Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уход за во­дя­ны­ми буй­во­ла­ми



Гла­ва 2

Уход за во­дя­ны­ми буй­во­ла­ми

День был про­хлад­ным. По­сле по­лу­ден­ной тра­пе­зы бхик­шу по­мы­ли свои ча­ши, по­ло­жи­ли под­стил­ки на зем­лю и се­ли ли­цом к Буд­де. Жив­шие в бам­бу­ко­вом ле­су бел­ки сво­бод­но сно­ва­ли ме­ж­ду мо­на­ха­ми, а не­ко­то­рые, взо­брав­шись на бам­бук, при­сталь­но смот­ре­ли от­ту­да на со­б­ра­ние. Сва­сти уви­дел, что Ра­ху­ла си­дит пря­мо пе­ред Буд­дой, ти­хо по­до­шел на цы­поч­ках и по­ло­жил свою под­стил­ку ря­дом с ним. Оба они се­ли в по­зу ло­то­са. Ни­кто не про­из­но­сил ни сло­ва. Сва­сти знал, что ка­ж­дый бхик­шу вни­ма­тель­но сле­дит за сво­им ды­ха­ни­ем, ожи­дая, ко­гда Буд­да нач­нет го­во­рить.

Бам­бу­ко­вый по­мост, на ко­то­ром си­дел Буд­да, был дос­та­точ­но вы­сок, что­бы все мог­ли его хо­ро­шо ви­деть. У Буд­ды был спо­кой­ный и ве­ли­че­ст­вен­ный вид, так, на­вер­ное, вы­гля­дел царь львов. Он смот­рел на со­брав­ших­ся с лю­бо­вью и со­стра­да­ни­ем. Ко­гда его взгляд ос­та­но­вил­ся на Сва­сти и Ра­ху­ле, Буд­да улыб­нул­ся и на­чал го­во­рить:

— Се­го­дня я хо­чу вам рас­ска­зать об ухо­де за во­дя­ны­ми буй­во­ла­ми — что дол­жен знать хо­ро­ший пас­тух и что он дол­жен уметь де­лать. Пас­тух, ко­то­рый хо­ро­шо за­бо­тит­ся о во­дя­ных буй­во­лах, лег­ко уз­на­ет сво­их буй­во­лов, зна­ет ха­рак­тер и на­клон­но­сти ка­ж­до­го буй­во­ла, зна­ет, как их чис­тить, как ле­чить их ра­ны, от­го­нять мос­ки­тов ды­мом, на­хо­дить луч­шую до­ро­гу, лю­бит их, уме­ет на­хо­дить безо­пас­ные и мел­кие мес­та при пе­ре­пра­вах че­рез ре­ки, вкус­ную тра­ву и све­жую во­ду для них, ох­ра­ня­ет па­ст­би­ща и спо­соб­ст­ву­ет то­му, что­бы стар­шие буй­во­лы слу­жи­ли при­ме­ром для млад­ших.

Так же как пас­тух зна­ет ка­ж­до­го из сво­их буй­во­лов, бхик­шу дол­жен знать ка­ж­дый ос­нов­ной эле­мент сво­его те­ла. Так же как пас­тух зна­ет ха­рак­тер и склон­но­сти ка­ж­до­го буй­во­ла, бхик­шу дол­жен знать, ка­кие дей­ст­вия те­ла, ре­чи и соз­на­ния дос­той­ны и ка­кие нет. Как пас­тух чис­тит сво­их жи­вот­ных, бхик­шу дол­жен очи­щать свое соз­на­ние и те­ло от же­ла­ний, при­вя­зан­но­стей, гне­ва и не­при­ятия.

Во вре­мя этой ре­чи взгляд Буд­ды был все вре­мя на­прав­лен на Сва­сти. Сва­сти по­чув­ст­во­вал, будто он сам яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком слов Буд­ды. Он вспом­нил, как мно­го лет на­зад Буд­да по­про­сил его под­роб­но рас­ска­зать об ухо­де за во­дя­ны­ми буй­во­ла­ми. Как еще мог принц, вы­рос­ший во двор­це, уз­нать так мно­го о буй­во­лах?

