Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Путь к Пути» 1 страница



«Путь к Пути»

БЛАГОУХАЮЩИЙ СКОРПИОН

ИДРИС ШАХ

 

Скорпион, хоть и надушенный, жалит смертельно

Шах Хадрат Бахауддин Накшбанд

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

БЛАГОУХАЮЩИЙ СКОРПИОН      1

I. СУФИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ      6

ОТСЛЕЖИВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ РЕАКЦИИ УЧЕНИКА   6

ПРЕПЯТСТВИЯ В ИЗУЧЕНИИ 6

КОСВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ      7

ПЕРЕБОР МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОТРАВЛЕНИЮ 8

НАХОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ В ШУТКАХ 8

НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ      8

ДОСТИЖЕНИЕ ЗАВЕРШЕННОСТИ ИЛИ ПСИХОТЕРАПИЯ   9

СУФИЗМ ИЗУЧАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ САМОГО СЕБЯ 9

ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТОВ КАК АНОМАЛИЯ     9

ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 9

ПЕРЕСТАНОВКА КОНЦЕПЦИЙ      10

ОСОЗНАНИЕ МОТИВАЦИИ 10

ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ 10

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ     11

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ЗНАНИЮ 11

ОГРАНИЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ПРОИЗВОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ  11

КАК НЕ НАДО УЧИТЬСЯ       12

ЦИРКОВОЙ БАЛАГАН 12

УЧИТЕЛЬСТВО ЕСТЬ ФУНКЦИЯ, А НЕ ВИДИМОСТЬ  13

ПРИМЕР ХРИСТИАНСТВА   13

МОДИФИКАЦИИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ВООБРАЖЕНИЕМ 14

СУФИЙСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ  14

КТО ПРИЗНАЕТСЯ В НЕВЕЖЕСТВЕ 16

ЦЕЛЬ 16

ГИБКОСТЬ 16

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ТОЧКИ ЗРЕНИЯ     17

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ (ЛОГИЧЕСКОЕ) И ХОЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ       17

РАССКАЗЫ 18

СДВИГ ВНИМАНИЯ    18

ОСНОВА СУФИЙСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 19

АКТИВНОЕ ВНИМАНИЕ       19

ПРАКТИКА ЗАМЕЩЕНИЯ     20

АНОНИМНОСТЬ СУФИЕВ    20

ГАРМОНИЗАЦИЯ 21

ВООБРАЖЕНИЕ 22

ОБРЯДЫ, ВЕРОВАНИЯ, ПРАКТИКИ 22

ДУРНОЙ ГЛАЗ   23

ЖЕЛАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТЯМ 23

ТРИ ПОДХОДА 23

ДВА СПОСОБА... 24

ЛЖЕУЧЕНИК УЗНАЕТ О СВОЕЙ ЛЖИВОСТИ    24

ПРИХОДИТЕ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА 25

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ     25

НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ И НЕВЕЖЕСТВЕННО ОБУЧЕННЫЙ      25

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК И ГЛУПОСТЬ  26

«ХАОТИЧЕСКАЯ» ЛИТЕРАТУРА    27

ПРЕРЫВИСТОСТЬ 27

ПРИШЕЛЕЦ ИЗ КОСМОСА   28

II. О ПРИРОДЕ СУФИЙСКОГО ЗНАНИЯ  29

УЧЕНИК, КОТОРЫЙ СТАЛ УЧИТЕЛЕМ     29

ОТСЛЕЖИВАНИЕ И НОВАЯ АДАПТАЦИЯ 30

ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ РАЗВЛЕЧЕНИЮ  30

ПРАВО ПРИНИМАТЬ СЛУЖЕНИЕ, НО НЕ ТРЕБОВАТЬ ЕГО  30

ВИДЕТЬ И ПОНИМАТЬ 32

КАЧЕСТВО ПОНИМАНИЯ    34

ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ, СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТУРНЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ     35

