Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Взаи­мо­за­ви­си­мое про­ис­хо­ж­де­ние



Гла­ва 29

Взаи­мо­за­ви­си­мое про­ис­хо­ж­де­ние

В те­че­ние сле­дую­щих не­дель мно­го лю­дей, же­лаю­щих стать бхик­шу, при­хо­ди­ли к Буд­де и про­си­ли при­нять их. Мно­гие из них бы­ли хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ны­ми мо­ло­ды­ми людь­ми из знат­ных се­мей. Стар­шие уче­ни­ки Буд­ды со­вер­ша­ли це­ре­мо­нии по­свя­ще­ния и объ­яс­ня­ли но­вым бхик­шу ос­но­вы прак­ти­ки. Дру­гие мо­ло­дые лю­ди, и муж­чи­ны, и жен­щи­ны, при­хо­ди­ли в Паль­мо­вый лес и при­ни­ма­ли обе­ты трех при­бе­жищ.

Од­на­ж­ды Кон­дан­на при­нял обе­ты трех при­бе­жищ у трех­сот со­брав­ших­ся мо­ло­дых лю­дей. По­сле це­ре­мо­нии он рас­ска­зал им о трех дра­го­цен­но­стях — Буд­де, Дхар­ме и Санг­хе.

— Буд­да яв­ля­ет­ся Про­бу­ж­ден­ным. Про­бу­ж­ден­ный ви­дит при­ро­ду жиз­ни и кос­мо­са. По­это­му про­бу­ж­ден­ный не свя­зан ил­лю­зия­ми, стра­хом, гне­вом или же­ла­ни­ем. Про­бу­ж­ден­ный че­ло­век — это сво­бод­ный че­ло­век, на­пол­нен­ный ми­ром и ра­до­стью, лю­бо­вью и по­ни­ма­ни­ем. Наш Учи­тель Гау­та­ма яв­ля­ет­ся пол­но­стью про­бу­ж­ден­ным. Он по­ка­зы­ва­ет нам путь в этой жиз­ни, что­бы мы мог­ли пре­одо­леть за­быв­чи­вость и са­ми про­бу­ди­лись. Ка­ж­дый из нас со­дер­жит в се­бе при­ро­ду Буд­ды. Все мы мо­жем стать Буд­дой. При­ро­да Буд­ды — это спо­соб­ность про­бу­дить­ся и пре­одо­леть лю­бое не­ве­же­ст­во. Ес­ли мы бу­дем прак­ти­ко­вать путь осоз­на­ния, на­ша при­ро­да Буд­ды бу­дет рас­цве­тать с ка­ж­дым днем до тех пор, по­ка мы так­же не дос­тиг­нем пол­ной сво­бо­ды, ми­ра и ра­до­сти. Ка­ж­дый из нас дол­жен об­на­ру­жить Буд­ду в соб­ст­вен­ном серд­це. Буд­да — это пер­вая дра­го­цен­ность.

Дхар­ма — это путь, ве­ду­щий к Про­бу­ж­де­нию. Это путь, ко­то­ро­му учит Буд­да, путь, по­мо­гаю­щий нам вы­рвать­ся из тюрь­мы не­ве­же­ст­ва, гне­ва, стра­ха и же­ла­ний. Этот путь ве­дет к сво­бо­де, ми­ру и ра­до­сти. Он по­мо­га­ет нам лю­бить и по­ни­мать дру­гих. По­ни­ма­ние и лю­бовь — это два са­мых пре­крас­ных пло­да Пу­ти Про­бу­ж­де­ния. Дхар­ма — это вто­рая дра­го­цен­ность.

Санг­ха — это об­щи­на прак­ти­кую­щих Путь Про­бу­ж­де­ния, тех, кто вме­сте идет по это­му пу­ти. Ес­ли вы хо­ти­те прак­ти­ко­вать путь ос­во­бо­ж­де­ния, важ­но на­хо­дить­ся в об­щи­не для со­вме­ст­ной прак­ти­ки. Ес­ли вы на­хо­ди­тесь в оди­но­че­ст­ве, труд­но­сти на пу­ти мо­гут по­ме­шать вам про­бу­дить­ся. Важ­но при­ни­мать при­бе­жи­ще в санг­хе, не­за­ви­си­мо от то­го, яв­ляе­тесь ли вы бхик­шу или свет­ским по­сле­до­ва­те­лем. Санг­ха — это тре­тья дра­го­цен­ность.

— Мо­ло­дые лю­ди, се­го­дня вы при­ня­ли при­бе­жи­ще в Буд­де, Дхар­ме и Санг­хе. С по­мо­щью этих трех при­бе­жищ вы не бу­де­те блу­ж­дать бес­цель­но, но смо­же­те до­бить­ся ре­аль­но­го про­дви­же­ния на Пу­ти Про­свет­ле­ния. Про­шло два го­да с тех пор, как я сам об­рел при­бе­жи­ще в этих трех дра­го­цен­но­стях. Се­го­дня вы по­кля­лись ид­ти по той же до­ро­ге. Да­вай­те же воз­ра­ду­ем­ся вме­сте то­му, что мы при­ня­ли при­бе­жи­ще в трех дра­го­цен­но­стях. Ко­неч­но, эти дра­го­цен­но­сти при­сут­ст­во­ва­ли в на­ших серд­цах из­на­чаль­но. Те­перь мы вме­сте бу­дем прак­ти­ко­вать путь ос­во­бо­ж­де­ния, что­бы эти три дра­го­цен­но­сти вос­сия­ли внут­ри нас.

