Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 14 страница



16 Карл Адам. Иисус Христос. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1960.

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1

Женщина в христианстве.

В настоящее время большинство критиков христианства высказывают мысль, что христианство унижает человека, называя его «рабом», и особенно женщину, лишая ее многих прав как члена церкви. Б частности, указывается на то, что женщины в Православной Церкви, а ранее и в Католической, не имели права входить в алтарь, занимать какие-либо должности и т. д. Однако так ли это? Обратимся к истории. За исключением господствова матриархата факты истории свидетельствуют о порабощенном положении женщины. Она никогда не была рав-ноправным членом общества, ее уделом всегда были семья, воспитание детей. Причем женщина рассматривалась как собственность, как существо низшего порядка, которому недоступно понимание возвышенного. Например, Аристотель признавал природу женщины ниже мужской и считал, что добродетель женщины никогда не может быть равной добродетели мужчины. В Риме первоначально положение женщины было лучшим; она пользовалась равными смуж чинами правами, но с приходом чуждых народов и их религий и там положение женщины стало печальным...

«Женщине, как более слабому творению, досталось на земле более горькая доля. Вековое рабство, уничижение, болезни рождения детей и смерть — вот был удел ее» 17. Это тяжкая доля женщины, но в ней — и ее величие, ибо в силу нравственного закона в женщине начало и продолжение жизни. Женщина — это мать человечества. И все же нигде и никогда ни одна религия, ни один социальный строй не подняли так высоко ее авторитет, как христианство. Пусть сторонники идеи порабощения христианством женщины, выражающейся в том, что в Церкви женщина не может занимать определенные посты, ответят, отчего ей не поручают, например, работу сталевара или шахтера? Не оттого, конечно, что она не справится, а оттого, что это было бы ей не под силу. Почему мужчины, а не женщины идут защи-щать родину на поле брани? Потому что по неписаным нравственным законам это было бы противоестественно, поскольку женщина — слабое существо. Так же в религии: при одинаковом отношении Бога к мужчине и женщине как образу и подобию Божию им даны разные права и обязанности в Церкви. И мир до прихода Христа Спасителя, принесшего человечеству самый совершенный нравственный закон, не в состоянии был в силу своего низкого духовного развития увидеть, почувствовать духовную красоту и величие женщины. Только христианская религия, основой которой является спасение души, признала в женщине равноценную душу, дала ей самое дорогое — священное право служить Богу и правде Его и вызвала к жизни нравственные силы женской души.

17 Прот. Михаил Колоколов. О русской женщине (ко дню 8 марта) // Журнал Московской Патриархии. - 1946. - № 3. - С. 33.

Средоточием наших помыслов и стремлений должно быть возвращение души к Богу, будет ли эта душа для прохождения земного пути заключена в оболочку мужчины или жен щины. В будущем веке, по слову Христа, ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божий /Мф. 22: 30/.

Именно женщина избрана Богом как сосуд вочеловечения Бога и Слова, и как некогда преслушанием первой женщины, праматери Евы, вошел в человечество грех, так послушанием Девы вошел к людям Бог.

Волею Бога Отца и наитием Духа Святого Дева Мария непорочно зачала и родила Сына Своего и Бога нашего, став Матерью Бога по плоти. И в тот момент, когда Она имела в Себе это великое сокровище, при встрече с теткою Своею, Елизаветой, Она пророчески сказала о великой милости Божией к женщине: «Величит душа Моя Господа... что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» /Лк. 1: 46—48/. Нет ни одной церковной службы, где бы ни воспевалось имя Божией Матери. Десятки веков Она вдохновляла и вдохновляет красотой и величием Своего беспримерного по значению для человечества и неповторимого по мужеству подвига поэтов, композиторов, художников. А мы, православные люди, с миллионами западных инославных христиан молимся: «Пресвятая Богородице, спаси нас! » На такую нравственную высоту никогда не возносило человечество женщину, как христианство Матерь Божию вознесло, чистейшую из дев. Она «Избраннейшая из избранных, от Которой Существующий прежде всех веков восхощет принять " рабий зрак" — облечься немощной человеческой плотью... Ей предназначено стать одушевленным Животом для Христа Бога нашего» 18.

