Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 38. О, сча­стье!



Гла­ва 38

О, сча­стье!

По­ки­нув стра­ну Ша­кья, Буд­да всту­пил в се­вер­ные рай­оны ко­ро­лев­ст­ва Ко­са­ла. Его со­про­во­ж­да­ли сто два­дцать бхик­шу, в том чис­ле мно­го мо­ло­дых лю­дей из знат­ных се­мей. Они ос­та­но­ви­лись в пар­ке воз­ле го­ро­да Ану­пийя, где жил на­род Мал­ла. За­тем поч­тен­ный Са­ри­пут­та, а так­же Ка­лу­дайи, Нан­да и по­слуш­ник Ра­ху­ла про­дол­жи­ли пу­те­ше­ст­вие вме­сте с Буд­дой.

Ме­нее чем че­рез ме­сяц по­сле от­бы­тия Буд­ды из Ка­пи­ла­ватт­ху два мо­ло­дых че­ло­ве­ка кла­на Ша­кья из очень бо­га­той се­мьи так­же ре­ши­ли по­ки­нуть свои до­ма и при­нять по­свя­ще­ние в бхик­шу. Их зва­ли Ма­ха­на­ма и Ану­рудд­ха. Их се­мья вла­де­ла тре­мя ве­ли­ко­леп­ны­ми до­ма­ми, по од­но­му для ка­ж­до­го се­зо­на. Ма­ха­на­ма хо­тел по­сле­до­вать за не­ко­то­ры­ми свои­ми друзь­я­ми, став­ши­ми бхик­шу, но, ко­гда он уз­нал, что у его бра­та та­кие же мыс­ли, из­ме­нил свое на­ме­ре­ние. В их се­мье бы­ло толь­ко два сы­на. Он ре­шил, что бу­дет не­пра­виль­но, ес­ли оба они ста­нут мо­на­ха­ми. По­это­му Ма­ха­на­ма ус­ту­пил сво­ему млад­ше­му бра­ту при­ви­ле­гию быть по­свя­щен­ным в бхик­шу.

Но, ко­гда Ану­рудд­ха спро­сил у сво­ей ма­те­ри раз­ре­ше­ния, она за­про­тес­то­ва­ла.

— Мои сы­но­вья — это един­ст­вен­ная ра­дость в этой жиз­ни. Ес­ли ты ста­нешь мо­на­хом, я не пе­ре­не­су это­го.

Ану­рудд­ха на­пом­нил ей о мно­гих дру­гих знат­ных лю­дях, уже став­ших бхик­шу. Он ска­зал ей о том, что прак­ти­ка Пу­ти мо­жет при­нес­ти мир и ра­дость не толь­ко са­мо­му мо­на­ху, но и его се­мье, а так­же об­ще­ст­ву. По­сколь­ку Ану­рудд­ха слы­шал мно­гие ре­чи Буд­ды о Дхар­ме в пар­ке Ниг­род­ха, он мог крас­но­ре­чи­во го­во­рить о своем уче­нии. В кон­це кон­цов она ска­за­ла:

— Хо­ро­шо. Я по­зво­лю те­бе уй­ти, но толь­ко с ус­ло­ви­ем, что твой друг Бадд­хийя то­же ста­нет бхик­шу.

Она бы­ла уве­ре­на, что Бадд­хийя ни­ко­гда не по­же­ла­ет стать бхик­шу. Он был чле­ном ко­ро­лев­ско­го кла­на и за­ни­мал вы­со­кий пост. Ему бы­ло бы труд­но от­ка­зать­ся от сво­их мно­го­чис­лен­ных обя­зан­но­стей и дос­той­но­го по­ло­же­ния ра­ди про­стой жиз­ни мо­на­ха. Но Ану­рудд­ха не те­рял да­ром вре­ме­ни. Бадд­хийя был пра­ви­те­лем се­вер­ных про­вин­ций. Под его ко­ман­до­ва­ни­ем на­хо­ди­лось мно­же­ст­во сол­дат. Его дво­рец был днем и но­чью ок­ру­жен воо­ру­жен­ной ох­ра­ной. Це­лый день в его ре­зи­ден­ции ца­ри­ла су­ма­то­ха, чи­нов­ни­ки сно­ва­ли ту­да и сю­да.

