Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 28. Паль­мо­вый лес



Гла­ва 28

Паль­мо­вый лес

На­сту­пи­ло ут­ро, ко­гда Буд­да дол­жен был по­ки­нуть Гай­я­си­са и на­пра­вить­ся в Рад­жа­га­ху. Уру­ве­ла Кас­са­па по­про­сил раз­ре­ше­ния у Буд­ды на то, что­бы вся санг­ха со­про­во­ж­да­ла его. Буд­да не же­лал это­го, но Кас­са­па объ­яс­нил, что де­вять­сот бхик­шу лег­ко смо­гут пу­те­ше­ст­во­вать вме­сте. Во­круг Рад­жа­га­хи бы­ло мно­го ле­сов, где бхик­шу мог­ли най­ти при­ста­ни­ще. Они смо­гут со­би­рать по­дая­ние во мно­гих де­рев­нях, а так­же и в са­мой сто­ли­це, об­ща­ясь со мно­ги­ми жи­те­ля­ми. Бо­лее то­го, до­ба­вил Кас­са­па, бхик­шу те­перь слиш­ком мно­го, что­бы на­се­ле­ние Гайя мог­ло их под­дер­жи­вать. Все это бу­дет про­ще в Рад­жа­га­хе. Уви­дев, на­сколь­ко хо­ро­шо Уру­ве­ла Кас­са­па зна­ет си­туа­цию в Ма­гад­хе, Буд­да со­гла­сил­ся.

Бра­тья Кас­са­па раз­де­ли­ли санг­ху на три­дцать шесть групп по два­дцать пять бхик­шу. Ка­ж­дой груп­пой ру­ко­во­дил стар­ший уче­ник. Этот по­ря­док по­зво­лил бхик­шу ус­пеш­но прак­ти­ко­вать Путь.

Де­сять дней по­тре­бо­ва­лось им, что­бы дос­тичь Рад­жа­га­хи. Ка­ж­дое ут­ро они со­би­ра­ли по­дая­ние в ма­лень­ких де­рев­нях и ели в мол­ча­нии в ле­сах или на по­лях. За­кон­чив есть, они вновь пус­ка­лись в путь. Мед­лен­но и спо­кой­но шли бхик­шу, и лю­ди, уви­дев их, ос­та­нав­ли­ва­лись, за­во­ро­жен­ные.

Ко­гда они при­бли­зи­лись к Рад­жа­га­хе, Кас­са­па при­вел их в Паль­мо­вый лес, где на­хо­дил­ся храм Су­патт­хи­та. Паль­мо­вый лес был рас­по­ло­жен все­го в двух ми­лях к югу от сто­ли­цы. На сле­дую­щее ут­ро бхик­шу взя­ли ча­ши и от­пра­ви­лись в сто­ли­цу на сбор по­дая­ний. Они шли це­поч­кой в сво­их ма­лень­ких груп­пах, сту­пая мед­лен­ным и спо­кой­ным ша­гом. Гла­за их смот­ре­ли пря­мо. Сле­дуя на­став­ле­ни­ям Буд­ды, они ос­та­нав­ли­ва­лись пе­ред ка­ж­дым до­мом, не раз­ли­чая, был ли он бо­га­тым или бед­ным. Ес­ли ни­кто не по­яв­лял­ся, че­рез не­ко­то­рое вре­мя они шли к сле­дую­ще­му до­му. Мол­ча­ли­во ожи­дая по­дая­ния, они вни­ма­тель­но сле­ди­ли за ды­ха­ни­ем. По­лу­чив по­дая­ние, они кла­ня­лись в знак бла­го­дар­но­сти. Они ни­ко­гда не оце­ни­ва­ли пи­щу, по­дан­ную им. Ино­гда жи­те­ли, да­вая по­дая­ние, за­да­ва­ли бхик­шу не­сколь­ко во­про­сов о Дхар­ме, и те вдум­чи­во от­ве­ча­ли. Бхик­шу объ­яс­ня­ли, что они при­над­ле­жат санг­хе Гау­та­мы Буд­ды. Они го­во­ри­ли о Че­ты­рех Бла­го­род­ных Ис­ти­нах, пя­ти за­по­ве­дях для свет­ских по­сле­до­ва­те­лей и Бла­го­род­ном Вось­ме­рич­ном Пу­ти.

К по­луд­ню бхик­шу воз­вра­ща­лись в Паль­мо­вый лес. Они ели вме­сте в мол­ча­нии, по­сле че­го Буд­да го­во­рил о Дхар­ме. По­сле по­луд­ня и ве­че­ра­ми бхик­шу ме­ди­ти­ро­ва­ли и уже не воз­вра­ща­лись в Рад­жа­га­ху.

