Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 11. Лун­ная флей­та



Гла­ва 11

Лун­ная флей­та

Уда­ин, Де­ва­дат­та, Ким­би­ла, Бхад­дийя, Ма­ха­на­ма, Ка­лу­дайи и Ану­рудд­ха бы­ли друзь­я­ми Сидд­харт­хи. Они ча­ще дру­гих на­ве­ща­ли его, что­бы по­го­во­рить о та­ких ве­щах, как по­ли­ти­ка и эти­ка. Вме­сте с Анан­дой и Нан­дой они долж­ны бы­ли стать бли­жай­ши­ми со­вет­ни­ка­ми Сидд­харт­хи, ко­гда тот ста­нет ко­ро­лем. Они лю­би­ли на­чи­нать дис­кус­сии по­сле не­сколь­ких бо­ка­лов ви­на. Идя на­встре­чу же­ла­ни­ям сво­их дру­зей, Сидд­харт­ха час­то за­дер­жи­вал ко­ро­лев­ских му­зы­кан­тов и тан­цо­ров для пред­став­ле­ний да­ле­ко за пол­ночь.

Де­ва­дат­та мог бес­ко­неч­но рас­су­ж­дать о по­ли­ти­че­ских ма­те­ри­ях, а Уда­ин и Ма­ха­на­ма не­уто­ми­мо ос­па­ри­ва­ли ка­ж­дый пункт его рас­су­ж­де­ний. Сидд­харт­ха го­во­рил ма­ло. Ино­гда в се­ре­ди­не пес­ни или тан­ца Сидд­харт­ха ос­мат­ри­вал­ся и ви­дел, что Ану­рудд­ха клю­ет но­сом в по­лу­дре­ме, утом­лен­ный ноч­ным бде­ни­ем. Он тол­кал Ану­рудд­ху лок­тем, и оба они вы­би­ра­лись на­ру­жу, где они мог­ли на­блю­дать за лу­ной и слу­шать жур­ча­ние про­те­кав­ше­го ря­дом ру­чья.

Ану­рудд­ха был млад­шим бра­том Ма­ха­на­мы. Их от­цом был принц Ам­ри­то­да­на, дя­дя Сидд­харт­хи. Ану­рудд­ха был при­вет­ли­вым и кра­си­вым юно­шей, очень по­пу­ляр­ным сре­ди при­двор­ных дам, хо­тя сам он не имел склон­но­сти за­во­дить ро­ма­ны.

Ино­гда Сидд­харт­ха и Ану­рудд­ха си­де­ли в са­ду до по­лу­но­чи. К это­му вре­ме­ни их дру­зья обыч­но бы­ли уже из­ряд­но на­ве­се­ле или слиш­ком ус­та­ва­ли для даль­ней­ших дис­кус­сий и от­прав­ля­лись в гос­те­вые ком­на­ты, а Сидд­харт­ха дос­та­вал свою флей­ту и иг­рал на ней в лун­ном све­те. Го­пи­ка ста­ви­ла не­боль­шой све­тиль­ник на ка­мень и ти­хо са­ди­лась ря­дом, слу­шая зву­ки спо­кой­ной му­зы­ки, плы­ву­щие в те­п­лом ноч­ном воз­ду­хе.

Вре­мя шло, и при­бли­жал­ся день, ко­гда Ясод­ха­ре су­ж­де­но бы­ло дать на­ча­ло но­вой жиз­ни. Ко­ро­ле­ва Па­ми­та со­об­щи­ла сво­ей до­че­ри, что ей не нуж­но бу­дет воз­вра­щать­ся до­мой, так как Па­ми­та са­ма при­бу­дет в Ка­пи­ла­ватт­ху. Вме­сте с ко­ро­ле­вой Ма­ха­пад­жа­па­ти Па­ми­та ото­бра­ла луч­ших аку­ше­рок сто­ли­цы для по­мо­щи при ро­дах. И вот на­ко­нец на­стал этот день. Обе ко­ро­ле­вы вме­сте с аку­шер­ка­ми уда­ли­лись в спе­ци­аль­но от­ве­ден­ные по­кои. Во двор­це во­ца­ри­лась ат­мо­сфе­ра тор­же­ст­вен­но­го ожи­да­ния.

