Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕКSТЪ. Предисловие



ТЕКSТЪ

« Есть только одна вещь сильнее всех армий в мире.

Это идея, время которой пришло ».

Виктор Гюго

                                                                                                                                                  

 

Предисловие

 

Представьте поезд, вместивший в себя человечество. Впереди состава — локомотив. В его кабине огромные боковые и лобовые стекла. Максимальный обзор позволяет принимать решение на развязках, выбирая, куда направить состав — направо или налево.

За локомотивом следуют пассажирские вагоны. Лобового стекла в них нет. Есть большие боковые окна. К ним можно прижаться щекой и заглянуть вперед. Но горизонт уже не тот, и нельзя видеть цель, к которой движется поезд. Все знают, что он куда-то едет, но никто не знает, куда. Это определяет масштаб целей людей — в рамках вагона.  

За пассажирскими вагонами следуют товарные. В них нет окон, только щели, через которые можно увидеть мелькающие кадры внешнего мира. Но вперед уже не заглянешь, как ни прижимайся к стенкам вагона. Многие и не пытаются это делать. Соответственно, цели людей тоже в рамках вагона. Только не пассажирского, а товарного. Но это уже детали.

Замыкают состав цистерны. В них тоже едут люди. Цистерна — герметичный объем без окон и щелей, куда не проникают ни звук, ни свет, ни запах внешнего мира. Тут у людей даже в теории не может быть цели за рамками цистерны. Потому что у них нет понятия «вне» цистерны. Видимое пространство для них — это все, что существует.

Итак, первая группа людей в локомотиве видит цель за рамками текущей жизни и ориентируются на эту путеводную звезду. Вторая группа людей знает, о такой цели, но не видит ее, и потому ориентируется на цели внутри вагона. Третья группа людей допускает, что за рамками вагона можно иметь цель, но их жизнь еще больше сосредоточена на целях внутри вагона. Четвертая группа людей — у кого нет понятия «внешний мир», и потому они не могут даже предположить, что вне цистерны могут быть какие-то цели.

Человечество распределено по составу в такой пропорции: в локомотиве едет малая часть — один из миллиона (или из десяти, ста миллионов). Сотые доли процента едут в пассажирских вагонах. Десятые доли процента — в товарных. Примерно 99, 9 % человечества совершает путешествие в герметично закрытых емкостях-цистернах.

Длительное время я находился в цистерне. Горизонт видения был соответствующий. Мышление тоже. Мои цели были простыми и незамысловатыми. Пока не возник вопрос: а какой смысл во всем этом? Вот я родился, живу, каждый день что-то делаю… А зачем? Нужно ли мне это? Правильно ли то, что я делаю? Чего же в итоге я хочу?

Я не знал ответа ни на один вопрос. Все мои цели были в рамках пить/есть, искать деньги и покупать вещи с удовольствиями. Ни одну цель я не мог назвать смыслом жизни. Получалось, моя жизнь была не только бесцельной, но и бессмысленной.

Я задумался: а что вообще такое смысл жизни, цель жизни? Откуда берутся понятия добра и зла, нормы и табу? Размышляя над этими вопросами, я понял, что ответить на них можно только через охват целого, а не только видимого на данный момент пространства.

Чтобы в шахматах сделать правильный ход, нужно видеть всю доску. Чтобы ответить на глобальные вопросы, нужно видеть ВСЕ. Пока у человека нет представления о мире, в котором он живет, ему не из чего исходить, чтобы определить смысл своей жизни.

Чтобы предмет разговора стал яснее, представьте верующего человека. Он верит, что Бог создал все — мир, животных, человека. Человеку он велел жить по заповедям. Если человек слушается Бога, в рай попадает. Если не слушается — в ад. Из такого понимания мира человек выводит цель жизни — попасть в рай; и смысл жизни — душу спасти. Опираясь на цель и смысл, он выводит понятия добра и зла. Добро — выполнять заповеди Бога. Зло — нарушать заповеди Бога. Что помогает достижению цели, то добро. Что мешает достижению цели, то зло. Если секс несет удовольствие, но это нарушает заповеди Бога, — это зло. Если пост и молитва несут неудобства, но приближают к цели, — это добро. Отсюда выводятся шкала ценностей, понятие нормы и табу, допустимого и нежелательного.  

Я не касаюсь вопроса, насколько представление верующего о мире верное. Упор на то, что верующий имеет знание о Целом. Каково качество знания — второй вопрос. Важен масштаб знания. Только с такого масштаба можно вывести цель и смысл жизни, понятия добра со злом и все-все остальное.

Если нет охвата всей шахматной доски, невозможно даже помыслить правильный ход. При частичном охвате любой ход будет бесцельным. Аналогично если нет охвата целого мира, невозможно продуктивно задаться вопросом: а в чем смысл жизни? Любая попытка ответить на вопрос будет выкидывать в пустоту, и человек в итоге придет к выводу, что в жизни нет смысла. А дальше неизбежное превращение в пустого обывателя. Богатым он будет или бедным, президентом станет или бомжом — все это уже не важно. Кем бы он ни стал, в любом случае проживет бессмысленную бесцельную жизнь.

«Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя. «Что такое любовь? Что такое творчество? Устремление? Что такое звезда? » — так вопрошает последний человек, и моргает при этом. Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его порода неистребима, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех. «Счастье найдено нами», — говорят последние люди и при этом моргают» (Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»).

Подобные мысли вынесли меня за границы цистерны. Сначала я оказался в товарном вагоне. Получив впервые в жизни возможность заглянуть в щели, я воочию убедился, что за рамками цистерны и товарняка есть мир. Мне хотелось большего, и я оказался в пассажирском вагоне. Большие окна открывали удивительные горизонты. Но все же это было не Целое. А значит, из него нельзя было вывести цель и смысл жизни. Нужно было двигаться дальше. Чтобы увидеть Целое, нужно переместиться в локомотив. Но пока не получается. Я и так пробовал, и эдак — не получается. На сегодня из этих попыток у меня два результата. Первый: чтобы войти в локомотив и увидеть целое, увидеть цель и смысл, нужна команда. Одному туда никак не войти. Интеллектуальных и творческих ресурсов не хватает. Второй результат промежуточный: я знаю цель смертной жизни. Но в одиночку ее тоже невозможно достигнуть. Ситуация как с людьми в пещере, где выход завалило камнем. Никто в одиночку не может его сдвинуть. Камень сдвигается только общими усилиями.

Я написал эту книгу, ориентируясь на две цели. Первая: найти людей сходного образа мышления. Вторая цель: найти людей, разделяющих мое представление о цели смертной жизни. Вместе мы сдвинем камень. И выйдем на новый уровень жизни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.