Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Негативные черты 8 страница



Подобное понимание относится к метафизическим, причем постоянно действующим взаимоотношениям между вневременным единством Бога и сферой времени, изменений и множественности. Но давайте не станем снова повторять ошибку, думая о таких взаимоотношениях как о взаимоотношениях двух внешних друг к другу факторов. Множество как таковое находится внутри Единства. Оно есть предполагаемая сложная задача, включенная в него. Творение начинается тогда, когда Единство переходит из состояния своей чистой субъективности к состоянию, в котором Множество предстает нуждающимся во внимании. Бог мыслит материю и души (своих потенциальных «сыновей») как отдельные от Себя, и всё же находящиеся внутри Него. Состояние поляризации начинается «небом и землей» первого стиха Книги Бытия. Множественность поляризует Единство. То что есть множество – это проявление «прошлого», оставшийся от прошлого материал. Но если есть прошлое, должно быть и будущее; ибо в Боге всё существует в Гармонии противоположностей. Определенный цикл времени начинается в попытке привести прошлое к состоянию будущего интегрированного существования, состоянию, в котором результаты прошлого будут «искуплены», т. е. трансформированы и преображены более совершенным, божественным сознанием полной связанности и Гармонии.

Будущее это идеальная цель интеграции, прошлое – то, что в этой интеграции нуждается; а настоящее это Бог, действующий «сейчас» в направлении реализации идеальной цели. Настоящее это время в аспекте сострадания и любви Бога в действии; это вневременная Гармония Бога, проявляющая Себя в созидательном аспекте времени. В действительности, Творческий Акт Бога есть данный момент – сей час.

Когда мы полагаем, что Бог (Отец) создал мир раз и навсегда в каком-то отдаленном прошлом, этим полаганием мы утверждаем нашу отдаленность от Отцовства и наше непонимание его действия. Мы думаем о «мёртвом времени», т. е. о том, что исчезло или всё ещё остается неисчерпанным. «Живое время» это Настоящий момент, в который Бог, Отец, проявляет Свое Отцовство; это появление новых решений, вызванных новыми проблемами, причиной которых являются вечно изменяющиеся взаимоотношения между всеми формами существования. Никакая необходимость не остается такой, какой она была «только что». Ибо у Бога ничего не «бывает», поскольку обращенное внимание Бога и есть то, что непосредственно «есть»! Поскольку Бог рассматривает совершенство своих «сыновей» в конце большого цикла, а это, тот же час связывается с осведомленностью Бога об одновременном поражении многих других, желавших реализовать свое божественное сыновство; и тут же звучит новый призыв новой вселенной внутри бесконечной потенциальности Бога, содержащей ответы на неисчислимые множества проблем; тут же, «сейчас», начинается новая вселенная, по крайней мере потенциально. Божественное состояние – это состояние непрерывного высвобождения девственно-чистых потенциальностей. Сейчас – это точка для появления этих творческих потенциальностей; это точка живой спонтанности и творчества.

Однако то, что было высвобождено, должно неизбежно спускаться на «более низкие» уровни потенции и становиться деятельностью по отношению к другим формам деятельности. В этой неизбежной соотнесенности и существуют время и циклы. Последние непременно существуют, и мы должны изучать их ритмы и значения. Да, эти циклы неизбежны, но здесь нет трагедии! Соотнесенность является фундаментальным принципом всего сущего, и Бог есть совершенная, гармоническая соотнесенность всего. Что трагично, так это отрицание чуда Творения, возможного в любой момент; это отрицание всегда присутствующей возможности творческого изменения. То, что началось, должно следовать своему циклическому паттерну; но что-либо может начаться прямо сейчас. Сказано: «Всё возможно Богу». Отрицать это – значит, отрицать Бога. Атеизм это иное слово для обозначения инерции.

