Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Негативные черты 1 страница



 

Дейн Радьяр

ОГОНЬ ИЗ КАМНЯ                                          

Переформулирование основных образов иудео-христианской традиции

 

 


 


 

Оглавление

1 Не повторять, но обновлять........................................................................................................... 3

2 Сущность и Субстанция............................................................................................................... 11

3 Стать «больше-чем-человеком»................................................................................................... 19

4 Отцовство Бога.............................................................................................................................. 32

5 В центре душа................................................................................................................................ 41

«Живущая душа».................................................................................................................... 45

Целостность это единство в проявлении............................................................................. 45

«Индивидуальная Душа»....................................................................................................... 47

«Божественная душа»............................................................................................................. 51

6 Творение и эволюция................................................................................................................... 55

Появление и осуществление циклического времени......................................................... 55

Творческое начало.................................................................................................................. 59

Основной паттерн.................................................................................................................. 61

Семь Дней................................................................................................................................ 62

Человеческая эволюция и Господь Бог................................................................................ 65

7 Кризис и грех................................................................................................................................. 67

Тёмные начала......................................................................................................................... 71

(1) «Грехопадение» в Эдеме и «Изгнание»......................................................................... 73

(2) Каин и Авель..................................................................................................................... 77

(3) «Женитьба» Сынов Бога.................................................................................................. 79

8 Объединение Бога и человека..................................................................................................... 82

Завет с Авраамом.................................................................................................................... 85

Завет с Моисеем...................................................................................................................... 88

Завет с царями......................................................................................................................... 90

9 Любовь Христа.............................................................................................................................. 93

Завет с индивидуумами......................................................................................................... 93

Божественный Возлюбленный............................................................................................. 96

Завет Христа............................................................................................................................ 97

Путь и Жизнь........................................................................................................................ 100

10 Жизнь в посредничестве и её парадоксы............................................................................... 108

Заповеди Блаженства........................................................................................................... 113

Апостолы и люди-семена.................................................................................................... 118


 

1 Не повторять, но обновлять

 

«и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего»

Римлянам 12: 2

«Только личность, осмелившаяся изменяться, способна думать творчески»

Чарльз Моррис – «Открытие Себя».

 

Над мировой ситуацией наших дней доминируют три факта. Первый из них – тот факт, что сам дух и характер нашего западного общества и нашей «предположительно христианской» цивилизации постоянно находились и находятся в ситуации вызова. Влияние коммунистической идеологии и текущее расширение управляемых Советами наций бросает свой вызов в недвусмысленной и непреклонной форме. Бросают вызов также все разновидности экономического и научного материализма в нашей стране, а также широкое расползание криминала, безумия, болезней, коллективной истерии, политической коррупции, преступности в среде подростков; подстерегают почти незаметные, живущие в тени нашей демократической традиции, опасности, такие как: привычное подчеркивание значения «продуктивности любой ценой», всеобщего физического благополучия и технологий, понимаемых однозначно как панацея.

Вторым фактом является то, что в Азии, Африке и на обоих американских континентах, нарастающая волна «цветных народов» борется против твердой позиции превосходства белых и христиан, понуждая нас предъявить доказательства тому, что мы имеем правомерное и жизнеспособное притязание на мировое превосходство; и что наше завоевание – угнетение (и часто порабощение) этих народов – было оправдано (по крайней мере в долгосрочной перспективе), предоставленной им возможностью обрести по ходу нашего завоевания великие ценности, рождающие чувство собственного значения.

Третьим фактом является то, что западно-христианский мир не смог убедительно продемонстрировать готовность и способность встретить названные два вызова, особенно те явления, с которыми мы сталкиваемся с начала распространения Ислама в седьмом веке и монгольского вторжения в тринадцатом.

