Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 15 страница



32 Прот. Александр Смирнов. Победитель смерти... Указ. соч. — С. 28.

И блажен тот из людей, кто, стоя у порога вечности, прощаясь с землей, умирает, напутствуемый священником и приобщенный Святых Христовых Тайн, умирает, очистив себя исповедью в раскаянии своих грехов, в мире со своей совестью.

И где бы ни застал человека страшный смертный час и в какую бы пору жизни — в расцвете ли лет или в юности, на руках ли близких и родных людей, внезапно или после долгих страданий и болезни, на родине или, может быть, вдали от родных мест, умирая, пусть каждый верующий в Господа тихо и кротко скажет: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Пусть скажет раб Божий в сердце своем: «Ты, Господи, выводишь душу мою из телесной темницы, берешь ее к Себе из страны плача, слез и скорбей туда, где нет ни воздыханий, ни болезней, ни печалей. Ты призываешь мою душу к Себе, чтобы я увидел Тебя там и поклонился там Тебе перед Твоим Пречистым Ликом. Да будет благая воля Твоя! » 33 И пусть эта вера и это наше упование на милость Божию к нам поддержат каждого из нас в страшную и неизбежную минуту смерти.

33 Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Мертвые... Указ. соч. - С. 26.

Пусть любовь Христова покроет наши немощи и грехи, переменив гнев на милость, и смерть станет для нас воисти ну рождением для вечной блаженной жизни. Аминь.

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1

«Рождество твое, Христе Боже... »

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума... /Тропарь праздника/

Рождественская ночь! Рождественская ночь на Руси особенно морозная. Издавна в народе бытует выражение: «Рождественские морозы». Но везде, во всех концах нашей необъятной страны, не страшась холодов и непогоды, спешат православные люди этой ночью в храмы Божий, где богослужения продолжаются целую ночь, сменяясь одно другим. Меняются и богомольцы: одни, отстояв службу, уходят, другие вновь заполняют храм. И все, даже совсем незнакомые друг другу, люди чувствуют великую радость общения с Богом и друг с другом. Особенно благодатная теплота наполняет сердца людей сознанием того, что рожденный в убогих вифлеемских яслях Богомладенец Своим Рождением сделал всех христиан братьями и сестрами во Христе Иисусе и вновь вернул человечеству любовь Небесного Отца.

Прежде чем наступило это светлое время — пришествие в мир Примирителя, прежде чем совершилось величайшее событие на земле — Рождение Иисуса Христа, была долгая, длившаяся многие сотни тысяч дет духовная ночь человечества. С тех пор как согрешившие прародители Адам и Ева были изгнаны из рая, люди все более и более удалялись от истинного знания Бога. Уже через несколько поколений людей, ведущих свое начало от прародителей, человек настолько духовно одичал, что представлял себе своими богами и камень, и дерево, и различные явления природы, и даже животных, которые по природе своей были ниже самого человека. Этот период развития человечества принято называть язычеством.

Языческий мир внешне казался привлекательным. Строились громадные города, народы объединялись в империи, которые подчиняли своему политическому и военному влиянию многие другие племена и народы. Наука, ремесла, искусства достигали большого совершенства. Достаточно сказать об искусстве строителей. Многие здания, по строенные тысячи лет назад, и сейчас еще сохранились и вызывают восхищение сегодняшних жителей земли. Древние водопроводы, системы канализации удивляют своим совершенством современных строителей. Искусство меди ков Египта и Азии в некоторых вопросах и сейчас считается непревзойденным. И несмотря на все это, эпоха за эпохой все более вскрывали духовное омертвение языческого мира, указывая на приближающийся конец самого язычества. Внешняя обрядность язычества и его внутренняя пустота не могли уже удовлетворить духовных запросов людей, и они или впадали вообще в неверие, или начинали верить в существование сверхъестественной силы и теряли всякий смысл в жизни, или искали новых путей удовлетворения духовного голода.

За многовековую историю блужданий и поисков человечество осознало свою беспомощность без Бога. Оно всем своим существом осознало губительность греха и стремилось к очищению. Вот почему незадолго до Рождества Христова идея ожидания Примирителя жила в большинстве людей языческого мира, ибо в человеке-язычнике еще был образ неизреченной Божественной Славы, хотя и пораженный грехом. Наиболее образованные искали истину, в поисках ее они обратили внимание на религию евреев. Несмотря на то что евреи уже долго не имели политической независимости, они упорно отстаивали чистоту своей веры, своей религии. И действительно, среди безбрежного языческого мира с его заблуждениями, многочисленными богами и идолами только в маленьком еврейском народе Господь со хранил истинное ведение Бога. Именно через воспитание этого народа в духе истины Господь готовил к просвещению всех людей.