Творческое начало

Любой творческий акт начинает цикл. Вся жизнь и вся история цикличны; т. е. они придерживаются базового структурного паттерна развертывания и служат определенной «цели», не в буквальном смысле слова, но в смысле существования возможности ответа на необходимость. Творческий акт в Настоящем – это реакция на прошлое, а развертывание этого ответа есть (циклическое) время в будущем; т. е. время, достигающее осуществления того, что в начале являлось потенцией.

В цикле вегетации прошлое представлено гумусом, составленным продуктами распада; а будущее это новая вегетация; множество развивающихся растений нужны, чтобы дать химически обработанным остаткам прошлого новый шанс пережить пассивное единство внутри живого организма.

Как будет происходить эта новая вегетация? Не «из ничего»! Она возрастает из семян, переживших смерть всех вещей закончившегося цикла, – уцелевшие семена в земле остались нетронутыми и интегрированными (и таким образом «бессмертными») в роли потенциальных средоточий будущих действий жизненных сил своего собственного растительного вида. Осенью внутри множества семян жизнь возвращается в широкую потенциальность своих характеристик (или качеств), которые нам известны как «виды». Так множество «покрывается» Единством. Во время этой фазы «ухода» происходят «мутации». И когда весеннее солнце вызывает новый всплеск жизни, «единая жизнь» (внутри тех семян) пробуждается вновь; происходит зарождение, новая вегетация проявляется в новом цикле.

Это творческое возрождение циклического существования символизируется в первой главе Книги Бытия термином Элохим, который мы просто переводим как «Бог». Однако это слово пишется во множественном числе! Оно может обозначать «ОН-боги». Это Бог в творческом аспекте; или скорее, это слово представляет собой проявление Отцовства Бога (т. е. EL) из состояния абсолютной потенциальности и единства, которое мы называем Отцом. Отцовство, EL, есть единая сила, единый поток творческой энергии в своем источнике; это Дух как единая трансформирующая Воля и Цель. И всё же Отцовство должно действовать в и через сонмы творческих эманаций, или лучей. Точно так же, как в весеннее время жизнь вида возрождается в едином акте зарождения, хотя акт совершается множеством семян, так и Слово, которое есть «в начале» (от Иоанна 1: 1), являясь единым высказыванием, состоит из множества букв. Голос, произносящий Слово – Голос Бога; многобуквенное Слово – Элохим, Творческое воинство.

Однако можно спросить: зачем совершенному Братству «божественных душ» и «сыновей Бога», представляющих собой духовный урожай конца цикла, нужно возвращаться в мир жизни?

Отсутствие удовлетворительного ответа на этот вопрос всегда отягощало мысль Азии, и особенно южный буддизм. И вместе с тем, что может быть проще для понимания! «Божественные души», по достижению «совершенства» и единства в Боге, неизбежно должны принимать участие в безграничной любви Божественного. Разве могут они совсем оставить позади себя тех существ, которые во время долгого периода их собственного пути к совершенству оставались на обочине или следовали путем, неизбежно ведущим к состоянию «распада листьев»? Как может Сострадающий забыть об оставшихся людях, вместе с которыми Он был воплощен? Возможно, ошибки как раз этих людей обеспечили в свое время условия, при которых победа Совершенного стала возможной!

Можно сказать, что эти «божественные души» непременно отработали всю свою карму, как гласит широко распространенная (и очень часто неверно понимаемая) фраза. Но это слишком поверхностная точка зрения. Совершенный не может «забыть», поскольку он полностью напитан состоянием безвременности и всеобъемлющего единства. Бог не может «забывать», даже если нам, втянутым в вихрь времени существам, кажется, что Он не помнит о нас. В момент Творения Он «вспоминает» снова. Вневременной Бог не может забыть; и Он как Отец, в своем многочисленном божественном воинстве («урожае семян» циклического времени), так же как само ядро творческой деятельности – Элохим, является источником нового творческого потока существования времени. Таким образом, не существует ничего «забываемого» «божественной душой»; и эта душа также не может быть забытой.

