Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 54. Жить в осоз­на­нии



Гла­ва 54

Жить в осоз­на­нии

Но­вость о по­свя­ще­нии Ан­гу­ли­ма­лы бы­ст­ро раз­нес­лась по го­ро­ду. Все вздох­ну­ли с об­лег­че­ни­ем. Вско­ре и в близ­ле­жа­щих ко­ро­лев­ст­вах уз­на­ли о пре­об­ра­же­нии быв­ше­го убий­цы, и лю­ди ста­ли от­но­сить­ся к Буд­де и его санг­хе с еще боль­шим ува­же­ни­ем.

Санг­ха про­дол­жа­ла при­вле­кать яр­ких и спо­соб­ных мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые ос­тав­ля­ли дру­гие сек­ты, что­бы сле­до­вать уче­нию Буд­ды. Ис­то­рия о том, как свет­ский по­сле­до­ва­тель Упа­ли по­ки­нул сек­ту Ни­гант­ха, ста­ла те­мой жар­ких спо­ров в ре­ли­ги­оз­ных кру­гах Ма­гад­хи и Ко­са­лы. Упа­ли был бо­га­тым и спо­соб­ным мо­ло­дым че­ло­ве­ком, жив­шим на се­ве­ре Ма­гад­хи. Он яв­лял­ся од­ним из глав­ных по­кро­ви­те­лей сек­ты Ни­гант­ха, пред­во­ди­тель­ст­вуе­мой учи­те­лем На­та­пут­той. Ас­ке­ты Ни­гант­хи жи­ли скром­но, от­ка­зы­ва­ясь да­же от оде­ж­ды, и лю­ди очень ува­жа­ли их.

Той вес­ной Буд­да жил в Ман­го­вой ро­ще Па­ва­ри­ка в На­лан­де. Ему на­нес ви­зит один из стар­ших уче­ни­ков На­та­пут­ты, ас­кет Диг­ха Тап­па­си, ко­то­рый ос­та­но­вил­ся на один день по­сле сбо­ра по­дая­ния в На­лан­де. Буд­да уз­нал от Тап­па­си, что по­сле­до­ва­те­ли Ни­гант­хи не го­во­рят о кар­ме, а толь­ко о гре­хах (дан­да­ни). Тап­па­си объ­яс­нил, что есть три ви­да гре­хов: гре­хи, со­вер­шае­мые те­лом; гре­хи, со­вер­шае­мые из-за не­пра­виль­ных ре­чей; и гре­хов­ные мыс­ли. Ко­гда Буд­да спро­сил его, ка­кой вид гре­хов счи­та­ет­ся са­мым серь­ез­ным, ас­кет от­ве­тил:

— Гре­хи, со­вер­шае­мые те­лом яв­ля­ют­ся наи­бо­лее серь­ез­ны­ми.

Буд­да ска­зал ему, что в со­от­вет­ст­вии с Пу­тем Про­бу­ж­де­ния не­здо­ро­вые мыс­ли счи­та­ют­ся бо­лее серь­ез­ны­ми гре­ха­ми, по­сколь­ку соз­на­ние яв­ля­ет­ся ос­но­вой по­ве­де­ния.

Ас­кет Тап­па­си по­про­сил Буд­ду по­вто­рить это три раза, что­бы он мог за­пом­нить и рас­ска­зать. За­тем он вер­нул­ся к На­та­пут­те, ко­то­рый раз­ра­зил­ся сме­хом, ко­гда Тап­па­си пе­ре­дал ему сло­ва Буд­ды.

На­та­пут­та ска­зал:

— Этот мо­нах Гау­та­ма со­вер­шил боль­шую ошиб­ку. Гре­хов­ные мыс­ли и ре­чи не есть са­мые боль­шие гре­хи. Гре­хи, со­вер­шае­мые те­лом, яв­ля­ют­ся са­мы­ми серь­ез­ны­ми и име­ют наи­бо­лее про­дол­жи­тель­ные по­след­ст­вия. Ас­кет Тап­па­си, ты ух­ва­тил ос­но­ву мое­го уче­ния.

Во вре­мя это­го раз­го­во­ра при­сут­ст­во­ва­ло не­сколь­ко дру­гих уче­ни­ков, в том чис­ле тор­го­вец Упа­ли, ко­то­рый при­шел вме­сте со свои­ми друзь­я­ми из Ба­ла­ки. Упа­ли вы­ра­зил же­ла­ние по­се­тить Буд­ду и ос­по­рить его взгля­ды. На­та­пут­та одоб­рил на­ме­ре­ние Упа­ли, но Тап­па­си вы­ска­зал свои со­мне­ния. Он бес­по­ко­ил­ся, что Буд­да смо­жет убе­дить Упа­ли и да­же об­ра­тить в свою ве­ру.

