Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 11 страница



Об абортах

Детоубийство (аборт) — это грех, вопиющий к Богу об отмще-нии. Этот страшный грех никак не может быть оправдан. Никакими обстоятельствами убийство беззащитных детей оправдать нельзя! убиенные во утробе младенцы — это добыча ада. Так учит Церковь. Те, кто делал аборты (или настаивал на этом), чтобы иметь хоть какую-нибудь надежду на помилование, должны нести пожизненную епитимью.

Первым в мире, кто узаконил аборт, был «самый чело вечный человек» — Ленин. В других странах убивать детей во чреве разрешили только после Второй мировой войны.

Раньше на Руси за погубление чад в утробе материнской закапывали в землю заживо, а на Западе за это преступление сжигали, и надо сказать, эти казни были справедливым наказанием, поскольку неродившиеся дети очень страдают, пребывая в аду до Страшного Суда. Сегодня народ у нас «цивилизованный», а младенцев уничтожает миллионами — как же за это казнить? Кровь младенцев вопиет к Небу об от мщении!

Тем, кто запятнал себя этим грехом, я советую каждое утро и каждый вечер молиться так: «Господи, пощади мя, окаянного убийцу». Нужно всякий раз уязвлять свою совесть эти ми словами, но отчаиваться не надо. Даже для таких великих грешников Всемилостивый Господь оставил маленькую «лазейку» в рай. Эта «лазейка» есть великое заступничество Архангела Михаила. Необходимо с усердием молиться небесно-му Архистратигу. Хорошо бы присовокупить к молитве и посильный пост. Миряне постятся в среду и пятницу, а монахи еще и в понедельник. Так вот, те миряне, которые согрешили детоубийством, пусть тоже постятся в понедельник, поскольку в этот день Церковью вспоминаются Небесные Силы Бесплотные, над коими начальствует Архангел Михаил. Особенно нужно почитать тот день, когда Церковь празднует память Михаила Архангела. Это 21 ноября по новому стилю.

Почему именно Архангел Михаил? Существует предание о милости Небесного Архистратига. Предание апокрифично, но не противно учению Церкви. Оно дает детоубийцам некую надежду на спасение. Предание гласит, что когда Святой Архангел Михаил низверг с небес Денницу, ставшего диаволом, то Творец дал Архистратигу за Его ревность о Господе обетование, что исполнит любое его прошение. Архангел Михаил смиренно попросил только об одном: когда Он один раз в год будет вспоминаться Церковью, то в этот день пусть Ему будет позволено опускать крыло на самое дно ада и доставать оттуда столько душ, сколько уместятся на крыле. Это было сказано Архангелом пророчески, так как описываемое событие произошло еще до сотворения чело века. И милостивый Господь исполнил прошение Своего верного служителя. Поэтому молитесь святому Архистратигу Михаилу и благоговейно почитайте память Его.

О помощи святого архангела Михаила в авиакатастрофе

Святой Архистратиг Божий Михаил — скорый помощник в бедах и напастях, особенно в непредсказуемых опасностях, таких как крушения, катастрофы, аварии, пожары и т. п.

В пору моей работы у Святейшего Патриарха Алексия 1 мне приходилось много летать на самолетах. Несколько раз я попадал в авиакатастрофы, но, призывая в молитвах святого Архангела Михаила, спасался от неминуемой гибели. Спасался и самолет, чудом приземляясь без каких- либо повреждений. Поэтому всем, кому приходиться летать на самолетах, я просто убедительно советую выучить следующую молитву. Если есть у вас хоть немного веры в заступничество небесного Архистратига, он спасет вас тогда, когда, не дай Бог, случится авария. Вот эта молитва: «О святый Архистратиже Божий Михаиле, поддержи невещественными крылами Своими, вещественные крыла машины сей! » Один батюшка, которому я посоветовал эту молитву, поправил меня, сказав, что нужно слово «машина» заменить словом «колесница», так, мол, более канонично. Я возразил ему: «Батюшка, ведь колесницы-то не летают».

