Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 52. По­ля дос­то­инств



Гла­ва 52

По­ля дос­то­инств

На сле­дую­щий год Сва­сти про­вел со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в мо­на­сты­ре Ниг­род­ха в Ка­пи­ла­ватт­ху. Буд­да вер­нул­ся на ро­ди­ну до на­ча­ла со­б­ра­ния уе­ди­не­ния, уз­нав о кон­флик­те ме­ж­ду ко­ро­лев­ст­ва­ми Ша­кья и Ко­лийя. Ко­лийя бы­ла ро­ди­ной его ма­те­ри. Прин­цес­са Ясод­ха­ра бы­ла так­же ро­дом из Ко­лийя.

Два ко­ро­лев­ст­ва раз­де­ля­лись ре­кой Ро­хи­ни. Фак­ти­че­ски спор про­изо­шел из-за прав на во­ду из ре­ки. Из-за за­су­хи ни од­но ко­ро­лев­ст­во не име­ло дос­та­точ­но во­ды для оро­ше­ния сво­их по­лей. Оба ко­ро­лев­ст­ва хо­те­ли по­стро­ить дам­бу на Ро­хи­ни, что­бы ис­поль­зо­вать то не­боль­шое ко­ли­че­ст­во во­ды, ко­то­рое еще ос­та­ва­лось в ней. По­на­ча­лу кон­фликт ог­ра­ни­чи­вал­ся толь­ко гнев­ны­ми сло­ва­ми, ко­то­ры­ми пе­ре­бра­сы­ва­лись кре­сть­я­не, но вско­ре стра­сти раз­го­ре­лись, и кре­сть­я­не на­ча­ли бро­сать друг в дру­га кам­ни. Для за­щи­ты жи­те­лей бы­ли по­сла­ны стра­жи по­ряд­ка, и в кон­це кон­цов по обе­им сто­ро­нам ре­ки вы­строи­лись сол­да­ты. Ка­за­лось, что кон­фликт мо­жет пе­ре­рас­ти в вой­ну в лю­бой мо­мент.

Буд­да пре­ж­де все­го хо­тел по­нять при­чи­ны спо­ра. Он рас­спро­сил вое­на­чаль­ни­ков Ша­кья, на­хо­див­ших­ся на бе­ре­гу ре­ки. Они об­ви­ни­ли гра­ж­дан Ко­лийи в том, что они уг­ро­жа­ют жиз­ни и соб­ст­вен­но­сти под­дан­ных Ша­кья. За­тем он спро­сил у вое­на­чаль­ни­ков Ко­лийи на дру­гой сто­ро­не ре­ки, и те об­ви­ни­ли гра­ж­дан Ша­кья в уг­ро­зе жиз­ни и соб­ст­вен­но­сти жи­те­лей Ко­лийи. Толь­ко ко­гда Буд­да по­го­во­рил не­по­сред­ст­вен­но с ме­ст­ны­ми кре­сть­я­на­ми, он уз­нал, что на­стоя­щим ис­точ­ни­ком кон­флик­та был не­дос­та­ток во­ды.

Бла­го­да­ря сво­им близ­ким свя­зям с обеи­ми ди­на­стия­ми и в Ша­кья, и в Ко­лийе Буд­да смог до­го­во­рить­ся о встре­че ко­ро­ля Ма­ха­на­мы и ко­ро­ля Суп­па­буд­ды. Он по­про­сил их най­ти бы­строе ре­ше­ние про­бле­мы, по­то­му что обе сто­ро­ны ни­че­го не вы­иг­ры­ва­ли в ре­зуль­та­те вой­ны, не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ки­ми ока­за­лись бы по­те­ри. Он спро­сил их:

— Ва­ши ве­ли­че­ст­ва, что яв­ля­ет­ся бо­лее цен­ным, чем че­ло­ве­че­ская жизнь?

Ко­ро­ли со­гла­си­лись, что жизнь лю­дей — са­мая боль­шая цен­ность.

