|
|||
Just goon, but better! 5 страницаКомментарий: Господь Кришна прямо говорит Арджуне, что тот должен сражаться просто ради сражения, поскольку этой битвы желает Сам Господь. Человек, действующий в сознании Кришны, не думает о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Тот, кто считает, что вся его деятельность должна быть направлена на удовлетворение Кришны, обладает божественным сознанием, поэтому его поступки не являются материальными и не влекут за собой кармических последствий. Тот же, кто действует ради удовлетворения собственных желаний, независимо от того, находится ли он под влиянием благости или страсти, рано или поздно пожнет плоды своих поступков, как хороших, так и дурных. «Потому, о Арджуна, посвятив Мне все свои действия, полностью осознавая Меня, не желая выгоды, без притязаний на собственничество и стряхнув апатию — сражайся» (Б. -г. 3. 30). Шрила Прабхупада: «Проповедовать всегда нелегко. Я повторяю это вновь и вновь. К проповеди нельзя относиться, как к какому-то развлечению. Проповедь значит сражаться. Разве сражаться легко? Сражаться трудно, поскольку это сопряжено с опасностью и ответственностью. Что значит проповедовать? Люди пребывают в невежестве, мы должны их просвещать. В этом и заключается проповедь. Если мы не будем решительно проповедовать, мы не сможем никого переубедить». Шрила Прабхупада имел воистину боевой дух. Он сражался против безбожной, демонической цивилизации, чтобы утвердить Кришну, как Высшую Абсолютную Истину, и распространить знание о Нем. Шрила Прабхупада просил нас сражаться и не останавливаться, в духе кшатриев, не оставляя своей цели, как Парашурама и Бхишма. Парашурама сказал: «Я дал торжественный обет никогда не уходить с поля битвы, и до сегодняшнего дня, Я никогда не нарушал его». Затем Бхишма произнес такие слова: «Я дал великий обет никогда не покидать поле боя. Кроме того, таков мой долг и ничего не заставит меня уклониться от его исполнения: ни страх, ни соблазны, ни жадность, ни страдания». Пусть тяжело, пусть больно, пусть сложно, пусть страшно, но мы должны продолжать сражаться за Господа и обусловленные души. Харинамананда Прабху также объясняет, как нужно сражаться: «Единственное, на что я медитирую на санкиртане, — как преподносить людям книги наиболее привлекательным образом и убедить каждого, к кому я подхожу, купить их. Предлагая человеку книги, я стараюсь рассеять все его сомнения или страхи. Это позволяет мне занять в распространении книг не только тело, но также ум и интеллект, то есть отдать Кришне все, как это сделал Арджуна на Курукшетре. После того, как Кришна произнес «Бхагавад-гиту», Арджуна не погрузился в йогическое самадхи, а, исполняя свой долг, вступил в сражение и убил миллионы солдат. Лично мне ближе всего такой боевой дух. Выходя из микроавтобуса, я словно оказываюсь на поле боя и просто исполняю свой долг. Я сражаюсь ради самого сражения. Купил человек у меня книгу или не купил, я иду к следующему. Я не хочу терять ни секунды, не хочу, чтобы мое внимание рассеивалось. А когда вы действуете с таким умонастроением, у вас нет времени на какие-то мудрствования или мысли о майе. Так я и провожу свои дни, с утра до вечера, прерываясь лишь на два-три часа, чтобы почитать книги и принять прасад».
Санкиртана — философия гибкости
Преданные санкиртаны — не узколобые фанатики-сектанты, пренебрегающие правилами и предписаниями и живущие ущербной, ограниченной жизнью. Духовная жизнь — это разнообразие и гармония: садхана, служение, садху-санга, изучение священных писаний, воспевание Святого Имени, поклонение Божествам, паломничество по святым местам, поддержание здоровья, отдых, вкушение прасада, и т. д. Преданный не желает умереть в один день на поле битвы проповеди. Если тело болеет — он лечится, если оно устало, он даем ему отдохнуть. Нет необходимости быть твердолобым и слишком жестким. Следует применять разум. Во время урагана прямые и жесткие деревья ломаются, гибкие же деревья остаются стоять. Таков принцип золотой середины, философии гибкости. Из истории мы видим, что слишком твердые люди, фанатики, так называемые «твердые деревья», ломаются и падают. Они всегда придерживаются крайностей, неспособные идти по срединному пути и сохранять стабильность в духовной жизни. Поэтому преданному рекомендуется быть гибким и практиковать насыщенную духовную жизнь. Как говорили Навина-нирада и Рохини-сута Прабху: Наш девиз — 1) просто продолжай, но лучше; 2) спи достаточно, ешь достаточно и распространяй, как можно больше; 3) помни о Кришне и никогда о Нем не забывай.
