Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фотография



 

В 63 году до нашей эры Помпей Великий взял столицу иудейского государства — Иерусалим. Он посетил Храм, центр религиозной и политической жизни иудеев. Войдя в святая святых, куда по иудейскому закону мог заходить только верховный жрец иудаизма, причем один раз в год и в состоянии полной ритуальной чистоты, Помпей ожидал увидеть нечто особенное, за что насмерть стояли, сражались и умирали иудеи. Он увидел абсолютно пустую комнату. Это так потрясло полководца, что он упал в обморок.

За что же сражались иудеи, что защищали, чему молились? Где привычные идолы? Где, на худой конец, священные предметы? Не было ничего. Это было немыслимо. Вокруг чего же тогда вращалась религиозная жизнь Израиля?

Иудеи называли Богом силу, являвшуюся их предкам, выводившую их из Египта и сорок лет водившую по пустыне. Эту неведомую силу они считали своим хозяином. Отсюда и ее название — Господь, от слова господин, хозяин, владыка.

Израиль того периода состоял из множества религиозно-политических групп. У каждой были свои особенности во взгляде на Бога, на мир, своя философия и ориентиры. Из-за этих разногласий все группы находились в той или иной оппозиции друг к другу.

В максимально крупных штрихах весь Израиль делился на три партии. Первую можно назвать жреческой. Ее образовывали потомственные священники, саддукеи. Их праотцов еще в пустыне Моисей провозгласил жрецами — служителями Господина.

Платформа жреческой партии заключалась в утверждении, что Господин передал Моисею на горе Синай ВСЮ информацию. Что Моисей записал ВСЮ информацию в корпус текстов, именуемых Закон (или Тора, Пятикнижие — первые пять книг Библии).

Жрецы видели свою миссию в сохранении чистоты Закона, чтобы никто не прибавил ни одной лишней буквы или запятой, равно как и не убавил ни одной буквы и запятой. Ибо Закон «…это завет вечный» (Лвт. 24, 8); «…это постановление вечное» (Лвт. 24, 9).

Вторую партию Израиля можно назвать пророческой. Ее представляли две крупные фракции — фарисеи и ессеи. Занимая непересекающиеся ниши, они не враждовали. Ессеи жили в аскетизме, удалялись от политики и выступали за свободу от всякой власти. Фарисеи тоже были аскетами, но, в отличие от ессеев, активно участвовали в политической жизни.

Платформа пророческой партии заключалась в утверждении, что Господин передал Моисею НЕ всю информацию, а лишь часть. Поэтому он периодически досылает людям информацию через своих посланников — людей, снискавших благорасположение в его глазах. Таких посланников, почтальонов божественной воли, называли пророками.

На этом основании пророческая партия, помимо Торы, к священным книгам относила Невиим (информация от пророков) и Ктувим (писания мудрецов и псалмы). Все вместе: Тора, Невиим и Ктувим – это Танах (у христиан это первая часть Библии — Ветхий Завет).

Помимо этого, пророческая партия утверждала, что из информации, какая была передана Моисею, Господин велел записать малую часть. Основной объем велел устно передать избранным, что Моисей, по утверждению фарисеев, и сделал. С тех пор посвященные передают незаписанную информацию тысячелетиями из уст в уста.

Демаркационная линия, разделяющая партию священников (саддукеи) и партию пророков (фарисеи и ессеи), заключалась в утверждении саддукеев об абсолютной полноте информации от Господина, переданной Моисею, и абсолютной полноте Закона. На этом основании жрецы утверждали, что Богу нет необходимости досылать новые порции информации, потому что он ее в полном объеме передал, и она записана в Законе. Нет информации, какую бы Господин велел Моисею не записывать, а передавать устно.

Священники аргументировали свою позицию так: если бы Господин действительно не все сказал Моисею, а только часть, а из того, что сказал, не все велел записать, но лишь часть, а остальное повелел передавать устно, их праотцы знали бы это. Эти сведения дошли бы до них, потомственных священников. Но если до них ничего такого не дошло, значит, Моисею не было такого указания от Господина. Следовательно, все, называющие себя посланниками Господина, принесшими свежую информацию, есть самозванцы.

Закон предписывал побивать таких камнями. Жрецы призывали исполнить Закон в отношении таких людей, что народ охотно делал. «Иерусалим! Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе» (Лк. 13, 34).

Противники жреческой партии, пророческая партия, приводили свои аргументы. Фарисеи с ессеями ссылались на места в Законе, где говорится о появлении пророков в Израиле. Если Господь сказал о них, значит, собирался досылать информацию.

