Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 40. По­кры­вая зем­лю зо­ло­том



Гла­ва 40

По­кры­вая зем­лю зо­ло­том

Са­мым кра­си­вым ме­стом в ок­ре­ст­но­стях Са­ватт­хи был парк, при­над­ле­жав­ший прин­цу Дже­та. Су­дат­та был уве­рен, что этот парк — са­мое луч­шее ме­сто, от­ку­да Путь Про­бу­ж­де­ния рас­про­стра­нит­ся по все­му ко­ро­лев­ст­ву. Су­дат­та по­се­тил прин­ца Дже­та, ко­гда тот при­ни­мал вы­со­ко­по­став­лен­но­го при­двор­но­го. Су­дат­та ува­жи­тель­но при­вет­ст­во­вал их и за­тем из­ло­жил свое же­ла­ние ку­пить у прин­ца парк для ор­га­ни­за­ции в нем цен­тра прак­ти­ки Буд­ды. Прин­цу Дже­та бы­ло толь­ко два­дцать лет. Этот парк был по­дар­ком, по­лу­чен­ным год на­зад от его от­ца, ко­ро­ля Па­се­на­ди. Принц по­смот­рел на при­двор­но­го, за­тем на Су­дат­ту и от­ве­тил:

— Ко­роль, мой отец, по­да­рил мне этот парк. Мне он очень нра­вит­ся. Я рас­ста­нусь с ним толь­ко в том слу­чае, ес­ли ты со­гла­сишь­ся по­крыть всю его по­верх­ность зо­ло­ты­ми мо­не­та­ми.

Принц Дже­та го­во­рил в шут­ку. Он не был го­тов к то­му, что мо­ло­дой тор­го­вец при­мет это все­рь­ез. Но Су­дат­та от­ве­тил:

— Я со­гла­сен с ва­шей це­ной. Зав­тра я при­не­су зо­ло­то в парк.

Принц Дже­та был по­ра­жен.

— Но я же толь­ко по­шу­тил. Я не хо­чу про­да­вать мой парк. Не бес­по­кой­ся, не при­но­си зо­ло­то.

Су­дат­та от­ве­тил с ре­ши­мо­стью:

— Бла­го­род­ный принц, вы яв­ляе­тесь чле­ном ко­ро­лев­ской се­мьи. Вы долж­ны дер­жать дан­ное ва­ми сло­во.

Су­дат­та по­смот­рел на при­двор­но­го, пью­ще­го чай, ища у то­го под­держ­ки.

— Раз­ве не так, Ва­ше пре­вос­хо­ди­тель­ст­во?

Тот кив­нул. Он по­вер­нул­ся к прин­цу и ска­зал:

— Тор­го­вец Анат­ха­пин­ди­ка го­во­рит прав­ду. Ес­ли бы вы не на­зна­чи­ли це­ну, все бы­ло бы по-дру­го­му. Но те­перь вы не мо­же­те от­ка­зать­ся от сво­его пред­ло­же­ния.

Принц Дже­та сдал­ся, но втай­не на­де­ял­ся, что Су­дат­та не смо­жет за­пла­тить та­кую це­ну. Су­дат­та по­кло­нил­ся и ушел. На сле­дую­щее ут­ро Су­дат­та при­слал боль­шие по­воз­ки, на­гру­жен­ные зо­ло­ты­ми мо­не­та­ми, и при­ка­зал сво­им слу­гам раз­ло­жить их по всей по­верх­но­сти пар­ка.

