Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На­ча­ло ду­хов­ной прак­ти­ки



Гла­ва 13

На­ча­ло ду­хов­ной прак­ти­ки

 

Они мча­лись га­ло­пом всю ночь, но не смог­ли дос­тичь гра­ниц ко­ро­лев­ст­ва Ша­кья до на­ча­ла дня. Путь им пре­гра­ж­да­ла ре­ка Ано­ма, и всад­ни­ки еха­ли вниз по те­че­нию, по­ка не на­шли брод. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя они дос­тиг­ли опуш­ки ле­са. Сре­ди де­ревь­ев мель­ка­ли оле­ни. Пти­цы, не знаю­щие че­ло­ве­ка, пор­ха­ли со­всем ря­дом с ни­ми. Сидд­харт­ха спе­шил­ся. Он улыб­нул­ся и по­тре­пал гри­ву ко­ня.

— Кан­та­ка, ты ве­ли­ко­ле­пен. Ты по­мог мне до­б­рать­ся до это­го мес­та, и я бла­го­да­рю те­бя за это.

Конь под­нял го­ло­ву и с лю­бо­вью по­смот­рел на сво­его хо­зяи­на. Сидд­харт­ха вы­та­щил меч, при­то­ро­чен­ный к сед­лу и, взяв­шись ле­вой ру­кой за во­ло­сы, об­ре­зал их. Он про­тя­нул меч и сре­зан­ные во­ло­сы Чан­не. По­том снял дра­го­цен­ное оже­ре­лье.

— Чан­на, возь­ми мое оже­ре­лье, меч и во­ло­сы и пе­ре­дай их мо­ему от­цу. Ска­жи, что­бы он ве­рил в ме­ня. Я по­ки­нул дом не по­то­му, что от­ка­зы­ва­юсь от от­вет­ст­вен­но­сти. Я ухо­жу во имя всех вас и всех жи­вых су­ществ. По­жа­луй­ста, утешь ко­ро­ля и ко­ро­ле­ву от мое­го име­ни. Утешь Ясод­ха­ру. Я про­шу те­бя об этом.

Чан­на взял оже­ре­лье, и сле­зы хлы­ну­ли из его глаз.

— Ва­ше вы­со­че­ст­во, все бу­дут ужас­но стра­дать. Я не знаю, что мне ска­зать ва­шим ро­ди­те­лям и ва­шей же­не. Ва­ше вы­со­че­ст­во, как же вы бу­де­те спать под де­ревь­я­ми, ко­гда всю ва­шу жизнь вы не зна­ли ни­че­го, кро­ме те­п­лой по­сте­ли и мяг­ких оде­ял?

Сидд­харт­ха улыб­нул­ся.

— Не тре­вожь­ся, Чан­на. Я смо­гу жить так, как жи­вут дру­гие. Ты дол­жен вер­нуть­ся и рас­ска­зать о мо­ем ре­ше­нии до то­го, как они нач­нут бес­по­ко­ить­ся из-за мое­го ис­чез­но­ве­ния. А те­перь ос­тавь ме­ня од­но­го.

Чан­на вы­тер сле­зы.

— По­жа­луй­ста, ва­ше вы­со­че­ст­во, раз­ре­ши­те мне ос­тать­ся с ва­ми. Сми­луй­тесь, не за­став­ляй­те ме­ня при­но­сить пе­чаль­ные вес­ти тем, ко­го я люб­лю!

Сидд­харт­ха об­нял сво­его слу­гу за пле­чи. Его го­лос стал серь­ез­ным.

— Чан­на, я хо­чу, что­бы ты вер­нул­ся и рас­ска­зал все мо­ей се­мье. Ес­ли ты дей­ст­ви­тель­но за­бо­тишь­ся обо мне, по­жа­луй­ста, сде­лай так, как я ска­зал. Здесь ты мне не ну­жен, Чан­на. Мо­нах не ну­ж­да­ет­ся в лич­ном слу­ге! Воз­вра­щай­ся до­мой!