Пять главных принципов
садху-санга, нама-киртана, бхагавата-шравана матхура-васа, шри-муртира шраддхайа севана
сакала-садхана-шрештха эи панча анга кришна-према джанмайа эи панчера алпа санга
«Человек должен общаться с преданными, повторять святое имя Господа, слушать «Шримад-Бхагаватам», жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой». «Эти пять видов преданного служения — лучшие из всех. Даже небольшое следование этим пяти методам, пробуждает любовь к Кришне» (Ч. -ч. Мадхья. 22. 128-129).
Распространение книг утверждает во всем мире пять главных анг преданного служения: 1) Поклонение Божеству (шри муртира сева); 2) Слушание «Шримад-Бхагаватам» (бхагавата-шравана); 3) Общение с преданными (садху-санга); 4) Повторение Святого Имени (нама-санкиртана); 5) Проживание в святом месте (матхура-васа); Эти пять анг преданного служения утверждают атмосферу Голоки Вриндавана по всему миру. Благодаря распространению книг люди получают доступ к садху-санге, общению со святыми вайшнавами, к слушанию «Шримад-Бхагаватам», они получают возможность воспевать Святое Имя и жить в святом месте, таком как Матхура и Вриндаван. Это редкая удача, выпавшая на долю жителей Кали-юги. Кришна появляется в домах обусловленных душ в форме трансцендентных книг. Книги о Кришне — неотличны от Самого Кришны, поэтому, если они хранятся на полке в доме человека, он сам того не понимая, совершает поклонение Божеству в форме книги. И тот, кто живет в доме, где хранятся «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита» или «Чайтанья-чаритамрита», получает высшее благо. Кто может осознать ценность миссии печатания и распространения этих книг? В них заложено высшее знание и мудрость духовного мира. Находясь в своей квартире, человек может совершать поклонение мурти Господа, следуя наставлениям в этих книгах, он может совершать харинама-санкиртану, воспевание Харе Кришна маха-мантры, читать, пересказывать и слушать «Шримад-Бхагаватам», не выходя за пределы своего дома. И затем, если он очень удачлив, он может получить общение с садху. Как это произошло в нашем случае. Мы имели книги Прабхупады у себя дома, книги стояли и смиренно ждали, когда в нашем сердце произойдут перемены, и через некоторое время перемены произошли. Никто нас не просил даже притрагиваться к ним. От случая к случаю, мы лишь бросали мимолетные взгляды на них и продолжали влачить жалкое материальное существование. Эти книги мистически очищают атмосферу. И вот однажды в наших сердцах возникло желание узнать, о чем же пишется в этих таинственных книгах? Результат превзошел все ожидания, не только наши, но и всех окружающих. Теперь мы поклоняемся Кришне, воспеваем имена Кришны, общаемся с преданными Кришны, слушаем «Шримад-Бхагаватам» и время от времени проживаем в святой Дхаме. Насколько же удачливы те, кто имеет эти трансцендентные книги в своих домах и квартирах!
Огонь санкиртаны, маха-очищение
Там, где проходит распространение книг, очищается место, люди, атмосфера и сам распространитель. Священный огонь санкиртана-ягьи сжигает всё нежелательное в сердце: анартхи, мешающие предаться Кришне: сомнения, гордость, жадность, зависть, гнев, похоть, желание почета, выделенности, славы, и ложные представления о жизни. Маха-очищение означает, что санкиртана очищает сердце и тушит огонь материального существования даже самых падших. Огонь этого жертвоприношения так сильно «обжигает», что никто не остается равнодушным и безразличным. Пламя санкиртаны сжигает всю скверну, накопившуюся за многие жизни материального существования. Если у преданного возникли проблемы, санкиртана в одно мгновение уничтожит любые проблемы. В этом нет никаких сомнений, мы испытали это на собственном опыте. Если у кого-то возникли сомнения, тогда хотя бы раз попробуйте выйти на санкиртану, и вы увидите, как даже, не взяв в руки книги, вы уже освободитесь от беспокойств ума, и все ваши проблемы растворятся в одно мгновение.
