|
|||
А. Негативные черты 10 страница«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывал землю, из которой он взят». (3: 22, 23) На самом деле «требование», предъявленное Богом человеку на растительной фазе существования, не нужно понимать как прямое повеление. Бог просто говорит человеку, у которого еще нет опыта или объективного знания, что ему не следует есть плоды от дерева добра и зла, поскольку «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь»(Книга Бытия 2: 17). Это не угроза и не приказ, а возвещение о существующей данности. Другими словами, если человек вкусит этот плод, он естественным образом столкнется с опытом смерти – и это может означать появление трагедии для человека. По-видимому, акцент не ставился на том, что это непременно случится; но Бог лишь предостерегал невинного Адама о том, что этот плод может быть опасен, и что вкушение может означать смерть; так же делает мать, предостерегая своего ребенка относительно огня, который обжигает, до которого «нельзя» дотрагиваться. Однако после того как Адам вкусил от плода дерева познания добра и зла, ситуация стала уже критической; если бы он вкусил « также и от дерева жизни», то человек мог бы жить вечно. Именно это показалось Богу нежелательной возможностью, и Он изгнал Адама и Еву из Сада, поместив дерево жизни вне досягаемости Адама и под защитой его херувимов с «пылающими мечами, обращёнными во все (четыре) стороны». Что же тогда символизируют два дерева «посреди сада»? Ответ состоит в том, что они относятся к двум более высоким уровням интеграции души относительно уровня «души живущей». Только через познание добра и зла, т. е. конструктивных и деструктивных последствий любой самотрансформирующей деятельности, душа может стать индивидуализированной. Человек, индивидуум, становится ответственен за свои действия, за их полярность и ориентацию. Он может действовать согласно божественной цели интеграции или служить цели зла, цели тотального разрушения. Ему предстоит выбрать. Он должен выбрать Бога или отрицание Бога. Он должен определенно соотнести себя с Волей Бога и отождествить свою индивидуальную волю с Волей божественной, так как в противном случае он превращается в служителя зла, и его отношение к Богу становится негативно поляризованным. Таким образом, вкушение плода дерева познания добра и зла просто означает начало процесса развития «индивидуальной души». С другой стороны, вкушение от древа жизни могло бы означать причащение к божественному бессмертию; но бессмертие означает увековечивание того, что было достигнуто индивидуумом в жизни. И если это индивидуальное достижение консонансно пути зла, то и бессмертие означало бы бессмертие во зле; таково бессмертие сатаны как антагониста Бога. В центре Сада находятся два дерева, потому что есть момент, в который Бог высвобождает силу интеграции, силу жизни, и это высвобождение открывает возможность индивидуализации и божественного бессмертия. Ум и духв жизни подразумеваются. Они лежат в основе опыта «живущей души». Риск её творения заключается в том, что сознание ума и духовное сознание человека способно развиваться, а человек еще не в силах на них ответить безопасно. Опасно давать ребенку в руки спички или горящий факел; это так же опасно, как позволить современному человеку использовать энергию солнца! И тем не менее все божественные планы, кажется, включают в себя «предполагаемый риск», поскольку ни одно творение не может стать творцом, точнее, со-творцом, не преодолев кризис фундаментальной реполяризации и переориентации своего сознания и своих энергий. Кризис начинается в тот самый момент, когда «живущая душа» перестает быть только пассивным (растительным) отражением Бога, Который наделил её дыханием жизни; в этот момент человек начинает давать «имена» двигающимся животным, также созданным Богом и живущим в Эдеме (2: 19). Тогда душа вступает в животную фазу своей эволюции. Причина для этого эдемского творения животных, приводимая в библейском повествовании, просто интригует. Бог говорит: «Нехорошо, что человек должен быть один; Я создам ему сотоварища». И только