Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 46. Охап­ка ли­сть­ев сим­са­па



Гла­ва 46

Охап­ка ли­сть­ев сим­са­па

Мо­на­стырь Ве­ну­ва­на в Рад­жа­га­хе, мо­на­стырь Ку­та­га­ра­са­ла в Ве­са­ли и мо­на­стырь Дже­та­ва­на в Са­ватт­хи сде­ла­лись про­цве­таю­щи­ми цен­тра­ми в прак­ти­ке и обу­че­нии Пу­ти. Бы­ли так­же ос­но­ва­ны дру­гие мо­на­сты­ри по всей Ма­гад­хе, Ко­са­ле и в близ­ле­жа­щих ко­ро­лев­ст­вах. Вид бхик­шу в шаф­ран­ных оде­ж­дах стал по­всю­ду при­выч­ным. Путь Про­бу­ж­де­ния ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся за шесть лет, про­шед­ших по­сле Про­свет­ле­ния Буд­ды.

Буд­да про­вел шес­тое со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в го­рах Ма­ку­ла, а седь­мое — в го­рах Сам­ка­сиа в верх­нем те­че­нии Ган­га. Вось­мой се­зон он про­вел в Сум­су­ма­ра­ги­ра, в Бхаг­ге, а де­вя­тый — око­ло Ко­сам­би. Ко­сам­би был боль­шим го­ро­дом в ко­ро­лев­ст­ве Вам­са, рас­по­ло­жен­ном вдоль ре­ки Яму­на. В об­шир­ном ле­су, на­зы­вае­мом Гхо­си­ра по име­ни ми­ря­ни­на — свет­ско­го по­сле­до­ва­те­ля Буд­ды, по­да­рив­ше­го этот лес об­щи­не, был по­стро­ен круп­ный мо­на­стырь. Стар­шие уче­ни­ки Ма­ха­кас­са­па, Ма­ха­мог­гал­ла­на, Са­ри­пут­та и Ма­ха­как­ка­на не бы­ли вме­сте с Буд­дой во вре­мя де­вя­то­го со­б­ра­ния уе­ди­не­ния в Гхо­си­ре, но с ним был Анан­да. Ра­ху­ла ос­та­вал­ся с Са­ри­пут­той.

В Гхо­си­ре рос­ло мно­го де­ревь­ев сим­са­па, под ко­то­ры­ми Буд­да лю­бил ме­ди­ти­ро­вать жар­ки­ми дня­ми. Од­на­ж­ды по­сле ме­ди­та­ции он вер­нул­ся в общину, держа охап­ку ли­сть­ев сим­са­па. Он под­нял ее и спро­сил:

— Бхик­шу, что боль­ше — ко­ли­че­ст­во ли­сть­ев в мо­ей ру­ке или ко­ли­че­ст­во ли­сть­ев в ле­су?

Бхик­шу от­ве­ти­ли:

— Ко­неч­но, ко­ли­че­ст­во ли­сть­ев в ле­су.

Буд­да ска­зал:

— Так же и то, что я ви­жу, боль­ше то­го, че­му я учу. По­че­му? По­то­му что я учу толь­ко тем ве­щам, ко­то­рые дей­ст­ви­тель­но не­об­хо­ди­мы и по­лез­ны для дос­ти­же­ния Пу­ти.

Буд­да ска­зал так, по­то­му что в Гхо­си­ре бы­ло мно­го бхик­шу, тра­тив­ших свое вре­мя на фи­ло­соф­ские спе­ку­ля­ции. В осо­бен­но­сти это от­но­си­лось к бхик­шу Ма­лун­кь­я­пут­те, ко­то­рый за­пу­тал­ся в эзо­те­ри­че­ских во­про­сах, не являющихся не­об­хо­ди­мыми для прак­ти­ки. Этот бхик­шу имел при­выч­ку за­да­вать Буд­де та­кие во­про­сы как, на­при­мер, есть ли у Все­лен­ной пре­дел или она бес­пре­дель­на, яв­ля­ет­ся ли она вре­мен­ной или веч­ной. Буд­да все­гда от­ка­зы­вал­ся от­ве­чать на та­кие во­про­сы. Од­на­ж­ды Ма­лун­кь­я­пут­та по­чув­ст­во­вал, что не мо­жет боль­ше вы­но­сить мол­ча­ния Буд­ды. Он ре­шил за­дать свои во­про­сы Буд­де в по­след­ний раз, и ес­ли опять не бу­дет от­ве­та, то по­про­сить ос­во­бо­дить его от обе­тов бхик­шу.