Бадд­хийя при­нял Ану­рудд­ху как по­чет­но­го гос­тя. Ану­рудд­ха со­об­щил ему.

— Я хо­чу по­ки­нуть дом и стать бхик­шу под ру­ко­во­дством Буд­ды, но не мо­гу это­го сде­лать, и ты яв­ля­ешь­ся при­чи­ной.

Бадд­хийя за­сме­ял­ся.

— Что ты име­ешь в ви­ду? Как же я мо­гу удер­жать те­бя от всту­п­ле­ния в об­щи­ну бхик­шу? Ес­ли я мо­гу сде­лать что-ни­будь, я го­тов по­мочь те­бе в осу­ще­ст­в­ле­нии твое­го же­ла­ния.

Ану­рудд­ха объ­яс­нил свое за­труд­не­ние. Он за­вер­шил свою речь сло­ва­ми:

— Ты толь­ко что ска­зал, что сде­ла­ешь все, что мо­жешь, что­бы по­мочь мне стать бхик­шу. Но един­ст­вен­ный спо­соб — са­мо­му стать бхик­шу.

Бадд­хийя по­нял, что по­пал­ся. Не то, что­бы он не чув­ст­во­вал стрем­ле­ния к Буд­де и Пу­ти Про­бу­ж­де­ния. На са­мом де­ле он втай­не то­же со­би­рал­ся стать бхик­шу, но го­раз­до позд­нее и, ра­зу­ме­ет­ся, ни­как не сей­час. Он ска­зал:

— По­до­ж­ди. Че­рез семь лет я ста­ну бхик­шу.

— Семь лет слиш­ком дол­гий срок. Кто зна­ет, бу­ду ли я еще жив то­гда?

Бадд­хийя за­сме­ял­ся.

— От­ку­да та­кое на­строе­ние? Ну хо­ро­шо, дай мне три го­да, и то­гда я ста­ну бхик­шу.

— Да­же три го­да слиш­ком мно­го.

— Хо­ро­шо, семь ме­ся­цев. Мне нуж­но ула­дить свои до­маш­ние де­ла и за­кон­чить пра­ви­тель­ст­вен­ные обя­зан­но­сти.

— По­че­му то­му, кто хо­чет по­ки­нуть дом для сле­до­ва­ния Пу­ти, тре­бу­ет­ся так мно­го вре­ме­ни для за­вер­ше­ния дел? Бхик­шу спо­кой­но ос­тав­ля­ют все, что­бы сле­до­вать по Пу­ти Ос­во­бо­ж­де­ния. Ес­ли ты за­дер­жишь­ся на­дол­го, то мо­жешь из­ме­нить свое ре­ше­ние.

— Хо­ро­шо, хо­ро­шо, мой друг. Дай мне семь дней, и я при­сое­ди­нюсь к те­бе.

Ану­рудд­ха, взвол­но­ван­ный, по­спе­шил до­мой, что­бы со­об­щить эту но­вость ма­те­ри. Она и не по­доз­ре­ва­ла, что пра­ви­тель Бадд­хийя так лег­ко от­ка­жет­ся от сво­его со­лид­но­го по­ло­же­ния. Вне­зап­но она по­чув­ст­во­ва­ла си­лу пу­ти ос­во­бо­ж­де­ния и лег­че от­не­слась к то­му, что ее сын по­ки­нет дом.

