Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОССИЯ. Монотеизм



РОССИЯ

«Все давно падают, и все давно знают, что не за что ухватиться.

Я уже потому убежден в успехе этой таинственной пропаганды,

что Россия есть теперь по преимуществу то место в целом мире,

где всё что угодно может произойти без малейшего отпора».

Ф. Достоевский, «Бесы»

 

Монотеизм

 

Приступая к охвату России, начну с базовых понятий, с государственности. Процесс ее формирования подобен росту кристалла в соляном растворе. Кристаллизация начинается, когда раствор достаточно насыщенный и в нем есть центр — крупинка соли. Вокруг нее нарастают молекулы, и маленькая крупинка становится крупным кристаллом.

Аналогично и с социумом: если пространство достаточно плотно заселено, и есть центр силы, вокруг него возникает структура —первые признаки государственности. Когда социум принимает устойчивую форму — появляется само государство.

Итак, чтобы государство возникло, необходимы относительно плотно населенная территория и центр силы. Если одного из этих факторов нет, государство не возникает. На Чукотке не возникло государство, потому что плотность населения ниже минимума. На некоторых африканских территориях не возникало государственности, потому что не было центра силы. Все племена считали себя равными, и никто не признавал над собой власть другого племени. Как следствие, постоянная война, не дающая возникнуть устойчивой социальной конструкции — государству. Так длилось, пока не возник центр со стороны.

Ситуация на Руси копировала африканскую: территория была достаточно плотно заселена, но не было центра силы для начала кристаллизации. По этой причине у наших предков, объединенных в различные племена, долго не возникало государства.  

Историй России две — официальная и альтернативная. Официальная говорит, что тысячу лет назад территорию населяли дикие славянские племена — кривичи, вятичи, чудь и иные. Никаких признаков государственности у них не было, потому что ни одно племя не обладало достаточной силой, чтобы навязать свою власть другим племенам.

Альтернативная история рисует совершенно другую картину. Она представляет Русь чуть ли не колыбелью цивилизации, ссылаясь на города типа Аркаим, обнаруженные на Южном Урале в последние дни СССР, в самом конце ХХ века. Возраст археологических открытий около четырех тысяч лет. Они действительно не вписываются в официальную историю. Объяснения от официальной науки выглядят натянуто и неубедительно.

Сложно отрицать существование на территории Руси цивилизации, которая потом исчезла, оставив после себя архитектурные сооружения. Равно как и сложно признавать, потому что нет, например, никаких письменных свидетельствах типа шумерских табличек и египетских папирусов. Берестяные грамоты и их содержание больше доказывают, что цивилизации не было, чем была. Более впечатляющих письменных источником или вовсе нет, или они спорные и их мало. Но если даже та неведомая древняя цивилизация была, на ней нет смысла останавливать внимание. Не потому что альтернативная история сильно дискредитирована мошенниками и легковерными людьми, а потому что современная Россия выросла из племен или вовсе не имевших ничего общего с той исчезнувшей цивилизацией, или эти племена имели с той неведомой цивилизацией очень мало общего.

Чтобы в крупных штрихах нарисовать цельную картину становления современной русской государственности, оптимально ориентироваться на официальную историю. За основу и точка отсчета беру исторический документ— «Повесть временных лет».

Эта летопись повествует, что территорию Руси населяли славянские племена, которые платили дань варягам — скандинавским воинам. Когда славяне перестали платить дань, у них начались беспорядки — пошли войны и разорение друг друга. Замучившись жить в непрекращающихся раздорах, они призвали в правители варягов, сказав им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и володеть нами».

Так в Новгороде (а не в Киеве, термин «Киевская Русь» в начале XIX века придумал историк Погодин) появился создатель древнерусского государства князь Рюрик с дружиной. До него на Руси не было государственности, потому что не было центра силы.

С появлением Рюрика не сразу и не вдруг, но неуклонно начинает формироваться государственность. Он приносит в систему недостающий элемент — власть. Этот элементявляется консолидирующим, если общество в течении длительного признает право на власть за одной фигурой. Эту функцию выполняет институт наследования власти, где четко обозначено, кто станет следующим правителем после смерти предыдущего.

Если же такого института нет, право на власть возникает у несколько фигур. Все дети правителя — потенциальные кандидаты на трон. В этой ситуации социум раскалывается на пропорциональное число противостоящих группировок. Власть в таком социуме из консолидирующего элемента превращается в раздробляющий.  

Все потомки первого Рюрика имели право на власть. Как следствие, Русь состояла из враждующих между собой земель, возглавляемых князьями — кандидатами на верховную власть. Междоусобица обещала продолжаться, пока право на власть не будет у одного.