Хо­тя Буд­да го­во­рил не­гром­ко, ка­ж­дый звук был слы­шен яс­но и от­чет­ли­во и ни­кто не про­пус­кал ни сло­ва:

 — Так же как пас­тух ле­чит ра­ны сво­их буй­во­лов, бхик­шу смот­рит, что­бы его шесть ор­га­нов чувств — гла­за, уши, нос, язык, те­ло и соз­на­ние — не по­те­ря­лись в рас­се­ян­но­сти. Так же как пас­тух за­щи­ща­ет сво­их буй­во­лов от уку­сов мос­ки­тов, оку­ри­вая их ды­мом, бхик­шу ис­поль­зу­ет уче­ние о про­бу­ж­де­нии, что­бы по­ка­зать ок­ру­жаю­щим, как из­бе­жать не­сча­стий те­ла и соз­на­ния. Так же как пас­тух на­хо­дит безо­пас­ные пу­ти для буй­во­лов, бхик­шу из­бе­га­ет тех пу­тей, ко­то­рые ве­дут к же­ла­нию сла­вы, бо­гат­ст­ва и сек­су­аль­ных на­сла­ж­де­ний, та­ких мест, как та­вер­ны и мес­та зре­лищ. Так же как пас­тух лю­бит сво­их буй­во­лов, бхик­шу ле­ле­ет ра­дость и по­кой ме­ди­та­ции. Как пас­тух на­хо­дит безо­пас­ные и мел­кие мес­та для пе­ре­хо­да буй­во­лов че­рез ре­ку, так бхик­шу опи­ра­ет­ся на Че­ты­ре Бла­го­род­ные Ис­ти­ны, что­бы взаи­мо­дей­ст­во­вать с этой жиз­нью. Как пас­тух на­хо­дит соч­ную тра­ву и све­жую во­ду для сво­их буй­во­лов, бхик­шу зна­ет, что Че­ты­ре Ос­но­вы Осоз­на­ва­ния яв­ля­ют­ся пи­щей, ве­ду­щей к ос­во­бо­ж­де­нию. Как пас­тух со­хра­ня­ет по­ля, не до­пус­кая чрез­мер­но­го вы­па­са, бхик­шу за­бо­тит­ся о со­хра­не­нии от­но­ше­ний с бли­жай­шей об­щи­ной, где он про­сит по­дая­ния. Как пас­тух спо­соб­ст­ву­ет то­му, что­бы стар­шие буй­во­лы слу­жи­ли при­ме­ром млад­шим, бхик­шу учат­ся на при­ме­ре муд­ро­сти и опы­та сво­их стар­ших со­брать­ев.

О бхик­шу, тот бхик­шу, ко­то­рый сле­ду­ет этим один­на­дца­ти пра­ви­лам, дос­тиг­нет ар­хат­ст­ва за шесть лет прак­ти­ки.

Сва­сти слу­шал в изум­ле­нии. Буд­да пом­нил все, что он го­во­рил ему де­сять лет на­зад, и уме­ло при­ме­нял ка­ж­дую де­таль к прак­ти­ке бхик­шу. Хо­тя Сва­сти знал, что Буд­да го­во­рил для всех со­брав­ших­ся мо­на­хов, ка­за­лось, Буд­да об­ра­ща­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но к не­му. Гла­за мо­ло­до­го че­ло­ве­ка не от­ры­ва­ясь сле­ди­ли за Буд­дой.

Эти сло­ва по­па­да­ли в са­мое серд­це. Ко­неч­но, та­кие тер­ми­ны, как “шесть ор­га­нов чувств”, “Че­ты­ре Бла­го­род­ные Ис­ти­ны”, “Че­ты­ре Ос­но­вы Осоз­на­ва­ния”, Сва­сти еще не по­ни­мал. Поз­же он по­про­сит Ра­ху­лу объ­яс­нить эти тер­ми­ны, но он чув­ст­во­вал, что по­ни­ма­ет глу­бин­ный смысл слов Буд­ды.

