Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 45. От­кры­вая дверь



Гла­ва 45

От­кры­вая дверь

Ра­но ут­ром по до­ро­ге к озе­ру Анан­да встре­тил Го­та­ми и пять­де­сят дру­гих жен­щин, стоя­щих не­да­ле­ко от хи­жи­ны Буд­ды. У всех у них бы­ли об­ри­ты го­ло­вы, а оде­ты они бы­ли в жел­тое пла­тье. Их но­ги опух­ли и кро­во­то­чи­ли. Сна­ча­ла Анан­да по­ду­мал, что это де­ле­га­ция мо­на­хов, но вне­зап­но уз­нал гос­по­жу Го­та­ми. С тру­дом ве­ря сво­им гла­зам, он вы­па­лил:

— О не­бе­са! Гос­по­жа Го­та­ми! От­ку­да вы взя­лись здесь? По­че­му ва­ши но­ги в кро­ви? По­че­му вы и дру­гие жен­щи­ны при­шли сю­да в та­ком ви­де?

Го­та­ми от­ве­ти­ла:

— Поч­тен­ный Анан­да, мы об­ри­ли го­ло­вы и ос­та­ви­ли все на­ши тон­кие оде­ж­ды и дра­го­цен­но­сти. У нас в этом ми­ре боль­ше нет ни­ка­ко­го иму­ще­ст­ва. Мы по­ки­ну­ли Ка­пи­ла­ватт­ху и шли пят­на­дцать дней, но­чуя на обо­чи­нах до­рог и со­би­рая по­дая­ние в ма­лень­ких де­рев­нях по пу­ти. Мы хо­тим по­ка­зать, что спо­соб­ны жить так, как жи­вут бхик­шу. Я умо­ляю те­бя, Анан­да, по­го­во­ри с Буд­дой от на­ше­го име­ни. Мы хо­тим быть по­свя­щен­ны­ми в мо­на­хи­ни.

Анан­да от­ве­тил:

— По­до­ж­ди­те здесь. Я сей­час же по­го­во­рю с Буд­дой. Я обе­щаю сде­лать все, что смо­гу.

Анан­да во­шел в хи­жи­ну Буд­ды как раз в мо­мент, ко­гда тот на­де­вал свое пла­тье. Там был и Над­жи­та, ко­то­рый при­слу­жи­вал Буд­де в то вре­мя. Анан­да рас­ска­зал все, что толь­ко что ви­дел и слы­шал. Буд­да ни­че­го не от­ве­тил.

То­гда Анан­да спро­сил:

— Гос­по­дин, воз­мож­но ли для жен­щи­ны дос­тичь Пло­дов Вхо­дя­ще­го в По­ток, Еди­но­жды Воз­вра­щаю­ще­го­ся, Ни­ко­гда не Воз­вра­щаю­ще­го­ся и Ар­хат­ст­ва?

— Вне вся­ко­го со­мне­ния, — от­ве­тил Буд­да.

— То­гда по­че­му же вы не при­ни­мае­те жен­щин в санг­ху? Гос­по­жа Го­та­ми кор­ми­ла и за­бо­ти­лась о вас с дет­ст­ва. Она лю­би­ла вас, как сы­на. Те­перь она об­ри­ла го­ло­ву и от­ка­за­лась от все­го сво­его со­стоя­ния. Она про­шла весь путь от Ка­пи­ла­ватт­ху, что­бы до­ка­зать, что жен­щи­на мо­жет пе­ре­не­сти все то же, что и муж­чи­на. По­жа­луй­ста, про­яви­те со­стра­да­ние и по­зволь­те ей по­лу­чить по­свя­ще­ние.

Буд­да дол­го мол­чал. За­тем он по­про­сил Над­жи­ту со­брать почтенных Са­ри­пут­ту, Мог­гал­ла­ну, Ану­рудд­ху, Бхад­дийю, Ким­би­лу и Ма­ха­кас­са­пу. Ко­гда они при­шли, он под­роб­но об­су­дил с ни­ми сло­жив­шую­ся си­туа­цию. Он объ­яс­нил, что не дис­кри­ми­на­ция по от­но­ше­нию к жен­щи­нам яв­ля­ет­ся при­чи­ной его ко­ле­ба­ний. Он не знал точ­но, ка­ким об­ра­зом от­крыть об­щи­ну для жен­щин, не соз­да­вая опас­но­го кон­флик­та и внут­ри, и вне санг­хи.

По­сле дол­го­го об­ме­на мне­ния­ми Са­ри­пут­та ска­зал:

— Бу­дет бла­го­ра­зум­ным чет­ко обо­зна­чить пра­ви­ла, ко­то­рые оп­ре­де­лят роль мо­на­хинь в санг­хе. Та­кие пра­ви­ла по­зво­лят умень­шить об­ще­ст­вен­ное про­ти­во­дей­ст­вие, ко­то­рое на­вер­ня­ка воз­ник­нет, так как не­ра­вен­ст­во жен­щин су­ще­ст­ву­ет ты­ся­чи лет. Да­вай­те рас­смот­рим сле­дую­щие Восемь Правил:

Во-пер­вых, мо­на­хи­ня, или бхик­шу­ни, бу­дет все­гда ус­ту­пать стар­шин­ст­во бхик­шу, да­же ес­ли она стар­ше го­да­ми или доль­ше прак­ти­ку­ет.