МУРЛЫКАНЬЕ И ХРАП 36

УСИЛЕНИЕ ВНЕШНИХ АТРИБУТОВ 37

ШКОЛА И ДРОЖЖИ    40

КАК РАЗГЛЯДЕТЬ ИМИТАТОРОВ  41

ВИДЕТЬ И ЗНАТЬ 43

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КАК ПУТЬ К ИСТИНЕ 44

ПРЕИМУЩЕСТВА СУФИЙСКОГО ЗНАНИЯ 45

III. ПУТЬ, ОБЯЗАННОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 47

ГАЗАЛИ О ТРЕХ СПОСОБНОСТЯХ 47

СТОЯНКИ И СОСТОЯНИЯ    49

РАССКАЗ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ      50

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я. » 50

НЕВИДИМЫЙ УЧИТЕЛЬ 52

ОДИННАДЦАТЬ ПРАВИЛ НАКШБАНДИЙА       53

(Мастеров Узора) 53

БОРОДА. МАНТИЯ И ЧЕТКИ 54

ПЯТЬ ТОНКОСТЕЙ      55

ЧТО ЗНАЕТ УЧИТЕЛЬ  56

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ЧУДЕСА   56

САД БЕЗ ЦВЕТОВ 57

ДВИГАЙТЕСЬ БЫСТРЕЕ...     58

IV. УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ — 1 59

ВРЕМЯ И ГРАНАТЫ    59

СВЕДЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕТ 60

ОБУЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ АНАЛОГИЙ 61

ПИТАТЕЛЬНОСТЬ СОДЕРЖАЩЕЙ ФОРМЫ 61

«ГЛУБОЧАЙШИЕ» ЧУВСТВА 62

УКРАДЕННЫЙ СОВЕТ 62

СИМПТОМЫ      63

ПОГОНЩИК ВЕРБЛЮДОВ И КУСОК ПЛАСТМАССЫ  65

РЫБА, ВЫШЕДШАЯ ИЗ ВОДЫ 66

ЧТО ОН ПЫТАЛСЯ ДЕЛАТЬ  67

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 68

ТАК БЫ И СКАЗАЛ!      69

ИСТОРИИ КАК СТРУКТУРЫ 70

СЕКРЕТ, САМ СЕБЯ ОХРАНЯЮЩИЙ 70

СМЫСЛ МОЛЧАНИЯ  71

УЧЕНИК ДРУГОГО СОРТА    72

ФУНКЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 72

НАСРЕДДИН     73

ВКЛАДЫВАНИЕ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ  73

ЛЕВ, УВИДЕВШИЙ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ 74

ПАНАЦЕЯ 75

ПРИМИ ОДНОГО...       76

МОТЫЛЬКИ 76

ПРЕДНАЗНАЧАЕМОЕ 76

НА ЧТО СМОТРЕТЬ      77

ВЕРНОЕ СРЕДСТВО    77

ЕДИНОДУШИЕ 77

V. УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ — 2  79

ПОИСК ШАБЛОНОВ   79

ДИДАКТИКА ПРЕДОТВРАЩАЕТ ПОНИМАНИЕ 80

VI. ФОРМАТ ДЛЯ НОВОГО ЗНАНИЯ...       82

ПЛОД ДЕРЕВА  82

ОБЩИННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ   82

ИСКЛЮЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ  84

НАУКА И РЕАЛЬНОСТЬ 85

НОВЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО   86

ОБРЯДЫ ИЛИ ЗНАНИЕ 87

УПРОЩЕНИЕ    89

КОГДА, ГДЕ И С КЕМ 90

ТЕМЫ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 92

ВЫШЕ НЕБЕС... 92

ВЫСШИЕ КОНЦЕПЦИИ 93

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   94

ЭЛЕМЕНТ ШОКА 95

СУФИИ-ИМИТАТОРЫ 96

ИСТОРИЯ И СУФИИ   97

ЭВОЛЮЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ 98

БУКВАЛИСТЫ И ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЕ      98

МНОГОСТОРОННОСТЬ СУФИЗМА 99

ПОДХОД К ЗНАНИЮ  100

ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬ ЛИШАЕТ СПОСОБНОСТИ     100

