Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 13 страница



Но не только полудикие племена древнего мира страдали грубыми суевериями и поклонялись идолам, но и у культурных народов древности идолопоклонство было весьма развито. Примером тому могут служить египтяне. Открытие памятников староегипетской письменности дало богатейший материал о жизни, культуре, религии египетского народа.

В 331 году до Рождества Христова город Александрия стал столицей Египта. Это был один из красивейших и благоустроен-ных городов тогдашнего мира. Сенека свидетельствует, что в

Александрийской библиотеке хранилось сорок тысяч томов книг. Различные памятники свидетельствуют, что Египет имел сильно развитые искусство, медицину, раз личные науки, ремесла и др.

К Западу от Мемфиса, например, было сооружено около семидесяти пирамид, которые и поныне вызывают удивление и восхищение. Одна из них, пирамида Хуфу, имеет высоту 146, 25 метра. На ее постройку были употреблены громадные блоки камня размерами 20 х 12 х 8 метров. Объем всей пирамиды — 90 миллионов кубических метров.

И, вопреки высокоразвитой культуре и кажущемуся прогрессу, Египет имел самое грубое идолопоклонство. «... Религия, в которой вернее всего отражаются жизненные воз зрения народа, при всей своей торжественности носила на себе оптимистический характер: слишком уж явною была благодать божества, постоянно изливаемая на эту страну, и опасение перед Высшим, Непостижимым Существом играло очень незначительную роль в религиозности египтян» 14. Они почитали многих богов: Ра, Пта, Амуна и пр. Обожествляли крокодилов, птицу Ибис и т. д. Верили в бессмертие души, а поэтому бальзамировали тела покойников, чтобы душа имела пристанище, ибо, если бы тело разрушилось, душа вынуждена была бы странствовать. Медицина была сильно развита, но древние египтяне верили заклинаниям, различным знахарствам, магии и волшебству больше, чем медицине.

14 Проф. О. Иегер. Всеобщая история в 4-х томах. Т. 1: История древняя / пер. с нем. П. Полевого. - СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1894. - С. 12.

Ассирия и Вавилон. Это обширная область, расположен ная между Тигром и Ефратом. Населяли область народы высокой культуры, с развитыми по тому времени наукой и искусством. За три тысячи лет до Рождества Христова здесь уже имелась клинообразная письменность. И в то же время народ держался в грубом невежестве и идолопоклонстве, предаваясь оргиям под руководством жрецов.

Геродот свидетельствует, что Александр Македонский имел желание восстановить капище, которое было построено в честь языческого бога Беп в Вавилоне. Эти народы за двести веков до Рождества Христова имели 6 500 различных богов, 300 небесных и земных духов.

Греция и Рим. Народы этих двух стран оставили наиярчай-ший след в истории человечества. В продолжение многих столетий европейские народы в развитии своей интеллектуаль-ной жизни, в области философии пользовались исключительно наследием этих двух народов. Даже современный мир в своем развитии испытывал влияние этого наследия, он заимствовал и совершенствовал тысячи элементов культуры, философии, искусства этих народов. Имена сынов этих двух народов были и будут вечно светильника ми в истории развития мыслящего человечества.

В наши дни мы с увлечением читаем стихи и драмы Эсхила, Софокла, Еврипида. Философия питается рассуждениями Анаксагора, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и пр. До сего дня восхищается человечество греческим и римским искусством, прекрасной архитектурой, громадными и великолепными зданиями храмов, театров, музеев, спортивных сооружений. Но и эти народы имели сотни и сотни богов. Причем их богам присущи все свойственные человеку того времени отрицательные и положительные качества. Они лгут, крадут, женятся, грешат и т. д. Служение многим культам сопровождалось различными оргиями, гаданиями, пророчествами, фантастическими предсказаниями. Эти высокоцивилизованные народы даже приносили человеческие жертвы богам. Особенно почиталась богиня любви — Афродита.

В Римском пантеоне были собраны идолы со всего мира, от всех подвластных народов, особенно почитались греческие божества. Сильно было сословие жрецов, со всеми присущими ему качествами той эпохи.

Итак, тысячелетиями человечество пребывало в невежестве, коснело в идолопоклонстве и суеверии, не находя, даже в лучших своих стремлениях, выхода из этого духовного плена, из этой духовной тьмы. При всем кажущемся высоком уровне развития все материальные блага, все достижения культуры не могли удовлетворить духовных потребностей человека; он искал истину, как заблудившийся пешеход дорогу, создавая своих идолов и богов. Естественно, они не были качественно выше своего творца — человека и, конечно, не удовлетворяли глубоко скрытые в подсознании человека высокие духовные потребности, вложенные в него великим Творцом — Богом.

