Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 31. Я вер­нусь вес­ной



Гла­ва 31

Я вер­нусь вес­ной

На сле­дую­щий же день Буд­да по­се­тил Бам­бу­ко­вый лес вме­сте с не­сколь­ки­ми стар­ши­ми уче­ни­ка­ми. Это бы­ло иде­аль­ное ме­сто для санг­хи. Гус­тые за­рос­ли раз­лич­ных ви­дов бам­бу­ка за­ни­ма­ли пло­щадь при­мер­но в сто ак­ров ве­ли­чи­ной. В цен­тре ле­са на­хо­ди­лось озе­ро Ка­лан­да­ка — пре­крас­ное ме­сто для омо­ве­ний, стир­ки оде­ж­ды и ме­ди­та­ци­он­ных про­гу­лок по бе­ре­гу. Бам­бук рос очень гус­то, по­это­му бы­ло дос­та­точ­но ма­те­риа­ла для строи­тель­ст­ва не­боль­ших хи­жин. Все стар­шие уче­ни­ки Буд­ды, в том чис­ле Кон­дан­на, Кас­са­па и Са­ри­пут­та, при­шли в вос­торг от Бам­бу­ко­во­го ле­са. Они сра­зу же на­ча­ли ду­мать, как луч­ше ор­га­ни­зо­вать мо­на­стырь.

Буд­да ска­зал:

— Се­зон мус­со­нов — не са­мая луч­шая по­ра для пу­те­ше­ст­вий. Бхик­шу ну­ж­да­ют­ся в мес­те, где бы они мог­ли обу­чать­ся и со­об­ща прак­ти­ко­вать во вре­мя се­зо­на до­ж­дей. На­ли­чие та­ко­го мес­та по­мо­жет об­щи­не из­бе­жать бо­лез­ней, а так­же по­мо­жет со­хра­нить жиз­ни мно­гим на­се­ко­мым и чер­вям. Здесь мы не бу­дем на­сту­пать на них, ко­гда они вы­ле­за­ют из зем­ли, спа­са­ясь от во­ды во вре­мя се­зо­на до­ж­дей. Я бы хо­тел, что­бы бхик­шу от­ны­не воз­вра­ща­лись на то же са­мое ме­сто в на­ча­ле ка­ж­до­го се­зо­на до­ж­дей. Мы бы мог­ли по­про­сить свет­ских по­сле­до­ва­те­лей ок­ру­ги при­но­сить пи­щу на про­тя­же­нии этих трех ме­ся­цев уе­ди­не­ния, ко­то­рые бу­дем про­во­дить здесь. Им так­же бу­дет по­лез­но слу­шать уче­ние, да­вае­мое бхик­шу.

Так ус­та­но­ви­лась тра­ди­ция со­б­ра­ний уе­ди­не­ния[†] во вре­мя се­зо­на до­ж­дей.

Под на­блю­де­ни­ем Мог­гал­ла­ны млад­шие бхик­шу по­строи­ли хи­жи­ны для Буд­ды и стар­ших брать­ев из бам­бу­ка, тро­ст­ни­ка и зем­ли. Хи­жи­на Буд­ды по­лу­чи­лась ма­лень­кой, но до­воль­но удоб­ной. За ней бы­ли за­рос­ли зо­ло­то­го бам­бу­ка, а с дру­гой сто­ро­ны под­ни­ма­лась ча­ща вы­со­ко­го зе­ле­но­го бам­бу­ка, да­вав­ше­го про­хлад­ную тень. Бхик­шу На­га­са­ма­ла со­ору­дил для Буд­ды низ­кую де­ре­вян­ную ле­жан­ку. Он так­же по­ста­вил пе­ред хи­жи­ной Буд­ды боль­шой гли­ня­ный со­суд для омо­ве­ний. Мо­ло­дой бхик­шу На­га­са­ма­ла был ра­нее уче­ни­ком Уру­ве­лы Кас­са­пы, ко­то­рый по­про­сил его при­слу­жи­вать Буд­де, ко­гда санг­ха пе­ре­бра­лась в Бам­бу­ко­вый лес.