когда животные с этой задачей не справляются, Бог создает Еву из ребра Адама – по древнееврейски (соответственно) Ишу из Иша (в английском переводе Библии говорится «Женщину из Мужчины»). Древнееврейские слова, Иш и Иша, говорят о многом, ибо «Иш», являющийся коренным звуком во многих языках, символизирует «Я», Индивидуальную самость. (В санскрите, Ish-svara это манифестация или тон божественной Самости, Логос; в немецком Ich означает «Я» и т. д. ). «Сотоварищ для Адама» это существо, которое его поляризует, поскольку поляризация и взаимодействие дуальностей необходимы для возжигания и горения алхимического процесса индивидуализации. Когда первый бесполый Адам становится Адамом-Евой, или лучше – Иш-Ишей, субъективное и чисто рефлективное сознание «живущей души» начинает трансформироваться в объективное сознание жизни и её ритмов. Человек теперь не только отражает в подсознании своего Бога Создателя. Он сознает жизнь как силу и ритм. Он осознает время и смену сезонов. Он становится позитивно ориентированным в сторону жизни; и это ведет его к изменению взаимоотношений с Богом. Это потенциально опасное изменение для души, и всё же необходимое. Оно ускоряет кризис, который неизбежен, но он включает в себя очень серьезную задачу. Специфический способ, которым была создана Ева-Иша, говорит нам об очень многом; но очевидно, что в большой мере это осталось тайной для библейских интерпретаторов. Что такое «ребро», если не то, что определяет процесс дыхания, его ограничивая? Это именно то, что делает Иша для Иш, Женщина для Мужчины. Женщина действительно определяет жизненную силу Мужчины, фокусируя и ограничивая её. К тому же, внутри грудной клетки находится сердце; и постоянная его пульсация даже более фундаментальна для жизни, чем дыхание. Другими словами, ребра огораживают ритмические системы живого организма – две системы «посреди» сада человеческого тела. Из осознания ритма возникает чувство времени. И чувство времени ведет к пониманию сезонной активности, ритму семени. Функционирование женского организма также подчеркивает этот принцип циклической, сезонной деятельности. Знание этой сезонной деятельности является необходимым основанием для сельского хозяйства и животноводства. Лишь это знание может дать человеку позитивное отношение в контроле над природой и жизнью. Женщина ( Иша ) дает Мужчине это знание. Однако с точки зрения царства Единства, которое вневременно, которое не имеет протяженности или пространства (как мы с вами это принимаем), схождение души – чистого отражения божественного единства – в мир времени и сезонов представляет собой трагедию «изгнания». Но это изгнание происходит, по крайней мере потенциально, в момент, когда Адам становится Адамом-Евой; в момент, когда цельное человеческое отражение Единого Бога становится бинарным. Тогда человек вступает на путь дуальности и объективности – на путь развития ума. Человек должен пройти этот путь для того, чтобы развить индивидуальность и позитивную свободную волю – обрести различение. Различение подразумевает возможность выбирать одну из двух противоположностей. Только сознание, которое познало дуальность и приобрело объективный подход к жизни и изменениям, способно выбрать между двумя альтернативами. Адам, как единое отражение Единого Бога, не смог бы знать, что означает альтернатива, и потому не смог бы выбирать одну из них; ему бы не довелось выучить урок свободы. Адаму необходимо было стать Мужчиной-Женщиной и пережить «изгнание» из вневременного единства в циклическое время. И это был кризис. Переживание кризиса не является грехом! Но если любому кризису придается негативное значение – это есть грех. И Адам, столкнувшись с осознанием своего пребывания в мире времени, дуальности и изменения, «охвачен страхом и стыдом». Он чувствует себя «голым», т. е. незащищенным, слабым, ограниченным и пониженным в своем положении (inferior). Переживание дуальности – опыт Иш-Иша, Мужчины-Женщины – стало для него источником чувства вины и внутренней потери. Когда он вспоминал единство Бога, оно казалось ему потерянным навсегда, и он боялся. Это и было