Чан­на не­охот­но по­ви­но­вал­ся прин­цу. Он бе­реж­но по­ло­жил во­ло­сы и оже­ре­лье в су­му и при­то­ро­чил меч к сед­лу Кан­та­ки. Он схва­тил Сидд­харт­ху за ру­ку и умо­ляю­ще про­из­нес:

— Я сде­лаю так, как вы ве­ли­те, но, ва­ше вы­со­че­ст­во, по­жа­луй­ста, пом­ни­те обо мне, пом­ни­те о нас всех. Не за­будь­те вер­нуть­ся, ко­гда най­де­те Путь.

Сидд­харт­ха кив­нул го­ло­вой и обод­ряю­ще улыб­нул­ся. Он по­хло­пал Кан­та­ку по шее.

— Кан­та­ка, мой друг, а те­перь воз­вра­щай­ся до­мой.

Чан­на сел на сво­его ко­ня и взял по­во­дья Кан­та­ки. Кан­та­ка обер­нул­ся, что­бы в по­след­ний раз взгля­нуть на Сидд­харт­ху. Его гла­за бы­ли пол­ны слез, как и гла­за Чан­ны. Сидд­харт­ха по­до­ж­дал, по­ка Чан­на и два ко­ня скро­ют­ся из ви­ду, и на­пра­вил­ся к ле­су, к сво­ей но­вой жиз­ни. Те­перь не­бо бу­дет слу­жить ему кры­шей, а лес — до­мом. Чув­ст­во по­коя и удов­ле­тво­ре­ния на­пол­ни­ло его су­ще­ст­во. В этот мо­мент из ле­са по­ка­зал­ся ка­кой-то че­ло­век. Сна­ча­ла Сидд­харт­ха ре­шил, что это мо­нах: на нем бы­ло тра­ди­ци­он­ное пла­тье. Но, ко­гда не­зна­ко­мец при­бли­зил­ся, Сидд­харт­ха уви­дел, что че­ло­век дер­жит лук, а че­рез пле­чо у не­го пе­ре­ки­нут кол­чан со стре­ла­ми.

— Вы охот­ник, не так ли? — спро­сил Сидд­харт­ха.

— Да, пра­виль­но, — от­ве­тил тот.

— Но, ес­ли вы охот­ник, по­че­му вы оде­ты, как мо­нах?

Охот­ник улыб­нул­ся и ска­зал:

— Бла­го­да­ря этой оде­ж­де зве­ри не бо­ят­ся ме­ня, и мне лег­ко под­стре­лить их.

Сидд­харт­ха по­ка­чал го­ло­вой.

— Зна­чит, вы зло­упот­реб­ляе­те со­стра­да­ни­ем тех, кто сле­ду­ет ду­хов­ным пу­тем. Не со­гла­си­тесь ли вы об­ме­нять свое пла­тье на мою оде­ж­ду?

Охот­ник по­смот­рел на Сидд­харт­ху и уви­дел, что тот одет в рос­кош­ное и до­ро­гое ко­ро­лев­ское пла­тье.

— Вы дей­ст­ви­тель­но хо­ти­те об­ме­нять­ся? — спро­сил он.

— Да. Вы смо­же­те про­дать эту оде­ж­ду, по­лу­чить мно­го де­нег и пре­кра­тить охо­тить­ся и за­нять­ся, на­при­мер, тор­гов­лей. Я хо­чу стать мо­на­хом, и мне нуж­но та­кое одея­ние, как у вас.

Охот­ник был вне се­бя от ра­до­сти и по­сле об­ме­на оде­ж­дой по­спе­шил прочь. Сидд­харт­ха те­перь вы­гля­дел, как на­стоя­щий мо­нах. Он во­шел в лес и на­шел де­ре­во, под ко­то­рым рас­по­ло­жил­ся. Впер­вые он ме­ди­ти­ро­вал, как без­дом­ный мо­нах. По­сле длин­но­го по­след­не­го дня во двор­це и осен­ней но­чи, про­ве­ден­ной вер­хом на ко­не, Сидд­харт­ха ис­пы­ты­вал чу­дес­ный по­кой. Он си­дел в ме­ди­та­ции, на­сла­ж­да­ясь чув­ст­вом сво­бо­ды, на­пол­нив­шим его в этом ле­су.