НАСТРОЕННОСТЬ       101

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  101

ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ МЕТОДЫ 103

ВЗЯТКА   104

ГЛУБОКИЕ И ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОПРОСЫ     104

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ  105

МИСТИЧЕСКАЯ СВЯТЫНЯ  107

VII. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В СУФИЙСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ     109

ПУТЬ 109

ЗАПАДНЫЙ ИСКАТЕЛЬ 110

ПОНИМАЕТ ЛИ НЕВЕЖДА МУДРЕЦА?     110

ДВА ВИДА СУФИЙСКИХ ГРУПП   110

ЖАДНОСТЬ И СТРЕМЛЕНИЕ 112

ЭКВИЛИБРИСТИКА С ЯЙЦОМ 112

ПРИХОДИТЕ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА 113

ЦЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 113

СХОДСТВО СУФИЙСКИХ ПОДХОДОВ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПОДХОДАМИ 114

ДРУГИЕ ГРУППЫ «ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ»       114

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЙ НАОБУМ 114

МОДЕЛЬ СУФИЙСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  117

 

I. СУФИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Согласно суфийскому учению, существует ряд переживаний, составляющих процесс созревания ученика как в образовательном, так и в духовно развивающем аспектах. Люди, думающие, что каждое достижение и есть сама цель, застрянут на любой из таких стадий и не смогут учиться с помощью последовательных, друг друга сменяющих уроков.

Джалаледдин Руми в XIII веке выразил это в таких прекрасных стихах:

 

Ман Гхулам и ан ки дар хар рабат

Кхвишра уасил на данад бар самат

Бас рабейт ки бабайат тарк кард

Та ба маскан дар расид йак руз мард

 

(Я раб того, кто не станет на каждой стадии воображать, что прибыл к концу своего пути. Множество стадий должно остаться позади, прежде чем путешественник достигнет места назначения).

Давайте бегло коснемся ряда утверждений об образовании, как оно понимается суфиями, как оно представлено в их литературе, историях и в их традиционных методах передачи материалов и побуждения людей к переживаниям, чтобы таким образом отметить одновременно и то, что является новым и незнакомым, и то, что может заполнить некоторые пробелы в современном образовании.

 

ОТСЛЕЖИВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ РЕАКЦИИ УЧЕНИКА

Пауза между получением импульсов и их усвоением, а также склонность сводить на нет воздействие истории остроумной ремаркой или находчивым замечанием, возможно, благоприятствуют социально приемлемому поведению, но в обсуждаемых обстоятельствах эти факторы могут привести к понижению человеческой чувствительности. Внимание к ним составляет часть суфийского мастерства и попечения. Необходимость отслеживать собственные реакции и видеть, почему ты ведешь себя определенным образом, — самонаблюдение без неврастеничного самоуничижения — представляет собой другую важную особенность суфийского обучения. Даже в самом начале упомянутого временного промежутка — на стадии острословия и самоизучения — мы можем заметить, как трудно подчас некоторым людям воспользоваться правильным критерием для определения того, что они делают, насколько человек не знает особенностей собственного временного промежутка, насколько автоматично он может острить, будучи не в состоянии контролировать свою реакцию, и как легко предается оргии самоанализа. Таким образом, отслеживание учителем реакций ученика имеет такую важность, что уже одно это оправдывает существование института учительства.

Приверженность к внешности, почитание сосуда, а не его содержимого, составляет еще одну из основных человеческих тенденций, что также объясняет необходимость присутствия или, по крайней мере, воздействия учителя.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ В ИЗУЧЕНИИ

Препятствия в изучении можно обнаружить с помощью иллюстративных историй или пронаблюдать в самом себе; кроме того, через привычку они могут настолько глубоко укорениться в человеке, что для их преодоления понадобятся специальные процедуры, особого рода взаимодействия. Как мы уже заметили, с этими препятствиями невозможно бороться с помощью механических структур, например, повторяя человеку, чтобы он не был субъективным. Подобными методами мы добьемся лишь того, что решимость не быть субъективным настолько укоренится в нем, что превратится в самостоятельную черту его характера, а это отнюдь не наделяет человека способностью делать то, что он считает необходимым.

