Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 16 страница



О Страшнем Суде

Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечныя!.. /Молитва святого Иоанна Дамаскина/

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая наша Церковь, матерински заботясь о спасении наших бессмертных душ, предлагает нам воспоминание о Страшном Суде.

Христианин должен постоянно помнить о том, что по окончании земной жизни его ждет суд Божий. Приговор суда на основании жизнедеятельности человека — еще не окончательный приговор, еще молитвы Церкви могут облегчить или изменить в лучшую сторону участь осужден ной души. Но, как учит Церковь, придет его окончательный суд при Втором пришествии Христа Спасителя. Тогда наступит всеобщее воскресение, и тела умерших восстанут из праха и соединятся с душами, облекшись в бессмертие: помилованные Богом — для вечного блаженства, осужденные — для вечных мучений. Ибо, «если нет воскресения, то нет Бога, нет промысла, но все делается и бывает случайно. Ибо видим, что весьма многие праведники терпят бедность и обиды и не находят никакой помощи в настоящей жизни, а многие грешники и неправедники счастливо живут в богатстве и всяком удовольствии. И какой здравомыслящий признает сие делом правосудия или мудрого промысла?

Итак, будет, будет воскресение: ибо праведен Бог и уповаю-щим на Него мздовоздаятель бывает... Поелику же душа не творит ни добрых, ни злых дел без тела, то, по справедливости, и душа и тело вместе получают воздаяние. <... >

Итак, мы воскреснем, т. е. души опять соединятся с тела ми; тела сделаются бессмертными и совлекутся тления, и предстанем пред страшным судилищем Христовым. Тогда диавол, его демоны, человек его, т. е. антихрист, а также нечестивые и грешные преданы будут огню вечному, — и не такому веществен-ному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу. А сотворшие благая просветятся, как солнце, с ангелами в жизни вечной с Господом нашим Иисусом Христом, всегда Его созерцая, сами будучи Им созерцаемы и в Нем почерпая непрестающее веселие» 51.

51 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. XXVII. О воскресении. Цит. по: Святоотеческая хрестоматия. — М., 1895. — С. 596

Из книг Священного Писания наиболее полное изложение картины Страшного Суда дает Апокалипсис святого Иоанна Богослова, причем тайновидец не только повествует о всеобщем суде

Божием, но и рассказывает о карах Божиих для живущих на земле в преддверии самого суда. «Иоанн увидел отверстое небо и был приглашен взойти туда... пред взором тайновидца открылось необыкновенное зрелище. На величественном престоле, от которого исходили гром и молния, окруженный 24 старцами в царских венцах, сидевшими на 24 престолах, и четырьмя иезекиилевыми животными, возседал Всевышний и принимал поклонение от животных и от старцев /Откр. 4: 1 — 2/. В деснице Своей Он держал книгу, запечатанную семью печатями, которую никто не мог раскрыть и прочитать, что очень опечалило Иоанна /Откр. 5: 1—4/. Но Агнец, имевший семь рогов и семь очей, и как бы закланный, стоявший посреди престо лов и животных, принял таинственную книгу из рук Вседержителя, чтобы снять печати ее (агнец с семью рогами, символами крепости, и семью очами, символами всеведения; седмеричное число означает полноту и совершенство, седмь очес есть седм духов Божиих, посланных во всю землю). <... > По снятии Агнцем первых четырех печатей тайновидец увидел, как исходили на землю один за другим на четырех конях — белом, рыжем, вороном и бледном — четыре всадника, означавшие четыре народные бедствия: войну, междуусобия, голод и смерть; после пятой печати Иоанн видит под жертвенником души мучеников, требующих мщения за свою кровь и успокоенных обещанием, что чрез малое время, когда исполнится число святых, произойдет этот суд. По открытии шестой печати наступил день гнева Божия, обнаружившийся страшными переворотами в мире физическом: землетрясением, затмением солнца и луны, падением звезд. Это навело такой ужас наживущих на земле, что они скрывались в пещерах и ущелиях гор от гнева Агнца. <... > По снятии седьмой печати с книги судей, святой Иоанн увидел семь Ангелов, которым повелено было возвещать трубами грядущие на землю бедствия. После первых четырех труб постепенно истреблены были третья часть дерев, моря с кораблями и обитателями вод и светил небесных /Откр 8: 6 — 13/. После пятой трубы из кладезя бездны, отверстого падшею с неба звездою, поднялся дым и появилась из дыма страшная саранча под начальством Авадона, или Аполлиона, — губителя, ангела бездны, и в течение пяти месяцев вредила людям, не имевшим на челах печати Божией /Откр 9: 1 — 12/.