18 Проф. С. Троицкий. Идеология Карловацкого раскола // Журнал Московской Патриар хии. - 1948.

- № 2. - С. 44.

И вся Ее жизнь следования за Спасителем и присутствие у Креста мучений на Голгофе есть прекрасный идеал материнского мужества, душевной и телесной чистоты и святости, пример для подражания каждой матери-христианки. Божия Матерь есть Мать рода человеческого. Мы все усыновлены Ею. Каждый из нас видит в земной женщине прежде всего мать, которой мы обязаны жизнью, обязаны настолько, что никакой ценой невозможно измерить этот наш долг по от ношение к матери. Чем воздадим матерям нашим за муки нашего рождения, за слезы в дни наших болезней, за мужество, когда матери, рискуя жизнью, отдавая последние крупицы своего здоровья, питали нас? И в зрелые годы кто, как не мать, прощала нам обиды, ей нанесенные, радовалась нашим успехам, печалилась нашему горю и неуда-чам?

Одни я в мире подсмотрел Святые искренние слезы —

То слезы бедных матерей.

Им не забыть своих детей;

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Н. А. Некрасов

Сколько наших дорогих русских матерей, без времени состарившихся и поседевших, на всю жизнь обездоленных, не дождались с поля битвы своих сыновей и дочерей! Их трудами и молитвами жила Русь в годы трудные войны. Какое счастье иметь мать! Какое счастье даже произносить это святое слово: «Мама! » Но еще большее счастье есть наша мама-христианка, это уже бесценное сокровище. Ибо с молоком матери ребенок усваивает добрые навыки, формируется его духовный мир. Если мать-христианка начинала жизнь своего дитяти в этом мире с молитвы, если она ограждала его крестным знамением, сопровождала его сознательную жизнь молитвой и добрым примером своей святой жизни, значит, она хорошо исполнила свой святой материнский подвиг, и старость ее будет тихой и покойной, овеянной любовью близких. И когда наступит день проводить мать в последний путь и мы осознаем, что были непокорными и недобрыми по отношению к ней, не должно унывать и па дать духом, не должно отчаиваться, но молиться, ибо наша молитва здесь, на земле, а умершей матери там, под сенью Бога, еще больше сроднит наши души.

Однажды к епископу, блаженному Августину, пришла мать и в отчаянии сказала, что, сколько она ни молилась, сколько ни пролила слез о погибающем в разврате и пьянстве своем сыне, Бог не слышит ее. «Иди и молись дальше, — сказал святитель. — Не может погибнуть дитя стольких слез и молитв». И действительно через некоторое время ее сын исправился.

«Велика сила молитвы христианки матери и действенна. Она может спасти дитя, стоящее на краю гибели. Молитесь же, матери, за детей своих, как бы далеко ни ушли они по пути порока. Чем глубже пали они, тем усерднее, тем пламеннее молитесь о них, хотя бы Господь, как казалось вам, и не вникал вашей молитве. Кто знает, порочные дети, может быть, это грехи наши? Сознавая это, мы должны усилить свою молитву о себе и о детях наших. Молитесь, матери, о детях своих, благословляйте их, но не кляните. Ибо благословение родителей утверждает домы чад, а клятва матери искореняет до основания /Сирах 3: 9/» 19.

19 Проф. С. Троицкий. Идеология Карловацкого раскола. Указ. соч. — С. 44.