++12


Был пол­день, но вне­зап­но не­бо по­кры­лось тем­ны­ми об­ла­ка­ми, буд­то ру­ка Бо­га за­кры­ла солн­це. Сидд­харт­ха си­дел в са­ду. Он был от­де­лен от сво­ей же­ны дву­мя сте­на­ми, но мог от­чет­ли­во слы­шать ее кри­ки. С ка­ж­дой ми­ну­той его бес­по­кой­ст­во рос­ло. Сто­ны Ясод­ха­ры те­перь слы­ша­лись бес­пре­стан­но, он уже был вне се­бя. Ее кри­ки раз­ры­ва­ли его серд­це, он не мог спо­кой­но си­деть. Он вско­чил и стал ме­рить ша­га­ми зем­лю. В это вре­мя сто­ны Ясод­ха­ры ста­ли на­столь­ко силь­ны­ми, что Сидд­харт­ха не смог по­бо­роть ов­ла­дев­шую им па­ни­ку. Его мать, ко­ро­ле­ва Ма­ха­майя, умер­ла по­сле ро­дов, и это го­ре он ни­ко­гда не мог за­быть. Сей­час бы­ла оче­редь Ясод­ха­ры дать жизнь его соб­ст­вен­но­му ре­бен­ку. Ро­ж­де­ние ре­бен­ка бы­ло вол­ную­щим, но в то же вре­мя и опас­ным со­бы­ти­ем, так как бы­ло свя­за­но с воз­мож­ной смер­тью. Ино­гда уми­ра­ли и мать, и ре­бе­нок.

Вспом­нив то, что он уз­нал от мо­на­ха не­сколь­ко ме­ся­цев на­зад, Сидд­харт­ха опус­тил­ся на зем­лю, при­нял по­зу ло­то­са и по­пы­тал­ся ов­ла­деть свои­ми соз­на­ни­ем и серд­цем. Сей­час это бы­ло на­стоя­щим ис­пы­та­ни­ем. Он дол­жен был со­хра­нять спо­кой­ст­вие в серд­це да­же при са­мых силь­ных кри­ках Ясод­ха­ры. Вне­зап­но об­раз толь­ко что ро­ж­ден­но­го ре­бен­ка воз­ник в его соз­на­нии. Это был об­раз его ре­бен­ка. Все во­круг же­ла­ли, что­бы Сидд­харт­ха стал от­цом. Он сам хо­тел иметь ре­бен­ка. Но те­перь в са­мый от­вет­ст­вен­ный мо­мент он по­нял, на­сколь­ко важ­ным яв­ля­ет­ся акт ро­ж­де­ния ре­бен­ка. Он еще не на­шел свой соб­ст­вен­ный путь, он еще не знал, ку­да по­ве­дет жизнь, но уже стал от­цом — хо­ро­шо ли это бу­дет для ре­бен­ка?

Кри­ки Ясод­ха­ры вне­зап­но пре­кра­ти­лись. Он под­нял­ся на но­ги. Что про­изош­ло? Он по­чув­ст­во­вал, как не­ис­то­во бьет­ся его серд­це. Он со­сре­до­то­чил­ся на сво­ем ды­ха­нии, что­бы вновь об­рес­ти спо­кой­ст­вие. В этот мо­мент раз­да­лись кри­ки мла­ден­ца. Ди­тя ро­ди­лось!

Сидд­харт­ха вы­тер пот со лба. Ко­ро­ле­ва Го­та­ми от­кры­ла дверь и по­смот­ре­ла на не­го. Она улыб­ну­лась, и Сидд­харт­ха по­нял, что Ясод­ха­ра на­хо­дит­ся вне опас­но­сти. Ко­ро­ле­ва се­ла воз­ле не­го и ска­за­ла:

— Го­пи­ка ро­ди­ла маль­чи­ка.

Сидд­харт­ха улыб­нул­ся и по­смот­рел на мать с бла­го­дар­но­стью:

— Я на­зо­ву его Ра­ху­ла.

Днем Сидд­харт­ха во­шел в спаль­ню, что­бы уви­деть же­ну и сы­на. Ясод­ха­ра под­ня­ла на не­го свои сияю­щие гла­за, пол­ные люб­ви. Их сын ле­жал ря­дом, за­вер­ну­тый в шел­ка, и Сидд­харт­ха мог ви­деть толь­ко его пух­лень­кое ма­лень­кое ли­чи­ко. Сидд­харт­ха по­смот­рел на Ясод­ха­ру, буд­то со­би­ра­ясь что-то спро­сить. По­ни­мая его же­ла­ние, она кив­ну­ла в знак со­гла­сия и жес­том раз­ре­ши­ла взять сы­на. Сидд­харт­ха под­нял сы­на на ру­ки. Неж­ность и вос­торг за­пол­ни­ли его, но в са­мой глу­би­не по-преж­не­му таи­лось бес­по­кой­ст­во.