Где же причина столько глубокого заблуждения при такой живо ощущаемой потребности истины? Слово Божие дает нам на этот вопрос ответ. Вначале первозданная чета, имевшая непосредственное общение с Богом, естественно, имела и полное ведение Творца. После грехопадения и изгнания из рая люди все более размножались, постепенно отходили от истинного богопочитания, особенно Каиново племя. Редкая плотность населения земли, отсутствие письменного закона и, главное, пораженная грехом природа человека способствовали все более и более уклонению человека от истинного богопочитания. Рождались различные суеверия, возникало поклонение явлениям природы

— давало себя почувствовать отсутствие союза с Богом, порван- ного по вине человека. И настолько уклонилось человечество от Бога, настолько отвратительным имело оно облик в очах Божиих, что правда Божия не могла стерпеть этого беззакония и мерзости. И Господь не только не признал в нем своего творения, но даже уничтожил человечество потопом, оставив только праведного Ноя с семейством, дабы сохранить единство корня человечества. Но недолго и потомки Ноя сохраняли верность истинному Богу; скоро и они забыли страшный урок гнева Божия и нетерпения Бога ко греху. Первородный грех непослушания извратил и это новое поколение людей. Скоро и они уклонились в идолопоклонство. Тогда Господь, Который никогда не оставлял человечество без своего водительства, избрал из всех народов земли еврейский народ, дабы через него устроить спасение всякому дыханию, имеющему образ Божий. Прошли многие сотни лет непосредственного управления Богом этим народом, о чем повествует Библия, пока Господь не воздвиг из еврейского народа Моисея, который получил непосредственно из уст Бога письменный закон. Прошли века. Евреи, как сообщает нам Священная библейская история, всегда склонные к уклонению от истины, в течение этого времени исказили закон, превратив его в формальное верование в Бога-Царя, который мог бы устроить им господство над остальным человечеством. Множество человеческих заповедей и обычаев отягощали истину, превращая закон своим формализмом, жестокостью и бездушием практически в язычество. Мы видим и здесь греховность и духовный мрак, через который лишь едва видна была истина, которая есть Христос.

Бесконечна любовь к человечеству Небесного Отца, знавшего, что человечество не в состоянии исправить ошибку греха, и пославшего Сына Своего Единородного, Который подобно свету рассеял мрак многотысячной греховной ночи после грехопаде-ния. Это были утро и молодость нового человечества и смерть одряхлевшего языческого мира с его идолопоклонством и заблуждениями.

Сегодня около шестисот миллионов христиан на земле. Нет ни одного континента, ни одной страны, ни одного самого отсталого племени, где не было бы проповедано Евангелие Иисуса Христа. Учение Иисуса Христа несут десятки тысяч внутренних и внешних миссий, сотни тысяч миссионеров. Мир, любовь, братство, гуманность проповедует повсюду Церковь Христова, основываясь на Его Божественном учении. Уже без малого две тысячи лет не умолкает голос, зовущий человечество к духовному возрождению. И что же мы видим? Горе, слезы, скорбь, нищету, страшные войны, уничтожающие людей и огромные материальные и культурные ценности. Откуда это? Разве не минуло время полу варварского состояния, разве не ушло в прошлое время язычества, время идолопоклонства, разве не окончилась ночь греховных заблуждений и блуждания вне истины? Разве не наступило утро человечества, обновленного пришествием Христа-Спасителя? Наступило и пришло это спасительное долгожданное время. Но еще ждет своего часа сатана, некогда светозарный ангел, сам восставший против Бога и увлекший великое множество ангелов. Милосердие Божие и ему отпустило время на покаяние, на которое он уже не был способен. И сатана действует, увлекая души людей на погибель-ный путь сегодня, как и тысячи лет назад. Как некогда увлек праматерь Еву, ныне улавливает он в свои страшные сети души слабых людей, возрождая в их сердцах идолов и кумиров. Все эти беды и несчастия человечества оттого, что мы вновь забываем истинного Бога и уклоняемся в идолопоклонство еще более страшное и опасное, чем то, в которое впали некогда наши предки.

