Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 7. Приз — бе­лый слон



Гла­ва 7

Приз — бе­лый слон

Ко­гда Сидд­харт­хе бы­ло че­тыр­на­дцать лет, ко­ро­ле­ва Го­та­ми ро­ди­ла сы­на Нан­ду. Весь дво­рец ли­ко­вал, вклю­чая Сидд­харт­ху, ко­то­рый был сча­ст­лив по­яв­ле­нию млад­ше­го бра­та. Ка­ж­дый день по­сле уро­ков он бе­жал до­мой на­вес­тить Нан­ду. Хо­тя Сидд­харт­ха был уже в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те, ко­гда вол­ну­ют дру­гие про­бле­мы, он час­то гу­лял с ма­лень­ким Нан­дой в ком­па­нии Де­ва­дат­ты.

У Сидд­харт­хи бы­ло трое дру­гих ку­зе­нов, ко­то­рых он очень лю­бил. Их зва­ли Ма­ха­на­ма, Бадд­хийя и Ким­би­ла. Он час­то при­гла­шал их по­иг­рать вме­сте в са­ду, рас­по­ло­жен­ном сза­ди двор­ца. Ко­ро­ле­ва Го­та­ми лю­би­ла на­блю­дать за их иг­ра­ми, си­дя на де­ре­вян­ной ска­мей­ке воз­ле пру­да с ло­то­са­ми. Ко­гда де­ти ус­та­ва­ли, по ее зна­ку слу­ги при­но­си­ли на­пит­ки и сла­до­сти.

С ка­ж­дым го­дом Сидд­харт­ха все луч­ше ус­пе­вал в уче­бе, и Де­ва­дат­те бы­ло труд­но скрыть свою рев­ность. Сидд­харт­ха лег­ко ов­ла­де­вал ка­ж­дым пред­ме­том, вклю­чая во­ен­ное де­ло. Де­ва­дат­та был силь­нее, Сидд­харт­ха — про­вор­нее. В ма­те­ма­ти­ке все дру­гие маль­чи­ки ус­ту­па­ли бле­стя­щим спо­соб­но­стям Сидд­харт­хи. Ард­жу­на, учи­тель ма­те­ма­ти­ки, мно­го ча­сов по­свя­щал от­ве­там на труд­ные во­про­сы Сидд­харт­хи.

Осо­бен­но уда­ва­лась Сидд­харт­хе му­зы­ка. Его учи­тель му­зы­ки дал ему ред­кую и до­ро­гую флей­ту, и лет­ние ве­че­ра Сидд­харт­ха про­во­дил в са­ду, иг­рая на сво­ем но­вом ин­ст­ру­мен­те. Ино­гда зву­ки его пе­сен бы­ли мяг­ки­ми и слад­ки­ми, ино­гда его пес­ни бы­ли на­столь­ко воз­вы­шен­ны­ми, что слу­ша­те­ли чув­ст­во­ва­ли се­бя как бы ле­тя­щи­ми сре­ди об­ла­ков. Го­та­ми час­то вы­хо­ди­ла в сад, ко­гда па­да­ли ве­чер­ние те­ни, что­бы по­слу­шать му­зы­ку сво­его сы­на. Она чув­ст­во­ва­ла глу­бо­кое удо­воль­ст­вие, и серд­це ее ув­ле­ка­ла му­зы­ка флей­ты Сидд­харт­хи.

