Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 27. Все дхар­мы в ог­не



Гла­ва 27

Все дхар­мы в ог­не

Ка­ж­дое ут­ро Кас­са­па при­но­сил Буд­де пи­щу, и Буд­де не нуж­но было хо­дить в де­рев­ню за сбо­ром по­дая­ния. По­сле днев­ной тра­пе­зы он про­гу­ли­вал­ся в оди­но­че­ст­ве по лес­ным тро­пин­кам или к ло­то­со­во­му пру­ду. К кон­цу дня Кас­са­па при­сое­ди­нял­ся к не­му для бе­сед под де­ревь­я­ми или воз­ле пру­да. Чем боль­ше вре­ме­ни он про­во­дил с Буд­дой, тем луч­ше Кас­са­па по­ни­мал, на­сколь­ко муд­рым и доб­ро­де­тель­ным был Буд­да.

В од­ну из но­чей про­шел та­кой силь­ный дождь, что Не­ранд­жа­ра вы­шла из бе­ре­гов. Бли­жай­шие по­ля и по­се­ле­ния бы­ст­ро по­кры­лись во­дой. Лод­ки от­ча­ян­но сно­ва­ли ту­да и сю­да в по­ис­ках лю­дей. Об­щи­на Кас­са­пы ус­пе­ла во­вре­мя пе­ре­брать­ся на бо­лее вы­со­кое ме­сто, но ни­кто не мог най­ти Гау­та­му. Кас­са­па по­слал на по­ис­ки не­сколь­ко ло­док. В кон­це кон­цов, его на­шли на от­да­лен­ном хол­ме.

Во­да спа­ла так же бы­ст­ро, как и под­ня­лась. На сле­дую­щее ут­ро Буд­да взял ча­шу для по­дая­ния и от­пра­вил­ся вниз в де­рев­ню по­смот­реть, как жи­вут жи­те­ли по­сле на­вод­не­ния. К сча­стью, ни­кто не уто­нул. Лю­ди го­во­ри­ли Буд­де, что, по­сколь­ку они не бо­га­ты, на­вод­не­ние не при­чи­ни­ло им за­мет­но­го вре­да.

Уче­ни­ки Кас­са­пы на­ча­ли вновь воз­во­дить Свя­ти­ли­ще Огня, унич­то­жен­ное в пламени, и от­страи­вать хи­жи­ны, смы­тые на­вод­не­ни­ем.

Од­на­ж­ды днем, ко­гда Буд­да и Кас­са­па стоя­ли на бе­ре­гу Не­ранд­жа­ры, Кас­са­па ска­зал:

— Гау­та­ма, од­на­ж­ды вы го­во­ри­ли о ме­ди­та­ции на те­ло, чув­ст­ва, ощу­ще­ния, мыс­ли и соз­на­ние. Я стал прак­ти­ко­вать эту ме­ди­та­цию и на­чал по­ни­мать, на­сколь­ко чув­ст­ва и ощу­ще­ния оп­ре­де­ля­ют ка­че­ст­во жиз­ни че­ло­ве­ка. Я уви­дел так­же, что во всех этих пя­ти по­то­ках нель­зя най­ти ни од­но­го по­сто­ян­но­го эле­мен­та. Я да­же уви­дел, что ве­ра в от­дель­ную са­мость яв­ля­ет­ся лож­ной. Но я все еще не по­ни­маю, по­че­му не­об­хо­ди­мо сле­до­вать ду­хов­но­му пу­ти, ес­ли не су­ще­ст­ву­ет са­мо­сти? Ко­го же нуж­но ос­во­бо­дить?

Буд­да за­дал во­прос:

— Кас­са­па, вы при­знае­те, что стра­да­ние су­ще­ст­ву­ет?

— Да, Гау­та­ма, я при­знаю это.

— Вы со­глас­ны, что стра­да­ние име­ет при­чи­ны?

— Да, я со­гла­сен с этим.

— Кас­са­па, ко­гда при­сут­ст­ву­ют при­чи­ны стра­да­ния, при­сут­ст­ву­ет и са­мо стра­да­ние. Ко­гда уст­ра­ня­ют­ся при­чи­ны стра­да­ния, уст­ра­ня­ет­ся и са­мо стра­да­ние.

— Да, я ви­жу это.

