Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 37. Но­вая ве­ра



Гла­ва 37

Но­вая ве­ра

Две не­де­ли спус­тя ко­роль Судд­хо­да­на при­гла­сил Буд­ду на ча­ст­ный се­мей­ный обед во двор­це. Был так­же при­гла­шен Са­ри­пут­та. При­сут­ст­во­ва­ли ко­ро­ле­ва Го­та­ми, Ясод­ха­ра, Нан­да, Сун­да­ри Нан­да и Ра­ху­ла. В тес­ном се­мей­ном кру­гу Буд­да по­ка­зал, как сле­дить за ды­ха­ни­ем, как со­зер­цать свои чув­ст­ва и про­во­дить ме­ди­та­цию си­дя и во вре­мя ходь­бы. Он осо­бо под­черк­нул то, что они мо­гут пре­одо­леть пе­чаль, раз­оча­ро­ва­ния и раз­дра­же­ние в по­все­днев­ной жиз­ни с по­мо­щью по­сто­ян­ной прак­ти­ки осоз­на­ния.

Ра­ху­ла сел ря­дом с Са­ри­пут­той и взял сво­ей ма­лень­кой ру­кой ру­ку стар­ше­го мо­на­ха. Са­ри­пут­та очень нра­вил­ся Ра­ху­ле. Ко­гда Буд­де и Са­ри­пут­те по­ра бы­ло воз­вра­щать­ся в мо­на­стырь, все про­во­ди­ли их до во­рот. Нан­да дер­жал ча­шу Буд­ды, ко­гда тот со­еди­нил ла­до­ни и кла­нял­ся, про­ща­ясь с ка­ж­дым. Буд­да не взял сво­ей ча­ши. По­это­му Нан­да, не зная, что де­лать, по­сле­до­вал за Буд­дой к мо­на­сты­рю. Нан­да хо­тел вер­нуть ча­шу, но Буд­да спо­кой­но про­дол­жал ид­ти. Ко­гда они при­шли в мо­на­стырь, Буд­да спро­сил Нан­ду, хо­чет ли он про­вес­ти не­де­лю в мо­на­сты­ре для бо­лее глу­бо­ко­го зна­ком­ст­ва с жиз­нью бхик­шу. Нан­да лю­бил и ува­жал стар­ше­го бра­та и со­гла­сил­ся. По прав­де ска­зать, он и сам чув­ст­во­вал вле­че­ние к спо­кой­ной и сво­бод­ной жиз­ни бхик­шу. Буд­да спро­сил его в кон­це не­де­ли, хо­чет ли он по­лу­чить по­свя­ще­ние и жить жиз­нью бхик­шу в те­че­ние не­сколь­ких ме­ся­цев под ру­ко­во­дством Буд­ды, Нан­да с ра­до­стью со­гла­сил­ся. Буд­да по­про­сил Са­ри­пут­ту рас­ска­зать Нан­де ос­нов­ные за­по­ве­ди и по­свя­тить его в бхик­шу.

Буд­да сна­ча­ла по­со­ве­то­вал­ся со сво­им от­цом-ко­ро­лем о том, мож­но ли Нан­де по­жить в об­щи­не в те­че­ние не­ко­то­ро­го вре­ме­ни. Ко­роль со­гла­сил­ся с Буд­дой, что, хо­тя Нан­да и был спо­соб­ным мо­ло­дым че­ло­ве­ком, у не­го не хва­та­ло си­лы ха­рак­те­ра и ре­ши­тель­но­сти, не­об­хо­ди­мых бу­ду­ще­му ко­ро­лю. Буд­да ска­зал, что мо­жет обу­чить Нан­ду уп­раж­не­ни­ям, ко­то­рые по­мо­гут вы­ра­бо­тать яс­ность и ре­ши­тель­ность. Ко­роль со­гла­сил­ся.

