Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 15. Лес­ной ас­кет



Гла­ва 15

Лес­ной ас­кет

Мас­те­ру Уд­да­ка бы­ло семь­де­сят пять лет. Он по­чи­тал­ся все­ми как жи­вой Бог. Уд­да­ка тре­бо­вал от уче­ни­ков на­чи­нать с са­мо­го эле­мен­тар­но­го уров­ня прак­ти­ки, по­это­му Сидд­харт­ха на­чал сно­ва с про­стей­ших ме­ди­та­тив­ных тех­ник. Но че­рез не­сколь­ко не­дель он по­ка­зал сво­ему но­во­му учи­те­лю, что уже дос­тиг “об­лас­ти не­ма­те­ри­аль­но­го”. На Мас­те­ра Уд­да­ка это про­из­ве­ло боль­шое впе­чат­ле­ние. Он уви­дел в мо­ло­дом че­ло­ве­ке бла­го­род­но­го по­ве­де­ния по­тен­ци­аль­но­го ду­хов­но­го на­след­ни­ка и обу­чал Сидд­харт­ху с осо­бой за­бо­той.

— Мо­нах Сидд­харт­ха Гау­та­ма, в со­стоя­нии “об­ласть не­ма­те­ри­аль­но­го” пус­то­та не есть то ­же са­мое, что пус­тое про­стран­ст­во, и это не то, что обыч­но на­зы­ва­ют соз­на­ни­ем. Все, что ос­та­ет­ся, это вос­при­ятие и объ­ект вос­при­ятия. По­это­му путь к ос­во­бо­ж­де­нию за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы пре­взой­ти вос­при­ятие.

Сидд­харт­ха поч­ти­тель­но спро­сил:

— Мас­тер, ес­ли уст­ра­нить вос­при­ятие, что же ос­та­нет­ся? Ес­ли нет вос­при­ятия, чем мы от­ли­ча­ем­ся от кус­ка де­ре­ва или кам­ня?

— У кус­ка де­ре­ва или кам­ня при­сут­ст­ву­ет вос­при­ятие. Не­оду­шев­лен­ные пред­ме­ты са­ми яв­ля­ют­ся вос­при­яти­ем. Ты дол­жен дос­тичь со­стоя­ния соз­на­ния, в ко­то­ром и вос­при­ятие, и от­сут­ст­вие его ис­чез­нет. Это со­стоя­ние “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия”. Те­перь ты дол­жен дос­тичь это­го со­стоя­ния.

Сидд­харт­ха вер­нул­ся к сво­им ме­ди­та­ци­ям. За пят­на­дцать дней он дос­тиг “са­мад­хи”, или со­стоя­ния “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия”. Сидд­харт­ха уви­дел, что это со­стоя­ние по­зво­ля­ет пре­взой­ти все обыч­ные со­стоя­ния соз­на­ния. Но ко­гда он вы­хо­дил из это­го ме­ди­та­тив­но­го со­стоя­ния, то об­на­ру­жи­вал, что, не­смот­ря на его не­обыч­ность, оно не да­ет ре­ше­ния про­бле­мы жиз­ни и смер­ти. Это бы­ло наи­бо­лее уми­ро­тво­рен­ное со­стоя­ние, в нем мож­но бы­ло пре­бы­вать очень дол­го, но оно не бы­ло клю­чом к ре­аль­но­сти. Ко­гда Сидд­харт­ха при­шел к Мас­те­ру Уд­да­ка Ра­ма­пут­та, тот тор­же­ст­вен­но его по­здра­вил. Он по­жал ру­ку Сидд­харт­хи и ска­зал:

— Мо­нах Гау­та­ма, ты луч­ший мой уче­ник. Ты дос­тиг не­ве­ро­ят­ных ус­пе­хов за очень ко­рот­кое вре­мя. Ты дос­тиг са­мо­го вы­со­ко­го уров­ня. Я стар и мне уже не­мно­го ос­та­лось пре­бы­вать в этом ми­ре. Ес­ли ты ос­та­нешь­ся здесь, мы смо­жем вме­сте ру­ко­во­дить этой об­щи­ной, а ко­гда я ум­ру, ты зай­мешь мое ме­сто Мас­те­ра об­щи­ны.