первородным грехом, т. е. страхом. Тот страх, который рождается в человеке при столкновении с эволюционной необходимостью кризиса, который полностью изменяет качество и существо сознания, является основным негативным откликом на жизнь – ответом жизни Богу. Когда это случается, само отношение человека к Богу становится негативным, и Бог представляется человеку внушающей трепет Силой, которая «проклинает», «сердится» и «мстит». Человеческий страх порождает только Дьявола, и негативная маска зла накладывается на божественное Присутствие в душе. Это является грехом и результатом греха. Человек, бывший некогда пассивным отражением Образа Бога, обнаруживает свою независимость от Бога в негативном свете и начинает таким образом переживать процесс индивидуализации во тьме и трагедии греха. За мифологической персонификацией змея, разговаривающего с Евой, за гневом Божьим и «проклятием» Бога (последнее является просто предсказанием того, какие последствия принесут человеку его страх и стыд) – мы можем увидеть ключевые события, которые приведут к состоянию более или менее усиленного психологического раскола между ребенком и его родителями. Психолог д-р Фриц Кюнкель упоминает этот кризис в своих работах и называет его разрушением «Мы-Ощущения» – ощущения, при котором ребенок чувствует себя интегрированной частью существа матери и маленького круга своей семьи. Психологи подчеркивают тот факт, что в возрасте 4-5 лет ребенок обычно забывает всё, что он испытывал до этого возраста. Первое хранимое в памяти событие детства датируется обычно этим периодом. Так происходит смена психической полярности. Как утверждает д-р Дж. Л. Морено, настоящая память начинается только тогда, когда ребенок приобретает реальное чувство времени. Он отделяет прошлое от настоящего; и будущее может казаться ему как волнующим, так и пугающим, поскольку он чувствует себя незащищенным в этом мире времени и смен сезонов – мире ему чуждом по праву духовного рождения, чуждом его душе, принадлежащей миру безвременности и единства Бога. Это изгнание в мир времени является первым великим кризисом души. Только после него душа действительно начинает осознавать материю как таковую. Это осознание последовательно, и в Книге Бытия оно символизировано потребностью в какой-либо «одежде». Когда Адам и Ева вкусили от плода дерева добра и зла, они сделали себе «набедренные повязки» из «фигового листа» – определенно не из-за христианской благопристойности, но как выражение того факта, что опыт дуальности (дуализм формы и сексуальной функции является лишь внешним аспектом этого) перевел душу на уровень растительного осознания материальных сил и ритмов жизни. Затем после того как Бог проклял Адама и Еву, и негативный процесс отчужденности от божественного единства стал глубже, Бог создал для них «одежду из кожи». Адам и Ева были перемещены Богом на уровень животного сознания. Чистота, а также статический и пассивный характер растительной жизни сменились динамической и неугомонной эмоциональностью животного мира. Движение требует выработки позитивных, сильных эмоций. «Живущая душа» была вынуждена «спуститься» к эмоциональности, схожей с животной – к обязательным эмоциям. В основе эмоциональной обязательности лежит страх и незащищенность. Ребенок, который не чувствует себя более «единым со» своими родителями, теряет защиту своего настоящего «дома» – Эдема. Психологическая пуповина разрывается; и этот разрыв часто оставляет кровоточивую рану, ослабляющую энергию души, энергию жизни, «либидо». Это и есть «проклятие», на самом деле каждый психологический комплекс это и есть, символически говоря, «проклятие» Бога жизненной интеграции. Это разрушает некий аспект интегрирующей силы «живущей души» и делает реализацию задач души много более трудным делом. Первородный грех, следовательно, не что иное, как страх – источник всевозможных комплексов. (2) Каин и Авель Дуализм Каина и Авеля вторит изначальному дуализму Адама и Евы: обреченный работать и добывать «хлеб свой в поте лица» Адам, и Ева – она обречена рожать детей в муках. Каин является прототипом человека, в