Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 32. Па­лец — это не лу­на



Гла­ва 32

Па­лец — это не лу­на

Од­на­ж­ды днем Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на при­ве­ли к Буд­де сво­его дру­га, ас­ке­та Диг­ха­нак­ху. Тот был так­же ши­ро­ко из­вес­тен под име­нем Санд­жайя. Он был дя­дей Са­ри­пут­ты. Ко­гда он уз­нал, что его пле­мян­ник стал по­сле­до­ва­те­лем Буд­ды, то за­ин­те­ре­со­вал­ся уче­ни­ем Буд­ды. Ко­гда он по­про­сил Са­ри­пут­ту и Мог­гал­ла­ну объ­яс­нить ему это уче­ние, те пред­ло­жи­ли ему встре­тить­ся с са­мим Буд­дой.

Диг­ха­нак­ха спро­сил Буд­ду:

— Гау­та­ма, в чем суть ва­ше­го уче­ния? Ка­ко­вы его док­три­ны? Сам я не люб­лю ни­ка­ких док­трин и тео­рий. Я не при­дер­жи­ва­юсь ни од­ной из них.

Буд­да улыб­нул­ся и спро­сил:

— Но вы ведь при­дер­жи­вае­тесь сво­ей док­три­ны не сле­до­вать ни­ка­ким док­три­нам? Ве­ри­те ли вы в свою док­три­ну не­ве­рия?

Не­сколь­ко обес­ку­ра­жен­ный, Диг­ха­нак­ха от­ве­тил:

— Гау­та­ма, ве­рю ли я или не ве­рю, это не име­ет зна­че­ния.

Буд­да мяг­ко про­дол­жал:

— Че­ло­век, пой­ман­ный в се­ти ве­ры ка­кой-ни­будь док­три­ны, те­ря­ет вся­кую сво­бо­ду. Он ста­но­вит­ся дог­ма­ти­ком и ве­рит, что толь­ко его док­три­на яв­ля­ет­ся един­ст­вен­но пра­виль­ной, а все ос­таль­ные — ере­си. Спо­ры и кон­флик­ты воз­ни­ка­ют из-за узо­сти взгля­дов. Они мо­гут воз­ни­кать и рас­про­стра­нять­ся бес­ко­неч­но, по­гло­щая бес­цен­ное вре­мя и да­же при­во­дя к вой­нам. При­вер­жен­ность к ог­ра­ни­чен­ным взгля­дам — это ве­ли­чай­шая по­ме­ха на ду­хов­ном пу­ти. Ог­ра­ни­чен­ный уз­ки­ми взгля­да­ми, че­ло­век на­столь­ко за­пу­ты­ва­ет­ся, что не мо­жет от­крыть дверь прав­ды.

— Да­вай­те я рас­ска­жу вам ис­то­рию об од­ном мо­ло­дом вдов­це, ко­то­рый жил со сво­им пя­ти­лет­ним сы­ном. Он бе­рег и ле­ле­ял сво­его сы­на, он был ему до­ро­же соб­ст­вен­ной жиз­ни. Од­на­ж­ды вдо­вец ушел по де­лам и ос­та­вил сы­на од­но­го до­ма. По­ка он от­сут­ст­во­вал, раз­бой­ни­ки на­па­ли на де­рев­ню и со­жгли все до­ма. Они по­хи­ти­ли и сы­на это­го че­ло­ве­ка. Ко­гда он вер­нул­ся до­мой, то об­на­ру­жил обуг­лив­шее­ся те­ло ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ле­жав­шее за его сго­рев­шим до­мом. Он по­ду­мал, что это те­ло его сы­на. Без­утеш­но го­рюя, он кре­ми­ро­вал ос­тан­ки ре­бен­ка. По­сколь­ку он очень силь­но лю­бил сы­на, то по­ло­жил пе­пел по­гре­баль­но­го ко­ст­ра в спе­ци­аль­ную сум­ку, ко­то­рую вез­де но­сил с со­бой. Спус­тя не­сколь­ко ме­ся­цев его сы­ну уда­лось бе­жать от раз­бой­ни­ков. Он при­шел до­мой глу­бо­кой но­чью и стал сту­чать в дверь. В этот мо­мент его отец дер­жал в ру­ках сум­ку с ос­тан­ка­ми и пла­кал над ней. Он не от­крыл дверь да­же то­гда, ко­гда маль­чик за­кри­чал, что он его сын. Он был уве­рен, что его сын мертв, а ре­бе­нок, сту­чав­ший в дверь, был сы­ном ко­го-то из со­се­дей, на­сме­хав­шим­ся над его го­рем. В кон­це кон­цов, его сы­ну при­шлось от­пра­вить­ся ски­тать­ся. Так отец и сын по­те­ря­ли друг дру­га на­ве­ки.

