Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСЦЕЛЕНИЕ ДУХОМ 1 страница



 

Архимандрит Кирилл (Бородин Владимир)

 

С 1983 по 1990 гг. был настоятелем церкви. Родился 1 января 1930 года в Кенигсберге.

После Второй Мировой войны Бородины были сосланы в северный Казахстан. Учился в школе для ссыльных детей, по окончании которой поступил в Медицинский институт. Вскоре был призван на срочную службу в армию. После демобилизации продолжил учебу на вечернем факультете, а днем работал в школе преподавателем немецкого языка.

Старцем архимандритом Севастианом Карагандинским пострижен в монашество.

Около 1960 года рукоположен во священника.

В 1966 году окончил семинарию, позднее - Московскую Духовную Академию.

В период обучения работал в издательском отделе Московской Патриархии.

С 1970 года служил в бывшем казачьем Константино-Еленинском храме в Целинограде.

В 1971 году при храме основал монастырь и до 1980 года был духовником монастыря и настоятелем храма. Из старой деревянной казачьей церкви устроил каменный собор с несколькими приделами. Примерно в это время был возведен в сан архимандрита.

В 1980 году переведен в Чимкент, где менее чем за год восстановил православный храм.

В том же 1980 году переведен вторым священником к Рижской Троице-Задвинской церкви, а в 1983 году назначен настоятелем этой церкви.

Стараниями о. Кирилла в нижнем этаже храма устроена церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона в память находящегося в верхнем храме справа от иконостаса почитаемого образа, подаренного храму афонскими монахами в начале ХХ века. Прихожанка Рижской Троице­-Задвинской церкви Калерия вспоминает, что с началом служения и наставничества в храме о. Кирилла стало увеличиваться стадо Христово. В церковь отовсюду приходили и приезжали православные христиане. Когда он приезжал к службе в церковь, то не сразу проходил к амвону, поскольку многие подходили к нему за благословением. Да и сам, проходя, иногда обращался к верующим с вопросом, называя их по имени. Память имел отличную, помнил не только имена, но и обстоятельства жизни прихожан. Вскоре организовал ремонт внутри храма и снаружи.

В 1989 году организовал воскресную школу для детей, для нее снимал классы в РЛТУ. Вел отчитки одержимых бесами, на которые съезжались больные и нуждающиеся в духовной помощи.

В 1990 году назначен настоятелем Рижского Христо-Рождественского собора.

В 1992 году вышел за штат, но продолжал служить у себя в доме в Риге по ул. Калнциема.

Скончался 30 апреля 1998 года, на 69-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на Рижском Ивановском кладбище.

На могилу о. Кирилла приходят не только знавшие его при жизни, но и молодые христиане, не бывшие его духовными чадами.

Исцеление Духом Жизнеописание пристнопамятного архимандрита Кирилла (Бородина).

Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже [беша] прежде вас. Мф. 5: 10-12.

Пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение. 1 Кор. 14: 3.

Архимандрит Кирилл (Бородин) родился 1 января 1930 года в Кенигсберге 1 в семье графа Габсбурга 2. . Мать отца Кирилла была родом из Польши 3. Во время родов своего первого и единственного сына она скончалась, и мальчика отдали на кормление к жене графского садовника, русской женщине Марии Бородиной. Новорожденного младенца при католическом крещении нарекли Карлом. Муж кормилицы маленького Карла садовник графа Николай Бородин был человеком добрым и благочестивым. Вместе с супругой Марией они воспитывали своих детей в русском православном духе, будучи для них добрым примером истинного благочестия.

1Кенигсберг в 1930 году принадлежал Германии В 1945 году советские войска взяли этот город. С той поры Кенигсберг стал Калининградом.

2 Габсбурги — древняя австрийская королевская фамилия. Нам пока не удалось установить имя графа Габсбурга, но не исключено, что он был в родстве с австрийским королевским домом. Сам отец Кирилл при жизни мало рассказывал о своем детстве, поэтому все факты, излагаемые в данном жизнеописании, приводятся из тех воспоминаний старца, которыми он делился с составителем сего жизнеописания, а также с отцом Владимиром Елисеевым, шуменией Евфимией (Белохвостиковой) и диаконом Виталием Кондратовым.

3 К сожалению, пока не удалось точно установить имя матери старца, поэтому оно здесь не приводится.