В христианскую эпоху грубое идолопоклонство умерло, и само определение «идолопоклонство» кажется нам ненужным архаизмом в нашем лексиконе, ибо мы не поклоняемся деревьям и камням, не трепещем пред явлениями природы, не обоготворяем их. И человечество потеряло бдительность. Забыло заповедь Господа Иисуса Христа: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» /Мф. 26: 41; Мк. 14: 38/ — и впало в страшную пропасть, в идолопоклонство, которое лукавый сатана так хитро замаскировал, что нужно иметь много ревности и любви к Богу, чтобы разглядеть его и избежать, чтобы почувствовать всю смертоносно убийственную силу, разъедающую духовное и физическое начало в человеке. Самое страшное, что сатана внушил человеку то же духовное состояние гордости, которое некогда погубило его самого. Одержимый этой страстью человек идет далее своего врага- наставника, который знает бытие Божие, и свое греховное стремление проявляет в противлении бессмысленном. Сатана сознает противление Богу. Человек же вообще дерзает отвергать бытие Бога и бытие своего наставника-врага, сатаны, не принимая никаких предосторожностей и не имея защиты от его нападений и внушений, что дает неограниченную власть над природой человека, наполняя его деятельность сатанизмом.

В отклонении от истинного богопочитания и вместо поклонения истинному Всемогущему и Всеблагому Богу, давшему жизнь всему существующему и живущему, воплотивше-муся от Пречистой Девы Марии Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Духу Святому, Троице Единосущной и Нераздельной, воздвигнут ныне культ человекопочитания и человокопоклонения. Это новое утонченное идолопоклонство, продукт деятельности исконного врага нашего спасения — сатаны.

Ни римляне, ни греки, ни какой другой народ не обожествля-ли грех в человеке, и лишь низкая ступень развития и непонимание толкали порой человека на неосознанный грех.

Но сегодня иное. Новый бог новых идолопоклонников не имеет одного имени. Он имеет много лиц, много названий, и множество людей служат ему. Одни всю жизнь служат своему желудку. Весь смысл земной жизни видят в том, чтобы вкусно поесть. Их заповедь: «Ешь, пей, веселись», и множество капищ воздвигнуто тому идолу: столовые, рестораны, бары, пивные и т. п. Жрецы и жрицы в этих капищах имеют свои отличительные одежды и кичатся похвалами своему искусству удовлетворять потребности этой страсти человека. Поклоняются этому идолу старые и молодые, бедные и богатые, мирские и духовные из христиан. Едят, пьют, курят, слушают музыку, танцуют. Разве это не воссоздает образ оргий в древних языческих капищах идолопоклонников? Поклонники этого идола приносят и свои жертвы: свой авторитет, порой и человеческое достоинство, часто проедая и пропивая необходимое на жизнь семье. Приносят в жертву и свои семьи, которые от пьяной тирании распадаются. Жертвуют человеческим образом, здоровьем, рассудком, создавая на свет уродов, эпилептиков, идиотов, обреченных на страдания в этой жизни. Приносят в жертву и свою собственную жизнь, не зная никакой радости, не имея ничего возвышенного. А сколькие из-за служения этому идолу, по теряв рассудок от пьянства, лишили себя жизни или стали инвалидами, отдав подобно древним африканским язычникам части своего тела в жертву идолу, который есть алкоголь, отморозив их зимней ночью либо попав где-нибудь под трамвай или машину, страдая сами и обрекая на страдания ближних! Какой еще идол древнего язычества мог бы похвастать таким великим обилием жертв и служителей?! А сколько несчастных сирот принесено в жертву этому идолу, физически погибших или оставленных своими родителями во имя служения пороку! И эти «отцы» и «матери» порой не только оставляли детей, но лишали их жизни, одурманенные вином. Море слез материнских, способное землю покрыть, пролито при виде гибели детей, служащих этому идолу. Старость, никем не оплакиваемая, заброшена в пре зрении ради этого же служения. Долг забыт и пред Богом, и пред людьми — все забыто во имя идола.

Другой идол — это удовольствие, что порождает страсть и похоть. Почитатели этого идола исполнены блуда и нечистоты. На алтарь этого идола его почитатели приносят честь, семейное счастье, мир душевный и чистоту телесную и душевную. Воля таких людей ослабевает, и они уже не способны бороться с малейшим искушением. Какие же на грады получают они за почитание этого идола? Тяжелые, порой неизлечимые, болезни, позор, бесчестие.