На мо­ло­дых лю­дей сло­ва Кон­дан­ны по­дей­ст­во­ва­ли обод­ряю­ще. Все они по­чув­ст­во­ва­ли но­вый ис­точ­ник жиз­нен­ной энер­гии в сво­их серд­цах.

В эти же дни Буд­да при­нял в санг­ху двух не­обыч­ных по­сле­до­ва­те­лей, Са­ри­пут­ту и Мог­гал­ла­ну. Оба они бы­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми из­вест­но­го ас­ке­та Санд­жайи, жив­ше­го в Рад­жа­га­хе. При­вер­жен­цы Санд­жайи на­зы­ва­лись па­рив­рад­жа­ки. Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на бы­ли близ­ки­ми друзь­я­ми, их ува­жа­ли за ум и от­кры­тость. Они по­обе­ща­ли друг дру­гу, что тот из них, кто пер­вым дос­тиг­нет Ве­ли­ко­го Пу­ти, сра­зу же со­об­щит об этом вто­ро­му.

Од­на­ж­ды Са­ри­пут­та уви­дел бхик­шу Ас­сад­жи, со­би­раю­ще­го по­дая­ние в Рад­жа­га­хе, и был по­ра­жен его дос­той­ным и спо­кой­ным ви­дом. Са­ри­пут­та по­ду­мал: “Этот че­ло­век по­хож на то­го, кто на­шел Путь. Я знаю, что та­кие лю­ди долж­ны су­ще­ст­во­вать! Я спро­шу, кто его Учи­тель и что пред­став­ля­ет собой его уче­ние”.

Са­ри­пут­та ус­ко­рил ша­ги, что­бы на­гнать Ас­сад­жи, но по­том ос­та­но­вил­ся, не же­лая ме­шать бхик­шу, мол­ча­ли­во со­би­рав­ше­му по­дая­ние. Са­ри­пут­та ре­шил по­до­ж­дать, по­ка тот за­кон­чит, а за­тем при­бли­зить­ся к не­му. Са­ри­пут­та по­сле­до­вал за Ас­сад­жи. Ко­гда ча­ша Ас­сад­жи на­пол­ни­лась, и он по­вер­нул к вы­хо­ду из го­ро­да, Са­ри­пут­та со­еди­нил ла­до­ни в ува­жи­тель­ном при­вет­ст­вии и про­из­нес:

— Мо­нах, вы из­лу­чае­те та­кой мир и по­кой. Ва­ша доб­ро­де­тель и по­ни­ма­ние ос­ве­ща­ют до­ро­гу, по ко­то­рой вы иде­те. По­зволь­те мне спро­сить, кто ваш Учи­тель и где вы прак­ти­куе­те. Ка­ки­ми ме­то­да­ми учит ваш учи­тель?

Ас­сад­жи взгля­нул на Са­ри­пут­ту и улыб­нул­ся са­мым дру­же­ст­вен­ным об­ра­зом. Он от­ве­тил:

— Я учусь и прак­ти­кую под ру­ко­во­дством Учи­те­ля Гау­та­мы из ро­да Ша­кья, из­вест­но­го как Буд­да. Он сей­час жи­вет воз­ле хра­ма Су­патт­хи­та в Паль­мо­вом ле­су.

Гла­за Са­ри­пут­ты за­бле­сте­ли.

— Что это за уче­ние? Не мог­ли бы вы по­де­лить­ся со мной?

— Уче­ние Буд­ды глу­бо­ко и при­ят­но. Я еще не ов­ла­дел им пол­но­стью. Вы мо­же­те прийти и по­лу­чить уче­ние пря­мо от са­мо­го Буд­ды.

Но Са­ри­пут­та умо­лял Ас­сад­жи:

— По­жа­луй­ста, не мог­ли бы вы хо­тя бы в не­сколь­ких сло­вах рас­ска­зать об уче­нии Буд­ды? Это бы­ло бы очень цен­но для ме­ня. А по­том я при­ду уз­нать под­роб­нее.

Ас­сад­жи улыб­нул­ся и про­чи­тал ко­рот­кую га­та:

Из взаи­мо­за­ви­си­мых ос­нов

Воз­ни­ка­ют все ве­щи

И все ве­щи про­хо­дят.

Так учит

Со­вер­шен­но Про­свет­лен­ный.