Са­ри­пут­та до­го­во­рил­ся со свет­ски­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Буд­ды из сто­ли­цы о при­об­ре­те­нии боль­шо­го ко­ло­ко­ла для мо­на­сты­ря Бам­бу­ко­во­го ле­са. Он по­ве­сил его на ветвь ста­ро­го де­ре­ва на бе­ре­гу озе­ра Ка­лан­да­ка. Ко­ло­кол слу­жил для объ­яв­ле­ния на­ча­ла за­ня­тий и ме­ди­та­ции и стал эле­мен­том прак­ти­ки вни­ма­тель­но­сти. Буд­да учил бхик­шу со­сре­до­та­чи­вать­ся и на­блю­дать за ды­ха­ни­ем ка­ж­дый раз, ко­гда они слы­ша­ли звук ко­ло­ко­ла.

Свет­ские уче­ни­ки Буд­ды по­мо­га­ли раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. Кас­са­па объ­яс­нил им зна­че­ние со­б­ра­ний для уе­ди­не­ния.

— Эти со­б­ра­ния да­дут всем бхик­шу воз­мож­ность прак­ти­ко­вать путь ос­во­бо­ж­де­ния не­по­сред­ст­вен­но под ру­ко­во­дством Буд­ды. У них бу­дет вре­мя для бо­лее ин­тен­сив­ных за­ня­тий и прак­ти­ки. В то же вре­мя мож­но бу­дет не опа­сать­ся слу­чай­но раз­да­вить на­се­ко­мых и чер­вей, вы­пол­заю­щих во вре­мя се­зо­на до­ж­дей. Вы мо­же­те по­мо­гать санг­хе на про­тя­же­нии этих трех ме­ся­цев уе­ди­не­ния, при­но­ся по­жерт­во­ва­ния пи­щей. По­жа­луй­ста, по­ста­рай­тесь со­гла­со­вать свои уси­лия, что­бы обес­пе­чить точ­но не­об­хо­ди­мое ко­ли­че­ст­во еды ка­ж­дый день, не слиш­ком боль­шое, не слиш­ком ма­лень­кое. Да­же бед­ней­ший из бед­ных, тот, кто мо­жет по­дать толь­ко один или два ча­пат­ти, бу­дет при­гла­шен по­слу­шать еже­днев­ную речь о Дхар­ме. Со­б­ра­ния уе­ди­не­ния бу­дут по­лез­ны и свет­ским по­сле­до­ва­те­лям, и бхик­шу.

Кас­са­па встре­тил­ся со свет­ски­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми и по­мог им ре­шить, как рас­пре­де­лить по­жерт­во­ва­ния на весь срок со­б­ра­ний уе­ди­не­ния. Он сде­лал так, что ка­ж­дый бхик­шу по­лу­чил пла­тье, ча­шу для сбо­ра по­дая­ния, под­стил­ку для ме­ди­та­ции, по­ло­тен­це и лич­ный фильтр для во­ды.

С пер­во­го дня уе­ди­не­ния санг­ха сле­до­ва­ла рас­по­ряд­ку, тща­тель­но про­ду­ман­но­му Буд­дой и его стар­ши­ми уче­ни­ка­ми. Ко­ло­кол бу­дил бхик­шу в че­ты­ре ча­са ут­ра. Умыв­шись, бхик­шу са­мо­стоя­тель­но со­вер­ша­ли ме­ди­та­ци­он­ные про­гул­ки. Они по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­лись ме­ди­та­ци­ей си­дя или во вре­мя ходь­бы до тех пор, по­ка солн­це не под­ни­ма­лось над вер­хуш­ка­ми бам­бу­ка. Обыч­но за­тем на­ста­вал час для сбо­ра по­дая­ния, но, так как во вре­мя со­б­ра­ния уе­ди­не­ния пи­ща дос­тав­ля­лась ми­ря­на­ми, у бхик­шу ос­та­ва­лось вре­мя для встреч со свои­ми на­став­ни­ка­ми, изу­че­ния Дхар­мы и об­су­ж­де­ния труд­но­стей, встре­тив­ших­ся в прак­ти­ке. В на­став­ни­ки бхик­шу от­би­ра­лись в со­от­вет­ст­вии с глу­би­ной про­дви­же­ния и по­ни­ма­ния Пу­ти. Ка­ж­дый из стар­ших уче­ни­ков, та­ких как Кон­дан­на, Ас­сад­жи, Кас­са­па, Са­ри­пут­та, Мог­гал­ла­на, Вап­па и Ма­ха­на­ма, ру­ко­во­дил пять­ю­де­ся­тью или ше­сть­ю­де­ся­тью мо­ло­ды­ми бхик­шу. У дру­гих бы­ло от де­ся­ти до три­дца­ти уче­ни­ков. Ка­ж­дый но­вый бхик­шу по­лу­чал лич­но­го учи­те­ля, ко­то­рый счи­тал­ся его стар­шим бра­том в прак­ти­ке. Кас­са­па и Са­ри­пут­та лич­но соз­да­ли эту сис­те­му.