Поскольку Бог «помнит» в своей вневременной всеобъемлемости, то и «божественные души», достигающие совершенства в конце своего цикла не могут погрузиться в « не -бытие», – что могло бы означать быть забытыми Богом! Даже если они переживают некий период «зимнего», скрытого состояния и «восстановления сил» в огромном океане потенциальности – океане духа, Девственности (Virgin) всех миров, – «божественные души» призываются древним Именем и новым пробуждением душевной памяти, когда внимание Бога «снова» обращается к тому, что осталось незавершенным в циклическом времени – «незавершенному делу» прошлого.

Это то «обращение внимания», которое в огромном мировом цикле является возобновлением времени. Бог видит Себя как «Его сыновья», мы могли бы сказать. Когда это происходит, нельзя более говорить о Единстве – чистом и простом. Внутри Бога вновь появляется Элохим, ОН-боги; множественность становится активной и космическое Семя приводится в движение силой зарождения. Тогда как Элохим, оглядывающий в духе поле будущего Творения (темные воды «земли»; Книга Бытия 1: 2), осознает меру последствий хаоса, и вот – Бог высвобождает активную силу связанности, которая является энергией для субстанции божественной Любви-Милосердия, которая есть «Свет».

Решение проблемы хаоса присуще природе Света. И этот Свет есть «душа» воображения. Свет растворяет тьму – подобно тому как сознание души разрешает проблемы, укорененные в «глубине» бессознательного (психологического) «гумуса» из нагромождения разрозненных плодов прошлых падений и неудач. Аналогично, по-настоящему творческое воображение привносит порядок в ход инерции прошлого и насыщает данный момент видением будущего: целью и планом.

Действительно, первейший аспект божественного Отцовства это творческое воображение – как власть предвидеть разрешение любой необходимости, плюс способность эффективно планировать реализацию визуализированных в уме решений. Творческое воображение это сила Элохима. Она смешивается со Светом, который несет центральный принцип связанности в бытие Бога – «Сердце Бога», и эти две силы в абсолютном единстве начинают актуализацию творческого процесса.

Основной паттерн

«Семь Дней» Творения, описываемые в первой главе Книги Бытия, представляют собой семь характерных фаз творческого процесса вселенной. Но паттерн, показанный в символическом библейском повествовании, истинен для всех творческих процессов – везде и на любом уровне. Творение, я повторяю, это не мистическое событие, случившееся шесть тысяч (или же триллионы) лет назад. Творение присутствует в любом моменте. Бог «действует» сейчас. Библейский нарратив применим к любой ситуации, в которой остатки прошлого трансформируются в более интегрированное, более «совершенное» состояние бытия в будущем. Такая трансформация постоянна; сопротивляться этому, значит, сопротивляться творческому духу Бога-Элохима. Отказываться от изменений, направленных в будущее, значит, начать умирать духовно. И основной силой, способной повлиять на будущие изменения и метаморфозы, всегда является воображение.

Творческое воображение действует через ум; но ум должен ясно видеть различие между творческим Умом Бога и человеческим умом. Конечно, в обоих случаях суть деятельности ума есть формирующая сила. Деятельность ума направлена на сосредоточение посредством формы. Но божественное сосредоточение Ума – огромный вечный поток творческого воображения и любви-милосердия Бога. Человеческий же ум по существу является способностью к ассоциированию, способностью соотносить, обобщать и абстрагировать множество данных, поставляемых человеческими чувствами.    

Человеческий ум обобщает частные случаи, строя теории и системы, опираясь на результаты полученного опыта и выводы из экспериментов мира «жизни и материальности». Божественный Ум фокусирует универсалии в частном. Как кристальной чистоты линза концентрирует рассеянный солнечный свет в образ солнечного диска, так божественный Ум концентрирует творческое воображение и любовь Отца (т. е. рассеянную универсальную силу Отцовства) во множество точных «образов и подобий» Отца, каждый из которых – потенциальный «сын», совершенная «божественная душа» в потенции.