Са­ри­пут­та вне­зап­но по­чув­ст­во­вал, что его серд­це от­кры­ва­ет­ся, буд­то на­пол­нен­ное яр­ким све­том. Яр­кий про­блеск ис­тин­ной Дхар­мы сверк­нул пе­ред ним. Он по­кло­нил­ся Ас­сад­жи и бы­ст­ро по­бе­жал на по­ис­ки сво­его дру­га Мог­гал­ла­ны.

Ко­гда Мог­гал­ла­на, уви­дев сияю­щее ли­цо Са­ри­пут­ты, спро­сил:

— Брат мой, что сде­ла­ло те­бя та­ким сча­ст­ли­вым? Мо­жет быть, ты на­шел ис­тин­ный путь? Ска­жи мне, брат!

Са­ри­пут­та по­ве­дал ему о том, что толь­ко что про­изош­ло. Ко­гда он про­чи­тал га­та, Мог­гал­ла­на то­же по­чув­ст­во­вал вспыш­ку све­та, ос­ве­тив­шую его серд­це и ра­зум. Он вдруг уви­дел все­лен­ную как со­еди­нен­ную во­еди­но сеть. Это бы­ло, по­то­му что бы­ло и то; это воз­ни­ка­ло, по­то­му что воз­ни­ка­ло то; это­го не су­ще­ст­во­ва­ло, по­то­му что то­го не су­ще­ст­во­ва­ло; это ухо­ди­ло, по­то­му что то ухо­ди­ло. Ве­ра в соз­да­те­ля все­го су­ще­го ис­че­за­ла в этом по­ни­ма­нии взаи­мо­за­ви­си­мо­го про­ис­хо­ж­де­ния. Он по­нял, как че­ло­век мо­жет ра­зо­рвать бес­ко­неч­ные цик­лы ро­ж­де­ний и смер­тей. Дверь к ос­во­бо­ж­де­нию от­кры­лась пе­ред ним.

Мог­гал­ла­на про­из­нес:

— Брат, мы долж­ны сей­час же пой­ти к Буд­де. Он и есть тот Учи­тель, ко­то­ро­го мы жда­ли.

Са­ри­пут­та со­гла­сил­ся, но на­пом­нил ему:

— А что бу­дет с те­ми дву­мяс­та­ми пять­ю­де­ся­тью брать­я­ми па­рив­рад­жа­ка, ко­то­рые дол­гое вре­мя ве­ри­ли и до­ве­ря­ли нам как стар­шим брать­ям об­щи­ны? Мы не мо­жем их про­сто ос­та­вить. Мы сна­ча­ла долж­ны пой­ти и рас­ска­зать им о на­шем ре­ше­нии.

Два дру­га на­пра­ви­лись к глав­но­му мес­ту сбо­ра па­рив­рад­жа­ка и объ­яс­ни­ли то­ва­ри­щам свое ре­ше­ние по­ки­нуть об­щи­ну и стать уче­ни­ка­ми Буд­ды. Па­рив­рад­жа­ка уз­на­ли, что Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на со­би­ра­ют­ся их по­ки­нуть, и бы­ли опе­ча­ле­ны. Об­щи­на бу­дет уже не той без этих стар­ших брать­ев. По­это­му все они вы­ра­зи­ли же­ла­ние по­сле­до­вать за ни­ми и то­же стать уче­ни­ка­ми Буд­ды.

Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на по­шли к учи­те­лю Санд­жайя и со­об­щи­ли ему о ре­ше­нии об­щи­ны. Он умо­лял их ос­тать­ся, го­во­ря:

— Ес­ли вы ос­та­не­тесь здесь, я пе­ре­дам вам обо­им ру­ко­во­дство об­щи­ной.

Он по­вто­рил это три­ж­ды, но Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на твер­до стоя­ли на сво­ем. Они от­ве­ти­ли:

— Ува­жае­мый Учи­тель, мы по­шли по ду­хов­но­му пу­ти не для то­го, что­бы стать ре­ли­ги­оз­ны­ми ли­де­ра­ми, а для то­го, что­бы най­ти ос­во­бо­ж­де­ние. Ес­ли мы не уз­на­ем ис­тин­но­го пу­ти, как же мы смо­жем ру­ко­во­дить дру­ги­ми? Мы долж­ны от­пра­вить­ся к Учи­те­лю Гау­та­ме, так как он дос­тиг пу­ти, ко­то­рый мы уже дав­но ищем.

Са­ри­пут­та и Мог­гал­ла­на рас­про­стер­лись пе­ред Санд­жай­ей и уда­ли­лись. Дру­гие па­рив­рад­жа­ка по­сле­до­ва­ли за ни­ми. Они при­шли в Паль­мо­вый лес, где рас­про­стер­лись пе­ред Буд­дой, и по­про­си­ли по­свя­тить их. Буд­да по­го­во­рил с ни­ми о Че­ты­рех Бла­го­род­ных Ис­ти­нах и при­нял их в санг­ху. По­сле це­ре­мо­нии по­свя­ще­ния чис­ло бхик­шу в Паль­мо­вой ро­ще воз­рос­ло до 1250.

 

Здесь за­кан­чи­ва­ет­ся пер­вая кни­га.


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.