 

КОСВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Косвенное обучение и накопление определенного количества импульсов или учений, которые должны сложиться в нечто единое, составляет еще одну характеристику суфийской учебы. То, что в некоторых системах называется просветлением, в суфийском образовательном процессе представляет собой результат концентрации большого количества слабых импульсов и восприятий, и когда индивидуум готов, это приводит его к прозрениям. Уже сама идея, что человек здесь учится шаг за шагом и собирает по частичкам информацию и опыт, которые позднее должны почти неощутимо соединиться во что-то целое, неспособна, естественно, привлечь тех, кому в другом месте предлагают предположительные способы мгновенного просветления. Поэтому-то люди и пытаются ухватиться за всеобъемлющие категории учения, считая это всегда разумным. Соответственно суфийские занятия не конкурируют с системами, предлагающими мгновенное озарение, — высокопревозносимое снадобье, называемое «змеиным маслом», всегда будет пользоваться значительно большим спросом, чем менее броские средства.

Постепенная, капля за каплей, суфийская деятельность испытывает терпение даже тех людей, которые принимают вышеупомянутые постулаты.

Нередко можно услышать жалобы суфийских студентов на то, что их занятия идут не в том направлении, в котором должны были бы идти. Примером тому может послужить история под названием «Татуировка, изображающая льва».

Историю эту Руми приводит в первой книге своего произведения Маснави.

Человек пришел к татуировщику и попросил выколоть ему на спине изображение льва. Но, почувствовав укол иглы, он вскричал от боли и спросил художника, с какой части львиного тела тот начал рисунок. «С хвоста», — ответил художник.

«Оставь хвост, — заорал трус, — начни с другой части».

Когда же художник попытался приступить к выкалыванию другой части, клиент обнаружил, что чувствует такую же боль, и попросил опустить и эту часть.

В конце концов художник бросил на землю свои иглы и краски, отказавшись продолжать процедуру. Так мастер пожелал не утруждать себя работой, а его клиент пожелал не испытывать боли. В результате ничего и не произошло...

Вопросы в сфере образования тесно связаны с проблемой внимания. Люди, внимание которых частично занято чем-то другим помимо объекта изучения, по мнению суфиев, фактически неспособны усвоить урок. Это утверждение, само собой, было искажено: от учеников требуют выстроить и сфокусировать каждую йоту внимания, прежде чем они приступят к учебе. Здесь мы, конечно, видим иллюстрацию доктрины: «Одна таблетка аспирина снимает головную боль, следовательно, тысяча таблеток приведет к достижению высшего сознания». Но, как полагают суфии, качество и уровень внимания так же важны, как и другой, легче поддающийся количественному исчислению вклад ученика в учебную ситуацию.

Следы доктрины о психологической середине как позиции между двумя крайностями во мнениях, между верой и деланием, можно и в самом деле обнаружить то тут, то там в западной литературе, но следы эти редко связывают с ситуацией обучения.

Люди объявляют войну нескромности и заканчивают тем, что впадают в самоуничижение, которое в неумеренных дозах становится хуже нескромности.

Как сказал Шекспир: «Самолюбие... не так отвратительно, как пренебрежение к себе».

 