— Вы ви­ди­те, мой друг, ес­ли мы сле­ду­ем ка­кой-ни­будь ве­ре и счи­та­ем ее аб­со­лют­ной ис­ти­ной, мы мо­жем од­на­ж­ды ока­зать­ся в том же по­ло­же­нии, что и этот мо­ло­дой вдо­вец. Ду­мая, что мы уже ов­ла­де­ли ис­ти­ной, мы не су­ме­ем от­крыть наш ра­зум прав­де, да­же ес­ли она са­ма бу­дет сту­чать­ся в на­ши две­ри.

Диг­ха­нак­ха спро­сил:

 — А как же ва­ше соб­ст­вен­ное уче­ние? Ес­ли кто-то сле­ду­ет ва­ше­му уче­нию, зна­чит, он ока­зы­ва­ет­ся пой­ман­ным в се­ти уз­ких взгля­дов, не так ли?

— Мое уче­ние не яв­ля­ет­ся док­три­ной или фи­ло­со­фи­ей. Оно не яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том по­сле­до­ва­тель­ных раз­мыш­ле­ний или ум­ст­вен­ных пред­по­ло­же­ний, как раз­лич­ные на­прав­ле­ния фи­ло­со­фии, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что фун­да­мен­таль­ная сущ­ность ми­ро­зда­ния за­клю­че­на в ог­не, во­де, зем­ле, вет­ре или ду­хе, или что все­лен­ная яв­ля­ет­ся или ог­ра­ни­чен­ной, или бес­ко­неч­ной, вре­мен­ной или веч­ной. Ум­ст­вен­ные пред­по­ло­же­ния или по­сле­до­ва­тель­ные раз­мыш­ле­ния об ис­ти­не по­доб­ны му­равь­ям, пол­заю­щим по кру­гу по краю ча­ши, — они ни­ко­гда ни­ку­да не при­дут. Мое уче­ние — это не фи­ло­со­фия. Оно — ре­зуль­тат пря­мо­го опы­та. Те ве­щи, о ко­то­рых я го­во­рю, идут из мое­го жиз­нен­но­го опы­та. Вы мо­же­те под­твер­дить их сво­им соб­ст­вен­ным опы­том. Я учу, что все ве­щи яв­ля­ют­ся не­по­сто­ян­ны­ми и не об­ла­да­ют от­дель­ной сущ­но­стью. Это все я уз­нал из мое­го не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та. Вы мо­же­те так­же пе­ре­жить это. Я учу то­му, что все ве­щи в сво­ем воз­ник­но­ве­нии, раз­ви­тии и ис­чез­но­ве­нии за­ви­сят от всех дру­гих ве­щей. Ни­что не соз­да­ет­ся из един­ст­вен­но­го от­дель­но­го ис­точ­ни­ка. Я по­нял эту ис­ти­ну из пря­мо­го опы­та, и вы так­же мо­же­те это сде­лать. Моя цель — не объ­яс­нить все­лен­ную, а по­мочь лю­дям по­знать ре­аль­ность в не­по­сред­ст­вен­ном опы­те. Сло­ва не мо­гут опи­сать ре­аль­ность. Толь­ко пря­мой опыт по­зво­ля­ет нам уви­деть ис­тин­ное ли­цо ре­аль­но­сти.