Принц Дже­та по­ра­зил­ся,  уви­дев боль­шую гру­ду зо­ло­та. Он по­нял, что это бы­ла не про­стая сдел­ка. Он спро­сил се­бя, по­че­му кто-то да­ет за этот парк так мно­го зо­ло­та? Буд­да и его санг­ха, долж­но быть, дей­ст­ви­тель­но бы­ли вы­даю­щи­ми­ся людь­ми, ес­ли мо­ло­дой тор­го­вец по­шел на та­кие рас­хо­ды. Принц по­про­сил Су­дат­ту рас­ска­зать ему о Буд­де. Гла­за Су­дат­ты за­сия­ли, ко­гда он стал го­во­рить о сво­ем Учи­те­ле, о Дхар­ме, о Санг­хе. Он по­обе­щал, что на сле­дую­щий день при­ве­дет к прин­цу поч­тен­но­го Са­ри­пут­ту. Принц Дже­та был тро­нут тем, что го­во­рил ему Су­дат­та о Буд­де. Он уви­дел, что лю­ди Су­дат­ты уже по­кры­ли зо­ло­ты­ми мо­не­та­ми око­ло двух тре­тей ле­са. Ко­гда при­бы­ла чет­вер­тая по­воз­ка, гру­же­нная зо­ло­том, он про­тя­нул ру­ку и ос­та­но­вил их.

Он ска­зал Су­дат­те:

— Дос­та­точ­но. Пусть ос­тав­шая­ся зем­ля бу­дет мо­им по­дар­ком. Я хо­чу вне­сти свой вклад в это пре­крас­ное де­ло.

Су­дат­те бы­ло при­ят­но слы­шать эти сло­ва. Принц Дже­та встре­тил­ся с Са­ри­пут­той и при­ят­но по­ра­зил­ся спо­кой­ст­вию и дос­той­но­му по­ве­де­нию бхик­шу. Вме­сте они по­шли по­смот­реть парк, ко­то­рый Су­дат­та ре­шил на­звать Дже­та­ва­на, или Ро­ща Дже­та, в честь прин­ца. Су­дат­та пред­ло­жил Са­ри­пут­те по­се­лить­ся в пар­ке Дже­та­ва­на и ру­ко­во­дить строи­тель­ст­вом мо­на­сты­ря. Он ска­зал, что его се­мья бу­дет при­но­сить еду для Са­ри­пут­ты ка­ж­дый день. Су­дат­та, Са­ри­пут­та и принц вме­сте об­су­ди­ли, как стро­ить хи­жи­ны, зал Дхар­мы, зал для ме­ди­та­ции и ком­на­ты для омо­ве­ний. Су­дат­та так­же пред­ло­жил по­стро­ить трех­ароч­ные во­ро­та при вхо­де в лес. Для строи­тель­ст­ва тро­ст­ни­ко­вой хи­жи­ны Буд­ды они вы­бра­ли про­хлад­ное и ти­хое ме­сто. Они пре­ду­смот­ре­ли, где сле­ду­ет про­ло­жить тро­пин­ки и вы­ко­пать ко­лод­цы.

Го­ро­жа­не вско­ре про­слы­ша­ли о том, как Су­дат­та вы­мос­тил лес зо­ло­том, что­бы вы­ку­пить его у прин­ца. Они уз­на­ли, что мо­на­стырь по­стро­ен для прие­ма Буд­ды и его санг­хи, ко­то­рые ско­ро при­бу­дут из Ма­гад­хи. Са­ри­пут­та на­чал про­из­но­сить в Дже­та­ва­не про­по­ве­ди Дхар­мы, и чис­ло лю­дей, при­хо­див­ших его по­слу­шать, рос­ло день ото дня.

Спус­тя че­ты­ре ме­ся­ца мо­на­стырь был поч­ти по­стро­ен. Са­ри­пут­та от­пра­вил­ся в Рад­жа­га­ху, что­бы при­вес­ти Буд­ду и бхик­шу в Дже­та­ва­ну. Он встре­тил их на ули­цах Ве­са­ли. Не­сколь­ко сот бхик­шу, оде­тых в шаф­ран­ные пла­тья, со­би­ра­ли по­дая­ние на ули­цах. Он уз­нал, что Буд­да и бхик­шу при­шли в Ве­са­ли не­сколь­ки­ми дня­ми рань­ше и жи­ли не­по­да­ле­ку от го­ро­да, в Боль­шом ле­су. Буд­да рас­спро­сил о при­го­тов­ле­ни­ях в Са­ватт­хи, и Са­ри­пут­та рас­ска­зал, как хо­ро­шо об­сто­ят де­ла.