В тех условиях цель достигалась через уничтожение конкурентов. Рюриковичи сосредоточиваются на убийстве друг друга. Но даже если братоубийство заканчивалось полной победой одного, конструкция все равно оставалась слабой. Когда у победителя вырастут дети, снова начнется междоусобица, разрушающая построенную конструкцию.

Чтобы избежать такого развития событий, нужно было не только перебить братьев, но и сделать так, чтобы право на власть было у одного у сына великого князя. На что может опираться такое право? На кровь? Нет, у всех принцев кровь одинаковая, и значит, права тоже. На грубую силу? Шаткое основание. Завтра слабый принц найдет сильных сторонников, и сила пойдет на силу. «Сила силе доказала/ Сила силе не ровня/ Есть металл прочней металла/ Есть огонь страшней огня» (А. Твардовский, «Василий Теркин»).

Чем у правителя больше легитимности, тем его положение устойчивее. Решение вопроса об эксклюзивном праве на власть в ту эпоху лежало исключительно в сфере религии. Высший уровень легитимности — когда население считает своего повелителя божеством во плоти. Второй вариант — был тем, кого божество уполномочило на власть.

Первый       вариант практиковался, например, в Древнем Риме, где верховный правитель непременно позиционировался полубогом, родственником одного из верховных божеств — Марса, Юпитера и т. п. Для Руси этот вариант категорически не проходил. Местному населению было бы в высшей степени странно услышать от скандинавских воинов, что они, оказывается, не люди, а полубоги — родственники Перуна или Велеса. Воспринято это было бы не иначе, как богохульство, что не усилило, а ослабило положение правителя.

Второй вариант — заявить себя представителем того или иного славянского божества, тоже не проходил. Если в древнем Риме верховные божества признавались всем населением, и император мог быть родственником хоть Марса, хоть Юпитера, то на Руси не было божества, признаваемого всеми племенами. Каждый поклонялся своему идолу. Даже опуская, что иностранцам сложно объявить себя родственниками русских божеств, все равно не было смысла объявлять кровные узы с божеством одного племени. Даже если бы это и прошло (допустим), для других племен это было бы пустым звуком.

Идеальное решение вопроса — обращение аборигенов в монотеистическую религию. В этом случае славянские божества сразу становились нечистой силой, а правитель — представителем единого Бога. Эксклюзивное право на власть позволяло реализовать принцип государственного строительства «один Бог, одна вера, один царь».

Рюриковичи оказались перед сложным выбором. На тот момент в мире существовали четыре монотеистические религии — иудаизм, православие, католичество и ислам. Возникал вопрос: какую именно вместо язычества культивировать на Руси?

Вторая трудность заключалась в том, что замена многобожия монотеизмом означала обращение подданных в новую веру. А это, в свою очередь, означало передачу власти над их душами на сторону — все центры монотеистических религий находились вне Руси. Как мы помним, именно этот момент сподвигнул Василия Темного не признавать решения VIIIвселенского собора, продиктованные, по утверждению обеих Церквей, Святым Духом.

Чтобы понимать силу духовной власти, вспомним интердикт — запрет Церкви на совершение религиозных действий в отдельной области. Применялся он к областям, где правители конфликтовали с Ватиканом. Верующим говорили, что их господин непокорен Церкви и, следовательно, еретик. Кто признает над собой власть еретика, тот не добрый католик, а соучастник еретика. Значит, тоже еретик, а еретики непременно попадают в ад. Вернуть себе имя доброго христианина можно через отрицание над собой власти еретика.

Интердикт был благовидным предлогом активации оппозиции. Так что у светского правителя в Европе не было шансов не признавать над собой власть Папы. Самая известная история на эту тему получила название «стояние в Каноссе», когда германский император в униженной форме вынужден был признать над собой власть Папы.

Власть над душами значительно превосходила власть над территорией и ресурсом. Она давала статус хозяина фирмы, тогда как власть над активами — статус гендиректора, назначенного хозяевами фирмы. Директор пользуется вверенными ему активами, пока покорен хозяевам. Если вздумает противостоять хозяину, будет очень быстро уволен.

Светский правитель как завхоз на хозяйстве пользуется материальными активами, свободен и живой, пока хозяин признает за ним право на все это. Стоит хозяину отказать завхозу в праве на материальные активы, свободу и жизнь, и он лишится всего этого.

Сейчас ситуация в сути не изменилась. Многие фигуры, официально позиционированные властью, — не правители, а завхозы. Более точно президента страны нужно называть гендиректором страны. Истинные хозяева государства, как правило, не очевидны массе в той же мере, в какой рабочим не очевидны бенефициары завода.   