«В драме Ибсена " Призраки" семейство камергера Алвинга идет к разрушению. Богатый Алвинг купил за деньги все, даже жену. Погрязнув в пороках, он считал себя порядочным человеком, лицемерием прикрывал он свою сущность. Жена была бессильна бороться со слабостями мужа, всячески покрывала его пороки, постоянно внутренне страдая. В такой семье родился сын Освальд

— гениальное дитя. Мать, как могла, оберегала его от дурного влияния отца, отправила учиться далеко за границу. Но Освальд, очевидно, с кровью принял греховные наклонности отца. Он имел склонность к пьянству и разврату, в результате чего заболел неизлечимой болезнью, которая постепенно разрушала его организм, приведя к полному параличу и сумасшествию. Первый удар паралича настиг этого гениального художника вдали от дома. Его друг, врач, открыл ему, что вскоре последует второй удар, затем наступит полный распад организма и сумасшествие. Освальд решил не дожидаться этого ужасного конца. Он приготовил сильный яд, который должен был прекратить его страдания после второго удара. Почувствовав приближение страшного часа, он оставляет все и возвращается домой, встреченный с радостью своею матерью. Освальд открывает ей причину своего возвращения... " Ты, мама, сильная духом... обещай мне, что выслушаешь меня спокойно... я имел уже один параличный удар, сейчас ожидаю другой. Окажи мне одну услугу. Когда наступит этот страшный час, когда только призраки будут витать около меня, а жизнь начнет угасать, тогда дай мне эту чашу с ядом, и ты спасешь меня от страданий безумства". " Никогда я не окажу тебе эту услугу. Разве я тебе для этого дала жизнь? — был ответ матери. — Никогда! " — " А я искал этой жизни? И что за жизнь ты мне дала? Не нужна она мне, возьми ее обратно! " Постепенно он впадает в припадок. Как бесноватый начинает выкрикивать: " Если ты имеешь сердце, если в тебе жива материнская любовь, как можешь смотреть на мои страдания? " " Освальд — дитя мое, — сказала мать, — ты здесь при мне отдохнешь, вернешь свое былое достоинство, и болезнь минует. Я тебя снова возрожду к жизни, и ты снова увидишь родные поля, солнце, которое так нежно светит, и небесные светила". Но Освальд стал не подвижен, на лице его отразилась нечеловеческая мука, и в последних проблесках сознания он прошептал: " Мать, дай мне солнце" » 15. Такова страшная расплата за удовольствие. И идол удовольствия многолик. Театры, оперы, оперетты, кино, балы и танцы. Особенно почетное место в пантеоне сегодняшнего идолопоклонства занимает телевизор. Все это направлено на удовлетворение одной жажды — зрелищ. Люди всех возрастов пристрастны к зрелищам, и не всегда духовная пища, преподносимая там, полезна, а чаще вредна с позиции христианства.

15 Из проповедей протоиерея Стефана Енева (машинописный вариант).

Нередко молодежь стремится подражать актерам и актрисам кино, не замечая их отрицательных качеств и плохих вкусов. Десятки часов полезного времени люди проводят у телевизоров в ущерб своему здоровью и деловым обязанностям. Множество народа собирается на различные футбольные и прочие спортивные зрелища, приходя в неистовство от этой спортивной страсти, нанося друг другу телесные повреждения и душевные травмы. А что это дает для духовного обогащения? Ничего. И для физического развития тоже, ибо чрезмерные физические нагрузки позволяют, например, футболистам быть служителями этого идола только до тридцати лет, и то — очень немногим.

А между тем это все оказывает сейчас большое влияние и на мышление, и на образ действий, и на всю жизнь человека, заслоняя в его сознании более высокие духовные идеалы.

Особое место среди идолов современных язычников занимает идол, имя которому золото. Многие люди готовы день гам, как Богу, чуть ли не на коленях молиться. При одном виде денег радуются им, как дети заманчивой игрушке. И в обладании деньгами видят цель всей своей жизни. Они подобны легендарному царю Мидасу, который имел несметные богатства и всякий день, входя в специальный зал, где были собраны сокровища, радовался им и искал пути, как бы приумножить их.

Один священник пришел причастить умирающего христиани-на. И все это время больной держал руки, сложенными под бородой. — «Почему ты так держишь руки? Если тебе больно, то поможем тебе». «Оставь меня, отче, и не спрашивай», — ответил больной. Спустя некоторое время больной умер, и, когда расправили его руки, там оказался ключ от денежного ящика. Душу отдал, но ключа не отдал.