Про­шло, од­на­ко, не мень­ше ме­ся­ца, пре­ж­де чем мыс­ли о пре­ле­ст­ной не­вес­те — Джа­на­па­да Ка­лиа­ни — не ос­та­ви­ли Нан­ду. Он пы­тал­ся скрыть свою тос­ку, но Буд­да яс­но ви­дел его чув­ст­ва. Од­на­ж­ды Буд­да ска­зал Нан­де:

— Ес­ли ты хо­чешь до­би­вать­ся сво­их це­лей, то сна­ча­ла те­бе нуж­но нау­чить­ся пре­одо­ле­вать обыч­ные эмо­ции. По­свя­ти все­го се­бя прак­ти­ке и уп­раж­не­ни­ям для раз­ви­тия осоз­на­ния. Толь­ко то­гда ты ста­нешь на­стоя­щим ли­де­ром, ко­то­рый смо­жет хо­ро­шо слу­жить дру­гим.

Буд­да так­же по­про­сил Са­ри­пут­ту про­сле­дить за тем, что­бы Нан­ду не по­сы­ла­ли со­би­рать по­дая­ние в ок­ре­ст­но­сти жи­ли­ща Ка­лиа­ни. Ко­гда Нан­да уз­нал об этом, он по­чув­ст­во­вал слож­ную смесь не­го­до­ва­ния и при­зна­тель­но­сти. Он по­нял, что Буд­да мо­жет ви­деть его глу­бо­чай­шие мыс­ли и по­треб­но­сти.

Ра­ху­ла за­ви­до­вал сво­ему мо­ло­до­му дя­де, ко­то­рый мог жить в мо­на­сты­ре. Он так­же хо­тел жить там. Он по­про­сил об этом мать, но она по­гла­ди­ла его по го­ло­ве и ска­за­ла, что нуж­но под­рас­ти, пре­ж­де чем он смо­жет стать мо­на­хом. Ра­ху­ла спро­сил, как он мо­жет рас­ти бы­ст­рее. Она ска­за­ла ему, что нуж­но хо­ро­шо ку­шать и де­лать фи­зи­че­ские уп­раж­не­ния ка­ж­дый день.

Од­на­ж­ды, уви­дев бхик­шу, со­би­раю­щих по­дая­ние не­вда­ле­ке от двор­ца, Ясод­ха­ра по­вер­ну­лась к Ра­ху­ле и ска­за­ла:

— По­че­му бы те­бе не по­бе­жать к ним и не по­здо­ро­вать­ся с Буд­дой? Спро­си его вновь о тво­ем на­след­ст­ве.

Ра­ху­ла по­бе­жал вниз. Он неж­но лю­бил мать, но так­же лю­бил от­ца. Он все вре­мя жил со сво­ей ма­терь и ни­ко­гда еще не ос­та­вал­ся на­дол­го с от­цом. Он хо­тел, как Нан­да, жить ря­дом с Буд­дой. Он бы­ст­ро про­бе­жал че­рез внут­рен­ний двор, вы­бе­жал из юж­ных во­рот и при­бли­зил­ся к Буд­де. Буд­да улыб­нул­ся и про­тя­нул ру­ку. Хо­тя ве­сен­нее солн­це бы­ло жар­ким, лю­бовь от­ца и его тень за­щи­ща­ли Ра­ху­лу. Он взгля­нул на от­ца и ска­зал:

— Ря­дом с то­бой я чув­ст­вую про­хла­ду и све­жесть.

Ясод­ха­ра смот­ре­ла на них с бал­ко­на двор­ца. Она зна­ла, что Буд­да раз­ре­шит Ра­ху­ле пой­ти вме­сте с ним в мо­на­стырь на це­лый день.

Ра­ху­ла спро­сил Буд­ду:

— Что яв­ля­ет­ся мо­им на­след­ст­вом?

Буд­да от­ве­тил:

— Пой­дем в мо­на­стырь, и я пе­ре­дам его те­бе.

