Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ви­дел ли кто-ни­будь мою мать?



Гла­ва 41

Ви­дел ли кто-ни­будь мою мать?

До­ро­га на Са­ватт­хи бы­ла уже зна­ко­ма Са­ри­пут­те. Они с Анат­ха­пин­ди­кой рас­ска­зы­ва­ли лю­дям о Буд­де и его санг­хе, и те­перь их те­п­ло при­вет­ст­во­ва­ли всю­ду, ку­да бы они ни при­шли. Но­чи бхик­шу про­во­ди­ли в про­хлад­ных ле­сах на бе­ре­гах ре­ки Аси­ра­ва­ти. Они пу­те­ше­ст­во­ва­ли тре­мя груп­па­ми. Буд­да и Са­ри­пут­та воз­глав­ля­ли пер­вую груп­пу. Вто­рую груп­пу вел Ас­сад­жи. Тре­тья груп­па шла под ру­ко­во­дством Мог­гал­ла­ны. Бхик­шу шли в уми­ро­тво­рен­ном спо­кой­ст­вии. Ино­гда ме­ст­ные жи­те­ли со­би­ра­лись в ле­сах или на бе­ре­гах ре­ки, что­бы по­слу­шать уче­ние Буд­ды.

Ко­гда они при­шли в Са­ватт­хи, их при­вет­ст­во­ва­ли Су­дат­та и принц Дже­та и про­во­ди­ли в но­вый мо­на­стырь. Уви­дев, как хо­ро­шо спла­ни­ро­ва­на Дже­та­ва­на, Буд­да по­хва­лил Су­дат­ту. Тот от­ве­чал, что все это бы­ло сде­ла­но бла­го­да­ря иде­ям и тру­ду поч­тен­но­го Са­ри­пут­ты и прин­ца Дже­та.

По­слуш­ни­ку Ра­ху­ле бы­ло те­перь две­на­дцать лет. Он дол­жен был учить­ся под ру­ко­во­дством Са­ри­пут­ты, но, по­сколь­ку на­став­ник от­сут­ст­во­вал в те­че­ние шес­ти ме­ся­цев, его ме­сто за­нял Мог­гал­ла­на. В Дже­та­ва­не Ра­ху­ла смог во­зоб­но­вить свои за­ня­тия с Са­ри­пут­той.

Принц Дже­та и Су­дат­та уст­рои­ли встре­чу сра­зу по­сле при­хо­да Буд­ды. Принц Дже­та был глу­бо­ко вос­хи­щен Буд­дой бла­го­да­ря об­ще­нию с почтенным Са­ри­пут­той. Они при­гла­си­ли всех ме­ст­ных жи­те­лей прийти по­слу­шать речь Буд­ды о Дхар­ме. При­шло мно­го лю­дей, в том чис­ле мать прин­ца Дже­та, ко­ро­ле­ва Мал­ли­ка, и его ше­ст­на­дца­ти­лет­няя се­ст­ра прин­цес­са Вад­жи­ри. Они мно­го слы­ша­ли о Буд­де в те­че­ние ря­да ме­ся­цев и очень хо­те­ли лич­но ви­деть его. Буд­да го­во­рил о Че­ты­рех Бла­го­род­ных Ис­ти­нах и Бла­го­род­ном Вось­ме­рич­ном Пу­ти.

Про­слу­шав про­по­ведь о Дхар­ме, ко­ро­ле­ва и прин­цес­са по­чув­ст­во­ва­ли, что их серд­ца от­кры­лись. Обе они за­хо­те­ли стать свет­ски­ми по­сле­до­ва­тель­ни­ца­ми, но не ос­ме­ли­ва­лись по­про­сить об этом. Ко­ро­ле­ва сна­ча­ла хо­те­ла спро­сить раз­ре­ше­ния у сво­его му­жа, ко­ро­ля Па­се­на­ди. Она бы­ла уве­ре­на, что в бли­жай­шем бу­ду­щем ко­роль встре­тит­ся с Буд­дой и раз­де­лит ее чув­ст­ва. Род­ная се­ст­ра Па­се­на­ди бы­ла же­ной ко­ро­ля Бим­би­са­ра и уже при­ня­ла три при­бе­жи­ща три го­да на­зад.