И на этот раз Сидд­харт­ха веж­ли­во от­ка­зал­ся. Он по­нял, что со­стоя­ние “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия” не бы­ло клю­чом к ос­во­бо­ж­де­нию от ми­ра ро­ж­де­ния и смер­ти. Он дол­жен был дви­гать­ся даль­ше. Он вы­ра­зил свою глу­бо­чай­шую бла­го­дар­ность Мас­те­ру и об­щи­не мо­на­хов и вновь пус­тил­ся в путь. Все в об­щи­не по­лю­би­ли Сидд­харт­ху и с гру­стью про­во­ди­ли его.

Во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния в цен­тре Уд­да­ка Ра­ма­пут­ты Сидд­харт­ха под­ру­жил­ся с мо­ло­дым мо­на­хом по име­ни Кон­дан­на. Кон­дан­не очень нра­вил­ся Сидд­харт­ха — и как учи­тель, и как хо­ро­ший друг. Ни­кто в об­щи­не, за ис­клю­че­ни­ем Сидд­харт­хи, не дос­тиг “об­лас­ти не­ма­те­ри­аль­но­го”, не го­во­ря уже о со­стоя­нии “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия”. Кон­дан­на знал, что Мас­тер счи­та­ет Сидд­харт­ху сво­им ду­хов­ным на­след­ни­ком. Дос­ти­же­ния Сидд­харт­хи по­мо­га­ли Кон­дан­не по­ве­рить в свои си­лы. Он час­то при­хо­дил к Сидд­харт­хе, учил­ся у не­го, ме­ж­ду ни­ми воз­ник­ли осо­бые от­но­ше­ния. Кон­дан­на очень со­жа­лел, ко­гда уз­нал о том, что Сиддхартха ухо­дит. Он про­во­дил сво­его дру­га до под­но­жия го­ры и ждал до тех пор, по­ка он не скрыл­ся из ви­ду.

Сидд­харт­ха до­бил­ся очень мно­го­го, за­ни­ма­ясь у двух са­мых из­вест­ных учи­те­лей ме­ди­та­ции, но огонь по­ис­ка ко­рен­но­го ре­ше­ния ос­во­бо­ж­де­ния от стра­да­ний по-преж­не­му го­рел внут­ри его. Ему ста­ло яс­но, что, по всей ви­ди­мо­сти, он не нау­чит­ся че­му-то боль­ше­му, за­ни­ма­ясь у дру­гих муд­рых учи­те­лей, где бы то ни бы­ло. Он по­нял, что дол­жен ис­кать ключ к про­свет­ле­нию в се­бе са­мом. Мед­лен­но дви­га­ясь на за­пад, ме­ж­ду ри­со­вы­ми по­ля­ми, про­то­ка­ми и вы­тя­ну­ты­ми гряз­ны­ми ла­гу­на­ми, Сидд­харт­ха дос­тиг ре­ки Не­ранд­жа­ра. Он пе­ре­пра­вил­ся че­рез нее и стал взби­рать­ся вверх в го­ры, по­ка не под­нял­ся до го­ры Данг­си­ри, на­хо­дя­щей­ся на рас­стоя­нии по­ло­ви­ны дня пу­ти от де­рев­ни Уру­ве­ла. Кру­тые ка­мен­ные скло­ны го­ры, на ко­то­рых бы­ло мно­го пе­щер, за­кан­чи­ва­лись зуб­ча­ты­ми пи­ка­ми. Ва­лу­ны, ог­ром­ные, как до­ма де­ре­вен­ских жи­те­лей, усеи­ва­ли всю го­ру. Сидд­харт­ха ре­шил ос­тать­ся здесь до тех пор, по­ка не оты­щет Путь к Ос­во­бо­ж­де­нию. Он на­шел пе­ще­ру, в ко­то­рой мог си­деть в ме­ди­та­ции мно­гие ча­сы, и ме­ди­ти­руя, вновь по­вто­рил все прак­ти­ки, ко­то­ры­ми ов­ла­дел на про­тя­же­нии пя­ти по­след­них лет. Он вспом­нил свои со­ве­ты ас­ке­там не из­ну­рять те­ло, по­то­му что это толь­ко до­ба­вит стра­да­ний в мир, и так уже пе­ре­пол­нен­ный ими. Но сей­час, изу­чая их путь бо­лее вни­ма­тель­но, он по­ду­мал: “Нель­зя раз­жечь огонь из сырых дров. То­же са­мое от­но­сит­ся к те­лу. Ес­ли не ук­ро­щать фи­зи­че­ские же­ла­ния, серд­цу бу­дет труд­но най­ти зна­ние. Я бу­ду прак­ти­ко­вать са­мо­умер­щв­ле­ние пло­ти, что­бы дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния”.

