Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 9. Путь со­стра­да­ния



Гла­ва 9

Путь со­стра­да­ния

Свадь­ба Сидд­харт­хи и Ясод­ха­ры со­стоя­лась сле­дую­щей осе­нью. Это бы­ло боль­шое празд­не­ст­во и ра­дость для все­го ко­ро­лев­ст­ва. Сто­ли­цу Ка­пи­ла­ватт­ху ук­ра­си­ли зна­ме­на­ми, фо­на­ря­ми и цве­та­ми, по­всю­ду слы­ша­лась му­зы­ка. Где бы ни про­ез­жа­ли Сидд­харт­ха и Ясод­ха­ра, их по­всю­ду при­вет­ст­во­ва­ли гром­ки­ми кри­ка­ми. Они по­се­ща­ли ок­ру­жаю­щие де­ре­вуш­ки и по­сел­ки, раз­да­вая в ка­че­ст­ве по­дар­ков еду и оде­ж­ду бед­ным семь­ям.

Ко­роль Судд­хо­да­на на­ме­тил по­стро­ить для мо­ло­дой че­ты три но­вых двор­ца, по од­но­му для ка­ж­до­го се­зо­на. Лет­ний дво­рец был воз­ве­ден на кра­си­вом скло­не хол­ма в пред­горь­ях, а двор­цы для се­зо­на до­ж­дей и для зи­мы бы­ли по­строе­ны в са­мой сто­ли­це. Воз­ле ка­ж­до­го двор­ца бы­ли пру­ды с ло­то­са­ми, в не­ко­то­рых бы­ли свет­ло-го­лу­бые ло­то­сы, в дру­гих — ро­зо­вые или бе­лые. Тон­кие оде­ж­ды, кра­си­вая обувь и аро­мат­ное сан­да­ло­вое де­ре­во для мо­ло­дых бы­ли спе­ци­аль­но при­ве­зе­ны из Ва­ра­на­си, сто­ли­цы ко­ро­лев­ст­ва Ка­си, ле­жа­ще­го к юго-за­па­ду.

На­ко­нец-то ко­роль Судд­хо­да­на чув­ст­во­вал се­бя спо­кой­но — Сидд­харт­ха жил так, как дол­жен жить бу­ду­щий ко­роль. Судд­хо­да­на сам ото­брал луч­ших му­зы­кан­тов и тан­цо­ров ко­ро­лев­ст­ва, что­бы соз­дать при­ят­ную об­ста­нов­ку для сы­на и пле­мян­ни­цы.

Но свое сча­стье Сидд­харт­ха и Ясод­ха­ра на­хо­ди­ли не в из­не­жен­ной жиз­ни сре­ди бо­гат­ст­ва и по­че­та. Их сча­стье ро­ж­да­лось из от­кры­то­сти сер­дец и стрем­ле­ния де­лить­ся друг с дру­гом свои­ми глу­бо­чай­ши­ми по­мыс­ла­ми. Их не тро­га­ла изы­скан­ная и вкус­ная еда или бо­га­тые шел­ко­вые оде­ж­ды. И хо­тя они от­да­ва­ли долж­ное ис­кус­ст­ву и ар­ти­стич­но­сти му­зы­кан­тов и тан­цо­ров, та­кие удо­воль­ст­вия не ув­ле­ка­ли их. У них бы­ли свои соб­ст­вен­ные меч­ты — их вол­но­ва­ли во­про­сы об­нов­ле­ния об­ще­ст­ва и ду­хов­ные по­ис­ки.

На сле­дую­щее ле­то пре­дан­ный Чан­на, слу­га Сидд­харт­хи, от­вез их в лет­ний дво­рец, и Сидд­харт­ха по­зна­ко­мил Ясод­ха­ру с той ча­стью ко­ро­лев­ст­ва, ко­то­рую она еще не зна­ла. Они про­во­ди­ли по не­сколь­ко дней в ка­ж­дой де­рев­не, ино­гда ос­та­ва­ясь на ночь в до­мах ме­ст­ных жи­те­лей, пи­та­ясь про­стой едой и но­чуя в га­ма­ках. Они уз­на­ли мно­го но­во­го о жиз­ни и обы­ча­ях стра­ны. Вре­ме­на­ми они стал­ки­ва­лись с ужас­ной ни­ще­той. Они встре­ча­ли се­мьи, где бы­ло де­вять или де­сять де­тей и
ка­ж­дый ре­бе­нок был по­ра­жен ка­кой-ли­бо бо­лез­нью. Не име­ло зна­че­ния, как мно­го тру­ди­лись ро­ди­те­ли, они не мог­ли за­ра­бо­тать дос­та­точ­но для то­го, что­бы про­кор­мить сво­их де­тей. Ну­ж­да шла ру­ка об ру­ку с жиз­нью кре­сть­ян. Сидд­харт­ха ви­дел де­тей с ру­ка­ми и но­га­ми, тон­ки­ми, как спич­ки, и с жи­во­та­ми, раз­ду­ты­ми от па­ра­зи­тов и пло­хо­го пи­та­ния. Он ви­дел ин­ва­ли­дов и стар­цев, вы­ну­ж­ден­ных про­сить по­дая­ния на ули­цах, и эти сце­ны ли­ша­ли его по­коя и ра­до­сти. Он ви­дел лю­дей, по­пав­ших в без­вы­ход­ное по­ло­же­ние. Кро­ме бед­но­сти и бо­лез­ней, их пре­сле­до­вал гнет брах­ма­нов, и не бы­ло ни­ко­го, ко­му они мог­ли бы по­жа­ло­вать­ся. Сто­ли­ца бы­ла слиш­ком да­ле­ко, и да­же ес­ли бы они по­па­ли ту­да, кто мог бы им по­мочь? Он знал, что да­же ко­роль не вла­стен из­ме­нить си­туа­цию.