Че­рез две не­де­ли боль­шин­ст­во жи­те­лей сто­ли­цы зна­ли о санг­хе Буд­ды. В про­хлад­ные дни мно­го лю­дей при­хо­ди­ло в Паль­мо­вый лес встре­тить­ся с Буд­дой и уз­нать о Пу­ти Про­бу­ж­де­ния. Мо­ло­дой ко­роль Бим­би­са­ра уз­нал о при­хо­де Буд­ды еще до то­го, как у Буд­ды вы­да­лась воз­мож­ность по­се­тить дру­га. Уве­рен­ный в том, что этот но­вый учи­тель и есть тот са­мый мо­ло­дой мо­нах, ко­то­ро­го он встре­тил в го­рах, он при­ка­зал за­прячь эки­паж и от­пра­вил­ся в Паль­мо­вый лес. Мно­го дру­гих эки­па­жей со­про­во­ж­да­ли его: ко­роль при­гла­сил бо­лее сот­ни ува­жае­мых брах­ма­нов и об­ра­зо­ван­ных лю­дей при­сое­ди­нить­ся к не­му. Ко­гда они дос­тиг­ли ок­раи­ны ле­са, ко­роль вы­шел из эки­па­жа в со­про­во­ж­де­нии ко­ро­ле­вы и сы­на, прин­ца Ад­жа­та­сат­ту.

Ко­гда Буд­де со­об­щи­ли о при­ез­де ко­ро­ля, он вме­сте с Уру­ве­лой Кас­са­пой вы­шел по­при­вет­ст­во­вать гос­тей. Бхик­шу рас­се­лись боль­ши­ми кру­га­ми на зем­ле, ожи­дая ре­чи Буд­ды о Дхар­ме. Буд­да при­гла­сил ко­ро­ля, ко­ро­ле­ву, прин­ца и дру­гих гос­тей сесть. Ко­роль Бим­би­са­ра пред­ста­вил тех гос­тей, име­на ко­то­рых мог вспом­нить, а ос­таль­ных по­про­сил пред­ста­вить­ся са­мим. Сре­ди гос­тей бы­ли мно­го уче­ных, хо­ро­шо знаю­щих Ве­ды и при­над­ле­жав­ших к раз­ным шко­лам ре­ли­ги­оз­ной мыс­ли.

Мно­гие из этих лю­дей слы­ша­ли имя Уру­ве­лы Кас­са­пы. Не­ко­то­рые из них да­же встре­ча­лись с ним ра­нее. Но ни­кто ни­ко­гда не слы­шал о Буд­де. Они бы­ли удив­ле­ны, уви­дев, с ка­ким бла­го­го­ве­ни­ем об­ра­ща­ет­ся Кас­са­па к Буд­де, хо­тя Гау­та­ма Ша­кья был на­мно­го мо­ло­же. Они ста­ли пе­ре­шеп­ты­вать­ся, пы­та­ясь оп­ре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли Гау­та­ма уче­ни­ком Кас­са­пы или на­обо­рот. Ви­дя их за­труд­не­ния, Кас­са­па встал и по­до­шел к Буд­де. Он со­еди­нил ла­до­ни и про­из­нес яс­но и с ува­же­ни­ем:

— Гау­та­ма, Про­свет­лен­ный, Дра­го­цен­ный Учи­тель в этой жиз­ни, я, Уру­ве­ла Кас­са­па — ваш уче­ник. По­зволь­те мне за­сви­де­тель­ст­во­вать вам мое глу­бо­чай­шее ува­же­ние.

За­тем он три раза рас­про­стер­ся пе­ред Буд­дой. Буд­да по­мог ему под­нять­ся и по­про­сил сесть ря­дом. Сре­ди брах­ма­нов боль­ше не бы­ло пе­ре­шеп­ты­ва­ний. Их поч­те­ние уве­ли­чи­лось еще боль­ше, ко­гда они уви­де­ли бо­лее де­вя­ти­сот бхик­шу, оде­тых в шаф­ран­ные пла­тья и си­дя­щих с тор­же­ст­вен­но­стью, вну­шаю­щей бла­го­го­ве­ние.

Буд­да на­чал го­во­рить о Пу­ти Про­бу­ж­де­ния. Он го­во­рил о не­по­сто­ян­ной и взаи­мо­за­ви­си­мой при­ро­де всех ве­щей в жиз­ни. Он го­во­рил, что Путь Про­бу­ж­де­ния мо­жет по­мочь пре­одо­леть лож­ные взгля­ды и стра­да­ния. Он го­во­рил о том, как со­блю­де­ние за­по­ве­дей мо­жет по­мочь дос­тиг­нуть со­сре­до­то­чен­но­сти и по­ни­ма­ния. Его го­лос зву­чал, как боль­шой ко­ло­кол. Он был та­ким же те­п­лым, как ве­сен­нее солн­це, та­ким же мяг­ким, как лег­кий до­ж­дик, и та­ким же ве­ли­че­ст­вен­ным, как оке­ан­ский при­лив. Бо­лее ты­ся­чи слу­ша­те­лей вни­ма­ли ему, за­та­ив ды­ха­ние, опа­са­ясь да­же по­ше­вель­нуть­ся, что­бы не на­ру­шить звук за­ме­ча­тель­но­го го­ло­са Буд­ды.