Тем­ны­ми но­ча­ми Гау­та­ма про­ни­кал в са­мые глу­бо­кие и ди­кие угол­ки ле­са, ма­лей­шая мысль о ко­то­рых за­став­ля­ла во­ло­сы ста­но­вить­ся ды­бом, и там ос­та­вал­ся на про­тя­же­нии всей но­чи. Да­же ко­гда страх и па­ни­ка за­пол­ня­ли его ум и те­ло, он си­дел, не ше­ве­лясь. Ко­гда ми­мо про­хо­дил олень, ше­ле­стя ли­сть­я­ми, страх го­во­рил ему, что это при­бли­жа­ют­ся де­мо­ны, что­бы убить его, но он не дви­гал­ся с мес­та. Ко­гда пав­лин сбра­сы­вал сухую вет­ку, страх го­во­рил ему, что это пи­тон спол­за­ет с де­ре­ва, но он все рав­но не дви­гал­ся, хо­тя страх прон­зал его, как уку­сы крас­ных му­равь­ев. Он пы­тал­ся пре­воз­мочь все фи­зи­че­ские стра­хи. Он ве­рил, что, как толь­ко его те­ло пе­ре­ста­нет быть ра­бом стра­ха, ра­зум сбро­сит око­вы стра­да­ний. Ино­гда он си­дел со стис­ну­ты­ми зу­ба­ми и язы­ком, да­вя­щим на не­бо, со­би­рая всю свою си­лу во­ли, что­бы по­да­вить страх и ужас. Да­же ко­гда он весь по­кры­вал­ся хо­лод­ным по­том и те­ло ста­но­ви­лось мок­рым, он не дви­гал­ся. Ино­гда он за­дер­жи­вал ды­ха­ние на та­кие дли­тель­ные про­ме­жут­ки, что гро­хот, по­доб­ный гро­му или ре­ву­ще­му пла­ме­ни, за­пол­нял его уши, а го­ло­ва ка­за­лась рас­ко­ло­той на­двое. Ино­гда он чув­ст­во­вал, буд­то его го­ло­ва стис­ну­та сталь­ным об­ру­чем, а же­лу­док раз­руб­лен то­по­ром мяс­ни­ка. А вре­ме­на­ми ему ка­за­лось, что его те­ло под­жа­ри­ва­ет­ся на от­кры­том ог­не. Эти­ми жес­то­ки­ми уп­раж­не­ния­ми он смог дис­ци­п­ли­ни­ро­вать се­бя и ут­вер­дить свое му­же­ст­во. Его те­ло об­ре­ло спо­соб­ность вы­но­сить не­во­об­ра­зи­мую боль, но в серд­це его все еще не бы­ло ми­ра.