Недавно мы дали отпор атакующему коммунизму в Корее, но могла ли существующая дипломатия (или воображаемая) вообще решить такую проблему? – это вопрос другой. Как-то внезапно осознав свою военную уязвимость, мы бросились перевооружаться. Наши производственные мощности и экономическая сила, наше инженерное мастерство и огромный запас обученного человеческого ресурса – этого достаточно, чтобы со временем совладать с военным аспектом коммунистического вызова. Но это только один аспект. Он не может ответить на более фундаментальный и всем известный вызов, брошенный христианской цивилизации и её образу жизни. Такое положение даже на руку тем силам, которые изнутри Соединённых Штатов разрушаютоснования этой цивилизации и характерный образ жизни. Американские генералы и адмиралы оказываются во главе западных сил; но делает ли это Христа и христианские ценности бесспорными и действенными на пути, направленном к гармонизации многочисленных человеческих проблем наших дней? Это проблемы, которые актуальны для европейских народов равно как и для индусов или китайцев; в том числе они актуальны для нас, американцев.

Выигрывать войны привычно для США. Но каким окажется мир после победы? Войну можно выиграть производительностью и военной мощью, но чтобы выиграть мир, нужен другой вид силы; нужна сила духовной направленности и эффективной цели, сила, порождаемая верой, видением, пониманием – содержанием любви. Чтобы выиграть мир, нужно завоевать сердца и уважение людей. Это означает: в своем поведении демонстрировать ценности и идеалы, на которых стоишь сознательно и целенаправленно, за которые борешься. Это значит быть защищенным в себе, поскольку утвержден в Боге – если веришь в Бога, – а мы говорим, что верим.

В процветающей и чрезвычайно продуктивной Америке свирепствует сегодня эпидемия моральной и духовной незащищенности. Это без сомнения является основной причиной широко оглашенного «возвращения к религии» как в среде «интеллектуалов», так и в среде «обычных людей»; а в то же время, является причиной чрезмерно распространенного алкоголизма (язвы желудка), шизофрении, повсеместного использования барбитуратов и транквилизаторов. Эта моральная и духовная незащищенность оказывает мощнейшее психосоматическое влияние. Она ведет к коррупции и сексуальным преступлениям, приему наркотиков и жестокости. Это масштабное коллективное заболевание свирепствует в Америке и по всему западному миру. Существует острая потребность в целительстве, причём не только тела. Значительно сильнее в лечении нуждается психика – душа и ум. Поэтому многие обращаются к Богу. Они просят Христа, божественного Целителя, о совершенном лекарстве, об избавлении от тотального зла. Имея страстное желание, идут они (в своем поиске) в церковь «прежних лет», искать путь к Христу. Найдут ли они его там?

Способны ли, и готовы ли христианские церкви исцелить болезнь западного общества властью духа и в прямом смысле слова «во Имя» Христа? Способны и готовы ли они взять на себя предводительство и руководство, встречаясь с вызовом, с которым сталкивается христианская цивилизация как внутри, так и за её пределами? Способны и готовы ли они сделать Христа существующим сегодня для человечества (такого, как оно есть) действительным спасителем, исцелителем и вдохновителем современного человека, мучимого болезнями, конфликтами, страхами, проблемами сегодняшнего дня? Если они всё же способны и готовы, то доказательства этому неочевидны и неубедительны.

Веками мы принимали Христа и считали превосходство христианских идеалов незыблемым и само собой разумеющимся. Когда власть церкви после XVIII столетия начала иссякать, мы отчасти спроецировали эту нашу гордость (многие превосходства) на демократические институты, а позже и на «нашу науку» с чудесами новых технологий. Их превосходство мы снова нашли само собой разумеющимся; и некоторое время никого не задевало наше самовосхваление. Но теперь мы поставлены в оборонительную позицию. Христианство, которое в первые века представляло собой вызов Римской империи, теперь само принимает вызов. Христианство находится в оборонительной позиции, как и демократия; и это несмотря на видимое возрождение религии и распространение американского влияния. Мы больше не можем в безмятежном спокойствии (самоуспокоении) считать наше превосходство само собой разумеющимся, поскольку теперь уже всерьез никто не признаёт этого. Бесполезновпредь заявлять (как очевидность), что нам принадлежит привилегированное мировое положение лидеров человечества. В глазах тех, кто требует доказать правомерность американских претензий, доказательство почти полностью исчерпывается самим фактом грандиозной материальной производительности, благосостояния и высокого уровня инженерного персонала; но этого недостаточно. Этого мало для прочного и несомненного лидерства в современном мире, непрерывно раздираемом конфликтующими идеологиями.