Через кормление грудью у младенца с кормилицей возникла душевная связь, незримо соединившая их сердца. Маленький Карл, католик по крещению и немец по рождению, вместе с грудным молоком впитал в себя русский дух своей кормилицы. Жившая на чужбине семья Бородиных полюбила ребенка и неким особым чутьем, словно бы пророчески, к нему привязалась. Карл стал для них по - настоящему родным сыном. Воспитание маленького графа было также возложено на семейство Бородиных. «Не та мать, что родила, а та, что воспитала», — гласит пословица. Надо полагать, с годами мальчик все больше прилеплялся к людям, окружившим его искренней заботой и вниманием, характерными в целом для русской православной семьи.

Тем временем Габсбург-старший, не пожилой еще человек, решил жениться, дабы не быть вдовцом. Новая жена графа была молода и красива, но при этом имела жестокое сердце и сразу же невзлюбила маленького пасынка. Увидев его, как вспоминал отец Кирилл, в первый раз, она воскликнула: «Какой же он немец? Он на немца-то не похож! » Дело в том, что Карлу в наследство от матери достались большие, темные, как вишни, карие глаза, оттого впоследствии мно­гим он казался человеком восточным. «Когда я жил в Казахстане, — рассказывал про себя батюшка,

— все принимали меня за казаха, а я совсем и не казах». Промыслом Божиим фраза, с нелюбовью сказанная мачехой в отношении отца Кирилла, стала для него пророческой. По истечении нескольких десятков лет сын немецкого графа-католика станет замечательнейшим пастырем Русской Православной Церкви, целителем страждущих человеческих душ, старцем, получившим от Бога многие духовные дарования. Воистину, дивны дела Твои, Господи!

Мачеха стала первым серьезным испытанием в жизни юного Габсбурга. Для новой жены графа, грезившей об обладании наследством, он представлял угрозу. И, как в сказке о Золушке, она издевалась над Карлом, настаивая на выполнении заведомо невыполнимых для него дел. Сам старец рассказывал об этом так: «Иной раз заставит меня вышивать платки или еще что-нибудь, а я толком- то еще и не умел: маленький был, весь исколюсь иголкой. Еду готовить заставляла, картошку чистить, тяжести поднимать, мыть, подметать, чай на подносе ей подносить. И не дай Бог что-то не так сделать! » Семья Бородиных, видевшая, как страдает душой не окрепший еще отрок, старалась всячески его утешить и поддержать, сочувствуя Карлу в том евангельском духе, в котором некогда был воспитан русский человек.

Новая госпожа графской усадьбы усиленно старалась навести в доме свои порядки. Мальчику становилось все трудней и трудней. Тогда что-то открылось в душе графа-отца, и он отправил сына вместе с Бородиными в Восточную Польшу к бабушке. В сентябре 1939 года в Польшу вторглись немецкие войска, и территория, где жили Бородины, оказалась в зоне немецкой оккупации, а после заключения так называемого пакта Молотова—Риббентропа вошла в состав СССР 4. Сам отец Кирилл вспоминал, что сначала они «были под немцами», а потом под «нашими». Так неожиданно семья Бородиных попала под иго советской власти, которая, какизвестно, не прощала своим гражданам родство с «буржуазным Западом».

4 Согласно заключенному в 1939 году пакту Молотова—Риббентропа в состав СССР вошли Литва, Латвия и Эстония, а также некоторые области Восточной Польши.

Оказавшись на советской территории, Бородины были сосланы как «враги народа» в Северный Казахстан, на территорию так называемого КАРЛАГа — в те годы одного из центров массового геноцида как русского, так и других народов Советского Союза (преимущественно немцев). Посе­ленцев выбрасывали прямо в холодную степь, зачастую не предоставляя даже самых примитивных средств к существованию. Более половины ссыльных не доживали до лета. Такдевятилетний Карл вместе со своими названными родителями из покоев роскошного графского дома попал в юдные степи Северного Казахстана. Сам старец, вспоминая этот период, говорил своим духовным чадам:

— Именно в те годы я по-настоящему уверовал в Бога, поскольку увидел пример истинной, исповеднической веры. Меня тогда взяли к себе в палатку ссыльные православные монахи. Было очень холодно, и монахи клали меня в центр палатки, чтобы я не замерз, а сами ложились вокруг. Каждую ночь они тянули жребий, кому спать на краю палатки, так как тот, кто спал на краю, не доживал до утра. Таквот все монахи стремились лечь на краю, чтобы умереть «за други своя». Я был потрясен этим.