Мо­нах Гау­та­ма прак­ти­ко­вал по­доб­ные ли­ше­ния в те­че­ние шес­ти ме­ся­цев. Три ме­ся­ца он был один, но на чет­вер­тый его на­шли пять уче­ни­ков Уд­да­ка Ра­ма­пут­ты, воз­глав­ляе­мые его ста­рым дру­гом Кон­дан­ной. Сидд­харт­ха был рад сно­ва ви­деть Кон­дан­ну. Все­го че­рез ме­сяц по­сле то­го, как Сидд­харт­ха по­ки­нул ме­ди­та­тив­ный центр, Кон­дан­на дос­тиг со­стоя­ния “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия”. Уви­дев, что он не мо­жет нау­чить­ся че­му-ли­бо еще у Мас­те­ра Уд­да­ка, Кон­дан­на уго­во­рил че­ты­рех дру­зей при­сое­ди­нить­ся к не­му в по­ис­ках Сидд­харт­хи. Че­рез не­сколь­ко не­дель им уда­лось его най­ти, и они вы­ра­зи­ли же­ла­ние ос­тать­ся и за­ни­мать­ся прак­ти­кой вме­сте с ним. Сидд­харт­ха объ­яс­нил им, по­че­му он ис­поль­зу­ет путь са­мо­умер­щв­ле­ния плоти, и пять мо­ло­дых лю­дей - Кон­дан­на, Вап­па, Бхад­дийя, Ас­сад­жи и Ма­ха­на­ма - ре­ши­ли сле­до­вать это­му пу­ти. Ка­ж­дый мо­нах на­шел се­бе пе­ще­ру, они бы­ли рас­по­ло­же­ны не­да­ле­ко друг от дру­га, и ка­ж­дый день один из них от­прав­лял­ся в го­род со­би­рать пи­щу по­дая­ни­ем. Ко­гда он воз­вра­щал­ся, еда де­ли­лась на шесть пор­ций, так что ка­ж­до­му дос­та­ва­лось все­го ма­лень­кая горсть пи­щи в день. Про­хо­ди­ли дни и ме­ся­цы. Те­ла мо­на­хов ста­ли ху­ды­ми и из­мо­ж­ден­ны­ми. Они по­ки­ну­ли го­ру и на­пра­ви­лись на вос­ток к де­рев­не Уру­ве­ла, на бе­рег ре­ки Не­ранд­жа­ра, где про­дол­жи­ли прак­ти­ку в том же ро­де. Но стро­гость к се­бе Сидд­харт­хи на­ча­ла вол­но­вать да­же пя­те­рых его то­ва­ри­щей, они по­счи­та­ли, что сле­до­вать за ним не­воз­мож­но. Сидд­харт­ха пре­кра­тил омо­ве­ния в ре­ке и да­же пе­ре­стал при­ни­мать свою пор­цию пи­щи. В не­ко­то­рые дни он ел толь­ко смор­щен­ную гуа­ву, ко­то­рую ему слу­ча­лось на­хо­дить на зем­ле или ку­со­чек вы­со­хше­го по­ме­та буй­во­лов. Его те­ло бы­ло ужас­но из­ну­ре­но, на вы­сту­паю­щих кос­тях ос­та­ва­лось со­всем не­мно­го пло­ти. Сидд­харт­ха не стриг во­ло­сы и бо­ро­ду уже шесть ме­ся­цев и, ко­гда он тер го­ло­ву, из нее вы­па­да­ли гор­сти во­лос, как буд­то там, на ку­соч­ке пло­ти, все еще об­ле­гав­шем че­реп, боль­ше не бы­ло мес­та для них.