котором начинает действовать процесс индивидуализации. Он является символическим истоком «цивилизации», которая развивается через использование огня, инструментов и интеллекта (это тоже острый инструмент! ). Имя Каин на древнееврейском означает «кузнец», а также «копьё», продукт кузнечного искусства. Но Каин является приемником чувства вины и страха Адама. Он глубоко чувствует силу «проклятия», которое заставляет его работать, возделывать землю, устанавливать свою волю над материей, насильственно контролировать жизнь и огонь. Он вынужден развивать самоволие и смекалку, чтобы выжить; и он этим обижен. Эта обида превращается в гнев – этот гнев фактически направлен на Бога и принудительные силы жизни. Авель, которому покровительствует Бог, получает удар необузданной агрессии Каина. Авель представляет собой женский, интуитивный ум, находящийся в согласии с ритмами жизни и смены сезонов, и он таким образом рецептивно открыт Богу, Источнику жизни. Авель разводит животных; следовательно, он просто направляет процессы жизни, обеспечивая им условия лучшие из возможных. Он является истоком всевозможной «культуры», прототипом паcторальной (pastoral) жизни. Имя Авель, на древнееврейском Hebel, означает «дыхание». Авель, таким образом, является до известной степени дыханием жизни, основанием «живущей души». Каина, который убивает дыхание (Авеля), следует рассматривать как прототип эго-воли, стремящейся к власти, жестоко и своевольно контролирующей природные энергии. В индуистской йоге существует основной процесс, называемый пранаяма, буквально означающий «убивание дыхания». Говорится, что задержка дыхания вызывает определенные виды биопсихических энергий. Вся «цивилизация», символически, является «задержкой дыхания»; это борьба против принуждений природы, рукотворная плотина на потоке жизни. Любой насильственно сдерживаемый поток жизни, если он управляем человеческой изобретательностью и умениями, производит силу. Но жизненная энергия, если её долго удерживать под контролем воли или страха человека, становится взрывоопасной. Она становится гневом. Гнев проистекает в основном из неспособности человека выдерживать давление ситуации, в которой он обнаруживает себя изолированным и подавленным природным осуществлением жизненных инстинктов. Он может оказаться в такой ситуации случайно; однако чаще всего, он сам служит причиной того, что это случается; или это является характерной чертой его судьбы для того, чтобы он мог развиваться через это или несмотря на это. Каин, можно сказать, выбрал эту судьбу, подобно тому как Авель выбрал более легкий и более естественный путь движения вместе с течением жизни. Следовательно, братья представляют собой два основных пути души во взаимоотношениях с Богом, а также с жизнью: первый – путь негативный (но динамичный), второй – рецептивный (но пассивный) путь. Дорога Каина это путь отрицания, но также и индивидуализации посредством отказа оставаться пассивным творением, полностью обусловленным ритмами жизни и сменой сезонов. Это дорога преступления, но также – давайте не забывать об этом! – это дорога аскета, преграждающего репродуктивные энергии жизни, с тем чтобы вырваться из царства желаний и принуждений жизни в царство единства и вневременности Бога. Это путь Прометея, который в греческой мифологии был проклят и наказан Зевсом, и всё же из любви и сострадания к людям он дал им огонь. Огонь возвышает, но также и разрушает; и города – эти места поклонения паттерну произвольного использования человеком вдохновения и силы ума – строятся людьми, которые в глубине души чувствуют себя изолированными и одинокими. Цивилизация это трагическое средство излечения духовного одиночества. Промышленность и искусства, (символически) развиваемые последователями Каина, соединяют людей в городах; но в этих городах высвобождение огромных энергий (для использования человеком) вызывает соперничество и ведет к лидерству и славе, и таким образом, ведет к конфликтам, тщеславию и преступлениям. И всё же Библия заканчивается видением «Святого Града», увиденного Иоанном, единственным среди учеников Христа, кто