То­гда Буд­да ска­зал:

— Ва­ши ве­ли­че­ст­ва, при­чи­ной кон­флик­та бы­ла ну­ж­да в дос­та­точ­ном ко­ли­че­ст­ве во­ды для оро­ше­ния. Ес­ли бы не раз­го­ре­лись гнев и гор­ды­ня, этот кон­фликт лег­ко раз­ре­шил­ся. В вой­не нет не­об­хо­ди­мо­сти! Об­ра­ти­тесь к ва­шим серд­цам. Не про­ли­вай­те кровь ва­ших на­ро­дов из-за гор­ды­ни и гне­ва. Уст­ра­ни­те их, то­гда ис­чез­нет и на­пря­жен­ность, ве­ду­щая к вой­не. Сядь­те вме­сте и об­су­ди­те, как по­де­лить реч­ную во­ду рав­но­мер­но ме­ж­ду дву­мя сто­ро­на­ми на вре­мя за­су­хи. Обе­им сто­ро­нам долж­но быть обес­пе­че­но оди­на­ко­вое ко­ли­че­ст­во во­ды.

Бла­го­да­ря со­ве­ту Буд­ды обе сто­ро­ны бы­ст­ро дос­тиг­ли со­гла­ше­ния. Те­п­лые и сер­деч­ные от­но­ше­ния бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. Ко­роль Ма­ха­на­ма по­про­сил Буд­ду ос­тать­ся и про­вес­ти со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в Ша­кья. Это бы­ло пят­на­дца­тое со­б­ра­ние уе­ди­не­ния с мо­мен­та дос­ти­же­ния Буд­дой Про­свет­ле­ния.

По его за­вер­ше­нии Буд­да вер­нул­ся на юг. Ше­ст­на­дца­тое со­б­ра­ние уе­ди­не­ния он про­вел в Ала­ви, сем­на­дца­тое — в Бам­бу­ко­вом ле­су, во­сем­на­дца­тое — в Ко­лийя, а де­вят­на­дца­тое — в Рад­жа­га­хе.

На­хо­дясь в Рад­жа­га­хе, Буд­да жил в го­рах Джидж­ха­ку­та. Так как вер­ши­на го­ры бы­ла по­хо­жа на хищ­ную пти­цу, ее на­зы­ва­ли Пик Кор­шу­на. Ко­роль Бим­би­са­ра час­то по­се­щал Буд­ду на Пи­ке Кор­шу­на. Он да­же про­ло­жил сту­пе­ни по скло­ну го­ры, ве­ду­щие к хи­жи­не Буд­ды. Он так­же по­стро­ил ма­лень­кие мос­ти­ки че­рез во­до­па­ды и ис­точ­ни­ки на го­ре. Ему нра­ви­лось, ос­та­вив свой эки­паж у под­но­жия го­ры, взби­рать­ся по ка­мен­ным сту­пе­ням. Око­ло хи­жи­ны Буд­ды бы­ла ска­ла ве­ли­чи­ной с не­сколь­ко ло­ша­дей и чис­тый по­ток, где мож­но сти­рать оде­ж­ду и су­шить ее по­том на глад­кой ска­ле. Хи­жи­на Буд­ды бы­ла по­строе­на из кам­ней, со­б­ран­ных в го­рах. Из нее от­кры­вал­ся за­ме­ча­тель­ный вид. Буд­да осо­бен­но лю­бил на­блю­дать за­ход солн­ца. У стар­ших мо­на­хов — Са­ри­пут­ты, Уру­ве­ла Кас­са­пы, Мог­гал­ла­ны, Упа­ли, Де­ва­дат­ты и Анан­ды — то­же бы­ли хи­жи­ны на Пи­ке Кор­шу­на. У санг­хи Буд­ды бы­ло те­перь во­сем­на­дцать цен­тров прак­ти­ки в Рад­жа­га­хе и во­круг нее. Кро­ме Бам­бу­ко­во­го ле­са (Ве­ну­ва­на) и Пи­ка Кор­шу­на бы­ли еще цен­тры Вайб­ха­ра­ва­на, Сар­па­сун­ди­ка-прагб­ха­ра, Сап­тп­пар­на­гу­ха, Ин­д­ра­сай­ла­гу­ха и дру­гие. По­след­ние два рас­по­ла­га­лись в ог­ром­ных пе­ще­рах.