Эта формирующая деятельность божественного Ума разворачивается в последовательности шести основных фаз, называемых в первой главе Книги Бытия «Днями». Эти «Дни» представляют собой шесть шагов инволюции Духа Бога в сферу архетипических форм и душ; и в конце шестого Дня в Уме Бога создается Форма, совершенный Архетип, Человек как образ и подобие Отца. Эта совершенная Форма или основа, Человек, далее проецируется и выражается в материальности, – напоминает проект дома, который будет использован при постройке здания дома из необходимых для этого материалов: глины, известнякового раствора и дерева.

Таким образом, человек появляется в сфере жизни как «живущая душа» (см. Книга Бытия 2). Начинается эволюция души; и библейское повествование выделяет три характерные периода этой эволюции: от Адама до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Иисуса. Такую эволюцию следует понимать как более тесное «соглашение» («завет») между Богом и человеком. Душа эволюционирует из состояния «души живущей» до состояния «души божественной»; но Бог в симметричном движении постепенно «наполняет» человека до тех пор, пока человек и Бог не становятся в Иисусе Христе совершенно одним.

Через это Воплощение Бога и Преображение человека, для всех по-настоящему индивидуализированных «сынов человеческих», открывается возможность стать через Христа творческими посредниками, расширить творческую деятельность Отца и приумножить Воинство «сынов Бога». Благодаря этой возможности, человек, даже если он еще находится в состоянии индивидуальной эволюции (весьма далеком от конечной цели), должен постоянно ориентироваться на творческий процесс и сонастраиваться с ним, поскольку этот процесс от Бога.

По-настоящему творческий опыт, однако, не приходит через использование только лишь человеческого ума, который, как мы помним, функционирует как ассоциативный интеллект и направляется эмоциональными импульсами, которые привязаны к материи «гравитационными» силами эгоистических желаний: власти, богатства или славы. Человек может никогда не стать в полном смысле творческим индивидуумом, если он не станет посредником божественного Ума; если Элохим, ОН-боги, не станет творить через него.

Теперь следует подчеркнуть, что в первые шесть Дней Творения происходит формирование творческой Мысли, а не создание материальных организмов и тел в том смысле, в котором мы сегодня используем слово «материальный». Самое большее, что можно предположить об этой архетипической «организации» божественной творческой Мысли, это представить её «моделью» того, что впоследствии будет претворено в сфере жизни. Это можно уподобить архитектурному проекту или музыкальной партитуре композитора. В совершенном проекте или партитуре, законченное произведение полностью определено, включая мельчайшие детали; и всё же множество фактических воплощений (звучаний) симфонических партитур могут совершенно не отразить и даже полностью извратить замысел (или цель) создателя; и множество подрядчиков и строителей провалили попытку возведения в материале идеального храма, прорисованного воображением архитектора и затем полностью сформулированного им в конечном проекте.

Каждый творческий процесс приводит к некоторому количеству сбоев, то есть к определенной степени соответствия чистому Архетипу в божественном Уме. Причины таких провалов сложны, и они характерны для взаимоотношений между материей и Создателем (материалом и мастером). Они присущи природе времени и изменений в непрерывной поляризации единства и множественности. Именно по этим причинам периодически возникает необходимость вселенской ре-интеграции.

Все творческие процессы могут рассматриваться как формулирование и воплощение «проекта». Проект Бога это возможное создание, по Его образу и подобию, множества совершенных душ. Для чего создание душ? Не ради «славы» Бога – ибо это выглядит преуменьшением Бога до человеческих масштабов! Для того, чтобы через деятельность этих душ (множества Его «сыновей») хаотические остатки прошлого могли снова испытать интеграцию и единство, и прошлое становилось преобразовано космосом настоящего времени в божественное будущее.

Человек был назван Храмом Живого Бога. Но ни один настоящий храм не строится во славу архитектора как «красивый» памятник. Он строится, чтобы работать. Он задумывается и сооружается для собрания людей, с тем чтобы они могли в священном месте пережить Присутствие Бога и таким образом постепенно трансформироваться в больше-чем-человека.