<... > По гласу шестой трубы освобождены были четыре ангела, связанные у Ефрата и приготовленные для того, чтобы умертвить третью часть людей, что они и исполни ли со своими многочисленными воинами, сидевшими на огнедышащих конях со змеями вместо хвостов. <... > Седьмая труба возвестила начало вечного Царства Христова, и 24 старца прославили Господа, грядущего судить мир. <... > Увидев на земле появление страшных зверей, противников Церкви, тайновидец перенес свой взор на гору Сион, где увидел Агнца, стоявшего посреди избранников, воспевавших и прославлявших Его чудною песнью /Откр 14: 1—5/. Ангел за Ангелом пролетали по небу и возвещали земле то вечное Евангелие и славу Божию, то падение Вавилона (под Вавилоном нужно видеть Рим языческий), то испитие вина ярости Божией.

Явление Сына Человеческого, сидящего на облаке, с острым серпом в руке, и Ангела с серпом же, повергших свои серпы на землю, чтобы пожать ими плоды и гроздья вино града в точило ярости Божией, означало наступление жатвы для земли. Затем последовало на небе новое чудное знамение: явились семь Ангелов, имевших семь последних язв, которыми окончилась ярость Божия. <... > Семь Ангелов в светлых одеждах приняли от одного из четырех животных семь златых чаш, полных гнева Божия; собранное в чаши, было излито на землю семью Ангелами. Гнойные раны на людях, умерщвление животных морских, превращение речной воды в кровь, необыкновенный зной солнца. <... > Седьмая чаша была заключением ярости Божией: величайшее землетрясение подвинуло в последний раз землю, и страшный град величиною в талант нанес богохульникам страшные раны. После бедствий, произведенных чашами гнева Божия, один из Ангелов показал Иоанну великую блудницу, сидящую на водах многих и упоенную кровью святых с надписью на челе: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным /Откр 17: 1 — 6/. Ангел изъяснил, что рога и главы зверя, на котором она сидела, означали в последовательном порядке царей, которые будут вести войну с Агнцем, но будут побеждены, а жена означала город. <... > Победа над великою блудницею сопровождалась великим торжеством на небе. <... > Затем появился на белом коне и Сам Жених. Это был Судия Верный и истинный, с пламенными очами и острым мечом в устах. На голове Его был венец, на челе имя: Слово Божие; на одежде, обагренной кровью, надпись: Царь царей и Господь господеп. Всеобщий суд над воскресшими мертвыми окончился повержением в озеро огненное всех, не вписанных в книгах жизни. Это смерть вторая в день всеобщего воскресения; плотию восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению» 52.

52 Руководство к изучению священных книг Нового Завета. — СПб., 1907. — С. 582-602.

Вот что нам говорит Слово Божие о грядущем суде и будущем человека по смерти. На основании Божественного откровения многие отцы церкви пишут в своих творениях о Страшном Суде.

Так, святой Иоанн Златоуст учит: «Придет Сын Божий с неба судить нас. Поэтому будем приготовляться, чтобы не лишиться той славы, — а непременно придет и не замедлит общий наш Владыка, придет, ведя с Собою воинства, полки ангелов, соборы архангелов, строи мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди этих невещественных воинств явится Сам, как Царь в невыразимой и неизреченной славе. <... > Тогда пред тем престо лом будет течь река огненная; тогда раскроются книги, суд будет страшный и ужасный: как в судилище будут читаны записи о нашей жизни. <... > не только праведность вписывается в те книги, но вписаны там и грехи наши <... >. Итак, будем знать, что грехи записываются, и что бы мы здесь не сказали, это тотчас вносится туда и записывается. А откуда это известно? <... > Преподобный Малахия говорит иудеям: " Горе прогневляющим Господа. Чем прогневляем мы Его? Зане реете: " Всяк, творяй зло, добр пред Господем", это слова рабов неблагодарных; и " В них сам благоволи", т. е. в раз -вращенных, говорит, не служивших Ему" » /Малах. 2: 17/» 53.