Потрясающий пример материнской любви сообщает одна легенда. Юноша любил девушку, и возлюбленная в знак верности его потребовала, чтобы он убил мать и принес ей еще теплое и бьющееся сердце. Он исполнил желание любимой: убив мать, он вынул из груди ее сердце и устремился к девушке, но так как торопился, то споткнулся и упал. В этот момент сердце матери с любовью в голосе спросило: «Родной мой сын, не ушибся ли ты? » До последнего вздоха растерзанное, убитое сердце матери дышало любовью и заботой о сыне. И женщина должна стремиться к этому идеалу матери-христианки, который олицетворяет Матерь Божия, Матерь человечества. И подвиг материнства, великий и святой, заключается в даровании жизни земной и в воспитании стремления к жизни вечной. В этом великое призвание и служение, присущее только женщине. Во всех остальных духовных вопросах христианство равняет женщину с мужчиной. Что же касается практического осуществления этого христианского идеала, то это уже воля самих людей, их общественных и политических устоев, куда Церковь не касается, ибо Царство Христово не от мира сего, да и сама Церковь постоянно угнеталась общественными требованиями, навязывающими ей чуждую волю. Страницы евангельской истории повествуют нам о ревностном служении Богу-Слову наряду с апостолами и жен, которые к тому же являли больше мужества и верности Господу, чем апостолы. Вот пример. Женщина- язычница, у нее смертельно больна дочь, и она не просто просит, она вопиет с верой и надеждой. В ответ Христос говорит: «О женщина! велика вера твоя» /Мф. 15: 28/. Другой пример: великая грешница, осознав всю глубину своего нравственного падения и почувствовав благость и милое сердце Господа, слезами омыла Его ноги и отерла волоса ми их, получив прощение великих грехов своих за великую любовь к Богу и покаяние свое /см. Лк. 7: 36—50/.

Душа женщины не менее, чем душа мужчины, чувствительна к благодатной силе Слова Божия. Марфа и Мария — две сестры из близкой семьи Лазаря, воскрешенного Христом через три дня после смерти, — очень любили Господа, и когда Господь заговорил, то Мария не в силах была оторваться от Спасителя, забыла все заботы домашние о трапезе и угощении; она жила только словом любимого Учите ля/см. Лк. 10: 39/.

Наконец, страшные и одновременно спасительные для нас события Голгофы. Как нам до подробностей знакомо это евангельское повествование, однако трудно сейчас представить действительность! Фанатично настроенная толпа евреев жаждет крови, дикие римские воины и Он, Господь, один, беззащитный, измученный, оплеванный, покинутый даже Петром (другие ученики еще раньше убежали кроме Иоанна Богослова, боясь разделить участь Учителя). Куда бы ни обратил Спаситель Свой взор, всюду только злобные, в лучшем случае равнодушные, лица, и вот уже гвозди вонзаются в руки и ноги Господа, отдавая-сь болью в каждой частице тела Христа, и только мужественные женщины да Иоанн Богослов стояли рядом, сострадая, соболезнуя Спасителю. Они остались верны ми до конца, готовы были вместе с любимым Учителем взойти на Крест страданий. И сегодня каждая женщина- христианка, согрешающая или противящаяся Господу, причиняет ему такие же страдания, вновь возносит Спаса нашего на Крест страданий, а любящая Господа христианка, остающаяся верной Христу и Богу, несмотря на насмешки и преследования, получит поистине апостольскую награду.

И по преславном Его Воскресении первым увидела Господа Магдалина, которая вместе с Марией принесла ароматы ко Гробу Христову /см. Мф. 28: 9; Мк. 16: 9; Ин. 20: 14/.

Для распространения Евангелия женщины сделали не меньше, чем апостолы. Равноапостольная Нина — просветитель-ница для Грузии, благоверная княгиня Ольга — для России. Равноапостольная греческая царица Елена, чье имя носит наш храм. Тысячи и тысячи мучениц Христа ради кровью своей свидетельствовали о своей верности Христу и Его светлым идеалам. Великое множество преподобных, в монашестве достигших великой святости, к которой зовет нас Господь.

Рассмотрим для примера жизнь двух мучениц Христа ради: святой мученицы Фотины и святой великомученицы Варвары. В этом году исполняется 1908 лет со дня мученической кончины Фотины. Церковное предание говорит, что святая Фотина является той женой самарянкой, о беседе Спасителя с которой сообщает нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов /см. Ин. 4: 4—42/. После своего обращения ко Господу у колодца Иакова она много послужила для дела христианской проповеди в городе Карфагене. При Нероне была подвергнута жестоким истязаниям, приняла мученическую кончину, будучи утопленной в колодце. По-русски это имя звучит как Светлана, ибо греческое слово «фотос» означает «свет».

Варвара происходила из богатого и знатного греческого рода. Отец ее, Диаскор, был ревностным язычником.