В Северном Казахстане Бородины стали жить в условиях каторги, где притеснение от новой власти было явлением постоянным. Отец Кирилл стал ссыльным уже от «младых ногтей» своих.

Преподобный Севастиан Карагандинский

После того как в 1945 году Кенигсберг был взят советскими войсками, семья Бородиных узнала горестную весть: отецКарла — граф Габсбург — погиб. Как и почему, точно неизвестно, но сам старец об этом говорил: «Папу убили " наши" ». Осиротев по плоти, Габсбург-младший не осиротел духовно. Бородины стали теперь его законными родителями. Усыновленный ими Карл принял Святое Православие. Наречен он был в честь Святого Крестителя Руси Великого Князя Владимира. (До сих пор остается неизвестным, кто из священников КАРЛАГа совершил чин присоединения к Православной Церкви. Это мог быть преподобный Севастиан Карагандинский. Возможно, новое имя Бородины дали Карлу задолго до его крещения, а сам чин был совершен позднее. ) Так сын немецкого графа Карл Габсбург стал русским Владимиром Бородиным, и только врожденная аккуратность и педантичность позволяли распознать в нем немца, в котором благородство манер обнаруживало высокое происхождение.

Таков Промысл Божий! Став впоследствии старцем, отец Кирилл окормлял многочисленную паству, разбросанную по всему миру. Поэтому через свое пастырское служение он сроднился и с Востоком, и с Западом. Но сердцем он наиболее был близок к Земле Русской. Когда его спрашивали: «Отец, а вы любите Россию? », он отвечал:

— Россия для меня — это что-то абстрактное, но русских я люблю, и знаете за что? Когда я был у своей кузины в Германии, то по окончании моего пребывания там сестра предоставила мне список со счетами: сколько и чего я израсходовал. Прочитав список, я тяжело вздохнул и почему-то вспомнил, как однажды, заблудившись и замерзая в степях Северного Казахстана, набрел на одну лачужку. Хозяйка убогого домика — добрая старушка, — пустив меня к себе, обогрела, накормила и напоила, хотя сама жила в крайней нужде. Я тогда плохо говорил по-русски, и она, увидев, что я немец (а тогда шла война с нацистской Германией), продолжая меня кормить, стала приговаривать с любовью: «Да ты кушай, кушай, фашист». Вот это и есть настоящие русские люди. Именно в те тяжелые годы я полюбил Россию от всего сердца ( I ) 5.

Отрок Владимир имел живой нрав, но был послушным и кротким, с добрым отзывчивым сердцем. Познав в раннем детстве горечь сиротства, он был чуток ко всем несчастным, больным и убогим. Боль и страдания других становились для Владимира его собственными. Он все больше задумывался о том, как бы помочь людям, страдающим тяжкими телесными и духовными недугами, поэтому твердо решил, что станет врачом. Владимир был наделен необычайной памятью, глубоким проницательным умом и невероятным трудолюбием, которые открывали ему возможность стать великим человеком. Но он нисколько не гордился своими дарованиями, впитав в себя с грудным молоком кроткий дух Православия и сознавая, что все, данное ему, — от Бога, а не собственные заслуги. «Наши — только грехи», — часто повторял отец Кирилл. Уже будучи ребенком, он был в этом настолько искренне убежден, что люди порой видели в нем некое юродство. «Царство Мое несть от мира сего», — гово-рит Господь /Ин. 18: 36/. Вот и отрок Владимир был таким «неотмирным» человеком.

'Здесь и далее указанные в скобках цифры обозначают номер комментария к жизнеописанию архимандрита Кирилла (Бородина) протоиерея Александра Никулина (см. соответствующую главу, с. 57 — 65).

В школе для ссыльных детей Владимир учился на «отлично», хотя едва только научился хорошо говорить по-русски. Одноклассники, зная, что он жил в Германии, дразнили его «немцем-фашистом» («несоветское» происхождение не раз будет припоминаться отцу Кириллу власть предержащими) (2).