О ложном смирении

Однажды мы с моим знакомым владыкой поехали по делам в Троице-Сергиеву Лавру. Проезжая мимо одного московского храма, мы решили зайти в него, чтобы поставить свечи к иконе Божией Матери. Вечерняя служба уже заканчивалась, но людей в храме было много. Впереди у главного аналоя стояла женщина преклонных лет, весьма богомольного вида, которая, ударяя себя в грудь, громко восклицала: «Боже, милостив буди ко мне, великой и окаянной грешнице! О горе, горе мне! Великая, великая я грешница! » Вдруг позади какой-то мужчина, который, видимо, давно стоял и слушал стенания этой женщины, не выдержал и сказал ей: «Эй, великая грешница, отойди в сторону и не загораживай проход». Надо было видеть, что тут началось! Женщина, моментально сменив выражение лица, с умильно-молящегося на сварливо-кричащее, заорала на бедного мужичонку: «Да как ты смеешь осуждать, окаянный! На себя лучше посмотри, тоже мне судья нашелся! »

Представьте себе, ведь еле оттащили «великую грешницу» от бедного мужика. Вот это и есть ложное смирение. Себя осуждать — дело не великое, а вот от других осуждение без ропота принимать — это истинное смирение!

О вере с горчичное зерно

Была у меня на приеме одна интеллигентная женщина, которая, представившись, сказала, что она — верующая, и даже глубоко верующая, православная христианка. Я переспросил ее: «Так Вы говорите, что у Вас очень сильная вера? » «Да, — ответила женщина, — я глубоко верующий человек». «Хорошо, — согласился я, — если у Вас такая вера, то вон, видите, у меня на окне стоит утюг? » — «Вижу». — «Скажите ему, чтобы он перешел от одного края подоконника на другой». Женщина растерялась и, потупив взор, сказала: «Батюшка, это невозможно! » «Вы же говорили, что вы глубоко верующая, а верующим, матушка, все возможно. Господь сказал, что, если будем иметь веру хотя бы с горчичное зерно и скажем горе сдвинуться, она сдвинется. А Вы, называя себя сильно верующей, утюг не смогли сдвинуть! Я и сам-то веры на половину зерна горчичного не имею... » (И это говорил такой подвижник духа, как старец Кирилл! Какая же тогда вера у нас, грешных? )

О том, как правильно читать Библию

Новый Завет, особенно четыре Евангелия, православный христианин должен знать как «Отче наш». Только после такого знания можно приступать к чтению Ветхого Завета. На непонятных местах останавливайся, помолись и продолжай дальше. Господь, когда надо, Сам вразумит тебя. Можно читать по-русски и сидя, но толь ко без спешки, с молитвой и благоговением. Я сам за свою жизнь прочитал Библию от начала до конца всего три раза. Постепенно, когда прочтешь множество раз святые строки по-русски, начинай читать по-славянски. Русский язык по сравнению с церковнославянским бедноват. Многое из того, что звучит по-славянски, не звучит по-русски, да и зачастую может быть неправильно истолковано. Чтобы правильно воспринять Священное Писание, а в особенности Ветхий Завет, необходимо читать толкования святых отцов. Мои духовные чада часто спрашивали меня: «Как правильно понимать Песнь Песней Царя Соломона? » Я отвечал, что Библия

— книга духовная и буквально воспринимать святые строки не надо. Конечно же, в Священном Писании есть места и с прямым смыслом. Подобные места присутствуют и в Песни Песней. Господь в данном случае дает понять, снисходя к немощи человеческой, что и эти от ношения между мужчиной и женщиной угодны ему, если есть взаимная жертвенность и любовь.

О вспоминании старых грехов

Вспоминая без плача старые грехи, мы вновь согрешаем ими, уподобляясь псу, возвращающемуся на блевотину свою. Зачем вспоминать то, в чем когда- то исповедовался. Можно снова согрешить старыми греха ми, если услаждаться воспоминаниями о них. Нет необходимости говорить об одних и тех же грехах на исповеди, но помнить о них с сокрушением нужно постоянно.