Но страшнее самой геенны и осуждения, говорит святой Иоанн, быть отринутым от Христа и от общества святых. «Многие безрассудные желали бы только избавиться от геенны, но я считаю гораздо тягчайшим геенны наказанием — не быть в той славе; <... > должно скорбеть не столько от гееннских мучений, сколько о лишении небесных благ» 54.

«О суде Божием пророк Исайя говорит так: " Се день Господе-нь грядет неисцелънып ярости и гнева, положити вселенную всю пусту, и грешники погубити от нея. Звезды бо небесныя, и орион, и все украшение небесное света своего не дадят, и помрачится солнце воссиявающее, и луна не даст света своего. И заповем вселеннеп злая, и нечестивым грехи их: и погублю укоризну беззаконных, и укоризну гордых смирю. <... > Разъярится бо небо, и земля потрясется от оснований своих, за ярость гнева Господа Саваофа, в день в онъже приидет ярость Его" /Ис. 13: 9 — 13/. <... > И пророк Малахия согласно с этим говорит: " Се, грядет Господь Вседержитель. И кто стерпит пришествие Его? И кто постоит в видение Его? Зане Топ входит, яко огнь горнила <... >. Горящъ, яко пещь, и попалит я, и будут вси иноплеменницы, и вси творящие беззакония, яко стеблие: и возжжет я день Господень грядып, глаголет Господь Вседержитель... " " ИВетхий денми седе, и одежда Его бела, аки снег, и власы главы Его, аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред Ним; <... > судище седе и книгиотверзошася... " /Дан. 7: 9—10/. <... > Тогда все исполнится изу- мления, ужаса и трепета; тогда и самих ангелов объемлет великий страх, и не только ангелов, но архангелов <... >: ибо подвигнутся, говорит [Господь], Силы Небесныя /Мф. 24: 29/, <... > вся всемирная будет судима таким Судиею, Который не нуждается ни в свидетелях, ни в обличителях, но и без них всех обнаружит и дела, и слова, и мысли, и все как на картине покажет и самим грешникам, и незнающим<... >. Но присоедини теперь и то еще наказание, — как люди не только терзаются стыдом, без прикрытия не поникшим долу лицом, но и влекутся по пути, ведущему в огонь, как они приближаются к самым местам мучений и предаются свирепым силам, и терпят это в то время, когда все, делавшие доброе и достойное вечной жизни, увенчива-ются, прославляются и поставляются пред престолом Царя» 55.

53 Св. Иоанн Златоуст. Беседа первая. На святую Пятидесятницу // Поли. собр. соч. св.

Иоанна Златоуста в 12-ти томах. Т. 2. Ч. 1. - СПб., 1896. - С. 504.

54 Св. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему. Увещание первое / / Поли. собр. соч. св. Иоан на Златоуста в 12-ти томах. Т. 1. Ч. 1. — СПб., 1895. — С. 17.

55 Там же. - С. 19.

Иногда Господь открывал уже и в наше время богобоязнен-ным людям тайну Страшного Суда. Таково видение блаженного Григория, ученика святого Василия Нового, память которого совершается 26 марта по старому стилю. «Вот суд и воскресение мертвых будет [сказал ему ангел Господень]. <... > С высоты спустился столп огненный, из которого был слышен голос грозный, и пламень огненный разливался по всему воздуху; столп этот не останавливался над городом, но опустился на мир и разделился на все четыре конца земли и объял вселенную. <... >

Потом полки сил небесных на конях огненных по воздуху разъезжали, и послышался вопль мучительный, плач и рыдания многочисленные и ужасные: эти огненные всадники гнали перед собою всех тех, которые прельстились учением антихриста. <... > От звука труб ангелов заколебалась земля, как море. Тогда тела облекли собою кости, лежащие в земле. <... >

И открылись гроба, и все от начала мира умершие, вышли из гробов. И вот спустилось бесчисленное, как песок на берегу моря, множество юношей к восставшим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. <... >

Раздался в третий раз звук трубный, отчего ужаснулись небо и земля, и все мертвые стали живы. Тогда моря, озера, болота, леса и чащи, со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них <... >.