Буд­да про­дол­жал го­во­рить. Он рас­ска­зал со­брав­шим­ся о том, как на­хо­дить безо­пас­ные пу­ти для буй­во­лов. Ес­ли на до­ро­ге мно­го ко­лю­чек, буй­во­лы мо­гут по­ра­нить­ся и че­рез ра­ны мо­жет про­ник­нуть за­ра­же­ние. Ес­ли пас­тух не уме­ет ле­чить ра­ны, буй­во­лы мо­гут за­бо­леть и да­же уме­реть. То же мож­но ска­зать и о прак­ти­ке Пу­ти. Ес­ли бхик­шу не най­дет пра­виль­ный путь, его те­ло и соз­на­ние мо­гут по­лу­чить ра­ны. Гнев и алч­ность мо­гут усу­гу­бить эти ра­ны на­столь­ко, что они раз­рас­тут­ся и до­ро­га к про­свет­ле­нию ста­нет не­дос­туп­ной.

Буд­да за­молк. Он по­до­звал Сва­сти к се­бе. Тот ос­та­но­вил­ся ря­дом с ним со сло­жен­ны­ми вме­сте ла­до­ня­ми, и Буд­да, улы­ба­ясь, пред­ста­вил Сва­сти со­б­ра­нию:

— Де­сять лет на­зад я встре­тил Сва­сти в ле­су не­вда­ле­ке от Гайя не­за­дол­го до то­го, как ис­пы­тал про­свет­ле­ние. Ему бы­ло то­гда один­на­дцать лет. Имен­но Сва­сти со­брал охап­ку тра­вы ку­ша, из ко­то­рой я сде­лал под­стил­ку, ко­гда си­дел под де­ре­вом бод­хи. Все, что я уз­нал о во­дя­ных


 

буй­во­лах, я уз­нал от не­го. Я знаю, что он был хо­ро­шим пас­ту­хом буй­во­лов, и я знаю, что он бу­дет хо­ро­шим бхик­шу.

Гла­за всех со­брав­ших­ся бы­ли на­прав­ле­ны на Сва­сти. Он по­чув­ст­во­вал, что его уши и ще­ки вспых­ну­ли и по­крас­не­ли. Все со­брав­шие­ся со­еди­ни­ли ла­до­ни и по­кло­ни­лись ему, а он, в свою оче­редь, по­кло­нил­ся им. За­тем Буд­да за­кон­чил свою речь о Дхар­ме, по­про­сив Ра­ху­лу по­вто­рить ше­ст­на­дцать ме­то­дов осоз­на­ния ды­ха­ния. Ра­ху­ла встал, сло­жил свои ла­до­ни и про­из­нес ка­ж­дый спо­соб го­ло­сом яс­ным и чис­тым, как ко­ло­кол. За­кон­чив, он по­кло­нил­ся об­щи­не. Буд­да под­нял­ся и мед­лен­но на­пра­вил­ся к сво­ей хи­жи­не. По­сле это­го все мо­на­хи под­ня­ли свои под­стил­ки и не­то­ро­п­ли­во на­пра­ви­лись к сво­им мес­там в ле­су.

Не­ко­то­рые из мо­на­хов жи­ли в хи­жи­нах, но мно­гие спа­ли и ме­ди­ти­ро­ва­ли сна­ру­жи, под бам­бу­ко­вы­ми де­ревь­я­ми. Толь­ко ко­гда шел очень силь­ный дождь, они бра­ли свои под­стил­ки и ис­ка­ли убе­жи­ща в хи­жи­нах, пред­на­зна­чен­ных для об­щих за­ня­тий. Учи­тель Сва­сти, Са­ри­пут­та, по­со­ве­то­вал ему раз­де­лить ме­сто для за­ня­тий с Ра­ху­лой. Ко­гда Ра­ху­ла был мо­ло­же, он дол­жен был спать в хи­жи­не вме­сте со сво­им учи­те­лем, но те­перь у не­го бы­ло свое ме­сто сре­ди де­ревь­ев. Сва­сти с ра­до­стью со­гла­сил­ся жить ря­дом с Ра­ху­лой.