Краткое наставление бизнесменам

Мы родились голыми и такими же покинем сей бренный мир. На тот свет ничего с собой не возьмешь: ни деньги, ни вещи, ни жилье, ни машины. Настоящее сокровище нужно собирать на небе добрыми делами, а если Бог дает богатство земное, то щедро делись им с неимущими. Только так заработаешь себе небесный капитал. «Не дай Бог взять, а дай Бог дать», — гласит народная пословица. А Священное Писание учит: «Блаженнее давать, нежели брать». Не можешь помочь деньгами — дай работу. Сколько сейчас безработных, особенно женщин! Бедные наши соотечественники, скоро и пенсию-то перестанут им платить, и зарплату, и пособия 1. Поэтому, деловые люди, если вы что-то и имеете, то благодарите за это Бога — вашей заслуги здесь нет никакой. Богатство дано не только для вас одних. «Да не оскудеет рука дающего... » Помните об этом.

1 Старец говорил это пророчески, задолго до тех лет, когда появились такие понятия, как «невыплаты» и «задержки», — плоды «рыночных реформ».

О песнопениях иеромонаха Романа

Для монаха не спасительно иметь мирскую славу, особенно, когда твое имя звучит везде: на кассетах, на пластинках и т. д. Святому Иоанну Дамаскину его духовный отец запретил писать даже стихи, чтобы тот не впал в гордость и тщеславие. Стихи у отца Романа хорошие, но лучше, чтобы исполнял их кто-нибудь другой. Одно дело мирскому человеку на гитаре дринькать, другое дело — монаху. А стихи я сам очень люблю, хороший стих иной раз может умилить душу.

О " царских" останках

архимандрита Кирилла неоднократно спрашивали его мнение на те или иные исторические и политические темы, поскольку он не только обладал обширными знаниями в богословии и различных областях науки, но и, работая со многими архивными материалами за границей, был сведущ в светской истории, а также в современной политике. Но для нас главное то, что отец Кирилл, будучи человеком молитвы, имел дар видеть истинный смысл происходящих событий. На конкретные вопросы он отвечал также конкретно, зачастую удивляя вопрошающего четкостью формулировки. Если старец на что-либо не давал ответа, то это означало, что он не считал нужным об этом говорить. Без молитвы он ничего не делал. Когда же отец Кирилл был в чем-то не уверен, то всегда добавлял «возможно», «скорее всего» или «не знаю». На волнующий всех почитателей мученического подвига Царской Семьи вопрос об обретенных в 1991 году предполагаемых «екатеринбургских останках» старец отвечал всегда четко, словно произносил откровение свыше:

— Мощи Святых Царственных Мучеников были уничтожены в 1918 году на Ганиной яме. Никаких «царских останков» нет, за исключением того, что нашел в 1919 году следователь Соколов! Выкопанные под Екатеринбургом в 1991 году останки — это кости других людей, поскольку в тех местах 2 в 1920-е годы проводились массовые расстрелы. Кто-то в угоду определенной политике на «обретении мощей» делал деньги, кто-то — имя, но утверждение о том, что эти кости — останки Царской Семьи, ложное.

2 Предместьях Екатеринбурга в районе станции Шувакиш.

О пьянстве

Когда нечем заполнить свою жизнь и нечем питать свою душу, тогда образовавшуюся духовную пустоту «заливают алкоголем». Особенно любят это делать у нас в России, явно злоупотребляя словами святого равноапостольного Великого Князя Владимира о том, что «питие есть веселие Руси». Пьянствовать побуждает нечистый дух, поэтому борьба с этим пороком должна быть духо-вная: пост, молитва, чтение Священного Писания и житий святых, Исповедь, Причастие, приложение к святым мощам, чудотворным иконам, принятие святой воды и просфор.