ПЕРЕБОР МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОТРАВЛЕНИЮ

Тема тысячи таблеток аспирина всплывает в огромном количестве случаев, которые могут служить ее аналогиями (если не непреднамеренными уроками), стоит нам только перенести эту тему как принцип, необязательно в качестве точного эквивалента, в более знакомые области. Только что я наткнулся на отчет, представленный Британскому Колледжу врачей о работе, которую проделал доктор Элвин Хьюз, биолог Уэльского университета. Считается, что витамин С в больших дозах может защитить от обычной простуды. Доктор Хьюз собрал 350 человек и стал давать каждому из них по 80 миллиграмм витамина, что примерно в 2, 5 раза больше установленной ежедневной дозы в 30 миллиграмм. Эти люди в самый пик инфекционного периода оказались на 18% менее подвержены простуде, чем контрольная группа, которой давали по 30 миллиграмм. Была и еще одна группа, получавшая дозу, превышавшую 80 миллиграмм в день. И что же, люди в этой группе оказались еще меньше подвержены простуде? Вовсе нет! Принимавшие более 80 миллиграмм заболевали ничуть не реже тех, кто принимал по 80 миллиграмм. Но, как сообщил доктор Хьюз, кое-какие изменения с ними все-таки произошли: в их организме появилась тенденция к образованию некоторых ядовитых веществ, таких как щавелевая кислота.

Те, кому довелось наблюдать случайное применение так называемых эзотерических практик искателями просветления и то, как механически эти практики дозируются, несомненно, увидят в вышеприведенном отрывке поистине ужасающую параллель.

 

НАХОЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ В ШУТКАХ

Но даже когда все прочие условия соблюдены, необходимо уравновешенное выполнение дополнительных требований. Например, люди, привыкшие обращаться к историям только для того, чтобы посмеяться, получить моральное наставление или проиллюстрировать какой-то пункт доктрины, часто оказываются неспособными увидеть или услышать в рассказе какие-либо другие уровни смысла. Такие люди, по мнению суфиев, вообще ничему не обучаются, по крайней мере, на этой стадии и в подобном состоянии. Суфии считают, что эти люди настроены на морализм, шутки или догмы. Вот почему создается впечатление, будто суфийские учителя бесконечно допрашивают своих учеников, у кого те в действительности учатся — у суфиев или у кого-то или чего-то еще?

Суфии требуют от своих учеников внимания к объекту изучения именно в том духе, в котором обучают, что вполне соответствует требованиям инструкторов в других, более обычных областях знания. И подобным же образом не могут быть студентами те, кто приходят в учение как потребители — за эмоциональными стимулами (от присутствия ли учителя или от незнакомых и странных материалов).

 

НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Можно сказать, что люди всегда стараются испытать подлинность учителя. Правда, мне попадалось больше псевдоучеников, чем лжеучителей!

Кроме того, найдутся люди, которые, услыхав это заявление, скажут, что мы то и дело твердим о негативных моментах вместо того, чтобы утверждать позитивное. Говоря так, они уподобляются тем, кто неосознанно сообщает о собственных проблемах через свои реакции. Чтобы наполнить сосуд, гласит пословица, сначала, возможно, придется опустошить его. Настаивать же на том, что сосуд должен быть наполнен, независимо от того, что в нем уже находится (а ведь там может быть и что-то непотребное), — значит говорить отнюдь не об учении и учебных процедурах, а об отсутствии собственной проницательности.

ДОСТИЖЕНИЕ ЗАВЕРШЕННОСТИ ИЛИ ПСИХОТЕРАПИЯ

Суфийское образование направлено на решение проблемы, связанной, как утверждают суфии, с фундаментальной и всеобщей незавершенностью человеческого рода. Это означает, что нужно заниматься самой проблемой, а не ее симптомами. Таким образом, суфийское образование может иметь (и на самом деле имеет целью) решение этой основополагающей задачи, тогда как студент (то есть человек, воображающий себя студентом) может желать психотерапии, тайн, подтверждений тому, что он не зря тратит время, и т. п. Именно потому, что сосуд уже наполовину полон, суфиям приходится расчищать путь к пониманию подобных базисных положений, с тем чтобы могло начаться обучение, а не переполнение сосуда. Мы отнюдь не имеем в виду, что суфии требуют от людей отречения от всякого прежнего знания, хотя это, конечно же, означает, что суфии, как все учителя в любой области образования, вправе ожидать наличия условий, необходимых для обучения. Если желание быть в оппозиции к учению или, напротив, желание употребить его слишком сильно в ученике, то обучение вряд ли возможно.

