Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 43. Все сле­зы со­ло­ны



Гла­ва 43

Все сле­зы со­ло­ны

Ви­зит ко­ро­ля Па­се­на­ди в Дже­та­ва­ну вы­звал у лю­дей боль­шой ин­те­рес и уве­ли­чил ува­же­ние к санг­хе Буд­ды. При­двор­ные от­ме­ти­ли, что ко­роль не про­пус­тил ни од­ной еже­не­дель­ной про­по­ве­ди Дхар­мы, и мно­гие из них ста­ли при­сое­ди­нять­ся к не­му. Не­ко­то­рые де­ла­ли это, вос­хи­ща­ясь уче­ни­ем Буд­ды, дру­гие при­хо­ди­ли в на­де­ж­де, что это по­нра­вит­ся ко­ро­лю. Но чис­ло ин­тел­лек­туа­лов и мо­ло­дых лю­дей, по­се­щаю­щих Дже­та­ва­ну, уве­ли­чи­ва­лось день ото дня. На про­тя­же­нии трех ме­ся­цев со­б­ра­ния уе­ди­не­ния бо­лее чем сто пять­де­сят мо­ло­дых лю­дей бы­ли по­свя­ще­ны Са­ри­пут­той. Ру­ко­во­ди­те­ли дру­гих ре­ли­ги­оз­ных сект, ко­то­рые дол­го поль­зо­ва­лись ко­ро­лев­ским по­кро­ви­тель­ст­вом, на­ча­ли ощу­щать уг­ро­зу сво­ему по­ло­же­нию, по­это­му не­ко­то­рые из них ста­ли не­доб­ро­же­ла­тель­но от­но­сить­ся к мо­на­сты­рю Дже­та­ва­на. Пе­ри­од уе­ди­не­ния за­кон­чил­ся боль­шой служ­бой, во вре­мя ко­то­рой ко­роль по­да­рил ка­ж­до­му бхик­шу но­вое пла­тье, а так­же раз­дал бед­ня­кам еду и дру­гие да­ры. На этой це­ре­мо­нии ко­роль и его се­мья офи­ци­аль­но при­ня­ли три при­бе­жи­ща.

По­сле окон­ча­ния со­б­ра­ния уе­ди­не­ния Буд­да и дру­гие бхик­шу от­пра­ви­лись в пу­те­ше­ст­вие для рас­про­стра­не­ния Дхар­мы. Од­на­ж­ды, ко­гда Буд­да и бхик­шу со­би­ра­ли по­дая­ние в де­рев­не не­вда­ле­ке от бе­ре­га Ган­га, Буд­да за­ме­тил че­ло­ве­ка, вы­во­зя­ще­го не­чис­то­ты. Это был не­при­ка­сае­мый по име­ни Су­ни­та. Су­ни­та уже слы­шал о Буд­де и бхик­шу, но сей­час он впер­вые ви­дел их. Он встре­во­жил­ся, его оде­ж­да бы­ла гряз­ной, от не­го от­вра­ти­тель­но пах­ло. Он бы­ст­ро ушел с до­ро­ги и на­чал спус­кать­ся к ре­ке. Но Буд­да ре­шил при­об­щить Су­ни­ту к Пу­ти. Ко­гда Су­ни­та свер­нул с до­ро­ги, Буд­да сде­лал то же са­мое. По­няв на­ме­ре­ния Буд­ды, Са­ри­пут­та и Мег­хийя, по­мощ­ник Буд­ды в то вре­мя, по­сле­до­ва­ли за ним. Дру­гие бхик­шу ос­та­но­ви­лись и ста­ли мол­ча на­блю­дать.

Су­ни­та был ох­ва­чен па­ни­кой. Он по­спеш­но по­ста­вил ба­дьи с не­чис­то­та­ми на зем­лю и стал ис­кать ме­сто, где бы спря­тать­ся. На­вер­ху стоя­ли бхик­шу в сво­их шаф­ран­ных одея­ни­ях, спе­ре­ди при­бли­жал­ся Буд­да с дву­мя дру­ги­ми мо­на­ха­ми. Не зная, что де­лать, Су­ни­та за­шел по ко­ле­ни в во­ду и за­мер так, со­еди­нив ла­до­ни в при­вет­ст­вии.

Лю­бо­пыт­ст­вую­щие жи­те­ли де­рев­ни вы­сы­па­ли из сво­их до­мов и вы­строи­лись вдоль бе­ре­га, же­лая уз­нать, что же про­ис­хо­дит. Су­ни­та ус­ту­пил до­ро­гу, по­то­му что бо­ял­ся ос­к­вер­нить бхик­шу. Он да­же и не пред­по­ла­гал, что Буд­да по­сле­ду­ет за ним. Су­ни­та знал, что в санг­хе есть мно­го лю­дей из бла­го­род­ных каст. Он был уве­рен в том, что ос­к­вер­не­ние бхик­шу яв­ля­ет­ся не­про­сти­тель­ным дей­ст­ви­ем. Он на­де­ял­ся, что Буд­да и бхик­шу ос­та­вят его в по­кое и вер­нут­ся на до­ро­гу. Но Буд­да по­до­шел пря­мо к во­де и ска­зал:

— Друг мой, по­дой­ди по­бли­же, что­бы мы мог­ли по­го­во­рить.