Как и по­до­ба­ло его воз­рас­ту, Сидд­харт­ха боль­ше все­го за­ни­мал­ся ре­ли­ги­ей и фи­ло­со­фи­ей. Ему рас­ска­за­ли о Ве­дах, и он за­ду­мал­ся о смыс­ле уче­ния и ве­ры, ко­то­рые они из­ла­га­ли. Он спе­ци­аль­но изу­чал пи­са­ния Риг­ве­ды и Ат­хар­ве­ды. Еще в са­мом дет­ст­ве Сидд­харт­ха ви­дел брах­ма­нов, чи­таю­щих свя­щен­ные пи­са­ния и со­вер­шаю­щих ри­туа­лы. Сей­час он сам на­чал про­ни­кать в со­дер­жа­ние этих свя­щен­ных уче­ний. Боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось свя­щен­ным пи­са­ни­ям брах­ма­низ­ма. В со­от­вет­ст­вии с этим уче­ни­ем сло­ва и зву­ки са­ми по се­бе име­ли боль­шую власть, ко­то­рая мог­ла вли­ять и да­же из­ме­нять де­ла лю­дей и при­ро­ды. По­ло­же­ние звезд и сме­на вре­мен го­да бы­ли тес­но свя­за­ны с мо­лит­ва­ми и ри­туа­ла­ми. Брах­ма­ны счи­та­лись един­ст­вен­ны­ми, кто мог по­нять скры­тые за­гад­ки не­ба и зем­ли, толь­ко они мог­ли чи­тать мо­лит­вы и со­вер­шать ри­туа­лы, что­бы не на­ру­шал­ся долж­ный по­ря­док в цар­ст­вах лю­дей и при­ро­ды.

Сидд­харт­ху учи­ли, что все­лен­ная яв­ля­ет­ся эма­на­ци­ей Выс­ше­го Су­ще­ст­ва, из­вест­но­го как Пу­ру­ша, или Брах­ман, и что все кас­ты в об­ще­ст­ве вы­шли из раз­лич­ных час­тей те­ла Соз­да­те­ля. Ка­ж­дое су­ще­ст­во со­дер­жит в се­бе часть транс­цен­дент­но­го Соз­да­те­ля, а уни­вер­саль­ная сущ­ность вклю­ча­ет в се­бя ос­но­ву при­ро­ды или ду­ши су­ще­ст­ва.

Сидд­харт­ха серь­ез­но изу­чал так­же и все дру­гие тек­сты брах­ма­нов, вклю­чая “Брах­ма­ны” и “Упа­ни­ша­ды”. Его учи­те­ля хо­те­ли вос­пи­тать сво­их по­до­печ­ных толь­ко в тра­ди­ци­он­ной ве­ре, но Сидд­харт­ха и его то­ва­ри­щи на­стой­чи­во за­да­ва­ли мно­го про­ни­ца­тель­ных во­про­сов, ко­то­рые за­став­ля­ли их учи­те­лей при­бе­гать и к со­вре­мен­ным иде­ям, не все­гда со­от­вет­ст­во­вав­шим тра­ди­ци­ям.

В дни, сво­бод­ные от за­ня­тий, Сидд­харт­ха убе­ж­дал маль­чи­ков по­се­тить хо­ро­шо из­вест­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей и брах­ма­нов сто­ли­цы и об­су­дить с ни­ми эти во­про­сы. Бла­го­да­ря та­ким встре­чам Сидд­харт­ха уз­нал, что в стра­не су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко дви­же­ний, ко­то­рые от­кры­то ос­па­ри­ва­ют аб­со­лют­ную власть брах­ма­нов. Чле­на­ми этих дви­же­ний бы­ли не толь­ко не­до­воль­ные свет­ские ли­ца, же­лав­шие уре­зать часть не­объ­ят­ной вла­сти, дол­го при­над­ле­жав­шей ис­клю­чи­тель­но кас­те брах­ма­нов, но так­же и ре­фор­ми­ст­ски мыс­ля­щие чле­ны са­мой кас­ты брах­ма­нов.

С то­го дня, как Сидд­харт­хе по­зво­ли­ли при­гла­сить не­сколь­ких бед­ных де­ре­вен­ских де­тей на ко­ро­лев­ский пир, ему ино­гда так­же раз­ре­ша­ли по­се­щать ма­лень­кие де­рев­ни, ок­ру­жав­шие сто­ли­цу. В та­ких слу­ча­ях он ста­рал­ся на­де­вать про­стое пла­тье. Раз­го­ва­ри­вая с на­ро­дом, Сидд­харт­ха уз­на­вал мно­го ве­щей, ко­то­рых ему ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ли во двор­це. Он знал, ко­неч­но, что лю­ди по­кло­ня­лись и слу­жи­ли трем бо­же­ст­вам брах­ма­низ­ма — Брах­ме, Виш­ну и Ши­ве. Но те­перь он уз­нал, что их час­то об­ма­ны­ва­ли и уг­не­та­ли брах­ма­ни­ст­ские свя­щен­ни­ки. Для то­го что­бы со­вер­шать по­ло­жен­ные ри­туа­лы, свя­зан­ные с ро­ж­де­ния­ми, свадь­ба­ми и по­хо­ро­на­ми, ка­ж­дую се­мью за­став­ля­ли пла­тить брах­ма­нам едой, день­га­ми и фи­зи­че­ским тру­дом, не­за­ви­си­мо от то­го, на­сколь­ко бед­ной она бы­ла.