Люди в Азии, и даже в Европе и Латинской Америке, отчаянно нуждаются в пище, инструментах и вещах первой необходимости; но они нуждаются и в большем.

Вопрос в том: сможем ли мы дать им это «большее»? Сможем ли мы взять на себя ответственность лидерства в мысли, то есть духовного лидерства? Мы должны сделать это, если не попадем подобно Римской империи в руки освобожденных рабов и «чужих богов» из бескрайних просторов Матери всех религий, Азии; если, впрочем, христианство не исчезнет постепенно, как исчезли религии средиземноморского мира, которые однажды были просто поглощены и вытеснены.

Вызов, с которым мы должны столкнуться, требует от нас много больше, чем просто быть «хорошими христианами в само-собой-разумеющейся манере». То, что мы считаем само собой разумеющимся, всегда теряет для нас свою высоту (одухотворенность). Невозможно создать новый мир и новое общество с «доказанными» ценностями; с образами, идолами, устаревшими идеями, которые невольно поблекли от фамильярности и ставшего привычным чувства безусловного превосходства. Так невозможно создать новый мир; но мы призваны это сделать или по крайней мере попытаться лидировать в таком стремлении. Действительно ли мы пытаемся? Действительноли мы пытаемся сделать это, если фактически направляемся назад, к старым церквям нашего детства? Проповедники рассказывают там знакомые всем истории, возможно, делая это с великим мастерством и красноречием, возможно, по-настоящему веря, что если все церкви снова наполнятся, то наша нация и вся западная цивилизация будет спасена. Но подобная вера не приближает нас к роли лидеров «ради Христа» и творцов нового общества!

Возрождение старых форм не является творением. Творческое лидерство это динамический процесс проецирования ценностей. Эти ценности должны нести свежесть мистерии сверхсознательного; а происхождения они должны быть бого-вдохновленного, духо-высвобождающего, если они существуют как побуждающие (подталкивающие) к действию. Ценности должны быть сегодняшними. Они должны быть согреты чувством и непосредственностью личного опыта, чтобы их существование могло убеждать и преобразовывать, – а это много больше, чем «реформировать». Никто не может стать духовным лидером, если не имеет опыта личного переживания духа, хотя бы в малой степени. И впрямь, на фоне массового отречения от духовных ценностей никто не может в наши дни стать истинным и живым христианским лидером, если сам он не испытал в какой-то мере реальность Христа.

Слово «опыт» не стоит понимать здесь слишком буквально. В сущности говоря, это не является вопросом фактического «видения» или «слышания» (голоса). Это означает глубокое, прямое, личное и преобразующее осознание того, что актуально и созидательно служит основанием для тех ценностей и идеалов, которые мы рассматриваем как фундаментальные в христианстве и всей западной цивилизации. В этом осознании смешаны мысли и чувства, и в своем единстве они поляризуют еще большую способность – некую силу. Она «сходит» и освещает, раздувая в нас холодный огонь – спокойный энтузиазм – сознательную индивидуальную волю. Учитывая, что эта сила прочувствована мало, и наш традиционный подход к духу, Богу и Христу кристаллизует большинство умов, пугающихся любых новых сил (как «революционных»), христианство зачастую не оставляет мужчинам и женщинам возможности истинного духовного лидерства.

Духовное лидерство – это сила изменять сердца и умы мужчин и женщин, перестраивать общество. Поскольку примеров такого лидерства было (и остается) совсем немного, наше западное общество не способно передать современному человечеству – ввергнутому в хаос, беспокойному, но всё же востребовавшему, ищущему базовые ценности, – послание духа, которое должно быть передано по праву сложившейся исторической судьбы.

Если бы сила Христа была живой, резонирующей, действующей и творческой в нашем обществе и в наших церквях, мы уже передали бы послание духа сотням миллионов людей в Индии, Китае и Африке. Если бы сила Христа была живой и творческой в русской церкви, то была бы невозможной победа марксистского материализма в сердцах этого чрезвычайно религиозного народа. Если бы христианский корень нашей цивилизации был активным и пульсирующим в «свободном мире», о котором мы говорим, то не было бы шансов для сыновей министров, таких как Фукс, стать предателями; для блестящих интеллектуалов, таких как Эллиот-Кюри во Франции и многих, таким вот особым образом одаренных, людей в Америке, нашедших в коммунистической идее канал для творческой энергии и экстериоризации своих социальных надежд.