Есть еще и врачебные методы, такие как кодировка (конечно же, не гипноз, а зашивание ампулы и соответствующие уколы), различные внутренние препараты, — они тоже допустимы. Но все эти методы не решают проблему пьянства. Сами алкоголики говорят, что желание выпить все равно остается. Есть также и психотерапевтические методы, я исключаю экстрасенсорные сеансы с элементами гипноза, поскольку гипноз — это разновидность колдовства. Я имею в виду метод Шичко. Он, может быть, и хорош, но только для неверующих. Вообще говоря, сей метод — попытка обхитрить диавола. А это, как мы знаем на практике, не возможно. Шичко сравнивает человеческий мозг с компьютером, в котором можно постепенно стереть информацию о пьянстве. Мозг крокодила как твари примитивной, быть может, с натяжкой можно еще уподобить компьютеру, но мозг человека — никогда! Тем более что человек как венец творения имеет от Бога дух, разум и волю. Человек — существо сложное. Мы знаем из Евангелия, что от нашего сердца исходят все помышления и желания /см. Мф. 15: 19; Мк. 7: 21/. И там, в сердце, необходимо непрестанно бороться с врагом, не давая нечистым помыслам завладеть всей на шей бессмертной душой. Хорошо написал об этом Достоевский: «Поле битвы — сердце человека». И действительно: одним умом, без участия сердца, мы не сможем изменить свою жизнь в лучшую сторону. Все психологические методы безблагодатны. Только вера в Господа и общение с Ним через молитву, а также изучение Слова Божия могут истинно исправить человека и преобразить его.

Пишущий эти строки сам был свидетелем того, как отец Кирилл своими молитвами исцелял от недуга пьянства даже самых запойных и «конченых» алкоголиков. От них требовалось лишь искреннее желание исправиться. Пускай человек не имел силы воли, главное, чтобы он хотел начать новую жизнь. Если же нет — все усилия тщетны. Насильно, против воли человека отец Кирилл не лечил никогда, так как Господу угодно только добровольное желание человека спастись.

Старец освящал специальным чином воду и давал пить недужным. Тем болящим, кому эту воду родственники подлива-ли тайно, против их воли, было противно смотреть на вино, таким людям становилось плохо, их тошнило, если они употреб-ляли алкоголь. Но бес сразу начинал подсказывать своим подопечным, и они отказывались принимать воду и пищу из рук ближних. Таковым, если они не желали исправляться, старец уже не освящал воду, а лишь молился об их вразумлении. Как правило, какая-нибудь тяжелая болезнь останавливала пьяницу от употребления алкоголя. Как говорится, «не мытьем, так катаньем» помогал старец несчастным людям, которые были боримы страшным недугом пьянства.

О пляже и массаже

Мои духовные чада спросили меня как-то: «Можно ли церковнослужителям ходить на пляж? » Я рас сказал им случай, который произошел со мной в пору моей молодости.

Находясь как-то по делам Патриархии в одном приморском городке на Румынском побережье, я сильно мучался от жары. Жара была невыносимая, в доме, где я жил, почему- то не работал водопровод. Служил я там в одной небольшой церквушке и после службы одному из певчих посетовал на то, что помыться мне совершенно негде. Тот с удивлением спросил: «Что это Вы, отец Кирилл, на море разве не ходи те? » Я ему в ответ: «Какое море? Там же люди, а как я, священник, да еще и монах, буду там пред всеми обнажаться? » На что он возразил: «Какие проблемы? Мы Вас переоденем в специальный костюм для купания, да и кто Вас там узнает? » Делать нечего, я согласился. Действительно, кто мог меня там узнать, да еще в таком костюме, который мне организовали мои отзывчивые прихожане! Костюм, надо сказать, подобрали прямо-таки отменный: вид у него был настолько пижонский, что даже примерять его не хотелось. Глянув в зеркало, я содрогнулся, увидев свое отражение.