в полной мере воплотил божественную любовь. Город Мира, совершенный Иерусалим, в центре которого воцарились символ и сила божественной любви, является конечной целью эволюции души. Неудивительно, что путь к этой цели поначалу весьма туманен. Города, которые построили Каин и его потомство, темны от ментальной гордости, насилия и похоти. Грех по линии Каина это грех великих городов. Это грех индустрии, грех злоупотребления огнем, грех «торговцев смертью», грех атомной бомбы. Преступление и проклятие Каина скрываются в глубоко парадоксальной ситуации, которая появляется в разных формах на каждой фазе эволюции души. Мы увидим этот парадокс и в истории Моисея, который тоже убил человека; в отношениях между Богом, единственным и универсальным Сущим (Я Есмь) и людьми, которые, если они действительно становятся «индивидуальными душами», должны быть так же в состоянии сказать «Я есть». Мы находим новую форму этого парадокса в описании жизни и смерти Иисуса. В самом деле путь ученика Христа это парадоксальный путь, как мы сейчас увидим. На каждом шагу в Библии Бог кажется покровительствующим такому способу отношения к жизни, который мы называем «пасторальным». Это, как если Бог сказал бы так: «Да, города должны быть; но Мой дом с пасторальными людьми. Да, интеллект и индустрия быть должны; но Мой мир с теми, кто держит своё восприятие ясным, свои сердца чистыми, свои души направленными на Меня, как зеркала на солнце и звезды». После Авеля, убитого Каином, был рожден Сиф, чтобы заменить убитого. Это имя, Сиф, означает «Назначенный». Бог назначил Сифа источником пасторального пути. Потомки Сифа остаются психически открытыми Богу и живут в гармонии с ритмами природы. Они «призывают» имя Бога; они «идут с » Богом. Они следуют путем сердца, почитания и чистоты, простоты и подчинения равномерным паттернам культуры и групповой морали – путем, который взращивает характер, а не интеллект. Это из них Бог выбрал Ноя и его семью как семенной материал, который сформировал базу нового эволюционного периода после Потопа. С точки зрения психологического анализа, соперничество между Каином и Авелем может быть названо наглядным примером серьезных проблем, предполагаемых во взаимоотношениях братьев, или братьев и сестер. Авель может пониматься также как женский полюс по отношению к Каину, мужскому «копью» (поскольку не существует упоминаний о дочерях Адама и Евы). Конфликты между братьями и сестрами возникают из взаимоотношений каждого из них с родителями или с одним из родителей. Один из родителей кажется благоволящим сыну, другой дочери. Один сын знает, как снискать расположение отца, другой терпит на этом поприще неудачу. Философски говоря, это означает, что различные элементы любой текущей ситуации варьируют отношения элементов прошлого. Любое поколение чувствует себя спокойно, если оно в состоянии без труда соотнести себя как целое с поколением предыдущим; если время плавно переходит из прошлого в настоящее, а затем в будущее. Но если стадия перехода от старшего поколения к младшему несет в себе все элементы кризиса, то представители поколения младшего реагируют на этот кризис и своих родителей по-разному; и по-настоящему состязательно. Таким образом, конфликты между братьями и сестрами, наиболее вероятно, происходят в домах, где во время зачатия ребенка и беременности родители находятся в состоянии стресса. «Борьба» между Каином и Авелем произошла вследствие способа, которым Бог ответил на их жертвы. Бог «проклял» их родителей! Не сокрушались ли они, не искали ли способа возвращения покровительства Бога, и не учили ли они своих сыновей приносить жертвы Богу? Изложенная в таких терминах ситуация имеет специфический привкус всех буквальных интерпретаций Библии – таких интерпретаций, которые являются буквальными и точными в некоторых пунктах, и подразумевают полностью воображаемые допущения в других! Однако психологический подход к кризису Каина-Авеля не может не отметить тот факт, что братья приходят к столкновению в смысле их отношения к Богу, который создал, а затем проклял их родителей. Другими словами, мы видим, что