— При­чи­на стра­да­ния в не­ве­же­ст­ве, в лож­ном взгля­де на ре­аль­ность. По­ла­гать, что не­по­сто­ян­ное яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ным, — вот что та­кое не­ве­же­ст­во. Ду­мать, что есть са­мость, ко­гда ее не су­ще­ст­ву­ет, — вот что та­кое не­ве­же­ст­во. Из не­ве­же­ст­ва ро­ж­да­ют­ся алч­ность, гнев, страх, за­висть и бес­чис­лен­ное мно­же­ст­во дру­гих ви­дов стра­да­ния. Путь ос­во­бо­ж­де­ния — это путь глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в сущ­ность ве­щей для то­го, что­бы по-на­стоя­ще­му осоз­нать при­ро­ду не­по­сто­ян­ст­ва, от­сут­ст­вия от­дель­ной са­мо­сти и взаи­мо­за­ви­си­мо­сти всех ве­щей. Это путь пре­одо­ле­ния не­ве­же­ст­ва. Пре­одо­лев не­ве­же­ст­во, мож­но пре­одо­леть и стра­да­ния. В этом и со­сто­ит на­стоя­щее ос­во­бо­ж­де­ние. Для ос­во­бо­ж­де­ния нет не­об­хо­ди­мо­сти в са­мо­сти.

Уру­ве­ла Кас­са­па пре­бы­вал в мол­ча­нии не­ко­то­рое вре­мя, а по­том про­из­нес:

— Гау­та­ма, я знаю, что вы го­во­ри­те толь­ко о ва­шем пря­мом опы­те. Ва­ши сло­ва не про­сто вы­ра­жа­ют кон­цеп­цию. Вы ска­за­ли, что ос­во­бо­ж­де­ние мо­жет быть дос­тиг­ну­то по­сред­ст­вом ме­ди­та­ции и глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в сущ­ность ве­щей. Не ду­мае­те ли вы, что все це­ре­мо­нии, ри­туа­лы и мо­лит­вы бес­по­лез­ны?

Буд­да ука­зал на про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну ре­ки и ска­зал:

— Кас­са­па, ес­ли кто-ни­будь за­хо­чет пе­ре­пра­вить­ся на дру­гой бе­рег, что он дол­жен сде­лать?

— Ес­ли в этом мес­те дос­та­точ­но мел­ко, он мо­жет пе­рей­ти вброд. В про­тив­ном слу­чае он дол­жен пе­ре­плыть или вос­поль­зо­вать­ся лод­кой.

— Я со­гла­сен с этим. Но как быть, ес­ли он не мо­жет пе­рей­ти, пе­ре­плыть или взять лод­ку? Что бу­дет, ес­ли он толь­ко сто­ит на бе­ре­гу и мо­лит­ся, что­бы дру­гой бе­рег при­бли­зил­ся к не­му? Что вы ду­мае­те о та­ком че­ло­ве­ке?

— Я бы ска­зал, что он до­воль­но глуп.

— Имен­но так, Кас­са­па! Ес­ли че­ло­век не пре­одо­ле­ет не­ве­же­ст­во и пре­пят­ст­вия ума, он не смо­жет пе­ре­пра­вить­ся на дру­гую сто­ро­ну к ос­во­бо­ж­де­нию, да­же ес­ли про­ве­дет всю жизнь в мо­лит­вах.

Вне­зап­но Кас­са­па про­сле­зил­ся и рас­про­стер­ся у ног Буд­ды.

— Гау­та­ма, я по­те­рял бо­лее по­ло­ви­ны сво­ей жиз­ни. По­жа­луй­ста, при­ми­те ме­ня в уче­ни­ки и дай­те мне воз­мож­ность изу­чать и прак­ти­ко­вать путь ос­во­бо­ж­де­ния вме­сте с ва­ми.

Буд­да по­мог Кас­са­пе под­нять­ся и ска­зал:

— Я бы, без со­мне­ния, при­нял вас в уче­ни­ки, но что бу­дет с пять­ю­ста­ми ва­ши­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми? Кто бу­дет ру­ко­во­дить ими, ес­ли вы их по­ки­не­те?

Кас­са­па от­ве­тил:

— Гау­та­ма, по­зволь­те мне по­го­во­рить с ни­ми. Зав­тра я со­об­щу вам о мо­ем ре­ше­нии.