Джи­ва­ка, сын Ам­ба­па­ли и ко­ро­ля Бим­би­са­ры, был те­перь вра­чом. Он жил в хи­жи­не не­да­ле­ко от Пи­ка Кор­шу­на и стал од­ним из бли­жай­ших свет­ских по­сле­до­ва­те­лей Буд­ды. Джи­ва­ка уже стал зна­ме­нит бла­го­да­ря сво­ему ис­кус­ст­ву в ле­че­нии бо­лез­ней, не­из­ле­чи­мых в про­шлом. Он был так­же лич­ным вра­чом ко­ро­ля Бим­би­са­ры.

Джи­ва­ка сле­дил за здо­ровь­ем Буд­ды и дру­гих бхик­шу на Пи­ке Кор­шу­на и в Бам­бу­ко­вом ле­су. Ка­ж­дую зи­му по его со­ве­ту бхик­шу да­ри­ли до­пол­ни­тель­ную оде­ж­ду, ко­то­рую они мог­ли ис­поль­зо­вать вме­сто оде­ял, ук­ры­ва­ясь по но­чам. Сам он по­да­рил пла­тье Буд­де. Джи­ва­ка за­ни­мал­ся не толь­ко ле­че­ни­ем бо­лез­ней, но и их пре­ду­пре­ж­де­ни­ем. Он объ­яс­нял бхик­шу ос­нов­ные пра­ви­ла ги­гие­ны. Так, он пред­ло­жил, что­бы бхик­шу ки­пя­ти­ли во­ду из пру­дов и озер, пре­ж­де чем пить ее, что­бы они сти­ра­ли свое пла­тье по мень­шей ме­ре раз в семь дней и что­бы в мо­на­сты­ре бы­ло боль­ше туа­ле­тов. Он со­ве­то­вал не упот­реб­лять пи­щу, ос­тав­шую­ся со вче­раш­не­го дня. Буд­да при­нял все пред­ло­же­ния Джи­ва­ки.

 

++30


Ми­ря­не час­то де­ла­ли под­но­ше­ния оде­ж­дой. Од­на­ж­ды Буд­да за­ме­тил бхик­шу, воз­вра­тив­ше­го­ся в мо­на­стырь с охап­кой плать­ев, пе­ре­ки­ну­тых че­рез пле­чо. Буд­да спро­сил его:

— Сколь­ко плать­ев ты не­сешь?

Бхик­шу от­ве­чал:

— Во­семь, гос­по­дин.

— Ты ду­ма­ешь, что те­бе по­тре­бу­ет­ся так мно­го плать­ев?

— Нет, Гос­по­дин, я так не счи­таю. Я взял их толь­ко по­то­му, что лю­ди да­ри­ли их мне.

— А как ты ду­ма­ешь, сколь­ко плать­ев нуж­но бхик­шу?

— Гос­по­дин, по-мо­ему, трех бу­дет дос­та­точ­но. Трех дос­та­точ­но, что­бы со­гре­вать­ся хо­лод­ны­ми но­ча­ми.

— Я со­гла­сен с то­бой. Я по­ла­гаю, что трех плать­ев бу­дет дос­та­точ­но хо­лод­ны­ми но­ча­ми. От­ны­не мы объ­я­вим, что ка­ж­дый бхик­шу дол­жен иметь толь­ко од­ну ча­шу для сбо­ра по­дая­ния и не бо­лее трех плать­ев. Ес­ли ему бу­дут да­рить боль­ше, бхик­шу дол­жен от­кло­нить по­да­рок.

Бхик­шу по­кло­нил­ся Буд­де и по­шел в свою хи­жи­ну.