Они вер­ну­лись в мо­на­стырь, и Са­ри­пут­та по­де­лил­ся со­б­ран­ной пи­щей с Ра­ху­лой. Ра­ху­ла ел в мол­ча­нии, си­дя ме­ж­ду Буд­дой и Са­ри­пут­той. Буд­да ска­зал Ра­ху­ле, что этой но­чью он мо­жет спать в хи­жи­не Са­ри­пут­ты. Всем бхик­шу по­нра­вил­ся Ра­ху­ла. Они так те­п­ло от­но­си­лись к не­му, что Ра­ху­ла за­хо­тел ос­тать­ся в мо­на­сты­ре на­все­гда. Но Са­ри­пут­та объ­яс­нил ему, что ес­ли он хо­чет ос­тать­ся в мо­на­сты­ре, то дол­жен стать мо­на­хом. Ра­ху­ла схва­тил ру­ку Са­ри­пут­ты и спро­сил, мож­но ли по­про­сить Буд­ду о по­свя­ще­нии. Буд­да кив­нул в со­гла­сии, ко­гда Ра­ху­ла по­про­сил об этом, и дал ука­за­ние Са­ри­пут­те со­вер­шить об­ряд по­свя­ще­ния маль­чи­ка.

Са­ри­пут­та сна­ча­ла по­ду­мал, что Буд­да шу­тит, но ко­гда уви­дел ка­ким серь­ез­ным бы­ло ли­цо Буд­ды, спро­сил:

— Учи­тель, как мо­жет та­кой ре­бе­нок стать бхик­шу?

Буд­да от­ве­тил:

— Мы раз­ре­шим ему прак­ти­ко­вать, го­то­вясь к при­ня­тию пол­ных обе­тов в бу­ду­щем. А сей­час пусть при­мет обет по­слуш­ни­ка. Ему мож­но по­ру­чить от­го­нять во­рон, ко­то­рые бес­по­ко­ят бхик­шу во вре­мя си­дя­чей ме­ди­та­ции.

Са­ри­пут­та об­рил го­ло­ву Ра­ху­лы и при­нял обет трех при­бе­жищ. Он обу­чил его че­ты­рем за­по­ве­дям: не уби­вать, не во­ро­вать, не лгать и не упот­реб­лять ал­ко­го­ля. Он взял од­но из сво­их одея­ний и об­ре­зал его по раз­ме­ру Ра­ху­лы. Он по­ка­зал ему, как на­де­вать это пла­тье и как дер­жать ча­шу для сбо­ра по­дая­ний. Ра­ху­ла вы­гля­дел те­перь, как ми­ниа­тюр­ный бхик­шу. Он спал в хи­жи­не Са­ри­пут­ты и хо­дил с ним ка­ж­дый день на сбор по­дая­ния в ма­лень­кие де­ре­вуш­ки, ок­ру­жав­шие мо­на­стырь. Хо­тя стар­шие бхик­шу ели толь­ко один раз в день, Са­ри­пут­та, опа­са­ясь, что рас­ту­ще­му ор­га­низ­му Ра­ху­лы бу­дет не­дос­та­вать не­об­хо­ди­мо­го пи­та­ния, по­зво­лил маль­чи­ку есть и по ве­че­рам. Ми­ря­не, свет­ские по­сле­до­ва­те­ли Буд­ды, не за­бы­ва­ли при­но­сить для ма­лень­ко­го мо­на­ха мо­ло­ко и до­пол­ни­тель­ную еду.

Но­вость о том, что Ра­ху­ла об­рил го­ло­ву и на­дел пла­тье бхик­шу, дос­тиг­ла двор­ца и очень рас­строи­ла ко­ро­ля Судд­хо­да­ну. И ко­роль, и ко­ро­ле­ва тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ли от­сут­ст­вие Ра­ху­лы. Они ду­ма­ли, что он по­жи­вет в мо­на­сты­ре не­сколь­ко дней и за­тем вер­нет­ся во дво­рец. Они не мог­ли да­же пред­ста­вить, что он ос­та­нет­ся в мо­на­сты­ре как по­слуш­ник. Они чув­ст­во­ва­ли се­бя оди­но­ки­ми без вну­ка. Ясод­ха­ра ис­пы­ты­ва­ла и грусть, и сча­стье од­но­вре­мен­но. Хо­тя ее сы­на не бы­ло воз­ле нее, мысль, что он на­хо­дит­ся ря­дом со сво­им от­цом, ра­до­ва­ла ее.