Ану­рудд­ха убе­дил не­сколь­ко дру­гих сво­их дру­зей при­сое­ди­нить­ся к не­му. Это бы­ли Бха­гу, Ким­би­ла, Де­ва­дат­та и Анан­да. Все они бы­ли прин­ца­ми пра­вя­ще­го ро­да. В на­зна­чен­ный день они со­бра­лись в до­ме Де­ва­дат­ты и от­пра­ви­лись на по­ис­ки Буд­ды. Все они бы­ли взрос­лы­ми муж­чи­на­ми, кро­ме Анан­ды, ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет. Но Анан­да по­лу­чил раз­ре­ше­ние сво­его от­ца по­сле­до­вать за стар­шим бра­том Де­ва­дат­той. Шесть прин­цев пу­те­ше­ст­во­ва­ли в эки­па­же, по­ка не дос­тиг­ли ма­лень­ко­го го­род­ка вбли­зи гра­ни­цы с Ко­са­лой. Они слы­ша­ли, что Буд­да ос­та­но­вил­ся око­ло Ану­пийя.

Ану­рудд­ха пред­ло­жил из­ба­вить­ся от дра­го­цен­но­стей и ук­ра­ше­ний пе­ред тем, как пе­ре­сечь гра­ни­цу. Они сня­ли свои коль­ца, оже­ре­лья и брас­ле­ты и за­вер­ну­ли их в плащ. Они до­го­во­ри­лись най­ти ка­ко­го-ни­будь бед­ня­ка и от­дать их ему. Воз­ле до­ро­ги они за­ме­ти­ли ма­лень­кую ци­рюль­ню, в ко­то­рой ра­бо­тал мо­ло­дой че­ло­век при­мер­но их воз­рас­та. Это был при­ят­ный, но пло­хо оде­тый юно­ша. Ану­рудд­ха во­шел в ци­рюль­ню и спро­сил его имя.

Мо­ло­дой ци­рюль­ник пред­ста­вил­ся:

— Упа­ли.

Ану­рудд­ха спро­сил, мо­жет ли Упа­ли про­вес­ти их че­рез гра­ни­цу. Тот с ра­до­стью со­гла­сил­ся. Пе­ред тем как рас­стать­ся, прин­цы вру­чи­ли ему плащ с за­вер­ну­ты­ми в нем дра­го­цен­но­стя­ми и ук­ра­ше­ния­ми. Ану­рудд­ха ска­зал:

— Упа­ли, мы хо­тим сле­до­вать за Буд­дой и стать бхик­шу. Нам не нуж­ны боль­ше эти дра­го­цен­но­сти. Мы хо­тим от­дать их те­бе. С этим ты мо­жешь жить без­за­бот­но до кон­ца сво­их дней.

Прин­цы по­про­ща­лись с Упа­ли и пе­ре­сек­ли гра­ни­цу. Мо­ло­дой ци­рюль­ник раз­вер­нул плащ, и блеск дра­го­цен­но­стей и зо­ло­та ос­ле­пил его. Он при­над­ле­жал к са­мой низ­шей кас­те. Ни­кто из его се­мьи ни­ко­гда не вла­дел зо­ло­том. Те­перь же у не­го был це­лый плащ, на­пол­нен­ный дра­го­цен­но­стя­ми. Но вме­сто ра­до­сти его вне­зап­но ох­ва­ти­ла па­ни­ка. Он креп­ко сжал плот­ный свер­ток. Все его пре­ды­ду­щие пред­став­ле­ния о бла­го­сос­тоя­нии ис­чез­ли. Он знал, что есть мно­го лю­дей, го­то­вых убить за со­дер­жи­мое это­го сверт­ка.

Упа­ли раз­мыш­лял. Мо­ло­дые ари­сто­кра­ты, рас­по­ла­гав­шие ог­ром­ным со­стоя­ни­ем и вла­стью, от­ка­за­лись от все­го это­го, что­бы стать мо­на­ха­ми. Не­со­мнен­но, они раз­гля­де­ли опас­но­сти и бре­мя, ко­то­рые мог­ли при­нес­ти бо­гат­ст­во и сла­ва. Вне­зап­но и он так­же за­хо­тел бро­сить свер­ток и по­сле­до­вать за прин­ца­ми в по­ис­ках ис­тин­но­го ми­ра, ра­до­сти и ос­во­бо­ж­де­ния. Не ко­леб­лясь ни мгно­ве­ния, он по­ве­сил свер­ток на бли­жай­шую вет­ку, где пер­вый же пут­ник мог его за­ме­тить, и пе­ре­сек гра­ни­цу. Вско­ре он на­гнал мо­ло­дых ари­сто­кра­тов.