Сол­неч­ные лу­чи про­би­лись сквозь ли­ст­ву и ос­та­но­ви­лись на рес­ни­цах Сидд­харт­хи. Он от­крыл гла­за и уви­дел стоя­ще­го пе­ред ним мо­на­ха. Ху­дое ли­цо и те­ло мо­на­ха не­сли на се­бе от­пе­ча­ток су­ро­вой жиз­ни. Сидд­харт­ха встал и сло­жил ла­до­ни в жес­те при­вет­ст­вия. Он ска­зал мо­на­ху, что толь­ко что ос­та­вил свой дом и еще не на­шел се­бе учи­те­ля. Он на­ме­ре­вал­ся на­пра­вить­ся к югу в ду­хов­ный центр Мас­те­ра Ала­ра Ка­ла­мы и там про­сить при­нять его в уче­ни­ки.

Мо­нах рас­ска­зал Сидд­харт­хе, что учил­ся у Поч­тен­но­го Ала­ра Ка­ла­мы и сей­час Учи­тель от­крыл но­вый центр к се­ве­ру от го­ро­да Ве­са­ли. Там со­бра­лось бо­лее че­ты­рех­сот уче­ни­ков. Мо­нах знал до­ро­гу ту­да и со­гла­сил­ся взять с со­бой Сидд­харт­ху.

Сидд­харт­ха по­сле­до­вал за ним по тро­пин­ке, ко­то­рая вы­ве­ла на холм и да­лее в но­вый лес. Они шли до по­луд­ня, а за­тем мо­нах по­ка­зал Сидд­харт­хе, как со­би­рать ди­кие фрук­ты и съе­доб­ные тра­вы. Мо­нах объ­яс­нил так­же, что ино­гда, ко­гда нет воз­мож­но­сти най­ти съе­доб­ные фрук­ты и зе­лень, не­об­хо­ди­мо вы­ка­пы­вать кор­ни. Сидд­харт­ха знал, что ему пред­сто­ит жить в ле­су дол­гое вре­мя, по­это­му спра­ши­вал на­зва­ния всех съе­доб­ных пло­дов и вни­ма­тель­но за­по­ми­нал все, что го­во­рил мо­нах. Он уз­нал, что мо­нах был ас­ке­том, пи­тав­шим­ся толь­ко ди­ки­ми пло­да­ми, тра­ва­ми и кор­ня­ми. Его зва­ли Бхар­га­ва. Он рас­ска­зал Сидд­харт­хе, что Мас­тер Ала­ра Ка­ла­ма не был ас­ке­том и в до­пол­не­ние к та­кой пи­ще его мо­на­хи со­би­ра­ли по­дая­ние в близ­ле­жа­щих де­рев­нях и при­ни­ма­ли то, что при­но­си­ли им ми­ря­не.

Де­вять дней спус­тя они дос­тиг­ли цен­тра Ала­ра Ка­ла­мы, на­хо­див­ше­го­ся в ле­су вбли­зи Ану­пийя. Они при­шли в тот мо­мент, ко­гда Учи­тель Ала­ра про­из­но­сил про­по­ведь пе­ред че­тырь­мя сот­ня­ми сво­их уче­ни­ков. На вид ему бы­ло лет семь­де­сят, и хо­тя он вы­гля­дел ху­дым и хруп­ким, его гла­за свер­ка­ли и го­лос его гре­мел, как мед­ный ба­ра­бан. Сидд­харт­ха и его спут­ник ос­та­но­ви­лись по­за­ди кру­га уче­ни­ков и мол­ча слу­ша­ли речь Мас­те­ра. Ко­гда он окон­чил го­во­рить, уче­ни­ки раз­бре­лись по ле­су, что­бы про­дол­жить свои за­ня­тия. Сидд­харт­ха при­бли­зил­ся и, пред­ста­вив­шись, поч­ти­тель­но про­из­нес:

— Дос­точ­ти­мый Учи­тель, я про­шу вас при­нять ме­ня в чис­ло уче­ни­ков. Я хо­чу жить и учить­ся под ва­шим ру­ко­во­дством.