Сидд­харт­ха уже дав­но уз­нал внут­рен­нюю жизнь ко­ро­лев­ско­го дво­ра. Ка­ж­дый чи­нов­ник хо­тел за­щи­тить и уп­ро­чить свою власть, а не об­лег­чить стра­да­ния тех, кто в этом ну­ж­дал­ся. Он ви­дел борь­бу за власть, борь­бу ка­ж­до­го про­тив всех и не чув­ст­во­вал к по­ли­ти­ке ни­че­го, кро­ме от­вра­ще­ния. Сидд­харт­ха знал, что да­же власть его от­ца хруп­ка и ог­ра­ни­чен­на — ко­роль не был по-на­стоя­ще­му сво­бо­ден, он на­хо­дил­ся в пле­ну сво­его по­ло­же­ния. Его отец знал об алч­но­сти и взя­точ­ни­че­ст­ве мно­гих сво­их чи­нов­ни­ков, но был вы­ну­ж­ден опи­рать­ся на этих лю­дей, что­бы под­дер­жи­вать ста­биль­ность прав­ле­ния.

Сидд­харт­ха по­нял, что, ес­ли он зай­мет ме­сто сво­его от­ца, он дол­жен бу­дет де­лать то же са­мое. Он по­нял, что толь­ко ко­гда лю­ди пре­одо­ле­ют алч­ность и за­висть в соб­ст­вен­ном серд­це, толь­ко то­гда воз­мож­ны из­ме­не­ния. И по­это­му его же­ла­ние сле­до­вать по пу­ти ду­хов­но­го ос­во­бо­ж­де­ния кре­п­ло.

Ясод­ха­ра бы­ла ум­ной и пред­при­им­чи­вой жен­щи­ной. Она по­ни­ма­ла это стрем­ле­ние Сидд­харт­хи и бы­ла уве­ре­на в том, что, ес­ли Сидд­харт­ха ре­шил най­ти путь к ос­во­бо­ж­де­нию, он пре­ус­пе­ет в этом. Но вме­сте с тем она бы­ла дос­та­точ­но прак­тич­ной. По­доб­ные по­ис­ки мо­гут длить­ся ме­ся­цы, ес­ли не го­ды. Тем вре­ме­нем стра­да­ния бу­дут про­дол­жать­ся еже­днев­но во­круг них. По­это­му она ре­ши­ла, что важ­но дей­ст­во­вать пря­мо сей­час. Ее уси­лия по­мо­гут не­ко­то­рым лю­дям и од­но­вре­мен­но при­не­сут боль­ше ми­ра и сча­стья в ее серд­це. Она ве­ри­ла, что бла­го­да­ря люб­ви и под­держ­ке Сидд­харт­хи она смо­жет дол­го слу­жить бед­ным и обез­до­лен­ным.

Все не­об­хо­ди­мое для мо­ло­дой па­ры, жи­ву­щей в лет­нем двор­це, по­сту­па­ло из Ка­пи­ла­ватт­ху. Но Сидд­харт­ха и Ясод­ха­ра ото­сла­ли об­рат­но боль­шин­ст­во слуг, ос­та­вив не­сколь­ких, что­бы те по­мо­га­ли го­то­вить и уха­жи­вать за са­дом и до­мом. И, ко­неч­но, они ос­та­ви­ли при се­бе Чан­ну. Ясод­ха­ра уст­рои­ла их по­все­днев­ную жизнь как мож­но про­ще. Она са­ма при­хо­ди­ла на кух­ню, го­то­ви­ла про­стую пи­щу, лю­би­мую Сидд­харт­хой, и за­бо­ти­лась о его оде­ж­де. Она рас­ска­зы­ва­ла Сидд­харт­хе о сво­их пла­нах, о про­дол­же­нии по­мо­щи бед­ным. Сидд­харт­ха по­ни­мал и под­дер­жи­вал ее же­ла­ние за­ни­мать­ся слу­жением лю­дям. По­это­му до­ве­рие Ясод­ха­ры к му­жу рос­ло.

