Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 10. Бу­ду­щий ре­бе­нок



Гла­ва 10

Бу­ду­щий ре­бе­нок

Тем вре­ме­нем ко­роль Судд­хо­да­на вы­ра­зил же­ла­ние, что­бы Сидд­харт­ха про­во­дил боль­ше вре­ме­ни при дво­ре. Прин­ца при­гла­ша­ли на за­се­да­ния двор­цо­во­го со­ве­та, он зна­ко­мил­ся с по­ли­ти­кой и ин­три­га­ми, ди­пло­ма­ти­ей и эко­но­ми­кой. Сидд­харт­ха пол­но­стью по­гру­зил­ся в двор­цо­вую жизнь и по­сте­пен­но на­чал по­ни­мать, что по­ли­ти­че­ские, эко­но­ми­че­ские и во­ен­ные про­бле­мы, ко­то­рые есть в лю­бом ко­ро­лев­ст­ве, по­яв­ля­ют­ся из-за лич­ных ам­би­ций по­ли­ти­ков. Оза­бо­чен­ные толь­ко тем, что­бы за­щи­тить свою соб­ст­вен­ную власть, эти лю­ди не спо­соб­ны про­во­дить в жизнь про­све­щен­ную по­ли­ти­ку все­об­ще­го бла­га. Сидд­харт­ха ви­дел про­даж­ных чиновников в мас­ке доб­ро­де­те­ли и мо­ра­ли, и гнев пе­ре­пол­нял его серд­це. Но он скры­вал его, по­то­му что не знал, как из­ме­нить су­ще­ст­вую­щий по­ря­док ве­щей.

— По­че­му ты не уча­ст­ву­ешь в об­су­ж­де­нии дел при дво­ре, а толь­ко мол­ча си­дишь? — спро­сил его од­на­ж­ды ко­роль Судд­хо­да­на по­сле дол­го­го за­се­да­ния с не­сколь­ки­ми выс­ши­ми чи­нов­ни­ка­ми.

Сидд­харт­ха по­смот­рел на сво­его от­ца.

— У ме­ня есть свои идеи, но бес­по­лез­но вы­ска­зы­вать их. Они толь­ко кон­ста­ти­ру­ют бо­лезнь. Я не ви­жу сред­ст­ва для ле­че­ния ам­би­ций при­двор­ных. По­смот­ри, на­при­мер, на Вес­са­мит­ту. У не­го боль­шая власть при дво­ре, хо­тя ты и зна­ешь, что он взя­точ­ник. Не­од­но­крат­но он по­ку­шал­ся на твою власть, но ты все еще за­ви­сишь от его ус­луг. По­че­му? По­то­му что зна­ешь, что ес­ли ты не бу­дешь это­го де­лать, раз­ра­зит­ся ха­ос.

Ко­роль Судд­хо­да­на дол­го в мол­ча­нии смот­рел на сво­его сы­на. По­том он за­го­во­рил:

— Сидд­харт­ха, ты хо­ро­шо зна­ешь, что для то­го, что­бы под­дер­жи­вать мир в се­мье или стра­не, не­об­хо­ди­мо тер­пе­ние. Моя соб­ст­вен­ная власть ог­ра­ни­че­на, но я уве­рен, что ес­ли ты ста­нешь ко­ро­лем, те­бе мно­гое уда­ст­ся луч­ше, чем мне. Ты смо­жешь очи­стить выс­шие слои от про­даж­но­сти и не при­вес­ти стра­ну к хао­су.

Сидд­харт­ха вздох­нул:

 

 

++11


— Отец, я не ду­маю, что это за­ви­сит от та­лан­та пра­ви­те­ля. Я уве­рен, что ос­нов­ная про­бле­ма со­сто­ит в ос­во­бо­ж­де­нии серд­ца и соз­на­ния. Я то­же по­па­даю в ло­вуш­ки чувств гне­ва, стра­ха, рев­но­сти и же­ла­ния.

По­доб­ные раз­го­во­ры уве­ли­чи­ли оза­бо­чен­ность ко­ро­ля Судд­хо­да­ны. Он уви­дел, как раз­ли­ча­ют­ся их взгля­ды на мир. Но ко­роль все еще ле­ле­ял на­де­ж­ду, что с те­че­ни­ем вре­ме­ни Сидд­харт­ха при­мет пред­на­зна­чен­ную ему роль и осу­ще­ст­вит ее наи­бо­лее дос­той­ным пу­тем.