Су­ни­та со все еще со­еди­нен­ны­ми ла­до­ня­ми про­мол­вил:

— Гос­по­дин, я не ос­ме­люсь!

— По­че­му же? — спро­сил Буд­да.

— Я ведь не­при­ка­сае­мый. Я не хо­чу ос­к­вер­нить вас и ва­ших мо­на­хов.

Буд­да от­ве­тил:

— На на­шем пу­ти мы не де­ла­ем раз­ли­чий ме­ж­ду кас­та­ми. Ты та­кой же че­ло­век, как и дру­гие. Мы не бо­им­ся ос­к­вер­нить­ся. Толь­ко алч­ность, не­на­висть и за­блу­ж­де­ния мо­гут ос­к­вер­нить нас. Та­кой при­ят­ный че­ло­век, как ты, мо­жет при­нес­ти нам толь­ко ра­дость. Как те­бя зо­вут?

— Гос­по­дин, мое имя Су­ни­та.

— Су­ни­та, не хо­тел бы ты стать бхик­шу, как все мы?

— Я не мо­гу!

— По­че­му?

— Я не­при­ка­сае­мый!

— Су­ни­та, я уже объ­яс­нил те­бе, что на на­шем пу­ти нет каст. На Пу­ти Про­бу­ж­де­ния кас­ты бо­лее не су­ще­ст­ву­ют. Это по­хо­же на ре­ки Ганг, Яму­на, Аси­ра­ва­ти, Са­раб­ху, Ма­хи, Ро­хи­ни. Впа­дая в мо­ре, они пе­ре­ста­ют быть от­дель­ны­ми сущ­но­стя­ми. Че­ло­век, по­ки­нув­ший дом для сле­до­ва­ния Пу­ти, ос­тав­ля­ет кас­ты по­за­ди, кем бы он ни был ро­ж­ден, брах­ма­ном, кшат­ри­ем, вай­шьей, шуд­рой или не­при­ка­сае­мым. Су­ни­та, ес­ли ты за­хо­чешь, ты мо­жешь стать бхик­шу.

Су­ни­та с тру­дом ве­рил соб­ст­вен­ным ушам. Он под­нес со­еди­нен­ные ла­до­ни ко лбу и ска­зал:

— Ни­кто еще не го­во­рил со мной так. Се­го­дня сча­ст­ли­вей­ший день в мо­ей жиз­ни. Ес­ли вы при­ме­те ме­ня в уче­ни­ки, я кля­нусь по­свя­тить все свое су­ще­ст­во прак­ти­ке ва­ше­го уче­ния.

Буд­да от­дал свою ча­шу Мег­хийе и про­тя­нул ру­ки к Су­ни­те. Он про­из­нес:

— Са­ри­пут­та! По­мо­ги мне вы­мыть Су­ни­ту. Мы по­свя­тим его в бхик­шу пря­мо здесь, на бе­ре­гу ре­ки.

Поч­тен­ный Са­ри­пут­та улыб­нул­ся. Он по­ло­жил свою ча­шу на зем­лю и по­до­шел, что­бы по­мочь Буд­де. Су­ни­та чув­ст­во­вал не­лов­кость и не­удоб­ст­во, по­ка Са­ри­пут­та и Буд­да от­мы­ва­ли его, но не ос­ме­ли­вал­ся про­тес­то­вать. Буд­да по­про­сил Мег­хийю под­нять­ся и взять у Анан­ды лиш­нее пла­тье. По­сле то­го как Су­ни­та был по­свя­щен, Буд­да пе­ре­дал его на по­пе­че­ние Са­ри­пут­ты. Са­ри­пут­та от­вел его об­рат­но в Дже­та­ва­ну. Буд­да и ос­таль­ные бхик­шу спо­кой­но про­дол­жи­ли сбор по­дая­ния.

Ме­ст­ные жи­те­ли при­сут­ст­во­ва­ли при том, что про­изош­ло. Но­вость о том, что Буд­да при­нял в санг­ху не­при­ка­сае­мо­го, бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лась в ко­ро­лев­ст­ве. Это вы­зва­ло ярость в выс­ших кас­тах сто­ли­цы.