Од­на­ж­ды днем, стоя на вы­со­ком хол­ме, Буд­да смот­рел на ри­со­вые по­ля. Обер­нув­шись к Анан­де, он ска­зал:

— Анан­да, как пре­крас­ны зо­ло­тые лос­кут­ки ри­со­вых по­лей, про­тя­нув­шие­ся до го­ри­зон­та! Хо­ро­шо ли бу­дет сшить на­ши пла­тья та­ким же че­ре­дую­щим­ся узо­ром?

— Гос­по­дин, сшить пла­тья бхик­шу по­доб­но узо­ру ри­со­вых по­лей — это за­ме­ча­тель­ная идея. Вы го­во­ри­ли, что бхик­шу, прак­ти­кую­щий Путь, по­хож на пло­до­род­ное по­ле, на ко­то­ром по­сея­ны се­ме­на доб­ро­де­те­ли и дос­то­инств для поль­зы ны­неш­не­го и бу­ду­щих по­ко­ле­ний. Ко­гда че­ло­век де­ла­ет под­но­ше­ние та­ко­му бхик­шу или изу­ча­ет и прак­ти­ку­ет Путь вме­сте с ним, это по­доб­но по­се­ву се­мян доб­ро­де­те­ли и дос­то­инств. Я пред­ло­жу ос­таль­ным мо­на­хам об­щи­ны сшить но­вые пла­тья с узо­ром ри­со­вых по­лей. Мы мо­жем на­звать на­ши оде­ж­ды “по­ля­ми дос­то­инств”.

Буд­да одоб­ри­тель­но улыб­нул­ся. На сле­дую­щий год Буд­да вер­нул­ся в Дже­та­ва­ну на со­б­ра­ние уе­ди­не­ния по­сле то­го, как Су­дат­та прие­хал в Рад­жа­га­ху и на­пом­нил Буд­де, как мно­го вре­ме­ни он не про­во­дил со­б­ра­ние уе­ди­не­ния в Дже­та­ва­не. Это бы­ло два­дца­тое со­б­ра­ние уе­ди­не­ния с мо­мен­та Про­свет­ле­ния Буд­ды. Ему бы­ло те­перь пять­де­сят пять лет. Ко­роль Па­се­на­ди об­ра­до­вал­ся, уз­нав о воз­вра­ще­нии Буд­ды, и по­се­тил его вме­сте со всей ко­ро­лев­ской семь­ей, вклю­чая вто­рую же­ну Врсаб­хак­сат­рийя и дво­их де­тей, прин­ца Ви­ду­даб­ха и прин­цес­су Вадж­на. Его вто­рая же­на бы­ла из ро­да Ша­кья. По­сле то­го как не­сколь­ко лет на­зад ко­роль Па­се­на­ди стал по­сле­до­ва­те­лем Буд­ды, он от­пра­вил по­слан­цев в Ша­кья про­сить ру­ки прин­цес­сы из это­го ро­да. Ко­роль Ма­ха­на­ма от­пра­вил свою дочь, кра­са­ви­цу Врсаб­хак­сат­рийя.

Ко­роль Па­се­на­ди не про­пус­кал ни од­ной про­по­ве­ди Буд­ды во вре­мя со­б­ра­ния уе­ди­не­ния. Ре­чи Буд­ды при­хо­ди­ло по­слу­шать все боль­ше и боль­ше лю­дей. Гос­по­жа Ви­сак­ха, од­на из наи­бо­лее ак­тив­ных но­вых по­сле­до­ва­тель­ниц Буд­ды, по­да­ри­ла бхик­шу боль­шой цве­ту­щий лес к вос­то­ку от Са­ватт­хи. Хо­тя по раз­ме­рам этот лес был мень­ше Дже­та­ва­ны, он был не ме­нее пре­кра­сен. С по­мо­щью сво­их дру­зей гос­по­жа Ви­сак­ха воз­ве­ла там зал для ме­ди­та­ции, зал Дхар­мы и хи­жи­ны для мо­на­хов. По пред­ло­же­нию почтенно­го Са­ри­пут­ты они на­зва­ли этот но­вый мо­на­стырь Вос­точ­ным пар­ком, или Пур­ва­ра­ма. Зал Дхар­мы, рас­по­ло­жен­ный в цен­тре ле­са на­зва­ли Зал Ви­сак­ха.