Мы провозглашаем сегодня, что христианство это величайшее откровение Бога, что оно уникально, и Христос «един и единственный Сын Бога». Мы говорим, что дух есть наивысший определяющий фактор во вселенной; что свобода личности и уважение неотъемлемых прав человека, демократические институты и идеалы нашей западной цивилизации суть ценности, которые ни один человек, познавший их, не может не назвать священными. Но если так, то единственно возможной причиной широкого распространения материалистических и тиранических идеологий среди народов, веками признававших христианство, – будь то нацистская Германия или коммунистическая Россия, – является факт, что христианство потеряло силу в этих странах; что формальные прихожане в большинстве своем перестали быть христианами в духовном смысле, а также в реальных делах, чувствах и помыслах. Христианству бросает вызов не некая сила со стороны; потому что всякое оружие и любая полезная техника, используемая «коммунизмом», изначально были разработаны и произведены людьми как раз тех стран, которые насквозь пропитаны христианскими ценностями.

Что случилось с этими ценностями и людьми, чьей задачей было (и есть) сохранять их живыми как «стандарты» жизни? Неужели потеряли они свою силу вдохновлять и вести людей к более возвышенной жизни, размышлять о великом, подражать примеру великих христиан?

Любой набор ценностей и идеалов перестает быть эффективным, когда вожди народа более не в состоянии творчески вдохновляться этими ценностями. Если в этот момент из широких слоев не возникает оппозиционной группы, оспаривающей лидерство с целью занять их место и перенастроить общество на исходные идеалы, неизбежно следует духовное разложение. Увы, наши лидеры не могут (или не хотят) в большинстве случаев получать творческое вдохновение в традиционно формулируемых христианских ценностях. На протяжении многих десятилетий христианство не «делало историю». Оно породило – это правда – много великих индивидуумов; оно соединяет многие грани нашего сложного и конкурентного общества, которое в противном случае взлетело бы на воздух. Но лидерство нашего общества не выражается в духе христианства как мотивирующей, действующей, миро-преобразующей силы. Основные конфликты и проблемы современного человека не позволили мобилизовать новый, наполненный глубокой творческой силой Образ Христа. Избавление от этих проблем не испрашивалось у живого Христа, но когда спрашивалось у христианства, вопрос относился к Христу древней традиции, которая сложилась в среде распадающегося средиземноморского общества девятнадцати вековой давности.

Теперь мы является членами относительно дезинтегрированной цивилизации – новой цивилизации нового типа дезинтегрированности, с новыми проблемами, которые и не снились во времена Апостолов или их ближайших последователей, создававших формы (впоследствии длинной) традиции европейского христианства. Именно они лепили форму традиции; не Иисус. В Иисусе, и через Него, произошло высвобождение импульса Христа; но были следовавшие за ним люди, которые создали формулировки, теологию, ритуалы. Они воплотили импульс Христа в форме и религии, и в то время это отвечало их потребностям и соответствовало возможностям неофитов, использовавших наследие мысли и культурную память групп, в которых они несомненно были творческими лидерами.

Около шести веков спустя после падения Римской империи и возвышения варваров в Европе, новый Рим стал центром новых решений, нового творческого высвобождения, новой интеграции; христианский мир в это время противостоял неудержимому размаху исламского вызова. Христианство, имевшее дело в основном с германскими народами и изнуренными остатками римского мира, смогло себя трансформировать, желая соответствовать новым условиям и новым потребностям. Святой Бенедикт предложил одно решение, Папа римский Григорий – другое. Оба творили духовную, религиозную, культурную историю.

Очередные шесть веков прошли. Христианский мир снова столкнулся с серьезным вызовом. Вызов пришел опять с Востока. Монголы и тюрки завоевали большую часть восточной христианской ойкумены; но в этот раз христианству, в его византийском варианте, не хватило жизнестойкости, чтобы абсорбировать и обратить в свою веру завоевателей из Азии. Напротив, глубокий след в России оставили монголы; демократическая и жизнеспособная (vital) киевско-русская культура исчезла, а вскоре за ней погибла и Византия.