Уже сразу после грехопадения прародителей, еще в раю, им была возвещена благая весть их спасения: «И вражду по ложу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» /Быт. 3: 15/. «Семя жены сотрет главу змия» — это обетование, несомненно, поддерживало дух прародителей после их изгнания из рая, это укрепляло и надежду избранного Богом еврейского народа на путях его духовного возрастания для исполнения своей высокой миссии.

Апостол Павел пишет, что израильтянам принадлежит великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие <... > усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования /Рим. 3: 2 и 9: 4/.

«Умирающий библейский патриарх Иаков, предрекая будущее своим сыновьям и потомкам их, Иуде сказал следующее: " Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" /Быт. 49: 10/. Призванный моавитским царем Валааком для проклятия народа еврейского пефорский пророк Валаам, предвидя будущее еврейского народа и имеющего появиться в нем Искупителя, говорил: " Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" /Чксл. 24: 17/.

Идея искупления, которое должен был совершить воплотив-шийся Сын Божий, — главнейшая тема и содержание ветхозаветных «закона, и пророков, и псалмов». Именно из еврейского народа должен был выйти Искупитель.

Вера в Грядущего Искупителя вселяла бодрость в исто щенного тяжелою болезнью Иова и давала ему возможность говорить своим друзьям: " Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога" /Иов. 19: 25 — 26/ »

34.

34 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Рождественское приветствие Главам и Предстоятелям автокефальных Православных Церквей // Журнал Московской Патриар хии. - 1952. - № 1. - С. 5.

«Прообразом Мессианских времен в Ветхом Завете были многие события, как в жизни отдельных лиц, так и в истории народа еврейского в целом. Лестница от земли на небо, которую видел во сне идущий из Вирсавии в Харран Иаков, должна была показывать библейскому патриарху, что небо не отделено от человека непроходимою пропастью. Чтобы пресечь море, перевести народ еврейский через морскую пучину... Моисей должен был изобразить жезлом знак креста. Крестовидно распростертыми руками Моисея были одолены полчища амаликитян. Вознесенный на древо медный змий в пустыне спасал от смерти взирающих на него /Числ. 21: 9; Иоан. 3: 14—15/, три дня и три ночи пробывший в утробе кита Иона прообразовал трехдневное пребывание во гробе Христа Спасителя»

35.

35 Прот. И. Дзичковский. Свято-Духовская обитель в г. Вильнюсе // Журнал Московской Патриархии. - 1952. - № 7. - С. 56.

В III веке до Рождества Христова один из Птоломеев — Птоломей Филадельф — получил от иерусалимского первосвя-щенника Елеазара (последнего из семидесяти двух переводчи-ков) перевод Библии на греческий язык. СвященноеПисание стало доступно всему образованному миру. К этому времен некоторые из языческих мыслителей стали вы сказывать мысль, что из духовного тупика, куда зашло человечество, оно не может выйти без помощи Божией. К таким мыслителям принадлежит, к примеру, Платон. Таким образом, можно сказать, что к моменту Рождества Христова все человечество осознало истину, которую прекрасно выразил еврейский царь и пророк Давид: «Я заблу-дился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего» /Пс. 118: 176/.

С этого времени Ветхий Завет стал как бы воспитателем всего человечества вообще и евреев особенно.

Именно поэтому естественный нравственный закон, на писанный в сердцах языческой части человечества, в какой- то степени и язычников приблизил к тому же чаянию, что и более духовно подготовленных евреев.

Великий святитель Александрийский — Афанасий, прежде чем говорить о ниспослании Слова Божия на землю, высказывает такое общее положение: «Обновление твари сообразно было совершиться Словом, создавшим ее в на чале. Ибо в этом не окажется никакого противоречия, если Отец тем же Словом, Которым создал тварь, соделал и ее спасение. <... > Обновление созданного по образу Божию человека могло ли совершиться, если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Иисус Христос? Не могло это совершиться через людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло чрез Ангелов, потому что и они — не образы. Посему то Слово Божие пришло Само, лично, что бы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по об разу сотворенного человека» 36.

36 Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и Его явлении к нам во плоти. Параграфы 1, 13. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. - 1952. - № 1. - С. 51-52.