Од­на­ж­ды ко­роль при­ка­зал при­го­то­вить свой эки­паж и вме­сте с ко­ро­ле­вой Го­та­ми и Ясод­ха­рой от­пра­вил­ся на­нес­ти ви­зит в мо­на­стырь. Их встре­тил Буд­да. Нан­да и Ра­ху­ла так­же вы­шли по­при­вет­ст­во­вать их. Взвол­но­ван­ный, Ра­ху­ла под­бе­жал к ма­те­ри, и Ясод­ха­ра те­п­ло об­ня­ла сы­на. По­том Ра­ху­ла об­нял де­да и ба­буш­ку.

Ко­роль по­кло­нил­ся Буд­де и ска­зал с за­мет­ным уп­ре­ком:

— Я не­ве­ро­ят­но стра­дал, ко­гда ты по­ки­нул дом и стал мо­на­хом. Не так дав­но Нан­да так­же по­ки­нул ме­ня. Это­го и так слиш­ком мно­го, что­бы вы­не­сти еще и по­те­рю Ра­ху­лы. Для се­мей­но­го че­ло­ве­ка свя­зи ме­ж­ду от­цом и сы­ном, ме­ж­ду де­дом и вну­ком очень важ­ны. Боль, ко­то­рую я пе­ре­нес, ко­гда ты по­ки­нул ме­ня, бы­ла по­доб­на но­жу, рас­сек­ше­му мою ко­жу. Раз­ре­зав ко­жу, нож во­шел в мое те­ло. По­сле это­го нож до­шел до кос­тей. Я умо­ляю те­бя оце­нить свои дей­ст­вия. В бу­ду­щем ты не дол­жен до­пус­кать по­свя­ще­ния ре­бен­ка до по­лу­че­ния со­гла­сия его ро­ди­те­лей.

Буд­да по­пы­тал­ся ус­по­ко­ить ко­ро­ля, го­во­ря об ис­ти­не не­по­сто­ян­ст­ва и от­сут­ст­вии от­дель­ной са­мо­сти. Он на­пом­нил ему, что еже­днев­ная прак­ти­ка осоз­на­ния яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ны­м вы­хо­дом, с по­мо­щью ко­то­ро­го мо­гут быть пре­одо­ле­ны стра­да­ния. У Нан­ды и Ра­ху­лы те­перь есть воз­мож­ность жить та­кой глу­бо­кой жиз­нью. Буд­да при­звал сво­его от­ца оце­нить их сча­ст­ли­вую судь­бу и про­дол­жать прак­ти­ко­вать путь осоз­на­ния в по­все­днев­ной жиз­ни для об­ре­те­ния на­стоя­ще­го сча­стья.

Ко­роль по­чув­ст­во­вал, что его боль ути­ха­ет. Го­та­ми и Ясод­ха­ра бы­ли так­же ус­по­кое­ны и удов­ле­тво­ре­ны сло­ва­ми Буд­ды.

Поз­же в тот день Буд­да ска­зал Са­ри­пут­те:

— От­ны­не мы не бу­дем при­ни­мать в на­шу об­щи­ну де­тей без со­гла­сия их ро­ди­те­лей. За­не­си это, по­жа­луй­ста, в наш мо­на­ше­ский ко­декс.

Вре­мя шло бы­ст­ро. Буд­да и его санг­ха ос­та­ва­лись в ко­ро­лев­ст­ве Ша­кья бо­лее шес­ти ме­ся­цев. Но­вые по­свя­щен­ные уве­ли­чи­ли чис­ло бхик­шу до пя­ти­сот. Чис­ло ми­рян — по­сле­до­ва­те­лей уче­ния ста­ло так ве­ли­ко, что труд­но бы­ло под­счи­тать. Ко­роль Судд­хо­да­на да­ро­вал санг­хе еще од­но ме­сто для воз­ве­де­ния мо­на­сты­ря — быв­ший лет­ний дво­рец прин­ца Сидд­харт­хи с его про­хлад­ны­ми и про­сто­рны­ми са­да­ми, на­хо­див­ший­ся к се­ве­ру от сто­ли­цы.