Учи­тель вы­слу­шал и про­ни­ца­тель­но взгля­нул на Сидд­харт­ху.

— Сидд­харт­ха, я бу­ду рад при­нять те­бя. Ты мо­жешь ос­тать­ся здесь. Ес­ли ты бу­дешь прак­ти­ко­вать в со­от­вет­ст­вии с мо­им уче­ни­ем и ме­то­да­ми, ты ов­ла­де­ешь зна­ни­ем в ко­рот­кое вре­мя.

Сидд­харт­ха по­кло­нил­ся Учи­те­лю, что­бы вы­ра­зить свою ра­дость.

Мас­тер Ала­ра жил в хи­жи­не, кры­той со­ло­мой, по­стро­ен­ной для не­го не­сколь­ки­ми уче­ни­ка­ми. По ле­су бы­ли раз­бро­са­ны та­кие же хи­жи­ны его по­сле­до­ва­те­лей. Той но­чью Сидд­харт­ха на­шел се­бе ме­сто для сна в ле­су, кор­ни де­ре­ва бы­ли его по­душ­кой. Он был из­му­чен дли­тель­ным пу­те­ше­ст­ви­ем и про­спал до ут­ра как уби­тый. Ко­гда он про­снул­ся, солн­це уже вста­ло и пе­ние птиц на­пол­ня­ло лес. Он сел. Дру­гие мо­на­хи за­вер­ша­ли ут­рен­нюю ме­ди­та­цию и го­то­ви­лись ид­ти в го­род на сбор по­дая­ний. Сидд­харт­хе то­же да­ли ча­шу и по­ка­за­ли, как про­сить по­дая­ния.

Он взял ча­шу и, сле­дуя за дру­ги­ми мо­на­ха­ми, по­шел в го­род Ве­са­ли. Впер­вые дер­жа в ру­ках ча­шу для по­дая­ний, Сидд­харт­ха по­ра­зил­ся то­му, на­сколь­ко тес­но свя­за­на жизнь мо­на­ха с жиз­нью свет­ско­го об­ще­ст­ва — мо­на­хи за­ви­се­ли от ми­рян. Он уз­нал, как пра­виль­но дер­жать ча­шу, как ид­ти и как сто­ять, как при­ни­мать под­но­ше­ния пи­щи и как чи­тать мо­лит­вы в знак бла­го­дар­но­сти даю­щим. В этот день Сидд­харт­хе по­да­ли ри­са с со­усом кэр­ри.

Он вер­нул­ся со свои­ми но­вы­ми то­ва­ри­ща­ми в лес, и все се­ли есть. За­кон­чив тра­пе­зу, он от­пра­вил­ся к Учи­те­лю Ала­ра, что­бы по­лу­чить ду­хов­ные на­став­ле­ния. Ала­ра си­дел в глу­бо­кой ме­ди­та­ции, по­это­му Сидд­харт­ха сел пе­ред Учи­те­лем, мол­ча­ли­во пы­та­ясь со­сре­до­то­чить­ся на сво­ем соб­ст­вен­ном соз­на­нии. Про­шло мно­го вре­ме­ни, пре­ж­де чем Ала­ра от­крыл гла­за. Сидд­харт­ха по­кло­нил­ся и по­про­сил дать ему на­став­ле­ния.