Но, хо­тя Сидд­харт­ха соз­на­вал цен­ность пла­нов Ясод­ха­ры, он чув­ст­во­вал, что ее путь сам по се­бе не мо­жет при­нес­ти на­стоя­ще­го уми­ро­тво­ре­ния. Лю­ди на­хо­дят­ся в ло­вуш­ке не толь­ко из-за бо­лез­ней и не­спра­вед­ли­вых со­ци­аль­ных ус­ло­вий, но из-за пе­ча­лей и стра­стей, ко­то­рые они са­ми соз­да­ют в сво­их серд­цах и умах. И ес­ли в свое вре­мя Ясод­ха­ра ста­нет жерт­вой стра­ха, гне­ва, го­ре­чи или раз­оча­ро­ва­ния, где она най­дет энер­гию, что­бы про­дол­жить свою ра­бо­ту? Сидд­харт­ха сам ис­пы­тал кру­ше­ние на­дежд и боль, ко­гда уви­дел по­ло­же­ние дел во двор­це и в об­ще­ст­ве. Он по­нял, что дос­ти­же­ние внут­рен­не­го ми­ра яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной ос­но­вой на­стоя­ще­го слу­же­ния во имя об­ще­ст­ва. Он не го­во­рил об этом Ясод­ха­ре, опа­са­ясь при­вес­ти ее к не­уве­рен­но­сти и бес­по­кой­ст­ву.

Вер­нув­шие­ся в свой зим­ний дво­рец суп­ру­ги по­сто­ян­но при­ни­ма­ли гос­тей. Ясод­ха­ра при­вет­ст­во­ва­ла чле­нов се­мьи и дру­зей с боль­шой те­п­ло­той и ува­же­ни­ем, но бы­ла наи­бо­лее вни­ма­тель­на, ко­гда Сидд­харт­ха го­во­рил о фи­ло­со­фии и ре­ли­гии, об их от­но­ше­нии к по­ли­ти­ке и об­ще­ст­ву. Да­же пе­ре­дви­га­ясь по двор­цу для то­го, что­бы дать ука­за­ния слу­гам, Ясод­ха­ра не упус­ка­ла ни сло­ва из этих бе­сед. Она на­дея­лась най­ти тех, кто так­же же­ла­ет по­мо­гать лю­дям, но не­мно­гие вы­ра­жа­ли свой ин­те­рес. Боль­шин­ст­во бы­ло за­ня­то пи­ра­ми и при­ят­ным вре­мя­пре­про­во­ж­де­ни­ем. Не­смот­ря на это, Сидд­харт­ха и Ясод­ха­ра тер­пе­ли­во при­ни­ма­ли всех.

Кро­ме Сидд­харт­хи, еще один че­ло­век по­ни­мал стрем­ле­ния Ясод­ха­ры — это бы­ла Го­та­ми, ко­ро­ле­ва Ма­ха­пад­жа­па­ти. Ко­ро­ле­ва от все­го серд­ца за­бо­ти­лась о сча­стье пле­мян­ни­цы; она зна­ла, что, ес­ли бу­дет сча­ст­ли­ва Ясод­ха­ра, то Сидд­харт­ха так­же бу­дет сча­ст­лив. Но это бы­ла не един­ст­вен­ная при­чи­на, по ко­то­рой она под­дер­жи­ва­ла ра­бо­ту Ясод­ха­ры. Доб­ро­та и со­стра­да­ние Го­та­ми по­зво­ли­ли ей уви­деть ис­тин­ную цен­ность дей­ст­вий Ясод­ха­ры. Она за­клю­ча­лась не толь­ко в пи­ще, оде­ж­де и ле­кар­ст­вах, раз­да­вае­мых бед­ня­кам, но и в лас­ко­вом взгля­де, за­бот­ли­вых ру­ках и лю­бя­щем серд­це то­го, кто по­мо­га­ет стра­ж­ду­щим.

Ко­ро­ле­ва Ма­ха­пад­жа­па­ти бы­ла не по­хо­жа на дру­гих жен­щин во двор­це. Она час­то го­во­ри­ла Ясод­ха­ре, что жен­щи­ны об­ла­да­ют та­кой же муд­ро­стью и си­лой, как и муж­чи­ны, и долж­ны вме­сте с ни­ми раз­де­лять от­вет­ст­вен­ность пе­ред об­ще­ст­вом. Жен­щи­ны спо­соб­ны соз­да­вать сча­стье в сво­их семь­ях, и по­это­му нет ни­ка­ких при­чин для то­го, что­бы они ос­та­ва­лись толь­ко на кух­не или во двор­це. Го­та­ми по-на­стоя­ще­му смог­ла под­ру­жить­ся со сво­ей пле­мян­ни­цей, это бы­ла друж­ба ум­ных и не­за­ви­си­мых жен­щин. Ко­ро­ле­ва не толь­ко со­гла­ша­лась с Ясод­ха­рой, но и на­ча­ла по­мо­гать бед­ным вме­сте с ней.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.