Варвара была единственной дочерью, и он ее очень любил и берег как зеницу ока. Она была весьма красивой и очень умной девушкой. Отец для нее построил высокую башню, приставил к дочери различных воспитателей, чтобы ничто скверное не коснулось ее слуха, глаз и души. Варвара, созерцая с высоты башни красоту мира, стремилась познать, кто же Творец всего этого, сознавая, что все идолы и кумиры, которых отец поставил в башне, не могли быть творцами так гармонично и красиво устроенного мира. Когда пришло время выдавать ее замуж, она категорически отказала отцу, прибегнув к угрозе наложить на себя руки. Как-то отец уезжал по делам и вопреки прежним запретам разрешил Варваре невозбранно сходить со столпа и беседовать с людьми. Вскоре Варвара познакомилась с девушками-христианками и приняла крещение. По возвращении отца она рассказала, что устроила в бане, которая находилась в саду напротив башни, три окна, а не два, как повелел отец, во имя Святой Троицы и исповедала себя христианкой. Ожесточившийся отец вначале увещевал дочь, затем решил убить ее, но она убежала, прося защиты и помощи у Бога, и совершилось чудо: скала укрыла ее. Все-таки Диаскор настиг дочь, избил ее жестоко ногами в бока и за волосы повлачил домой, передав ее затем суду местного правителя и прося предать мучениям за измену богам. Целомудренную девицу обнажили перед воинами, но и это не поколебало ее веры. Христос явился ей ночью и исцелил ее от ран после пыток и истязаний. На следующий день нагую мученицу Варвару водили по городу, нещадно избивая, и ангел невидимо покрыл ее одеждою. Наконец отец собственноручно отсек голову дочери, а она до смерти осталась верной Господу Иисусу.

Вот два небольших примера мужества женщин, на которое их укрепила и подвигнула благодатная сила веры Христовой. Церковь их возвеличила, им составлены службы, память о них жива и бессмертна доныне. Их пример воодушевляет и укрепляет веру сегодняшних христиан. Вот как смотрит Церковь христианская на женщину. Идеал христианства — любовь, милосердие, самопожертвование во имя общего блага, отношение к долгу как к чему-то, несомненно, более высокому, нежели личное счастье. Вот так и воспитывает Церковь женщину, во всем признавая пол ноту ее духовных и нравственных сил и возможностей, отдавая должное уважение и любовь светочам этих идеалов, как видно из вышеприведенных примеров жизнеописания двух великих женщин.

Не только в воспитании детей и укреплении семьи видит христианство возможность служения светлым Христовым идеалам, но и в проповеди своей святой добродетельной жизнью Христова учения. О прекрасном и благотворном влиянии женщины на русскую общественность писал Достоевский в дневнике русско-турецкой войны за 1877 год: «Но главное и самое спасительное в обновлении русского общества выпадает женщине, так свято проявила себя русская женщина, что нельзя уже сомневаться в том высоком уделе, который, несомненно, ожидает ее между нами». Вот она, красота христианская, и высота, на которую вознесло женщину христианство. Итак, матери, молитесь за детей своих — добры или злы они. Господь ведь терпит нас, часто его оскорбляющих. Утешения и подкрепления ищите и просите у Господа и Пречистой Его Матери. Она испытала все то, отчего плачут и стонут люди и матери на земле. Она всегда утрет ваши слезы и облегчит вашу частую скорбь, ибо никто так не близок к нам, как Она, Своей любовью и милосердием. Да благословит Всевышний вас, любящие, неутомимые, самоотверженные матери-христианки!

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1 Слово о смерти

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы /Еф. 5: 15—16/.

Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. Многие люди пытались осознать это великое понятие. Один из великих русских мыслителей Владимир Сергеевич Соловьев пишет: «Непрерывная война между ними — между живым духом и мертвым веществом — образует, в сущности, всю историю мироздания. <... > Жизнь природы есть сделка между смертью и бессмертием. Смерть берет себе всех живущих, все индивидуальности и уступает бессмертию только общие формы жизни. <... > Плодитесь и размножайтесь не для того, чтобы расширить, упрочить и увековечить свою жизнь, а для того, чтобы поскорее исчезнуть <... >, наполняйте землю своими смертными останками, будьте только мостом для следующего поколения <... >, вместо жизни и бессмертия — этот нескончаемый род мостов. <... > Но почему он [человек] должен непременно идти по забытым гробам, и если его цель добрая, то зачем это дурное средство: постоянно возобновляющий обман смертной жизни? Нет! Эта кажущаяся жизнь есть только символ и зачаток истинной жизни» 20.