Миссия спасает и защищает
У нас есть миссия, которую мы получили по цепи ученической преемственности от великих ачарьев, — спасти падшие обусловленные души из цикла повторяющихся рождений и смертей. Миссия санкиртаны, прежде всего, нужна нам, ибо она защищает нас от майи и освобождает из материального рабства. Шрила Прабхупада говорил, что, если мы не примем эту миссию, придет кто-то другой и выполнит ее, и тогда вся милость уйдет к нему, а мы останемся без защиты. Жизнь без миссии — бесполезная жизнь. Пока мы в миссии, мы чувствуем себя защищенными и свободными от иллюзии. Тот, кто принимает прибежище в миссии проповеди, — всегда под защитой лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Шри Радхи-Кришны. Миссия проповеди помогает нам постоянно помнить цель, быть серьезным в духовной жизни, в достижении чистой преданности Кришне и не позволяет расслабляться. Проповедь включает в себя широкий спектр деятельности: распространение книг, лекции, написание книг, нама-хата, программы в учебных заведениях, проповедь по телевидению и радио, харинамы, проповедь гостям и т. д. Ш. Прабхупада: «Тем, кто занимается проповедью на основе двух ведических источников, «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», не составит труда освободиться от иллюзии обусловленной жизни, навязанной нам майей».
Молитва
Без искренней молитвы преданный санкиртаны не получает особую милость Кришны. Тот, кто надеется только на собственные силы, неизбежно терпит поражение. Вознося молитвы о помощи, преданный получает поддержку и устанавливает связь со Сверхдушой в сердце. Господь соглашается сотрудничать и наделяет преданного разумом, чтобы слова, исходящие из уст преданного, могли изменить сердце обусловленной души. Наши желания должны лишь совпадать с желаниями Кришны. Необходима связь с Господом, и только обращение к Нему непосредственно помогает установить эту связь. Кришна отвечает на наши молитвы, если они искренни. Бывает ситуация, когда на распространении книг вы чувствуете себя, как в аду. Каждый, кому вы предлагаете книги, отвечает: «Нет! ». Люди не хотят вас слушать, они грубы и агрессивны. Вы не в состоянии пробиться сквозь толщу их невежества. Единственное спасение в такой ситуации — молиться Кришне. Вы должны признать: «Все так и должно быть, без помощи Кришны, без Его вмешательства, я ничего не могу. Я вполне заслуживаю, чтобы все это происходило со мной день за днем». Шрила Прабхупада, переправляясь из Индии в Америку на корабле «Джаладута», возносил Кришне удивительные молитвы, которые учат нас смирению и преданности: «Мой дорогой Господь Кришна, Ты так добр к этой никчемной душе, но я не знаю, для чего Ты привел меня сюда. Теперь Ты можешь делать со мной все, что пожелаешь. Я догадываюсь, однако, что у Тебя здесь есть какое-то дело, иначе для чего бы Ты привел меня в это ужасное место? Большинство людей здесь находятся под влиянием невежества и страсти. Поглощенные материальной жизнью, они считают себя очень счастливыми и довольны жизнью, поэтому они не испытывают вкуса к трансцендентному посланию Васудевы. Я не знаю, как они смогут понять его. Но я знаю, что по Твоей беспричинной милости все возможно, ибо Ты — самый искусный мистик. Как мне сделать так, чтобы они поняли это послание сознания Кришны? Я невезучий, никчемный и самый падший человек. Поэтому я прошу Твоего благословения на то, чтобы суметь убедить их, ибо сам я не в силах сделать это. Так или иначе, Господи, Ты привел меня сюда, чтобы я говорил о Тебе. Теперь, мой Господь, только от Тебя зависит, чем закончится эта попытка — успехом или поражением. Поступай так, как Тебе будет угодно. О духовный учитель всех миров! Я могу только повторять Твое послание, поэтому, если будет на то Твоя воля, Ты можешь наделить меня способностью говорить так, чтобы они смогли понять меня. Господи, я подобен марионетке в Твоих руках. Итак, раз уж Ты привел меня сюда танцевать, то заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, Господи, заставь меня танцевать, как Ты того пожелаешь. У меня нет ни преданности, ни знаний, но есть твердая вера в Твое святое имя. Меня назвали Бхактиведантой, и теперь, если Тебе будет угодно, Ты можешь осуществить истинное предназначение Бхактиведанты».