Гла­за ко­ро­ля Бим­би­са­ры с ка­ж­дым мгно­ве­ни­ем сия­ли все боль­ше. Он слу­шал и чув­ст­во­вал, как рас­кры­ва­ет­ся его серд­це. Мно­го его за­бот и со­мне­ний про­сто ис­чез­ло. Лу­чи­стая улыб­ка поя­ви­лась на его ли­це. Ко­гда Буд­да за­кон­чил свою речь о Дхар­ме, ко­роль Бим­би­са­ра под­нял­ся, со­еди­нил ла­до­ни и ска­зал:

— Гос­по­дин, с ма­лых лет у ме­ня бы­ли пять же­ла­ний. Сей­час все они уже ис­пол­ни­лись. Пер­вым же­ла­ни­ем бы­ло стать ко­ро­лем. Это про­изош­ло. Вто­рым — встре­тить в этой жиз­ни про­свет­лен­но­го учи­те­ля. Оно так­же осу­ще­ст­ви­лось. Третье же­ла­ние — ока­зать та­ко­му учи­те­лю вся­че­ское ува­же­ние. Это же­ла­ние сей­час ис­пол­ни­лось. В-чет­вер­тых, я хо­тел, что­бы этот учи­тель по­ка­зал мне ис­тин­ный путь. Это то­же ис­пол­ни­лось. И, на­ко­нец, пя­тое же­ла­ние — су­меть по­нять уче­ние Про­свет­лен­но­го. Учи­тель, это же­ла­ние толь­ко что осу­ще­ст­ви­лось. Ва­ше за­ме­ча­тель­ное уче­ние при­нес­ло мне та­кое по­ни­ма­ние. Гос­по­дин, при­ми­те ме­ня, по­жа­луй­ста, в свет­ские по­сле­до­ва­те­ли.

Буд­да улыб­нул­ся, со­гла­ша­ясь. Ко­роль при­гла­сил Буд­ду и де­вять­сот его бхик­шу ото­бе­дать во двор­це в день пол­но­лу­ния. Буд­да с ра­до­стью со­гла­сил­ся.

Все ос­таль­ные гос­ти под­ня­лись, что­бы по­бла­го­да­рить Буд­ду. Два­дцать че­ло­век вы­ска­за­ли же­ла­ние стать его уче­ни­ка­ми. Буд­да и Уру­ве­ла Кас­са­па про­во­ди­ли ко­ро­ля, ко­ро­ле­ву и ма­лень­ко­го прин­ца Ад­жа­та­сат­ту до ок­раи­ны ле­са.

Буд­да знал, что ме­нее чем че­рез ме­сяц нач­нет­ся дожд­ли­вый се­зон и нель­зя бу­дет вер­нуть­ся на ро­ди­ну. По­это­му он ре­шил ос­тать­ся с де­вять­ю­ста­ми бхик­шу в Паль­мо­вом ле­су еще на три ме­ся­ца. Он был уве­рен, что че­рез три ме­ся­ца прак­ти­ки санг­ха ста­нет дос­та­точ­но силь­ной и ус­той­чи­вой для то­го, что­бы он мог ее по­ки­нуть. Он уй­дет вес­ной, ко­гда бу­дет вре­мя яс­но­го не­ба и неж­ных по­бе­гов мо­ло­дых рас­те­ний.

Ко­роль Бим­би­са­ра сра­зу же на­чал при­го­тов­ле­ния к прие­му Буд­ды и его бхик­шу. Он хо­тел при­нять их на боль­шой внут­рен­ней двор­цо­вой пло­ща­ди, вы­мо­щен­ной осо­бым кир­пи­чом. Он при­ка­зал сво­им под­дан­ным ук­ра­сить ули­цы фо­на­ря­ми и цве­та­ми, что­бы при­вет­ст­во­вать Буд­ду и его санг­ху. Он при­гла­сил на этот при­ем мно­го лю­дей, вклю­чая всех чле­нов пра­ви­тель­ст­ва и их се­мьи. Бы­ли при­гла­ше­ны и де­ти, близ­кие по воз­рас­ту две­на­дца­ти­лет­не­му прин­цу Ад­жа­та­сат­ту. Зная о том, что Буд­да и его бхик­шу не по­зво­ля­ют уби­вать для них жи­вот­ных, ко­роль рас­по­ря­дил­ся, что­бы бы­ла при­го­тов­ле­на толь­ко изы­скан­ная ве­ге­та­ри­ан­ская пи­ща. У них бы­ло де­сять дней для под­го­тов­ки к прие­му.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.