20 В. С. Соловьев. Пасхальные письма. Письмо первое: Христос воскрес! // В. С. Соловьев. Собр. соч. в 9 томах. Т. 8. - М„ 1903. - С. 104-105.

Великий русский мыслитель и мистик видел в земной жизни только символ грядущей настоящей жизни, а в смерти — переход в эту жизнь.

Созданный бессмертным Богом человек потерял этот дар, впав в грех, но в людях постоянно жили желание вернуть себе этот утерянный дар Божий и вера в возможность осуществления этого желания.

С древнейших времен известны легенды у самых различных народов о бессмертии человека.

Человеческое сознание, чувствующее свое предназначение к бессмертию, не может примириться с мыслью о смерти как о конце существования и переходе к небытию. Поэтому материализм, так называемое научное мировоззрение, утверждающий, что с физической смертью заканчивается и индивидуально-личная жизнь человека как субстанции, никогда не будет общечеловеческим убеждением. «Материализм не имел и никогда не достигнет мирового могущества и не будет верой нормального человека. Он игнорирует жизненные вопросы человечества. Он отнимает у человека все, что составляет для него единственное оружие для перенесения жизни и смерти, и дает ему построенные на тумане теории, хотя и уверяет, что основанием для своих рассуждений берет достоверные факты. <... > Для глубокого мыслителя он слишком мелок, ничтожен; для чуждой Бога массы, для анархии он слишком слаб» 21. Единственным разумным ответом, удовлетворяющим потребности человека и строго подчиняющимся закону логического мышления, ответом о смерти и жизни, должно признать ответ Богооткровенной религии Ветхого Завета и ее продолжения — Новозаветной Церкви.

21 Наука и Библия /сост. Н. И. Иванов. - СПб.: Изд-во Н. И. Иванова, 1905.

Библия, к примеру, так характеризует смерть: смерть мужу покой /Иов 3: 23/, переход от смерти в жизнь /Ин. 5: 24/.

Новозаветная Церковь Христова рассматривает смерть как великое таинство. По учению Церкви, смерть есть рождение в вечную жизнь. Смотря на лежащее во гробе бездыханное тело человека, мы должны осознать, что наша бессмертная душа оставила эту несовершенную, сковывавшую ее действия, темницу и получила тем самым возможность к более совершенной форме духовной жизни, уже не стесненной грубой материальной оболочкой тела. «Смерть — разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть — разлучение души с телом вследствие нашего грехопадения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть — казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертию болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его» 22.

По разлучении души от тела последнее разлагается и про должает существовать уже в своем тлении, подобно хлебному семени, сокрытому в земле, чтобы оно дало свой плод. Так и тело после Второго пришествия Христа соединится с душой. Иногда тела людей, живших свято на земле, избегают тления или совершенно, или частично, и после физической смерти они вместо обычного зловония издают благоухание и остаются в таком состоянии сотни и сотни лет. Так, например, тление едва только коснулось тел епископа Иоасафа Белгородского, святителя Алексия Московского и многих других святых угодников Божиих. «Такие тела вместе мертвы и живы — мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек и что это величие, эта святость возвращены искуплением» 23.

22 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. - Ярославль, 1869. - С. 2-3.

23 Там же. — С. 3.

Итак, тело, оставленное душой, погребается в землю, где оно «живет» в своем тленном существовании до времени ожидания соединения с душой. Поэтому Церковь и называет смерть успением: тело как бы уснуло в ожидании «утра пробуждения» при воскресении мертвых. Душа же имеет другой путь — путь жизни, ибо она продолжает жить.

Слово Божие говорит нам о состоянии души после смерти человека: если душа делала добро и не согрешала, то присоеди-няется к ангелам Божиим, если же она делала зло, то приемлется ангелами сатаны и подлежит наказанию совместно с ними. Так Господь обещает разбойнику, распятому рядом с Ним на кресте, по смерти переселение в рай: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» /Лк. 23: 43/. Так — в притче о нищем Лазаре, в которой немилосердный богач был отнесен в ад, а Лазарь в рай /см. Лк. 16: 19—31/. Таким образом, участь человека по смерти зависит от него самого. И сам акт смерти, болезненный для грешника, для праведного человека — желанный миг, соединяющий его с Господом, он также зависит от земной жизни человека: смерть грешников люта /Пс. 33: 22/. Для людей, угодивших Богу и живших на земле свято и добро, это тихий и мирный переход в вечность. Пример тому — блаженная кончина преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других угодников.