Были в прах превращены, и вдруг стали целы <... >. У не которых лица сияли, как звезды, а у других сияние было меньше <... >, и у праведных их добродетели были написаны на челе. <... >

Также написаны были и пороки: нечистота, злоба и другие беззакония. У одних были написаны грехи на темени, а у других казались написанными в воздухе над головою, что бы всем были видны грехи и беззакония их. Согрешившие же в христианстве и без исповеди скончавшиеся, казались скверными и нечистыми, с темными и нечистыми лицами. И было их много. У одних лица были, как земля, смешанная с пеплом, у других — как гной, у третьих казались из гнившими до конца, и черви кишели на лицах их, четвертые были покрыты с головы до ног гноем зловонным. Все они, друг к другу обращаясь, говорили: " Горе нам, ибо это есть последний день пришествия Христова, про которое мы знали еще до кончины нашей <... >. О горе нам, несчастным и грешным, ибо мы осквернены и помрачены. Господь накажет нас! О горе нам, ибо мы только теперь познали стыд и позор наш! " Укоряя себя и проклиная день и час своего рождения, они стояли с поникшей головой, ожидая приговора Праведного Судии. <... >

Вот являются ангелы с сияющим крестом, поюще Божест -венную песнь. <... > И вот святые Ангелы расступились перед Судиею, Который шел судить всех. <... > Вдруг блеснула молния, послышался свыше страшный голос, и земля потряслась; те, у которых были лица светлые, не только не устрашились, но еще больше стали радоваться и веселиться, еретики и все не почитающие Христа горько плакали и раскаивались. <... >

В это время вдруг явилось светлое облако с молнией и, осенивши Божественный Крест, долго оставалось на нем. Как только оно поднялось, вокруг Креста объявился пре-чудный украшенный венец. <... >

Вот появилась огненная колесница, вокруг которой шли шестикрылатые многоочитии херувимы, взывавшие: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф... " <... > После этого раздался страшный звук трубы, появились хоругви и скипетры и, наконец, белое, как снег, облако, посреди его Господь наш, Иисус Христос, в семь раз светлее, чем от солнца мир осветился Им. Если бы солнце засияло вдруг среди ночи, оно не осветило бы так ее темноты, как освещен был тогда весь мир.

Все устремили взоры на Господа, а ангелы запели: " Благословен Грядый во имя Господне, Господь пришел судить живых и мертвых". Все пали ниц и поклонились Судии. За тем Господь сошел с облака и сел на Престоле славы Своей. Люди исполнились великого страха. <... >

Господь взглянул на небо, и оно удалилось от взоров Его, взглянул на землю, и она начала удаляться от Него, буду чи осквернена делами человеческими, " и, наконец, совсем скрылась, так что все стоящие на ней очутились в воздухе. Господь опять взглянул на высоту небесную, и небо стало новым, земля стала, но уже не прежняя, а блистающая, как снег. Господь взглянул на море, и вода тотчас иссякла, превратившись в огонь, от которого поднялось пламя и жгло и поядало неверных и грешных. <... >

Все нечестивые были ввергнуты в огненное море, и там слышен плач и рыдание. <... > И всем прочим грешникам Господь сказал: " Уйдите от Меня, нечестивые, всю жизнь свою в грехах и беззакониях проведшие. Я не знаю вас!.. Уйдите от Меня, оскорбившие Меня и служившие диаволу". Ангелы схватили их и бросили в огненное озеро. В муках и терзаниях грешники взывали: " О горе нам! ", но их воплей не было уже слышно, они скрылись в огненной бездне. Помилованным же Господь сказал: " Приидите, благословенные Отца Моего и возлюбленные Мои, и войдите в обещанную вам радость Господа Бога вашего" ».

Итак, «всеобщим Страшным Судом начнется новая эпоха мира. Новая земля и новое небо, новый Иерусалим, сошедший с неба, ознаменуют эту эпоху. Сам Бог обещает обитать с людьми, победителями диавола, и не будет ничего проклятого; все будут служить Одному Богу и вместе с Ним вечно царствовать» 56.