дети перевоплощают проблемы, которые послужили причиной трагедии их родителей, потерявших «родовой дом», Эдем. Когда Адам был призван Богом к ответу в Саду (после вкушения им «запретного плода», что он сделал? Он переложил ответственность на Еву, и косвенно – на Самого Бога: «Жена, которую Ты дал мне…». Конфликт Каина с Авелем отражает чувство обиды Адама на Еву. Адам со страхом и стыдом отшатнулся от полученного нового знания, открытого ему вкушением плода с дерева добра и зла. Каин, первенец, почувствовал себя осененным виной; и он перенес на Авеля чувство обиды, которое Адам испытывал к Еве, искусительнице. Он убил. Он пролил кровь своего (женоподобного) брата. Каин – «копьё», кузнец, который куёт штыки и оружие, – пролил кровь. И эхо этого кровопролития будет несметное число раз повторяться в историческом паттерне эволюции души до тех пор, пока мы не увидим кровь Совершенного Человека, Иисуса, пролитую от «копья» и штыков солдат, состоящих на службе правителей Великого Города, Рима. Да, но ведь кровь, пролитую с готовностью во «искупление грехов человечества» Сыном Бога? Да; но только в том смысле, что до тех пор, пока психически больной человек не сможет заново и сознательно пережить первопричину своего глубокого невроза и простить себя за это, не может быть и полного исцеления. С готовностью принятое Иисусом распятие придает определенное равновесие и искупает пролитую Каином кровь Авеля. Сострадательная любовь-милосердие поглощает и нейтрализует жестокость гнева, подобно тому как вера поглощает и нейтрализует страх. (3) «Женитьба» Сынов Бога В Книге Бытия (6: 1 и далее) мы читаем: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Библия не говорит о том, кем были эти сыновья Бога ( BenElohim ); но их вторжение в сферу жизни на Земле может означать лишь то, что некие духовные сущности, которые не имели отношения к эволюции «живущей души», начавшейся с сотворения Адама, присоединились к руслу этой земной эволюции. Кажется очевидным, что Господь Бог, будучи управителем сферы жизни и эволюции всех живых форм, направил этих «сынов Элохима» для участия в эволюции человеческой души с определенной целью. Мы можем высказать догадку о том, что участие этих духовных сущностей было задумано Богом, чтобы придать «живущим душам» рожденных на Земле людей духовную силу, форму или качество, которыми они не обладали; т. е. силу «божественной души», силу Отцовства. Творческая сила Отца может быть позитивно сфокусирована и динамически выражена только через «божественную душу». Приход «сыновей Бога» представляет собой, таким образом, «схождение» (или инволюцию) духовных сущностей, наделенных творческой силой, – силой, с которой прямо и персонально не были знакомы ни потомки Сифа, ни потомки Каина. Глубокий опыт («брак») творческой силы духа, переживаемый человеческими существами, которые, по сути, были «живущими душами» с активным интеллектуальным уклоном (линия Каина) или сильной психической чувствительностью (линия Сифа), должен был вызвать великий кризис в эволюции души и сознания человека. Он включал в себя серьезный риск; и результатом стал трагический провал. «Брак» означает смешение энергий. Творческие энергии божественного духа (сыны Бога) и принудительные, повторяющиеся энергии жизни встряхнули тяжелые материи земли (дочери людей) и были смешаны по крайней мере в некоторых группах человеческих существ. Последствием этого стало рождение людей славы, великих персон, «гигантов»; но это вызвало также и постепенную материализацию и искажение творческой силы, которая стала принадлежать человеку таким образом. Вместо преобразования энергий жизни и одухотворения «живущей души» дочерей человеческих, «сыновья Бога» погрузились в водоворот принуждения и материальности земных тел, доставшихся им или их потомкам. «Воображение и мысли сердец их» стали темными и злыми, как сказано, «во всякое время»; воображение в человеке более всего прочего имеет сходство с творческой силой Бога. Таким образом, духовные сущности, которые должны были придать трансформирующую силу духа людям, потерпели неудачу, и дочери человеческие