Преподобный Макарий так говорит о смерти человека: «Когда исходит из тела душа человеческая, тогда совершается некое великое таинство. Если она повинна будет греху, то приступают к ней полчища демонов и ангелы сопротивные, и силы темные, и похищают душу в область свою <... >, живя еще в сем веке, им [человек] покорился и повиновался и соделался их рабом; тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленен и порабощен. <... > Святым Божиим рабам и ныне предстоят ангелы, и святые духи сохраняют и окружают их. А когда из тела изыдут, лики ангельские, восприняв их душу, относят в свою страну, в мир святыни, и приводят их к Господу» 24.

Но это стало возможным лишь благодаря пришествию в мир Господа Иисуса Христа, Который Своими страдания ми и крестной смертью даровал прощение Бога Отца человечеству, примирив небо с землею, изгладив навсегда вину согрешивших прародителей, и Своим преславным Воскресением указал и человеку на его воскресение из мертвых в час суда Божия. «Христос со всею полнотою внутреннего психического существа соединяет и все положительные возможности бытия физического без его внешних ограничений. Все живое в Нем сохраняется, все смертное побеждено безусловно и окончательно. Будучи решительною победою жизни над смертью, положительного над отрицательным, Воскресение Христово есть тем самым торжество разума в мире» 25.

Итак, с одной стороны, бесспорно бытие души человеческой. С другой стороны, Христовым Воскресением дана ей, то есть душе, возможность повсеобщем воскресении мертвых соединиться с телом для вечной обновленной воскресением жизни в Боге. С третьей — будущая жизнь зависит от поведения человека и его образа жизни на земле. Поэтому Слово Божие и многие отцы Церкви призывают нас к памятованию о смертном часе, ибо это предостерегает нас от совершения греха. Святой Варсонофий Великий говорит: «Смерть без грехов — не смерть, но переход от скорби к покою, от тьмы в неизреченный свет и жизнь вечную» 26. По тому-то мы и должны земную жизнь посвятить подготовке к переходу в вечность добрыми делами, постом, молитвой, сделать этот переход безболезненным, и этой доброй христианс-кой жизнью получим право на жизнь в раю с Богом.

24 Там же. — С. 6.

25 В. С. Соловьев. Пасхальные письма. Письмо первое: Христос воскрес!.. Указ. соч. - С. 107.

26 Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни... Вопрос 144. Указ. соч. - С. 101.

«Жизнь будущая подобна рукописаниям, начертанным на чистых свитках, запечатанных царскою печатню, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Поэтому, пока мы среди изменения, будем внимательны к себе, и пока имеем власть рукописанием жизни своей, какое пишем своими руками, постараемся делать в нем дополнения добрым житием, станем изглаживать в нем недостатки прежнего жития. Ибо, пока мы в этом мире, Бог не прилагает печати ни к доброму, ни к худому, до самого часа исшествия, в который оканчивается дело в земной жизни и отходим в страну чуждую» 27.

27 Преп. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Слово 38: О том, как по возбуждающимся в человеке помыслам узнавать, на какой степени стоит он //Иже во святых отца нашего... Указ. соч. — С. 164.

Святой Макарий Великий приподнимает человечеству завесу таинственности и неизвестности будущей жизни, равно как и изображает формы существования самого человека в этой блаженной вечности, грядущей и неизбежной каждому человеку.

«Душа имеет свой образ и вид, и... этот образ, наружный вид... — вид внешнего человека в его теле... Души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела. Они тела тонкие, эфирные, тогда как напротив наши земные тела очень вещественны и грубы.

<... > Будущие жилища душ соответствуют естеству их, то есть их эфирной природе. <... > Кроме духовного наслаждения и внутреннего царства святой души, раскрывающегося в ней уже отсюда по мере ее очищения, она помещается в страну и обитель, каковым подобает быть местопребыванию души, удостоенной милостию Божиею вечного блаженства. Душа грешная, отвергнутая Богом, не только мучится своею совестию и своим состоянием отвержения, но и заключается в страшную подземную темницу, именуемую адом, тартаром, геенною, где подвергается лютым мукам, способным терзать ее эфирную природу» 28.