Не­за­дол­го до по­луд­ня бхик­шу со­би­ра­лись у озе­ра и ста­но­ви­лись в ря­ды, дер­жа свои ча­ши. Еда де­ли­лась на всех по­ров­ну. Ка­ж­дый по­лу­чал свою пор­цию, все са­ди­лись на тра­ву у бе­ре­га и ели в мол­ча­нии. Ко­гда обед за­кан­чи­вал­ся и ча­ши бы­ли вы­мы­ты, все по­во­ра­чи­ва­лись к Буд­де. Ино­гда он об­ра­щал свои по­уче­ния к бхик­шу, но так, что­бы это бы­ло по­лез­но и для ми­рян. В дру­гие дни он об­ра­щал свою речь к ми­ря­нам, но так, что это бы­ло по­лез­но и бхик­шу. Ино­гда его уче­ние бы­ло об­ра­ще­но к де­тям. Во вре­мя этих ре­чей о Дхар­ме он час­то рас­ска­зы­вал ис­то­рии из сво­их про­шлых жиз­ней.

Ино­гда вме­сто Буд­ды про­по­ведь Дхар­мы про­из­но­сил один из стар­ших уче­ни­ков. Буд­да же си­дел, вни­ма­тель­но слу­шая и де­лая одоб­ри­тель­ные за­ме­ча­ния, ко­гда Дхар­ма пе­ре­да­ва­лась яс­ны­ми и точ­ны­ми сло­ва­ми. По­сле этих про­по­ве­дей ми­ря­не воз­вра­ща­лись до­мой, а бхик­шу ос­та­ва­лись, ожи­дая, по­ка ко­ло­кол в пол­день не объ­яв­лял вре­мя для ме­ди­та­ции си­дя или при про­гул­ке. Бхик­шу прак­ти­ко­ва­ли до по­лу­но­чи. Буд­да си­дел в ме­ди­та­ции да­ле­ко за ­пол­ночь. Ему нра­ви­лось ста­вить бам­бу­ко­вый по­мост воз­ле хи­жи­ны и си­деть на ней, на­сла­ж­да­ясь про­хлад­ным ноч­ным воз­ду­хом, осо­бен­но лун­ны­ми но­ча­ми. Пе­ред сном он со­вер­шал ме­ди­та­цию во вре­мя ходь­бы во­круг озе­ра. Буд­де, все­гда ра­до­ст­но­му, уми­ро­тво­рен­но­му и спо­кой­но­му, не тре­бо­ва­лось так мно­го сна, как мо­ло­дым бхик­шу. Кас­са­па так­же ме­ди­ти­ро­вал по но­чам.