И на­ко­нец, си­дя в ме­ди­та­ции на клад­би­ще, Сидд­харт­ха вне­зап­но по­нял, на­сколь­ко не­пра­виль­ным яв­ля­ет­ся путь са­мо­умер­щв­ле­ния плоти. Солн­це се­ло, и про­хлад­ный ве­те­рок мяг­ко по­гла­жи­вал его ко­жу. По­сле це­ло­го дня, про­ве­ден­но­го под палящим солн­цем, ве­те­рок был вос­хи­ти­тель­но ос­ве­жаю­щим, и Сидд­харт­ха ис­пы­тал та­кой по­кой, ка­ко­го он не чув­ст­во­вал за весь день. Он по­нял, что ум и те­ло со­став­ля­ют
це­ло­ст­ность, ко­то­рую не­воз­мож­но раз­де­лить. Мир и ком­форт для те­ла пря­мо со­от­но­сят­ся с ми­ром и ком­фор­том в уме. Из­ну­ре­ние те­ла оз­на­ча­ет и из­ну­ре­ние ума. Он вспом­нил, как он впер­вые ме­ди­ти­ро­вал в про­хлад­ной те­ни де­ре­ва си­зи­ги­ум в день празд­ни­ка пер­вой вспаш­ки. Он вспом­нил, как ос­ве­жаю­щий по­кой то­го мес­та при­нес ему чув­ст­во яс­но­сти и без­мя­теж­но­сти. Он вспом­нил так­же свою ме­ди­та­цию в ле­су сра­зу по­сле то­го, как Чан­на по­ки­нул его. Его мыс­ли уст­ре­ми­лись к пер­вым дням, про­ве­ден­ным с Мас­те­ром Ала­ра Ка­ла­мой — те на­чаль­ные се­ан­сы ме­ди­та­ции пи­та­ли и те­ло, и ра­зум, соз­да­вая глу­бо­кую кон­цен­тра­цию и со­сре­до­то­чен­ность. Но по­сле то­го Мас­тер Ала­ра Ка­ла­ма ска­зал ему о не­об­хо­ди­мо­сти пре­одо­леть ра­до­сти ме­ди­та­ции для дос­ти­же­ния со­стоя­ний, су­ще­ст­вую­щих за пре­де­ла­ми ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, та­ких как “об­ласть без­гра­нич­но­го про­стран­ст­ва и без­гра­нич­но­го соз­на­ния” и со­стоя­ние “не­ма­те­ри­аль­но­го”. За­тем бы­ло со­стоя­ние “ни вос­при­ятия, ни невос­при­ятия”. Цель этих прак­тик — най­ти сред­ст­ва для вы­хо­да из ми­ра чувств и мыс­лей, ми­ра вос­при­ятия и ощу­ще­ний. Он спро­сил се­бя: “По­че­му нуж­но сле­до­вать толь­ко тра­ди­ци­ям, за­пи­сан­ным в свя­щен­ных пи­са­ни­ях? По­че­му нуж­но бо­ять­ся ра­до­ст­но­го по­коя, при­но­си­мо­го ме­ди­та­ци­ей? Эта ра­дость не име­ет ни­че­го об­ще­го с пя­тью ви­да­ми же­ла­ний, ко­то­рые за­тме­ва­ют осоз­на­ние. На­про­тив, ра­дость ме­ди­та­ции мо­жет на­сы­тить те­ло и ра­зум и дос­та­вить си­лу, не­об­хо­ди­мую для про­дол­же­ния пу­ти к про­свет­ле­нию”.