«И вот Господь посылает на землю Сына Своего Едино родного, чтобы Он воплоти разрушил дело диавола, как и говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: " Сего радиявися Сын Божий, да разрушит дела диаволя" /1 Ин. 3: 8/» 37. «" Полнота времени" наступила. Явившийся в мир Искупитель подчинился закону, чтобы искупить подзаконных /Гал. 4: 4—5/, и стал Светом к просвещению язычников /Лк. 2: 32/» 38.

Вот в такой всеобщей обстановке ожидания Мессии и раз дался голос небесного вестника Архангела Гавриила.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу, из Дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами. <... > Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его» /Лк. 1: 26- 32/ » 39.

37 Там же. - С. 52.

38 Там же. - С. 58.

39 Там же. - С. 26-32.

Дева Мария спешит в нагорную страну, чтобы поделиться своей радостью с родственницей Елизаветой, а та, руководимая Духом Святым, называет Ее Матерью Господа. По возвращении в Назарет жизнь Девы проходила обычным образом. Однако обручник Иосиф, увидев Деву Марию непраздною, решил по смирению и кротости своей, чтобы избежать исполнения жестокого еврейского закона к прелюбодейным женам, отпустить Ее тихо от себя. Евангелист Матфей так описывает это: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго, Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» /Мф. 1: 18-23/.

Через некоторое время по всей Римской империи, куда входила и Иудея, была объявлена перепись, причем каждый должен был записаться в своем родном городе. Иосиф, будучи родом из Вифлеема, города Давидова, отправился с Мариею, нареченной своей женой, для переписи. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице /Лк. 2: 6 — 7/. В такой убогой обстановке родился на земле Царь Славы, Христос Искупитель. И это крайнее уничижение — лишь только внешний знак. Еще большей степенью уничижения является сам факт Рождения воплоти Бога.

Но ни вертеп, ни убогие ясли не могли скрыть великий Свет, воссиявший земле. Ангел Господень объявил о Рождестве Христовом вифлеемским пастухам, призывая поклониться Ему. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! /Лк. 2: 9-14/

Пастухи поспешили посмотреть случившееся, и нашли Марию и Младенца, лежащего в яслях, и воздали хвалу Богу. Так повествует нам Евангелие о Рождении Господа Иисуса Христа.

Трудно, однако, дать оценку этому величайшему событию за всю историю неба и земли от начала сотворения мира! «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу» 40. Спасительность Рождества Христова для человечества не только в том, что «Бог на земли явися и с человеки поживе» 41, и не только в том, что Он, восприняв человеческое естество, обжил его, но и в том, что воплощением Христос стал единосущным нам во всем кроме греха: «Эдем Вифлеем отверзе <... > тамо Дево, рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову» 42.

Итак, Рождество Христово вновь открыло нам, людям, небо. «Поклонимся ему со слезами благодарности и любви, радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас — начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа Спасителя рождество — истощание, рождение в смерть, начало Крестного Его пути; и эта пещера, где среди тихой, морозной ночи стал человеком Предвечный Бог, предвозвещает о другой пещере, куда после распятия и мучительной смерти, Пречистое Его Тело положат Иосиф с Никодимом.

<... > Отец посылает Сына Своего в мир — не судить мир, а спасти мир... зная, что Он погибнет жестокою смертью от рук тех самых, которых Он пришел спасать. Страшно бывает идти на смерть; но кто измерит жертву Отца, посылающего на верную гибель Единственную Любовь Свою? » 43

40 Вторая стихира на литии праздника.

41 Воскресный догматик. Глас 8-й.

42 Праздничный икос утрени.

43 Антоний (Блум), игумен, настоятель Русского православного патриаршего прихода в Лондоне (Англия). «Христос раждается — славите! » // Журнал Московской Патриархии. - 1955. - № 1. - С. 36.

Принесем же ныне, дорогие братья и сестры, в эту священ-ную ночь воспоминания Рождества Христова, подобно волхвам, свои дары: глубину раскаяния в наших грехах, чистоту сердца; возлюбим сегодня, как никогда, ближних своих, чтобы могли возлюбить Господа, рожденного в Вифлееме. Он принес Своим Рождеством мир и любовь. «Я вам дал пример: следуйте ему; любите друг друга так, как Я вас возлюбил» 44. Устремимся же и мы ныне на этот зов Господа. В славословии Новорожденного Младенца гармонически слились небо и земля, мир ангельский и человеческий. Этот всеобщий радостный гимн звучит в тропаре праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума... » Присоединимся же и мы все к этому гимну хваления! Пусть же и нас освещает всегда этот спасительный «свет разума»! Аминь.