Днем, по­сле ме­ди­та­ции си­дя, Сва­сти учил­ся ме­ди­та­ции во вре­мя ходь­бы. Он вы­брал пус­тын­ную до­ро­гу, что­бы из­бе­жать встреч с людь­ми, но, тем не менее, ему бы­ло труд­но скон­цен­три­ро­вать­ся на ды­ха­нии. Его мыс­ли уст­ре­ми­лись к бра­ту и се­ст­ра­ми, к род­ной де­рев­не. В его во­об­ра­же­нии яс­но воз­ни­кал об­раз до­ро­ги, ве­ду­щей к ре­ке Не­ранд­жа­ра. Он ви­дел ма­лень­кую Бхи­му, скры­ваю­щую сле­зы, и Ру­па­ка, па­су­ще­го буй­во­лов Рамб­ху­ла. Он пы­тал­ся ото­гнать эти об­ра­зы и скон­цен­три­ро­вать­ся толь­ко на ды­ха­нии и сво­их ша­гах, но они про­дол­жа­ли пре­сле­до­вать его. Ему бы­ло очень стыд­но, что он не мо­жет по­свя­тить се­бя толь­ко прак­ти­ке. Он по­чув­ст­во­вал се­бя не­дос­той­ным до­ве­рия Буд­ды. Он по­ду­мал, что по­сле этой ме­ди­та­ции нуж­но по­про­сить по­мо­щи у Ра­ху­лы. Бы­ло так­же не­сколь­ко мо­мен­тов в ут­рен­ней ре­чи Буд­ды, ко­то­рые Сва­сти не мог пол­но­стью ус­во­ить. Он был уве­рен, что Ра­ху­ла смо­жет их ему объ­яс­нить. Мыс­ли о Ра­ху­ле обод­ри­ли и ус­по­кои­ли его, и те­перь ему бы­ло лег­че сле­дить за ды­ха­ни­ем и ша­га­ми.

Сва­сти не за­ме­тил, как Ра­ху­ла по­до­шел к не­му. Ра­ху­ла ув­лек его под бам­бу­ко­вое де­ре­во, они при­се­ли, и Ра­ху­ла ска­зал:

— Се­го­дня днем я встре­тил Поч­тен­но­го Анан­ду. Он хо­тел бы уз­нать о том, как ты в пер­вый раз встре­тил Буд­ду.

— А кто та­кой Анан­да, Ра­ху­ла?

— Он так­же принц из ро­да Ша­кья и ку­зен Буд­ды. Он стал мо­на­хом семь лет на­зад и сей­час яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших по­сле­до­ва­те­лей Буд­ды. Буд­да его очень лю­бит. Имен­но он за­бо­тит­ся о здо­ро­вье Учи­те­ля. Анан­да при­гла­сил нас в его хи­жи­ну зав­тра ве­че­ром. Я бы то­же хо­тел по­слу­шать о том вре­ме­ни, ко­гда Буд­да жил в ле­су Гайя.

— Раз­ве Буд­да не рас­ска­зы­вал уже об этом?

— Да, рас­ска­зы­вал, но со­всем не­мно­го. Я уве­рен, что и те­бе есть что рас­ска­зать.

— Ну, не так мно­го, но я рас­ска­жу все, что я пом­ню. Ра­ху­ла, а ка­ков он, Анан­да? Я не­мно­го вол­ну­юсь.

— Не бес­по­кой­ся. Он очень добр и бла­го­же­ла­те­лен. Я рас­ска­зал ему о те­бе и о тво­ей се­мье. Да­вай встре­тим­ся зав­тра ут­ром здесь же, ко­гда мы пой­дем на сбор по­дая­ния. Сей­час я дол­жен пой­ти по­сти­рать мою оде­ж­ду, что­бы она во­вре­мя вы­со­хла.

