Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 39. Ожи­да­ние рас­све­та



Гла­ва 39

Ожи­да­ние рас­све­та

Че­рез три дня по­сле окон­ча­ния се­зо­на до­ж­дей мо­ло­дой че­ло­век по име­ни Су­дат­та на­нес ви­зит Буд­де и по­про­сил его прие­хать в Ко­са­лу учить Пу­ти Про­бу­ж­де­ния. Су­дат­та был за­жи­точ­ным тор­гов­цем. Он жил в сто­ли­це ко­ро­лев­ст­ва Ко­са­ла, управ­ляе­мо­го ко­ро­лем Па­се­на­ди, го­ро­де Са­ватт­хи. Су­дат­та все­гда жерт­во­вал зна­чи­тель­ную часть сво­его до­хо­да си­ро­там и ну­ж­дав­шим­ся. Он за­бо­тил­ся о бед­ных с боль­шим удов­ле­тво­ре­ни­ем и ра­до­стью. На­род на­зы­вал его “Анат­ха­пин­ди­ка”, что оз­на­ча­ло “За­бо­тя­щий­ся о бед­ных и за­бы­тых”.

Су­дат­та час­то при­ез­жал в Ма­гад­ху по тор­го­вым де­лам. В Рад­жа­га­хе он ос­та­нав­ли­вал­ся у стар­ше­го бра­та сво­ей же­ны, ко­то­рый так­же был тор­гов­цем. Шу­рин Су­дат­ты во вре­мя его ви­зи­та ста­рал­ся сде­лать пре­бы­ва­ние гос­тя мак­си­маль­но при­ят­ным. И сей­час, в кон­це се­зо­на до­ж­дей, Су­дат­та жил у сво­его шу­ри­на.

Но во­пре­ки обык­но­ве­нию, на этот раз его шу­рин не осо­бен­но об­ра­щал вни­ма­ние на ну­ж­ды Су­дат­ты. Вме­сто это­го он был по­гру­жен в свои за­бо­ты. Он ру­ко­во­дил чле­на­ми се­мьи и слу­га­ми, го­то­вя­щи­ми дом к ка­ко­му-то гран­ди­оз­но­му празд­не­ст­ву. Су­дат­та уди­вил­ся, най­дя по при­ез­де всех до­мо­чад­цев в раз­га­ре бур­ной дея­тель­но­сти. Он по­ин­те­ре­со­вал­ся, го­то­вят­ся ли они к го­дов­щи­не свадь­бы или по­хо­рон.

Шу­рин от­ве­тил:

— На­зав­тра я при­гла­сил Буд­ду и его бхик­шу на обед.

Су­дат­та спро­сил с не­ко­то­рым удив­ле­ни­ем:

— “Буд­да” оз­на­ча­ет “про­бу­див­ший­ся”, не так ли?

— Пра­виль­но. Буд­да и есть про­бу­див­ший­ся. Он про­свет­лен­ный учи­тель. Он уди­ви­тель­ный и лу­че­зар­ный. Зав­тра у те­бя бу­дет воз­мож­ность встре­тить­ся с этим за­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком.

Су­дат­та не­ожи­дан­но по­чув­ст­во­вал, что ед­ва про­зву­ча­ло имя Буд­ды, как ра­дость и во­оду­шев­ле­ние пе­ре­пол­ни­ли его. Он по­про­сил сво­его шу­ри­на рас­ска­зать об этом про­свет­лен­ном учи­те­ле. Тот по­яс­нил, что, уви­дев, с ка­ким дос­то­ин­ст­вом бхик­шу со­би­ра­ют по­дая­ние, он от­пра­вил­ся по­слу­шать Буд­ду в мо­на­стырь Бам­бу­ко­во­го ле­са. Он стал од­ним из свет­ских по­сле­до­ва­те­лей Буд­ды и да­же по­стро­ил не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во тро­ст­ни­ко­вых хи­жин в мо­на­сты­ре. Его ста­ра­ния­ми в один день бы­ло по­строе­но ше­сть­де­сят хи­жин.

Су­дат­та уди­вил­ся и по­ду­мал, что, мо­жет быть, из от­но­ше­ний в про­шлой жиз­ни про­из­ра­ста­ет та ве­ли­кая лю­бовь и ува­же­ние к Буд­де, ко­то­рые он ощу­тил в сво­ем серд­це. Он про­вел бес­сон­ную ночь, в бес­по­кой­ст­ве ожи­дая рас­све­та, что­бы на­нес­ти ви­зит в мо­на­стырь Бам­бу­ко­во­го ле­са. Три­ж­ды он под­ни­мал­ся с кро­ва­ти по­смот­реть, взош­ла ли за­ря, но ка­ж­дый раз не­бо ос­та­ва­лось тем­ным. Не в си­лах за­снуть, он окон­ча­тель­но под­нял­ся. Он одел­ся, обул­ся и вы­шел из две­рей. Воз­дух был хо­лод­ным и ту­ман­ным. Он про­шел че­рез во­ро­та Си­ва­ка и на­пра­вил­ся в Бам­бу­ко­вый лес. Ко­гда он при­шел на ме­сто, пер­вые лу­чи ут­рен­не­го солн­ца ос­ве­ти­ли ли­стья бам­бу­ка. Он хо­тел все­го лишь уви­деть Буд­ду, но чув­ст­во­вал боль­шое вол­не­ние. Что­бы ус­по­ко­ить се­бя, он про­шеп­тал:

— Су­дат­та, не бес­по­кой­ся.

В этот са­мый мо­мент Буд­да, со­вер­шав­ший ме­ди­та­ци­он­ную про­гул­ку, про­хо­дил ми­мо. Он ос­та­но­вил­ся и мяг­ко про­из­нес:

— Су­дат­та.

Су­дат­та сло­жил ла­до­ни и по­кло­нил­ся Буд­де. Они на­пра­ви­лись к хи­жи­не Буд­ды, и Су­дат­та спро­сил, хо­ро­шо ли он спал. Буд­да от­ве­тил ут­вер­ди­тель­но. То­гда Су­дат­та рас­ска­зал Буд­де, ка­кую бес­сон­ную ночь он про­вел, как он тре­во­жил­ся пе­ред тем, как прийти и встре­тить­ся с ним. Он по­про­сил Буд­ду нау­чить его Пу­ти. Буд­да стал го­во­рить о по­ни­ма­нии и люб­ви.

Су­дат­та был пе­ре­пол­нен ве­ли­кой ра­до­стью. Он рас­про­стер­ся пе­ред Буд­дой и по­про­сил при­нять его в свет­ские по­сле­до­ва­те­ли. Буд­да со­гла­сил­ся. Су­дат­та так­же при­гла­сил Буд­ду и всех бхик­шу прийти на сле­дую­щий день на обед в дом его шу­ри­на.

Буд­да ти­хо за­сме­ял­ся:

— Мои бхик­шу и я уже при­гла­ше­ны ото­бе­дать там се­го­дня.

Су­дат­та ска­зал в от­вет:

— Се­го­дня мой шу­рин при­ни­ма­ет вас. Зав­тра же бу­дет мое при­но­ше­ние. Я со­жа­лею, что у ме­ня нет сво­его до­ма в Рад­жа­га­хе. Я умо­ляю вас при­нять мое при­гла­ше­ние.

Буд­да улыб­нул­ся, со­гла­ша­ясь. Об­ра­до­ван­ный, Су­дат­та по­кло­нил­ся сно­ва и за­тем бы­ст­ро вер­нул­ся до­мой, что­бы по­мочь шу­ри­ну в при­го­тов­ле­ни­ях к обе­ду.

В до­ме сво­его шу­ри­на Су­дат­та ус­лы­шал уче­ние Буд­ды еще раз. Его ра­дость не зна­ла пре­де­лов. По окон­ча­нии про­по­ве­ди он про­во­дил Буд­ду и бхик­шу до во­рот и сра­зу же на­чал го­то­вить­ся к обе­ду сле­дую­ще­го дня. Его шу­рин с эн­ту­зи­аз­мом при­сое­ди­нил­ся к не­му и да­же ска­зал:

— Су­дат­та, ты все еще мой гость. По­че­му бы те­бе не пре­дос­та­вить все эти при­го­тов­ле­ния мо­им за­бо­там.

Но Су­дат­та не хо­тел и слу­шать об этом. Он на­сто­ял на том, что­бы са­мо­му не­сти все рас­хо­ды, и со­гла­сил­ся толь­ко с тем, что се­мья по­мо­жет при­го­то­вить дом и не­ко­то­рые из блюд.

Ко­гда Су­дат­та на сле­дую­щий день сно­ва ус­лы­шал уче­ние Буд­ды, его серд­це рас­пус­ти­лось, как цве­ток. Он пре­кло­нил ко­ле­ни и ска­зал:

— Гос­по­дин Буд­да, на­род Ко­са­ла по­ка не имел воз­мож­но­сти при­вет­ст­во­вать вас и ва­шу санг­ху и изу­чать Путь Про­бу­ж­де­ния. По­жа­луй­ста, при­ми­те мое при­гла­ше­ние прийти в Ко­са­лу и про­вес­ти там ка­кое-то вре­мя. Про­шу вас, ока­жи­те со­стра­да­ние на­ро­ду Ко­са­ла.

Буд­да со­гла­сил­ся об­су­дить эту идею со стар­ши­ми уче­ни­ка­ми и по­обе­щал дать свой от­вет че­рез не­сколь­ко дней.

