Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ВОПРОСЫ. Отсчет



ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ВОПРОСЫ

«Во всем мне хочется дойти

до самой сути». (Б. Пастернак)

Отсчет

 

Чтобы понять смысл жизни, в первую очередь нужно понять, что есть сама жизнь, чем живое отличается от мертвого. Кажется, легкий вопрос, но не все так просто. Ситуация как со временем — все мы знаем, что такое время, но попроси нас сформулироватьего понятие — не сможем.

Давайте переберем всех кандидатов на отличительный признак живого от мертвого. Начнем со способности чувствовать. Не проходит. Во-первых, примитивные живые организмы не имеют органов чувств. Во-вторых, все измерительные приборы тоже чувствуют.

Может быть, отличительный признак живого — способность питаться? Но что такое питание? Поглощение энергии. Нагретый солнцем камень поглощает энергию, но это не делает его живым. Способность к питанию не является отличительным признаком.

Способность размножаться тоже не проходит. Вирус может размножаться, но это не делает его живым. Максимум, его можно определить переходной формой между живым и мертвым. Он оживает, когда попадает в живую клетку. До этого вирус — мертвая материя.

Мышление тоже не является признаком жизни. Искусственный разум будет мыслить, но это не сделает его живым. Кроме того, живое — не обязательно мыслящее. Нам известна только одна форма мыслящей жизни — человек. Остальные живые, но не мыслят.

Может быть, отличительный признак живого — потребность искать смысл жизни, задаваться большими вопросами, иметь цели выше сиюминутных? Тоже нет. Эти качества отличают разумного человека от компьютера и животного, но никак не мертвое от живого.

Фундаментальное качество жизни — стремление к СВОЕМУ благу. У мертвого нет понятия блага и, следовательно, нет стремления к нему. Если камень положить на забор, по одну сторону которого растет мох, а по другую работает камнедробильная машина, он упадет туда, куда решит случай. Если допустить, что ничтожного усилия в одну молекулу ему хватило бы для падения на мох, где он пролежит еще миллион лет, а не в дробилку, камень не продемонстрирует даже намека к такому спасительному усилию.

Жизнь в такой ситуации сделает все возможное, чтобы сохранить себя. Самая простая клетка, оказавшись между благоприятной и неблагоприятной средой, устремится в сторону благоприятной. Это фундаментальное неотъемлемое качество жизни. Без такого свойства она не пройдет эволюционный отбор. Выживает только тот, кто стремится выжить. Без этого жизнь не может даже одного шага сделать на эволюционной лестнице — ей на первой же ступени гарантирована смерть.

Можно вспомнить идущую на нерест рыбу, которая откладывает икру, и сама после этого гибнет. Можно вспомнить насекомых, тем или иным образом отдающих свое тело на съедение будущему потомству или матери (у некоторых видов пауков самка после спаривания обязательно съедает самца). Все эти примеры, кажется, говорят, что жизнь не всегда стремится к благу. Но если взять за единицу вид, то, получается, всегда.

Жизнь без стремления к благу — это оксюморон, круглый квадрат. Как не может быть квадрата без углов, так не может быть жизни, не ищущей своего блага. Она может считать за благо то, что им не является. Может ошибаться и получать обратное. Единственное, чего жизнь не может ни при каких условиях, — не искать своего блага.

Имея выбор выйти на улицу через дверь или через окно, вы всегда выбираете лучший вариант. Поступай вы иначе, не читали бы сейчас этот текст. Но если читаете, значит, до сих пор из всех возможных вариантов выбирали лучший.

Под благом нужно понимать не только ориентир на положительное, но и бегство от отрицательного. В этом контексте даже самоубийцей движет поиск блага. Когда жизнь становится невыносима, человек стремится выйти из зоны дискомфорта любым путем, в том числе и через убийство себя. Движет им исключительно стремление к своему благу.

Все объекты с ненулевой массой подчиняются всемирному закону тяготения. Всякая жизнь подчинена стремлению к благу в любой ситуации. Я не смог придумать ситуации, где жизнь нарушала бы это правило. Разбирая каждый конкретный пример, где кажется, ну тут уж точно человек не к своему благу стремится, а за других радеет, стоило дотянуться до корней, и всегда оказывалось, что движущий мотив — желание своего блага.

Негласную суть бизнеса выражает формула: «Не важно, о чем с вами говорят. В конечном счете с вами говорят о деньгах». Негласную суть жизни выражает формула: «Не важно, к чему вы конкретно стремитесь. В конечном итоге вы стремитесь к своему благу».

Когда понимаешь эту фундаментальную природу жизни и берешь ее за точку отсчета для оценки любых действий или взглядов, ошибиться в истинных намерениях становится невозможно. Это сильно помогает не обмануться самому и не дать обмануть другим.

В качестве ближайшего подтверждения возьму буддизм. В его основе лежит мечта избавиться от страданий. Будда сказал, что причина страданий — желание. Избавление от желаний ведет к избавлению от страданий. Эти столпы буддистской истины называются четыре благородных истины. Первая: есть страдания. Вторая: есть причина страданий. Третья: есть способ избежать страданий. Четвертая истина: следовать этому способу.