Во-вто­рых, все бхик­шу­ни долж­ны про­во­дить со­б­ра­ние уе­ди­не­ния не­вда­ле­ке от цен­тра, где жи­вут в это вре­мя бхик­шу, что­бы по­лу­чать ду­хов­ную под­держ­ку и боль­шие зна­ния.

В-треть­их, два­ж­ды в ме­сяц бхик­шу­ни долж­ны на­прав­лять ко­го-ни­будь, что­бы при­гла­сить бхик­шу и оп­ре­де­лить вме­сте да­ту “упо­сат­хи”, то есть осо­бо­го ри­ту­аль­но­го дня. Этот бхик­шу дол­жен по­се­щать мо­на­хинь, обу­чать их и под­дер­жи­вать их в прак­ти­ке.

В-чет­вер­тых, по­сле со­б­ра­ния уе­ди­не­ния во вре­мя се­зо­на до­ж­дей мо­на­хи­ни долж­ны при­сут­ст­во­вать на це­ре­мо­нии Па­ва­ра­на и пред­став­лять от­чет о сво­ей прак­ти­ке не толь­ко дру­гим мо­на­хи­ням, но и мо­на­хам.

В-пя­тых, ес­ли бхик­шу­ни на­ру­шит обе­ты, она долж­на ис­по­ве­до­вать­ся пе­ред дру­ги­ми мо­на­хи­ня­ми и мо­на­ха­ми.

В-шес­тых, по­сле прак­ти­ки в ка­че­ст­ве по­слуш­ни­цы бхик­шу­ни при­ни­ма­ют пол­ные обе­ты пе­ред об­щи­на­ми и мо­на­хинь, и мо­на­хов.

В-седь­мых, бхик­шу­ни не долж­на кри­ти­ко­вать или по­ри­цать бхик­шу.

В-вось­мых, бхик­шу­ни не мо­жет да­вать объ­яс­не­ния Дхар­мы об­щи­не бхик­шу.

Мог­гал­ла­на за­сме­ял­ся.

— Эти Восемь Правил ут­вер­жда­ют аб­со­лют­ное не­ра­вен­ст­во. Не ста­нешь же ты ут­вер­ждать об­рат­ное?

Са­ри­пут­та от­ве­тил:

— Це­лью этих пра­вил яв­ля­ет­ся от­крыть дверь для всту­п­ле­ния жен­щин в санг­ху. Они не на­прав­ле­ны на дис­кри­ми­на­цию, но долж­ны по­мочь по­ло­жить ко­нец не­ра­вен­ст­ву. Раз­ве ты не ви­дишь это­го?

Мог­гал­ла­на кив­нул, при­зна­вая ут­вер­жде­ние Са­ри­пут­ты.

Бхад­дийя ска­зал:

— Эти Восемь Правил не­об­хо­ди­мы. Гос­по­жа Го­та­ми рас­по­ла­га­ет боль­шой вла­стью. Она мать гос­по­ди­на. Без по­доб­ных пра­вил бы­ло бы труд­но лю­бо­му, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­го Буд­ды, ру­ко­во­дить ей в прак­ти­ке.

Буд­да по­вер­нул­ся к Анан­де.

— Анан­да, по­жа­луй­ста, ска­жи гос­по­же Ма­ха­пад­жа­па­ти, что, ес­ли она со­гла­сит­ся с эти­ми во­се­мью Осо­бы­ми Пра­ви­ла­ми, она и дру­гие жен­щи­ны мо­гут быть по­свя­ще­ны.

Солн­це уже вы­со­ко взош­ло в не­бе, но Анан­да на­шел гос­по­жу Го­та­ми и дру­гих жен­щин в тер­пе­ли­вом ожи­да­нии. Го­та­ми об­ра­до­ва­лась, ус­лы­шав Восемь Правил. Она от­ве­ти­ла:

— Поч­тен­ный Анан­да, ска­жи, по­жа­луй­ста, Буд­де, что я с ра­до­стью при­ни­маю Восемь Правил так же, как мо­ло­дая де­вуш­ка с ра­до­стью при­ни­ма­ет гир­лян­ду цве­тов ло­то­са или роз, что­бы ук­ра­сить свои во­ло­сы, вы­мыв их бла­го­ухан­ной во­дой. Я бу­ду сле­до­вать им всю свою жизнь, ес­ли мне бу­дет раз­ре­ше­но при­нять по­свя­ще­ние.

Анан­да вер­нул­ся в хи­жи­ну Буд­ды и пе­ре­дал ему от­вет гос­по­жи Го­та­ми.