 

СУФИЗМ ИЗУЧАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ САМОГО СЕБЯ

Суфийская наука изучается посредством самой себя, и очень редко даже к отдельным ее фрагментам можно подойти, используя индивидуальные положения других учебных форматов. Она основывается на собственных постулатах, и, по крайней мере, некоторые из них не считаются основополагающими или даже уместными в иных системах. Поэтому крайне важно, чтобы тот, кто изучает или наблюдает суфийский феномен, осознал, что суфии не учат в свете других систем, какими бы традиционными или же современными они ни были. Суфийская работа может подтвердить или просветить, скажем, психологию. Но вряд ли, например, психология способна предложить лучший способ для изучения или понимания суфизма и его обучающих методов.

 

ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТОВ КАК АНОМАЛИЯ

Пренебрежение суфийскими критериями при изучении суфизма чаще всего заканчивается сверхупрощением или банальной рутиной, причем первое порождает культ, а второе — некую туманную религиозность, а иногда это выливается в интеллектуализм, доходящий до совершенно комичной въедливости. Гипертрофии такого рода весьма характерны для культов и организаций, групп и книг, встречающихся на каждом шагу. Я уже много раз публично приглашал людей ознакомиться с подобными явлениями и материалами, чтобы они сами могли обнаружить, видят ли они все это в том же свете, что и мы, или предпочитают другие, фрагментарные подходы.

 

ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Восточная позиция в отношении функций полушарий головного мозга (левого и правого) состоит в том, что, сколь бы важной ни была специализация каждого полушария и сколь бы полезным ни было определение их функций, существует еще один способ познания, при котором взаимодействуют оба.

Возможно, именно об этих двух способах мышления писал Омар Хайям (умерший восемь с половиной веков назад) в своих стихах, посвященных логике и вере, где он заявляет, что как тот, так и другой способ мышления Производят одинаково ошибочные предположения:

 

Куаме мутаффакар энд дар мазхаб уа дин.

Фама'и мутахаийаранд шакк уа йакин

Нагах манади бар ауад зи камин:

Ки'еайи би-кхабаран-рах на ан аст на ин!

 

Люди размышляют над доктриной и верой,

Мечутся между сомнением и уверенностью,

Как вдруг голос свыше глаголет:

«О невежды! Путь не в том и не в этом! »

 

ПЕРЕСТАНОВКА КОНЦЕПЦИЙ

Продолжая вместе с нами исследовать примеры суфийской мысли в контексте образования, вы можете заметить, как часто буквальное здесь преднамеренно заменяется фигуральным, а последовательное мышление — холистическим (целостным). Хочу подчеркнуть слово «преднамеренно», потому что не следует путать этот метод с обычным явлением, когда одно становится другим в результате непонимания или культурной деградации. У суфиев подобная перестановка осуществляется умышленно, но не как следование системе, а только в тех ситуациях, когда необходимо расшевелить «застывшую» мысль…

Суфийский учитель обычно руководствуется в таких случаях внутренним восприятием, так что мы приводим здесь только самые грубые примеры — содержащие аспекты, проявляющиеся при физическом контакте и вербальном взаимодействии людей.

И еще следует помнить, что свое восприятие суфий считает связанным с космической интуицией, которая и побуждает его работать в сфере образования суфийского толка. Мотивируясь этим чувством, суфий фактически разделяет убеждения Эйнштейна, что «космическое религиозное переживание — самое мощное и благородное побуждение, движущее научным исследованием».

 

ОСОЗНАНИЕ МОТИВАЦИИ

При выборе учеников суфий, как и учителя в более традиционных областях знания, принимает во внимание следующее: серьезен ли кандидат на обучение в своем желании учиться, чего он хочет на самом деле — работать или развлекаться. Сам студент может и не осознавать собственных мотивов.

 

ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ УЧИТЕЛЯ

Люди часто спрашивают, как отличить истинного мудреца от ложного среди огромного множества восточных учителей, конкурирующих за внимание последователей.

Вот одна из самых изящных и поучительных бесед на эту тему, которые я когда-либо слышал:

Некто спросил суфия: «Чем отличается истинный учитель от ложного? »

Суфий ответил: «Я дам тебе признаки ложного».