44 Там же. - С. 37.

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1

Новолетие будущего и человек

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего/1 Кор. 7: 29-31/.

Новолетие! Сколько радостных надежд, планов на будущее! Сколько получено теплых поздравлений и пожеланий! В этот веселый вечер приходят порой грустные мысли о не удачах и печалях ушедшего года, сожаление, что мы стали на один год старее, так как каждый ушедший год приближает нас к неизбежному и роковому концу, из которого нет возврата. Но редко, редко кто среди праздничной суеты и сутолоки скажет в сердце своем: «Благодарю Тебя, Господи, что продлил дни моей жизни; буди милостив и в грядущем новолетии, потерпи моим грехам; пусть и новый год будет благословенным! »

Могут сказать мне слушатели: к чему такие грустные мотивы в такие радостные дни нового года? Бог милостив, Он наш Небесный Отец. Слава Богу! Если мне возразят таким образом, тогда рассуждения об уходящем времени и о приближении смерти не опечалят христианина. Ведь смерть для него — желанный миг перехода в вечность к Богу. И потому блаженны жившие этим сознанием в прошлом году и встречающие так новый год. Это люди, несомненно, любящие Господа, так как апостол Павел говорит: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» /1 Кор. 8: 3/.

«Что же, — говорит святитель Иннокентий Херсонский, — братие, все мы здесь на сей земле, как не пришельцы в земле чуждой, как не узники плоти и крови, коим предлежит изыти на свободу духа, как не тяжелобольные, коих ожидает выздоровление? Значит, если возвещаемая нами весть о сокращении времени и жизни прискорбна для кого-либо, то для тех, кои забыли о своем отечестве, не помнят своих уз, пристрастились к своей болезни» 45. А ведь многие из нас забыли Отечество Небесное и каждый раз, встречая новый год, желают они земного счастья, богатства и славы своим близким и друзьям, да и сами напрягают все силы ума и сердца для достижения этой цели. Завершая год и видя неосуществленные планы и надежды, они впадают в отчаяние, чтобы с первых дней нового года снова мечтать и строить иллюзии на грядущий год и снова тратить силы на их реализацию. А время бежит, бежит невозвратно. Уходят года, увядает красота тела, покидают физические силы, и все, чему мы посвятили свою жизнь, и богатство, если оно есть, и мечты постоянные о нем, если его нет, и чувственные наслаждения, и страсти, рабами которых мы были, — все, что некогда нас радовало, кажется нам пустым и ненужным. Оно не приносило нам спокойствия, внутреннего мира и согласия, которого ищет человеческая душа. Все в этом пре ходящем мире суета сует.

45 Архиепископ Херсонский Иннокентий. Собр. соч. в XII томах. Т. 1. - СПб., 1871. - С. 268.

Проходят годы, и все чаще мелькает мысль о приближении неизбежного конца. Вспомните близких людей, с которыми вы говорили, которых любили, — их уже с нами нет, они уже ушли в вечность. Они ушли, и остались надежды и планы их жизни. Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его /Пс. 102: 15 — 16/. Да и многие из вас, встречающие сегодня новолетие, с грустью подумают, что осталось многое только в мечте. В жизни мы делаем много ошибок. Чтобы не делать их в будущем, надо оглядываться назад.

И вот сегодня, стоя у порога нового года, надо, оглянувшись на ушедший год, извлечь для себя урок на предстоящий жизненный путь, найти для себя то самое драгоценное и необходимое для нашей земной жизни, такой быстроте кущей, чтобы за короткое это время успеть сделать как можно больше нужного людям, полезного себе. Что же это за драгоценность? Одного мудреца спросили, что, по его мнению, драгоценнее всего для человека? Он ответил: «Время». «Ибо посредством времени можно приобресть все, а самого времени нельзя купить ни за что. В самом деле, попытайся кто продлить для себя день хотя одною минутою, что бы ни делал для сего, не прибавить к уреченному числу их ни одного мгновения. Попробуй кто также возвратить для себя назад хотя одну минуту, никогда не возвратить ни единой. Время неостановимо и невозвратно! Посему оно драгоценнее всего для человека; ибо посредством его можно приобретать все — самое небо и блаженную вечность, а времени невозможно приобресть ни за что» 46. Поэтому, начиная новый год, возблагодарим Небесного Отца, что Он, милости вый, продлил время нашей жизни; помолимся, чтобы Господь помиловал всех ушедших из земной жизни и сделал их достойными Царствия Небесного. Сколько раз в прошлом году мы с вами были свидетелями печальной картины: матери рыдали над гробом своих детей, в глубокой скорби дети провожали в последний путь родителей, молодые женщины — мужей и наоборот. И вот сегодня наши молит вы о них как бы соединяют всех вместе своей теплотой и любовью — воедино живых и умерших. А какое это великое счастье — знать, что о тебе не забудут на земле, которую ты навсегда покидаешь, и не только не забудут, но молитвой и милостыней поддержат в трудном, неизвестном пути загробной жизни. Так пусть же грядущий год будет для всех нас годом молитв о наших усопших!

