы все ра­ны за­жи­ли.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.