Уви­дев Упа­ли, бе­гу­ще­го за ни­ми, Де­ва­дат­та удив­лен­но спро­сил:

— Упа­ли, по­че­му ты до­го­ня­ешь нас? И где свер­ток с дра­го­цен­но­стя­ми, ко­то­рый мы да­ли те­бе?

Упа­ли ус­по­ко­ил ды­ха­ние и объ­яс­нил, что он по­ве­сил свер­ток на вет­ку де­ре­ва, что­бы его по­доб­рал пер­вый же про­хо­жий. Он ска­зал, что не чув­ст­во­вал се­бя спо­кой­но, об­ла­дая та­ким бо­гат­ст­вом, и за­хо­тел при­сое­ди­нить­ся к ним и стать бхик­шу под ру­ко­во­дством Буд­ды.

Де­ва­дат­та за­сме­ял­ся:

— Ты хо­чешь стать бхик­шу? Но ты же...

Ану­рудд­ха обор­вал его:

— За­ме­ча­тель­но! За­ме­ча­тель­но! Мы бу­дем ра­ды, ес­ли ты при­сое­ди­нишь­ся к нам. Буд­да учит, что санг­ха по­доб­на боль­шо­му мо­рю, а бхик­шу как мно­го рек, те­ку­щих в это мо­ре и сли­ваю­щих­ся с ним. Хо­тя мы ро­ди­лись в раз­ных кас­тах, всту­пив в санг­ху, все мы ста­но­вим­ся брать­я­ми и нет ни­ка­ких раз­ли­чий, раз­де­ляю­щих нас.

Бадд­хийя по­до­шел и по­жал ру­ку Упа­ли. Он пред­ста­вил­ся и пред­ста­вил ос­таль­ных прин­цев. Упа­ли низ­ко по­кло­нил­ся ка­ж­до­му из них. Семь мо­ло­дых лю­дей про­дол­жи­ли свой путь.

На сле­дую­щий день они дос­тиг­ли Ану­пийя, где им ска­за­ли, что Буд­да на­хо­дит­ся в ле­су в двух ми­лях к се­ве­ро-вос­то­ку от го­ро­да. Они на­пра­ви­лись к ле­су и там встре­ти­лись с Буд­дой. Бадд­хийя го­во­рил от име­ни всей груп­пы. Буд­да кив­нул, со­гла­ша­ясь с их прось­бой о по­свя­ще­нии. Бадд­хийя так­же ска­зал:

— Мы хо­те­ли по­про­сить, что­бы Упа­ли был по­свя­щен пер­вым. Мы бы то­гда по­кло­ни­лись ему, как на­ше­му стар­ше­му бра­ту в Дхар­ме, ос­во­бо­ж­да­ясь от вся­ких сле­дов лож­ной гор­до­сти и пред­рас­суд­ков, ко­то­рые еще, мо­жет быть, ос­та­ют­ся в нас.

Буд­да по­свя­тил Упа­ли пер­вым. По­сколь­ку Анан­де бы­ло толь­ко во­сем­на­дцать лет, он при­нял обет по­слуш­ни­ка для под­го­тов­ки к пол­но­му по­свя­ще­нию по дос­ти­же­нии два­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та. Анан­да был те­перь са­мым мо­ло­дым чле­ном санг­хи, не счи­тая Ра­ху­лы. Ра­ху­ла об­ра­до­вал­ся, уви­дев Анан­ду.