28 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. Указ. соч. - С. 12-13.

Итак, смерть, прекращая земные заботы и страдания, полагая конец порой очень тяжелым болезням, открывает перед душой новые тревоги и заботы о ее будущем. И если на земле человек мог сделать все для своего будущего, для жизни в Царствии Божием, то по смерти он лишен уже этих возможностей. Смерть отнимает от него прежние радости и горести — все, чем жил человек: тело мертво, и если бы перед гробом с этим бездыханным телом повергли все сокровища земли, его холодные руки не протянулись бы к ним. И никакие рьщания и вопли отчаяния не смогут вернуть угасшую жизнь в это тело. И душа, отделенная от него, не может теперь уже ничем помочь своему телу. Оно, как старая, брошенная и ненужная одежда, вызывает отвращение, и от него стремятся скорее освободиться, сокрыть в землю.

Смерть принесла покой телу, а душу человека ожидают в зависимости от его земной жизни или великие скорби и горечь, или блаженство и вечная радость. Вот почему Слово Божие говорит нам: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Откр. 14: 13). Умирающие же в Господе — это те люди, которые на земле жили верой в Него, нашего Господа Иисуса Христа, принявшие земную жизнь от Бога как дар для подготовки себя к вечности, и смерть для них была весть радости и мира. Мирно и тихо заканчивает жизнь тот, кто стремился, живя на земле, исполнять заповеди Божий, кто пытался нести и нес всем радость и всегда делал добро ближним. Такой человек «среди своих житейских трудов и забот всегда помнил, что первой его мыслью, первым его желанием, первым его действием должно быть спасение души, чтобы бессмертная душа предстала пред Лицом Божиим готовой к вечности» 29.

Ибо во имя спасения души человека умер на кресте Христос, Бог наш. «Богочеловек, — говорит В. С. Соловьев, — свободный от всякого греха, препобедил в Себе закон смерти, внесенной в мир грехом, и перевел человека в новый вид существования» 30. Христос Своим Воскресением победил смерть и упразднил ад. Господь вернул человеку бессмертие, возвращение которого так искал человек все время по грехопадении прародителей и блуждании во тьме язычества.

«Христос однажды воскрес в гробнице, разрушив силу смерти. С тех пор Он воскресает в сердцах верующих в Него, если они очищают эти сердца, для совоскресения с Ним. <... > Он создает внутренний, сердечный мир для Его прославления... как Победителя смерти и Источника жизни вечной, нетленной» 31.

29 Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Мертвые (слово, сказанное в Тихвинской церкви села Богородского г. Москвы) //Журнал Московской Патриархии. - 1950. — № 10. - С. 24.

30 Прот. Александр Смирнов. Победитель смерти // Журнал Московской Патриархии. — 1948. - № 5.

- С. 27.

31 Прот. А. Ветелев. Победа над смертью (слово за литургией в Великую Субботу) // Жур нал Московской Патриархии. — 1964. — № 5. — С. 18.

Поэтому смерть для верующего человека-христианина — не потеря, а приобретение, ибо мы, христиане, — причастники совоскресения Христу, Который победил смерть. Но чтобы получить право на совоскресение Христу и наследить вечную блаженную жизнь, нужно приложить собственные усилия, так как «Христовым Воскресением, хотя и уничтожена смерть, но уничтожена в принципе, потенциально. Еще гидра эта дышит, хотя она при последнем издыхании. Она уничтожится совсем, когда и мы совоскреснем со Христом. Воскресение же это должно произойти Божественной силой, при содействии духа нашего. <... > Для фактического устранения смерти, как разрушительной силы нашей телесной природы, дарованы нам во Христе вся Божественный силы, яже к животу /2 Петр. 1: 3/, в особенности в Таинстве Причащения, где Господь Иисус Христос соединяет верующих с Собою существенным духовно-телесным союзом, в котором они делаются участниками Его естества и через то заимствуют Его жизнь и силу, зародыш новой и вечной жизни» 32.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.