Диг­ха­нак­ха вос­клик­нул:

— За­ме­ча­тель­но, за­ме­ча­тель­но, Гау­та­ма! Но что про­изой­дет, ес­ли кто-то вос­при­мет ва­ше уче­ние как дог­му?

Буд­да мгно­ве­ние по­мол­чал, а за­тем кив­нул го­ло­вой.

— Диг­ха­нак­ха, это очень хо­ро­ший во­прос. Мое уче­ние — это не дог­ма и не док­три­на, но, не­со­мнен­но, не­ко­то­рые лю­ди при­мут его за та­ко­вые. Я дол­жен яс­но зая­вить, что мое уче­ние яв­ля­ет­ся ме­то­дом по­зна­ния ре­аль­но­сти, а не са­мой ре­аль­но­стью, как и па­лец, ука­зы­ваю­щий на лу­ну, не яв­ля­ет­ся са­мой лу­ной. Ум­ный че­ло­век смот­рит на па­лец и ви­дит лу­ну. А тот, кто смот­рит толь­ко на па­лец и при­ни­ма­ет его за лу­ну, ни­ко­гда не уви­дит на­стоя­щей лу­ны. Мое уче­ние — это спо­соб прак­ти­ки, а не культ или не­что, че­го сле­ду­ет бес­пре­ко­слов­но при­дер­жи­вать­ся. Мое уче­ние по­доб­но па­ро­му для пе­ре­пра­вы че­рез ре­ку. Толь­ко глу­пец бу­дет пы­тать­ся дви­гать­ся на пло­ту и по­сле то­го, как он уже дос­тиг дру­го­го бе­ре­га, бе­ре­га ос­во­бо­ж­де­ния.

Диг­ха­нак­ха сло­жил ла­до­ни.

— Гос­по­дин Буд­да, по­жа­луй­ста, по­ка­жи­те мне, как ос­во­бо­дить­ся от бо­лез­нен­ных чувств.

Буд­да ска­зал:

— Есть три ви­да чувств — при­ят­ные, не­при­ят­ные и ней­траль­ные. Все три ви­да име­ют свои кор­ни в вос­при­ятии ума и те­ла. Чув­ст­ва воз­ни­ка­ют и ухо­дят так ­же, как и все дру­гие мен­таль­ные или ма­те­ри­аль­ные яв­ле­ния. Я учу ме­то­ду глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в суть для ос­ве­ще­ния при­ро­ды и ис­точ­ни­ка чувств, ка­ки­ми бы они ни бы­ли — при­ят­ны­ми, не­при­ят­ны­ми или ней­траль­ны­ми. Ко­гда вы смо­же­те уви­деть ис­точ­ник ва­ших чувств, вы пой­ме­те их при­ро­ду. Вы уви­ди­те, что чув­ст­ва не­по­сто­ян­ны, и вас не по­тре­во­жит их воз­ник­но­ве­ние и ис­чез­но­ве­ние. Прак­ти­че­ски все бо­лез­нен­ные чув­ст­ва про­ис­хо­дят из не­пра­виль­но­го взгля­да на ре­аль­ность. Ко­гда вы ис­ко­ре­ни­те оши­боч­ные взгля­ды, стра­да­ния пре­кра­тят­ся. Оши­боч­ные взгля­ды за­став­ля­ют лю­дей счи­тать не­по­сто­ян­ное не­из­мен­ным. Не­ве­же­ст­во яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком всех стра­да­ний. Мы прак­ти­ку­ем путь осоз­на­ния для пре­одо­ле­ния не­ве­же­ст­ва. Не­об­хо­ди­мо смот­реть в суть ве­щей для про­ник­но­ве­ния в их ис­тин­ную при­ро­ду. Не­воз­мож­но пре­одо­леть не­ве­же­ст­во мо­лит­ва­ми и под­но­ше­ния­ми.