Буд­да ска­зал:

— Де­ти де­рев­ни Уру­ве­ла на­зы­ва­ют ме­ня Буд­дой.

Кас­са­па был удив­лен.

— Это оз­на­ча­ет “Про­бу­ж­ден­ный”, не так ли? Я бу­ду на­зы­вать вас так же.

 Сле­дую­щим ут­ром Буд­да от­пра­вил­ся в де­рев­ню Уру­ве­ла для сбо­ра по­дая­ния. За­тем он по­шел к ло­то­со­во­му пру­ду. Поз­же, днем, Кас­са­па на­шел его там. Он ска­зал Буд­де, что все пять­сот его по­сле­до­ва­те­лей со­гла­си­лись стать уче­ни­ка­ми Буд­ды.

На сле­дую­щий день Уру­ве­ла Кас­са­па и все его по­сле­до­ва­те­ли об­ри­ли го­ло­вы и бо­ро­ды и бро­си­ли во­ло­сы в ре­ку Не­ранд­жа­ра вме­сте со все­ми пред­ме­та­ми, ис­поль­зо­вав­ши­ми­ся ими для по­кло­не­ния ог­ню. Они по­кло­ни­лись Буд­де и про­из­нес­ли три раза:

— При­ни­маю при­бе­жи­ще в Буд­де, в том, кто по­ка­зал мне путь в этой жиз­ни. При­ни­маю при­бе­жи­ще в Дхар­ме, в пу­ти по­ни­ма­ния и люб­ви. При­ни­маю при­бе­жи­ще в санг­хе, в об­щи­не, ко­то­рая жи­вет осоз­нан­но и в гар­мо­нии.

Звук го­ло­сов при чте­нии этих трех при­бе­жищ эхом от­зы­вал­ся в ле­су.

Ко­гда по­свя­ще­ние бы­ло за­вер­ше­но, Буд­да рас­ска­зал но­вым бхик­шу о Че­ты­рех Бла­го­род­ных Ис­ти­нах, а так­же о том, как на­блю­дать за ды­ха­ни­ем, те­лом и умом. Он по­ка­зал им, как со­би­рать пи­щу по­дая­ни­ем и как есть в мол­ча­нии. Он по­про­сил их ос­во­бо­дить всех жи­вот­ных, ко­то­рых они вы­ра­щи­ва­ли для еды и жертвоприношений.

Тем же днем Буд­да встре­тил­ся с Кас­са­пой и де­ся­тью стар­ши­ми уче­ни­ка­ми, что­бы пе­ре­дать им ос­но­вы Пу­ти Про­бу­ж­де­ния и об­су­дить, как луч­ше ор­га­ни­зо­вать санг­ху. Кас­са­па был та­лант­ли­вым ор­га­ни­за­то­ром и ли­де­ром. Вме­сте с Буд­дой они на­зна­чили спо­соб­ных стар­ших уче­ни­ков обу­чать мо­ло­дых бхик­шу, так же как это сде­лал Буд­да в Иси­па­та­не.

Че­рез не­ко­то­рое вре­мя На­ди Кас­са­па, млад­ший брат Уру­ве­лы Кас­са­пы, вме­сте со свои­ми тре­мя­ста­ми уче­ни­ка­ми, жив­ши­ми даль­ше вниз по те­че­нию ре­ки, при­шли в ужас. Они уви­де­ли сот­ни ло­ко­нов во­лос, бо­род и куль­то­вых пред­ме­тов, плы­ву­щих по ре­ке. Они по­ду­ма­ли, что ка­кая-то ужас­ная ка­та­ст­ро­фа унич­то­жи­ла об­щи­ну стар­ше­го бра­та. Ко­гда На­ди Кас­са­па, по­спе­шив­ший уз­нать, в чем де­ло, при­шел в Уру­ве­лу, был час сбо­ра по­дая­ний и он не смог ни­ко­го най­ти. Ка­за­лось, что под­твер­жда­ют­ся его са­мые худ­шие опа­се­ния. Но вот по­сте­пен­но бхик­шу на­ча­ли воз­вра­щать­ся и объ­яс­ни­ли ему, что все они все по­кля­лись сле­до­вать за мо­на­хом по име­ни Гау­та­ма. Вер­ну­лись Буд­да и Уру­ве­ла Кас­са­па, ко­то­рый был рад ви­деть млад­ше­го бра­та. Он при­гла­сил его про­гу­лять­ся по ле­су. Они от­сут­ст­во­ва­ли не­ма­ло вре­ме­ни, а ко­гда вер­ну­лись, На­ди Кас­са­па объ­я­вил, что он и его уче­ни­ки так­же при­мут при­бе­жи­ще в Буд­де. Оба бра­та ус­ло­ви­лись по­слать ко­го-ни­будь к их бра­ту Гайе Кас­са­па. Че­рез семь дней и две­сти по­сле­до­ва­те­лей Гайи Кас­са­пы бы­ли так­же по­свя­ще­ны в бхик­шу. Бра­тья Кас­са­па ста­ли осо­бен­но рев­но­ст­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Буд­ды.