Кро­ме сво­их обя­зан­но­стей при дво­ре и по­мо­щи Ясод­ха­ре, Сидд­харт­ха про­дол­жал учить­ся у из­вест­ных брах­ма­нов и мо­на­хов. Он знал, что за­ня­тия ре­ли­ги­ей со­сто­ят не толь­ко в изу­че­нии свя­щен­ных пи­са­ний, но вклю­ча­ют в се­бя так­же и прак­ти­ку ме­ди­та­ции для дос­ти­же­ния ос­во­бо­ж­де­ния серд­ца и соз­на­ния, и он за­хо­тел уз­нать боль­ше о ме­ди­та­ции. Он пы­тал­ся прак­ти­ко­вать ме­ди­та­цию и во двор­це и де­лил­ся сво­им но­вым зна­ни­ем с Ясод­ха­рой.

— Го­пи­ка, — так лас­ко­во на­зы­вал свою же­ну Сидд­харт­ха, — мо­жет быть, ты то­же бу­дешь за­ни­мать­ся ме­ди­та­ци­ей? Она при­не­сет мир в твое серд­це, и ты про­дол­жишь свое слу­же­ние обез­до­лен­ным с но­вы­ми си­ла­ми.

Ясод­ха­ра по­сле­до­ва­ла его со­ве­ту. Не­за­ви­си­мо от то­го, на­сколь­ко она бы­ла за­ня­та, она вы­де­ля­ла вре­мя для ме­ди­та­ции. Муж и же­на час­то си­де­ли вме­сте в мол­ча­нии. В та­кие ми­ну­ты при­двор­ные ос­тав­ля­ли их од­них, и суп­ру­ги от­пус­ка­ли му­зы­кан­тов и тан­цо­ров для вы­сту­п­ле­ний в дру­гих мес­тах.

С ма­лых лет Сидд­харт­ха уз­нал о че­ты­рех ста­ди­ях жиз­ни брах­ма­на. В мо­ло­до­сти брах­ман изу­ча­ет Ве­ды. На вто­рой ста­дии он же­нит­ся, об­за­во­дит­ся семь­ей и слу­жит об­ще­ст­ву. На треть­ей ста­дии, ко­гда его де­ти под­рас­та­ют, он мо­жет ос­во­бо­дить­ся от этой служ­бы и по­свя­тить се­бя ре­ли­ги­оз­ным за­ня­ти­ям. И, на­ко­нец, на чет­вер­той ста­дии, ос­во­бо­ж­ден­ный от всех свя­зей и обя­за­тельств, брах­ман мо­жет жить жиз­нью мо­на­ха. Сидд­харт­ха об­ду­мал это и ре­шил, что в ста­рос­ти ино­гда бы­ва­ет уже слиш­ком позд­но учить­ся Пу­ти. Он не хо­тел ждать так дол­го.

— По­че­му че­ло­век не мо­жет жить все­ми че­тырь­мя ста­дия­ми сра­зу? По­че­му че­ло­век не мо­жет вес­ти ре­ли­ги­оз­ную жизнь и иметь при этом се­мью?

Сидд­харт­ха хо­тел изу­чать и прак­ти­ко­вать Путь, не до­жи­да­ясь пре­клон­но­го воз­рас­та. Ко­неч­но, он хо­тел уви­деть зна­ме­ни­тых учи­те­лей, жи­ву­щих в Са­ватт­хи или Рад­жа­га­хе. Он был уве­рен, что ес­ли у не­го бу­дет воз­мож­ность учить­ся у та­ких мас­те­ров, он добь­ет­ся го­раз­до боль­ших ус­пе­хов. Мо­на­хи и учи­те­ля, ко­то­рых он по­се­щал, час­то упо­ми­на­ли име­на ве­ли­ких муд­ре­цов, та­ких как Ала­ра Ка­ла­ма и Уд­да­ка Ра­ма­пут­та. Все хо­те­ли учить­ся у та­ких мас­те­ров, и с ка­ж­дым днем стрем­ле­ние Сидд­харт­хи уви­деть их воз­рас­та­ло.

Од­на­ж­ды Ясод­ха­ра вер­ну­лась до­мой очень пе­чаль­ная. Она ни с кем не раз­го­ва­ри­ва­ла. Ма­лень­кий ре­бе­нок, за ко­то­рым она уха­жи­ва­ла бо­лее не­де­ли, толь­ко что умер. Не­смот­ря на все уси­лия, прин­цес­са не смог­ла вы­рвать его из объ­я­тий смер­ти. Пе­ре­пол­нен­ная пе­ча­лью, она се­ла и по­пы­та­лась за­нять­ся ме­ди­та­ци­ей, но сле­зы, не пе­ре­ста­вая, тек­ли у нее по ще­кам. Не­воз­мож­но бы­ло скры­вать свои чув­ст­ва. Ко­гда Сидд­харт­ха при­шел с двор­цо­во­го со­ве­та, она сно­ва за­пла­ка­ла. Сидд­харт­ха об­нял ее и по­про­бо­вал ус­по­ко­ить.

