Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ве­ли­че­ст­вен­ные зву­ки му­зы­ки



Гла­ва 25

Ве­ли­че­ст­вен­ные зву­ки му­зы­ки

Буд­да уже пу­те­ше­ст­во­вал по до­ро­ге из Ва­ра­на­си в Рад­жа­га­ху. Он шел мед­лен­но, на­сла­ж­да­ясь ок­ру­жаю­щи­ми ле­са­ми и ри­со­вы­ми по­ля­ми. К по­луд­ню он ос­та­но­вил­ся, что­бы по­про­сить по­дая­ния в ма­лень­кой де­ре­вуш­ке, ле­жа­щей на пу­ти. По­том он во­шел в лес, что­бы спо­кой­но по­есть и со­вер­шить ме­ди­та­цию. Он ме­ди­ти­ро­вал, си­дя под те­ни­сты­ми де­ревь­я­ми, и на­сла­ж­дал­ся оди­но­че­ст­вом. Че­рез не­сколь­ко ча­сов не­по­да­ле­ку поя­ви­лась груп­па хо­ро­шо оде­тых мо­ло­дых лю­дей, яв­но чем-то взвол­но­ван­ных. Не­ко­то­рые из них дер­жа­ли в ру­ках му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Мо­ло­дой че­ло­век, ше­ст­вую­щий во гла­ве про­цес­сии, по­кло­нил­ся Буд­де и спро­сил:

— Мо­нах, не ви­де­ли ли вы здесь де­вуш­ку?

Буд­да от­ве­тил:

— А по­че­му вы хо­ти­те ее най­ти?

Мо­ло­дой че­ло­век по­ве­дал их ис­то­рию. Они бы­ли жи­те­ля­ми го­ро­да Ва­ра­на­си и при­шли в лес, что­бы при­ят­но про­вес­ти вре­мя. Они взя­ли с со­бой му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты и мо­ло­дую де­вуш­ку для раз­вле­че­ний. За­кон­чив петь, тан­це­вать и пи­ро­вать, они лег­ли вздрем­нуть под де­ревь­я­ми. Но, про­снув­шись, они об­на­ру­жи­ли, что де­вуш­ка по­хи­ти­ла их дра­го­цен­но­сти и ис­чез­ла. Они бро­си­лись ее ис­кать.

Буд­да спо­кой­но взгля­нул на мо­ло­дых лю­дей и спро­сил:

— Ска­жи­те мне, дру­зья, что луч­ше: най­ти де­вуш­ку или най­ти са­мих се­бя?

Мо­ло­дые лю­ди бы­ли по­ра­же­ны. Вне­зап­ное по­яв­ле­ние Буд­ды и его не­обыч­ный во­прос за­ста­ви­ли их за­ду­мать­ся. Юно­ша, шед­ший во гла­ве, спро­сил:

— Ува­жае­мый Учи­тель, мо­жет быть, мы по­про­бу­ем сна­ча­ла най­ти са­мих се­бя.

Буд­да про­из­нес:

— Жизнь мо­жет быть об­на­ру­же­на толь­ко в на­стоя­щий мо­мент, но наш ра­зум ред­ко пре­бы­ва­ет в на­стоя­щем. Вме­сто это­го мы охо­тим­ся за про­шлым или бу­ду­щим. Мы ду­ма­ем, что яв­ля­ем­ся са­ми со­бой, но прак­ти­че­ски ни­ко­гда не чув­ст­ву­ем се­бя. Наш ра­зум слиш­ком за­нят вче­раш­ни­ми вос­по­ми­на­ния­ми или зав­траш­ни­ми меч­та­ми. Един­ст­вен­ная воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к жиз­ни — воз­вра­тить­ся к на­стоя­ще­му мо­мен­ту. Ес­ли вы осоз­нае­те, как вер­нуть­ся к на­стоя­ще­му, на­сту­па­ет про­бу­ж­де­ние, и в этот мо­мент вы на­хо­ди­те свою ис­тин­ную сущ­ность. По­смот­ри­те на эти неж­ные ли­стья, лас­кае­мые солн­цем. Смот­ре­ли ли вы ко­гда-ни­будь на зе­лень ли­ст­вы без­об­лач­ным и про­бу­ж­ден­ным серд­цем? Тень, па­даю­щая от них, яв­ля­ет­ся од­ним из чу­дес этой жиз­ни. Ес­ли вы ни­ко­гда не смот­ре­ли по-на­стоя­ще­му на них, сде­лай­те это сей­час.