Ясод­ха­ра по­прав­ля­лась не­сколь­ко дней. Ко­ро­ле­ва Го­та­ми за­бо­ти­лась о пле­мян­ни­це и но­во­ро­ж­ден­ном, сле­ди­ла за при­го­тов­ле­ни­ем пи­щи, за под­дер­жа­ни­ем ог­ня в оча­ге, что­бы ма­те­ри и ре­бен­ку бы­ло те­п­ло. На­ве­щая же­ну и ре­бен­ка, Сидд­харт­ха при­вы­кал к но­вой ро­ли и но­вой от­вет­ст­вен­но­сти. Од­на­ж­ды, взяв на ру­ки ма­лы­ша, Сидд­харт­ха со всей си­лой ощу­тил хруп­ко­сть че­ло­ве­че­ской жиз­ни. Он вспом­нил день, ко­гда они с Ясод­ха­рой при­сут­ст­во­ва­ли на по­хо­ро­нах ре­бен­ка че­ты­рех лет из бед­ной се­мьи. Ко­гда они при­шли, его тель­це еще ле­жа­ло на кро­ват­ке. Все при­зна­ки жиз­ни уже ис­чез­ли, и ко­жа ре­бен­ка бы­ла блед­ной и вос­ко­вой, а те­ло — толь­ко ко­жа и кос­ти. Мать ре­бен­ка пла­ка­ла воз­ле кро­ва­ти, то вы­ти­рая сле­зы, то сно­ва за­ли­ва­ясь сле­за­ми. В сле­дую­щую ми­ну­ту поя­вил­ся брах­ман для со­вер­ше­ния по­хо­рон­но­го ри­туа­ла. Со­се­ди, ко­то­рые то­же всю ночь не спа­ли, по­ло­жи­ли те­ло на бам­бу­ко­вые но­сил­ки, что­бы от­не­сти его к ре­ке.

Сидд­харт­ха и Ясод­ха­ра по­сле­до­ва­ли за про­цес­си­ей кре­сть­ян. На бе­ре­гу ре­ки был сло­жен про­стой по­гре­баль­ный кос­тер. Сле­дуя ука­за­ни­ям брах­ма­на, жи­те­ли де­рев­ни под­нес­ли но­сил­ки к ре­ке и по­гру­зи­ли те­ло в во­ду. За­тем они вновь под­ня­ли но­сил­ки и по­ста­ви­ли их на зем­лю для то­го, что­бы стек­ла во­да. Это был ри­ту­ал очи­ще­ния, лю­ди ве­ри­ли, что во­да ре­ки Бан­ган­га мо­жет смыть плохую кар­му. Муж­чи­на по­лил по­гре­баль­ный кос­тер бла­го­во­ния­ми, и те­ло ре­бен­ка бы­ло во­дру­же­но на не­го. Брах­ман за­жег фа­кел и стал хо­дить во­круг, чи­тая мо­лит­вы. Сидд­харт­ха знал этот ри­ту­ал. Обой­дя по­гре­баль­ный кос­тер три раза, брах­ман под­жег его, и пла­мя бы­ст­ро взмет­ну­лось вверх. Мать, бра­тья и се­ст­ры умер­ше­го ре­бен­ка за­при­чи­та­ли. Огонь бы­ст­ро унич­то­жил ма­лень­кое те­ло. Сидд­харт­ха по­смот­рел на Ясод­ха­ру и за­ме­тил, что ее гла­за пол­ны слез.

Сидд­харт­ха и сам был бли­зок к то­му, что­бы за­пла­кать:

“Ди­тя, о ди­тя, где ты те­перь воз­ро­дишь­ся? ”— ду­мал он.

Сидд­харт­ха пе­ре­дал Ра­ху­лу Ясод­ха­ре. Он вы­шел на­ру­жу и про­си­дел в оди­но­че­ст­ве в са­ду до ве­че­ра. Его на­шел слу­га:

— Ва­ше вы­со­че­ст­во, ко­ро­ле­ва по­сла­ла ме­ня за ва­ми. Его ве­ли­че­ст­во ко­роль, ваш отец, со­би­ра­ет­ся на­нес­ти вам ви­зит.

Сидд­харт­ха во­шел об­рат­но в дом. Все све­тиль­ни­ки во двор­це яр­ко го­ре­ли.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.