В то же время, крестоносцы, которые с 1100 г. н. э. вошли в близкий контакт с народами Ближнего Востока, в качестве «первоисточника для западного духа» принесли на Запад множество животворящих идей и духовных семян. Духовное пробуждение началось во Франции, но вскоре было приостановлено жадностью и тиранией королей и папства (избиение альбигойцев, тамплиеров и т. д. ). Тем не менее пробуждение распространилось благодаря движению рыцарства, и христианская любовь засияла в великой личности святого Франциска.

Очередной шестисотлетний период отмечен подъемом современной интеллектуальной силы человека, науки и материализма. Постепенно рационалисты и гуманисты дали рождение демократии. Однако вовсе того не желая (и не прямо, но шаг за шагом), некоторыми из своих коренных предпосылок они породили чудовище – коммунистическое государство. И теперь, снова с Востока, христианство жестоко атакуется стремительной силой – идеологически и политически. Несмотря на некоторое злорадство, эта сила поглощает все проблемы новых экономических и социальных условий, возникшие как побочный эффект из успехов Запада: научные, технологические, интеллектуальные достижения, увы, отделены от Духа Христа, Любви и Его Света. В то же время, значительное увеличение населения Земли сформировало на переднем крае поистине новый тип человека; утвердился немыслимый прежде новый баланс сил между духовно-культурной элитой и массами.

Каким был (за последний век) ответ воспитанной в христианских традициях нашей элиты, когда она столкнулась с этим потенциальным мировым кризисом? Она продолжала обсуждать христианство, прислуживая при этом резонам жадности, вожделения и поклонения маммоне. Христианство само по себе, в коллективной общности церквей и своих институтов, не нашло новых решений для преодоления этих проблем и растущих конфликтов. Теперь эти конфликты кристаллизованы и сконцентрированы в ядовитой силе мирового коммунизма. Для лидеров, ведущих нас к новым социальным и экономическим горизонтам (горизонты эти могли бы осветиться зарей новой эры человечества! ), жестокое проявление силы порабощения и тирании послужило ответом на серьезный вызов, – а это коренным образом противоречит сущностным христианским ценностям.

Атака на этой последней стадии должна быть отражена военной силой, но лишь там, где это необходимо. Любому человеку, даже с самым скромным осознанием духовных ценностей и исторических фактов, должно быть очевидно, что основной вызов сам по себе никогда не получит адекватного (с продолжительным успехом) ответа посредством одного только оружия уничтожения – будь то танки или атомные бомбы, хорошие управленцы или великолепные институты теоретиков. Этот вызов является в полном смысле идеологическим и духовным, он подталкивает к выработке личного отношения и духовной убежденности, к открытию и осознанию ценностей, которые могут возбуждать нас, современных мужчин и женщин, вдохновлять и преображать всё кругом. На основе этих ценностей мы должны идти вперед, встречая любую противоречивую ситуацию с тем чувством внутренней необходимости и творческой силы, которая может гарантировать духовную победу и преображающее мир лидерство.

Некоторые люди, даже среди нас, вне сомнения скажут, что традиционные ценности христианства утратили свою способность пробуждать людей нашего интеллектуального и научного века. Но если в этих словах и есть кажущаяся правда, то в них скрывается также и глубокая ошибка. Формулировки, внешние одеяния и кристаллизовавшиеся институты, которые веками служили каналом для движущих духовных сил импульса Христа, вполне вероятно, потеряли теперь свою способность вдохновлять водительство (leadership), преобразующее мир. Но сам импульс Христа, каким он исходил от Иисуса, не потерял духовные движущие силы. Сегодня нашей задачей («мы» это христиане) является перенастройка самих себя на импульс Христа и создание новых форм и новых каналов высвобождения, через которые Христос станет живой Властью вдохновения и преображения.

