Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 12 страница



Учитесь молиться не рассеянно. Для того чтобы не рассеиваться во время молитвенного правила, посидите мол ча перед молитвой пять минут (не более). Подождите, пока страсти ваши немного улягутся. Затем медленно, вслух, вникая в каждое слово молитвы, начинайте правило. Мо литься можно не только стоя, можно и посидеть, а если кто болен, молиться можно лежа. С Богом необходимо быть всегда, везде и в любом положении, чем бы ни был занят...

Молитвенное правило должно быть вам по силам. Читай те обязательно каждый день по одной главе из Евангелия, по одной главе из Апостола. А в посты (для мирян) читайте по одной-две кафизмы в день. Монахам же Псалтырь оставлять нельзя (что пост, что не пост). Хотя если кто из мирян желает и вне поста читать Псалтырь, то Бог благословит.

В свободное время читайте акафисты, но акафист не заменит ни правила, ни чтение Священного Писания. Акафист — это служба для свободного времени.

Один молодой человек жаловался мне, что страдает от своих неверующих родителей, так как они специально при нем говорят богохульства, тем самым приводя его в ярость. Я посоветовал ему в те моменты, когда он хочет в гневе ответить своим родителям, уходить в другую комнату. В данном случае нельзя разговаривать с ними ни под каким видом, а для страховки, чтобы уж точно не отвечать на богохульства, я рекомендую класть в рот горячую картошку (или еще что-нибудь) и жевать, чтобы языку невозможно было ничего ответить. Как прожуешь одну, берись за другую, лишь бы ты молчал. Здесь виноваты не столько они, сколько бесы. К молитве за своих несчастных родителей, я сказал ему, приступать только тогда, когда он будет в спокойном состоянии. Имея на кого-то гнев, молиться за него нельзя ни в коем случае. Может получиться не молитва, а проклятие. Это страшный грех, недостойный христианина...

Не вступайте в прения с сектантами, если не имеете должного духовного опыта и знаний. Лучше уходите от них подальше, в гневе вам ничего не доказать. Гнев порождает только гнев. Пока в вас живы страсти, вы не сможете доказать оппонентам истинность Православия. Ваши гнев и раздражение оттолкнут несчастных людей, попавших в путы сектантства, еще дальше отистиной веры. Если уж вас вызывают на спор, то ведите себя, как английский джентльмен, когда ему что - либо навязывают, то есть просто рас кланяйтесь со словами: «Ваши убеждения святы для вас, а мои убеждения святы для меня, и давайте останемся каждый при своем». Не любите споров. Не спорьте теперь ни с кем по поводу веры, поскольку время доказательств уже прошло. И вообще, ни под каким видом не любите спорить, это все от гордыни. Там где спор — там бесы. Когда же люди благожелате-льные и заинтересованные спрашивают вас о Боге, о православ-ной вере, то все, что знаете, с радостью проповедуйте им, только говорите проще, сильно не углубляясь в богословие, и не забывайте, что краткость — сестра таланта.

Прежде чем что-то дать, нужно это получить. Ведь пре подобный Серафим тысячу дней и ночей, молясь на камне, собирал (стяжал) благодать Божию. И потом ему было чем поделиться со страждущими людьми.

Не копайтесь в себе, это должны делать ваши духовники. Живите проще. Каждое утро и каждый вечер благодарите Бога за все. Радуйтесь о Господе и никогда (как бы трудно ни было) не унывайте. Потому как все от Бога: и печаль, и радость. Скорбями Господь испытывает нас: годны мы к Царствию Небесному или нет. Никогда не унывайте! У христиан нет причин для уныния, ведь Христос воскрес из мертвых!

Не бойтесь колдунов, хотя специально на них не «нарывайте-сь». Если вдруг почувствуете, что на вас оказывается экстрасенсорное воздействие, то сложите пальцы правой руки в троеперстие для крестного знамения (это если вы на людях, а если нет, то креститесь чаще, с земными поклонами), творите молитву Иисусову, и враг ничего не сможет с вами сделать.

