Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дробление



 

В тот период на вершине цивилизации был эллинизм. Он имел колоссальное влияние на все культуры, с которыми соприкасался. Такое влияние сейчас имеет западная культура.

Саддукеи, являясь религиозной аристократией Израиля, по статусу были вынуждены заниматься не только внутренней политикой, но и внешней. Это означало, что именно они в первую очередь соприкасались с мировой культурой, носящий эллинский характер.

Они пропитывались ею так же, как сейчас население и лидеры всех не западных стран пропитываются западной культурой. Даже если правители некоторых диктатур изолируют свое население от ее влияния, сами они избежать этого влияния не могут.

Рим тоже был проникнут эллинским духом. Культурная близость римской власти и еврейского жречества предопределила ставку Рима на саддукеев, при выстраивании отношений с покоренным Израилем. Саддукеи откликнулись на сигнал из Рима, и начали сотрудничать. Жреческая партия получила статус благонадежных друзей Рима.

Саддукеев устраивала римская оккупация. Они рассудили, что под крылом мощной империи внешние враги не будут тревожить Израиль. Но здесь возникали противоречия с Законом. Израиль платил Риму дань, что противоречило слову Бога: «Будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19, 6). «Сделает тебя Господь Бог твой главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу» (Втор. 28, 13).

Но, с другой стороны, а где вы видели священников, не умеющих обойти неудобные моменты? Как торговцы всегда находят оправдание своему бизнесу, даже если он 100% несет вред обществу (как курение, например), так и жрецы могут оправдать что угодно.

Саддукеи заявляют, что неисповедимы пути Господни, и может быть, именно через римскую оккупацию суждено сбыться божественному пророчеству. Остается только удивляться, что на самом деле так и вышло (но про это детальный разговор в другой книге).

В этот период в народе возрастают мессианские настроения. Многие ждут мессию — освободителя Израиля от римского владычества. Любой, кто демонстрировал харизму, мог претендовать, в пророческом движении и атмосфере ожидания, на роль учителя и вождя.

Саддукеи не могли признать никакого мессию не только по религиозным мотивам, но и техническим. Как при наследственной монархии кровь определяет право на власть, так и при потомственном жречестве решающее значение играет кровь. Пока модель устойчива, носители королевской крови не могут признать над собой власть человека другой крови. Так же и потомственные жрецы не могут признать человека другой касты своим лидером.

Плюс к этому добавляются политические соображения. Саддукеям не нужны были волнения, которые неизбежно произвел бы человек, признанный народом мессией. Они желали сохранить стабильное положение, находя благо в римской оккупации.

Фарисеи не желали никого признавать мессией по политическим соображениям, но в ином контексте. Они видели себя лидерами освободительного движения. В римской оккупации видели предлог для восстания и перехвата власти у саддукеев. Точнее, разделение власти, где саддукеям достанется религиозная власть, а им политическая.

Через пророчества о господстве над миром, фарисеи пытаются сконцентрировать все силы Израиля на себе. Для этого народ должен только их признавать своими учителями. В этой ситуации всякий, кто заявлял себя пророком или мессией, становится помехой. Он мешает фарисеям собирать народ вокруг себя. Возникла коллизия — фракции пророческой партии мешают… пророки.

Фарисеям необходимо выступить против пророков. Но это значит, против своего же учения. Начинается поиск выхода, как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Единственный выход — объявлять новоявленных пророков лжепророками. Благо, Закон упоминает о лжепророках.

Правда, он не дает инструкции, как отличить настоящего пророка от ложного. Он гласит: если пророк позовет к иным богам, его нужно убить. «Если восстанет среди тебя пророк… и представит тебе знамение или чудо, сбудется то знамение или чудо, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» — то не слушайся слов пророка сего… ибо через сие искушает вас Господь… а пророка того должно предать смерти» (Втор. 13, 1-5). Но как определить ложного пророка, если он не зовет к иным богам и не делает ничего предосудительного с точки зрения Закона, а призывает только к восстанию против Рима?

Ориентир на чудеса или сбывающиеся предсказания не подходит. Закон говорит, что демонстрация чудес и сбывающиеся предсказания не показатель божественности. А что конкретно показатель, про то ничего внятно Закон не говорит.

Плюс к этому среди самих пророков согласья нет. Они постоянно выясняют, кто из них настоящий пророк, а кто лжепророк. Например, пророк Иеремия в свое время учил: «…да не обольщают пророки ваши, которые среди вас …ложно пророчествуют они вам». (Иер. 29, 8-9). Те, кому были адресованы эти слова, отвечали ему взаимностью.

Фарисеи выходят из ситуации, культивируя подозрения в лжепророчестве всех лиц, заявляющих себя в этот период мессией. Открыто они их не отрицают, чтобы не пилить сук, на котором сидят, но нагнетают к ним недоверие в народе.

Итог сложившейся ситуации: саддукеи открыто отрицают любых пророков, и древних, и новоявленных. Фарисеи открыто признают прошлых пророков и скрыто отрицают новых. Единственные, кто признает всех пророков, и древних, и новых, — ессеи. Они живут в ожидании мессии-освободителя, который скинет не только власть римлян, но и вообще от всякой власти освободит Израиль.

Во всех заявляющихся посланниками Господа они склонны видеть долгожданного мессию. Это превращает их в естественный центр притяжения пророков. Самым известным был Иоанн Креститель. Со всего Израиля к нему стекались толпы внимающих проповеди на тему жизни без власти, в царстве добра и справедливости. Он призывал к очищению водой и готовности к новому царству, где лев и ягненок лягут рядом.

Будучи фанатичным иудеем, Иоанн Креститель жил в пустыне, питался саранчой (акридами) и медом, «… имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3, 4). Саддукеи и фарисеи его терпели — он не заявлял никаких претензий на политическую роль.

Но авторитетный человек в любом состоянии представляет опасность. Сейчас он не претендует на роль в политике, но его авторитет позволяет в одно мгновение стать фигурой. Это мгновенно спутает карты действующим политическим игрокам.

В большой политике принято руководствоваться принципом: «Нас не интересуют ваши намерения. Нас интересуют ваши возможности» (фразу приписывают Бисмарку). Саддукеи и фарисеи не могли не видеть в Иоанне Крестителе угрозу.

В рамках этой максимы разумно предположить, что причина казни Иоанна не в том, что он обличил Иродиаду, внучку Ирода Великого, в любовных связях, и она ему за это отомстила. Если учитывать, что Ирод был женат на внучке первосвященника и имел тесные связи с саддукеями, более реальная причина казни — желание саддукеев подстраховаться от сюрпризов, которые нес в себе авторитет Иоанна. А история с головой на блюде — ширма, закрывающая реальные мотивы, как это часто бывает в истории.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.