Ко­роль Бим­би­са­ра по­сто­ян­но по­се­щал Бам­бу­ко­вый лес. Те­перь он не брал с со­бой мно­го гос­тей, как то­гда, в Паль­мо­вом ле­су. Ино­гда его со­про­во­ж­да­ли ко­ро­ле­ва Ви­де­хи и принц Ад­жа­та­сат­ту, но ча­ще он при­ез­жал один. Он ос­тав­лял эки­паж на ок­раи­не ле­са и шел пеш­ком до хи­жи­ны Буд­ды. Од­на­ж­ды, уви­дев, что бхик­шу слу­ша­ют речь о Дхар­ме под до­ж­дем, он по­про­сил раз­ре­ше­ния Буд­ды по­стро­ить боль­шой зал Дхар­мы, где мо­на­хи мог­ли бы и при­ни­мать пи­щу, и слу­шать Уче­ние, не ис­пы­ты­вая не­удобств. Буд­да со­гла­сил­ся, и строи­тель­ст­во за­ла тут же на­ча­лось. Он был дос­та­точ­но про­сто­рным, что­бы вме­стить ты­ся­чу бхик­шу и ты­ся­чу ми­рян.

Буд­да и ко­роль час­то си­де­ли вме­сте на бам­бу­ко­вом по­мос­те и ве­ли бе­се­ды. Поз­же На­га­са­ма­ла со­ору­дил не­сколь­ко про­стых бам­бу­ко­вых стуль­ев, что по­зво­ли­ло Буд­де при­ни­мать гос­тей с боль­ши­ми удоб­ст­ва­ми. Од­на­ж­ды, ко­гда Буд­да и ко­роль си­де­ли ря­дом на этих стуль­ях, ко­роль по­ве­дал:

— У ме­ня есть еще один сын, ко­то­ро­го вы по­ка не ви­де­ли. Я бы очень хо­тел, что­бы вы встре­ти­лись с ним и его ма­те­рью. Это не ко­ро­ле­ва Ви­де­хи. Его мать зо­вут Ам­ба­па­ли, а его са­мо­го — Джи­ва­ка. Ему ско­ро ис­пол­нит­ся ше­ст­на­дцать лет. Ам­ба­па­ли жи­вет в Ве­са­ли, к се­ве­ру от го­ро­да Па­та­ли­пут­та. Она не лю­бит за­твор­ни­че­скую жизнь во двор­це, и ее не за­бо­тит под­дер­жа­ние пре­сти­жа. Она це­нит толь­ко свою сво­бо­ду. Я ока­зы­ваю им не­ко­то­рую по­мощь, на­при­мер, пре­дос­та­вил в их рас­по­ря­же­ние кра­си­вую ман­го­вую ро­щу. Джи­ва­ка при­леж­ный и ум­ный маль­чик, он со­всем не ин­те­ре­су­ет­ся во­ен­ны­ми или по­ли­ти­че­ски­ми де­ла­ми. Он жи­вет не­да­ле­ко от сто­ли­цы и учит­ся ме­ди­ци­не. Я очень люб­лю их и на­де­юсь, что вы то­же по­лю­би­те их. О, Со­стра­даю­щий, ес­ли вы со­гла­си­тесь встре­тить­ся с Джи­ва­кой и его ма­те­рью, я по­про­шу их в бли­жай­шем бу­ду­щем прие­хать в Бам­бу­ко­вый лес.

Буд­да мяг­ко улыб­нул­ся, со­гла­ша­ясь. Ко­роль сло­жил ла­до­ни и от­кла­нял­ся с серд­цем, пре­ис­пол­нен­ным бла­го­дар­но­сти.

 

В это же вре­мя мо­на­стырь Бам­бу­ко­во­го ле­са по­се­ти­ли два осо­бых гос­тя, прие­хав­ших из Ка­пи­ла­ватт­ху, ро­ди­ны Буд­ды. Это бы­ли ста­рые дру­зья Буд­ды — Ка­лу­дайи и Чан­на, быв­ший его воз­ни­чий. Их при­сут­ст­вие вне­сло осо­бую те­п­ло­ту в ат­мо­сфе­ру мо­на­стыр­ской жиз­ни.