Мо­нах Гау­та­ма ре­шил вос­ста­но­вить свое здо­ро­вье и ис­поль­зо­вать ме­ди­та­цию для на­сы­ще­ния те­ла и ра­зу­ма. Он ре­шил со сле­дую­ще­го ут­ра на­чать сбор еды по­дая­ни­ем. Он бу­дет сво­им соб­ст­вен­ным учи­те­лем, не за­ви­ся­щим от уче­ний ко­го-ли­бо дру­го­го. Об­ра­до­ван­ный этим ре­ше­ни­ем, он рас­тя­нул­ся на зем­ле и мир­но за­снул. Взош­ла пол­ная лу­на, и Млеч­ный Путь, яр­кий и сияю­щий, рас­про­стер­ся по без­об­лач­но­му не­бу. Мо­нах Гау­та­ма про­снул­ся сле­дую­щим ут­ром при зву­ках птичь­е­го пе­ния. Он под­нял­ся и вспом­нил вче­раш­нее ре­ше­ние. Он был по­крыт гря­зью и пы­лью, а его пла­тье бы­ло так по­но­ше­но и изо­рва­но, что поч­ти не за­кры­ва­ло те­ла. Он вспом­нил, что на­ка­ну­не ви­дел на клад­би­ще те­ло умер­ше­го, и пред­по­ло­жил, что се­го­дня лю­ди от­не­сут его к ре­ке для це­ре­мо­нии кре­ма­ции и ткань кир­пич­но­го цве­та, по­кры­вав­шая труп, бу­дет боль­ше не нуж­на. Он по­до­шел к те­лу и, ду­мая о ро­ж­де­нии и смер­ти, поч­ти­тель­но снял ткань с те­ла. Это был труп мо­ло­дой жен­щи­ны. Ее те­ло рас­пух­ло и по­те­ря­ло цвет. Сидд­харт­ха ис­поль­зо­вал ткань кир­пич­но­го цве­та как но­вое пла­тье.

Он по­шел к ре­ке, что­бы вы­мыть­ся и по­сти­рать ткань. Во­да бы­ла про­хлад­ной и не­обы­чай­но ос­ве­жаю­щей. Он ис­пы­ты­вал на­сла­ж­де­ние от при­кос­но­ве­ния во­ды к ко­же, од­но­вре­мен­но чув­ст­вуя но­вое со­стоя­ние сво­его ра­зу­ма. Он дол­го ку­пал­ся, а по­том по­сти­рал и вы­жал свое но­вое пла­тье. Но ко­гда он вы­брал­ся из во­ды, си­лы ос­та­ви­ли его. Гау­та­ма не смог да­же взо­брать­ся на бе­рег. Он сто­ял и ти­хо ды­шал. Не­вда­ле­ке мо­нах уви­дел вет­ку де­ре­ва, скло­нив­шую­ся над во­дой, с ли­сть­я­ми, сколь­зя­щи­ми по по­верх­но­сти. Он мед­лен­но по­до­шел и взял­ся за нее, что­бы вы­брать­ся из во­ды. Гау­та­ма сел от­дох­нуть на бе­ре­гу. Солн­це под­ни­ма­лось в не­бе. Он раз­ло­жил ткань на зем­ле, а ко­гда она вы­со­хла, за­вер­нул­ся в нее и на­пра­вил­ся к де­рев­не Уру­ве­ла. Но не ус­пел ас­кет прой­ти и по­ло­ви­ны пу­ти, как си­лы по­ки­ну­ли его и он по­те­рял соз­на­ние. Он ле­жал не­ко­то­рое вре­мя не­под­виж­но, пре­ж­де чем на до­ро­ге поя­ви­лась ма­лень­кая де­воч­ка из де­рев­ни. Три­на­дца­ти­лет­няя Суд­жа­та бы­ла по­сла­на сво­ей ма­те­рью от­не­сти рис, мо­ло­ко, пи­рож­ки и се­ме­на ло­то­са для под­но­ше­ния лес­ным бо­гам. Уви­дев мо­на­ха, ле­жа­ще­го без соз­на­ния на до­ро­ге, ед­ва ды­ша­ще­го, она опус­ти­лась на ко­ле­ни и под­нес­ла ча­шу с мо­ло­ком к его гу­бам. Суд­жа­та по­ня­ла, что это ас­кет, ко­то­рый по­те­рял соз­на­ние от сла­бо­сти. Ка­п­ли мо­ло­ка смо­чи­ли его язык и рот, и Сидд­харт­ха не­мед­лен­но по­чув­ст­во­вал, ка­ким ос­ве­жаю­щим бы­ло мо­ло­ко, и мед­лен­но вы­пил всю ча­шу. Сде­лав не­сколь­ко вдо­хов, он дос­та­точ­но при­шел в се­бя, что­бы сесть, и по­про­сил Суд­жа­ту дать ему еще од­ну ча­шу мо­ло­ка. Мо­ло­ко очень бы­ст­ро вос­ста­но­ви­ло его си­лы. В этот день он окон­ча­тель­но ре­шил ос­та­вить ас­ке­ти­че­скую прак­ти­ку из­ну­ре­ния и пой­ти в про­хлад­ный лес на дру­гой сто­ро­не ре­ки для за­ня­тий ме­ди­та­ци­ей.