Средства материальные даны для того, чтобы ими творить добро, послужить благу ближних, славе Божией в созидании храмов и обителей святых. А сатана само золото сделал богом в глазах людей. Оно стало источником всякой нечистоты, лжи, воровства, убийств, измены. Кровавые руки имеют служители этого идола!

Пятнаддать-шестнадцать лет тому назад в Болгарии имел место такой случай. Молодой человек после десяти лет больших трудов и страданий скопил небольшой капитал в США и вернулся, наконец, под родительский кров. Но родители его не узнали. Он сразу им не открылся, а сказал, что привез им немного денег от их сына, который скоро вернется. Когда гость отдавал деньги, старушка заметила, что у него осталось их еще достаточно, и у нее мелькнула мысль, как бы заполучить эти деньги. Гость после ужина блаженно уснул под родительской крышей, так и не открывшись отцу и матери. Всю ночь сребролюбивая старуха не давала покоя своему мужу, говоря: «убьем его и возьмем все деньги», — пока наконец не достигла своей цели. Тихо вошли они в комнату, где спал их гость, взглянули на лицо спящего, так и не узнав единственного сына, и нанесли ему тяжелый удар по голове. Этот страшный удар прекратил и сладкий сон, и самую жизнь, которую дали ему родители. Наутро сестра родная, которую гость посетил раньше родителей, пришла и сообщила им радостную весть о сыне, о дорогом госте, которая привела в ужас родителей-убийц. Такова одна из жертв идолу злата.

И где бы ни проходили, что бы ни делали поклонники золота, вслед им посылаются только проклятия, слезы и горе вдов и сирот. Души и сердца их холодны и тверды, как сам металл, которому они поклоняются. Не согреваются они молитвой к Богу и любовью к Творцу и человеку; они похожи на вампиров. Самодовольство, гордость, презрение ко всему и всем, что вне злата, написаны на их лицах. Они не склонны думать о будущей жизни, ничего не собирая и не созидая для нее. Нет, они строят жизнь свою только здесь, на земле, видя смысл во все новых и новых приобретениях. Новые дома, модная мебель, машины, комфорт, богатые одежды — вот чем заполнено сердце и все существо сребролюбцев. Всегдашнее недовольство имеющимся и черная зависть к собратиям. Эти поклонники идола злата стоят вдалеке от человеческих и общественных интересов; они глубоко эгоистичны. Ничто не плохо как средство наживы: разжигание войн, ложь, газовые камеры, яд. Любое средство годится для них — для достижения их эгоистических целей обогащения. Дикие звери не способны на то, на что способны люди — поклонники золотого идола. Нет для них ни чего святого, родного и близкого. И не должно думать, что отнюдь только состоятельные люди болеют этим недугом. Нет. И бедные. Великое множество поклонников имеет этот идол до сего дня.

Можно было бы привести еще много примеров сегодняшнего идолопоклонства, но наипаче следует рассмотреть наиболее опасного идола, имя которому гордость, себялюбие. Это наистрашнейший, наидемоничный современный бог, которому служат не просто тысячи или сотни тысяч людей, как рассматриваемым нами прежде идолам, а миллионы. Можно сказать, что через этого идола сатана владеет и управляет вселенной. Этот бог создает пропасти непонимания между народами, он разделяет отца и сына, братьев и сестер. Всякий поклонник этого бога-идола — тот, кто, полагаясь на свое высо-коумие, мнит, что в нем истина, кто считает, что человек создан сам собой и поэтому не имеет над собой никакой власти и силы. Их лозунг: «Человек — это все, и ему все возможно и доступно». Многие верят в свой гений, очень многие создают себе из людей кумиров-гениев в соответствии со своими наклонностями и убеждениями. Ставя! пред собой недостижимые цели, на первое место выдвигают личный успех, карьеру и забывают главное — истинного Бога. Человек — это бог, утверждают они. Нашлись и мыслители вроде Макса Штирнера, который составил свои кано-ны и исповедания себяобожествления.