Но На­та­пут­та ве­рил в Упа­ли и по­это­му ска­зал:

— Не нуж­но бо­ять­ся, что Упа­ли по­ки­нет нас и ста­нет уче­ни­ком Гау­та­мы. Кто зна­ет, мо­жет быть, это Гау­та­ма ста­нет уче­ни­ком Упа­ли!

Тап­па­си все еще пы­тал­ся от­го­во­рить Упа­ли от по­езд­ки, но тот был на­стро­ен ре­ши­тель­но. Ко­гда Упа­ли встре­тил Буд­ду, жи­вая и обод­ряю­щая ма­не­ра раз­го­во­ра Буд­ды про­из­ве­ла на не­го боль­шое впе­чат­ле­ние. Буд­да объ­яс­нил Упа­ли, по­че­му не­здо­ро­вые мыс­ли бо­лее важ­ны, чем не­здо­ро­вые дей­ст­вия или речь, ис­поль­зуя семь при­ме­ров. Буд­да знал, что по­сле­до­ва­те­ли сек­ты Ни­гант­ха со­блю­да­ют за­по­ведь “не уби­вать”. Он знал, как тща­тель­но они сле­дят за тем, что­бы не на­сту­пить на на­се­ко­мое, опа­са­ясь раз­да­вить его, и по­хва­лил их за это. По­том он спро­сил Упа­ли:

— Ес­ли вы не на­ме­рен­но, а слу­чай­но на­сту­пи­те на на­се­ко­мое, со­вер­ши­те ли вы грех?

Упа­ли от­ве­тил:

— Мас­тер На­та­пут­та го­во­рит, что ес­ли вы не со­би­ра­лись уби­вать, вы не гре­ши­те.

Буд­да улыб­нул­ся и ска­зал:

— То­гда Мас­тер На­та­пут­та со­гла­сит­ся, что мыс­ли яв­ля­ют­ся ос­но­вой. Как же то­гда мож­но ут­вер­ждать, что гре­хов­ные дей­ст­вия яв­ля­ют­ся бо­лее серь­ез­ны­ми.

Яс­ность и муд­рость Буд­ды про­из­ве­ли на Упа­ли силь­ное впе­чат­ле­ние. Он ска­зал Буд­де, что пер­вый при­мер был со­вер­шен­но убе­ди­тель­ным. И те­перь ему хо­те­лось, что­бы Буд­да при­вел дру­гие при­ме­ры толь­ко для то­го, что­бы по­слу­шать его уче­ние. Ко­гда Буд­да при­вел седь­мой при­мер, Упа­ли рас­про­стер­ся пе­ред ним и по­про­сил при­нять его в уче­ни­ки.

Буд­да ска­зал:

— Упа­ли, ты дол­жен вни­ма­тель­но взве­сить эту прось­бу. Че­ло­век та­ко­го ума и по­ло­же­ния не дол­жен при­ни­мать по­спеш­ных ре­ше­ний. Хо­ро­шо по­ду­май, по­ка ты не бу­дешь со­вер­шен­но уве­рен.

Сло­ва Буд­ды еще боль­ше ук­ре­пи­ли ува­же­ние Упа­ли. Он уви­дел, что Буд­да не за­ин­те­ре­со­ван в об­ра­ще­нии в свою ве­ру толь­ко для ук­ре­п­ле­ния пре­сти­жа. Ни один ду­хов­ный учи­тель не со­ве­то­вал Упа­ли хо­ро­шо по­ду­мать, пре­ж­де чем под­дер­жи­вать его об­щи­ну. Упа­ли от­ве­тил:

— Гос­по­дин, я уже дос­та­точ­но по­ду­мал. По­жа­луй­ста, по­зволь­те мне при­нять при­бе­жи­ще в Буд­де, в Дхар­ме и в Санг­хе. Я сча­ст­лив и бла­го­да­рен, по­то­му что об­на­ру­жил ис­тин­ный и пра­виль­ный путь.

Буд­да от­ве­тил:

— По­сле­до­ва­тель Упа­ли, ты дол­го был глав­ным по­кро­ви­те­лем сек­ты Ни­гант­ха. Да­же ес­ли ты при­мешь на­ше при­бе­жи­ще, по­жа­луй­ста, про­дол­жай де­лать под­но­ше­ния сво­ей быв­шей сек­те.