Боль­шое чис­ло бхик­шу под ру­ко­во­дством почтенно­го Са­ри­пут­ты ор­га­ни­зо­ва­ли там но­вую об­щи­ну. На­ли­чие но­во­го мо­на­сты­ря по­мог­ло обес­пе­чить твер­дую ос­но­ву для прак­ти­ки Пу­ти в ко­ро­лев­ст­ве Ша­кья.

Буд­да хо­тел вер­нуть­ся в Бам­бу­ко­вый лес к на­ча­лу со­б­ра­ния уе­ди­не­ния, как он и обе­щал ко­ро­лю Бим­би­са­ре и ос­тав­шим­ся там бхик­шу. Ко­роль Судд­хо­да­на при­гла­сил Буд­ду пе­ред его от­бы­ти­ем на про­щаль­ный обед и по­про­сил его про­из­не­сти речь о Дхар­ме для ко­ро­лев­ской се­мьи и чле­нов ро­да Ша­кья.

Буд­да ис­поль­зо­вал эту воз­мож­ность для объ­яс­не­ния прак­ти­ки Пу­ти в по­ли­ти­че­ской жиз­ни. Он ска­зал, что Путь мо­жет ос­ве­тить цар­ст­во по­ли­ти­ки, по­мо­гая тем, кто управ­ля­ет ко­ро­лев­ст­вом, за­бо­тить­ся о со­ци­аль­ном ра­вен­ст­ве и спра­вед­ли­во­сти. Он ска­зал:

— Ес­ли вы прак­ти­куе­те Путь, вы уве­ли­чи­вае­те свою спо­соб­ность к по­ни­ма­нию и со­стра­да­нию и луч­ше слу­жи­те лю­дям. Вы най­де­те путь к ми­ру и ра­до­сти, не при­бе­гая к на­си­лию. Вам не нуж­но бу­дет уби­вать, пы­тать, са­жать лю­дей в тюрь­му или от­би­рать иму­ще­ст­во. Я го­во­рю не о не­дос­ти­жи­мом идеа­ле, а о ре­аль­но­сти.

— Ко­гда у по­ли­ти­ка дос­та­точ­но по­ни­ма­ния и люб­ви, он ви­дит ис­тин­ное по­ло­же­ние ве­щей, ви­дит бед­ность, ни­ще­ту и уг­не­те­ние. Та­кой че­ло­век мо­жет най­ти спо­со­бы со­кра­тить про­пасть ме­ж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми и ос­та­но­вить на­си­лие.

— Дру­зья мои, по­ли­ти­ки и пра­ви­те­ли долж­ны по­ка­зать при­мер. Не жи­ви­те в рос­ко­ши, по­то­му что бо­гат­ст­во соз­да­ет барь­ер ме­ж­ду ва­ми и на­ро­дом. Жи­ви­те про­стой, здо­ро­вой жиз­нью, ис­поль­зуй­те ва­ше вре­мя, что­бы слу­жить на­ро­ду, а не для празд­ных удо­воль­ст­вий. Ру­ко­во­ди­тель не мо­жет за­слу­жить до­ве­рия и ува­же­ния сво­его на­ро­да, ес­ли не по­ка­зы­ва­ет хо­ро­ший при­мер. Ес­ли вы лю­би­те и ува­жае­те лю­дей, они, в свою оче­редь, бу­дут лю­бить и ува­жать вас. Прав­ле­ние с по­мо­щью доб­ро­де­те­ли, от­ли­ча­ет­ся от прав­ле­ния с по­мо­щью за­ко­на и по­ряд­ка. Прав­ле­ние, ос­но­ван­ное на доб­ро­де­те­ли не за­ви­сит от на­ка­за­ний. В со­от­вет­ст­вии с Пу­тем Про­бу­ж­де­ния ис­тин­ное сча­стье мо­жет быть дос­тиг­ну­то толь­ко пу­тем доб­ро­де­те­ли.