Он на­шел Буд­ду и спро­сил:

— Учи­тель, ес­ли вы со­гла­си­тесь от­ве­тить на мои во­про­сы, я бу­ду про­дол­жать сле­до­вать за ва­ми. Ес­ли же вы от­ка­же­тесь, то я по­ки­ну санг­ху. Ска­жи­те, знае­те ли вы, ко­неч­на или бес­ко­неч­на все­лен­ная. Ес­ли вы не знае­те от­вет, так и ска­жи­те.

Буд­да по­смот­рел на Ма­лун­кь­я­пут­ту и от­ве­тил:

— Ко­гда ты про­сил по­свя­ще­ния, раз­ве я обе­щал от­ве­чать на по­доб­ные во­про­сы? Раз­ве я го­во­рил: “Ма­лун­кь­я­пут­та, стань бхик­шу, и я ре­шу твои ме­та­фи­зи­че­ские про­бле­мы? “

— Нет, гос­по­дин, вы не го­во­ри­ли это­го.

— То­гда по­че­му же ты про­сишь ме­ня сде­лать это сей­час? Ма­лун­кь­я­пут­та, ты по­хож на че­ло­ве­ка, ра­нен­но­го от­рав­лен­ной стре­лой. Его се­мья при­зва­ла вра­ча, что­бы вы­нуть стре­лу и дать про­ти­во­ядие. Но этот че­ло­век не раз­ре­шал вра­чу ни­че­го де­лать, по­ка он не по­лу­чит от­вет на не­ко­то­рые во­про­сы. Ра­нен­ый хо­тел знать, кто вы­пус­тил стре­лу, из ка­кой он кас­ты и чем за­ни­ма­ет­ся, и по­че­му он вы­стре­лил в не­го. Он хо­тел знать, и ка­кой вид лу­ка ис­поль­зо­вал стре­лок, и как он до­был со­став­ные час­ти яда. Ма­лун­кь­я­пут­та, та­кой че­ло­век ум­рет рань­ше, чем по­лу­чит от­вет на свои во­про­сы. Это по­хо­же на Путь. Я учу толь­ко тем ве­щам, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для осу­ще­ст­в­ле­ния Пу­ти. Я не учу то­му, что не яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым или полезным. Малункьяпутта, неза­ви­си­мо от то­го, ко­неч­на или бес­ко­неч­на все­лен­ная, вре­мен­на она или веч­на, есть толь­ко од­на ис­ти­на, ко­то­рую ты дол­жен при­нять, и это су­ще­ст­во­ва­ние стра­да­ния. Стра­да­ние име­ет при­чи­ны, ко­то­рые мо­гут быть вы­яс­не­ны, что­бы уст­ра­нить их. То, че­му я учу, по­мо­жет те­бе дос­тичь от­ре­шен­но­сти, не­воз­му­ти­мо­сти, уми­ро­тво­ре­ния и ос­во­бо­ж­де­ния. Я от­ка­зы­ва­юсь го­во­рить обо всех тех ве­щах, ко­то­рые не мо­гут быть по­лез­ны для осу­ще­ст­в­ле­ния Пу­ти.

Ус­ты­див­шись, Ма­лун­кь­я­пут­та по­про­сил Буд­ду про­стить его за та­кое глу­пое тре­бо­ва­ние. Буд­да по­со­ве­то­вал всем бхик­шу со­сре­до­то­чить­ся на их прак­ти­ке и из­бе­гать бес­по­лез­ных фи­ло­соф­ских спе­ку­ля­ций и де­ба­тов.