46 Там же. - С. 273.

Сегодняшнее наше молитвенное собрание вместе с тем должно подсказать нам еще одну мысль, что радостью встречи новолетия, продлению дней нашей жизни мы обязаны Творцу и Богу нашему. Скажем же из глубины нашего сердца Господу: «Воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго» /Пс. 12: 7/.

Начиная, однако, беседу о новолетии словами о суетности жизни, о неизбежности смерти и призывом помолиться об усопших, Церковь не учит и не требует нас отказаться от красоты жизни и искать небытия, подобно последователям Будды. Нет. Напоминанием всего этого Церковь хочет, что бы мы берегли время, не растрачивали его праздно и попусту, созидая и устраивая только земную жизнь. Трудясь на благо земного отечества, мы должны помнить о Небесном Отечестве и сообразовывать свою жизнь на земле согласно требованиям Божественного Закона. Наслаждаясь счастьем жизни, всеми ее благами и красотой, мы должны помнить, что все эти блага мы на время получили от Творца и дадим Богу ответ, насколько разумно воспользовались и благами земной жизни, и временем жизни для вечного блага — Царства Небесного.

Создав человека существом совершенным, Господь заповедал ему постоянно совершенствоваться духовно и физически, указав как пример Себя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» /Мф. 5: 48/. Этим практически Творец открыл путь человеку к обожествлению. Возможность обожествления была прервана грехопадением прародителей и вновь была возвращена искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа, Который открыл путь всякому человеку к достижению беспредельных духовных высот освящения себя. Для достижения этой цели мы должны просить благодатной поддержки Божией в наступающем году. Ибо сами по себе мы слабы. Сколько раз в прошлом году мы обещали Богу отказаться от прежних грехов, стремились к совершению духовного подвига ради спасения души своей и вновь падали? Помолимся же Господу Богу, чтобы грядущий год был не только годом раскаяния, но и с помощью Божией годом исправления.

«Встречая Новый год, — говорит митрополит Николай (Ярошевич), — пусть каждый посмотрит внутрь себя испытую-щим взором совести, и тогда чувство раскаяния в том, что этот год остался бесплодным для жизни вечной, пусть заполнит его сердце. Мы грешны, мы грязны, мы ленивы и небрежны о своем спасении. Мы равнодушны к этой священной цели нашей жизни земной и за все это мы должны просить у Господа прощения. В новогодней молитве именно к этому зовет нас Святая Церковь, зовет простыми, но емкими словами молитвы: " О еже простити нам и всем людем Своим вся согрешения, вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная" » 47.

47 Митрополит Крутицкий Николай. Новый год (слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы) // Журнал Московской Патриархии. - 1948. - № 2. - С. 13-14.

Всматриваясь духовным взором в грядущую вечную жизнь, мы должны помнить, что благодатной она будет для тех, кто уже на земле жил по заповедям Господним, кто от крыл «двери» сердца своего, когда Господь «стучал» в них. Вспомните слово Божие: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» /Откр. 3: 20/. Господь наш Иисус Христос войдет только в чистое сердце, и поэтому давайте будем стремиться в новом году к чистоте сердца, и тогда Господь дарует нам любовь, смирение, кротость, терпение. Давайте будем стремиться к Богу, и тогда Господь придет к нам! Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам /Иак. 4: 8/. Будем искать в грядущем новолетии Царства Божия и правды Его /Мф. 6: 33/. Это должно стать основой нашей христианской жизни на будущие годы. При такой основе земной жиз ни человека Господь никогда нас не оставит. «Я был молод и состарился, - говорит Царь Давид, - и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» /Пс. 36: 25—26/. Стремясь к праведности, к святости, будем всегда «ходить пред Богом», подобно праведному Еноху, который за это удостоился живым взойти на небо. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» /Быт. 5: 24/.