— Гос­по­дин, вы по­ис­ти­не бла­го­род­ны. Вы от­кры­ты и ве­ли­ко­душ­ны, как ни­кто дру­гой.

Ко­гда Тап­па­си при­нес На­та­пут­те из­вес­тие, что Упа­ли стал од­ним из уче­ни­ков Буд­ды, На­та­пут­та не мог в это по­ве­рить. Он от­пра­вил­ся вме­сте с Тап­па­си в дом Упа­ли. Упа­ли под­твер­дил, что это прав­да.

Все боль­ше и боль­ше лю­дей в ко­ро­лев­ст­вах Ма­гад­ха и Ко­са­ла при­ни­ма­ли Путь Про­бу­ж­де­ния. Мно­гие бхик­шу при­но­си­ли эти ра­до­ст­ные но­во­сти Буд­де, ко­гда по­се­ща­ли его в Са­ватт­хи.

Буд­да го­во­рил им:

— Яв­ля­ет­ся ли уве­ли­че­ние чис­ла лю­дей, при­ни­маю­щих Путь, хо­ро­шей но­во­стью или нет, за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко усерд­ны­ми бу­дут бхик­шу в сво­ей прак­ти­ке. Мы не долж­ны при­дер­жи­вать­ся кон­цеп­ции ус­пе­ха или не­уда­чи. Мы долж­ны оди­на­ко­во оце­ни­вать и уда­чи и не­уда­чи.

Од­на­ж­ды ут­ром, ко­гда Буд­да и бхик­шу го­то­ви­лись по­ки­нуть мо­на­стырь и ид­ти на сбор по­дая­ния, не­сколь­ко страж­ни­ков во­шли в Дже­та­ва­ну с при­ка­зом най­ти те­ло жен­щи­ны. Бхик­шу бы­ли встре­во­же­ны, не по­ни­мая, по­че­му страж­ни­ки ожи­да­ют най­ти те­ло жен­щи­ны на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря. Поч­тен­ный Бхад­дийя спро­сил, кто эта жен­щи­на, и ему от­ве­ти­ли, что это мо­ло­дая жен­щи­на по име­ни Сун­да­ри, при­над­ле­жав­шая боль­шой ре­ли­ги­оз­ной сек­те в Са­ватт­хи. Бхик­шу вспом­ни­ли, что при­вле­ка­тель­ная мо­ло­дая жен­щи­на с та­ким име­нем в по­след­ние ме­ся­цы по­се­ща­ла не­ко­то­рые про­по­ве­ди Дхар­мы в мо­на­сты­ре. Бхик­шу ска­за­ли страж­ни­кам, что вряд ли ее те­ло мо­жет быть най­де­но в Дже­та­ва­не, но те на­стоя­ли на про­вер­ке. К все­об­ще­му удив­ле­нию, они об­на­ру­жи­ли ее те­ло, за­ры­тое в не­глу­бо­кой мо­ги­ле не­по­да­ле­ку от хи­жи­ны Буд­ды. Ни­кто не мог по­нять, как она умер­ла и по­че­му бы­ла по­хо­ро­не­на здесь. По­сле то­го как страж­ни­ки уш­ли, за­брав те­ло, Буд­да пред­ло­жил бхик­шу от­прав­лять­ся на сбор по­дая­ния, как обыч­но.

— Жи­ви­те в со­стоя­нии осоз­на­ния, — ска­зал он им.

Позд­нее в тот же день чле­ны сек­ты Сун­да­ри про­нес­ли ее те­ло по го­ро­ду, гром­ко го­ло­ся. Вре­ме­на­ми они ос­та­нав­ли­ва­лись и кри­ча­ли на­ро­ду:

— Вот те­ло Сун­да­ри! Ее на­шли в мо­на­сты­ре Дже­та­ва­на. Эти мо­на­хи, ут­вер­ждаю­щие, что при­над­ле­жат бла­го­род­но­му ро­ду Ша­кья, ут­вер­ждаю­щие, что жи­вут це­ло­муд­рен­ной и чис­той жиз­нью, — они из­на­си­ло­ва­ли и уби­ли ее, а по­том по­пы­та­лись спря­тать те­ло! Их раз­го­во­ры о люб­ви и доб­ро­те, со­стра­да­нии, ра­до­сти и ра­вен­ст­ве не бо­лее чем при­твор­ст­во! Смот­ри­те са­ми!