Не лиши же, Господи, и нас, грешных, Твоего Царствия! Аминь.

56 Руководство к изучению священных книг Нового Завета. Указ. соч. — С. 602.

Исцеление Духом

Проповедь отца Кирилла на встрече с православной общественностью Риги в 1993 году 1

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь. То, что сейчас происходит у нас в Церкви, можно назвать по-настоящему возрождением. Церковь все эти семь десятков с лишним лет была распята и повторила подвиг своего Главы, Господа нашего Иисуса Христа. Церковь истекала тысячами ручьев и рек крови своих первосвятителей, своих священников и своих диаконов. Было уничтожено почти все: от Москвы с тысячами ее благовестов до Владимира оставалась едва одна церковь. Так шли годы. Возникла новая формация священников, которые, по сути дела, были благодатными, потому что сохранили законную преемственность. Но они потеряли преемственность духовной культуры своего служения. Шел период страшный, шел период духовного одичания. В этот период самым страшным было то, что государство поставило стену между пастырем и паствой. По сути дела, за весь период «советской Церкви» священники были требоисполнителями, и не потому, что они ленились или не хотели, — они не могли. Если бы они посмели это делать, Церковь могла быть вовсе обезглавлена. Многие осуждают Патриарха Сергия за то, что он так поступал 2. Он делал верно. Другого пути не было, это был путь крестоношения. Промыслу Божию было угодно это сделать!

1 Текст проповеди приводится по видеозаписи.

2 Прим. сост.: В 1927 году Патриарх Сергий издал декларацию о лояльности Церкви к советской власти.

Когда-то одна дворянка Дурново, которая потеряла своего сына в гражданской войне, сказала старцу Алексию, иеросхимонаху, бывшему Благовещенскому протоиерею: «Батюшка, ведь мы погибаем! » Он сказал: «Нет, мы спасаемся! » Не Промысл ли Божий толкнул Церковь в эту мясорубку, чтобы наступил момент прозрения? И понадобились десятилетия, чтобы этот момент настал, чтобы сегодня, наконец, люди осознали: невозможно бытие без Бога, общение с Богом невозможно без Церкви, а Церковь — это не храмы, Церковь — это мы! Церковь — это храм Божий внутри нас! И для того чтобы это было возможно, Церковь должна жить теми каноническими основами, которыми она устроена.

Я одобряю эту встречу потому, что низ Церкви, ее паства, ищет настоящего общения со своими пастырями. Не того общения, которое закончится литургией: поцеловал крест и пошел... Нет! В нагие время, в которое мы можем свобод нее вздохнуть, каждый пастырь должен быть отцом своей паствы, он должен знать все о своих пасомых: об их семьях, заботах и нуждах. Служение священников должно быть в доме, в храме, везде, где нужна помощь, где есть слезы, где есть скорбь, где есть радость, — там должны быть пастыри. Но пастыри ничего, по сути дела, за своей малочисленностью доброго, благого не смогут сделать, нужно, чтобы и паства сознавала, что мы все — народ Божий. Что наше призвание — быть проповедниками, благовестниками слова Божия. Тако да про светится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех /Мф. 5: 16/. Проповедь должна быть жизнью, примером, образом! И когда мы, паства и пастыри, будем сознавать едиными себя, во всем будет Христос. Когда каждый на улице, в храме, везде и по всюду будет сознавать свое призвание — вот тогда наступит то благодатное время, когда мы в состоянии будем исполнить свой христианский долг.

В Церкви назрело очень много серьезных проблем... В самой Церкви много утеряно традиций, поруганы некоторые канонические основы. За малочисленностью священников сами храмы превратились в какой-то поток, где внешнее закрывает внутренний, сакральный смысл. И это понимают не только сама Церковь, не только миряне. Это понимает Патриарх, это понимают священники, это понимают епископы.

Основа духовной жизни — соборность. Соборный разум Церкви всегда сопутствовал ее расцвету. Пусть и наш с вами маленький собор принесет свою благую пользу и свои благие духовные плоды. Господне благословение всем нам пусть даст Господь сегодня, чтобы и наше собрание было на пользу нашей духовной жизни! Спаси всех Христос!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.