Дру­гие жен­щи­ны встревожено по­смот­ре­ли на Го­та­ми, но она улыб­ну­лась и ус­по­кои­ла их:

— Не бес­по­кой­тесь, се­ст­ры. Са­мое глав­ное — мы до­би­лись пра­ва на по­свя­ще­ние. Эти Восемь Правил не бу­дут пре­пят­ст­ви­ем в на­шей прак­ти­ке. Они ста­нут той две­рью, че­рез ко­то­рую мы вой­дем в санг­ху.

В тот же день пять­де­сят жен­щин бы­ли по­свя­ще­ны в мо­на­хи­ни. Поч­тен­ный Са­ри­пут­та до­го­во­рил­ся, что­бы они вре­мен­но жи­ли в ман­го­вой ро­ще Ам­ба­па­ли. Буд­да так­же по­про­сил Са­ри­пут­ту обу­чить мо­на­хинь ос­но­вам прак­ти­ки.

Спус­тя во­семь дней бхик­шу­ни Ма­ха­пад­жа­па­ти на­нес­ла Буд­де ви­зит. Она ска­за­ла:

— Гос­по­дин, по­жа­луй­ста, про­яви­те со­стра­да­ние и объ­яс­ни­те мне, как мож­но наи­луч­шим об­ра­зом до­бить­ся бы­ст­рых ус­пе­хов на пу­ти ос­во­бо­ж­де­ния.

Буд­да от­ве­тил:

— Бхик­шу­ни Ма­ха­пад­жа­па­ти, са­мое важ­ное — осоз­на­ние. Прак­ти­куй­те на­блю­де­ние за ды­ха­ни­ем и ме­ди­та­цию на те­ло, чув­ст­ва, ра­зум и объ­ек­ты соз­на­ния. Прак­ти­куя та­ким об­ра­зом, с ка­ж­дым днем вы будете все глуб­же чув­ст­во­вать сми­ре­ние, по­кой, от­ре­шен­ность, ра­дость и уми­ро­тво­ре­ние. Ко­гда поя­вят­ся эти ка­че­ст­ва, вы мо­же­те быть уве­ре­ны, что на­хо­ди­тесь на пра­виль­ном пу­ти, на пу­ти про­бу­ж­де­ния и про­свет­ле­ния.

Бхик­шу­ни Ма­ха­пад­жа­па­ти за­хо­те­ла по­стро­ить мо­на­стырь в Ве­са­ли, что­бы мо­на­хи­ни мог­ли жить близ­ко к Буд­де и его стар­шим уче­ни­кам. Она так­же ре­ши­ла поз­же вер­нуть­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху и от­крыть мо­на­стырь на ро­ди­не. Она от­пра­ви­ла по­слан­ца к Ясод­ха­ре с хо­ро­ши­ми вес­тя­ми о по­свя­ще­нии жен­щин. Бхик­шу­ни Го­та­ми зна­ла, что при­ем жен­щин в санг­ху по­вле­чет за со­бой боль­шой шум. Не­со­мнен­но, воз­ник­нет силь­ный про­тест, и мно­гие лю­ди бу­дут осу­ж­дать Буд­ду и его санг­ху. Она зна­ла, что Буд­де при­дет­ся про­ти­во­сто­ять мно­гим труд­но­стям. Она бы­ла бла­го­дар­на ему и по­ни­ма­ла, что Во­семь Пра­вил вре­мен­но не­об­хо­ди­мы для за­щи­ты санг­хи от бо­лез­нен­ных кон­флик­тов. Она бы­ла уве­ре­на и в том, что поз­же, ко­гда по­свя­ще­ние жен­щин ста­нет не­ос­по­ри­мым фак­том, эти пра­ви­ла бу­дут боль­ше не нуж­ны.

У об­щи­ны Буд­ды бы­ло те­перь че­ты­ре вет­ви — бхик­шу, бхик­шу­ни, “упа­са­ка” (свет­ские по­сле­до­ва­те­ли-муж­чи­ны) и “упа­си­ка” (свет­ские по­сле­до­ва­те­ли-жен­щи­ны).

Бхик­шу­ни Ма­ха­пад­жа­па­ти тща­тель­но об­ду­ма­ла одея­ние бхик­шу­ни. Все ее пред­ло­же­ния бы­ли при­ня­ты Буд­дой. У бхик­шу бы­ло три пред­ме­та оде­ж­ды: “ан­та­ра­вар­са­ка”, или шта­ны, “ут­та­ра­санг­ха”, или ниж­нее пла­тье, “санг­ха­ти”, или верх­нее пла­тье. В до­пол­не­ние к этим трем пред­ме­там оде­ж­ды для бхик­шу­ни до­ба­ви­ли ткань, обер­ты­вае­мую во­круг гру­ди и на­зы­вае­мую “сам­как­си­ка”, и юб­ку “ку­су­ла­ка”. Кро­ме этой оде­ж­ды и ча­ши для сбо­ра по­дая­ния, ка­ж­дый мо­нах и мо­на­хи­ня мог­ли иметь ве­ер, фильтр для во­ды, игол­ку с нит­ка­ми для по­чин­ки пла­тья, па­лоч­ку для очи­ще­ния зу­бов и брит­ву для бри­тья го­ло­вы два­ж­ды в ме­сяц.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.