Ала­ра го­во­рил но­во­му мо­на­ху о ве­ре и усер­дии и по­ка­зал, как ис­поль­зо­вать ды­ха­ние для раз­ви­тия кон­цен­тра­ции. Он объ­яс­нил:

— Мое уче­ние не яв­ля­ет­ся чис­той тео­ри­ей. Зна­ния при­хо­дят из не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та и не­по­сред­ст­вен­ных дос­ти­же­ний, а не из умо­зри­тель­ных до­во­дов. Для то­го что­бы дос­тичь раз­лич­ных уров­ней ме­ди­та­ции, не­об­хо­ди­мо из­ба­вить­ся от мыс­лей о про­шлом и бу­ду­щем. Ты дол­жен скон­цен­три­ро­вать­ся ис­клю­чи­тель­но на ос­во­бо­ж­де­нии.

Сидд­харт­ха спро­сил, как кон­тро­ли­ро­вать те­ло и чув­ст­ва, за­тем по­бла­го­да­рил сво­его учи­те­ля и на­пра­вил­ся в лес, где мог за­нять­ся прак­ти­кой в ти­хом и спо­кой­ном мес­те. Он со­брал вет­ки и ли­стья и по­стро­ил ма­лень­кий ша­лаш под де­ре­вом.

Он прак­ти­ко­вал очень усерд­но и ка­ж­дые пять или шесть дней при­хо­дил к Ала­ра спро­сить со­ве­та от­но­си­тель­но тех труд­но­стей, ко­то­рые у не­го воз­ник­ли. За ко­рот­кое вре­мя Сидд­харт­ха до­бил­ся зна­чи­тель­ных ус­пе­хов.

Си­дя в ме­ди­та­ции, он смог уй­ти от всех мыс­лей и да­же от при­вя­зан­но­сти к сво­ему про­шло­му и бу­ду­ще­му и дос­тиг со­стоя­ния уди­ви­тель­ной без­мя­теж­но­сти и экс­та­за, хо­тя и чув­ст­во­вал, что се­ме­на при­вя­зан­но­стей все еще при­сут­ст­ву­ют в нем. Не­сколь­ко не­дель спус­тя Сидд­харт­ха дос­тиг еще бо­лее вы­со­ко­го со­стоя­ния ме­ди­та­ции, ко­гда се­ме­на мыс­лей и при­вя­зан­но­стей рас­тая­ли. За­тем он по­до­шел к та­кой сте­пе­ни кон­цен­тра­ции, для ко­то­рой и со­стоя­ние экс­та­за, и его от­сут­ст­вие пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать. Он по­чув­ст­во­вал, что пять две­рей вос­при­ятия пол­но­стью за­кры­лись, и его серд­це ста­ло та­ким же спо­кой­ным, как озе­ро в без­вет­рен­ный день.

Он пред­ста­вил пло­ды сво­ей прак­ти­ки Учи­те­лю Ала­ра, и Мас­тер был при­ят­но по­ра­жен. Он ска­зал Сидд­харт­хе, что тот до­бил­ся за­ме­ча­тель­ных ус­пе­хов за очень ко­рот­кое вре­мя и те­перь при­шло вре­мя рас­ска­зать ему, как дос­тичь ме­ди­та­тив­но­го со­стоя­ния, на­зы­вае­мо­го “об­ласть без­гра­нич­но­го про­стран­ст­ва”, в ко­то­ром ра­зум ста­но­вит­ся еди­ным с бес­ко­неч­но­стью, ма­те­ри­аль­ные и ви­ди­мые яв­ле­ния ис­че­за­ют, и про­стран­ст­во ви­дит­ся как без­гра­нич­ный ис­точ­ник всех ве­щей.