Спус­тя не­сколь­ко дней Су­дат­та вновь по­се­тил мо­на­стырь Бам­бу­ко­во­го ле­са и уз­нал ра­до­ст­ную но­вость — Буд­да ре­шил при­нять его при­гла­ше­ние. Буд­да спро­сил его, есть ли не­по­да­ле­ку от Са­ватт­хи удоб­ное ме­сто, где смог­ла бы жить боль­шая об­щи­на бхик­шу. Су­дат­та за­ве­рил его, что он най­дет та­кое ме­сто и обес­пе­чит санг­ху всем не­об­хо­ди­мым. Су­дат­та так­же пред­ло­жил, что­бы Буд­да раз­ре­шил поч­тен­но­му Са­ри­пут­те от­пра­вить­ся в Ко­са­лу вме­сте с ним по­рань­ше, что­бы при­го­то­вить­ся к при­бы­тию са­мо­го Буд­ды. Буд­да спро­сил Са­ри­пут­ту, со­гла­сен ли он, и тот от­ве­тил, что бу­дет рад пой­ти.

Че­рез не­де­лю Су­дат­та при­шел в Бам­бу­ко­вый лес за Са­ри­пут­той, и они вме­сте от­пра­ви­лись в до­ро­гу. Они пе­ре­пра­ви­лись че­рез Ганг и при­бы­ли в Ве­са­ли, где их встре­ти­ла Ам­ба­па­ли. Са­ри­пут­та ска­зал, что она мо­жет ж­дать Буд­ду и бхик­шу, ко­то­рые бу­дут про­хо­дить че­рез Ве­са­ли на сво­ем пу­ти в Ко­са­лу че­рез шесть ме­ся­цев. Ам­ба­па­ли с готовностью предложила, пре­дос­та­вить им еду и кров. Она так­же ска­за­ла, что для нее боль­шая честь при­ни­мать та­ких гос­тей.

По­про­щав­шись с Ам­ба­па­ли, они на­пра­ви­лись на се­ве­ро-за­пад вдоль ре­ки Аси­ра­ва­ти. Су­дат­та ни­ко­гда рань­ше не хо­дил пеш­ком на та­кие рас­стоя­ния, все­гда поль­зу­ясь по­воз­кой. Вез­де, где они ос­та­нав­ли­ва­лись, он объ­яв­лял лю­дям, что Буд­да и его санг­ха прой­дут че­рез эту зем­лю, и про­сил жи­те­лей доб­ро­же­ла­тель­но встре­чать их.

— Буд­да — это про­бу­ж­ден­ный Учи­тель, — го­во­рил он.

Ко­са­ла бы­ла боль­шим и про­цве­таю­щим ко­ро­лев­ст­вом, не ме­нее силь­ным, чем Ма­гад­ха. Его юж­ной гра­ни­цей слу­жил Ганг, а се­вер­ная, про­ле­га­ла у под­но­жия Ги­ма­ла­ев. Су­дат­та, или Анат­ха­пин­ди­ка, был из­вес­тен вез­де, где бы они ни про­хо­ди­ли. Лю­ди до­ве­ря­ли ему и с не­тер­пе­ни­ем ожи­да­ли встре­чи с Буд­дой и его санг­хой. Ка­ж­дое ут­ро, ко­гда поч­тен­ный Са­ри­пут­та шел на сбор по­дая­ния, Су­дат­та со­про­во­ж­дал его, что­бы рас­ска­зать о Буд­де как мож­но боль­ше­му чис­лу лю­дей.

Че­рез ме­сяц они при­шли в Са­ватт­хи. Су­дат­та при­гла­сил Са­ри­пут­ту на обед и пред­ста­вил ро­ди­те­лям и же­не. Он по­про­сил Са­ри­пут­ту рас­ска­зать о Дхар­ме, по­сле че­го его ро­ди­те­ли и же­на по­же­ла­ли при­нять три при­бе­жи­ща и пять за­по­ве­дей. Же­на Су­дат­ты бы­ла при­ят­ной и гра­ци­оз­ной жен­щи­ной. Ее зва­ли Пунналаккхана. У них бы­ло чет­ве­ро де­тей — три де­воч­ки и маль­чик. До­че­рей зва­ли Суб­хад­ха Стар­шая, Суб­хад­ха Млад­шая и Су­ма­гад­ха. Сы­на, са­мо­го млад­ше­го, зва­ли Ра­ла.

Са­ри­пут­та ка­ж­дое ут­ро со­би­рал по­дая­ние в го­ро­де, а но­чью спал в ле­су на бе­ре­гу ре­ки. Су­дат­та ис­кал ме­сто для Буд­ды и всех бхик­шу.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.