Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 24. При­ня­тие при­бе­жи­ща



Гла­ва 24

При­ня­тие при­бе­жи­ща

Но­вость о том, что Яса стал бхик­шу, бы­ст­ро раз­нес­лась сре­ди его дру­зей. Его бли­жай­шие то­ва­ри­щи — Ви­ма­ла, Суб­аху, Пун­над­жи и Га­вам­па­ти ре­ши­ли на­вес­тить его в Иси­па­та­не. По пу­ти ту­да Суб­аху ска­зал:

— Ес­ли Яса ре­шил стать мо­на­хом, то его Учи­тель дол­жен быть дей­ст­ви­тель­но вы­даю­щим­ся че­ло­ве­ком и путь, ко­то­ро­му он учит, дол­жен быть ве­ли­че­ст­вен­ным. Яса очень раз­бор­чив.

Ви­ма­ла от­па­ри­ро­вал:

— Не будь так наи­вен. Мо­жет быть, он стал мо­на­хом по ка­при­зу и дол­го это не про­длит­ся. Че­рез шесть ме­ся­цев или че­рез год ему на­ску­чит та­кая жизнь.

Га­вам­па­ти не со­гла­сил­ся.

— Ты не вос­при­ни­ма­ешь Ясу дос­та­точ­но серь­ез­но. Я все­гда счи­тал его серь­ез­ным че­ло­ве­ком и уве­рен, что он не сде­лал бы ни­че­го по­доб­но­го без ис­крен­не­го на­ме­ре­ния.

Они на­шли Ясу в Олень­ем пар­ке, он пред­ста­вил их Буд­де.

— Учи­тель, это мои дру­зья. Они очень хо­ро­шие лю­ди. По­жа­луй­ста, ока­жи­те ми­лость и от­крой­те им гла­за на путь ос­во­бо­ж­де­ния.

Буд­да при­сел, что­бы по­го­во­рить с че­тырь­мя мо­ло­ды­ми людь­ми. Сна­ча­ла Ви­ма­ла был на­стро­ен весь­ма скеп­ти­че­ски, но чем боль­ше он слу­шал, тем боль­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­ди­ло на не­го ус­лы­шан­ное. В кон­це кон­цов, он вме­сте с тре­мя друзь­я­ми стал про­сить Буд­ду при­нять их в об­щи­ну бхик­шу. Чет­ве­ро мо­ло­дых лю­дей пре­кло­ни­ли ко­ле­ни пе­ред Буд­дой. При­знав их ис­крен­ность, Буд­да тут же при­нял их в уче­ни­ки. Он по­про­сил Кон­дан­ну объ­яс­нить им ос­но­вы.

У Яса бы­ло не­сколь­ко сот дру­гих дру­зей, ко­то­рые вско­ре уз­на­ли, что Яса и чет­ве­ро его бли­жай­ших то­ва­ри­щей ста­ли бхик­шу. Око­ло ста два­дца­ти мо­ло­дых лю­дей, встре­ти­лись пе­ред до­мом Ясы и ре­ши­ли по­се­тить Иси­па­та­ну этим же ут­ром. Яса рас­ска­зал о сво­ем ре­ше­нии стать бхик­шу и от­вел их на встре­чу с Буд­дой.

Ок­ру­жен­ный мо­ло­ды­ми людь­ми, Буд­да рас­ска­зал о пу­ти, ко­то­рый мо­жет по­кон­чить со стра­да­ния­ми и при­вес­ти к ми­ру и ра­до­сти. Он рас­ска­зал им о сво­их по­ис­ках и о том, как по­клял­ся оты­скать Путь, ко­гда был еще со­всем мо­ло­дым. Сто два­дцать мо­ло­дых лю­дей слу­ша­ли, за­та­ив ды­ха­ние. Пять­де­сят из них сра­зу же ре­ши­ли стать бхик­шу. Ос­таль­ные то­же хо­те­ли стать бхик­шу, но не мог­ли от­ка­зать­ся от сво­их обя­зан­но­стей в ми­ру.

Яса по­про­сил Буд­ду при­нять пять­де­сят сво­их дру­зей в уче­ни­ки, и Буд­да со­гла­сил­ся. Об­ра­до­вав­шись, Яса ска­зал:

— Зав­тра я прой­ду ми­мо до­ма мо­их ро­ди­те­лей во вре­мя сбо­ра по­дая­ния. Я мо­гу по­про­сить их по­да­рить пла­тье и ча­ши для этих но­вых бхик­шу.

Те­перь вме­сте с Буд­дой в Олень­ем пар­ке жи­ло ше­сть­де­сят бхик­шу. Он ос­тал­ся там еще на три ме­ся­ца, что­бы ру­ко­во­дить об­щи­ной. В те­че­ние это­го вре­ме­ни не­сколь­ко сот муж­чин и жен­щин бы­ли при­ня­ты Буд­дой в свет­ские по­сле­до­ва­те­ли.