Ни­ко­гда в ис­то­рии Ко­са­ла не­при­ка­сае­мый не был при­нят в ду­хов­ную об­щи­ну. Мно­гие осу­ж­да­ли Буд­ду за на­ру­ше­ние свя­щен­ной тра­ди­ции. Дру­гие по­шли еще даль­ше, счи­тая, что Буд­да за­мыш­ля­ет пе­ре­вер­нуть су­ще­ст­вую­щий по­ря­док и раз­ру­шить тем са­мым всю стра­ну.

От­го­ло­ски этих об­ви­не­ний дос­тиг­ли мо­на­сты­ря че­рез ми­рян и бхик­шу, слы­шав­ших в го­ро­де, как лю­ди го­во­ри­ли об этом. Стар­шие мо­на­хи: Са­ри­пут­та, Ма­ха­кас­са­па, Ма­ха­мог­гал­ла­на и Ану­рудд­ха встре­ти­лись с Буд­дой для об­су­ж­де­ния этой си­туа­ции.

Буд­да ска­зал:

— При­ем не­при­ка­сае­мых в санг­ху яв­ля­ет­ся толь­ко во­про­сом вре­ме­ни. Наш путь — это путь ра­вен­ст­ва. Мы не при­зна­ем каст. Хо­тя мы мо­жем встре­тить сей­час труд­но­сти из-за по­свя­ще­ния Су­ни­ты, мы впер­вые в ис­то­рии от­кры­ли эту дверь, за что бу­ду­щие по­ко­ле­ния бу­дут нас бла­го­да­рить. По­это­му сей­час нам не­об­хо­ди­мо му­же­ст­во.

Мог­гал­ла­на про­из­нес:

— У нас нет не­дос­тат­ка в му­же­ст­ве и тер­пе­нии. Но как мы мо­жем умень­шить вра­ж­деб­ность об­ще­ст­вен­но­го мне­ния для об­лег­че­ния прак­ти­ки бхик­шу?

Са­ри­пут­та ска­зал:

— Важ­но со­хра­нить до­ве­рие к на­шей прак­ти­ке. Я по­ста­ра­юсь по­мочь Су­ни­те в его про­дви­же­нии по Пу­ти. Его ус­пех бу­дет силь­ней­шим ар­гу­мен­том в на­шу поль­зу. Мы так­же долж­ны най­ти спо­со­бы объ­яс­нить лю­дям на­шу ве­ру во все­об­щее ра­вен­ст­во. Что вы ду­мае­те, Учи­тель?

Буд­да по­ло­жил ру­ку на пле­чо Са­ри­пут­ты.

— Ты вы­ра­зил мои мыс­ли, — ска­зал он.

Вско­ре вес­ти о вол­не­ни­ях из-за по­свя­ще­ния Су­ни­ты дос­тиг­ли ушей ко­ро­ля Па­се­на­ди. Груп­па ре­ли­ги­оз­ных ли­де­ров по­про­си­ла у не­го осо­бой ау­ди­ен­ции и вы­ра­зи­ла свою глу­бо­чай­шую оза­бо­чен­ность по это­му по­во­ду. При­ве­ден­ные ими ар­гу­мен­ты встре­во­жи­ли ко­ро­ля, и, хо­тя он был вер­ным по­сле­до­ва­те­лем Буд­ды, он обе­щал, что зай­мет­ся этим де­лом. Не­сколь­ко дней спус­тя он на­нес ви­зит в Дже­та­ва­ну.

Он вы­шел из сво­его эки­па­жа и во­шел в мо­на­стырь в оди­но­че­ст­ве. Бхик­шу про­во­ди­ли его в про­хлад­ную тень де­ревь­ев. Ко­роль по­шел по до­рож­ке, ве­ду­щей к хи­жи­не Буд­ды. Он де­лал по­клон ка­ж­до­му встре­тив­ше­му­ся бхик­шу. Как все­гда спо­кой­ные и сдер­жан­ные ма­не­ры бхик­шу ук­ре­пи­ли его ве­ру в Буд­ду. На пол­пу­ти к хи­жи­не он встре­тил бхик­шу, си­дя­ще­го на боль­шом кам­не под вы­со­кой со­сной и обу­чаю­ще­го не­боль­шую груп­пу дру­гих бхик­шу и ми­рян. Это бы­ло очень тро­га­тель­ное зре­ли­ще. Хо­тя учи­те­лю на вид бы­ло мень­ше со­ро­ка лет, его ли­цо из­лу­ча­ло мир и муд­рость. Его слу­ша­те­ли бы­ли пол­но­стью по­гло­ще­ны тем, что он го­во­рил. Ко­роль ос­та­но­вил­ся по­слу­шать и был очень тро­нут тем, что ус­лы­шал. Но вдруг он вспом­нил цель сво­его ви­зи­та и про­дол­жил путь. Он на­де­ял­ся вер­нуть­ся поз­же и дос­лу­шать уче­ние бхик­шу.