Итак, если мы хотим добиться успеха, необходимо стать очень смиренным и во всем полагаться на Кришну, молиться Кришне и служить Ему, не жалея сил, тогда произойдут чудеса. Мы будем удивлены, какой силой наделит нас Господь. Если преданный обращается к Кришне, Господь отвечает взаимностью. Мы не должны пренебрегать Кришной. Он всегда готов вступить с нами близкие отношения, от нас требуется только искренность. Кришне не нравится, когда преданный сомневается в Его существовании. Он — наш самый близкий друг. Он ждет, когда мы прекратим полагаться на самих себя и полностью предадимся Его лотосным стопам.
Слава трансцендентного знания
апи чед аси папебхйах сарвебхйах папа-крит-тамах сарвам джнана-плавенаива вриджинам сантаришйаси «И даже если ты — самый грешный из всех грешников, поднявшись на корабль трансцендентного знания, ты сможешь пересечь океан страданий» (Б. -г. 4. 36).
на хи джнанена садришам павитрам иха видйате тат свайам йога-самсиддхах каленатмани виндати
«В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Это знание — зрелый плод всего мистицизма. И тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, насладится этим знанием в свое время» (Б. -г. 4. 38). «Когда же живое существо обретает знание, свет знания рассеивает тьму неведения и открывает ему истинную природу вещей, подобно тому, как солнце, поднимаясь над горизонтом, озаряет все вокруг своим сиянием» (Б. -г. 5. 16). Чанакья Пандит говорит: «Жизнь необразованного человека также бесполезна, как хвост собаки, который не может ни закрыть ее интимные места, ни отогнать насекомых». «Нити-шастра» утверждает: «В то время как глупцы тратят время на сон, порочную деятельность или склоки, разумные люди наслаждаются поэтической литературой и изучением священных писаний». Преданные не должны быть глупцами, пренебрегающими знанием шастр. Без трансцендентного знания мы уподобляемся шудрам и теряем квалификацию брахманов и вайшнавов. «Лучшим богатством является знание, ибо его невозможно украсть. Оно бесценно и нетленно. Знание нельзя отобрать. Его не тяжело нести, и оно не причиняет беспокойств. Поэтому знание является самым надежным богатством. Более того, духовное знание никогда не утрачивается, даже после смерти тела. Обладая знанием, человек может заработать любые богатства. И знание увеличивается, когда его раздают другим». Не обладая трансцендентным знанием, преданный не способен долго продолжать миссию санкиртаны и проповедовать обусловленным душам. Голого энтузиазма недостаточно, требуется духовное знание. Без бхакти-гьяны не будет ни духовного разума, ни вкуса к трансцендентному, ни умиротворенного ума. Необходимо понять, что духовное знание утверждает преданного в саттва-гуне, наделяя его решимостью, силой, стойкостью, терпением и другими качествами, позволяя сокрушить невежество и страсть в сердцах людей и противостоять соблазнам майи. Поэтому мы изучаем и распространяем книги Шрилы Прабхупады, которые содержат в себе высшее знание об Абсолютной Истине, и которое освобождает каждого от привязанности к материальному миру и дарует вечное блаженство.