«Вот и прекрасно, — ответил вопрошающий. — Моим учителем станет тот, кто не подойдет под твое описание».

«Все не так просто, как тебе кажется, — сказал суфий, — потому что сначала тебе надо будет найти потенциального учителя, который согласится принять тебя в ученики таким, каков ты есть сейчас. Вот этот-то учитель и будет невеждой и обманщиком».

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В последние годы возник большой интерес к установлению связи суфийского знания с современными образовательными и психологическими теориями, и он не угасает по сей день.

Положительным здесь является то, что благодаря этому методу образованная публика может получить некое подтверждение истинности суфийского учения, так как оно основано на положениях, доступных проверке принятыми способами. Если кому-то покажется, что суфийские истории демонстрируют знание подсознательной функции головного мозга, ну что ж — это поможет ему сконцентрироваться. Он почувствует: «Суфизм, должно быть, истинное учение». Более того, это предоставит формат, в рамках которого нуждающиеся в подобном заверении смогут подойти к определенным аспектам суфизма.

Для суфия же необходимость такого подхода минимальна.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ЗНАНИЮ

Перенесем эту проблему в более знакомую область: представим себе, что ряд людей сомневается в преимуществах некоего нового товара. Тем не менее в свете их коммерческой практики, обычаев и занятий они видят, какое место этот товар может занять в их жизни, в результате чего и потребители, и продавцы товара останутся довольны. Но как далеко каждой из сторон следует зайти в этом деле? Должны ли «потенциальные потребители» представляемого товара концентрироваться лишь на тех его сторонах, которые им нравятся или подтверждают их вкусы и привычки? Должны ли те, кто представляют новый продукт, чрезмерно рекламировать именно эти его качества, если в результате данная вещь будет представлена неадекватно или же на ее внедрение уйдет слишком много сил и времени? Мы опять сталкиваемся с вопросом баланса: кто направляет внимание и куда? Пожалуй, нам повезло, что в нашем случае подобная проблема неактуальна, потому что, как показывает опыт, суфийское обучение и изучение не нуждаются в рекламе, ни в прямой, ни в косвенной, и так привлекая к себе достаточное количество и разнообразие человеческих типов. Вопрос этот, однако, следует предать гласности, поскольку масса людей настаивает на «потребительском» подходе к суфийским занятиям, о чем я уже упоминал выше.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ПРОИЗВОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Работа с материалами, производными от суфийских учений, обладает весьма специфической ценностью. Некоторые истории и другие вторичные материалы вызывают сегодня огромный интерес у тех, кто связан с психологией и образованием. Они чувствуют, что материалы эти полезны в их специфических дисциплинах, и, несомненно, так оно и есть. Однако необходимо разъяснить, в какой степени нашими производными материалами можно воспользоваться для подобных вторичных, а то и вовсе неадекватных целей. Мы никоим образом не хотим сказать, что западные люди воображают, будто суфизм — это алмазная шахта, где драгоценные камни скрыты в грудах бесполезной породы, которую необходимо отсеять. Не стоит также предполагать, что современные суфии культивируют элитарный подход по отношению к суфизму. Истина, однако, в том, что для суфия суфийская цель — фундаментальна, а традиция и методология — целостны и в полной мере действенны. Место для экспериментов и «изобретения велосипеда» здесь есть, но весьма ограниченное и ограничивающее. К примеру, вы же не обратитесь в Массачусетский технологический институт, чтобы приобрести устройство для изгнания злых духов. Несоответствующее приложение идей никому еще не помогало.

Маловероятно, что среди тех, к кому обращено это послание, найдутся люди, воспринимающие суфизм как нагромождение всевозможного хлама, откуда можно выудить кое-какие детали и с пользой встроить в существующий механизм образования или психологии, чтобы сообщить им новый импульс, поэтому не стоит долго говорить о столь примитивном подходе к тому, что, в конечном итоге, является одной из наиболее всеобъемлющих, продолжительных и гибких традиций, зарегистрированных в истории человечества.