И вот мы с моим певчим поехали на море. На пляже отдыхало немного народу, но мне все равно было не по себе. Я переоделся дома, чтобы сразу же из машины нырнуть в море и, вынырнув, быстро залезть обратно. Костюм мой состоял из «тирольских» шорт с лампасами, атлетической, с большими проймами, полосатой майки с пестро-вызывающей расцветкой и черных солнцезащитных очков. Ну черные очки это понятно для чего. Чтобы глаза от стыда прятать. А «тирольские» шорты с почти генеральской полосой да «тигровая» майка! Как они вызывающе и нелепо смотрелись в совокупности с моими длинными (в ту пору) распущенными волосами и бородой! Перед самым выхо-дом в открытое море я чуть было не пошел на попятную, но меня все-таки убедили вылезти из машины. Я, собравшись с духом, надев черные очки и не оглядываясь по сторонам, направился к морю легким бегом. И вдруг слышу откуда- то сбоку: «Здравствуйте, батюшка! » Я так и обмер: справа от меня на песке сидело несколько моих знакомых, которых я когда-то исповедовал. Я хотел тут же провалиться сквозь землю! Кивнув нежеланным знакомым, я стал набирать скорость, продолжая движение к морю. Когда стал заходить в воду, то услышал уже с другой стороны: «Отец Кирилл, какими судьбами? » Упорно делая вид, что у меня проблемы со слухом, я быстро нырнул в пучину морскую. Плыл я долго, не снимая черных очков. И вдруг впереди по курсу из-под волны показалась чья-то голова. О ужас! Это была голова одного из светских начальников, с которым я имел честь встречаться как-то на официальном уровне. Я стал было рез ко менять курс, но вынырнувшая голова меня опередила: «О! Отец Кирилл, рад вас видеть! » «Взаимно! » — пробулькал я в ответ. Тонуть было уже поздно.

Больше меня не под каким предлогом никому не удава лось затащить на пляж. Строго говоря, христианину, а священнослужителю в особенности, на общественных пляжах лучше не бывать. Сплошной соблазн и для себя, и для дру гих.

Меня еще спрашивали насчет массажа: в этом нет ничего антихристианского, поскольку это лечение. Правда, смотря к кому попадешь. Нужно быть аккуратным в выборе массажиста. Желательно, чтобы он был православным человеком, а то сейчас много всяких «специалистов»... Главное, все надо делать с умом. Один раз врачи мне назначили массаж. Я пришел на процедуру пораньше. Медсестра мне сказала, чтобы я подождал в кабинете, и я стал ждать. Вдруг в дверях появилось нечто огромное. Вы представляете себе античного Геракла? Вот что-то похожее. К моему ужасу это оказал ся массажист, огромные плечи которого не пролезали в узкую дверную раму. Увидев, что я священник, он иронично улыбнулся и, потряхивая стальными мускулами, стал приближаться ко мне. Я признаться, немного смалодушествовал и недоверчиво спросил моего возможного мучителя: «А я Богу душу не отдам? » На что гигантский массажист громовым гласом загоготал в ответ: «Хы, хы, хы, так ведь это же ваша цель! » Как он точно заметил! Все же я возразил: «Вы знаете, я пока туда не готов, да и хочется хоть немного по жить еще в теле». С того раза я к массажам более не прибегал, да и все равно мне этим уже не помочь.

Об истинном смирении

В пору моей молодости, когда я работал в Издательском отделе Московской Патриархии, мне часто приходилось дежурить в патриаршей приемной, выполняя секретарское послушание.

Однажды в приемную зашел немного странноватый старичок. Надо сказать, в те годы у пансионеров была мода на спортивные костюмы кальсонного типа с неофициальным названием «Прощай, молодость». Этот странный посетитель был одет именно в такой костюм. На ногах у него были короткие кирзовые сапоги, на голове красовалась бархатная темно-зеленая скуфейка (крестик на которой я не сразу заметил). Мне показалось странным такое сочетание стилей в одежде, но я не придал особого значения этому обстоятельству. Правда, лицо посетителя мне показалось немного знакомым. Я спросил странного старика:

— Вы что, на прием?