Помните слова святых отцов о том, что послушание превыше поста и молитвы. Страшный грех осудить и восстать против своего духовника. Ужасная участь ожидает того безумца, кто пошел на подобную подлость. Господь таковых лишает разума, а это самое большое наказание.

Никогда не осуждайте священство, поскольку оно помазано Богом, и перед неверующими не обнажайте их согрешения. Священник, в отличие от простых людей, имеет от Бога, через апостолов, власть связывать и разрешать грехи людские. Прежде чем осудить, подумайте лучше о бездне своих грехов.

О причинах, по которым пало человечество в целом и Россия в частности

Дорогие мои, я особенно не готовился для беседы с вами, поэтому что положил мне Господь на сердце после молитвы, то и скажу. Вы все, наверное, знаете, как появилось зло в нашем мире. Еще до сотворения человека один из высших ангелов — Денница, который был наиболее близок к Богу, прежде чем впасть в гордость и восстать против своего Творца, усомнился в достаточности всего того, что дал Господь Своим творениям. Он захотел сам стать как Бог и даже выше Бога. Так от сомнения родилось безумство гордыни, а от гордыни появилось все зло в мире, но прежде было сомнение.

Так и первые люди — Адам и Ева, будучи в райском саду, тоже, прежде чем нарушить заповедь Божию, усомнились в Боге, в Его Благости и Вездесущности, хотя они, пребывая в раю, непосредственно общались с Господом, слыша Его глас! Слышать глас Творца неба и земли! Это непостижимо сейчас для нас — современных людей.

У первых людей, как и у Денницы, от сомнения родилась все та же гордыня, совмещенная с желанием постичь совершенство, но без Бога. Господь запретил Адаму и Еве вкушать только от одного дерева в раю, неужели им было недостаточно других? Чем закончилось их сомнение? Вы все прекрасно знаете. Но Всевышний и Человеколюбивый Господь снизошел к нам, грешным, послав на распятие Сына Своего воз любленного, ибо так возлюбил человека! Господь наш Иисус Христос, воплотившись от Пречистой Девы Марии, дал роду человеческому Благую Весть о спасении. Делами Свои ми Спаситель исполнил волю Божию — волю Отца Своего, открыв на земле новую эру. Претерпев добровольные страдания и смерть Крестную, Он искупил первородный грех наших прародителей и вновь отверз двери райские для всех людей, желающих спастись. Тридневным Своим Воскресением Он разрушил оковы ада и, ниспослав апостолам Своим Духа Святого — третье Свое лицо, благословил на земле Церковь, которую, по Его же обетованию, врата адовы не одолеют вовек.

И вот русский народ, приняв Православие, сподобившись Святого Крещения от равноапостольного Великого Князя Владимира, присоединился к Вселенской Церкви Христовой. Событие это во многом определило как судьбу России, так и судьбу всего мира в целом. Благодаря Православию возникло и окрепло государство Русское, из маленькой земли превратившись в землю великую, занимающую шестую часть суши. Благодаря Православию возникла великая и неповторимая культура русского народа. По-православному, через своих князей и царей, управлялась Великая Русь, но тлетворный ветер богоборчества подул к нам с Запада и, заразив сначала высшие слои общества — аристократию и интеллигенцию, отравил через них и весь народ. На протяжении почти трех столетий основы нашего государства сознательно расшатывались темными силами, которые желали скорейшей погибели православной Руси. Но прежде появилось опять все то же сомнение. Именно сомнение в вере и породило революционные настроения. Результат — 1917 год с последующими кошмарами. Почти вся наша знать (за редким исключением) и интеллигенция своими сомнениями в Боге и в устроении России по образу Божию дали обильную почву для всякого рода духовной нечисти. Не столько «жидомасоны», сколько отравленная сомнениями «элита» нашего общества увлекли Россию в бездну.

Итак, мы видим, как на протяжении всей истории челове чества зло действует по одному и тому же принципу: сомнение—гордость—падение. Во все времена одинаково!