Са­ри­пут­та, Мог­гал­ла­на, Ка­лу­дайи, На­га­са­ма­ла и Чан­на слу­ша­ли речь Буд­ды пе­ред Диг­ха­нак­хой. Са­ри­пут­та глуб­же всех по­ни­мал зна­че­ние слов Буд­ды. Он чув­ст­во­вал, что его ра­зум сия­ет, как яр­кое солн­це. Не в со­стоя­нии скрыть ра­дость, он сло­жил ла­до­ни и по­кло­нил­ся Буд­де. То же сде­лал и Мог­гал­ла­на. Диг­ха­нак­ха, глу­бо­ко взвол­но­ван­ный всем, что ска­зал Буд­да, так­же рас­про­стер­ся пе­ред ним. Ка­лу­дайи и Чан­на бы­ли глу­бо­ко тро­ну­ты этой сце­ной. Они чув­ст­во­ва­ли гор­дость со­при­ча­ст­но­сти к этим со­бы­ти­ям, их до­ве­рие к Буд­де и ве­ра в его Путь еще бо­лее уп­ро­чи­лись.

Не­сколь­ко дней спус­тя ко­ро­ле­ва Ви­де­хи со сво­им слу­гой при­бы­ла в Бам­бу­ко­вый лес и сде­ла­ла при­но­ше­ния пи­щей для санг­хи. Она так­же при­вез­ла мо­ло­дое де­рев­цо сли­вы и по­са­ди­ла его ря­дом с хи­жи­ной Буд­ды в па­мять о той ис­то­рии, ко­то­рую он рас­ска­зал де­тям во двор­це.

Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на вы­де­ля­лись сре­ди бхик­шу, как свер­каю­щие звез­ды, тон­ким умом, усер­ди­ем и спо­соб­но­стя­ми к ру­ко­во­дству. Вме­сте с Кон­дан­ной и Кас­са­пой они про­во­ди­ли ра­бо­ту по ор­га­ни­за­ции и ру­ко­во­дству санг­хой. Но, хо­тя ре­пу­та­ция санг­хи все рос­ла, не­ко­то­рые лю­ди на­чи­на­ли рас­про­стра­нять злые сплет­ни о Буд­де и его об­щи­не. Не­ко­то­рые из этих слу­хов рас­про­стра­ня­лись чле­на­ми ре­ли­ги­оз­ных групп, ко­то­рые за­ви­до­ва­ли под­держ­ке, ока­зы­вае­мой санг­хе ко­ро­лем. Ми­ря­не — по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Буд­ды, час­то по­се­щав­шие Бам­бу­ко­вый лес, вы­ра­жа­ли оза­бо­чен­ность эти­ми раз­го­во­ра­ми. Не­со­мнен­но, не­ко­то­рые лю­ди в Рад­жа­га­хе бы­ли обес­по­кое­ны тем, что так мно­го мо­ло­дых лю­дей из знат­ных и за­жи­точ­ных се­мей ста­ли бхик­шу. Они опа­са­лись то­го, что ско­ро все мо­ло­дые лю­ди ос­та­вят свои до­ма и для знат­ных де­ву­шек в Рад­жа­га­хе не бу­дет под­хо­дя­щих му­жей. Они боя­лись, что пре­рвут­ся на­след­ст­вен­ные ли­нии мно­гих се­мей.

Мно­гим бхик­шу не нра­ви­лось слу­шать эти раз­го­во­ры. Но ко­гда Буд­де со­об­щи­ли об этом, он ус­по­ко­ил и ми­рян, и бхик­шу, ска­зав:

— Не бес­по­кой­тесь. Ра­но или позд­но все по­доб­ные раз­го­во­ры ум­рут са­ми по се­бе.

Так и слу­чи­лось. Ме­нее чем че­рез ме­сяц все раз­го­во­ры о та­ких ме­лоч­ных стра­хах пре­кра­ти­лись.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.