Ко­роль Судд­хо­да­на и все при­сут­ст­вую­щие вни­ма­тель­но слу­ша­ли Буд­ду. Принц Дро­но­да­на­рад­жа, дя­дя Буд­ды и отец Де­ва­дат­ты и Анан­ды, ска­зал:

— Прав­ле­ние, ос­но­ван­ное на доб­ро­де­те­ли, как ты опи­сал его нам, дей­ст­ви­тель­но пре­крас­но. Но мне ка­жет­ся, что толь­ко ты один рас­по­ла­га­ешь ха­рак­те­ром и доб­ро­де­те­лью, не­об­хо­ди­мы­ми для осу­ще­ст­в­ле­ния та­ко­го пу­ти. По­че­му бы те­бе не ос­тать­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху и не по­мочь соз­дать но­вую фор­му прав­ле­ния, ко­то­рая при­не­сет мир, ра­дость и сча­стье для все­го на­ро­да пря­мо здесь, в ко­ро­лев­ст­ве Ша­кья?

Ко­роль Судд­хо­да­на до­ба­вил:

— Я стар. Ес­ли ты со­гла­сишь­ся ос­тать­ся, я с ра­до­стью от­ре­кусь от пре­сто­ла в твою поль­зу. С тво­ей доб­ро­де­те­лью, це­ло­ст­но­стью и умом, я уве­рен, весь на­род пой­дет за то­бой. И вско­ре на­ша стра­на ста­нет про­цве­тать.

Буд­да улыб­нул­ся и не сра­зу на­чал го­во­рить. Мяг­ко взгля­нув на сво­его от­ца, он ска­зал:

— Отец, я боль­ше не сын ка­кой-то од­ной се­мьи, од­но­го ро­да или да­же од­ной стра­ны. Моя се­мья те­перь — это все жи­вые су­ще­ст­ва, мой дом — вся Зем­ля, а мое по­ло­же­ние — это по­ло­же­ние мо­на­ха, за­ви­ся­ще­го от ве­ли­ко­ду­шия дру­гих. Я вы­брал этот путь, а не путь по­ли­ти­ки. Я ве­рю, что на этом пу­ти я смо­гу наи­луч­шим об­ра­зом слу­жить всем жи­вым су­ще­ст­вам.

Ко­ро­ле­ва Го­та­ми и Ясод­ха­ра счи­та­ли, что им не при­ли­че­ст­ву­ет вы­ра­жать свои взгля­ды на та­ком со­б­ра­нии, но обе бы­ли тро­ну­ты до слез сло­ва­ми Буд­ды.

Буд­да про­дол­жал го­во­рить ко­ро­лю и при­сут­ст­вую­щим о пя­ти за­по­ве­дях и о том, как при­ме­нять их в се­мей­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Пять за­по­ве­дей яв­ля­лись ос­но­вой сча­ст­ли­вой се­мьи и мир­но­го об­ще­ст­ва. Он тща­тель­но объ­яс­нял ка­ж­дую за­по­ведь и за­кон­чил сло­ва­ми:

— Ес­ли вы хо­ти­те, что­бы на­род был един, вы сна­ча­ла долж­ны за­слу­жить его ве­ру и до­ве­рие. Ес­ли пра­ви­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся пя­ти за­по­ве­дей, ве­ра и до­ве­рие лю­дей к ним воз­рас­та­ет. С эти­ми ве­рой и до­ве­ри­ем все мо­жет быть осу­ще­ст­в­ле­но на­ро­дом и стра­ной. Бу­дут обес­пе­че­ны мир, ра­дость и со­ци­аль­ное ра­вен­ст­во. Со­зи­да­ние жиз­ни ос­но­вы­ва­ет­ся на осоз­на­нии. Дог­мы про­шло­го не соз­да­ли ве­ры и до­ве­рия и не спо­соб­ст­во­ва­ли ра­вен­ст­ву ме­ж­ду людь­ми. Пусть Путь Про­бу­ж­де­ния пред­ло­жит но­вую до­ро­гу и но­вую ве­ру.

Буд­да уве­рил их, что, хо­тя он вско­ре на­пра­вит­ся в Ма­гад­ху, он вер­нет­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху в бу­ду­щем. Ко­роль и при­сут­ст­вую­щие бы­ли ра­ды слы­шать это.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.