Поэтому, мои дорогие, не будем никогда сомневаться в нашей православной вере! Не пристало нам сомневаться, когда мы, будучи уже чадами Церкви (а Церковь — это Тело Христово), видели столько проявлений Божией милости к нам, грешным, а также неоднократно становились свидетелями стольких чудес Божиих! Но все-таки главное чудо — это то, что, несмотря на всю «мясорубку» XX столетия, Церковь Православная выстояла и вера на Руси сохранилась. Это разве не чудо? И какие могут быть сомнения!

В многострадальном русском народе еще теплится искорка веры, веры истинной, апостольской — Веры Право славной. Я часто бывал во многих странах Европы, где не однократно общался с западными людьми. И могу сказать точно: нигде нет такого стремления ко Христу, к истине и к духовному подвигу, как в России. Нигде! Да и количество самих православных на Западе несравнимо мало. Какая там паства, я знаю не на словах. Например, в Исландии православных можно по пальцам пересчитать. Во Франции или Германии их, может, и побольше, но и те — или эмигранты, или потомки эмигрантов из России. Пусть Россия сейчас нищенская, но хоть по-нищенски, да всегда подаст. А там, на Западе, каждый сам за себя и никому ни до кого нет дела. Отбери у них их мнимое и временное благосостояние, и они будут нисколько не лучше нынешних русских, а даже еще и хуже. Вы думаете, что только здесь так пьют и воруют? На Западе духовной грязи гораздо больше. Только там все вы глядит «покультурнее», чем у нас. Почему я так уверенно говорю? Потому что у меня много духовных чад, которые разбросаны по всему миру — от Берлина до Токио.

Кроме России во всем мире некому больше нести хоругвь Православия. Каждый день от всего сердца молитесь о спасении России. Русский народ обогатил Вселенскую Право славную Церковь великим сонмом святых: преподобных, бессеребренников, святителей, блаженных, праведников, мучеников, страстотерпцев, обогатил также и многими благочес-тивыми традициями. Одна из самых ценных добродетелей в русском народе — это умение терпеть. За великое терпение бывает от Господа и великая награда. Сколько раз Русь переживала страшные потрясения, но вопреки всему благодаря своему терпению и вере не раз восставала из праха. Дай Бог, восстанет и сейчас!

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1

1 Текст проповедей приведен из машинописного сборника, составленного лично архимандритом Кириллом (Бородиным). Сноски к цитатам в большинстве случаев сделаны самим отцом Кириллом, уточнены составителем. В ряде случаев, когда отцом Кириллом цитата оставлена без пояснения, составителем определена ее принадлежность (такие сноски выделены курси-вом).

В библиографических сносках написание имен святых отцов приводится согласно орфографии оригинала.

Цитаты из Священного Писания приводятся так, как они были даны в тексте отца Кирилла, уточнены составителем по изданиям: Библия: Синодальное издание. — М.: Изд-во Москов-ской Патриархии, 1968; Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (на церковно-славянском языке... ). Указ. соч.

Молитва

Много бо может молитва праведнаго поспешествуема /Иак. 5: 16/

Молитва есть единственная возможность общения между Богом и человеком. В наших молитвах мы приносим Господу свои прошения, испрашиваем милость Божию, избавляемся ею от праведного суда Создателя.

Молитва — одно из проявлений нашей действенной веры, ибо и бесы веруют, но не обращаются к Богу. И должно почитать за великое счастье, если христианин стяжал дар молитвы. Это воистину — дар Божий, но получение его от Господа зависит во многом от самого человека.

Мы должны постоянно, чем бы ни занимались, устремлять свой ум к Господу, постоянно и умом, и сердцем, и устами молитвенно призывать Творца. И если по каким-либо обстоятельствам нет возможности для устной молитвы, то сердцу и уму нет преград.