— Да, — ответил он с грузинским акцентом.

— Тогда Вам придется часа два подождать, поскольку Святейший очень занят.

— Ничего, ничего, я подожду, — смиренно сказал старичок.

Прошло два часа. Старец-грузин, кротко потупив глаза,

сидел на стуле и смиренно ожидал. Я связался с Патриархом, и он мне сказал, что очень устал и ему требуется хотя бы один час на то, чтобы отдохнуть.

— Вам придется подождать еще часа полтора, — опасаясь недовольства старика, сказал я. — Его Святейшество очень утомлен. Ему необходим отдых. Но на мое удивление грузин, нисколько не смутившись духом, ответил:

— Хорошо, хорошо, я подожду. Конечно, отдохнуть надо человеку, у него ведь тяжелая работа.

У меня снова проскользнула мысль: «Странная скуфейка». Примерно через час я, чувствуя уже некоторую неловкость, сам заговорил со стариком:

— Я еще спрошу у Святейшего, может, он примет Вас сейчас?

— Спроси, сынок, спроси дорогой.

Я вновь связался с Патриархом — результат тот же.

—Вы знаете, ну подождите еще часок. Можете сходить пообедать.

— Да ты, дорогой, не переживай, ты бы сам лучше пообедал, а то смотри, какой худой. В Грузию тебе надо. Мы бы там тебя так откормили, барашков бы наших отведал.

— Извините, но я ведь монах, мне мясо нельзя.

— А раз нельзя, тогда кур наших попробуешь.

— Но куры — это тоже мясо.

— Да ты что, дорогой! Куры — мясо? Какое же это мясо? Это куры!

Вообще говоря, в мире сейчас только русские монахи не едят мяса, а все остальные — грузинские, румынские, болгарские и отчасти греческие — мясо вкушают. Что поделаешь — немощи человеческие!

Поговорив еще немного с очаровательным старичком-грузином, я удалился по делам. Примерно через полчаса я вернулся. Старец продолжал смиренно ожидать патриаршего приема. Взглянув на часы, я понял, что шансов попасть на прием у бедного старичка совсем не осталось.

— Вы знаете, — обратился я к смиренному посетителю, —

Вы уж лучше завтра приходите. Я передам Святейшему, чтобы он Вас первым принял. Простите, что так вышло.

— Спаси тебя Бог, сынок. Я вряд ли завтра смогу. Ты тогда передай ему, что Ефрем Второй заходил...

Я чуть было не потерял дар речи, меня словно громом ударило. Неужели!!! Как же я сразу не догадался? Ведь зеленая скуфейка, да на ней еще и крестик! Зеленую скуфейку носят только патриархи! О горе мне! Ведь это же грузинский Патриарх, Его Святейшество Ефрем II.

— Ваше Святейшество, — я бросился к нему под благословение, — да что же Вы сразу-то не сказали? Просидели то сколько времени, да все зазря! Сейчас, сейчас Вас немедленно примут. Эх, что же Вы сразу-то не сказали?!

—Да говорили, что Святейший занят. А как я могу отвлечь от важных дел такого человека, как Патриарх Алексий?

Какое смирение! Имея высокий сан, вести себя так кротко! Вот это и есть истинное смирение! Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное /Мф. 5: 3/. Есть, чему поучиться нашим современным священнослужителям и мирянам.