также утвердили свою неспособность к рождению новой расы одухотворенных людей. Этот провал творческого потенциала, эта неспособность к преобразованию энергий жизни в сторону духа в конечном счете послужила причиной греха «сатанизма». Творческая сила оказалась темной и деструктивной – черной магией в действительном и ужасающем смысле слова – комбинацией страха, гнева и похоти. Страх, гнев и похоть являются основными грехами человека. Они составляют теневую троицу, поляризованную ненавистью, подобно тому как божественная Троица является трехчастным потоком любви-милосердия. Страх является корневым грехом, поскольку он есть негативный аспект Отцовства Бога; в своем глубочайшем выражении это духовная импотенция. Страх рождается из-за ощущения недостатка творческого потенциала, из глубокого чувства неполноценности и неадекватности, которые заставляют человека беспомощно и безнадежно отступить в тот момент, когда творческая сила затрагивает его. Поскольку динамизм гнева сочетается со страхом, рождается ненависть. Ненависть, смешанная с похотью, становится «сатанизмом». Сатана есть отрицание и инверсия Бога – «тень» любого духовного роста. Эта сатанинская тень появляется всюду, где душа отказывается расти из-за страха и инерции. Таким образом, она присутствует при любом кризисе. Она появляется во время любого кризиса роста, когда душа обнаруживает себя неспособной адекватно и сознательно, с верой, надеждой и любовью встретить вызов духа: вызов самотрансформации и творческого обновления. Бог есть Тот, кто посылает вызов. Бог принимает «предполагаемый риск» на себя. И когда риск опасно возрастает, а проблемы проявляются более откровенно, Бог, в силу самого характера Его вечного гармонического бытия, испытывает потребность наблюдать Себя всё более вовлеченным в человечество. Эта вовлеченность (или «инволюция») божественного в человеческое достигает своей кульминации, когда душа человека обладает достаточным совершенством, чтобы полностью откликнуться на «воплощение» Бога в этом человеке. Это достижение высшей точки, и в библейском повествовании мы видим Бога, действующего через и совместно с неординарно чувствительными людьми со времен Ноя; и как о символах этой божественной вовлеченности в дела людей, мы говорим о нескольких «заветах» Бога, заключенных с Его человеческими слугами и посредниками. Таким образом, рождается не существовавший прежде порядок (метод) эволюции души – процесс её индивидуализации под божественным руководством. Бог это «Наставник». Он «выводит» душу из темных слоев сферы жизни – символического Египта – в землю обетованную. Эта земля – место зрелости души, где индивидуум может «познать» Отца, переживая силу Отцовства. Страх и первородный грех в этом «знании» теряют свою навязчивую власть. И человек, ощутивший себя отцом «во Имя» Отца Единого, освобождается от греха, и в конечном итоге он свободен и от смерти. Он восходит к своему истинному состоянию – состоянию божественного Сыновства.
8 Объединение Бога и человека
«Бог становится как мы, значит, мы можем быть как Он». (Вильям Блейк – «Естественной религии не существует»; 1788г. )
Возможно, не будет большим преувеличением сказать, что во всей Библии нет слова важнее, чем слово «Завет». Буквально это слово означает «соглашение»; оно указывает на встречу, на оформляющиеся взаимоотношения. В отличие от других религиозных доктрин и мифов, вся картина человеческой эволюции, показанная нам Библией, основывается на развитии взаимоотношений между Богом и человеком, и это придает традиции, основанной на Библии, наиболее характерную черту. Бог как Иегова-Яхве это позитивный, творческий полюс упомянутых взаимоотношений; человек является воспринимающим, нестабильным, и очень часто, подлинно негативным полюсом. Но важный факт заключается в том, что всё зафиксированное в Библии может пониматься как та или иная фаза развертывания отношений между Богом и человеком. Следующие один за другим заветы, посредством которых эти взаимоотношения приобретают последовательную форму и характер, отмечают существенные поворотные точки этого процесса.
|
|||
|