С отличием окончив школу и поступив в медицинский институт, Владимир, который по документам числился на год старше свого настоящего возраста, был призван на срочную службу в армию. Служил он в московском генеральном штабе. Этот период в жизни старца у многих вызывает недоумение: как сына немецкого графа могли взять в Красную Армию?! Отец Кирилл сам рассказывал об этом одному из самых близких своих духовных чад — отцу Владимиру Елисееву. Демобилизовавшись, Владимир Бородин с радостью начал учебу 6. Окончив теорети-ческий курс мединститута и приступив к практике, он, будучи православным верующим человеком, отказался практиковаться в совершении абортов, за что и был исключен из вуза. Но по милости Божией его перевели в педагогический институт на четвертый курс. Зная о религиозных взглядах и графском происхождении Владимира, власти установили за ним постоянный контроль. Владимир учился на вечернем факультете, а днем работал в школе преподавателем немецкого языка. Он не хотел быть в тягость своей семье и зарабатывал на хлеб сам (впоследствии, когда Бородины состарились, а отец Кирилл уже был священником, он каждый месяц присылал им деньги, обеспечив своим приемным родителям безбедную старость).

6 В каком городе находился институт, где учился батюшка, точно не установлено. Известно лишь, что это было не далее ссыльной территории КАРЛАГа.

Обладая высоким интеллектом и гибким умом, отец Кирилл имел еще необычайный дар благодатного слова, которое просто и быстро доходило до ума и сердца слушающего. Этот дар впервые проявился у батюшки в период его педагогической деятельности. Молодого педагога очень любили ученики. Руководство школы, зная интеллект Владимира, доверило преподавать ему кроме немецкого языка и другие предметы, заменяя тем самым недостающих учителей. Но, как сказано, не может град укрытися верху горы стоя /Мф. 5: 14/: на своих уроках будущий старец, рассказывая об открытиях мировой науки и приводя ученикам мнения великих русских ученых о творении мира, проповедовал бытие Божие. Некоторые преподаватели, возревновав к даровитому учителю, стали его ненавидеть. Несоветский дух Владимира был непонятен большинству школьных коллег и вызывал в сердцах этих духовных слепцов ревность и раздражение 7. Сам старец вспоминал: «Не хотел я пить с ними водку в многочисленные советские праздники. Да и вообще я водку не пил и пьянство не любил». Кто знает, может быть именно в те годы отец Кирилл ощутил в себе стремление быть монахом? Духовное воздержание и строгий аскетизм в сочетании с душевной простотой и добрым сердцем стали хорошими основаниями для его будущей монашеской жизни.

7 Праведник служит укором и обличением нечестивому человеку. «Обличения 6о нечестивому раны ему», - гласит Книга притчей Соломоновых /Прит. 9: 7/. Печально то, что не только в среде светской действует это пророческое слово святого Царя Давида, но и в среде церковной. Мы увидим это в житии старца еще не раз.

Нажив врагов среди школьных коллег, Владимир смирился, с кротостью претерпевая злобу и клевету по отношению к себе. Еще в ранние годы своего детства он научился не отвечать злом за зло и за такое усердие к заповеди о любви к врагам сподобился почувствовать благодать Святого Духа. Все чаще молодого человека стали посещать мысли о монашестве, и Господь не оставил неуслышанными сердечные воздыхания раба Своего.

Митрополит Иосиф (Чернов)

Промысл Божий свел Владимира со старцем Севастианом Карагандинским и владыкой Иосифом (Черновым). Отец Севастиан был одним из последних старцев Оптиной пустыни, точнее сказать, сей дивный подвижник благочестия, имевший от Бога благодатные дары исцеления, чудотворения, прозорливости и непрестанной молитвы, стал достойным преемником Оптинского старчества. В1934 году он попал в Карагандинские лагеря (в поселок Долинку), да так и остался до конца дней своих служить Богу и людям жертвенным подвигом благодатного пастырства в этих суровых краях. Во времена процветания благословенной Оптиной пустыни отец Севастиан около двух лет нес послушание келейника у старца Иосифа (Литовкина), а после того как сей боголюбивый муж отошел в селения праведных, отец Севастиан служил другому великому старцу — преподобному Нектарию Оптинскому. Кроткий, смиренный, истинно православный дух батюшки Севастиана покорил

Владимира Бородина, и он стал духовным чадом этого великого пастыря, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых.