О преподобном Серафиме

В ту пору, когда я нес послушание у Святейшего Патриарха Алексия I, со мной произошел следующий удивительный случай. После того как я закончил духовную семинарию, то от переизбытка знаний во мне стало проявляться, как у многих «богословов-интеллектуалов», некоторое высокоумие. Как-то, сидя поздно вечером в приемной у Патриарха, я читал архивные материалы о канонизации преподобного Серафима Саровского. Читая о торжественных событиях 1903 года, происходивших в Са-рове, я вдруг подумал, вернее в моей голове стал навязчиво звучать помысел, о том, что все эти торжества — не что иное, как политический акт, преследующий цель сближения Царя и народа. Этот навязчивый помысел словно помрачил меня, и я, как мне показалось, все понял. «Да это политика и не более», — настойчиво звучал в моей голове неуемный голос. Не знаю, до чего бы я дальше додумался, если бы мои рассуждения не прервал громкий стук в дверь. Это была наша патриархийная уборщица. Я немного встряхнулся от своих мудрствований и спросил: «Вам чего? » уборщица ответила: «Отец Кирилл, Вас там какой-то жид спрашивает». Я несказанно удивился: «Какой еще жид и почему вдруг меня? » — «Не знаю, батюшка, очень уж Вас хочет увидеть, да и фамилию Вашу назвал». «Ну пусть заходит, только, конечно, странно все это», — сказал я недоуменно.

Буквально через минуту в приемную заглянул явно чем-то обеспокоенный человек с большой холщовой сумкой в руках. Наружность его была настолько специфична, что стало сразу понятно, почему уборщица без труда определила в нем представителя древнейшего народа. Первым начал я:

— Что тебе, «верный сын Авраама», надо?

— Так ты и есть отец Кирилл Бородин?

— Да, а что?

— Слушай, отец Кирилл, — с какой-то жалостью в голосе стал просить меня мой посетитель, — забери у меня его, сил больше моих нет. Забери!

В этот момент несчастный еврей вытащил из своей холщовой сумки портрет, на котором с трудом узнавался лик Преподобного Серафима. Но что это был за портрет! Только из-за батюшки Серафима не назову его мазней. На небольшой доске, немного облупленной и затемненной под старину, непонятно, красками ли вообще, было нанесено слегка размазанное изображение Саровского Чудотворца без нимба. Такой ужасной копии я еще не видел за всю свою жизнь, даже до сегодняшнего дня.

— Почему, позвольте узнать, именно я должен забрать у Вас эту картину? — спросил я внезапного посетителя.

— Да ведь он, этот старик, которого я имел несчастье нарисовать и которого Вы теперь рассматриваете на этой доске, сам потребовал, чтобы я отдал (именно отдал, а не продал) его только Вам! Он просто измучил меня с того момента, как я его нарисовал, вернее сказать, срисовал с одной старинной гравюры. Я хотел сначала продать эту картину, выдав ее за антиквар. А он... — тут бедный еврей стал сильно причитать, и мне пришлось немало потрудиться, чтобы его успокоить, — а он не дает мне покоя ни днем, ни ночью. «Отдай, — говорит, — меня отцу Кириллу Бородину, что в Московской Патриархии работает, он мне молиться будет». Старик этот является мне во сне почти каждую ночь. Забери его, отец Кирилл, умоляю! Житья мне от него нет, не знаю, кто он, но чувствую

— горе мне от него!

Честно сказать, я такой человек, которого трудно прошибить на слезу. Но тут, признаться, я просто не выдержал — сердце мое екнуло, и к горлу подкатил комок. Душа моя растаяла, в глазах заблестели слезы. «Это надо же! — умилился я. — Преподобный Серафим просит меня, самого грешного, окаянного и недостойного монаха, спасти от поругания свою икону! »

Сколько я ни совал денег горе-художнику, он не брал их ни под каким предлогом. Вот как сильно желал он избавиться от своей работы! После того как обрадованный своим избавлением еврей убежал восвояси, я встал перед ликом Преподобного на колени и долго-долго со слезами молился ему. Сердце мое ликовало, на душе было тихо и радостно. Все помыслы про «политику» в канонизации батюшки Серафима, которые недавно бурлили в моей высокоумной голове, куда-то бесследно испарились. Видимо, сам Преподобный изгнал их своим посещением.