Гхо­си­ра, ми­ря­нин, по­да­рив­ший этот лес, так­же по­жерт­во­вал и на строи­тель­ст­во двух дру­гих мо­на­сты­рей — Ку­ку­ты и Па­ва­ри­кам­ба­ва­ны. В этом рай­оне был по­стро­ен так­же чет­вер­тый мо­на­стырь и на­зван Ба­да­ри­ка.

В Гхо­си­ре, так ­же как и во всех дру­гих мо­на­сты­рях, не­ко­то­рым бхик­шу бы­ло спе­ци­аль­но по­ру­че­но за­по­ми­нать уче­ние Буд­ды. Их на­зва­ли мас­те­ра­ми сутр, так как сло­ва Буд­ды име­но­ва­лись сут­ра­ми. Речь Буд­ды пе­ред пер­вы­ми пя­тью свои­ми уче­ни­ка­ми в Олень­ем пар­ке бы­ла на­зва­на “Сут­рой по­во­ро­та Ко­ле­са Дхар­мы”. Не­ко­то­рые из сутр, как, на­при­мер “Сут­ра от­сут­ст­вия от­дель­ной са­мо­сти”, “Сут­ра взаи­мо­за­ви­си­мо­го про­ис­хо­ж­де­ния”, “Сут­ра Бла­го­род­но­го Вось­ме­рич­но­го Пу­ти”, за­по­ми­на­лись и чи­та­лись два­ж­ды в ме­сяц всей об­щи­ной бхик­шу.

Кро­ме мас­те­ров сутр, сре­ди бхик­шу вы­де­ля­лись мас­те­ра за­по­ве­дей, ко­то­рые объ­яс­ня­ли раз­лич­ные за­по­ве­ди по­слуш­ни­кам и толь­ко что по­свя­щен­ным бхик­шу. Ра­ху­ла и дру­гие по­слуш­ни­ки, ко­то­рым еще не ис­пол­ни­лось два­дца­ти лет, сле­до­ва­ли за­по­ве­дям, на­зы­вае­мым “са­ма­не­ра”.

В тот год в Гхо­си­ре воз­ник кон­фликт ме­ж­ду мас­те­ра­ми сутр и мас­те­ра­ми за­по­ве­дей. Их спор воз­ник из не­боль­шо­го со­бы­тия, но раз­рос­ся до рас­ко­ла в санг­хе. Один мас­тер сутр за­был вы­мыть со­суд для омо­ве­ний, ко­то­рым он поль­зо­вал­ся, и был на­ка­зан мас­те­ром за­по­ве­дей. Этот мас­тер сутр был очень гор­дым че­ло­ве­ком и ут­вер­ждал, что по­сколь­ку он не на­роч­но ос­та­вил со­суд гряз­ным, то в этом нет его ви­ны. Уче­ни­ки ка­ж­до­го бхик­шу при­ня­ли сто­ро­ну сво­их учи­те­лей, и спор стал раз­рас­тать­ся. Од­на сто­ро­на об­ви­ня­ла дру­гую в кле­ве­те, а дру­гая об­ви­ня­ла сво­их оп­по­нен­тов в глу­пых дей­ст­ви­ях. В кон­це кон­цов, мас­тер за­по­ве­дей пуб­лич­но об­ви­нил мас­те­ра сутр в гре­хе и за­пре­тил ему по­се­щать це­ре­мо­нии чте­ния за­по­ве­дей, со­вер­шае­мые ка­ж­дые две не­де­ли, до тех пор, по­ка он не по­ка­ет­ся пе­ред санг­хой.

Си­туа­ция ста­но­ви­лась все бо­лее и бо­лее на­пря­жен­ной. Обе сто­ро­ны зло­сло­ви­ли относительно друг друга. Их сло­ва ле­те­ли, как от­рав­лен­ные стре­лы. Боль­шин­ст­во бхик­шу при­ня­ли ту или дру­гую сто­ро­ну, хо­тя, ко­неч­но, бы­ли и те, кто не всту­пал в эту борь­бу. Они го­во­ри­ли:

— Это ужас­но! Все это толь­ко соз­да­ет па­губ­ный рас­кол в санг­хе.