Сделать это согласно новым потребностям нового человечества, значит, сделать то, что Апостолы и Павел сделали в I веке н. э. ; то, что святой Бенедикт и Папа римский Григорий пытались сделать в VI и VII веках; то, что святой Франциск совершил шесть веков спустя. Мы должны восстановить «одеяния» Христа. Он есть вечно и постоянно Существующий, Его Власть так же жива и так же действенна, созидательна и неизмерима, как и всегда. Это мы – его формальные ученики – духовно «мертвы», потому что закрыли свои души для нисхождения творческого духа, который вечно исходит от Отца через Сына. Это на нас падает ответственность за пробуждение и удовлетворение духовных потребностей во имя Христа как решение проблем и конфликтов нашего народа. Все прочие решения – экономические, социальные, политические – это следствия, вытекающие из решения духовного.

Поскольку слова «дух» и «творческий» постоянно возвращают нас к основной теме этой книги, необходимо с самого начала прояснить значения, которые им придаются. И если эти слова могут служить основанием для убежденности, то их значения должны быть прямыми, ощутимыми и простыми. Таким образом, я собираюсь определить дух как то, что во все времена и в любом мыслимом месте дает основные и преобразующие ответы на реальные человеческие потребности и решения для всех жизненно важных человеческих проблем. Дух всегда стремится к восстановлению разрушенной гармонии космоса, к реинтеграции всего, что находится в любой форме дезинтеграции. Это есть Бог в действии, поскольку Бог это абсолютная Гармония и всепрощающая Любовь.

В том же практическом и конкретном смысле, акт творения следует рассматривать как процесс, через который рождается и динамически проистекает основное, всё объединяющее решение, имеющее целью разрешение некоторых жизненно важных проблем человечества и (в космическом смысле) вселенского целого. Бог творит совершенно; человек – наиболее несовершенно; до тех пор, пока он не становится настоящим «представителем» Бога. Но в обоих случаях мы можем говорить о творческой деятельности. Мы должны говорить об этом всякий раз, когда мы говорим о человеке как о «сыне Бога». Человек, который может удовлетворить потребности своего окружения и в любое время решить проблемы, находя и сообщая такое решение, способное расшевелить, оживить и мобилизовать в преобразующем действии воображение, ум и сердце других человеческих существ, является, в ограниченном (но действительном) смысле, творческим представителем. Духовно он является творческим представителем Бога всякий раз, когда через него высвобождается единая универсальная творческая энергия духа. Эта единая универсальная творческая энергия всегда ищет высвобождения через открытых, готовых к этому (и способных) индивидуумов просто потому, что в человеческой эволюции постоянно возникают новые проблемы и новые потребности. Но мало таких индивидуумов, которые способны и желают.

Эта творческая энергия также является и исцеляющим посредником. Истинно творческая деятельность должна быть также и деятельностью целителя, по крайней мере что касается ее предельных результатов, когда источник её в духе. Исцелить – значит пробудить организм от инерции и лени, значит удалить препятствия с пути здорового течения жизненной силы, будь то на физиологическом или психологическом уровне, а также наполнить больного новой витальной субстанцией. Поэтому Иисус сказал, что он принес меч, но не мир, о котором мы думаем в привычной нам людской манере; так и везде, куда бы Он или Его ученики не пришли, происходят конфликты в семьях и группах – «разделение», как сказано в Евангелии от Луки (12: 51-52). Любая конфронтация с духом вызывает разделение среди тех, кто принадлежит к одной биологической, племенной или социальной группе; поскольку сталкиваясь с призывом духа к трансформации и самообновлению, некоторые идут дальше как носители «Благой Вести» возрождения и воссоздания – в то время, когда другие отказываются пробуждаться и становятся рабами нашего прошлого, которое из-за возникшей конфронтации, то есть с этого момента, становится устаревшим и всё более и более негативным.

Действительно Дух Божий действует в непривычной для нас мистической манере. Путь очищения и катарсиса это путь распятия на кресте. Это необходимый путь там, где ментальная инерция и самоуспокоенность, эгоцентризм и жадность, чувство вины и жажда власти вредят сообщающимся сосудам тела и души своими токсинами и ранящими оковами. Но распятие является на самом деле фазой творения. Такое «излечение», которое от духа требует преодоления кризиса личности и общества.

Кризис, катарсис и распятие – инструменты Творящего. Сила Христа открылась на Кресте как исцеление, скрытое в катарсисе или как цветущее дерево в семени, разрываемом процессом роста надвое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.