«Молитва, — говорит святой Иоанн Златоуст, — избавляет от смерти. Молитва поистине является исходным началом всех заповедей, из которого каждая из них устремляется к соответствующему действованию. Величайшее благо — молитва и беседа с Богом; она есть общение и единение с Богом... Молитва — свет души, истинное познание Бога, посредница между Богом и людьми, врач страстей, врачевство против болезней, мир души, небесная путеводительница, вращающаяся не около земли, а идущая в самый свод неба. Она устремляется выше тварей, духовно рассекает воздух, идет выше воздуха, проходит сонмы звезд, отверзает врата неба, восходит выше ангелов, проходит мимо престолов и господств, идет далее херувимов и, поднявшись над всей тварью, приближается к неприступной Троице. Там покланяется Божеству, там удостаивается быть собеседницей с Небесным Царем. Через нее душа, поднявшись на небеса, объемлет Господа объятиями неизреченными, подобно дитяти у своей матери, со слезами молит, прося божественного питания, выражает свои желания и получает дары, превосходнейшие всей видимой природы» 2.

2 Творения св. Иоанна Златоуста. Беседа шестая. О молитве. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. - 1969. - № 1. - С. 35.

И если таково действие молитвы, такова ее сила, то каковыми же должны быть наши стремления к ней! Несомненно, готовясь беседовать с Небесным Царем, мы должны подготовить себя внутренне и внешне, чтобы достойным образом предстать пред очи Божий. Как можно приступить к молитве, будучи умом и сердцем привязанным к различным предметам и вещам? Заботы о них поглощают мысли, отвлекают от Бога. Как можно приступить к молитве, если на сердце гнев или раздражительность? Они, подобно стене, отгородят нас от Бога. Как может молиться чревоугодник или пьяница, когда его бог — это страсти порочные, которым он служит, как раб?

Святитель Василий Великий так учит нас готовить себя к молитве: «Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую и начни славословием все Сотворившего: и когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из святых Писаний» 3. Необходимо подготавливать себя к молитве размышлением о своих грехах и благодарить Господа за Его долготерпение к нам.

3Святитель Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Гл. 1. О том, что молитву должно предпочитать, всему // Святитель Василий Великий. Слова подвижнические. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — С. 64.

Молитва нужна нам, людям, а не Господу, потому что она есть пища для нашей души. «Постоянно утруждай себя молитвами пред Богом в сердце, носящем чистый помысл, исполненный умиления, — и Бог сохранит ум твой от помыслов нечистых и скверных, да не укорится о тебе путь Божий», — говорит авва Исаак Сирианин 4.

4 Преп. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Слово 2: О благодарности Богу, с присовокуплением краткого изложения первоначальных учений // Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. — М.: Правило веры. 1993. - С. 11.

О том, как должно молиться, учат другие подвижники — Варсонофий Великий и Иоанн, отвечавшие ученикам, что должно предаваться молитве, непрестанно прибегая к Богу, днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят по стыженные.

«Молитва, — по словам святителя Василия Великого, — имеет два вида: первый — славословие со смиренномудрием, а второй, низший, — прошение» 5.

5 Святитель Василий Великий. Подвижнические уставы... Указ. соч. — С. 64.

Начало же всякой молитвы есть принуждение себя к молитвенному труду и сознание его необходимости. «Молясь с принуждением, — говорит святой Макарий, — с нетерпеливо-стью, мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться с радостию, в покое; молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое — есть дар благодати. Итак, ни в коем случае не надобно оставлять молитву: надобно, сколь ко возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда приходит время молитвы, молись и ты, хотя бы тебе не хотелось идти молиться; и когда приходит время сна, и когда наступает утро, непременно читай свои молитвы, как бы ни казалось тебе трудным... Не смущайтесь ничем, когда при ступаете к молитве; молитесь, когда и не чувствуете усердия к молитве; молитесь, когда и чувствуете за собой много грехов. <... > Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником, приступает к молитве оскверненным нечистотами греховными, а отходит убеленным благодатию паче снега. <... > Молитесь лишь неослабно, и ваша молитва много будет значить пред Богом» 6.

6 Преп. Макарий Великий. Семь слов. Слово 1. О хранении сердца. Глава 13. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. — 1978. — № 10. — С. 28.