Че­рез три дня по­сле по­свя­ще­ния они от­пра­ви­лись вме­сте с Буд­дой и дру­ги­ми бхик­шу по на­прав­ле­нию к Ве­са­ли, где про­ве­ли три дня в пар­ке Ма­ха­ва­на. За­тем им по­тре­бо­ва­лось де­сять дней, что­бы дос­тичь мо­на­сты­ря Бам­бу­ко­во­го ле­са в Рад­жа­га­хе.

Поч­тен­ные Кас­са­па, Мог­гал­ла­на, Кон­дан­на и все ше­сть­сот бхик­шу, жив­ших в Бам­бу­ко­вом ле­су, бы­ли ра­ды сно­ва уви­деть Буд­ду. При­бли­жал­ся се­зон до­ж­дей и поч­тен­ные Кон­дан­на и Кас­са­па хо­ро­шо к не­му под­го­то­ви­лись. Это был тре­тий се­зон до­ж­дей с мо­мен­та Про­бу­ж­де­ния Буд­ды. Пер­вый он про­вел в Олень­ем пар­ке, вто­рой — в Бам­бу­ко­вом ле­су.

Пе­ред тем как стать гу­бер­на­то­ром, Бадд­хийя в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни ов­ла­де­вал ду­хов­ными зна­ниями. Те­перь под ру­ко­во­дством поч­тен­но­го Кас­са­пы он по­свя­тил серд­це и ра­зум но­вой прак­ти­ке, про­во­дя поч­ти все вре­мя в ме­ди­та­ции. Он пред­по­чи­тал спать под де­ревь­я­ми, а не в хи­жи­не. Од­на­ж­ды но­чью, си­дя в ме­ди­та­ции под де­ре­вом, он по­чув­ст­во­вал ра­дость боль­шую, чем все, что он знал ра­нее. Он вос­клик­нул:

— О, сча­стье! О, сча­стье!

Дру­гой бхик­шу, си­дя­щий не­по­да­ле­ку, ус­лы­шал вос­кли­ца­ние Бадд­хийи. На сле­дую­щее ут­ро этот бхик­шу до­ло­жил Буд­де:

— Гос­по­дин, про­шлой но­чью, си­дя в ме­ди­та­ции, я ус­лы­шал, как бхик­шу Бадд­хийя вне­зап­но вос­клик­нул: “О, сча­стье! О, сча­стье! ” Ка­жет­ся, он ос­во­бо­дил­ся от все­го бо­гат­ст­ва и сла­вы, ко­то­рые ос­та­вил по­за­ди. Я по­ду­мал, что нуж­но рас­ска­зать Вам об этом.

Буд­да толь­ко кив­нул го­ло­вой.

По­сле по­лу­ден­ной тра­пе­зы Буд­да про­из­нес речь о Дхар­ме. За­кон­чив, он по­про­сил бхик­шу Бадд­хийя вый­ти впе­ред пе­ред об­щи­ной, где в это вре­мя при­сут­ст­во­ва­ло так­же мно­го по­сле­до­ва­те­лей-ми­рян. Буд­да спро­сил его:

— Бадд­хийя, про­шлой но­чью, си­дя в ме­ди­та­ции, вос­кли­цал ли ты: “О, сча­стье! О, сча­стье! “?

Бадд­хийя со­еди­нил ла­до­ни и от­ве­тил:

— Учи­тель, про­шлой но­чью я дей­ст­ви­тель­но про­из­нес имен­но эти сло­ва.

— Мо­жешь ли ты ска­зать нам по­че­му?