Ницше, например, взывал; «Где же Ты, Боже... Я Тебя ищу, чтобы убить». Он составил песни в честь обожествленного человека, обосновав это целой философией. «Где твой Бог? » — спрашивал он своих современников. — Не трудитесь его искать, люди его убили. Бог умер. Мы его убили. Я и Вы – мыего убийцы». Где можно еще найти пример более ужасного духовного разложения человека? Далее Ницше рассуждает: «Бог есть мертв и никогда не воскреснет. Нет греха, грех есть самовоображение. Загробная жизнь — вымысел и глупость. Но Бог не умирал, потому что и не существовал, и если не обходимо, чтобы был Бог, я сам бог. Мое " я" родит сверхчеловека, тот и есть новый бог, бог-человек, бог – я». Такого бога предлагает Ницше людям, и это, если можно так сказать, исповедание — символ веры всех идолопоклонников, поклоняющихся идолу, имя которому гордость и себялюбие. В одном можно согласиться с Ницше. Тот Бог, имя Которому Пресвятая Единосущная и Нераздельная Троица, никогда не умирал и не умрет, но не потому, что Его не было, а потому, что Он по Своему существу бессмертен, вечен. Он дал начало жизни, и без Него, как пишет святой евангелист Иоанн, ничтоже бысть, еже быстъ/Ин. 1: 3/. И Он все-таки воскрес, независимо от того, хотели бы этого Ницше и его единомышленники или нет и что признал Юлиан – отступ- ник, римский император, пытавшийся в крови мучеников задушить Церковь Христову. Император, который, закланный на поле брани, умирая, бросил в бессильной злобе запекшийся сгусток своей крови в небо и произнес: «Галилеянин, ты победил! »

Если бы Христос не воскрес, то чьей бы силой существовала и поныне существует Церковь Христова, перенося страшные гонения по всему миру, как физические, так и моральные, от лжеучителей? И поныне ярко светит свет Христова учения миру, Его исповедуют шестьсот миллионов последователей вопреки пророчеству Ницше, что Бога убили, и вопреки желанию идолопоклонников себяобожествления. Жив Господь и Бог наш, и жива будет душа наша в уповании на Его силу и милость, убереги, Господи, и нас от этого гнуснейшего идолопоклонства! Дерзай ныне, малое стадо Христово, и не малодушествуй!

И ранее Церковь Христова вставала к жизни среди буйного человеческого языческого моря. Но новое современное язычество более опасно и требует большей бдительности, чтобы христиане не коснулись скверны идолослужения, не осквернили христианского достоинства и сохранили верность Богу. Воссоздание этого обновленного язычества с его идолопоклонством есть не что иное, как проявление безумства больного общечеловеческого разума, есть результат отхода от Бога истинного, признак духовной смерти. И действительно неизбежно умрет этот «я есть бог», по Ницше, когда наступит Второе пришествие Христово, когда наступит Вечное Царство Света.

А ныне в ограде Святой Церкви, во исполнение закона Божия, изгоним из наших сердец, этого нерукотворного храма Божия, всех идолов, если они нашли там временный приют из-за немощей и слабостей человеческих наших!

Таково прискорбное положение всего человечества, забывающего идеалы Господа нашего Иисуса Христа, забываю-щего истинного Бога, любовь и служение Которому нас одухотворяют, обогащают и направляют по путям истины.

Люди провозглашают диктаторов, выбирают президентов, ожидая от них счастья и спасения. Но вместо мира и счастья — войны, нестроения, страдания, горе, внутренняя пустота, отсутствие желания жить, ощущение ненужности своей как личности, толкающее множество старых и молодых, бедных и богатых на самоубийство.

Гордость и себялюбие есть самые черные и унизительные черты в человеке. Они расстраивают все, начиная от домашнего очага и кончая разрушением Церкви, этого тела Христова. Себялюбие коварно, оно видит все недостатки у ближних, даже те, которых нет, но зато свои, зачастую очень большие, не видит. «Я ищу, — говорит Спаситель, — того, кто хочет быть Моим учеником, да отречется от себя» /см. Мф. 16: 24/. Любой человек: архиерей, священник, просто церковный человек

— может страдать недугом себялюбия, но в этом случае он перестанет быть христианином, если он не только по слову христианин, а по духу Христов. И как лекарство от этой опасной болезни нового идолопоклон ства, будь то удовольствие или сребролюбие, гордость или себялюбие, Господь наш Иисус Христос указывает нам на исполнение заповедей Господних, на жизнь по Евангелию: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» /Мф. 22: 37/. Христова любовь спасла человечество от порабощения грехов и уничтожила старое идолопоклонство. Она разрушит и новое. И всякий, у кого первое место в сердце безраздельно не принадлежит Богу и если Господь не руководит его волей, есть идолопоклонник.