Буд­да при­вет­ст­во­вал ко­ро­ля пе­ред сво­ей хи­жи­ной и при­гла­сил его при­сесть на бам­бу­ко­вый стул. По­сле об­ме­на фор­маль­ны­ми при­вет­ст­вия­ми ко­роль спро­сил Буд­ду, что за бхик­шу си­дит на боль­шом кам­не. Буд­да улыб­нул­ся и от­ве­тил:

— Это бхик­шу Су­ни­та. Он был не­при­ка­сае­мым, ко­то­рый вы­во­зил не­чис­то­ты. Что вы ду­мае­те о его уро­ке?

Ко­роль был сму­щен. Этот при­ят­ный и дос­той­ный бхик­шу был быв­шим пе­ре­воз­чи­ком не­чис­тот Су­ни­той! Он ни­ко­гда не пред­по­ла­гал, что та­кое воз­мож­но. Он не ус­пел от­ве­тить, как Буд­да про­из­нес:

— Бхик­шу Су­ни­та чис­то­сер­деч­но по­свя­тил все­го се­бя прак­ти­ке со дня сво­его по­свя­ще­ния. Это че­ло­век боль­шой ис­крен­но­сти, ума и ре­ши­тель­но­сти. Хо­тя он был по­свя­щен все­го три ме­ся­ца на­зад, он уже за­слу­жил хо­ро­шую ре­пу­та­цию бла­го­да­ря боль­шой доб­ро­де­те­ли и чис­то­те серд­ца. Не хо­те­ли бы вы встре­тить­ся с этим очень дос­той­ным бхик­шу?

Ко­роль от­кро­вен­но от­ве­тил:

— Я на са­мом де­ле хо­тел бы встре­тить­ся с бхик­шу Су­ни­той и сде­лать ему по­да­рок. Гос­по­дин, ва­ше уче­ние глу­бо­ко и уди­ви­тель­но! Я ни­ко­гда не встре­чал дру­го­го ду­хов­но­го учи­те­ля с та­ким от­кры­тым серд­цем и умом. Я не ду­маю, что есть че­ло­век, жи­вот­ное или рас­те­ние, ко­то­рым бы не при­нес­ло поль­зу ва­ше по­ни­ма­ние. Я дол­жен вам ска­зать, что при­шел сю­да с на­ме­ре­ни­ем спро­сить, как же вы мог­ли при­нять в санг­ху не­при­ка­сае­мо­го. Но я уви­дел, ус­лы­шал и по­нял, по­че­му вы это сде­ла­ли. Я бо­лее не ос­ме­ли­ва­юсь за­дать та­кой во­прос. Вме­сто это­го по­зволь­те мне скло­нить­ся пе­ред ва­ми.

Ко­роль встал с на­ме­ре­ни­ем по­кло­нить­ся, но Буд­да так­же под­нял­ся и, взяв ко­ро­ля за ру­ку, по­про­сил его сесть. Ко­гда оба они вновь опус­ти­лись на сту­лья, Буд­да взгля­нул на ко­ро­ля и про­из­нес:

— Ва­ше ве­ли­че­ст­во, на Пу­ти Ос­во­бо­ж­де­ния нет ни­ка­ких каст. В гла­зах про­свет­лен­но­го все лю­ди рав­ны. У лю­бо­го че­ло­ве­ка кровь крас­но­го цве­та. Сле­зы лю­бо­го че­ло­ве­ка со­ле­ны. Все мы лю­ди. Нам ну­жен та­кой путь, что­бы все лю­ди смог­ли пол­но­стью реа­ли­зо­вать свои дос­то­ин­ст­ва и ду­хов­ный по­тен­ци­ал. Вот по­че­му я при­нял Су­ни­ту в санг­ху.

Ко­роль со­еди­нил ла­до­ни.

— Те­перь я по­ни­маю. Я знаю так­же, что путь, вы­бран­ный ва­ми, по­лон пре­пят­ст­вий и труд­но­стей. Но я знаю, что у вас есть си­ла и сме­лость, не­об­хо­ди­мые для пре­одо­ле­ния всех этих пре­пят­ст­вий. С мо­ей сто­ро­ны, я сде­лаю все, что в мо­ей вла­сти, для под­держ­ки ис­тин­но­го уче­ния.

Ко­роль по­ки­нул Буд­ду и вер­нул­ся к со­сне в на­де­ж­де дос­лу­шать уче­ние бхик­шу Су­ни­ты. Но Су­ни­та и его слу­ша­те­ли уже уш­ли. Ко­роль об­на­ру­жил толь­ко не­сколь­ких бхик­шу, мед­лен­но и со­сре­до­то­чен­но про­гу­ли­ваю­щих­ся по до­рож­ке.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.