Всегда и на любом уровне, то что создает Бог в целях интеграции, трансформируется и преображается. «Индивидуальная душа» преобразуется в «божественную», и материальные частицы (хаотичные вначале) усовершенствуются, а затем перевоплощаются в божественную энергию. Материя в состоянии хаоса является неодушевленной энергией, сведенной к состоянию почти абсолютной инерции.

Семь Дней

1. Первая фаза любого чистого творческого процесса, по существу дела, относится к осознанию творцом того факта, что существует некая потребность, требующая удовлетворения. Мы можем представлять себе эту потребность множеством способов; на человеческом уровне, например, автор может начинать творческий проект с целью удовлетворить психологическую или материальную потребность. Если художник создает «потому что должен», это просто означает, что потребность выражается в форме психологического понуждения. Однако это «понуждение» в некоторых случаях может быть направлено творческими Силами более высокого порядка, с тем чтобы актуализировать Архетип, пребывающий в уме Бога. Творец испытывает сильную заинтересованность, или внутренне понуждаем, ответить на потребность. Он мобилизует свои энергии (т. е. Он «проявляет волю») для ответа на вызов.

Это есть День первый (Книге Бытия 1). «Небо и земля» относятся не к миру материальной реальности, но к тому, что осознает Бог, поскольку обращает Свое внимание на дуалистическую реализацию полярностей духа и материи, субъективности и объективности. Реализация происходит полностью внутри Бога, Единого. Единый «думает» о Многих. Древнееврейское слово B’rashit («в начале») этимологически означает «в голове», в уме; или в другом значении – «в семени». В первых словах перевода Евангелия от Иоанна греческий термин использован как «начало» – «arche», то есть «принцип».

Первое «воспоминание» прошлого пробуждает в гармоническом бытие Бога активное состояние: «Дух Элохима кружился над поверхностью вод», – познавая таким образом «остатки» (затопленной памяти, «бездны») прошлого. Тьма над бездной – препятствие, возникающее пред взором Бога. Эта тьма побуждает Его высвободить свет. Бог не может не действовать просто от того, что Он есть таков, как Он есть. Божественная активность – это всегда активность, соответствующая необходимости; но «необходимость» Бога иная, она не имеет привычного для человека характера, понимаемого им как принуждение (так или иначе). Действие и бытие едины и неразделимы в Боге; творческое действие в Нём абсолютно спонтанно, и в том числе когда оно необходимо. Здесь нет потенциального сопротивления, препятствия или конфликта. Сострадание едино с волей, и воля становится актом без интервала промедления.

Акт высвобождения Света – «Да будет Свет». Этот Свет поднимается из самой основы божественной Гармонии; Свет это сила связанности, и это любовь-милосердие. Это Христос, Альфа цикла манифестации. Христос – ядро единства Творческого Воинства Элохима. Он есть Свет, и Он же есть возрождение времени, Эон.

2. Создатель, имеющий желание создавать и поляризовывать свое сознание (свет-и-тьма здесь могут интерпретироваться как дуализм неограниченного воображения и самокритики, или самопоиска), визуализирует в свете спонтанности основное решение «идеи семени» – её основы и «возможности» полного развития.

Эта стадия устанавливает создание «небесного свода» в течение второго Дня. Латинское слово означает «твердый ум». Бог называет небесный свод «небом». Но это уже не то «небо», о котором говорится в Книге Бытия 1: 1. Это та небесная ширь, которая в архаическом сознании занимала место духовного основания, творящего Ума Бога – универсального Формирующего Органа «посреди всего» существующего.

3. Основное решение, «схваченное в духе» или постигнутое интуитивно, должно быть выражено в новой форме или формуле – новом способе соотнесения элементов, которые как таковые суть наследие прошлого. В новой симфонии используются те же ноты и большинство тех же инструментальных интонаций, что и в сочиненных прежде симфониях; но соотношения между этими нотами и интонациями новые, и это означает иное решение партитуры в новой симфонии.  