Буд­да учил бхик­шу то­му, как сле­дить за сво­им те­лом, чув­ст­ва­ми, ощу­ще­ния­ми, по­ро­ж­де­ния­ми ра­зу­ма и соз­на­ни­ем. Он учил взаи­мо­за­ви­си­мой при­ро­де всех ве­щей и объ­яс­нял, что ме­ди­та­ция на взаи­мо­за­ви­си­мость очень важ­на. Он объ­яс­нил, что все ве­щи за­ви­сят друг от дру­га в сво­ем про­ис­хо­ж­де­нии, раз­ви­тии и уга­са­нии. Ни­что не мо­жет су­ще­ст­во­вать без взаи­мо­за­ви­си­мо­го про­ис­хо­ж­де­ния. В од­ном пред­ме­те су­ще­ст­ву­ют все ос­таль­ное.

— Ме­ди­та­ция на взаи­мо­за­ви­си­мое про­ис­хо­ж­де­ние, — го­во­рил он, — это во­ро­та, ве­ду­щие к ос­во­бо­ж­де­нию от ро­ж­де­ния и смер­ти. Она об­ла­да­ет си­лой раз­ру­шать кос­ные и уз­кие взгля­ды, та­кие как, на­при­мер, что все­лен­ная бы­ла соз­да­на ка­ким-то Бо­гом или из не­ких эле­мен­тов вро­де зем­ли, во­ды, ог­ня или воз­ду­ха.

Буд­да по­ни­мал свою от­вет­ст­вен­ность как учи­те­ля. Он ру­ко­во­дил об­щи­ной и за­бо­тил­ся о шес­ти­де­ся­ти бхик­шу, как лю­бя­щий стар­ший брат. Он так­же раз­де­лил от­вет­ст­вен­ность и с пер­вы­ми пя­тью уче­ни­ка­ми. Кон­дан­на ру­ко­во­дил два­дца­тью мо­ло­ды­ми людь­ми, а Бхад­дийя, Вап­па, Ма­ха­на­ма и Ас­сад­жи по­мо­га­ли де­ся­ти мо­ло­дым уче­ни­кам ка­ж­дый. Все бхик­шу до­би­лись боль­ших ус­пе­хов в сво­ей прак­ти­ке.

Буд­да со­звал всю об­щи­ну и ска­зал:

— По­слу­шай­те, по­жа­луй­ста, бхик­шу. Мы со­вер­шен­но сво­бод­ны и ни­чем не ог­ра­ни­че­ны. Те­перь вы знае­те Путь. Про­дол­жай­те с уве­рен­но­стью, и вы про­дви­не­тесь да­ле­ко впе­ред. Вы мо­же­те по­ки­нуть Иси­па­та­ну, ко­гда за­хо­ти­те. Иди­те как сво­бод­ные лю­ди и де­ли­тесь с дру­ги­ми Пу­тем Про­бу­ж­де­ния. Са­жай­те се­ме­на ос­во­бо­ж­де­ния и про­свет­ле­ния, что­бы при­нес­ти мир и ра­дость дру­гим. Учи­те пу­ти ос­во­бо­ж­де­ния, ко­то­рый пре­кра­сен от на­ча­ла и до кон­ца, по фор­ме и со­дер­жа­нию. Бес­чис­лен­ное мно­же­ст­во дру­гих лю­дей из­вле­кут поль­зу из ва­шей ра­бо­ты по рас­про­стра­не­нию Дхар­мы. Что ка­са­ет­ся ме­ня, я вско­ре вас по­ки­ну. Я со­би­ра­юсь на­пра­вить­ся на вос­ток. Я хо­чу на­вес­тить де­ре­во бод­хи и де­тей де­рев­ни Уру­ве­ла. По­том я дол­жен на­вес­тить сво­его дру­га в Рад­жа­га­хе.

Вы­слу­шав сло­ва Буд­ды, мно­гие бхик­шу, оде­тые в пла­тье кир­пич­но­го цве­та, от­пра­ви­лись рас­про­стра­нять уче­ние. Толь­ко два­дцать бхик­шу ос­та­лись в Иси­па­та­не.

Вско­ре мно­го лю­дей в ко­ро­лев­ст­вах Ка­си и Ма­гад­ха ус­лы­ша­ли о Буд­де и его уче­ни­ках. Они уз­на­ли, что принц из ро­да Ша­кья дос­тиг ос­во­бо­ж­де­ния и учит сво­ему пу­ти в Иси­па­та­не, вбли­зи го­ро­да Ва­ра­на­си. Мно­гие мо­на­хи, еще не дос­тиг­шие пло­дов ос­во­бо­ж­де­ния, по­чув­ст­во­ва­ли обод­ре­ние и со всех сто­рон уст­ре­ми­лись в Иси­па­та­ну. Вы­слу­шав ре­чи Буд­ды, боль­шин­ст­во из них ста­ли бхик­шу. Те бхик­шу, ко­то­рые по­ки­ну­ли Иси­па­та­ну, что­бы рас­про­стра­нять уче­ние, при­во­ди­ли мно­го мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые так­же хо­те­ли стать мо­на­ха­ми. Ко­ли­че­ст­во уче­ни­ков бы­ст­ро рос­ло.