Каждый день, видя перед собой пример святости и истинного монашества, Владимир возрастает духом и все более ощущает в себе желание стать воином Небесного Царя, служа Ему в чине ангельском. Старец Севастиан, провидя в молодом школьном учителе будущего старца, через некоторое время постригает Владимира в рясофор, а затем и в мантию с именем Кирилл, в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского 8. Старец Севастиан был родом из крестьян и в науках осведомлен не был, но отцу Кириллу заповедал учиться и в семинарии, и в академии. Эти заповеди отец Кирилл исполнил с усердием.

8 По другим сведениям, Владимир Бородин знакомится со старцем в тринадцатилетнем возрасте, а в четырнадцать лет по благословению отца Севастиана принимает рясофор.

Во второй половине 50-х годов прошлого века Хрущевым был организован новый поход против Церкви Христовой. Во время Великой Отечественной войны Сталин, осознав роль Православия в укреплении патриотического духа людей, начал благоволить верующим. Стали открываться храмы и монастыри, духовные семинарии, училища и академии, было восстановлено патриаршество. Однако сменивший Сталина Хрущев вновь набросился насвятая святых русского народа — Православную Церковь — с неистовством Нерона. Годы «оттепели» вызвали вздох облегчения у кого угодно, но только не у верующих во Христа. Видя крепкую веру отца Кирилла, его аскетизм, ревность о Господе и глубокий ум, сопряженный с трудолюбием, отец Севастиан рекомендует его как достойного человека для принятия священного сана владыке Иосифу (Чернову). Митрополит Иосиф был поистине муж един от древних /Лк. 9: 8/— кроткий, смиренный и молитвенный, настоящий старец-утешитель. Обладал он и даром прозорливости. С отцом Кириллом владыка был дружен до самой своей блаженной кончины. Их отношения с батюшкой были отношениями двух великих сотаинников во Христе. После смерти Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) владыку как одного из самых благочестивых архиереев и старшего по хиротонии хотели выдвинуть кандидатом в патриархи, но кроткий митрополит Иосиф, сославшись на свой преклонный возраст и отсутствие академического образования, сказал, что он не достоин занимать столь высокий пост. Таковы были духовные наставники отца Кирилла (3).

Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)

В Караганде рядом со старцем Севастианом жили и блаженные старицы — матушка Агния и матушка Анастасия. Анастасия несла по благословению отца Севастиана подвиг юродства во Христе. Отец Кирилл особенно благоговел перед этим видом христианского подвижничества. Позже и сам он немного юродствовал, ибо ничто иное, как юродство, не избавляет человека от самого непреодолимого духовного недуга — страсти тщеславия. Отец Кирилл вспоминал:

— Отец Севастиан был очень простым человеком, образования особого у него не было. Зачастую он, как ребенок, много спрашивал о каких-либо вещах у своих духовных чад, имевших высшее образование. Но при этом и смирял нас, чтобы мы не кичились своими знаниями. Старец Севастиан делил людей на молящихся и немолящихся. Была, правда, и промежуточная категория — «пытающихся молиться» (к ней тогда относился и я).

Отец Севастиан был настолько смиренным, что зачастую и проповеди читал по книге, не стесняясь показаться косноязычным. Укрепляясь духовно и имея постоянно перед собой пример живой святости, отец Кирилл все более старался подражать своему старцу. Проникшись мыслью о служении Богу и людям, батюшка, желая уподобиться Христу и служителям Его, возревновал и о дарах духовных, ибо без них невозможно быть истинным пастырем, спасающим людские души из бездны адской. Ревнуйте же дарований больших, и еще по превосхождению путь вам показую /1 Кор. 12: 31/. Старец Севастиан был наделен от Бога за свою святую жизнь многими духовными дарами, но главное, он имел любовь ко всем людям, в особенности к своим врагам. Эта любовь и есть самый главный Божий дар, ибо без нее, по слову апостольскому, бессмысленны другие духовные дары. Аще языки человеческими глаголю и ангелскими, любве же не имам, бых [яко] медь звенящи, или кимвал звяцаяп. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмъ. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть /1 Кор. 13: 1—3/. Отец Кирилл, имея от рождения доброе сердце, но вспыльчивый нрав, много духовно потрудился в борьбе со своими страстями, чтобы стяжать этот величайший из даров — дар любви. И Господь, видя усердие верного раба Своего Кирилла, щедро вознаградил его за смиренное сердце и великую жертвенность души, поскольку только тот, кто обладает этими духовными свойствами, поистине имеет «нрав Господень». Этот самый «нрав», имеющийся у последнего Оптинского старца, передался и его возлюбленному ученику. В трудные для верующих годы безбожного правления отец Кирилл принимает священный сан.