Гос­по­жа Ви­сак­ха ро­ди­лась в го­ро­де Бхад­дийя ко­ро­лев­ст­ва Ан­га. Она бы­ла до­че­рью чрез­вы­чай­но бо­га­то­го че­ло­ве­ка по име­ни Дха­нанд­жайя. Ее муж, за­жи­точ­ный че­ло­век из Са­ватт­хи, и ее сын бы­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми Ни­гант­ха На­та­пут­ты, и сна­ча­ла уче­ние Буд­ды их не ув­ле­ка­ло. Од­на­ко, вдох­нов­лен­ные при­вер­жен­но­стью гос­по­жи Ви­сак­ха уче­нию Дхар­мы, они по­сте­пен­но на­ча­ли ин­те­ре­со­вать­ся им и в кон­це кон­цов ре­ши­ли стать свет­ски­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми. Гос­по­жа Ви­сак­ха и ее под­ру­га, гос­по­жа Суп­пийя, час­то по­се­ща­ли мо­на­сты­ри Буд­ды, де­лая под­но­ше­ния ле­кар­ст­ва­ми, оде­ж­дой и по­ло­тен­ца­ми. Она так­же под­дер­жа­ла уси­лия се­ст­ры Ма­ха­пад­жа­па­ти по со­ору­же­нию ду­хов­но­го цен­тра для бхик­шу­ни на пра­вом бе­ре­гу Ган­га. Гос­по­жа Ви­сак­ха го­ря­чо под­дер­жи­ва­ла мо­на­хинь и ма­те­ри­аль­но, и ду­хов­но. Ее со­стра­да­тель­ная муд­рость не­од­но­крат­но по­мо­га­ла раз­ре­шать кон­флик­ты сре­ди бхик­шу­ни.

Во вре­мя со­б­ра­ния Дхар­мы, про­хо­див­ше­го в за­ле Ви­сак­ха, бы­ло при­ня­то два важ­ных ре­ше­ния. Пер­вое — на­зна­чить Анан­ду по­сто­ян­ным по­мощ­ни­ком Буд­ды. Вто­рое — ре­ше­ние о том, что Буд­да дол­жен воз­вра­щать­ся ка­ж­дый год в Са­ватт­хи на со­б­ра­ние уе­ди­не­ния.

Пер­вое пред­ло­же­ние бы­ло вы­ска­за­но Са­ри­пут­той:

— У бра­та Анан­ды изу­ми­тель­ная па­мять. Ни­кто боль­ше не вла­де­ет та­кой сверхъ­ес­те­ст­вен­ной спо­соб­но­стью пом­нить ка­ж­дое сло­во, ска­зан­ное Буд­дой. Он мо­жет по­вто­рить ре­чи Буд­ды, не про­пус­тив ни сло­ва. Ес­ли Анан­да бу­дет по­мощ­ни­ком Буд­ды, все­гда на­хо­дить­ся ря­дом с ним, он за­пом­нит все, че­му учит Буд­да, будь то про­по­ведь Дхар­мы для боль­шой тол­пы или ча­ст­ная бе­се­да с ми­ря­ни­ном. Уче­ние Буд­ды име­ет бес­ко­неч­ную цен­ность. Мы долж­ны при­ло­жить все уси­лия, что­бы со­хра­нить и за­щи­тить его. Из-за на­шей не­бреж­но­сти за про­шед­шие два­дцать лет мы по­те­ря­ли мно­гое из то­го, что ска­зал Буд­да. Брат Анан­да, от име­ни всех нас и от име­ни бу­ду­щих по­ко­ле­ний, при­ми это по­ру­че­ние — стать по­мощ­ни­ком Буд­ды.