Желание ознакомиться с разнообразием и изощренностью суфийского подхода через исследование отдельных частей суфийских обучающих методов — не то же самое, что выискивание фрагментов, которые можно было бы украсть и использовать для ремонта влачащих свое существование структур, возможно, экспериментальных.

Суфии всегда приветствуют интерес к своей работе, если речь идет об объективном или альтруистическом интересе, то есть в целях образования или науки.

Но, чтобы узнать, как устроен слон, не стоит дергать его за уши или за хвост, потому что в сравнении с затраченной на это энергией вы узнаете о слонах очень мало.

Таким образом, в суфийском образовании сфокусированность, баланс, значение, придаваемое различным импульсам и переживаниям, настроенность ученика — имеют первостепенную важность, и суфийские учителя служат связующим звеном со всеми этими элементами.

 

КАК НЕ НАДО УЧИТЬСЯ

Когда та или иная форма познания становится доступной, люди, словно повинуясь какому-то неодолимому инстинкту, начинают выхватывать из учения различные фрагменты, близкие им по профессиональным или психологическим причинам (довольно-таки стандартное поведение в человеческом обществе), и, будто Дон-Кихоты, разбредаются по свету с этими обрывками, разрабатывая их, упрощая и объявляя, что они представляют собой нечто целое, то, чем необходимо срочно оделить всех и каждого. Такая судьба постигла и суфийские учения. Если вы на минуту задумаетесь о том, что происходит в известных областях знания (скажем, в медицине, философии, в социальной или даже политической сферах), вы поймете, что я имею в виду. Схема действий одна и та же. Как правило, в большинстве таких случаев отдельные личности или группы людей пытаются остановить этот процесс или урегулировать ситуацию, для чего учреждают единый авторитетный орган, через который можно было бы управлять распространением подлинных материалов, знания и/или практических процедур.

 

ЦИРКОВОЙ БАЛАГАН

Но в суфийской сфере все не так просто. В нашей области для публики более заметны культы, нежели подлинное учение; больше рекламируются гуру, чем суть учения; промежуточная, замещающая литература значительно доступней взвешенного руководства. Причина в том, что суфизм, в сущности, в своем наиболее эффективном и истинном виде слишком деликатен, слишком зависит от восприятия, чтобы его можно было выразить в грубых внешних формах, упаковать в систему — но именно этого требуют люди при первом знакомстве с чем бы то ни было, а поверхностные популяризаторы удовлетворяют их спрос. Вот такое последовательное вырождение тонкого в грубое и характеризует безальтернативный подход человека к вещам, и здесь мало что можно изменить. Едва ли можно отрицать, что разные клоунады и балаганы представляют суфизм, пока нечто являющееся суфизмом, но суфизмом подлинным, не будет продемонстрировано В ТАКИХ ЖЕ ТЕРМИНАХ. Оценка суфизма основана на его восприятии. А восприятие суфизма — это не то же самое, что грубые тени от суфизма, привлекающие интеллектуальные и эмоциональные натуры. Если тонкой реальности необходимо найти форму гармонических отношений с какой-либо культурой, то и воспринимающая культура обязана воспитать достаточное число людей с соответствующим интересом на должном уровне. Это почти тот случай (хотя и не совсем тот), когда люди получают таких «суфиев», которых они заслуживают. Приведу одно из самых ценных замечаний, услышанных мною в юности, когда я сам проходил обучение; чем больше я размышлял о нем, тем больше узнавал.

 

УЧИТЕЛЬСТВО ЕСТЬ ФУНКЦИЯ, А НЕ ВИДИМОСТЬ

«Видимый институт учителей существует в нашем измерении отнюдь не для нужд просветленных. Напротив, он здесь именно потому, что обычные люди нечувствительны и не способны воспринять что бы то ни было, пока этому не будет придана внешняя форма. Первостепенная обязанность подобного института — исчезнуть из сферы видимого и появиться в сфере реального действия».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.