Они подчеркивали, что божественный характер приносимой пророками информации подтверждают чудеса и предсказания, которые в точности сбываются. С позиции фарисеев и ессеев пророки были не самозванцы, не богохульники, а святые люди.

Саддукеи на логику пророческой партии отвечали, что сатана может помогать делать чудеса и быть источником информации о будущем. Фарисеи на это еще что-то возражали, а саддукеи возражали на возражение. Конца этим пререканиям не было видно…

Религиозные разногласия жреческой и пророческой партий были не только в вопросе, всю информацию Бог сказал Моисею или не всю, всё Моисей записал или часть, но и в мировоззренческих моментах. Например, саддукеи отрицали теорию воздаяния на том свете, загробную жизнь и воскресение мертвых, ангелов и демонов, потому что про это в Законе ничего нет. «Саддукеи, которые говорят, что нет воскресения» (Мф. 22, 23).

Представление саддукеев о загробной жизни формировало соответствующий образ земной жизни. Они полагали: если Господин ничего им не сказал про жизнь за гробом, значит, ее нет. Из этого строился их взгляд на земную жизнь.

Саддукеи считали: если они добросовестно стоят на страже Закона и борются со своими противниками, не щадя живота своего, не допускают искажения Закона, значит, они четко выполняют свой долг перед Богом. Следовательно, могут рассчитывать на награду.

В определении награды они исходили из того, что, если загробной жизни нет, значит, наградой являются земные блага. Их награда от Господина — положение при Храме. Это был центр жизни Израиля, куда каждый иудей отдавал десятую часть всех своих доходов — гигантские деньги. Саддукеи считали, что имеют право получать земные удовольствия, и потому после удовлетворения текущих нужд Храма «брали от жизни все».

Фарисеи очень выгодно выглядели на фоне роскошествующих саддукеев. Они верили в загробную жизнь, в теорию воздаяния, в ангелов и демонов. Ключевой узел их веры — утверждение, что человек спасает свою душу одним лишь соблюдением Закона. Вера в жизнь после смерти давала фарисеям силы вести скромный образ жизни.

Ессеи были еще бо̀ льшими аскетами. Они жили коммунами, не имели секса, избегали удовольствий, исповедовали безбрачие, брали приемных детей в сознательном возрасте, чем обеспечивали себе идейную монолитность. Они не искали популярности в народе, но народ все равно симпатизировал фарисеям, считал их вождями и учителями.

Третью часть Израиля можно называть балластом — далекие от богословских споров обыватели. Они десятину в Храм платили, соблюдали ритуалы, традиции, посты и праздники, а до всего остального им дела не было. Движущей силой Израиля были две партии, — жреческая и пророческая.

Иосиф Флавий сравнивал саддукеев с эпикурейцами — философами, объявившими смыслом жизни получение земных благ и чувственных наслаждений. Фарисеев уподоблял стоикам — философам, учившим, что счастье — свобода от страстей и спокойствие духа. А ессеев сравнивал с пифагорейцами — философами, заявлявшими автономность души.

Роскошная жизнь и избыточное потребление напоказ резко отличали саддукеев от остальных иудеев. Общество это раздражало: «Бремена тяжелые и неудобоносимые возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4).

Противостояние жреческой и пророческой партий длилось веками, никогда не прекращалось, и могло длиться бесконечно. Это был не тихий интеллигентный спор на плюшевых диванах. Это было столкновение мощных энергий, где каждая сторона готова была умереть за свою правду. Ибо жизнь по сравнению с вечностью — пустое место…

Израиль не был монолитом. Это было противоречивое и враждебное в религиозном смысле общество, разделенное на две партии. Как христианство делится на католическую и православную партии, уже тысячу лет спорящие, как правильно понимать Библию. Или как ислам делится на шиитскую и суннитскую партии, уже тысячу чел выясняющие, как выбирать лидера мусульман — по крови, из семьи пророка, или по достоинствам, из всего мусульманского сообщества.

Но если христианство и ислам раскололись надвое, то иудаизм не распадался, хотя его партии отталкивали друг друга со страшной силой. Он был похож на ядро атома. Ядро образуют нейтральные нейтроны и положительно заряженные протоны. Протоны отталкивают друг друга, но атомная сила не дает им разлететься в разные стороны и сдавливает в ядро. Стоит ослабнуть этой силе, как ядро распадется, и протоны разлетятся. Именно это происходит при атомном взрыве.

В иудаизме в роли колоссальной атомной силы выступал Храм. Каждый иудей считал святой обязанностью отдавать туда десятую часть своих доходов. Если Храм исчезал, иудаизм гарантированно раскалывался. Иудейские группы разлетелись бы друг от друга так же, как разлетаются протоны, когда атомная сила не в состоянии их удержать.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.