Чтобы принять новую религию, но при этом не передать власть над душами в чужие руки и не оказаться в статусе завхоза, Рюриковичам нужна монотеистическая религия, или не контролируемая никаким государством, или государство-контролер очень слабое.

С этих позиций идеально подходил иудаизм — у него на тот момент вообще не было территории. Но большой минус этого мировоззренческого учения — оно было племенной религией. Не иудей по крови в лучшем случае мог рассчитывать на второе место.

Католичество не соответствовало, потому что являлось государственной религией мощного Запада. Ислам не соответствовал как центр мощного Востока. Оптимальным кандидатом оказалось православие — государственная религия слабой Византии.

Это осмыслила еще княгиня Ольга, взявшая власть после гибели своего мужа, князя Игоря, сына Рюрика. Эта очень жесткая женщина, заживо хоронившая и сжигавшая своих недругов, приняла православие, движимая не мировоззренческими, как указывают на это придворные летописцы, а исключительно политическими мотивами.  

Сначала Ольга «прониклась» любовью к католичеству, обратившись к германскому императору с соответствующей просьбой. Расчет был на то, что Византия не захочет перехода Руси в католичество и пойдет на ее условия. Она добилась своего: ее крестил сам император Византии, что было политическим актом, сближавшим Русь и Византию.

Чтобы понимать, чем было для Ольги крещение, нужно знать, что обряд крещения символизирует рождение заново. Родившемуся в Духе дают новое имя, которым он теперь и называется. Ольга при крещении получила имя Елена. Но новоявленная христианка как до крещения называлась языческим именем Ольга, так и после крещения продолжала им называться. Этот факт говорит, что для Ольги было православие было инструментом.

С идеей крещения Руси она обращалась к своему сыну Святославу, внуку Рюрика. Но грубый воин не увидел смысла. Тема крещения снова всплывает, когда между сыновьями Святослава, правнуками первого Рюрика, Ярополком, Олегом и Владимиром, начинается жесткая междоусобица. Между ними начинается соревнование, кто первый убьет братьев, чтобы потом принять православие и обратить в него население Руси.

Ярополк готовился к этому основательно. Как показатель, его женой была греческая монахиня. Вообще-то монахине невозможно выйти замуж, но так как дело политическое, интересы короны оказываются выше религиозной истины. Церковь разрешила ей выйти за язычника, что противоречило вдвойне противоречило православнымканонам.

Первым делом Ярополку нужно уничтожить своих братьев-конкурентов. Со средним братом Олегом вопрос решился сам собой — он погиб в военных действиях. Осталось убить младшего — Владимира. Но младший, прекрасно понимая намерения родственника (они были зеркальны его собственным), бежит из страны и вскоре возвращается со скандинавской дружиной. Затем делает ход — обращается к Ярополку с предложением забыть старые обиды и жить дружно. Старший брат ведется на эти слова и приходит к Владимиру на переговоры. Ему даже слова не дают сказать — сразу убивают.  

Это не говорит о том, что Владимир был плохой человек. Все мы дети своего времени. Древние греки покруче вытворяли. Тантал убил сына Пселопса, что накормить богов человеческим мясом. Убитого чудесным образом оживили, и у него родились два сына — Фиест и Атрей. Первый совратил жену брата и украл ценности. Атрей за это убил его сыновей, потом зазвал к себе их отца Фиеста, якобы для примирения, и накормил его мясом его же сыновей. На фоне греческих персонажей русские князья, которые просто убивали друг друга без злобы в сердце, для дела, были просто ангелы.

Первая часть операции выполнена, Владимир — единственный живой Рюрикович. Этот человек не имел иных интересов, кроме власти, войны и секса. Его гарем насчитывал около тысячи женщин и, судя по некоторым деталям, он имел оригинальные вкусы в сексе.

Вторая часть операции — принятие византийской веры. Все было решено заранее, но в интересах дела Владимир начинает спектакль. Нужно, чтобы выбор веры выглядел как религиозный, а не политический акт. Для этого нужно разыграть выборный спектакль.

Придворные историки напишут слащавые мифы, мол, Владимира вдруг обуяла жажда истины. Оставил он свои прошлые забавы и начал думать, что есть мир, каково его место в нем и что будет после смерти. День и ночь задавался он философскими и мировоззренческими вопросами, пока однажды не пришел к выводу, что существует только один Бог. Как только осенила его эта мысль, начал он из четырех монотеистических религий выбирать истинную веру. С этой целью призвал представителей всех этих религий к себе. Первыми пришли представители ислама. Владимир им отказал. Причина, на которую указывают историки, смешная — из-за запрета на употребление спиртного.