Буд­да от­сут­ст­во­вал уже бо­лее се­ми лет и с бес­по­кой­ст­вом ожи­дал но­во­стей из до­ма. Он спро­сил Ка­лу­дайи о ко­ро­ле и ко­ро­ле­ве, Ясод­ха­ре, Нан­де, Сун­да­ри Нан­да, о друзь­ях и, ко­неч­но, о сво­ем сы­не Ра­ху­ле. Хо­тя Ка­лу­дайи был все еще креп­ким и здо­ро­вым, его ли­цо не­сло на се­бе от­пе­ча­ток воз­рас­та. Чан­на так­же вы­гля­дел по­ста­рев­шим. Буд­да дол­го бе­се­до­вал с ни­ми, си­дя око­ло сво­ей хи­жи­ны. Он уз­нал, что Ка­лу­дайи за­ни­ма­ет те­перь вы­со­кое по­ло­же­ние при дво­ре и яв­ля­ет­ся од­ним из наи­бо­лее до­ве­рен­ных со­вет­ни­ков ко­ро­ля Судд­хо­да­ны. Но­вость о том, что Буд­да на­шел Путь и про­по­ве­ду­ет в Ма­гад­хе, дос­тиг­ла Ка­пи­ла­ватт­ху два ме­ся­ца на­зад. При этом из­вес­тии все воз­ра­до­ва­лись, осо­бен­но ко­роль, ко­ро­ле­ва и Го­пи­ка. Ко­роль, к боль­шо­му удо­воль­ст­вию Ка­лу­дайи, по­слал его при­гла­сить Буд­ду вер­нуть­ся до­мой. При­го­тов­ле­ния к пу­те­ше­ст­вию за­ня­ли трое су­ток, и все это вре­мя он не мог спать, он слиш­ком вол­но­вал­ся. Ясод­ха­ра пред­ло­жи­ла, что­бы Ка­лу­дайи взял с со­бой Чан­ну. Тот был так сча­ст­лив, ко­гда Ка­лу­дайи со­гла­сил­ся, что тут же, не скры­вая чувств, за­пла­кал. Им по­тре­бо­вал­ся поч­ти ме­сяц, что­бы дос­тичь мо­на­сты­ря Бам­бу­ко­во­го ле­са.

Ка­лу­дайи по­ве­дал, что здо­ро­вье ко­ро­ля в по­след­ние го­ды ста­ло сла­беть, хо­тя он со­хра­нил яс­ность ума. У ко­ро­ля бы­ло не­сколь­ко та­лант­ли­вых со­вет­ни­ков, по­мо­гав­ших ему управ­лять стра­ной. Го­та­ми бы­ла так же пол­на сил, как и все­гда. Принц Нан­да стал те­перь кра­си­вым мо­ло­дым че­ло­ве­ком, он был по­молв­лен с де­вуш­кой из знат­ной се­мьи. Ее зва­ли Ка­лиа­ни. Нан­да лю­бил рос­кош­ную оде­ж­ду, ко­роль же был оза­бо­чен тем, что млад­ше­му сы­ну не хва­та­ет не­ко­то­ро­го по­сто­ян­ст­ва и зре­ло­сти. Сун­да­ри Нан­да, се­ст­ра Буд­ды ста­ла те­перь кра­си­вой и гра­ци­оз­ной де­вуш­кой. Что же ка­са­ет­ся Ясод­ха­ры, то она раз­да­ла все свои на­ря­ды и ук­ра­ше­ния в тот же день, ко­гда Буд­да по­ки­нул их. Она про­да­ла все свои цен­но­сти и вы­ру­чен­ные день­ги раз­да­ла бед­ня­кам. Оде­ва­лась она те­перь очень про­сто. Ко­гда она уз­на­ла, что Буд­да при­ни­ма­ет пи­щу не бо­лее од­но­го раза в день, она на­ча­ла де­лать то же са­мое. Она про­дол­жа­ла по­мо­гать обез­до­лен­ным. Ра­ху­ла был те­перь здо­ро­вым и кра­си­вым се­ми­лет­ним маль­чи­ком. В его чер­ных гла­зах свер­ка­ли ум и ре­ши­тель­ность. Де­душ­ка и ба­буш­ка ле­лея­ли его так же, как ко­гда-то са­мо­го Сидд­харт­ху.