В заключение приведу поразительный пример христианской любви, того, что может сделать благодать Божия с человеком. Это произошло во время франко-прусской войны.

У одного воина знатного происхождения, уже год бывшего на войне, единственной радостью и утешением был локон волос невесты, который он носил на груди в медальоне. И невеста его, Ирина, ждала своего возлюбленного, молилась и просила у Бога, чтобы Он его сохранил на поле брани. Но война есть война, и всякие случайности и печальные события могут иметь место.

Однажды утром Ирина проснулась от звуков боя. Оказалось, что прусская разведка проникла глубоко в тыл и после короткой схватки с французами была разбита. Ирина после боя стала наводить порядок в замке и обнаружила истекающего кровью немецкого офицера. Она внесла его с помощью слуг в комнату, оказала необходимую помощь и позвала доктора, который сказал ей, что надежды мало, чтобы офицер остался жив. Когда больной пришел в чувство, то прежде всего спросил, будет ли он жить, так как он должен исполнить одну важную просьбу. Когда доктор сказал, что не может ответить ему на этот вопрос, офицер снова потерял сознание. Однако спустя пять минут он вновь пришел в себя и сказал: «Благодарю Бас, что Вы оказали помощь офицеру враждебной армии, от себя и от того отечества, куда я сейчас отхожу. Но перед смертью я должен очистить свою душу. Дело вот в чем. Ночью мы неожиданно напали на французский отряд и невооруженных, не готовых к битве всех убили. И вот один умирающий воин-француз позвал меня, именно тот, которого я так подло убил, и сказал: " Вы офицер, благородный человек, исполните мою последнюю просьбу. Отдайте после войны владелице этого герба мой медальон и расскажите все". С этими словами он умер». И офицер подал Ирине медальон, вновь потеряв сознание. Вскрикнув, бледная Ирина прислонилась к стене, от горя потеряв силы и сознание. Это был медальон ее жениха, а она спасла его убийцу. Долго рыдала Ирина без слез, без звучно. В душе ее шла борьба. С одной стороны, по- человечески душа ее жаждала мщения, с другой, голос христианки умолял о милосердии к ближнему и к врагу. Кровь кипела от возмущения, и рассудок подсказывал: убей, отомсти за любимого человека, нет никакого лекарства, никакой помощи. И только решилась она отомстить, как ее взгляд упал на образ Спасителя, распятого на кресте Голгофы. «Это бесчестно», — казалось, говорил ей взор Христа. И этот взор Спасителя с иконы коснулся самых чувствительных и святых струн ее души. Ирина словно проснулась от греховного сна мести и направилась к больному. В это время он простонал: «Пить», и этот стон уничтожил последние колебания. Девушка подала офицеру вместо чаши с ядом чашу лекарства. На другой день кризис миновал и раненому стало легче. Но когда утром доктор пришел навестить больного, он с ужасом увидел, что золотисто-белые кудри хозяйки замка стали совершенно седыми.

Так могла поступить только истинная христианка, ибо все люди — братья, имеют одного отца и одну мать, от одного корня произошли.

И ныне взор Спасителя устремлен к человечеству, неся благодать и мир миру. И сейчас благодать Духа Святого чрез Христа действует, обновляет и возрождает духовно всякого стремящегося к духовному возрождению. Нужно только обрести решимость, подобно этой благочестивой девушке услышать в своем сердце голос Христа, почувствовать на себе Его благодатный взор, заботиться не о том, что окружает нас в жизни, и считать не это главным, а искать прежде всего Царства Божия и правды Его /Мф. 6: 33/. Остальное и все необходимое для жизни нам даст Бог. Для христианина невозможен компромисс между служением идолам и Богу. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне /Мф. 6: 24/. Своею жизнью будем свидетельствовать, что мы поклонники и ученики Христовы, а не идолопоклонники. Как учит нас Слово Божие: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и просла-вляли Отца вашего Небесного» /Мф. 5: 16/. Мы не должны страшиться трудностей и борьбы с нынешним идолопоклонством и должны ревностно изгонять из наших сердец всех кумиров и идолов, ибо с нами Христос и в Нем наше спасение. «Спаситель-ная сила Христа заключается именно в том, что Он, бывший до этого у Бога, теперь стал полным совершенным человеком и через эту Свою человечность стал источником благословения для всех» 16.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.