Буд­да со­об­щил Са­ри­пут­те, что ос­та­вил Кон­дан­ну и Уру­ве­ла Кас­са­пу от­вет­ст­вен­ны­ми за об­щи­ну в Бам­бу­ко­вом ле­су. Из пя­ти­сот бхик­шу, на­хо­дя­щих­ся сей­час вме­сте с Буд­дой в Ве­са­ли, две­сти ос­та­нут­ся прак­ти­ко­вать в ок­ре­ст­но­стях. Ос­таль­ные три­ста бу­дут со­про­во­ж­дать его в Ко­са­лу. Буд­да ска­зал Са­ри­пут­те, что Ам­ба­па­ли при­гла­си­ла всю санг­ху зав­тра на обед. Че­рез день по­сле это­го обе­да они со­би­ра­ют­ся от­пра­вить­ся в Са­ватт­хи.

Ам­ба­па­ли бы­ла ра­да воз­мож­но­сти уст­ро­ить для Буд­ды и его бхик­шу обед в ман­го­вой ро­ще. Она со­жа­ле­ла толь­ко, что ее сын, Джи­ва­ка, не смо­жет при­сут­ст­во­вать. Лю­бо­пыт­ная вещь про­изош­ла на­ка­ну­не то­го дня, ко­гда она при­го­то­ви­ла обед для Буд­ды и бхик­шу. На об­рат­ном пу­ти ее эки­паж был ос­та­нов­лен не­сколь­ки­ми прин­ца­ми из ро­да Лик­ча­ви. Они бы­ли са­мы­ми мо­гу­ще­ст­вен­ны­ми и бо­га­ты­ми гос­по­да­ми в Ве­са­ли и пу­те­ше­ст­во­ва­ли в кра­си­вых и эле­гант­ных эки­па­жах. Они спро­си­ли, ку­да она едет. Она от­ве­ча­ла, что на­прав­ля­ет­ся до­мой, что­бы го­то­вить­ся к прие­му Буд­ды и его бхик­шу. Мо­ло­дые ари­сто­кра­ты пред­ло­жи­ли, что­бы она за­бы­ла о Буд­де и при­гла­си­ла их вме­сто не­го.

Прин­цы ска­за­ли:

— При­гла­си нас, и мы за­пла­тим за обед сто ты­сяч зо­ло­тых мо­нет.

Они бы­ли уве­ре­ны, что при­ни­мать мо­на­ха не бу­дет так за­ни­ма­тель­но и вы­год­но, как их са­мих.

Но Ам­ба­па­ли не про­яви­ла к ним ни­ка­ко­го ин­те­ре­са. Она от­ве­ти­ла:

— Со­вер­шен­но яс­но, что вы не знае­те Буд­ду, ина­че вы бы не го­во­ри­ли в та­ком то­не. Я уже при­гла­си­ла Буд­ду и его санг­ху. Да­же ес­ли бы вы по­да­ри­ли мне весь го­род Ве­са­ли и все ок­ру­жаю­щие его зем­ли, я бы от­ка­за­лась. А те­перь дай­те мне про­ехать. Мне на­до мно­гое сде­лать для под­го­тов­ки к зав­траш­ней встре­че.

По­лу­чив от­пор, прин­цы Лик­ча­ви по­зво­ли­ли ей про­ехать. Вско­ре Ам­ба­па­ли уз­на­ла, что по­сле встре­чи с ней они ре­ши­ли по­ехать и по­смот­реть на это­го учи­те­ля, ко­то­ро­го так вы­со­ко це­ни­ла Ам­ба­па­ли. Они ос­та­ви­ли свои эки­па­жи и уг­лу­би­лись в лес.