Од­на­ж­ды, про­хо­дя ми­мо хи­жи­ны, по­кры­той со­ло­мой, Сидд­харт­ха ус­лы­шал го­ре­ст­ные кри­ки, раз­да­вав­шие­ся из­нут­ри. Он по­про­сил Де­ва­дат­ту вой­ти и уз­нать в чем де­ло. Ока­за­лось, что хо­зя­ин хи­жи­ны не­дав­но умер. Се­мья бы­ла не­во­об­ра­зи­мо бед­ной. Же­на и де­ти бы­ли ужас­но то­щи­ми и оде­ты­ми в изо­рван­ные лох­мо­тья. Их дом ед­ва не раз­ва­ли­вал­ся от ста­рос­ти. Сидд­харт­ха уз­нал, что хо­зя­ин до­ма при­гла­сил брах­ма­на, что­бы тот со­вер­шил служ­бу очи­ще­ния зем­ли пе­ред по­чин­кой их кух­ни, но брах­ман по­тре­бо­вал, что­бы сна­ча­ла ему от­ра­бо­та­ли це­ну это­го ри­туа­ла. В те­че­ние не­сколь­ких дней брах­ман при­ка­зы­вал это­му че­ло­ве­ку пе­ре­тас­ки­вать боль­шие кам­ни и ру­бить брев­на. Вы­пол­няя эту ра­бо­ту, кре­сть­я­нин за­бо­лел, и брах­ман раз­ре­шил ему вер­нуть­ся до­мой. Но на пол­пу­ти он упал на до­ро­ге и умер.

В ре­зуль­та­те сво­их раз­мыш­ле­ний Сидд­харт­ха на­чал со­мне­вать­ся в не­ко­то­рых фун­да­мен­таль­ных по­ло­же­ни­ях брах­ма­низ­ма: в том, что Ве­ды бы­ли пе­ре­да­ны толь­ко кас­те брах­ма­нов, в том, что Брах­ман яв­ля­ет­ся Вер­хов­ным Пра­ви­те­лем все­лен­ной, и в том, что мо­лит­вы и ри­туа­лы са­ми по се­бе име­ют ка­кую-ли­бо си­лу. Сидд­харт­хе нра­ви­лись те брах­ма­ны и свя­щен­ни­ки, ко­то­рые по­сме­ли бро­сить от­кры­тый вы­зов этим дог­мам. Его ин­те­рес к этим во­про­сам ни­ко­гда не умень­шал­ся, и Сидд­харт­ха ни­ко­гда не про­пус­кал за­ня­тий или дис­кус­сий по Ве­дам. Он так­же про­дол­жал за­ня­тия по ис­то­рии и язы­ку.

Сидд­харт­ха очень лю­бил бе­се­до­вать с от­шель­ни­ка­ми и мо­на­ха­ми, но так как отец не одоб­рял это­го, при­хо­ди­лось при­ду­мы­вать дру­гие це­ли для сво­их про­гу­лок. Эти мо­на­хи со­всем не за­бо­ти­лись о ма­те­ри­аль­ных бла­гах и со­ци­аль­ном по­ло­же­нии в от­ли­чие от брах­ма­нов, ко­то­рые от­кры­то со­пер­ни­ча­ли за власть. Бо­лее то­го, эти мо­на­хи от­ка­зы­ва­лись от все­го, что­бы дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния и об­ру­бить це­пи, свя­зы­вав­шие их с пе­ча­ля­ми и за­бо­та­ми ми­ра. Эти лю­ди про­ник­ли в суть Вед и Упа­ни­шад. Сидд­харт­ха уз­нал, что мно­го та­ких от­шель­ни­ков жи­вет в Ко­са­ле, бли­жай­шем ко­ро­лев­ст­ве на за­па­де, и в Ма­гад­хе, ле­жа­щей на юге. Сидд­харт­ха на­де­ял­ся, что при­дет день, ко­гда он смо­жет по­се­тить эти мес­та и серь­ез­но по­учить­ся у этих лю­дей.