«" Ходить пред Богом! " — какое это драгоценное правило! И оно, по словам наших святых учителей Церкви, должно бьпъ основным правилом духа: ум, мысль, память, воображение, чувства, желания, сердце — все надо ставить как бы перед лицом Всевидящего и Вездесущего Бога. Думаешь ли ты — думай перед Господом, желаешь ли ты чего-либо — желай перед Господом, идешь ли ты куда-либо

— иди перед Господом. И кто всегда видит так над собою недремлющее око Божие, тому легче удержать себя и от греховного искушения, и от грешного шага, и от уныния, скорби и отчаяния. Кто так " ходит перед Господом", тот утвердит ум свой в Боге, тот на полнит свое сердце радостным ощущением близости Божией; такое сердце загорится жаждой следовать заветам своего Спасителя, напрягать все силы своего духа, чтоб исполнить Его святую волю, чтобы через эту жизнь со Христом навеки соединиться с Ним. Это хождение перед Господом помогает нам рождать и воспитывать в себе все христианские добродетели: гордым помогает делаться смиренными, грязным — чистыми, жестоким и себялюбивым — милосердными и со страдательными» 48. И если мы в своей жизни еще не встали на этот спасительный путь, пусть благодать Господня укрепит нас пойти им в новом году. Обратимся с горячей молитвой к Господу и святым угодникам, этим друзьям Божиим, имеющим по чистоте и святости своей жизни больше дерзновения просить у Бога милости, чтобы они своими молитвами укрепили нас на пути спасения.

48 Там же. - С. 14.

Вот один из примеров великого дерзновения перед Богом Василия Великого. Во время арианских смут император Валент принуждал святителя принять арианское учение, на что святой Василий ответил: «Соберемся у дверей закрытого храма и будем молиться: по чьей молитве откроются двери храма сами собой, тот стоит на истинном пути». Сколь ко ни молились ариане, двери не открылись, по молитве же святого Василия возгремел гром и двери распахнулись сами без посторонней помощи. Вразумленный таким явным способом император не стал более поддерживать еретиков.

Давайте и мы обратимся за молитвенной помощью к святым угодникам, чтобы всем нам, ищущим истины и спасения, они открыли «двери познания» ее. Давайте приложим и свои посильные усилия, чтобы стать наконец повой тварью /2 Кор. 5: 17/. Отложим прежний образ жизни ветхого человека /Еф. 4: 22/ и станем облекаться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины /Еф. 4: 24/. Только со стремлением к новой духовной жизни для нас по-насто ящему наступит Новый Год, а не просто новое календарное время. Пусть в этот год откроются для нас горизонты но вой светлой жизни во Христе Иисусе, Который есть Свет и Жизнь всего тварного мира! «Он, — реальность в истории, поворотный пункт времени, начало нового человека» 49. Он мир принес на землю. «Когда апостолы Христовы восприняли этот мир Христов, они уже ничего не боялись — никаких угроз, прещений, гонений за проповедание Евангельского учения, потому что с ними был Сам мир — Христос» 50. И если бы христиане сохранили в себе этот мир, то не было бы ни войны, ни горя, ни слез — только любовь и согласие бы царили на земле.

49 Карл Адам. Иисус Христос. Указ. соч. - С. 18.

50 Там же. - С. 18.

Прислушаемся же в эту новогоднюю ночь от Рождества Господня к голосу Его: «Мир вам» и примем в себя этот мир, ибо, возможно, для некоторых из нас это последний зов Примирите-ля к покаянию, к исправлению. Кто знает, не станет ли наступаю-щий год годом суда для нашей жизни. Для всех нас наступит этот час, за которым уже не будет нового года, не будет времени, а наступит вечность, блаженная для тех, кто употребил время как должно для созидания жизни земной и небесной, и злая, кто всуе употребил его.

Не будем же беспечны, прислушаемся к голосу Божию, зовущему нас, пока не наступил грозный и страшный час ответа. Ничто не мешает нам провести грядущий новый год с пользой для спасения нашей грешной души под благодатным покровом Матери Церкви.

Пошли же, Господи, всем нам в новом году радость духовную и здоровье телесное, земное благополучие, а наипаче милостью Твоей не оставь нас, сирых, здесь и в блаженной вечности!

Благослови венец лета благости Твоея, Господи!

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.