Буд­да мог ска­зать, что у этих мо­ло­дых лю­дей в ду­ше есть се­ме­на со­стра­да­ния и муд­ро­сти. Он пред­ло­жил им сесть и рас­ска­зал о сво­ей жиз­ни и по­ис­ках Пу­ти. Он го­во­рил им о пу­ти пре­одо­ле­ния стра­да­ний и осу­ще­ст­в­ле­ния ос­во­бо­ж­де­ния. Они при­над­ле­жа­ли к кас­те вои­нов, к ко­то­рой ко­гда-то при­над­ле­жал и он. По­это­му, смот­ря на них, он мог ви­деть се­бя в мо­ло­до­сти. Он го­во­рил с те­п­лом и по­ни­ма­ни­ем.

Их серд­ца от­кры­лись под дей­ст­ви­ем слов Буд­ды. Они по­чув­ст­во­ва­ли, что уви­да­ли са­мих се­бя в пер­вый раз. Они по­ня­ли, что власть и бо­гат­ст­во не мо­гут при­нес­ти им на­стоя­щее сча­стье. Они по­чув­ст­во­ва­ли, что на­шли путь сво­ей жиз­ни, и по­про­си­ли при­нять их в свет­ские по­сле­до­ва­те­ли. Они так­же спро­си­ли, мо­гут ли они при­гла­сить Буд­ду и его санг­ху на обед на сле­дую­щий день.

Буд­да от­ве­тил:

— Нас уже при­гла­си­ла на ­зав­тра Ам­ба­па­ли.

Мо­ло­дые ари­сто­кра­ты улыб­ну­лись, вспо­ми­ная свою встре­чу с Ам­ба­па­ли.

— То­гда по­зволь­те нам пре­дос­та­вить вам обед на сле­дую­щий день.

Буд­да улыб­нул­ся, со­гла­ша­ясь. Ам­ба­па­ли при­гла­си­ла всех сво­их род­ст­вен­ни­ков и дру­зей в ман­го­вую ро­щу на сле­дую­щий день. Она при­гла­си­ла и ари­сто­кра­тов Лик­ча­ви по­слу­шать уче­ние Буд­ды.

На дру­гой день Буд­да и сто бхик­шу обе­да­ли во двор­це прин­цев. Им по­да­ли тон­кие и изы­скан­ные ве­ге­та­ри­ан­ские блю­да, при­го­тов­лен­ные с осо­бым мас­тер­ст­вом и за­бо­той. Прин­цы пред­ло­жи­ли бхик­шу так­же ман­го, ба­на­ны и све­жие пло­ды хлеб­но­го де­ре­ва и де­ре­ва си­зи­ги­ум. Ко­гда обед по­до­шел к кон­цу, Буд­да рас­ска­зал о взаи­мо­за­ви­си­мом про­ис­хо­ж­де­нии и Бла­го­род­ном Вось­ме­рич­ном Пу­ти. Сво­им уче­ни­ем он за­тро­нул серд­ца ка­ж­до­го. Две­на­дцать мо­ло­дых ари­сто­кра­тов по­про­си­ли по­свя­ще­ния в бхик­шу. Буд­да с ра­до­стью при­нял их. Сре­ди них бы­ли От­тхадд­ха и Су­нак­хат­та, два прин­ца, имев­ших боль­шое влия­ние в ро­де Лик­ча­ви.

Ко­гда обед и уче­ние за­кон­чи­лись, ари­сто­кра­ты Лик­ча­ви при­гла­си­ли Буд­ду прийти в Ве­са­ли на сле­дую­щий год. Они по­обе­ща­ли по­стро­ить мо­на­стырь в Боль­шом ле­су, где мог­ли бы жить не­сколь­ко сот бхик­шу. Буд­да при­нял их пред­ло­же­ние.

Ам­ба­па­ли по­се­ти­ла Буд­ду на сле­дую­щее ут­ро. Она вы­ра­зи­ла свое же­ла­ние по­да­рить ман­го­вую ро­щу Буд­де и его санг­хе. Буд­да при­нял ее по­да­рок. Вско­ре по­сле это­го Буд­да, Са­ри­пут­та и три­ста бхик­шу на­пра­ви­лись на се­вер в Са­ватт­хи.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.