Ко­роль Судд­хо­да­на, ко­неч­но, знал об этих на­ме­ре­ни­ях Сидд­харт­хи. Он бо­ял­ся, что его сын мо­жет од­на­ж­ды по­ки­нуть дво­рец и стать мо­на­хом. Ко­роль по­де­лил­ся свои­ми опа­се­ния­ми со сво­им млад­шим бра­том Дро­но­да­нарад­жей, от­цом Де­ва­дат­ты и Анан­ды:

— Ко­ро­лев­ст­во Ко­са­ла дав­но уже за­рит­ся на на­ши зем­ли. Мы долж­ны рас­счи­ты­вать на спо­соб­но­сти мо­ло­дых лю­дей, та­ких, как Сидд­харт­ха и Де­ва­дат­та, что­бы ох­ра­нять ру­бе­жи на­шей стра­ны. Я опа­са­юсь, что Сидд­харт­ха мо­жет ре­шить стать мо­на­хом, как пред­ска­зы­вал Мас­тер Аси­та Ка­ла­де­ве­ла. Ес­ли это слу­чит­ся, мо­жет про­изой­ти так, что и Де­ва­дат­та по­сле­ду­ет по сто­пам Сидд­харт­хи. Зна­ешь ли ты, на­сколь­ко силь­но они хо­тят встре­тить­ся с эти­ми от­шель­ни­ка­ми?

Дро­но­да­на­рад­жа был по­ра­жен сло­ва­ми ко­ро­ля. По­ду­мав не­мно­го, он про­шеп­тал в ухо ко­ро­лю:

— Ес­ли ты хо­чешь знать мое мне­ние, я ду­маю, те­бе на­до най­ти же­ну Сидд­харт­хе. Он бу­дет за­ни­мать­ся сво­ей семь­ей и ос­та­вит же­ла­ние стать мо­на­хом.

Ко­роль Судд­хо­да­на кив­нул в знак со­гла­сия.

Этой но­чью он по­де­лил­ся свои­ми за­бо­та­ми с Го­та­ми, ко­то­рая по­обе­ща­ла уст­ро­ить свадь­бу Сидд­харт­хи в бли­жай­шем бу­ду­щем. Хо­тя не­дав­но ко­ро­ле­ва ро­ди­ла де­воч­ку, прин­цес­су, на­зван­ную Сун­да­ри Нан­да, вско­ре она на­ча­ла ор­га­ни­зо­вы­вать со­б­ра­ния мо­ло­дых лю­дей ко­ро­лев­ст­ва. Сидд­харт­ха с эн­ту­зи­аз­мом при­сое­ди­нял­ся к му­зы­каль­ным ве­че­рам, ат­ле­ти­че­ским со­рев­но­ва­ни­ям и про­гул­кам на при­ро­де. У не­го поя­ви­лось мно­го но­вых дру­зей: и юно­шей, и де­ву­шек.

