|
|||
Календарь
Беда приходит, откуда не ждали. Первым предвестником беды, точкой на горизонте, можно считать прискорбный для Церкви факт: излагаемая ею информация не совпадала с наблюдаемой на небе информацией. Поначалу этот факт был микротрещиной, на который никто не обращал внимания. Но она пошла по всему церковному зданию, и обрушила его. Чтобы передать суть проблемы, начну с истории понимания устройства мироздания в целом, и Солнечной системы в частности. Опущу измышления про плоскую Землю на трех слонах, которые на черепахе, и рассмотрю только более-менее рациональные теории. Первыми об устройстве мира высказались атомисты. Они учили, что есть бесконечное число атомов. Когда в каком-то месте их собирается критическое количество, образуется вихрь. В центре вихря тяжелые атомы сцепляются между собой, образуя материю, и из нее планеты — так возникает материальный мир. Легкие атомы выдавливаются на периферию, образуя вокруг материального мира оболочку — сферу. И так как атомов бесконечно много, миров тоже бесконечно много. Главного мира нет. Единого мирового центра тоже нет. Наш мир — лишь один из множества. У этой теории появляются оппоненты, утверждающие, что у мира есть центр. В рамках этой идеи появляются теории, утверждающие, что центром мироздания является неподвижная Земля, вокруг которой простраивается остальная мировая конструкция. Предлагается множество моделей, в центре которых располагалась Земля. Например, были такие экзотические, что располагали в центре Землю, вокруг которой крутилось Солнце. А вокруг Солнца крутились Меркурий с Венерой. Такая вот сложная система. Пифагорейцы заявляли, что центром мира является Великий Огонь. Что это такое — в деталях не сообщается. Вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце и прочие планеты. Это была первая система, сдвинувшая Землю (но еще не остановившая Солнце). Земля у пифагорейцев из неподвижного центра мира стала подвижным объектом. Но не в результате наблюдений и расчетов, а по ценностным соображениям. Огонь казался им более совершенным, а, следовательно, имел больше права быть центром мироздания, Среди множества теорий мироустройства преобладала модель, где Земля покоится, а остальные небесные тела вращаются вокруг нее. В IV веке до н. э. Аристотель суммирует скопившиеся идеи по поводу устройства мира и составляет геоцентрическую систему (гео — Земля). В центр помещает Землю. Вокруг нее девять сфер. Первые семь сфер у него были прозрачные, и на каждой закреплено по одной планете: Луна (она в то время считалась планетой), Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Восьмая сфера была непрозрачной и на ней Аристотель поместил звезды. Все древние сходились на том, что звезды расположены на отдельной небесной сфере. Девятой сфере Аристотель отвел роль перводвигателя, вращающего все восемь сфер. Что есть перводвигатель, какова его природа, откуда он взялся — этих и подобных вопросов Аристотель просто не касается. В III веке до н. э. Аристарх Самосский предлагает гелиоцентрическую систему (от гелио — Солнце). Согласно этой идее все планеты, включая Землю, движутся вокруг Солнца. Он высказывает много революционных для того времени идей. Например, когда считали Солнце размером максимум с город, он заявляет, что оно несопоставимо больше Земли. Или что звезды находятся несопоставимо дальше от Солнца, чем Земля от Солнца. Во II веке н. э. модель Аристотеля модернизирует Птолемей. В ней движение планет происходит по двум орбитам. Одна орбита большая, вокруг Земли, — деферент. Вторая орбита малая, каждая планета двигалась вокруг воображаемой точки — эпицикл. У этой системы не было общей закономерности, все шло по индивидуальному алгоритму. Птолемей составил таблицы, по которым на удивление точно (если учитывать неверное в принципе понимание) на протяжении веков определяли будущее положение звезд на небе. По ним ориентировались моряки в открытом море. Остается только удивляться, как можно из неверного представления о строении Солнечной системы получить более-менее точные значения. И еще сильнее удивляться, вспоминая фантастические представления египетских и персидских жрецов об устройстве системы, опираясь на которые они точно предсказывали затмения. Естественно, были расхождения между расчетами и фактами. Астрономы их относили не к принципиально неверному пониманию архитектуры Солнечной системы, а к неточности расчетов. В будущем надеялись устранить несоответствие теории и практики через более точные наблюдения и расчеты. Библия называла небо и землю первыми творениями Бога: «Вначале Бог сотворил небо и землю» (Быт. 1, 1). Солнце и Луна по Библии были сотворены на третий день: «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды». (Быт. 1, 16). По смыслу этой информации Земля не могла крутиться вокруг Солнца, потому что Солнца еще не было. Земля создана неподвижной, а два светила и звезды подвижными, поочередно сменяющими друг друга на небосклоне. Модель Аристотеля-Птолемея соответствовала Библии, и Церковь принимает ее. Это признание было равносильно заявлению, что Бог открыл Аристотелю и Птолемею устройство мира. Эту истину преподают во всех школах и университетах Европы. Сомневаться в этой истине было нежелательно даже для королей. Например, в XIII веке правитель Кастилии, король-астроном Альфонсо Х, образованнейший человек своего времени, открыто говорил, что Солнечная система имеет гелиоцентрическое строение. По сути он заявлял, что изложенная в Библии информация неверная. В рамках представлений той эпохи, одно только высказывание подобных мыслей есть серьезный грех против Бога, Церкви и своей души. Сделать этому человеку Церковь ничего не могла — король. Но в глазах истинных верующих он выглядел маргиналом и неблагонадежным человеком. Нормальные люди не отрицают библейские истины. Чтобы понимать, кем воспринимался король, представьте, кем был бы в ваших глазах человек, высказывающий мысли, что покойников правильно не в землю закапывать, а по специальной технологии делать из них питание. Ясно, что вы бы на такого человека смотрели косо, даже не пытаясь вникнуть в смысл его слов. Если даже допустить, что он дело говорит, и его технология позволяет более рационально использовать человеческие трупы, и из них действительно вкусное и здоровое питание получается, что подтвердили бы факты и все независимые экспертизы, все равно не по себе от таких идей. И находиться с таким человеком под одной крышей некомфортно. Естественно, противники Альфонсо не упустили случая использовать его взгляды в борьбе против него. В итоге король Кастилии, имея статус формального правителя Священной Римской империи, не смог превратить свои права в практическую власть. Ибо кто поддержит человека, имеющего еретические мысли? Такой человек неблагонадежен… Из всего, что сказано на тему устройства Солнечной системы в Библии, а также из толкования святых отцов, имевших прямую связь со Святым Духом, получалось, что Земля стоит, и что она — центр мироздания, вокруг которого все крутится. Утверждение Церкви, что Земля стоит, а Солнце движется, опиралось на Библию и святых отцов. Но зачастую от Церкви исходила информация, не имевшая основания в Библии. Например, она указывала, как нужно креститься или венчаться и прочие обряды, хотя про это во всей Библии нет ни единого слова — нечего толковать и за уши подтягивать. Подобную информацию рождали политические экономические и социальные цели, но она имела статус священной, потому что считается, ее Бог открыл Церкви, а не она сама придумала. Почему разным христианским конфессиям Бог открыл разное — над подобными моментами в христианской среде не принято думать. К такому типу информации относился день рождения Христа. Во всей Библии нет ни единого намека, когда он родился. Считается, что эту информацию Святой Дух открыл Церкви в 431 году на вселенском Эфесском соборе. Христиане узнали, что Христос родился в тот же день, что Митра и другие божества — в день зимнего солнцестояния. Бог как бы сказал Церкви, что дата рождения Христа записана непосредственно на небесной сфере. Фраза «Рождество Христа» по сути является синонимом фразы «День зимнего солнцестояния». День 25 декабря был объявлен Церковью Рождеством Христа. Главнейший праздник христианства Пасха, день воскрешения Христа, тоже был привязан к расположению светил на небе — ко дню весеннего равноденствия. От него первое воскресение после полнолуния — Пасха. Если он совпадает с еврейской Пасхой (днем выхода из Египта), то христианский праздник, в рамках задачи держать дистанцию от иудаизма, переносился на ближайшее воскресенье. Пасха и Рождество были привязаны к расположению небесных тел. Ситуация казалась идеальной, пока не обнаружилось, что юлианский календарь неточный. Что неудивительно, он был рассчитан из неподвижности Земли и вращения вокруг нее Солнца. С каждым годом расхождения между показаниями календаря и неба накапливались. К XV веку календарная дата Пасхи и Рождества на две недели расходилась с небесными знаками. Рисовалась неприемлемая картина: зимой небо говорило, что Христос родился. Это означало, что рождественский пост уже кончился, и христиане должны праздновать это событие. Но календарь говорил, что Христос еще не родился, и вместо празднования христиане постились. Весной небо показывало, что Христос уже воскрес, а христиане снова вместо того, чтобы отмечать это