Не следует оставаться на уровне каништха-адхикари
Существует три уровня вайшнавов: каништха-, мадхьяма- и уттама-адхикари. Каништха-адхикари — это материалистичный преданный, который поклоняется Богу в храме и видит Его только в Божестве. Он не изучает сознательно шастры, не проповедует и не стремится достичь чистого преданности. Следовательно, он не способен проявлять должного почтения к продвинутым преданным и находить полное удовлетворение в преданном служении. Каништха-адхикари всегда находится в неустойчивом положении по нескольким причинам: 1) совершает нама-апарадху; 2) враждует с преданными; 3) имеет слабую веру; 4) не обладает знанием шастр. Не следует долго задерживаться на платформе каништхи, необходимо прикладывать усилия, чтобы подняться на уровень мадхьяма-адхикари, преданного второго класса. На уровне мадхьяма-адхикари человек становится непоколебимым в служении Кришне, имеет твердую веру, проявляет любовь к Господу, дружит с преданными, избегает демонов и проповедует невинным. Ш. Прабхупада в комментарии к «Чайтанья-Чаритамрите» пишет: «Право стать преданным Кришны есть у каждого. Для этого нужно пройти определенную подготовку в соответствии с авторитетным духовным методом. Преданные, уже приблизившиеся к Кришне, должны позаботиться о том, чтобы превратить всех остальных в бхакт Господа. Если приближенные преданные не возьмутся за то, чтобы поднять других на уровень сознания Кришны, тогда кто же это сделает? Те, кто называют себя преданными, но не хотят служить Кришне, поднимая других живых существ на уровень сознания Кришны, относятся к категории каништха-адхикари. Человек, взошедший на вторую ступень преданного служения, старается как можно шире распространить сознание Кришны. Участники Движения сознания Кришны не должны оставаться неофитами, но должны подняться на уровень проповедников, то есть на вторую ступень преданного служения. Служение проповедника настолько привлекательно, что даже уттама-адхикари, то есть те, кто находятся на высшей ступени преданного служения, иногда нисходят на вторую ступень, чтобы, проповедуя, служить Господу и приносить благо всему миру».
Точка опоры
Санкиртана — наша жизнь, душа и точка опоры. Без санкиртаны жизнь кажется блеклой и серой. Все эти годы распространение книг морально и физически поддерживало нас, когда наступали самые тяжелые периоды в нашей жизни: падение гуру, политика, интриги, вожделение, трудности и испытания... Она стимулирует нас предаться Господу, и по милости санкиртаны мы до сих пор находимся под защитой Кришны. Мы научились быть всегда заняты в служении Чайтанье Махапрабху, и держать перед глазами только одну цель. Санкиртана воспитала нас, вскормила своим густым молоком, очистила сердце и сделала разборчивыми. Благодаря этому чудесному служению мы привыкли зависеть от милости Кришны. Нектар санкиртаны никогда не приедается, но только увеличивается и становится слаще. Санкиртана выводит нас из-под власти иллюзии и требует стать трансцендентными. Только на санкиртане человек побеждает двойственность и становится безразличным к славе и бесславию, победе и поражению, хорошему и плохому.
Дхрита-вратах (умереть на поле битвы проповеди)
Дхрита-вратах: вратах означает обет, а дхрита означает тот, кто принимает обет: «Я должен сделать это». Совсем не просто — всю жизнь оставаться на поле битвы проповеди, но тот, кто серьезно настроен пожертвовать свою жизнь на благо этой миссии, получает все благословения. Шрила Прабхупада показал нам совершенный пример подобного самоотречения. Ш. Прабхупада: «Останусь ли я жить или умру — в любом случае я буду с Кришной. Я попросил Кришну дать мне столько энтузиазма, чтобы я продолжал проповедовать до самой смерти. Солдату следует встречать смерть на поле боя». (Из книги Тамала-Кришна Госвами «Последние дни Прабхупады): «Незадолго до своего ухода Шрила Прабхупада рассказал историю о «хорошем солдате»: «Хороший солдат на поле боя, даже лежа на земле с отрубленной головой, будет размахивать в воздухе мечом в надежде на то, что его меч случайно поразит кого-то из противника. Я — солдат армии моего Гуру Махараджа, и до тех пор, пока я живу, я должен проповедовать, даже в моем нынешнем состоянии». Сказав это, Шрила Прабхупада помахал рукой в воздухе, показывая, как умирающий воин размахивает своим мечом. Проповедь для Шрилы Прабхупады была его сражением, его бхаджаном и его киртаном, беспрерывным и бескорыстным прославлением Кришны».
Глава шестая
Необходимые качества
Преданное служение это не сентиментальная деятельность, совершаемая ради чувственного удовольствия. В преданном служении необходимы: серьезность, убежденность, решимость в достижении цели, непоколебимость, стойкость, смирение, терпение и полная зависимость от Господа. Тот, кто встал на духовный путь, естественно пытается избавиться от материальной скверны, порочных качеств и достичь совершенства жизни. Говорится, если человек предан Господу, то все остальные 25 качеств садху разовьются в нем сами собой. Точно также санкиртана развивает в преданном все качества, присущие чистой душе. Условия без стрессов и беспокойств порой обуславливают преданного. Но проповедь и распространение книг, бросающие вызов материальной энергии, вдохновляют его постоянно совершенствоваться, развивая чистую преданность Господу, поскольку без чистоты сознания и духовных качеств невозможно долго продолжать это служение. Шрила Рупа Госвами в «Упадешамрите» (текст 3) говорит:
утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати
«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) утсаха — действовать с энтузиазмом; 2) нишчайа — быть уверенным в своих действиях; 3) дхаирйа — проявлять терпение; 4) тат-тат-карма-правартанат — следовать регулирующим принципам (таким как шраванам киртанам вишнох смаранам — слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем); 5) санга-тйага — отказаться от общения с непреданными; 6) сато вриттех — идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении».