Основанием к понуждению себя на молитву могут служить следующие места Священного Писания: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» /Мф. 26: 41/, «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избе жать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына

Человеческого» /Лк. 21: 36/, «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» /Рим. 15: 30/.

Таким образом, молитва необходима для каждого человека, если она была необходима для такого светильника и великого труженика на ниве Христовой, каким был апостол Павел.

Всякий человек-христианин должен молитвенно трудиться, ибо он стремится к Царствию Божию, а оно восхищается трудом и усилием.

Пример своих молитвенных подвигов и великую сокровищ-ницу опыта предлагают святые отцы всякому ищущему для вразумления и, по мере сил и возможности, для подражания. Ибо столь серьезное дело, как молитва, требует крайней осторожности от человека, чтобы не совершить ошибки и вместо духовной пользы не получить вреда.

По учению святых отцов, молитва имеет внешнее и внутрен-нее проявление.

Внешнее проявление молитвы — это то, что мы себя осеняем во время молитвы крестным знамением, делаем по клоны; иные, для более глубокого сосредоточения, закрывают глаза. В Православной Церкви принято молиться стоя, что более подходит нам, просителям милости у Небесного Царя. Однако люди преклонного возраста и больные часто спрашивают: можно ли молиться сидя? А некоторые даже только лежа могут молиться.

Ответом на этот вопрос может послужить ответ Варсонофия Великого на подобный же вопрос одного монаха: «Итак, ежели ты будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу; ибо кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того не вменяется ни во что» 7.

7 Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Вопрос 506. — М.: Правило веры, 1995. — С. 328.

Несомненно, что во время молитвы человек должен быть опрятно одетым и приличнее всего творить молитву у святого угла икон, но если такой возможности нет, то можно везде творить молитву. «Сидишь ли ты, — говорит преподобный Варсонофий Великий, — ходишь ли, занят ли чем, ешь ли, или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли, или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться; ибо мы получили заповедь делать сие непрестанно и на всяком месте» 8.

8 Там же. Вопрос. 438 — с. 288.

Нам, людям сегодняшнего времени, кажется очень труд ным, почти невозможным — непрестанная молитва, ибо если не дела нас отвлекают, то мысли не дают покоя, мешая сосредоточению на молитве, даже на короткое время. Совет, как избавиться от этого недуга, преподает нам преподобный Исаак Сирианин: «Отложи совершенно в сторону количество стихословий, не принимай в расчет знания меры в стихах, произноси их как молитву, оставь обычное вычитывание и уразумей, что говорю тебе и что сказано на основании опыта. <... > Да углубляется ум твой в изучение словесДуха.

<... > Уныние от парения ума, а парение ума — от праздности, чтения суетных бесед, или от пресыщения чрева. <... >

Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними [помыслами], то это служит признаком, что ум его обрел по благодати премудрость. <... >

Слезы во время молитвы — признак Божией милости, которой сподобилась душа в покаянии своем,

— признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты. Ибо если не будут отъяты в людях помыслы о преходящем, и не отринут они от себя мирской надежды, и не возбудится в них пренебрежение к миру, и не начнут они уготовлять доброго напутствия к исшествию своему... то глаза не могут проливать слез, потому что слезы суть следствие безпримесного и невысокопарного размышления, многих, частых и неуклонно пребывающих помыслов, памятования о чем-то тонком» 9.

9 Преп. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Слово 30. Об образе молитвы и о прочем, необходимо потребном для всегдашнего памятования и во многих отношениях полезном, если сохранит это читающий с рассуждением // Иже во святых отца нашего... Указ. соч. — С. 136—138.

Для преодоления трудностей к стяжанию непрестанной молитвы святые отцы, ссылаясь на свой опыт, указывают на одно из таких средств, как произнесение молитвы умом и устами. Так, по словам преподобного Варсонофия Вели кого, молитвы и псалмы надобно петь не только умом, но и устами; ибо Пророк Давид говорит: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» /Пс. 50: 17/, и Апостол также, показывая, что требуется участие уст, сказал: «Сирень плод устен» /Евр. 13: 15/.