Чан­на под­твер­дил все, что Ка­лу­дайи рас­ска­зал Буд­де. Серд­це Буд­ды бы­ло со­гре­то но­во­стя­ми из до­ма. На­ко­нец Ка­лу­дайи спро­сил, ко­гда он воз­вра­тит­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху. Буд­да от­ве­тил:

— Я вер­нусь по окон­ча­нии се­зо­на до­ж­дей. Я бы не хо­тел ос­тав­лять мо­ло­дых бхик­шу до тех пор, по­ка они не ук­ре­пят­ся в сво­ей прак­ти­ке. По­сле это­го со­б­ра­ния уе­ди­не­ния я бу­ду бо­лее спо­ко­ен и ос­тав­лю их. Но Ка­лу­дайи! Чан­на! По­че­му бы вам са­мим не ос­тать­ся здесь на ме­сяц и по­жить та­кой жиз­нью? У вас ос­та­нет­ся еще мно­го вре­ме­ни для воз­вра­ще­ния в Ка­пи­ла­ватт­ху, вы ус­пее­те со­об­щить ко­ро­лю, что я вер­нусь по­сле се­зо­на мус­со­нов.

Ка­лу­дайи и Чан­на с ра­до­стью ос­та­лись в мо­на­сты­ре Бам­бу­ко­во­го ле­са. Они под­ру­жи­лись со мно­ги­ми бхик­шу и смог­ли по­зна­ко­мить­ся с ра­до­ст­ной и мир­ной жиз­нью тех, кто ос­та­вил дом, что­бы сле­до­вать Пу­ти. Они уз­на­ли, как прак­ти­ка пу­ти осоз­на­ния в по­все­днев­ной жиз­ни на­сы­ща­ет ра­зум и серд­це. Ка­лу­дайи про­вел мно­го вре­ме­ни под­ле Буд­ды, вни­ма­тель­но на­блю­дая за ним. Он был глу­бо­ко тро­нут за­ме­ча­тель­ной про­сто­той Буд­ды. Ему ста­ло яс­но, что Буд­да дос­тиг та­ко­го со­стоя­ния, где же­ла­ния бо­лее не пре­сле­ду­ют его. Буд­да был по­до­бен сво­бод­но сколь­зя­щей в во­де ры­бе или мир­но плы­ву­щим в не­бе об­ла­кам. Он жил пол­но­стью в на­стоя­щем.

Гла­за и улыб­ка Буд­ды бы­ли до­ка­за­тель­ст­вом ос­во­бо­ж­де­ния его ду­ха. Ни­что в этом ми­ре не мог­ло стать ему пре­гра­дой; ни­кто не по­ни­мал и не лю­бил дру­гих лю­дей так глу­бо­ко, как он. Ка­лу­дайи уви­дел, что дав­ний друг ос­та­вил его да­ле­ко по­за­ди в про­дви­же­нии по ду­хов­но­му пу­ти. Не­ожи­дан­но Ка­лу­дайи ощу­тил в се­бе са­мом стрем­ле­ние к яс­ной и не ско­ван­ной ни­чем жиз­ни бхик­шу. Он по­чув­ст­во­вал, что го­тов от­ка­зать­ся от всех чи­нов, со­стоя­ния и при­ви­ле­гий, а вме­сте с ни­ми и от всех за­бот и бес­по­койств, не­из­беж­но со­про­во­ж­дав­ших та­кую жизнь. Про­ве­дя семь дней в Бам­бу­ко­вом ле­су, он по­ве­дал Буд­де о сво­ем же­ла­нии стать бхик­шу. Буд­да был не­сколь­ко удив­лен, но за­тем улыб­нул­ся и кив­нул го­ло­вой, со­гла­ша­ясь.

Чан­на по­чув­ст­во­вал по­доб­ное же­ла­ние, но, вспом­нив о сво­их обя­зан­но­стях при ко­ро­лев­ском дво­ре, по­ду­мал, что дол­жен сна­ча­ла спро­сить раз­ре­ше­ния у Ясод­ха­ры. Он ре­шил по­до­ж­дать, по­ка Буд­да не вер­нет­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху, пре­ж­де чем по­про­сить при­нять его в об­щи­ну.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.