Далее пришли католики. Владимир им тоже отказал. Причина еще смешнее — потому что если католичество наши отцы не принимали, то и нам не следует принимать. Как из того, что язычники-предки отрицали единобожие, он сделал вывод, что католицизм не есть истина — про это придворные богословы благоразумно умалчивают.

Потом пришли иудеи и, как вы догадываетесь, Владимир, озадаченный поиском ответа на мировоззренческие и богословские вопросы, отказал считать их учение истиной, потому что… Потому что у них нет своей земли! Как из отсутствия земли вытекает, что иудаизм не есть истина — про это придворные богословы тоже красноречиво молчат.  

Представителю православия Владимир не отказал. Почему? Тут настает час проявить свое красноречие придворным богословам. Они рассказывают нам, что так князь власть от Бога, то открыл Бог правителю-Владимиру, что истина в греческой версии христианства. После этого возгорелось сердце Владимира, и возлюбил он православие.

Далее Владимир послал людей в Византию на богослужение. Когда они вернулись и рассказали ему, что не ведали, где были, на земле или на небе, это, согласно официальной версии, послужило основанием для окончательного решения — принимать православие.  

При крещении Владимир получил имя Василий. Но предпочел наш христианин, как и его бабка, языческое имя — Владимир. Этот штрих говорит, чем принятие христианства было для Владимира/Василия — религиозным делом или политическим актом.

Официальная версия, что Владимир искал метафизическую истину, не лезет ни в какие ворота. Рюриковичи никогда не были богословами и философами. Это были едва грамотные или вовсе неграмотные воины — не к лицу князю ремесло писаря осваивать. Не могло у Владимира мировоззренческих вопросов возникать. А если бы возникли, он не мог бы искать на них ответы тем способом, который описывает официальная пропаганда.  

Историю пишут победители. Летописец не мог указать истинный мотив Владимира по двум причинам. Во-первых, при принятии таких решений правители не советуются с летописцами. Во-вторых, если даже допустить, что летописец каким-то образом узнал про истинные мотивы князя, как бы он мог изложить их в публичном документе? А если бы вдруг изложил, как бы он со своим документом мог уцелеть после этого?

История — не наука. Показатель науки — она во все времена и на всех континентах одинаковая. Поэтому математика, например, — наука. А история — политика. При одной власти историческая истина одна. При другой власти истина другая. Как глупо определять содержимое сарая по написанным на нем словам, так глупо оценивать историю по официальным источникам. Единственный способ понять историю — умопостигаемый.

Родная сестра науки «история» — наука «экономика». Обе бегло обозревают поверхность, не погружаясь в глубину, словно и нет никакой глубины. Обе детализируют факты, порождая густой туман из массы вторичных и третичных деталей. Обе игнорируют неудобные и ключевые моменты. И обе вдалбливают ученикам святые истины.

Историческая «наука», действующая на территории России, говорит, что тысячу лет назад народ отказался от языческого учения и принял христианское. Чтобы предпочесть одно учение другому, нужно, как минимум, знать оба учения.

Первая проблема: языческого учения именно как учения в природе не существует. Есть набор народных суеверий, обряды и традиции, но вот чтобы языческое учение… Христианское учение было, но тут вторая проблема: народ Руси его физически не мог знать хотя бы потому что оно было изложено на тот момент на двух языках — греческом и латыни. Народ не просто не знал ни того, ни другого языка, он вообще читать не умел ни на каком языке, в том числе и на своем по целому ряду причин. Во-первых, не было в ней нужды у населения древней Руси. Во-вторых, возникла письменность только в 863 году.

Но и это еще не все. Элита Руси тоже никак не могла принять христианское учение, если под словом «принять» подразумевается осознанное принятие. Чтобы принять учение, нужно бы знать его. Элита же, максимум, могла знала общие положения христианства.  

Русь могла понять христианское учение в той же мере, в какой могла бы понять учение Эйнштейна о природе мира или Римана о неэвклидовой геометрии, если бы они на тот момент были. То и другое бы в равной мере понимали, т. е. не понимали абсолютно. Но богословам ничто не мешало бы сказать, что народу и не обязательно понимать учение Эйнштейна. Потому что у него свойство такое — истину сердцем чуять, а не понимать.

Когда говорят о принятии Русью христианства, нужно понимать это не как принятие учения, а как принятие христианских традиций и ритуалов. Причем, не в чистом виде. Так как народ чтит предков, он не может отказаться от старых обрядов. Поэтому он смешивает языческие и христианские традиции, и называет этот коктейльхристианской верой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.