Мо­ло­дые лю­ди слу­ша­ли в мол­ча­нии. Сле­дуя за ука­зую­щим паль­цем Буд­ды, их гла­за об­ра­ти­лись к зе­ле­ным ли­сть­ям, чуть ко­леб­ле­мым по­лу­ден­ным ве­тер­ком. В сле­дую­щее мгно­ве­ние Буд­да по­вер­нул­ся к юно­ше, при­сев­ше­му спра­ва от не­го, и по­про­сил:

— Я ви­жу, что у те­бя есть флей­та. Сыг­рай, по­жа­луй­ста, что-ни­будь для нас.

Мо­ло­дой че­ло­век сна­ча­ла сму­тил­ся, но по­том под­нес к гу­бам флей­ту и на­чал иг­рать. Все вни­ма­тель­но слу­ша­ли. Зву­ки флей­ты бы­ли по­хо­жи на жа­лоб­ный плач раз­оча­ро­ван­ной люб­ви. Буд­да вни­ма­тель­но смот­рел на юно­шу, иг­раю­ще­го на флей­те. Он за­вер­шил свою песнь, и слов­но дым­ка пе­ча­ли оку­та­ла по­лу­ден­ный лес. Ни­кто не на­ру­шал мол­ча­ния, и вне­зап­но мо­ло­дой че­ло­век про­тя­нул флей­ту Буд­де и по­про­сил:

— Ува­жае­мый мо­нах, те­перь вы сыг­рай­те, по­жа­луй­ста, для нас.

Буд­да улыб­нул­ся, а не­сколь­ко мо­ло­дых лю­дей раз­ра­зи­лись сме­хом, счи­тая сво­его дру­га на­стоя­щим глуп­цом. Раз­ве мо­на­хи иг­ра­ют на флей­те? Но, к их удив­ле­нию, Буд­да взял в ру­ки флей­ту. Все со­брав­шие­ся об­ра­ти­ли взо­ры к Буд­де, не скры­вая лю­бо­пыт­ст­ва. Буд­да не­сколь­ко раз глу­бо­ко вдох­нул и под­нес флей­ту к гу­бам.

Об­раз мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, иг­раю­ще­го на флей­те мно­го лет на­зад в ко­ро­лев­ском са­ду в Ка­пи­ла­ватт­ху, воз­ник в соз­на­нии Буд­ды. То бы­ла ночь пол­но­лу­ния. Он ви­дел Ма­ха­пад­жа­па­ти, она ти­хо слу­ша­ла, си­дя на ка­мен­ной ска­мье. Там бы­ла и Ясод­ха­ра, за­жи­гав­шая бла­го­во­ния из аро­мат­но­го сан­да­ло­во­го де­ре­ва. Буд­да на­чал иг­рать на флей­те.