Кажется, все правильно, и возразить особо нечего. На уровне эмоций в этом видится даже какая-то глубокая истина. Действительно, если нет желаний, нет разочарований по их неисполнению. Соответственно, нет страданий. Правда, неясно, как отсутствие желаний избавит человека, попавшего в руки маньяка, от страданий. Наверное, буддисты имеют на эту тему какой-то ответ, но мне его найти не удалось. Есть общие слова, но они не в счет.

Пропущу этот момент и сконцентрируюсь на центральном утверждении буддизма — жизнь обретет счастье, если избавиться от желаний. Такой призыв выглядит так же, как призыв квадрату отказаться от углов. Если квадрат это сделает, он перестанет быть квадратом. Если жизнь перестанет стремиться к благу и уходить от не блага, она перестанет быть жизнью. Когда буддисты говорят про жизнь, у которой отсутствуют желания, они говорят о чем угодно, только не о жизни. Жизнь без желаний невозможна в силу порядка вещей в той же мере, в какой квадрат невозможен без углов.

По буддизму, идеальной является жизнь без желаний. С таким же успехом можно сказать, что идеальным квадратом является фигура без углов. Если геометр заявит, что эталонный квадрат не имеет углов, к такому геометру подорвется доверие. Если учение заявляет эталоном жизни жизнь без желаний, к такому учению тоже подрывается доверие.

Если живое отличается от мертвого постоянным и неугасимым стремлением к своему благу, у живого не может быть конечной цели. Если допустить такую цель, в момент ее достижения не к чему стремиться. Не стремящаяся жизнь — не жизнь. Следовательно, всякая цель жизни — промежуточная. На линии жизни нет конечной станции, на которой кондуктор объявляет: «Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны».

Итак, пока определены два фундаментальных качества жизни. Первое качество: жизнь стремится к благу. Второе: жизнь всегда стремится. Переложу эти качества на разумную жизнь, на человека. Он осознает, что может ошибаться, принимать за благо то, что им не является. Разумной жизни свойственно искать способ избежать ошибок. Разговор не о том, насколько удачно у человека это получится. Речь идет только о наличии такого стремления.

Как отличить благо от того, что кажется благом, а на самом деле им не является? Если ориентироваться на сиюминутные ощущения, можно идти в обратную сторону от своего блага, и при этом думать, что идешь к цели.

Если с помощью сиюминутных ощущений оценивать героин и химиотерапию, первый будет оценен как благо, а второе как мучение. Но оценка перевернется ровно наоборот, если учитывать не сиюминутный эффект, а будущие последствия. Героиновое «благо» мы оценим волком в овечьей шкуре, а болезненную процедуру благом. Так что сиюминутный эффект — не показатель добра и зла. Дать истинную оценку чему-либо можно при условии, если видны все плюсы и минусы.

Когда понимаешь это, чувствуешь себя в положении пловца, заплывшего так далеко в море, что берега не видно, и в какую сторону плыть — не знаешь. Сил доплыть до берега хватит, если поплывешь самым коротким путем. Сила в этой ситуации может быть использована как в плюс (если плывешь к берегу), так и в минус (если плывешь вдоль берега или в открытое море, а думаешь, что к берегу). Для пловца теперь высшая мечта — мысленно подняться над морем и увидеть, в каком направлении сосредоточить силы.

Охват Целого — охват всего существующего, видимого и невидимого, ощущаемого и неощущаемого, настоящего, прошлого и будущего, все параллельные миры, антимиры и иные типы бытия. Пример такого охвата — знание Бога. Если вы не религиозны, ради передачи смысла допустите Бога. Для него нет ничего неизвестного, непонятного, забытого и ускользнувшего. Он знает абсолютно все. В противном случае это не Бог.

Все способы познания условно можно поделить на откровенные (религиозные) и на рациональные (научные). Суть откровенного способа познания — информация приходит к человеку из нечеловеческого источника. Что выступает в роли источника: превосходящая человека в развитии форма жизни (например, инопланетяне) или вообще нематериальная сущность, о природе которой вообще ничего нельзя сказать — вторично. Первично, что для ее получения не нужно никаких усилий. Она просто дается человеку, и он ее принимает на веру, не исследует и не стремится понять. Для него показателем ее истинности является тот факт (для него факт), что она пришла из источника, превышающего человека.

Суть научного способа познания — информация приходит человеку через его чувства. Он анализирует ее, структурирует, обобщает. Совокупность собранной таким способом информации называется научным знанием. Второе название способа — эмпирический.

Дистанцируясь от личных предпочтений, негативно или положительно оценивающих тот или иной способ, я считаю, самым лучшим вариантом будет, если я оба способа разберу. На основе анализа увижу, какой эффективнее для охвата Целого, и им воспользуюсь. Первым рассмотрю откровенный, или как его еще называют, религиозный способ познания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.