При этом молитва может исходить и из сердца, при за крытых устах, когда есть такая необходимость или при высокой молитвенной настроенности человека — это уже потребность.

Среди других способов молитвы отцы Церкви особенно указывают на Иисусову молитву, то есть на краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва относится к виду непрестанной молитвы и оказывает особенно благодатное воздействие на душу человека. Много видов молитв предлагает к нашему духовному назиданию и пользе Святая Церковь.

Но о чем же мы должны молиться прежде всего? О чем просить Господа Бога? Прежде всего, должно молиться о прощении своих грехов и об избавлении от страстей, затем должно молиться за всех братьев и сестер во Христе Иисусе и за всех вообще людей, ищущих спасения.

Каковы же признаки совершенной молитвы, чтобы нам была она образцом для подражания? «Молитва же совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая все свои помыслы и чувства. Человек входит в такое [состояние], когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится. И [такой] ничего не должен более говорить Богу в молитве, как только: " Избави нас от лукаваго, да будет воля Твоя" /см. Мф. 6: 13, 10/ во мне, и иметь в уме, что он предстоит Богу и с Ним беседует. <... > Признаком того, что [человек] коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял. — Совершенно молящийся есть тот, кто умерщвляет себя миру и покою его; а когда кто Бога ради прилежно исполняет свое дело, это не есть рассеяние, но тщательность, угодная Богу» 10.

10 Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни... Вопрос 79. Указ. соч. — С. 61.

Это идеал для совершенных, нам же, пребывающим вмиру, должно, насколько возможно, тоже стремиться к совершенной молитве, призывая молитвенно помощь святых для укрепления себя в делании подвига молитвы. Стремиться неукоснительно исполнять молитвенное домашнее правило с любовью и радостью, чтобы молитва стала для нас потребностью не только в горе, болезнях и бедах, но и в радости. Особенно полезна нам ночная молитва, когда ни что земное уже не обременяет нас и можно хоть несколько времени побеседовать с Богом вдали от шума и суеты.

Не будем смущаться, если иногда Господь не подает нам по нашим молитвам, пусть и долгим и усердным. Это значит, что Небесный Отец, Которому лучше, нежели нам, известно, что нужно для нашего спасения, . иначе устроит просимое нами по Своему благому Промыслу. Будем неустанно с молитвой обращаться к Господу, ибо «в этом высказываются и вера наша, и любовь к Богу» 11.

11 Творения св. Иоанна Златоуста. Беседа шестая. О молитве. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. - 1969. - № 1. - С. 35.

Также усердно будем приобретать дар молитвы, так как в ней содержится великая сила благодати. «В то время, когда тело остается на земле, молитва уносит душу, — пишет святитель Иоанн Златоуст,

— к небесному источнику, и, напояя ее из него, открывает в душе источник воды, текущей в жизнь вечную /Ин. 4: 14/. Она дает истинное удостоверение в будущем, принося лучшее, чем вера, познание уготованных там благ, открывает сокровенные, невидимые, тайные сокровища, показывает тебе врага, поражает ряды противников, истребляет вражеские силы и ведет к Самому Царю. Когда говорю, то не разумей одни слова молитвы. Это есть стремление к Богу, любовь неизглаголанная; она совершается не одними силами человеческими, но Божественной благодатью, как говорит и апостол: " О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными" /Рим. 8: 26/» 12.

12Там же. - С. 37.

Помолимся же ныне, чтобы Милосердный Господь благодатью Духа Святого послал и нам, немощным и слабым духовно, но ищущим благодати молитвы, такую великую и святую молитву. Аминь.