Мно­гие важ­ные ре­ли­ги­оз­ные ли­де­ры из Са­ватт­хи так­же при­сут­ст­во­ва­ли в этот день на про­по­ве­ди Буд­ды. Боль­шин­ст­во при­шло ско­рее из лю­бо­пыт­ст­ва, чем из же­ла­ния нау­чить­ся че­му-ли­бо. Но не­ко­то­рые по­чув­ст­во­ва­ли, как их серд­ца оза­ри­лись све­том, ко­гда слу­ша­ли речь Буд­ды. Дру­гие уви­да­ли в нем дос­той­но­го оп­по­нен­та, ко­то­рый бро­сал вы­зов их соб­ст­вен­ной ве­ре. Но все со­гла­си­лись, что его пре­бы­ва­ние в Са­ватт­хи яв­ля­ет­ся зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ем в ду­хов­ной жиз­ни Ко­са­лы.

Ко­гда про­по­ведь Дхар­мы за­вер­ши­лась, Су­дат­та ува­жи­тель­но пре­кло­нил ко­ле­ни пе­ред Буд­дой и ска­зал:

— Моя се­мья и я вме­сте со все­ми на­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми и друзь­я­ми пре­под­но­сим мо­на­стырь Дже­та­ва­на вам и ва­шей санг­хе.

Буд­да от­ве­тил:

— Су­дат­та, твои за­слу­ги ве­ли­ки. Бла­го­да­ря те­бе санг­ха бу­дет за­щи­ще­на от солн­ца и до­ж­дя, ди­ких зве­рей, змей и мос­ки­тов. Этот мо­на­стырь бу­дет при­вле­кать бхик­шу с че­ты­рех сто­рон све­та ны­не и в бу­ду­щем. Ты под­дер­жи­ва­ешь Дхар­му всем сво­им серд­цем. Я на­де­юсь, что ты про­дол­жишь прак­ти­ку Пу­ти.

На сле­дую­щее ут­ро Буд­да и бхик­шу по­шли в го­род на сбор по­дая­ния. Са­ри­пут­та раз­де­лил бхик­шу на две­на­дцать групп, по пят­на­дцать че­ло­век ка­ж­дая. При­сут­ст­вие в го­ро­де мо­на­хов, оде­тых в шаф­ран­ные пла­тья, уси­ли­ло ин­те­рес к но­во­му мо­на­сты­рю Дже­та­ва­на. Лю­дей вос­хи­ща­ли спо­кой­ные и ти­хие ма­не­ры бхик­шу.

Раз в не­де­лю Буд­да про­из­но­сил в Дже­та­ва­не про­по­ведь о Дхар­ме. На них со­би­ра­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во на­ро­да. Ко­роль Па­се­на­ди вско­ре уз­нал о влия­нии Буд­ды на ду­хов­ную жизнь сто­ли­цы. От мно­гих при­двор­ных он слы­шал о но­вом мо­на­сты­ре и о бхик­шу из Ма­гад­хи. Во вре­мя се­мей­но­го обе­да ко­роль за­дал во­прос о Буд­де. Ко­ро­ле­ва Мал­ли­ка со­об­щи­ла ему о вкла­де прин­ца Дже­та в уст­рой­ст­во мо­на­сты­ря. Ко­роль по­про­сил прин­ца рас­ска­зать ему о Буд­де, и принц по­ве­дал все, что ви­дел и слы­шал. Принц ска­зал, что, ес­ли ко­роль даст раз­ре­ше­ние, он хо­тел бы стать свет­ским по­сле­до­ва­те­лем Буд­ды.