В по­сле­дую­щие дни он по­сте­пен­но стал нор­маль­но есть и пить. Ино­гда Суд­жа­та при­но­си­ла ему еду, ино­гда он сам брал свою ча­шу и шел в де­рев­ню со­би­рать по­дая­ние. Ка­ж­дый день Сидд­харт­ха за­ни­мал­ся ме­ди­та­ци­ей во вре­мя ходь­бы по бе­ре­гу ре­ки, а ос­таль­ное вре­мя по­свя­щал ме­ди­та­ции си­дя. Ка­ж­дый ве­чер он ку­пал­ся в ре­ке Не­ранд­жа­ра. Сидд­харт­ха от­ка­зал­ся от тра­ди­ций и свя­щен­ных пи­са­ний, что­бы най­ти Путь са­мо­стоя­тель­но. Он об­ра­тил­ся к се­бе са­мо­му, что­бы учить­ся на сво­их соб­ст­вен­ных ус­пе­хах и не­уда­чах. Ме­ди­та­ции на­сы­ща­ли его те­ло и ра­зум, и чув­ст­во ми­ра и по­коя воз­рас­та­ло. Сидд­харт­ха не хо­тел ухо­дить от сво­их чувств и ощу­ще­ний, а вни­ма­тель­но на­блю­дал за ни­ми. Он от­ка­зал­ся от же­ла­ния по­ки­нуть мир яв­ле­ний и, об­ра­тив­шись к се­бе са­мо­му, об­на­ру­жил се­бя пол­но­стью при­сут­ст­вую­щим в этом ми­ре. Про­сто вдох, пес­ня пти­цы, один лист, един­ст­вен­ный луч солн­ца — все это мог­ло слу­жить объ­ек­том ме­ди­та­ции. Он стал ви­деть, что ключ к ос­во­бо­ж­де­нию ле­жит в ка­ж­дом вдо­хе, ка­ж­дом ша­ге, ка­ж­дом ма­лень­ком ка­муш­ке на пу­ти.

Мо­нах Гау­та­ма шел от ме­ди­та­ций на свое те­ло к ме­ди­та­ци­ям на чув­ст­ва и от ме­ди­та­ций на чув­ст­ва к ме­ди­та­ци­ям на ощу­ще­ния и мыс­ли, воз­ни­каю­щие в его соз­на­нии. Он уви­дел един­ст­во те­ла и соз­на­ния, он уви­дел, что лю­бая клет­ка те­ла со­дер­жит в се­бе всю муд­рость ми­ра. Он уви­дел, что нуж­но толь­ко глу­бо­ко по­смот­реть на пы­лин­ку, что­бы уви­деть ис­тин­ный об­раз всей все­лен­ной, что пы­лин­ка са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся все­лен­ной, и ес­ли бы она не су­ще­ст­во­ва­ла, то все­лен­ная так­же не су­ще­ст­во­ва­ла бы. Мо­нах Гау­та­ма вы­шел за рам­ки идеи о раз­де­ле­нии са­мо­сти — “ат­ма­на” и по­нял, что дол­го при­дер­жи­вал­ся лож­но­го по­ня­тия “ат­ма­на”, ко­то­рое из­ла­га­лось в Ве­дах. В дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ле­ния не име­ли от­дель­ной са­мо­сти. От­сут­ст­вие от­дель­ной са­мо­сти (non-self) или “анат­ман” бы­ли су­тью лю­бо­го су­ще­ст­во­ва­ния. “Анат­ман” не был по­ня­ти­ем, опи­сы­ваю­щим но­вую сущ­ность. Он был уда­ром мол­нии, раз­ру­шаю­щим все не­вер­ные взгля­ды. При­дер­жи­ва­ясь прин­ци­па от­сут­ст­вия от­дель­ной са­мо­сти, Сидд­харт­ха был по­до­бен ге­не­ра­лу, под­ни­маю­ще­му ост­рый меч ин­туи­ции на по­ле сра­же­ния ме­ди­та­тив­ной прак­ти­ки. День и ночь он си­дел под де­ре­вом пип­па­ла, и но­вые уров­ни осоз­на­ния про­бу­ж­да­лись в нем, по­доб­но яр­ким вспыш­кам све­та.