— Го­пи­ка, зав­тра я пой­ду с то­бой на по­хо­ро­ны. Плачь сей­час, это об­лег­чит боль твое­го серд­ца. Ро­ж­де­ние, ста­рость, бо­лез­ни и смерть яв­ля­ют­ся тя­же­лым бре­ме­нем, ка­ж­дый из нас не­сет его в этой жиз­ни. То, что слу­чи­лось с ре­бен­ком, мо­жет слу­чить­ся с ка­ж­дым из нас в лю­бой мо­мент.

Ясод­ха­ра ска­за­ла сквозь ры­да­ния:

— Ка­ж­дый день я ви­жу, на­сколь­ко прав­ди­во все, что ты го­во­ришь. Мои две ру­ки так ма­лы в срав­не­нии с не­во­об­ра­зи­мой ве­ли­чи­ной стра­да­ний. Мое серд­це по­сто­ян­но пе­ре­пол­не­но пе­ча­лью и за­бо­та­ми. О, муж мой, по­жа­луй­ста, ука­жи мне, как я смо­гу пре­одо­леть стра­да­ния в мо­ем серд­це.

Сидд­харт­ха мяг­ко об­нял ее:

— Же­на моя, я и сам ищу путь к пре­одо­ле­нию стра­да­ний. Я ви­дел то, что про­ис­хо­дит в об­ще­ст­ве, я уз­нал лю­дей, но, не­смот­ря на все мои уси­лия, я не уви­дел пу­ти к ос­во­бо­ж­де­нию. Но я все рав­но чув­ст­вую, что ра­но или позд­но най­ду путь для всех нас. Го­пи­ка, верь мне, по­жа­луй­ста.

— Я ни­ко­гда не те­ря­ла ве­ру в те­бя, лю­би­мый. Я знаю, что, ес­ли ты один раз ре­шил вы­пол­нить что-то, ты не ос­та­вишь это­го, по­ка не добь­ешь­ся ус­пе­ха. Я знаю, что од­на­ж­ды ты ос­та­вишь все свое бо­гат­ст­во и при­ви­ле­гии в по­ис­ках Пу­ти. Толь­ко, по­жа­луй­ста, муж мой, не по­ки­дай ме­ня сей­час, я ну­ж­да­юсь в те­бе.

Сидд­харт­ха при­под­нял ее под­бо­ро­док и по­смот­рел Ясод­ха­ре в гла­за:

— Нет, нет, я не по­ки­ну те­бя сей­час. Толь­ко ко­гда, ко­гда...

Ясод­ха­ра за­кры­ла ему рот ру­кой:

— Сидд­харт­ха, по­жа­луй­ста, не го­во­ри ни­че­го бо­лее. Я хо­чу спро­сить те­бя — ес­ли у нас бу­дет ре­бе­нок, ты бы хо­тел маль­чи­ка или де­воч­ку?

Сидд­харт­ха был по­ра­жен. Он вни­ма­тель­но по­смот­рел на Ясод­ха­ру:

— Что ты го­во­ришь, Го­пи­ка? Ты име­ешь в ви­ду, ты мо­жет быть...

Ясод­ха­ра кив­ну­ла. Она до­тро­ну­лась до сво­его жи­во­та и ска­за­ла:

— Я так сча­ст­ли­ва но­сить плод на­шей люб­ви. Я хочу, что­бы это был маль­чик, по­хо­жий на те­бя, с тво­им умом и доб­ро­де­те­лью.

Сидд­харт­ха об­нял Ясод­ха­ру и при­тя­нул ее бли­же. Сре­ди сво­ей ве­ли­кой ра­до­сти он вдруг по­чув­ст­во­вал тень тре­во­ги. Но, все еще улы­ба­ясь, он ска­зал:

— Я бу­ду сча­ст­лив, будь то маль­чик или де­воч­ка, ес­ли ре­бе­нок бу­дет иметь твое со­стра­да­ние и муд­рость. Го­пи­ка, ты уже ска­за­ла ма­ме?

— Ты един­ст­вен­ный, ко­му я ска­за­ла. Этим ве­че­ром я пой­ду в глав­ный дво­рец и рас­ска­жу ко­ро­ле­ве Го­та­ми. Од­но­вре­мен­но я по­про­шу ее со­ве­та в том, как луч­ше по­за­бо­тить­ся о на­шем бу­ду­щем ре­бен­ке. Зав­тра я от­прав­люсь к сво­ей ма­те­ри, ко­ро­ле­ве Па­ми­те. Я уве­ре­на, что все бу­дут ра­ды.

Сидд­харт­ха кив­нул. Он знал, что мать сра­зу же пе­ре­даст эту но­вость от­цу. Ко­роль бу­дет очень рад и на­вер­ня­ка уст­ро­ит боль­шой пир, что­бы от­ме­тить это со­бы­тие. Сидд­харт­ха по­чув­ст­во­вал, что узы, при­вя­зы­ваю­щие его к двор­цу, уп­ро­чи­лись.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.