Од­на­ж­ды Буд­да со­брал санг­ху в Олень­ем пар­ке и ска­зал:

— Бхик­шу! Боль­ше нет не­об­хо­ди­мо­сти мне лич­но по­свя­щать ка­ж­до­го но­во­го бхик­шу или ка­ж­до­му, кто хо­чет по­лу­чить по­свя­ще­ние, при­хо­дить в Иси­па­та­ну. Те, кто хо­чет по­лу­чить по­свя­ще­ние, мо­гут сде­лать это в сво­их де­рев­нях, в при­сут­ст­вии дру­зей и се­мей. И, как и вы, я хо­чу быть сво­бод­ным в ре­ше­нии ос­та­вать­ся здесь или уй­ти от­сю­да. Сле­до­ва­тель­но, ко­гда вы встре­ти­те че­ло­ве­ка, ис­крен­не же­лаю­ще­го стать бхик­шу, вы мо­же­те по­свя­щать его, где бы вы ни бы­ли.

Кон­дан­на встал и сло­жил ла­до­ни.

— Учи­тель, по­ка­жи­те нам, по­жа­луй­ста, как про­во­дить це­ре­мо­нию по­свя­ще­ния. То­гда мы смо­жем де­лать это са­ми в бу­ду­щем.

Буд­да от­ве­тил:

— Де­лай­те так, как я де­лал рань­ше.

Ас­сад­жи встал и про­из­нес:

— Учи­тель, ва­ше при­сут­ст­вие бы­ло столь зна­ме­на­тель­ным, что вам не нуж­но бы­ло при­бе­гать к осо­бой це­ре­мо­нии. Но для всех нас не­об­хо­дим ка­кой-то ус­та­нов­лен­ный об­ряд. Брат Кон­дан­на, мо­жет быть, вы пред­ло­жи­те ка­кую-то фор­му. Буд­да сей­час здесь с на­ми, и он мо­жет до­ба­вить что-ни­будь.

Кон­дан­на по­мол­чал не­сколь­ко ми­нут. По­том он за­го­во­рил:

— Ува­жае­мый Буд­да, я ду­маю, что пер­вым ша­гом долж­но быть об­ри­ва­ние го­ло­вы и бо­ро­ды же­лаю­ще­му стать бхик­шу. По­том ему сле­ду­ет объ­яс­нить, как но­сить пла­тье мо­на­ха. По­сле то­го как он на­де­нет пла­тье, он мо­жет про­тя­нуть пра­вую ру­ку в це­ре­мо­ни­аль­ном жес­те и пре­кло­нить ко­ле­ни пе­ред мо­на­хом, даю­щим по­свя­ще­ние. Нуж­но встать на ко­ле­ни, так как мо­нах, даю­щий по­свя­ще­ние, счи­та­ет­ся пред­ста­ви­те­лем Буд­ды. По­свя­щен­ный дол­жен со­еди­нить ла­до­ни в фор­ме бу­то­на ло­то­са и по­вто­рить три­ж­ды: “ При­ни­маю при­бе­жи­ще в Буд­де, в том, кто по­ка­жет мне путь в этой жиз­ни. При­ни­маю при­бе­жи­ще в Дхар­ме — в пу­ти по­ни­ма­ния и люб­ви. При­ни­маю при­бе­жи­ще в санг­хе — в об­щи­не, жи­ву­щей в гар­мо­нии и осоз­на­нии”. По­сле по­вто­ре­ния этих слов он бу­дет счи­тать­ся бхик­шу об­щи­ны Буд­ды. Но это толь­ко мои пред­ло­же­ния. По­жа­луй­ста, Учи­тель, по­правь­те ме­ня.

Буд­да от­ве­тил:

— Все очень хо­ро­шо, брат Кон­дан­на. По­вто­рить три при­бе­жи­ща, три раза пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред бхик­шу бу­дет дос­та­точ­но для по­свя­ще­ния.

Об­щи­на бы­ла ра­да это­му ре­ше­нию.

Не­сколь­ко дней спус­тя Буд­да на­дел пла­тье, взял ча­шу и по­ки­нул Иси­па­та­ну. Стоя­ло осо­бен­но пре­крас­ное ут­ро. Он на­пра­вил­ся к ре­ке Ганг, что­бы вер­нуть­ся в Ма­гад­ху.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.