Хо­тя сам Буд­да жил не­по­да­ле­ку от мо­на­сты­ря, он не знал о кон­флик­те до тех пор, по­ка де­ле­га­ция бхик­шу не по­се­ти­ла его и не попро­си­ла вме­шать­ся. Буд­да сра­зу же по­шел к мас­те­ру за­по­ве­дей, ко­то­ро­му он ска­зал:

— Мы не долж­ны быть слиш­ком при­вя­за­ны к соб­ст­вен­ной точ­ке зре­ния. Мы долж­ны вни­ма­тель­но слу­шать, что­бы по­нять точ­ку зре­ния дру­го­го. Мы долж­ны ис­поль­зо­вать все спо­со­бы для пре­дот­вра­ще­ния рас­ко­ла в об­щи­не.

За­тем он на­пра­вил­ся к мас­те­ру сутр и ска­зал ему то же са­мое. Он вер­нул­ся в свою хи­жи­ну в на­де­ж­де, что эти двое по­ми­рят­ся.

Но вме­ша­тель­ст­во Буд­ды не да­ло же­лае­мо­го эф­фек­та. Слиш­ком мно­го злых слов уже бы­ло ска­за­но. Бы­ло на­не­се­но мно­го ран. Те бхик­шу, ко­то­рые ос­та­ва­лись не во­вле­чен­ны­ми в кон­фликт, не рас­по­ла­га­ли дос­та­точ­ным влия­ни­ем, что­бы по­ми­рить обе сто­ро­ны. Кон­фликт дос­тиг ушей ми­рян и вско­ре да­же дру­гие ре­ли­ги­оз­ные сек­ты ус­лы­ша­ли о за­труд­не­ни­ях в санг­хе Буд­ды. Это был серь­ез­ный удар по един­ст­ву санг­хи. При­слу­жи­вав­ший Буд­де Над­жи­та не мог бо­лее тер­петь та­кую си­туа­цию. Он сно­ва об­су­дил ее с Буд­дой, убе­ж­дая его еще раз вме­шать­ся.

Буд­да на­дел свое верх­нее пла­тье и по­шел в зал со­б­ра­ний мо­на­сты­ря. Над­жи­та за­зво­нил в ко­ло­кол, со­би­рая об­щи­ну. Ко­гда все со­бра­лись, Буд­да ска­зал:

— По­жа­луй­ста, пре­кра­ти­те спо­ры. Они толь­ко рас­ка­лы­ва­ют об­щи­ну. Вер­ни­тесь к ва­шей прак­ти­ке. Ес­ли мы бу­дем по-на­стоя­ще­му сле­до­вать на­шей прак­ти­ке, мы не ста­нем жерт­ва­ми гор­ды­ни и гне­ва.

Один из бхик­шу под­нял­ся и ска­зал:

— Учи­тель, по­жа­луй­ста, не во­вле­кай­тесь са­ми в это де­ло. Воз­вра­щай­тесь к се­бе и мир­но за­ни­май­тесь ме­ди­та­ци­ей. Это де­ло вас не ка­са­ет­ся. Мы взрос­лые лю­ди и мо­жем са­ми ре­шить этот во­прос.

Мерт­вая ти­ши­на по­сле­до­ва­ла за сло­ва­ми бхик­шу. Буд­да встал и по­ки­нул зал со­б­ра­ний. Он вер­нул­ся в свою хи­жи­ну, взял ча­шу и от­пра­вил­ся в Ко­сам­би на сбор по­дая­ния. Со­брав его, он во­шел в лес и по­ел в оди­но­че­ст­ве. За­тем он встал и на­пра­вил­ся к ре­ке, по­ки­нув Ко­сам­би. Он ни­ко­му не ска­зал о сво­ем ухо­де, да­же сво­ему слуге Над­жи­те и почтенно­му Анан­де.