Сидд­харт­ха, сле­дуя на­став­ле­ни­ям сво­его учи­те­ля, скон­цен­три­ро­вал уси­лия на дос­ти­же­нии это­го со­стоя­ния и ме­нее чем за три дня пре­ус­пел. Но Сидд­харт­ха все еще чув­ст­во­вал, что да­же спо­соб­ность вос­при­ни­мать бес­ко­неч­ное про­стран­ст­во не ос­во­бо­ж­да­ет его от глу­бо­чай­ших за­бот и пе­ча­лей. Пре­бы­вая в этом со­стоя­нии соз­на­ния, он все еще чув­ст­во­вал по­ме­хи и по­это­му вер­нул­ся к Ала­ра за по­мо­щью. Учи­тель ска­зал ему:

— Ты дол­жен сде­лать еще один шаг. “Об­ласть без­гра­нич­но­го про­стран­ст­ва” пред­став­ля­ет собой ту же сущ­ность, что и твой ра­зум. Это не объ­ект твое­го соз­на­ния, но твое соз­на­ние са­мо по се­бе. Те­перь ты дол­жен пе­ре­жить “об­ласть бес­ко­неч­но­го соз­на­ния”.

Сидд­харт­ха вер­нул­ся к сво­ему мес­ту для ме­ди­та­ции и все­го за два дня дос­тиг “об­лас­ти бес­ко­неч­но­го соз­на­ния”. Он уви­дел, что его ра­зум при­сут­ст­ву­ет во всех про­яв­ле­ни­ях все­лен­ной. Но да­же в этом со­стоя­нии все еще ос­та­ва­лась уг­не­тен­ность глу­бо­чай­ши­ми го­ре­стя­ми и за­бо­та­ми. По­это­му он опять вер­нул­ся к Мас­те­ру Ала­ра и объ­яс­нил свои труд­но­сти. Учи­тель по­смот­рел на не­го взгля­дом, пол­ным глу­бо­ко­го ува­же­ния, и ска­зал:

— Ты очень бли­зок к ко­неч­ной це­ли. Воз­вра­щай­ся в свою хи­жи­ну и ме­ди­ти­руй на ил­лю­зор­ную при­ро­ду всех яв­ле­ний. Все во все­лен­ной соз­да­ет­ся на­шим соз­на­ни­ем. Оно яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком всех яв­ле­ний. Фор­мы, зву­ки, за­па­хи, вкус и чув­ст­вен­ное вос­при­ятие, как, на­при­мер, чув­ст­во хо­ло­да или жа­ры, мяг­ко­го или твер­до­го, — все это соз­да­ния на­ше­го соз­на­ния. Они не су­ще­ст­ву­ют в том смыс­ле, как мы обыч­но об этом ду­ма­ем. На­ше соз­на­ние, как ху­дож­ник, ри­су­ет ка­ж­дое яв­ле­ние. Ес­ли ты дос­тиг­нешь со­стоя­ния “об­лас­ти не­ма­те­ри­аль­но­го”, ты пре­ус­пе­ешь. “Об­ласть не­ма­те­ри­аль­но­го” — это со­стоя­ние, в ко­то­ром мы ви­дим, что ни од­но яв­ле­ние не су­ще­ст­ву­ет вне на­ше­го соз­на­ния.

Мо­ло­дой мо­нах со­еди­нил ла­до­ни, что­бы вы­ра­зить бла­го­дар­ность учи­те­лю, и вер­нул­ся в свой уго­лок в ле­су.

По­ка Сидд­харт­ха учил­ся у Ала­ра Ка­ла­мы, он по­зна­ко­мил­ся со мно­ги­ми дру­ги­ми мо­на­ха­ми. Всех при­вле­ка­ли веж­ли­вость Сидд­харт­хи и его при­ят­ные ма­не­ры. Час­то, со­би­ра­ясь ид­ти за по­дая­ни­ем, Сидд­харт­ха на­хо­дил пи­щу воз­ле хи­жи­ны. Ко­гда он вы­хо­дил для ме­ди­та­ции, то на­хо­дил не­сколь­ко ба­на­нов или гор­стей ри­са, втай­не ос­тав­лен­ных для не­го дру­гим мо­на­хом. Мно­гие мо­на­хи хо­те­ли под­ру­жить­ся с Сидд­харт­хой, так как слы­ша­ли от сво­его учи­те­ля по­хва­лы Сидд­харт­хе.