Это есть третий День Творения. «Воды под небесами» составляют то, что станет сферой жизни, сферой, где материальные частицы хаоса будут постепенно интегрироваться в живые организмы. Бог задумывает такую сферу и первое в ней проявление жизни. Понятием «семени» (гл. 1: 11) устанавливается весь циклический паттерн манифестации жизни, но устанавливается он как архетип в Уме Бога.

4. Четвертый шаг доводит до конца то, что было начато в двух предшествующих. Визуализированный план (шаг 2. ) становится законченным проектом храма, партитурой музыкальной симфонии, пошаговой формулой химического (или духовно-алхимического) процесса. Этот план явно нуждается, если не в записи, то во всяком случае в какой-либо «фиксации» в уме или памяти.

В ходе четвертого Дня, Бог обозревает то, что было начато в течение Дня второго, точный паттерн, действующий в «небесном своде», основной ритм. Для халдеев и всех человеческих обществ первого тысячелетия до нашей эры, солнце, луна, звезды и планеты представляли собой Формирующие Силы вселенной, «Творческую Иерархию». В течении четвертого Дня Бог очерчивает контролирующую и осуществляющую роль всех космических процессов, определяющих основание для эволюции человека и его восхождения к совершенному состоянию божественного Сыновства.

5. Проект, музыкальная партитура (или формула), являются первыми ментальными абстракциями. Чтобы получить определенное звучание, нужные материалы должны быть собраны, обработаны и усовершенствованы.

В пятый День были созданы животные, живущие под водой и в воздухе, но не как плотные, материальные организмы (об этом говорится в Книге Бытия 2: 19), но как роды и виды. В определенном смысле морские и воздушные животные рассматриваются как средства усовершенствования материй жизни, которые будут использоваться человеком и его предшественниками. Эта ссылка относится, возможно, к алхимическим элементам – Воде и Воздуху – связанным, соответственно, с эмоциональной и интеллектуальной природой человека.  

6. На шестой стадии комплектуются средства, благодаря которым потребность, приведшая в действие творческий процесс, будет в конце концов удовлетворена и завершится. Это только «средства», использование которых всё ещё принадлежит будущему. То есть закончен образ храма, на основе которого будет в свою очередь построено множество реальных, вещественных храмов; инженерные механизмы, производящие множество устройств, со временем смогут быть построены; формула процесса лабораторно тестирована – она будет работать при надлежащем её использовании.

В шестой День элемент земли замыслен Умом Бога как финальный фактор Архетипа Человека. Он дифференцирован и усовершенствован через новую серию манифестаций животных видов, способных развиваться на твердом элементе Земли. И когда все необходимые факторы были подвергнуты разработке, в Уме Бога сложился как бы «эскиз» Человека как божественной Формы, душа которого будет способна пройти свой эволюционный путь к цели – совершенству.

Воинством Элохима создан Человек как «образ и подобие» Бога, Отца. Задуман Человек как божественный Сосуд, внутри которого материалы земли в свое время могут не только испытать гармоничное единство, но в котором они могут быть преобразованы и перевоплощены в божественную энергию: материя и энергия являются одним по сути. Но если человек подобен алхимическому Сосуду для преобразования, то душа является Алхимиком. И душе надлежит начинать свою эволюцию там, где только может быть найдена хаотическая материя, – в сфере жизни, на Земле (возможно, и на иной планете! ). Душа должна начинаться как «душа живущая», принудительно скованная повторяющимися бессознательными энергиями жизни; и только, если она поднимает себя сама и поднимается на уровень индивидуализации и активности ума, она может стать позитивным «доверенным» конечной цели Бога.