Тем вре­ме­нем пять дру­зей Сидд­харт­хи по­те­ря­ли ве­ру в не­го. Они уви­де­ли, как он си­дит в оди­но­че­ст­ве на бе­ре­гу ре­ки, ест рис и пьет мо­ло­ко. Он раз­го­ва­ри­вал с ма­лень­кой де­воч­кой и улы­бал­ся ей.

Кон­дан­на ска­зал ос­таль­ным:

— Сидд­харт­ха бо­лее не яв­ля­ет­ся тем, на ко­го мы мо­жем рас­счи­ты­вать. Он ос­та­вил путь. Те­перь он без­за­бот­но за­ни­ма­ет­ся на­сы­ще­ни­ем сво­его те­ла. Мы долж­ны по­ки­нуть его и ис­кать дру­гое ме­сто для про­дол­же­ния на­шей прак­ти­ки. Я не ви­жу при­чин ос­та­вать­ся здесь.

Толь­ко по­сле ухо­да пя­ти дру­зей Сидд­харт­ха за­ме­тил их от­сут­ст­вие. Вдох­нов­лен­ный но­вым чув­ст­вом глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния, Сидд­харт­ха по­свя­щал все свое вре­мя ме­ди­та­ции и не ус­пел объ­яс­нить это­го друзь­ям. Он по­ду­мал: “Мои дру­зья не­пра­виль­но ме­ня по­ня­ли, но я мо­гу не бес­по­ко­ить­ся, я не обя­зан убе­ж­дать их. Я дол­жен пол­но­стью по­свя­тить се­бя по­ис­кам ис­тин­но­го пу­ти. Когда я найду путь, я раз­де­лю его с ни­ми”. И он вер­нул­ся к еже­днев­ным уп­раж­не­ни­ям. В эти дни, ко­гда он дос­тиг та­ких боль­ших ус­пе­хов на сво­ем пу­ти, поя­вил­ся юный пас­тух буй­во­лов Сва­сти. Сидд­харт­ха при­вет­ли­во при­ни­мал охап­ки све­жей тра­вы, ко­то­рые один­на­дца­ти­лет­ний маль­чик при­но­сил ему. И хо­тя Суд­жа­та, Сва­сти и их дру­зья бы­ли еще деть­ми, Сидд­харт­ха де­лил­ся с ни­ми не­ко­то­ры­ми мо­мен­та­ми но­во­го зна­ния. Он с ра­до­стью за­ме­чал, на­сколь­ко лег­ко не­гра­мот­ные де­ре­вен­ские де­ти по­ни­ма­ют его от­кры­тия. Это обод­ри­ло его, он по­ни­мал, что дверь пол­но­го про­свет­ле­ния ско­ро ши­ро­ко рас­пах­нет­ся. Он знал, что дер­жит в ру­ках за­ме­ча­тель­ный ключ — ис­ти­ну о взаи­мо­за­ви­си­мо­сти и не­раз­дель­но­сти при­ро­ды всех ве­щей.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.