Учи­тель Ала­ра од­на­ж­ды спро­сил о про­шлом Сидд­харт­хи и уз­нал о его жиз­ни при дво­ре. Но Сидд­харт­ха толь­ко улы­бал­ся, ко­гда дру­гие мо­на­хи спра­ши­ва­ли о ко­ро­лев­ском про­шлом. Он скром­но от­ве­чал:

— Это не ­важ­но. Бу­дет луч­ше, ес­ли мы по­го­во­рим о на­шем опы­те в прак­ти­ке Пу­ти.

Ме­нее чем за ме­сяц Сидд­харт­ха дос­тиг “об­лас­ти не­ма­те­ри­аль­но­го”. Ра­ду­ясь, что ему уда­лось до­бить­ся та­ко­го со­стоя­ния соз­на­ния, он в те­че­ние сле­дую­щих не­дель пы­тал­ся при по­мо­щи не­го рас­тво­рить глу­бо­чай­шие пре­гра­ды в сво­ем соз­на­нии и серд­це. Но, хо­тя “об­ласть не­ма­те­ри­аль­но­го” бы­ло глу­бо­чай­шим со­стоя­ни­ем ме­ди­та­ции, оно не смог­ло по­мочь ему. В кон­це кон­цов он опять от­пра­вил­ся про­сить со­ве­та у Учи­те­ля Ала­ра Ка­ла­мы.

Ала­ра Ка­ла­ма вни­ма­тель­но вы­слу­шал Сидд­харт­ху. Его гла­за за­бле­сте­ли. Вы­ра­жая глу­бо­чай­шее ува­же­ние и по­хва­лу, он ска­зал:

— Мо­нах Сидд­харт­ха, ты не­ска­зан­но ода­рен. Ты дос­тиг вы­со­чай­ше­го уров­ня, ко­то­ро­му я мо­гу нау­чить. Ты дос­тиг все­го, что дос­тиг я сам. Да­вай объ­е­ди­ним­ся, что­бы ру­ко­во­дить и управ­лять этой об­щи­ной мо­на­хов.

Сидд­харт­ха мол­чал, об­ду­мы­вая при­гла­ше­ние Мас­те­ра. Хо­тя “об­ласть не­ма­те­ри­аль­но­го” бы­ла цен­ней­шим пло­дом ме­ди­та­ции, она не по­мог­ла раз­ре­шить фун­да­мен­таль­ную про­бле­му ро­ж­де­ния и смер­ти и не мог­ла ос­во­бо­дить от стра­да­ний и за­бот. Это со­стоя­ние не ве­ло к пол­но­му ос­во­бо­ж­де­нию. Цель Сидд­харт­хи со­стоя­ла не в том, что­бы сде­лать­ся ли­де­ром об­щи­ны, а в том, что­бы най­ти путь на­стоя­ще­го ос­во­бо­ж­де­ния.

Сидд­харт­ха со­еди­нил свои ла­до­ни и от­ве­тил:

— Поч­тен­ный Учи­тель, со­стоя­ние “об­ласть не­ма­те­ри­аль­но­го” не яв­ля­ет­ся мо­ей ко­неч­ной це­лью. Я бла­го­да­рен Вам за под­держ­ку и за­бо­ту, но те­перь дол­жен по­про­сить ва­ше­го раз­ре­ше­ния по­ки­нуть об­щи­ну, что­бы даль­ше ис­кать Путь. Вы обу­ча­ли ме­ня от все­го серд­ца все это вре­мя, и я бу­ду веч­но вам бла­го­да­рен.

Учи­тель Ала­ра Ка­ла­ма вы­гля­дел огор­чен­ным, но Сидд­харт­ха был на­стро­ен ре­ши­тель­но. На сле­дую­щий день Сидд­харт­ха от­пра­вил­ся в до­ро­гу.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.