событие, пребывали в глубокой скорби — шел Великий пост. По факту получалось, что два великих события христианства, Рождество и Пасха, отмечались на две недели позже от знамений неба. Церковь осознает неприемлемость ситуации. Если не решить проблему, начнется брожение умов, сначала в образованных слоях общества, далее подхватят массы. Чтобы исправить ситуацию, нужно привести небесные и календарные показатели в соответствие. Перед Церковью встает задача составить точный календарь, даты которого будут соответствовать небесному календарю. Выполнить задачу могут астрономы и математики. В то время многие из них были монахами доминиканского и иезуитского орденов. Первым с этой инициативой выступает Павел III. Следующим пытается решить эту проблему Пий IV. Для ученых того времени, поголовно верующих людей, было великой честью привести небесные показатели в соответствие с календарными. Церковь поощряет ученых решить задачу. Таблицы Птолемея исключали расчеты должной точности, и обе инициативы проваливаются. После консультаций с учеными и монахами выясняется, что решение проблемы может быть более успешным, если не ограничиваться рамками геоцентрической системы, а использовать другие модели, в том числе и гелиоцентрическую. Но гелиоцентрическая система противоречит Библии. Церковь попадает в сложную ситуацию. Рассчитывать христианские праздники, опираясь на информацию, противоречащую Библии, кажется неприемлемо. Но решать проблему нужно, и Церковь разрешает ученым опираться в своих расчетах на любые модели, но с условием, что считать их не отражением реальности, а умозрительной математической абстракцией, логической уловкой для создания более точного календаря. Чтобы визуализировать образ, представьте, что самый оптимальный способ рассчитать алгоритм светофоров в мегаполисах, — допустить, что по дорогам движутся не машины, а динозавры. Никто из производящих расчеты дорожного движения не считал бы, что по дорогам действительно ходят вымершие рептилии. Все бы понимали, что это умозрительная абстракция для упрощения расчетов (допустим, это как-то их упрощает). Астрономы, освобожденные Церковью от геоцентрических оков, получают свободу. Они теперь могут пользоваться любой моделью, исходить из каких угодно представлений о мире, хоть гелиоцентрических, хоть древнеегипетских — только результат дай. Благочестивые христиане-астрономы с энтузиазмом берутся за святое дело. При этом все они твердо держат в голове, что гелиоцентрическая модель — абстракция, а не реальность. Как реально устроен мир — про то говорят Библия и святые отцы. По всей Европе ученые апробируют различные древние идеи мироздания. Вскоре выясняется, что наиболее точно расчеты согласуются с астрономическими наблюдениями, если опираются на идею Аристарха Самосского, по которой Солнце стоит, а Земля вокруг него движется. Эту модель и начинают использовать, рассчитывая небесную механику. В начале XVI века, в течение почти сорока лет, Коперник пишет труд своей жизни «О вращении небесных сфер». Все расчеты исходят из вращения Земли вокруг Солнца. Он относился к гелиоцентрической модели, как и все — не как к физической реальности, а как к мысленному отвлечению. Чтобы не смущать добрых христиан информацией, противоречащей библейской картине, Коперник не хотел публикации своей работы. Он хотел следовать пифагорейцам, делившимся своими идеями только с узким кругом лиц. В этом Коперник ничем не отличался от ученых с идеями, не вписывающимися в общепринятые взгляды. Когда Макс Планк высказал предположение, что излучение идет порциями (квантами), и на этом основании построил расчеты, позволявшие объяснить парадоксы, не объяснимые ньютоновской физикой, он считал свою идею не реальностью, а абстракцией. Или, когда советский ученый Фридман выдвинул идею динамичной Вселенной (чем снял парадоксы, в которые уперся Эйнштейн), он относился к ней тоже как к математической абстракции, но ни в коем случае не как к отражению реальности. Люди, в том числе и гениальные, всегда зависят от представлений своего времени. И если их идеи не соответствуют принятым представлениям, они считают их мысленными образами, привлекаемыми для расчетов, но ни в коем случае не как отражение мира. Результаты Коперника и ряда других астрономов, опиравшихся на гелиоцентризм, создают долгожданный календарь, которым мы пользуемся до сих пор. Он точный, потому что опирается не на геоцентрическую систему, а на гелиоцентрическую. В 1582 году Папа римский Григорий XIII утверждает новый календарь. На тот момент Кеплеру было одиннадцать лет; Галилею восемнадцать. Ни мальчик Иоганн, ни юноша Галилео тогда слыхом не слыхивали ни о каких гео- и гелиоцентрических системах.
|
|||
|