Ко­роль Па­се­на­ди с тру­дом мог по­ве­рить, что та­кой мо­ло­дой мо­нах, как Буд­да, су­мел дос­тичь на­стоя­ще­го про­свет­ле­ния. Ес­ли ве­рить прин­цу, то вы­хо­ди­ло, что Буд­де три­дцать де­вять лет, столь­ко же, сколь­ко и са­мо­му ко­ро­лю. Ко­роль пред­по­ла­гал, что в та­ком воз­рас­те нель­зя дос­тичь про­свет­ле­ния, нель­зя пре­взой­ти бо­лее из­вест­ных учи­те­лей, та­ких как Пу­ру­на Кас­са­па, Макк­ха­ли Го­са­ла, Ни­гант­ха На­та­пут­та и Санд­жайя Бе­латт­хи­пут­та. Хо­тя ко­ро­лю хо­те­лось ве­рить сво­ему сы­ну, со­мне­ния еще ос­та­ва­лись. Он ре­шил, что, ко­гда пред­ста­вит­ся слу­чай, он сам встре­тит­ся с Буд­дой.

При­бли­жал­ся се­зон до­ж­дей, и Буд­да ре­шил про­вес­ти его в Дже­та­ва­не. Опыт пре­ды­ду­щих се­зо­нов до­ж­дей по­зво­лил стар­шим уче­ни­кам Буд­ды без за­труд­не­ний ор­га­ни­зо­вать со­б­ра­ние уе­ди­не­ния. В Са­ватт­хи к об­щи­не при­сое­ди­ни­лись ше­сть­де­сят но­вых бхик­шу. Су­дат­та при­вел мно­гих сво­их дру­зей, они ста­ли свет­ски­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми и с эн­ту­зи­аз­мом под­дер­жи­ва­ли дея­тель­ность мо­на­сты­ря.

Од­на­ж­ды днем Буд­да при­нял мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, чье ли­цо бы­ло от­ме­че­но го­рем и стра­да­ни­ем. Буд­да уз­нал, что этот че­ло­век не­дав­но по­те­рял сво­его един­ст­вен­но­го сы­на и не­сколь­ко дней про­вел на клад­би­ще, гром­ко вос­кли­цая: “Сын мой, сын мой, ку­да ты ушел? ” Че­ло­век не мог ни есть, ни пить, ни спать.

Буд­да ска­зал ему:

— В люб­ви то­же есть стра­да­ние.

Че­ло­век воз­ра­зил:

— Вы не пра­вы. Лю­бовь не при­чи­ня­ет стра­да­ния. Лю­бовь при­но­сит толь­ко сча­стье и ра­дость.

И че­ло­век ушел, пре­ж­де чем Буд­да смог объ­яс­нить, что он име­ет в ви­ду. Этот че­ло­век бес­цель­но ски­тал­ся до тех пор, по­ка не ос­та­но­вил­ся по­го­во­рить с груп­пой лю­дей, иг­рав­ших на ули­це. Он рас­ска­зал им о сво­ей встре­че с Буд­дой. Лю­ди со­гла­си­лись, что Буд­да оши­бал­ся.

— Как же лю­бовь мо­жет при­чи­нить стра­да­ния? Лю­бовь при­но­сит толь­ко сча­стье и ра­дость! Ты прав. Мо­нах Гау­та­ма ошиб­ся.

Вско­ре слу­хи об этой ис­то­рии рас­про­стра­ни­лись по Са­ватт­хи и ста­ли объ­ек­том го­ря­чих спо­ров. Мно­гие ду­хов­ные ли­де­ры ут­вер­жда­ли, что Буд­да был не прав. Эти раз­го­во­ры дош­ли до ушей ко­ро­ля Па­се­на­ди, и в тот ве­чер во вре­мя се­мей­но­го ужи­на он ска­зал ко­ро­ле­ве:

— Мо­нах, ко­то­ро­го лю­ди на­зы­ва­ют Буд­да, на­вер­ное, не та­кой ве­ли­кий учи­тель, как лю­ди ду­ма­ют о нем.