— Гос­по­дин, ко­гда я был гу­бер­на­то­ром, я жил ра­ди сла­вы, вла­сти и бо­гат­ст­ва. Ку­да бы я ни на­прав­лял­ся, я все­гда был ок­ру­жен че­тырь­мя те­ло­хра­ни­те­ля­ми. Мой дво­рец днем и но­чью ох­ра­нял­ся воо­ру­жен­ной стра­жей. И да­же при этом я ни­ко­гда не чув­ст­во­вал се­бя в безо­пас­но­сти. Страх и бес­по­кой­ст­во ца­ри­ли в мо­ей ду­ше. Но те­перь я мо­гу гу­лять и си­деть один в глу­би­не ле­са. Я не знаю боль­ше ни стра­ха, ни бес­по­кой­ст­ва. Вме­сто это­го я чув­ст­вую та­кой по­кой, мир и ра­дость, ка­ких я ни­ко­гда ра­нее не ис­пы­ты­вал. Учи­тель, жизнь бхик­шу — ог­ром­ное сча­стье для ме­ня, я не бо­юсь ни­ко­го и не стра­шусь ни­ка­ких по­терь. Я сча­ст­лив, как олень, жи­ву­щий сво­бод­но в ле­су. Про­шлой но­чью во вре­мя ме­ди­та­ции это ста­ло на­столь­ко яс­но, что я вос­клик­нул: " О, сча­стье! О, сча­стье! ” По­жа­луй­ста, про­сти­те, ес­ли я при­чи­нил ка­кое-ли­бо бес­по­кой­ст­во вам и дру­гим бхик­шу.

Буд­да по­хва­лил Бадд­хийю пе­ред всей об­щи­ной.

— Это за­ме­ча­тель­но, Бадд­хийя. Ты сде­лал ве­ли­кий шаг по пу­ти са­мо­по­зна­ния и бес­при­стра­ст­но­сти. Мир и ра­дость, — ко­то­рые ты чув­ст­ву­ешь, это мир и ра­дость, к ко­то­рым стре­мят­ся да­же бо­ги.

На про­тя­же­нии со­б­ра­ния уе­ди­не­ния Буд­да по­свя­тил мно­го но­вых бхик­шу, вклю­чая та­лант­ли­во­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка по име­ни Ма­ха­кас­са­па. Он был сы­ном са­мо­го бо­га­то­го че­ло­ве­ка в Ма­гад­хе. Со­стоя­ние его от­ца ус­ту­па­ло по раз­ме­рам толь­ко го­су­дар­ст­вен­ной каз­не. Ма­ха­кас­са­па был же­нат на жен­щи­не из Ве­са­ли, звав­шей­ся Бхад­ра Ка­пи­ла­ни. Они жи­ли как муж и же­на уже две­на­дцать лет, но оба стра­ст­но же­ла­ли сле­до­вать по ду­хов­но­му пу­ти.

Од­на­ж­ды ран­ним ут­ром Ма­ха­кас­са­па про­снул­ся рань­ше сво­ей же­ны. Вне­зап­но он за­ме­тил ядо­ви­тую змею, об­вив­шую ру­ку его же­ны, сви­сав­шую с кро­ва­ти. Ма­ха­кас­са­па за­та­ил ды­ха­ние, он бо­ял­ся вспуг­нуть змею. Та мед­лен­но со­скольз­ну­ла с ру­ки Ка­пи­ла­ни и вы­полз­ла из ком­на­ты. Ма­ха­кас­са­па раз­бу­дил же­ну и рас­ска­зал ей о том, что про­изош­ло. Вме­сте они раз­мыш­ля­ли о не­из­вест­нос­ти и ско­ро­теч­но­сти жиз­ни. Ка­пи­ла­ни на­пра­ви­ла Ма­ха­кас­са­пу без про­мед­ле­ния ис­кать учи­те­ля для изу­че­ния Пу­ти. Так как он уже слы­шал о Буд­де, то сра­зу же по­шел в Бам­бу­ко­вый лес. Уви­дев Буд­ду, он по­нял, что это и есть ис­тин­ный учи­тель. Буд­да сра­зу уви­дел, что Ма­ха­кас­са­па — че­ло­век ред­кой глу­би­ны, и без про­мед­ле­ния по­свя­тил его. Ма­ха­кас­са­па рас­ска­зал Буд­де о же­ла­нии сво­ей же­ны стать мо­на­хи­ней и сле­до­вать Пу­ти, но Буд­да от­ве­тил, что по­ка еще не при­шло вре­мя для при­ня­тия жен­щин в санг­ху и ей при­дет­ся по­до­ж­дать.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.