Антирелигиозная пропаганда в начале 1960-х годов достигла своего апогея. Связано это было с полетом Юрия Гагарина в космос. Безбожник Хрущев при встрече с первым космонавтом как-то произнес: «Ну что, Юра, Бога-то там видел?.. Юра высоко летал и никого там не увидел». Молодой иеромонах Кирилл сказал в те дни с амвона проповедь о том, почему Гагарин не мог видеть Бога в космосе: «А он на Земле-то Его видел? » Для того чтобы видеть Бога, не нужно никуда летать — таков был общий смысл проповеди отца Кирилла. Этим выступлением он подписал себе тюремный приговор. Батюшка ничего почти не рассказывал о годах своего заключения (поэтому мы даже точно не знаем его срок), но как-то в разговоре с духовными чадами он вспомнил о своих мучениях:

— Они (тюремные надзиратели. — Прим. сост. ) меня сильно избили и, показав на крюк в стене, сказали, что немедленно повесят меня, если я не отрекусь от веры. А я сказал им: «Валяйте! » И они, снова избив меня, оставили лежать на полу. Так и не повесили.

Выйдя из тюрьмы, отец Кирилл застал своего старца отца Севастиана в тяжелой болезни. Так уж устроено Богом, что, как бы чисто и свято ни жил человек, смерть неизбежно настигает его в свое время. Но только праведнику Господь дает познать великую и страшную тайну — день кончины, так как праведник, в отличие от грешника, готов достойно принять подобное откровение. Подошли к концу и дни земного бытия преподобного старца Севастиана. И вот в храме, во время Великого поста, батюшка Севастиан сказал с амвона своим духовным чадам, что скоро покинет их. Его умилительная покаянная речь никого не оставила без слез. Старец каялся, просил прощения у всех, как будто он был самый великий грешник. Дух преподобного Севастиана в те дни был по - особенному радостен, поскольку сей добрый пастырь совершенно очистился страданиями и болезнями и был готов для перехода в Вечность. На протяжении всего Великого поста 1966 года старец давал наставления своим духовным чадам, утешая их тем, что и после кончины своей он будет молиться о них у Престола Всевышнего.

Однажды после литургии отец Севастиан попросил остаться в алтаре семерых самых близких к нему монахов.

Сам отец Кирилл рассказывал об этом так: - Старец после службы оставил нас в алтаре. Все чувствовали, что сейчас произойдет что-то особенное. Он стоял у престола Божия и молился. На престоле лежала Агничная просфора. Мы поняли: «Отец молится о своем преемнике! » Никто из нас до последнего момента не знал, на кого падет выбор старца. Из всех присутствующих я был самым молодым монахом, и каково же было мое удивление, когда отец Севастиан, взяв с престола просфору, подошел ко мне и сказал: «Проси, чадо, чего хочешь! » Мне бы попроситься в Царствие Небесное, а я возьми и скажи: «Хочу, отче, быть таким, как Вы! Хочу людей лечить! » Старец покачал головой и ответил: «Ой, сынок, сам не знаешь, чего просишь! Ну будь по-твоему! Ты сможешь лечить людей, но всю свою жизнь будешь тяжело болеть, тебя всегда будут гнать, и до конца дней своих ты будешь терпеть клевету и поношение! Согласен на это? » Я ответил, что согласен. Затем отец Севастиан передал мне Агничную просфору и сказал тихо: «Через десять лет получишь пустынь... » Я тогда не понял, что означали эти слова, но спустя годы мне открылся их таинственный смысл.