Ко­гда Ра­ху­ла под­нял­ся, что­бы уй­ти, Сва­сти слег­ка по­тя­нул его за оде­ж­ду:

— Не мо­жешь ли ты не­мно­го за­дер­жать­ся? У ме­ня есть не­сколь­ко во­про­сов. Этим ут­ром Буд­да го­во­рил об один­на­дца­ти пунк­тах, ко­то­рым дол­жен сле­до­вать бхик­шу, но я не смог за­пом­нить все один­на­дцать. Мо­жешь ли ты мне их на­пом­нить?

— Я сам пом­ню толь­ко де­вять. Но не бес­по­кой­ся, зав­тра мы спро­сим об этом Анан­ду.

— А ты уве­рен, что поч­тен­ный Анан­да зна­ет все пунк­ты?

— Обя­за­тель­но! Ес­ли бы их бы­ло сто один­на­дцать, Анан­да и их бы все пом­нил. Ты еще не зна­ком с Анан­дой, но все здесь зна­ют о его ве­ли­ко­леп­ной па­мя­ти. Он мо­жет безу­преч­но по­вто­рить все, что Буд­да го­во­рил, не упус­кая ни ма­лей­шей де­та­ли. Все здесь на­зы­ва­ют его са­мым уче­ным из по­сле­до­ва­те­лей Буд­ды. И ко­гда кто-ни­будь за­бы­ва­ет что-то из то­го, что ска­зал Буд­да, зо­вут Анан­ду. Ино­гда об­щи­на ор­га­ни­зу­ет спе­ци­аль­ные за­ня­тия, во вре­мя ко­то­рых Анан­да на­по­ми­на­ет ос­нов­ные по­ло­же­ния уче­ния Буд­ды.

— Хо­ро­шо. Мы спро­сим его зав­тра. Но есть еще кое-что, о чем я хо­тел те­бя спро­сить, — как ты ос­во­бо­ж­да­ешь свое соз­на­ние при ме­ди­та­ции во вре­мя ходь­бы?

— Ты хо­чешь ска­зать, что во вре­мя этой ме­ди­та­ции те­бе на ум при­хо­дят дру­гие ве­щи? На­при­мер, мыс­ли о по­ки­ну­той то­бой се­мье?

Сва­сти схва­тил ру­ку сво­его дру­га:

— Как ты уз­нал? Имен­но это и про­изош­ло со мной! Я не знаю, по­че­му я так мно­го ду­мал о се­мье в этот ве­чер. Я чув­ст­во­вал се­бя ужас­но, но был не в си­лах прак­ти­ко­вать Путь, как нуж­но. Мне ста­ло очень стыд­но пе­ред то­бой и Буд­дой.

Ра­ху­ла улыб­нул­ся:

— Не сты­дись. Ко­гда я впер­вые при­сое­ди­нил­ся к Буд­де, я ос­та­вил свою мать, сво­его де­душ­ку и те­тю. Мно­го но­чей я пря­тал ли­цо в по­душ­ку и пла­кал в оди­но­че­ст­ве. Я знал, что мои род­ные то­же по­те­ря­ли ме­ня. Но че­рез не­ко­то­рое вре­мя я по­чув­ст­во­вал се­бя луч­ше.

Ра­ху­ла по­мог Сва­сти под­нять­ся и дру­же­ски об­нял его.

— Твои брат и се­ст­ры очень ми­лы. Со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но, что ты го­рю­ешь о них. Но те­перь ты всту­пил в но­вую жизнь. Нам пред­сто­ит мно­гое сде­лать здесь — мы долж­ны учить­ся и прак­ти­ко­вать. Но по­слу­шай, ко­гда бу­дет вре­мя, я рас­ска­жу те­бе о сво­ей се­мье.

Сва­сти по­жал ру­ку Ра­ху­лы и кив­нул. За­тем они ра­зо­шлись в раз­ные сто­ро­ны: Ра­ху­ла от­пра­вил­ся сти­рать свою оде­ж­ду, а Сва­сти взял мет­лу, что­бы уб­рать бам­бу­ко­вые ли­стья с до­ро­жек.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.