7. На седьмой стадии удовлетворенный своей работой архитектор «отдыхает». Но ведь и в самом деле! – в каждой седьмой фазе любого цикла происходит переход с одного уровня деятельности на другой. Архитектор передает будущее своей работы в руки подрядчиков и непосредственных прорабов, которые будут направлять реальное производство конкретного здания из камня, дерева, строительного раствора и проч. и управлять множеством строителей. Композитор (на этой стадии реализации замысла) передает свою работу руководителю оркестра, который компетентно соберет «незаменимых» исполнителей для «воплощения» абстрактной партитуры в последовательность живых, выразительных и проникновенных звуков – если всё пойдет хорошо! «В-Уме-Творение» закончено, во всяком случае, что касается цикла времени и всех объектов, подчиненных этому понятию; начинается создание и эволюция в сфере жизни, то есть на материале самой жизни.

Человеческая эволюция и Господь Бог      

Управителем всего что связано с эволюционными достижениями является Бог, но Бог как Господь интеграционной деятельности и активности, в Своей особой ипостаси – это «Господь Бог». В этом аспекте Бог впервые появляется в Книге Бытия 2: 4, но Его полное откровение приходит только к Моисею, когда Бог декларирует Себя в Своём наивысшем образе как Я ЕСТЬ СУЩИЙ (Исход 3: 14).

Выражением «Господь Бог» переводится древнееврейское «JHVHElohim». Для древних евреев слово из четырех букв – JHVH – считалось самым сакральным (непроизносимым) именем Бога. Оно было транслитерировано на английский язык как Иегова, или в более позднее время, Яхве. Но, по сути, оно является «тетраграмматоном» (от слова tetra, четыре) с наиважнейшим группированием один плюс три – Jod и He-Vau-He. Значение слова основывается прежде всего на числе 4 (квадрат или куб), это число представляет собой Краеугольный Камень и символизирует конкретную интеграцию в и через материю.

Другим важным фактом является то, что Яхве и Элохим, скрепленные вместе, по-видимому, символически показывают, что Яхве является одной из сторон Элохима. Возможно, мы можем сказать, что тетраграмматон представляет собой четвертый аспект Бога – Бог как божественный Принцип персонификации; таким образом, Я ЕСТЬ СУЩИЙ. Именно потому, что Яхве, или Иегова, является божественным Принципом персонификации, Ему неистово поклонялись как «личному Богу». Однако существует большая разница между «личным Богом» и Богом, представляющим собой Принцип Индивидуальности: Я ЕСТЬ!

Действительно, сказать, что Бог демонстрирует атрибуты личностной сущности или души, приходя на помощь человеку, не то же самое, что безоговорочная вера в «личного Бога»! Разница может пониматься метафизически; и всё же она абстрактно определяет два подхода к пониманию Бога. И в зависимости от того, какой из подходов принимается человеком, это становится основанием для самых глубоких и практических последствий.

Однако взятое вместе с четвертым стихом второй главы Книги Бытия, всё это может поменять представление о направлении деятельности Бога. Господь Бог создает человека из пепла земли, вдувает в него дыхание жизни; и человек становится душой живою (Книга Бытия 2: 7). С этого момента душа является центральной фигурой библейской драмы; эволюция души становится основным сюжетом. Проблемой становится подъем души над гравитационным притяжением материальности в своей попытке контролированияпоследней, вместо существования под её контролем, контролем «дыхания жизни» (т. е. ритмически повторяющихся энергий живого организма человека – инстинктов, желаний, страстей и проч. ). Вся история человечества, как и библейское повествование, ясно показывает всю трудность такой задачи. Основная проблема заключена в оппозиции между сущностью души, происходящей от единства Бога, и свойственными материи характеристиками, присущими живому организму; объединяющим ядром организма является «живущая душа». Материя инертна и посему сопротивляется изменениям. И всё же единственной целью Творения является создание душ, способных материю изменять. Жизнь как интегрирующая энергия заставляет материальные частицы ритмически двигаться относительно друг друга и функционировать как неотъемлемые части органического целого. И поскольку материя сопротивляется силе жизни и всегда норовит вернуться к своему инертному и нейтральному состоянию (тенденция, сегодня называемая «энтропией»), жизнь призвана её понуждать. Материя действует через принудительные ритмы, повторяющиеся снова и снова; и материальное тело повинуется. Повинуется, правда, в бессознательности инстинктов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.