У ко­ро­ля Судд­хо­да­ны бы­ла млад­шая се­ст­ра Па­ми­та, му­жем ко­то­рой был ко­роль го­су­дар­ст­ва Ко­лийя Дан­да­па­ни. У них бы­ли двор­цы и в
Ра­ма­га­ме, сто­ли­це Ко­лийи, и в Ка­пи­ла­ватт­ху. Ша­кья и Ко­лийа бы­ли раз­де­ле­ны толь­ко ре­кой Ро­хи­ни, и их на­ро­ды бы­ли близ­ки на про­тя­же­нии мно­гих по­ко­ле­ний. Сто­ли­цы от­стоя­ли друг от дру­га на рас­стоя­нии все­го од­но­го дня пу­ти. По прось­бе Го­та­ми ко­роль и ко­ро­ле­ва Ко­лийи со­гла­си­лись ор­га­ни­зо­вать во­ин­ские со­стя­за­ния на боль­шом по­ле, окайм­ляю­щем озе­ро Ку­нау. Ко­роль Судд­хо­да­на сам пред­се­да­тель­ст­во­вал во вре­мя это­го со­рев­но­ва­ния, что­бы под­бод­рить мо­ло­дых лю­дей сво­его ко­ро­лев­ст­ва в раз­ви­тии си­лы и бой­цов­ских ка­честв. Бы­ла при­гла­ше­на вся мо­ло­дежь сто­ли­цы, вклю­чая и юно­шей, и де­ву­шек. Де­вуш­ки не уча­ст­во­ва­ли в ат­ле­ти­че­ских со­рев­но­ва­ни­ях, но под­дер­жи­ва­ли мо­ло­дых лю­дей свои­ми кри­ка­ми и хло­пань­ем.

Ясод­ха­ра, дочь ко­ро­ле­вы Па­ми­ты и ко­ро­ля Дан­да­па­ни от­ве­ча­ла за при­ем гос­тей. Она бы­ла ми­лой и оча­ро­ва­тель­ной де­вуш­кой со све­жей и ес­те­ст­вен­ной кра­со­той. Сидд­харт­ха за­нял пер­вое ме­сто во всех со­стя­за­ни­ях, вклю­чая стрель­бу из лу­ка, фех­то­ва­ние на ме­чах, скач­ки на ло­ша­дях и под­ня­тие тя­же­стей, и имен­но Ясод­ха­ра вру­чи­ла ему приз — бе­ло­го сло­на. Сло­жив ру­ки и слег­ка скло­нив го­ло­ву, го­ло­сом яс­ным и бла­го­род­ным она объ­я­ви­ла:

— По­жа­луй­ста, при­ми­те это­го сло­на, принц Сидд­харт­ха, в честь ва­шей за­слу­жен­ной по­бе­ды. И, по­жа­луй­ста, при­ми­те мои по­здрав­ле­ния от все­го серд­ца.

 Дви­же­ния прин­цес­сы бы­ли гра­ци­оз­ны и ис­крен­ни, ее ма­не­ра оде­вать­ся бы­ла утон­чен­ной и эле­гант­ной. Ее улыб­ка бы­ла та­кой же све­жей, как по­лу­рас­пус­тив­ший­ся цве­ток ло­то­са.

Сидд­харт­ха по­кло­нил­ся, по­смот­рел ей в гла­за и от­ве­тил ти­хим го­ло­сом:

— Спа­си­бо вам, прин­цес­са.

Де­ва­дат­та сто­ял сза­ди Сидд­харт­хи, рас­стро­ен­ный тем, что за­нял толь­ко вто­рое ме­сто. Окон­ча­тель­но вы­ве­ло его из се­бя то, что Ясод­ха­ра его да­же не за­ме­ти­ла. Схва­тив сло­на за хо­бот, он злоб­но уда­рил его в чув­ст­ви­тель­ное ме­сто. По­ра­жен­ный бо­лью, слон упал на ко­ле­ни.

Сидд­харт­ха гнев­но по­смот­рел на Де­ва­дат­ту:

— Ку­зен, это воз­му­ти­тель­но.

 Сидд­харт­ха по­гла­дил боль­ное ме­сто и ус­по­каи­ваю­ще ска­зал сло­ну что-то. Слон по­сте­пен­но под­нял­ся и на­кло­нил го­ло­ву в знак ува­же­ния к прин­цу. Зри­те­ли гром­ко за­ап­ло­ди­ро­ва­ли. Сидд­харт­ха взо­брал­ся на спи­ну сло­ну, и про­цес­сия по­бе­ди­те­ля на­ча­лась. Бе­лый слон, нес­ший Сидд­харт­ху, обо­шел во­круг сто­ли­цы Ка­пи­ла­ватт­ху, и на­род при­вет­ст­во­вал его кри­ка­ми. Ясод­ха­ра шла ря­дом с ним мед­лен­ны­ми изящ­ны­ми ша­га­ми.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.