Исцеление Духом

Проповеди отца Кирилла. Целиноград, 1978-1979 годы 1

Старое и новое идолопоклонство

Бози, иже небесе и зелии не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем суть /Иер. 10: 11/

Бог богов Господь глагола и призва землю отвосток солнца до запад /Пс. 49: 1/. Рассматривая явление идолопоклонства, которое есть проявление духовной жизни всего языческого мира, нужно сказать, что различные идолы, кумиры, рощи или небесные светила, которым язычники присвоили имя «бог», не имеют, в сущности, права называться этим именем. Потому-то Священное Писание часто употребляет термин «Бог богов», указывая тем самым, что истинный Владыка и Творец всего есть Господь, Повелитель и этих «богов».

В христианской богословской науке и еще ранее, в иудействе, эти боги назывались идолами, а их поклонники — идолопоклон-никами. Человеку, как существу богоподобному, присуща потребность Бога. Древний христианский учитель Тертуллиан сказал, что душа человека по своей природе есть христианка. Заблудившееся духовно человечество в поклонении идолам, в многотысячных кровавых жертвах пыталось удовлетворить таким образом свою потребность в Боге. Это было хотя и ложное, но стремление к Богу истинному.

О поклонении истинному Богу святой Иоанн Злато уст пишет так: «Подлинно, Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнию, не телесною, а духовною.

Не так поступают бесы языческие: они даже требуют себе жертв» 13.

13 Св. Иоанн Златоуст. Толкование на псалмы. Беседа на псалом 49-й // Поли. собр. соч. св. Иоанна Златоуста. Т. 5. Кн. 1. - СПб., 1898. - С. 260.

Но даже в самый ранний период развития человечества, когда поклонение идолам существовало в самых примитивных формах, человек не просто поклонялся какому-то предмету, например, камню, светилу и т. д., но верил, что в нем присутствует бог. Условие существования всякой религии есть взаимное общение. Человек понимал, что роща или камень сами по себе не способны дать ответ на просьбу молящегося, но присутствующее в них существо высшего порядка может принять эти просьбы, выслушать и помочь. Таким образом, не вследствие низкого уровня развития человек стал идолопоклонником и создал своих богов-идолов, а в результате того, что потерял Бога. Об этих идолах сказа но в псалме: «Едоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. По добны им да будут творящий я» /Пс. 113: 12—16/.

Если мы обратимся к истории, то найдем множество приме-ров, раскрывающих сущность идолопоклонства. Так, в прошлом часто целые племена избирали какое-либо животное своим покровителем, а некоторые племена, например в Африке, покрывали свое тело татуировкой, изображающей своего покровителя, слагали песни, создавали ритуальные танцы, устраивали места для поклонения. Многие сибирские племена и до сего дня поклоняются различным «святым» рощам, камням, деревьям, костным останкам животных и пр.

Все это уже носило черты определенного культа, имеющего религиозный характер. Языческие капища с их оргиями и служениями святой Иоанн Златоуст называет «училищами бесстыдства и убийств человеческих». И должно сказать, что это справедливое определение. Причем жертвоприношения порой носили совершенно изуверский характер: убивали детей, отцов, отсекали части тела, занимались самоистязанием и т. д. Например, индейцы, обитавшие некогда на территории Мексики, имели следующий обычай. Всякий раз, когда воцарялся новый царь, они избивали такое количество пленников, что от их крови образовывалось маленькое озеро, по которому плыла лодка с новым царем. А при открытии нового храма в честь главного бога было убито и принесено в жертву девяносто тысяч человек. В Перу при вступлении на царство нового царя все маленькие дети удушались или живыми закапывались в землю. В Африке практиковалось обещание неполной жертвы, например вырыва-ние нескольких здоровых зубов, отсечение нескольких или одного пальца, перерезание жил для кровопускания, если кого-то подозревали в виновности перед обществом. Другой пример. Если какому-то явлению или бедствию не могли найти объяснения, то искали виновника и подозреваемый обязан был выпить чашу с ядом: если он не умирал, значит, был невиновен. А смерть несчастного рассматривалась как признак его виновности. Почти все жизненные явления полудикие народы сопровождали заклинаниями, различными процессами магии, играми и всевозможными оргиями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.