Все бхик­шу под­дер­жа­ли пред­ло­же­ние почтенно­го Са­ри­пут­ты. Од­на­ко почтенный Анан­да воз­ра­зил:

— Я ви­жу це­лый ряд про­блем. Для на­ча­ла со­вер­шен­но не яс­но, со­гла­сит­ся ли Буд­да, что­бы я был его по­мощ­ни­ком. Буд­да все­гда за­бо­тил­ся о том, что­бы не вы­ка­зы­вать осо­бо­го рас­по­ло­же­ния чле­нам ро­да Ша­кья. Он был очень строг и сдер­жан да­же с бхик­шу­ни Ма­ха­пад­жа­па­ти, сво­ей при­ем­ной ма­те­рью. Ра­ху­ла ни­ко­гда не спал в хи­жи­не Буд­ды и не де­лил с ним тра­пе­зу. Буд­да ни­ко­гда не пре­дос­тав­лял и мне ни­ка­ких осо­бых при­ви­ле­гий. Я бо­юсь, что, ес­ли ме­ня вы­бе­рут его по­мощ­ни­ком, не­ко­то­рые бра­тья бу­дут об­ви­нять ме­ня в ис­поль­зо­ва­нии это­го по­ло­же­ния. Дру­гие бра­тья мо­гут об­ви­нить ме­ня в том, что я ука­зы­ваю Буд­де на их ошиб­ки, слу­чись Буд­де их по­пра­вить.

Анан­да по­смот­рел на Са­ри­пут­ту и про­дол­жил:

— Буд­да осо­бен­но ува­жа­ет на­ше­го бра­та Са­ри­пут­ту, наи­бо­лее спо­соб­но­го и ум­но­го из брать­ев. Са­ри­пут­та пре­ус­пел в обу­че­нии и ор­га­ни­за­ции санг­хи, и со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но, что Буд­да до­ве­ря­ет ему, но да­же в этом слу­чае Са­ри­пут­те за­ви­ду­ют мно­гие бра­тья. Хо­тя Буд­да все­гда со­ве­ту­ет­ся с не­сколь­ки­ми людь­ми, пре­ж­де чем при­нять важ­ное ре­ше­ние, не­ко­то­рые бра­тья жа­лу­ют­ся, что Са­ри­пут­та при­ни­ма­ет ре­ше­ния, как буд­то Буд­да не спо­со­бен де­лать это са­мо­стоя­тель­но. Эти об­ви­не­ния не­ле­пы, но имен­но из-за та­ко­го не­по­ни­ма­ния я хо­чу от­кло­нить ва­ше пред­ло­же­ние.

Поч­тен­ный Са­ри­пут­та улыб­нул­ся.

— Я не бо­юсь за­вис­ти со сто­ро­ны дру­гих брать­ев, не бо­юсь вре­мен­но­го не­по­ни­ма­ния. Я ве­рю, что ка­ж­дый из нас дол­жен де­лать то, что счи­та­ет пра­виль­ным и по­лез­ным, не­за­ви­си­мо от то­го, что мо­гут ска­зать дру­гие. Анан­да, мы зна­ем, что ты вни­ма­те­лен и ос­то­ро­жен во всех сво­их дей­ст­ви­ях. При­ми, по­жа­луй­ста, это пред­ло­же­ние. Ес­ли ты это­го не сде­ла­ешь, Дхар­ме бу­дет на­не­сен ущерб в этом и бу­ду­щих по­ко­ле­ни­ях.

Поч­тен­ный Анан­да си­дел в мол­ча­нии. По­сле дол­гих ко­ле­ба­ний он на­ко­нец ска­зал:

— Я при­ни­маю это на­зна­че­ние, ес­ли Буд­да со­гла­сит­ся со сле­дую­щи­ми прось­ба­ми: во-пер­вых, Буд­да ни­ко­гда не бу­дет да­вать мне свои пла­тья. Во-вто­рых, Буд­да не бу­дет де­лить со мной при­но­ше­ний, сде­лан­ных ему. В-треть­их, Буд­да не бу­дет жить в од­ной хи­жи­не со мной. В-чет­вер­тых, Буд­да не бу­дет про­сить ме­ня со­про­во­ж­дать его в дом ми­ря­ни­на для тра­пе­зы. В-пя­тых, ес­ли я бу­ду при­гла­шен в дом ми­ря­ни­на на тра­пе­зу, Буд­да то­же мо­жет ту­да пой­ти. В-шес­тых, Буд­да по­зво­лит мне ре­шать, ко­го из лю­дей, же­лаю­щих встре­тить­ся с ним, мож­но про­пус­тить к не­му, а ко­го — нет. В-седь­мых, Буд­да по­зво­лит мне про­сить его по­вто­рить те ре­чи, ко­то­рые я не пол­но­стью за­пом­ню сра­зу. И в-вось­мых, Буд­да бу­дет по­вто­рять со­дер­жа­ние тех про­по­ве­дей Дхар­мы, ко­то­рые я не смо­гу по­се­тить.

Поч­тен­ный Упа­ли под­нял­ся и ска­зал:

— Ус­ло­вия Анан­ды ка­жут­ся ре­зон­ны­ми. Я уве­рен, что Буд­да со­гла­сит­ся с ни­ми. Од­на­ко я не мо­гу со­гла­сить­ся с чет­вер­той его прось­бой. Ес­ли наш брат Анан­да не бу­дет со­про­во­ж­дать Буд­ду в до­ма ми­рян, как же он смо­жет за­пом­нить то, что Буд­да ска­жет им и что мо­жет быть по­лез­но бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям и всем нам? Я пред­ла­гаю, что, ес­ли Буд­да бу­дет при­гла­шен на тра­пе­зу в дом ми­ря­ни­на, он дол­жен брать с со­бой, кро­ме Анан­ды, еще од­но­го бхик­шу. Та­ким об­ра­зом, ни­кто не смо­жет об­ви­нить Анан­ду в по­лу­че­нии осо­бо­го бла­го­во­ле­ния.

Анан­да от­ве­тил:

— Брат, я не ду­маю, что это хо­ро­шее пред­ло­же­ние. Что ес­ли у ми­ря­ни­на есть воз­мож­ность на­кор­мить толь­ко двух бхик­шу?

Упа­ли от­па­ри­ро­вал:

— То­гда Буд­да и вы, двое бхик­шу, удо­воль­ст­вуе­тесь тем, что бу­де­те есть мень­ше.

Ос­таль­ные бхик­шу раз­ра­зи­лись доб­ро­душ­ным сме­хом. Они уви­де­ли, что най­ден очень хо­ро­ший по­мощ­ник для Буд­ды. За­тем они рас­смот­ре­ли сле­дую­щее пред­ло­же­ние: что­бы Буд­да про­во­дил ка­ж­дый се­зон до­ж­дей в Са­ватт­хи. Это бы­ло хо­ро­шее ме­сто: здесь на­хо­ди­лись Дже­та­ва­на, Вос­точ­ный парк, а не­по­да­ле­ку рас­по­ла­га­лись мно­гие мо­на­сты­ри бхик­шу­ни. Здесь мож­но бы­ло уст­ро­ить глав­ный центр санг­хи. Ес­ли Буд­да бу­дет на­хо­дить­ся в од­ном мес­те ка­ж­дый год, мно­гие лю­ди смо­гут при­сут­ст­во­вать во вре­мя со­б­ра­ния уе­ди­не­ния и по­лу­чат уче­ние пря­мо от Буд­ды. Со­стоя­тель­ные ми­ря­не, вро­де Анат­ха­пин­ди­ки и гос­по­жи Ви­сак­ха, уже обе­ща­ли по­став­лять еду, ле­кар­ст­ва, оде­ж­ду и ноч­лег для всех бхик­шу и бхик­шу­ни, при­шед­ших в Са­ватт­хи на со­б­ра­ние уе­ди­не­ния.

Бхик­шу за­вер­ши­ли свое со­б­ра­ние и от­пра­ви­лись к хи­жи­не Буд­ды, что­бы со­об­щить ему о сво­их ре­ше­ни­ях. Буд­да с ра­до­стью при­нял оба пред­ло­же­ния.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.