Гра­ж­да­не Са­ватт­хи бы­ли встре­во­же­ны. Да­же не­ко­то­рые из наи­бо­лее вер­ных по­сле­до­ва­те­лей Буд­ды по­чув­ст­во­ва­ли, что их ве­ра ко­леб­лет­ся. Но дру­гие бы­ли убе­ж­де­ны, что все это де­ло под­строе­но, что­бы по­дор­вать ре­пу­та­цию Буд­ды, и по­это­му силь­но стра­да­ли. Дру­гие ду­хов­ные сек­ты, чув­ст­во­вав­шие в Буд­де уг­ро­зу, вос­поль­зо­ва­лись воз­мож­но­стью для от­кры­то­го осу­ж­де­ния и кле­ве­ты на санг­ху. Бхик­шу до­ни­ма­ли рас­спро­са­ми и из­дев­ка­ми, их ре­чи об­ры­ва­ли. Они де­ла­ли все, что в их си­лах, что­бы под­дер­жи­вать спо­кой­ст­вие и со­стоя­ние осоз­на­ния, но это бы­ло очень труд­но, осо­бен­но для тех бхик­шу, кто на­чал прак­ти­ко­вать не­дав­но. Мно­го мо­ло­дых бхик­шу чув­ст­во­ва­ли се­бя опо­зо­рен­ны­ми и не хо­те­ли бо­лее хо­дить в го­род на сбор по­дая­ния.

Од­на­ж­ды Буд­да со­брал всех бхик­шу и ска­зал им:

— Не­спра­вед­ли­вые об­ви­не­ния мо­гут быть вы­дви­ну­ты в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те. Вам не нуж­но чув­ст­во­вать се­бя опо­зо­рен­ны­ми. Есть лишь од­на при­чи­на для сты­да — ес­ли вы ос­та­ви­те уси­лия жить чис­той жиз­нью, ес­ли вы ос­та­ви­те ва­шу прак­ти­ку. Сей­час лож­ные об­ви­не­ния рас­про­стра­ня­ют­ся, но по­том они прой­дут. Зав­тра, ко­гда вы пой­де­те со­би­рать по­дая­ние, ес­ли кто-ни­будь спро­сит вас об этом де­ле, от­ве­чай­те про­сто: “Кто бы ни был от­вет­ст­ве­н за это, он пож­нет пло­ды”.

Бхик­шу ус­по­кои­ли сло­ва Буд­ды. Тем вре­ме­нем гос­по­жа Ви­сак­ха, очень взвол­но­ван­ная этим де­лом, при­шла по­ви­дать Су­дат­ту. Они дол­го об­су­ж­да­ли сло­жив­шую­ся си­туа­цию и ре­ши­ли тай­но на­нять ко­го-ни­будь для рас­сле­до­ва­ния и по­им­ки ис­тин­но­го пре­ступ­ни­ка. Они по­де­ли­лись сво­им пла­ном с прин­цем Дже­та, ко­то­рый со­гла­сил­ся по­мочь им.

Че­рез не­сколь­ко дней на­ня­тый ими сы­щик об­на­ру­жил на­стоя­щих убийц. Двое пья­ных во­ров за­тея­ли спор из-за на­граб­лен­но­го. Ссо­рясь и не за­ме­чая ни­че­го в опь­я­не­нии и зло­бе, они про­го­во­ри­лись и об этом де­ле. Вы­зва­ли ко­ро­лев­скую стра­жу. Эти лю­ди бы­ли аре­сто­ва­ны. Они при­зна­лись, что ру­ко­во­ди­те­ли сек­ты, ко­то­рой при­над­ле­жа­ла Сун­да­ри, на­ня­ли их для убий­ст­ва и по­ру­чи­ли за­рыть те­ло воз­ле хи­жи­ны Буд­ды.

Ко­роль Па­се­на­ди по­се­тил Дже­та­ва­ну и со­об­щил, что ис­тин­ные убий­цы най­де­ны. Он ска­зал, что его ве­ра в санг­ху ни­ко­гда не ис­чез­нет. Он чув­ст­во­вал ра­дость от то­го, что прав­да ста­нет из­вест­ной лю­дям. Буд­да по­про­сил ко­ро­ля про­стить этих пре­ступ­ни­ков. Он так­же до­ба­вил, что по­доб­ные пре­сту­п­ле­ния мо­гут слу­чать­ся сно­ва до тех пор, по­ка лю­ди не нау­чат­ся пре­одо­ле­вать свою не­на­висть и за­висть.

На­род Са­ватт­хи сно­ва стал от­но­сить­ся к бхик­шу с боль­шим ува­же­ни­ем и вос­хи­ще­ни­ем.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.