Буд­да шел до тех пор, по­ка не дос­тиг го­ро­да Ба­ла­ка­ло­на­ка­ра­га­ма. Там он встре­тил сво­его уче­ни­ка, Почтен­но­го Бха­гу. Бха­гу при­гла­сил его в лес, где жил один. Он по­дал Буд­де по­ло­тен­це и со­суд для омо­ве­ния. Буд­да спро­сил Бха­гу, как про­те­ка­ет его прак­ти­ка. Тот от­ве­тил, что на­шел в прак­ти­ке боль­шой по­кой и ра­дость, хо­тя он и жил те­перь один. Буд­да за­ме­тил:

— Ино­гда при­ят­нее жить од­но­му, чем сре­ди лю­дей.

По­про­щав­шись с Бха­гу, Буд­да на­пра­вил­ся в Вос­точ­ный Бам­бу­ко­вый лес, на­хо­див­ший­ся не­по­да­ле­ку. Он уже вхо­дил в лес, ко­гда его ос­та­но­вил лес­ни­чий и ска­зал:

— Мо­нах, не хо­ди ту­да, ты мо­жешь по­бес­по­ко­ить дру­гих мо­на­хов, уже прак­ти­кую­щих там.

Но пре­ж­де чем Буд­да от­ве­тил, из ле­са поя­вил­ся почтенный Ану­рудд­ха. Он ра­до­ст­но при­вет­ст­во­вал Буд­ду и ска­зал лес­ни­че­му:

— Это мой учи­тель. По­зволь ему вой­ти в лес.

Ану­рудд­ха про­во­дил Буд­ду в лес, где он жил с дву­мя дру­ги­ми бхик­шу, Нан­дий­ей и Ким­би­лой. Они бы­ли очень ра­ды ви­деть Буд­ду. Нан­дийя взял у Буд­ды ча­шу, а Ким­би­ла его верх­нее пла­тье. Они ос­во­бо­ди­ли ме­сто, что­бы он мог сесть в за­рос­лях зо­ло­то­го бам­бу­ка, и при­нес­ли по­ло­тен­це и со­суд для омо­ве­ний. Трое бхик­шу со­еди­ни­ли ла­до­ни и по­кло­ни­лись Буд­де. Он при­гла­сил их сесть и спро­сил:

— До­воль­ны ли вы жиз­нью здесь? Как про­хо­дит ва­ша прак­ти­ка? Есть ли у вас труд­но­сти в сбо­ре по­дая­ния или рас­про­стра­не­нии уче­ния в этой ме­ст­но­сти?

Ану­рудд­ха от­ве­чал:

— Гос­по­дин, мы очень до­воль­ны. Здесь очень по­кой­но и мир­но. Мы по­лу­ча­ем дос­та­точ­но под­но­ше­ний пи­щей и мо­жем без по­мех про­по­ве­до­вать Дхар­му. Все мы до­би­лись ус­пе­хов в на­шей прак­ти­ке.

Буд­да спро­сил:

— А жи­ве­те ли вы в гар­мо­нии друг с дру­гом?

Ану­рудд­ха от­ве­тил:

— Гос­по­дин, мы вни­ма­тель­но за­бо­тим­ся друг о дру­ге. Мы жи­вем в гар­мо­нии, как мо­ло­ко и мед. Я до­ро­жу их друж­бой. Пре­ж­де чем я ска­жу или сде­лаю что-ни­будь, я ос­та­нав­ли­ва­юсь и спра­ши­ваю се­бя, ка­кой же бу­дет их ре­ак­ция на это, не­за­ви­си­мо от то­го, при­сут­ст­ву­ют они в этот мо­мент или нет. Огор­чат ли мои сло­ва и де­ла мо­их брать­ев? И ес­ли я чув­ст­вую хоть ка­кие-то со­мне­ния, я воз­дер­жи­ва­юсь от тех слов и дей­ст­вий, ко­то­рые я со­би­рал­ся со­вер­шить. Гос­по­дин, не­смот­ря на то, что нас трое, мы чув­ст­ву­ем се­бя од­ним че­ло­ве­ком.

Буд­да кив­нул го­ло­вой в одоб­ре­нии. Он взгля­нул на двух дру­гих бхик­шу. Ким­би­ла про­из­нес:

— Ану­рудд­ха ска­зал прав­ду. Мы жи­вем в гар­мо­нии и вни­ма­тель­но за­бо­тим­ся друг о дру­ге.