Ко­ро­ле­ва спро­си­ла:

— Что за­ста­ви­ло вас ут­вер­ждать это? Кто-ни­будь ска­зал что-то пло­хое об Учи­те­ле Гау­та­ме?

— Этим ут­ром я слы­шал, как при­двор­ные об­су­ж­да­ли это­го Гау­та­му. Они го­во­ри­ли, буд­то он ут­вер­жда­ет, что чем боль­ше лю­бишь, тем боль­ше стра­да­ешь.

Ко­ро­ле­ва от­ве­ти­ла:

— Ес­ли Гау­та­ма го­во­рит это, то, не­со­мнен­но, так оно и есть.

Ко­роль не­тер­пе­ли­во от­па­ри­ро­вал:

— Вы не долж­ны так го­во­рить. Изу­чай­те все са­ми. Не будь­те по­хо­жи на ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый ве­рит во все, что го­во­рит его учи­тель.

Ко­ро­ле­ва ни­че­го боль­ше не ска­за­ла. Она зна­ла, что ко­роль еще не встре­чал­ся с Буд­дой. На сле­дую­щее ут­ро она по­про­си­ла сво­его близ­ко­го дру­га брах­ма­на На­лид­жанг­ху по­се­тить Буд­ду и спро­сить у не­го, го­во­рил ли он, что лю­бовь яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком стра­да­ния, и ес­ли да, то объ­яс­нить по­че­му. Она по­про­си­ла сво­его дру­га тща­тель­но за­пи­сать все, что ска­жет Буд­да.

На­лид­жанг­ха встре­тил­ся с Буд­дой и за­дал ему во­прос ко­ро­ле­вы. Буд­да от­ве­тил:

— Не­дав­но я ус­лы­шал, что од­на жен­щи­на в Са­ватт­хи по­те­ря­ла свою мать. Она бы­ла так по­ра­же­на сво­им го­рем, что по­те­ря­ла рас­су­док и ста­ла ски­тать­ся по ули­цам, спра­ши­вая у всех: “Не ви­де­ли ли вы мою мать? Не ви­де­ли ли вы мою мать? ” Я так­же слы­шал и о двух мо­ло­дых влюб­лен­ных, ко­то­рые вме­сте со­вер­ши­ли са­мо­убий­ст­во, так как ро­ди­те­ли де­вуш­ки за­став­ля­ли ее вый­ти за­муж за дру­го­го. Толь­ко эти две ис­то­рии по­ка­зы­ва­ют, что лю­бовь мо­жет при­чи­нять стра­да­ния.

На­лид­жанг­ха по­вто­рил сло­ва Буд­ды ко­ро­ле­ве Мал­ли­ке. Вско­ре по­сле это­го она улу­чи­ла мо­мент, ко­гда ко­роль от­ды­хал, и спро­си­ла его:

— Муж мой, раз­ве вы не лю­би­те и не ле­лее­те прин­цес­су Вад­жи­ри?

— Ко­неч­но, люб­лю, — от­ве­тил удив­лен­ный ко­роль.

— Ес­ли ка­кое-ни­будь не­сча­стье по­стиг­нет ее, бу­де­те ли вы стра­дать?

Ко­роль был по­ра­жен. Вне­зап­но он яс­но уви­дел, что се­ме­на стра­да­ния су­ще­ст­ву­ют и внут­ри люб­ви. Его чув­ст­во бла­го­по­лу­чия сме­ни­лось тре­во­гой. Сло­ва Буд­ды со­дер­жа­ли в се­бе жес­то­кую прав­ду, ко­то­рая силь­но обес­по­кои­ла ко­ро­ля. Он ска­зал:

— Я дол­жен по­ехать по­се­тить это­го мо­на­ха Гау­та­му, как толь­ко пред­ста­вит­ся воз­мож­ность.

Ко­ро­ле­ва об­ра­до­ва­лась. Она бы­ла уве­ре­на, что, встре­тив­шись с Буд­дой, ко­роль пой­мет, на­сколь­ко не­обык­но­вен­ным яв­ля­ет­ся его уче­ние.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.