Од­на­ж­ды, ко­гда бхик­шу вер­ну­лись со сбо­ра по­дая­ний, Буд­да со­брал их на скло­нах го­ры Гайя. Де­вять­сот бхик­шу вме­сте с Буд­дой и тре­мя брать­я­ми Кас­са­па по­ели в мол­ча­нии. За­кон­чив тра­пе­зу, они по­вер­ну­лись и вни­ма­тель­но по­смот­ре­ли на Буд­ду.

Спо­кой­но си­дя на боль­шом кам­не, Буд­да на­чал го­во­рить:

— Бхик­шу, все дхар­мы пре­бы­ва­ют в ог­не. Что зна­чит — в ог­не? Шесть ор­га­нов чувств — гла­за, уши, нос, язык, те­ло и ра­зум — все они в ог­не. Шесть объ­ек­тов чувств — фор­мы, зву­ки, за­па­хи, вку­сы, при­кос­но­ве­ния и объ­ек­ты ра­зу­ма — все они в ог­не. Шесть соз­на­ний чувств — зре­ние, слух, обо­ня­ние, вкус, чув­ст­ва и мыс­ли — все они в ог­не. Они го­рят пла­ме­нем же­ла­ний, не­на­вис­ти и ил­лю­зий. Они го­рят пла­ме­нем ро­ж­де­ний, ста­рос­ти, бо­лез­ней, смер­ти, пла­ме­нем бо­ли, бес­по­кой­ст­ва, пе­ча­ли, стра­ха и от­чая­ния.

— Бхик­шу, го­рит ка­ж­дое чув­ст­во, ка­ким бы оно ни бы­ло: при­ят­ным, не­при­ят­ным или ней­траль­ным. Чув­ст­ва воз­ни­ка­ют и раз­ли­ча­ют­ся ор­га­на­ми чувств, объ­ек­та­ми ор­га­нов чувств и соз­на­ни­ем чувств. Чув­ст­ва го­рят пла­ме­нем же­ла­ний, не­на­вис­ти и ил­лю­зий. Чув­ст­ва го­рят пла­ме­нем ро­ж­де­ний, ста­рос­ти, бо­лез­ней, смер­ти, пла­ме­нем бо­ли, бес­по­кой­ст­ва, пе­ча­ли, стра­ха и от­чая­ния.

— Бхик­шу, не по­зво­ляй­те се­бе быть за­хва­чен­ны­ми пла­ме­нем же­ла­ний, не­на­вис­ти и ил­лю­зий. Знай­те не­по­сто­ян­ную и взаи­мо­за­ви­си­мую при­ро­ду всех дхарм, что­бы не быть за­хва­чен­ны­ми цик­ла­ми ро­ж­де­ний и смер­тей, соз­да­вае­мых ор­га­на­ми чувств, объ­ек­та­ми чувств и соз­на­ни­ем чувств.

Де­вять­сот бхик­шу вни­ма­тель­но слу­ша­ли. Ка­ж­дый был глу­бо­ко взвол­но­ван. Они бы­ли сча­ст­ли­вы, по­то­му что на­шли путь, ко­то­рый учит смот­реть в суть для дос­ти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния. Ве­ра за­пол­ни­ла серд­це ка­ж­до­го бхик­шу.

Буд­да ос­та­вал­ся в Гай­я­си­са три ме­ся­ца, обу­чая но­вых бхик­шу, и они до­би­лись боль­ших ус­пе­хов. Бра­тья Кас­са­па бы­ли та­лант­ли­вы­ми по­мощ­ни­ка­ми Буд­ды, они по­мо­га­ли ему ру­ко­во­дить и обу­чать санг­ху.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.