Беседа перед исповедью (8 марта 1995 года)

Чем нам гордиться? Ну если бы мы были такими, как Пушкин, Лермонтов или Гоголь, тогда еще понятно! А нам-то чем гордиться, кто мы такие? Ничтожество да и только, которое мнит о себе невесть что! Вся наша жизнь — сплошной грех. Чем нам гордиться?!

Если ты, чадо, хочешь чего-либо достичь в духовной жизни и встать на путь христианского совершенства, но до сих пор не завязал с пагубной привычкой табакокурения, то немедленно брось ее раз и навсегда. Все возможно верующему...

А женщинам курить вообще недопустимо. Бывает, такая женственная — и курит! Как это противно женской природе! Женщина с сигаретой — все равно что лошадь. А изо рта-то такой смрад идет, словно из помойного ведра!

Великий пост — время покаяния, молитвы и земных по клонов. Старайтесь посещать как можно больше церковных служб и не ленитесь на земные поклоны. Особенно если возможно, то старайтесь не пропускать чтение Великого покаян-ного канона преподобного Андрея Критского. Не скупитесь на поклоны. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), несмотря на свой возраст и болезни, часто делал земные поклоны во время чтения канона. И иподиаконов своих, даже тех, кто посох держал, постоянно побуждал к деланию земных поклонов...

Покаянный канон самому читать не нужно — на то есть храм Божий. Не пренебрегайте церковными службами, чаще ходите в храм, особенно в Великий пост. Цените время, данное нам Богом, ибо дниелукави суть /Еф. 5: 16/, жизнь пролетает незаметно и испарится скоротечно, подобно пару. Что есть наша жизнь в сравнении с бесконечностью — секундная вспышка, мгновение да и только! Поэтому прожить ее надо достойно. Успевайте делать добрые дела ради Христа. Не теряйте драгоценного времени даром! Тем более что время сейчас летит быстрее обычного: видимо, чем ближе земное бытие идет к концу, тем быстрее бежит время...

Мы, священники, исповедуя людей, уподобляемся некой помойке, в которую бульдозером сталкивают различные не чистоты. Отчасти мы берем на себя все ваши грехи. Поэтому очень трудно нам иногда приходится, особенно если вы не каетесь искренно. Трудная у батюшек работа! В добрые царские времена исповедовать допускали только того священника, который отслужил в священном сане более пяти лет. Строго говоря, положено не рукополагать в свяще1|ный сан тех, кому не исполнилось тридцати лет. Хотя бывают и редкие исключения...

В наше время столько молодых, неопытных (не то что духовно, но даже и житейски) батюшек вынуждены исповедовать, поскольку обстоятельства вынуждают. И тут главное, чтобы молодые священники не повредились духовно, потому что этим они могут и другим нанести духовный вред. Упаси их Бог думать, что они — духовники. Не имея должной благочестивой жизни, духовного опыта и, главное, благословения опытного пастыря, ни в коем случае нельзя при ступать к духовничеству и брать под свою опеку пасомых.

Я сам уже более тридцати лет исповедую и сорок лет, как стал монахом. Весь мой духовный опыт — это вы, мои чада! На самом деле все вы — мои учителя, без вас я бы ничему не научился в духовной жизни.

Думаю, в вашем городе — Екатеринбурге — есть еще не ведомые миру подвижники. Столпы от земли до неба, благодаря которым и стоит сей град...

Еще об исповеди: над теми, кто не признает за собой греха и кается формально, я не читаю разрешительную молитву. Если они «готовились», то пусть дерзнут причаститься. Это если я исповедую просто, как требный священник, — не своих духовных чад. Отлучить же на какое-то время от Святых Христовых Тайн может только духовник (не допустить может каждый священник). Даже епископ не имеет такой власти над прихожанами, если, повторяю, они — не его духовные чада. Я не могу что-либо запретить приходящему ко мне человеку, если он не мое духовное чадо. В данном случае я только даю совет. А вот со своих я требую строго, поскольку отвечаю за них перед Богом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.