Так с того самого памятного дня благодатный дар Оптинского старчества был передан отцу Кириллу, который с благоговением хранил и преумножал данное Богом сокровище духовное. Под пустынью, которую предсказал отцу Кириллу последний Оптинский старец, следует понимать пустынь сердечную, то есть бесстрастие, сопряженное с непрестанной сердечной молитвой. Это и есть венец умного молитвенного делания. Через десять лет после этого события отец Кирилл действительно стяжал сердечную молитву, но даже самые близкие его духовные чада не знали о том, что говорил ему у престола Божия в 1966 году преподобный Севастиан Карагандинский. И только тридцать лет спустя старец открыл эту тайну своему духовному чаду — отцу Виталию Кондратову. Правда, несколькими годами раньше игумения Евфимия (Белохвостикова) узнала об этом от свидетелей последних дней жизни отца Севастиана — отца Петра, ныне живущего в Караганде, и матушки Анастасии. Но когда она сказала отцу Кириллу, что знает о том, что он преемник Оптинского старца, то батюшка строго наказал ей никому о том не говорить (4).

Последний в жизни отца Севастиана Великий пост закончился. Пасха Христова освятила закатные дни великого Оптинского старца. После светлого праздника Воскресения Христова, на Фоминой неделе, старец Севастиан тихо и мирно отошел ко Господу. Это произошло на Радоницу, 19 апреля 1966 года. Отцу Кириллу было тогда тридцать шесть лет. Весть о кончине духовного отца застала его в Москве.

Известно, что еще до кончины отца Севастиана его будущий преемник был направлен в Москву к Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому). Прозорливый карагандинский старец провидел, что Первосвятителю Русской Православной Церкви необходимы были такие люди, как отец Кирилл (5). Святейший Патриарх Алексий I сам был из знатного рода, поэтому, почувствовав в отце Кирилле человека, сродного себе по воспитанию и интеллекту, а также видя благочестие и крепкую веру его, с радостью принял православного инока из рода Габсбургов, ставшего вскоре патриаршим иподиаконом. Принимая во внимание то, что батюшка свободно владел множеством языков, Святейший доверял ему и некоторые организационные дела.

Прибыв в столицу, отец Кирилл поступил в духовную семинарию. Будучи иноком, затем иеродиаконом и потом иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры, он закончил семинарию, а после и духовную академию. В период обучения он работал у Владыки Питирима (Нечаева) в Издательском отделе Московской Патриархии. Святейший Патриарх поручал батюшке сопровождать зарубежных послов и высоких гостей. Отцу Кириллу приходилось встречаться с королевой Дании, предстоятелями поместных Церквей и патриархами. Многих из них батюшка знал лично. Он был особенно дружен с болгарским митрополитом Максимом (по его приглашению в 1970-е годы отец Кирилл ездил несколько раз в Болгарию), встречался с маршалом Г. К. Жуковым, о котором вспоминал как о достойнейшем человеке.

Первосвятитель Русской Церкви очень ценил и уважал батюшку за его необычайные способности. Со временем отец Кирилл стал исполнять послушание патриаршего секретаря. Святейший видел в нем человека, обладающего духовными дарованиями, потому доверял ему помимо дел секретарских и дела духовного порядка.

Живя в Москве и часто бывая за границей по делам секретарской службы, старец «собрал под свое крыло» множество духовных чад. Автору сего жизнеописания сам отец Кирилл как-то рассказывал, что духовных чад у него очень много и раскиданы они от Востока до Запада, от Берлина до Токио. Старец каждый вечер, ровно в восемнадцать часов по московскому времени, благословлял всех духовных чад своих, осеняя благословляющей рукой четыре стороны света. «В восемнадцать часов по Москве, где бы вы ни находились, складывайте руки под благословение, — говорил отец Кирилл,

— и я вас всех благословлю».

Экстерном — за один год — отец Кирилл с отличием закончил духовную академию. Перед ним открывались широкие возможности. Но Бог судил иначе. Такая яркая личность, как отец Кирилл, не могла долго оставаться в столице: человеческая зависть, рождающая злобу и клевету, привела бы к тому, что старца в скором времени вновь отправили бы в «места не столь отдаленные». Он помнил о заветах своего духовника и хотел продолжить дело преподобного Севастиана Карагандинского. Духовная традиция Оптиной пустыни не должна была быть забыта. Поэтому батюшка решил основать подальше от столицы монастырь, который стал впоследствии одним из духовных центров советской России, наподобие благословенной Оптиной России дореволюционной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.