Нан­дийя до­ба­вил:

— Мы де­лим все: от еды до на­ших оза­ре­ний и опы­та про­ник­но­ве­ния в суть ве­щей.

Буд­да по­здра­вил их:

— Ве­ли­ко­леп­но! Я очень до­во­лен тем, что вы жи­ве­те в гар­мо­нии. Санг­ха толь­ко то­гда яв­ля­ет­ся на­стоя­щей санг­хой, ко­гда при­сут­ст­ву­ет гар­мо­ния. Вы ис­пы­та­ли на­стоя­щее про­бу­ж­де­ние, вот по­че­му вы жи­ве­те в та­кой гар­мо­нии.

Буд­да про­вел ме­сяц вме­сте с тре­мя бхик­шу. Он на­блю­дал, как они ка­ж­дое ут­ро по­сле ме­ди­та­ции на­прав­ля­ют­ся на сбор по­дая­ния. Кто бы из них ни воз­вра­щал­ся пер­вым, он все­гда го­то­вил ме­сто для об­ще­го сбо­ра, во­ду для омо­ве­ния и пус­тую ча­шу. Пе­ред едой, он от­кла­ды­вал часть сво­ей пи­щи в пус­тую ча­шу на тот слу­чай, ес­ли кто-то из его брать­ев не по­лу­чит еды. За­кон­чив есть, они за­ка­пы­ва­ли ос­тат­ки пи­щи в зем­лю или бро­са­ли их в ру­чей, вни­ма­тель­но сле­дя за тем, что­бы не по­вре­дить ка­ким-ли­бо жи­вым су­ще­ст­вам, жи­ву­щим там. За­тем они вме­сте мы­ли свои ча­ши. Кто бы из них ни уви­дел, что туа­лет ну­ж­да­ет­ся в чи­ст­ке, он тут же чис­тил его. Они все­гда объ­е­ди­ня­лись для лю­бой ра­бо­ты, тре­бо­вав­шей тру­да не­сколь­ких лю­дей. Ре­гу­ляр­но они об­ме­ни­ва­лись опы­том прак­ти­ки и внут­рен­них про­зре­ний.

Пе­ред тем как по­ки­нуть трех бхик­шу, Буд­да ска­зал им:

— Бхик­шу, глав­ной сущ­но­стью санг­хи яв­ля­ет­ся гар­мо­ния. Я счи­таю, что гар­мо­ния мо­жет быть дос­тиг­ну­та, сле­дуя этим прин­ци­пам:

1. Раз­де­лять об­щее ме­сто оби­та­ния, на­при­мер, лес или дом.

2. Раз­де­лять по­все­днев­ные за­бо­ты.

3. Вме­сте со­блю­дать за­по­ве­ди.

4. Упот­реб­лять толь­ко те сло­ва, что ве­дут к гар­мо­нии, из­бе­гать всех слов, мо­гу­щих по­слу­жить при­чи­ной рас­ко­ла об­щи­ны.

5. Де­лить­ся внут­рен­ним опы­том.

6. Ува­жать точ­ку зре­ния дру­гих, не пытаться за­ставить дру­го­го при­дер­жи­вать­ся ва­шей точ­ки зре­ния.

Санг­ха, сле­дую­щая этим прин­ци­пам, бу­дет сча­ст­ли­ва и гар­мо­нич­на. Бхик­шу, да­вай­те все­гда со­блю­дать эти шесть пра­вил.

Бхик­шу с бла­го­дар­но­стью при­ня­ли речь Буд­ды. Буд­да по­же­лал им уда­чи и по­ки­нул их. Он шел до тех пор, по­ка не при­шел в лес Ракк­хи­та око­ло Па­ри­лей­я­ки. По­сле ме­ди­та­ции, си­дя под пыш­ным де­ре­вом сал, он ре­шил про­вес­ти при­бли­жаю­щий­ся се­зон до­ж­дей в оди­но­че­ст­ве в ле­су.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.