Воз­ник­ший звук был то­нок, как лег­кий ды­мок, под­ни­маю­щий­ся над кры­ша­ми Ка­пи­ла­ватт­ху в час ужи­на. По­сте­пен­но этот звук сгу­стил­ся в про­стран­ст­ве, по­доб­но со­би­раю­щим­ся об­ла­кам, об­ра­зую­щим ты­ся­че­ле­пе­ст­ко­вый ло­тос, ка­ж­дый ле­пе­сток ко­то­ро­го пе­ре­ли­вал­ся дру­гим цве­том. Ка­за­лось, что один флей­тист пре­вра­тил­ся в ты­ся­чу му­зы­кан­тов, и все чу­де­са все­лен­ной пре­об­ра­зи­лись в зву­ки — зву­ки ты­сяч цве­тов и форм, зву­ки, лег­кие, как ве­те­рок и бы­ст­рые, как ка­п­ли до­ж­дя, яс­ные, как про­ле­таю­щие в не­бе жу­рав­ли, неж­ные, как ко­лы­бель­ная пес­ня, свер­каю­щие, как брил­ли­ан­ты, и воз­вы­шен­ные, как улыб­ка то­го, кто пре­одо­лел все мыс­ли о при­об­ре­те­ни­ях и по­те­рях. Лес­ные пти­цы пре­кра­ти­ли петь, что­бы по­слу­шать эту воз­вы­шен­ную му­зы­ку, и да­же ве­тер пе­ре­стал ше­ле­стеть ли­сть­я­ми. Лес был по­гру­жен в ат­мо­сфе­ру все­об­ще­го ми­ра, без­мя­теж­но­сти и чу­да. Мо­ло­дые лю­ди, си­дев­шие ря­дом с Буд­дой, по­чув­ст­во­ва­ли, как что-то омы­ва­ет и об­нов­ля­ет их, их взгля­ды, по­доб­но взгля­дам де­тей за­но­во от­кры­ва­ли чу­де­са ок­ру­жаю­ще­го ми­ра: де­ре­вья, Буд­ду, флей­ту, му­зы­ку — чу­де­са, су­ще­ст­вую­щие не­по­сред­ст­вен­но в на­стоя­щий мо­мент. Да­же ко­гда Буд­да от­ло­жил флей­ту, они все еще слы­ша­ли зву­ки му­зы­ки. Ни­кто из них боль­ше не ду­мал о де­вуш­ке или про­пав­ших дра­го­цен­но­стях.

Дол­го все пре­бы­ва­ли в мол­ча­нии. По­том мо­ло­дой че­ло­век, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла флей­та, спро­сил Буд­ду:

— Мас­тер, вы так за­ме­ча­тель­но иг­ра­ли! Я ни­ко­гда не слы­шал то­го, кто мог бы иг­рать так хо­ро­шо. Ко­го вы обу­чае­те? Не при­ме­те ли вы ме­ня в уче­ни­ки, что­бы я мог нау­чить­ся у вас иг­ре на флей­те?

Буд­да улыб­нул­ся и от­ве­тил:

— Я нау­чил­ся иг­рать на флей­те, ко­гда был еще маль­чи­ком, и не иг­рал поч­ти семь лет. Но, ка­жет­ся, те­перь она зву­чит луч­ше, чем рань­ше.

— Как же это мо­жет быть, Мас­тер? Как же вы смог­ли сыг­рать луч­ше, ес­ли вы не уп­раж­ня­лись семь лет?

— Иг­ра на флей­те за­ви­сит не толь­ко от уп­раж­не­ний. Я те­перь иг­раю луч­ше, чем рань­ше, по­то­му что на­шел свою ис­тин­ную сущ­ность. Нель­зя дос­тичь зна­чи­тель­ных вер­шин в ис­кус­ст­ве, ес­ли сна­ча­ла вы не об­на­ру­жи­те не­пре­взой­ден­ную кра­со­ту в ва­шем соб­ст­вен­ном серд­це. Ес­ли вы дей­ст­ви­тель­но хо­ти­те хо­ро­шо иг­рать на флей­те, вы долж­ны сна­ча­ла най­ти свою ис­тин­ную сущ­ность на Пу­ти Про­бу­ж­де­ния.

И Буд­да рас­ска­зал о пу­ти ос­во­бо­ж­де­ния, о Че­ты­рех Бла­го­род­ных Ис­ти­нах и Бла­го­род­ном Вось­ме­рич­ном Пу­ти. Мо­ло­дые лю­ди вни­ма­тель­но слу­ша­ли, и ко­гда Буд­да за­кон­чил свою речь, все они пре­кло­ни­ли ко­ле­ни и по­про­си­ли при­нять их в уче­ни­ки. Буд­да по­свя­тил их. Он рас­ска­зал им, как прой­ти в Иси­па­та­ну и пред­ста­вить­ся бхик­шу Кон­дан­не, ко­то­рый бу­дет ру­ко­во­дить ими в прак­ти­ке Пу­ти. Буд­да ска­зал, что вско­ре уви­дит их сно­ва.

Той но­чью Буд­да спал один в ле­су. На сле­дую­щее ут­ро он пе­ре­пра­вил­ся че­рез Ганг и по­шел на вос­ток. Он хо­тел на­вес­тить де­тей Уру­ве­лы пе­ред тем, как на­пра­вить­ся в Рад­жа­га­ху к ко­ро­лю Бим­би­са­ре.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.