Энтузиазм
Первое и необходимое качество в преданном служении, которое Шрила Рупа Госвами подчеркивает в «Нектаре наставлений», является утсаха, энтузиазм. Энтузиазм играет важнейшую роль в распространении книг. Преданный должен знать, что энтузиазм не основывается на внешних усилиях. Шрила Прабхупада говорил, что энтузиазмом называют деятельность в сознании Кришны, опирающуюся на разум. Если человек действует с энтузиазмом, но при этом его разум находится в спящем состоянии или отсутствует, такой энтузиазм имеет преходящую природу. Энтузиазм и вдохновение возникают в действиях человека благодаря духовному знанию, через надлежащее общение и воспевание Святого имени. Если мы поддерживаем неугасающий энтузиазм в миссии распространения книг на протяжении многих лет — очень скоро весь мир наполнится книгами Шрилы Прабхупады и станет сознающим Кришну.
Убежденность
Убежденность, нишчайат, — качество редко можно встретить в материальном мире. Людям нравятся убежденные личности, имеющие твердую веру. Если преданный убежден, что преданное служение приносит абсолютное благо всем живым существам, он может убедить практически каждого принять сознание Кришны. Поэтому Шрила Рупа Госвами подчеркивает эти качества в «Упадешамрите», которые крайне необходимы человеку, вставшему на путь преданного служения, а тем более преданному санкиртаны. Ш. Прабхупада: «Нишчайат означает убежденность, полная вера в слова Кришны. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати. Это называется полная вера в то, что Кришна даст мне полную защиту. Кришна также говорит: ахам твам сарва-папебхйо мокшаишйами. Иметь веру значит предаться. Не то, что вы думаете: «О, Кришна говорит, но может быть, Он не способен защитить меня». Нет, Кришна дает защиту, поскольку Он всемогущий. Когда Он говорит: ахам твам сарва-папебхйо мокшаишйами, это незыблемый факт. Вы должны быть уверены: «Кришна, несомненно, защитит меня». Это и есть нишчайат, убежденность». Для того, кто имеем твердую веру в Гуру и Кришну, нет препятствий, которые он не смог бы преодолеть. Мы должны быть полностью убеждены в могуществе книг Шрилы Прабхупады, которые разрушают невежество века Кали и спасают обусловленные души из бесконечного цикла рождений и смертей.
Терпение
В распространении книг терпение означает, что мы терпим свой неистовый ум, несовершенство в других, болезни тела и проявляем терпимость к материалистам. Терпение также означает, что преданный не оставляет свое служение, когда приходят трудности, и сносит оскорбления со стороны других. Господь Чайтанья рекомендует стать терпеливее дерева. Когда дерево рубят, оно не протестует, и даже когда оно засыхает, оно не просит полить его. Каждый пользуется плодами, листьями и цветами дерева. Оно терпит палящий зной, ураганы, ненастную погоду и дарует прибежище каждому. Тот, кто занят распространением духовного знания, неизбежно будет подвергаться многочисленным оскорблениям и нападкам в свой адрес, поэтому ему необходимо научиться терпеть угрозы, критику, насмешки, пренебрежение и даже насилие. Ш. Прабхупада говорил, что терпение — качество первоклассного человека. Если люди не берут книги, нужно просто запастись терпением. Преданному санкиртаны приходится совершать как внутренние, так и внешние усилия, идя от человека к человеку, из квартиру в квартиру, из офиса в офис, проповедуя и предлагая книги порой недоброжелательно настроенным людям. На улице от стопки книг руки заливаются кровью, болит спина, холодный ветер пронизывает все тело, а жара или холод ослабляют решимость. На санкиртане не всегда бывает легко и экстатично, но преданные санкиртаны ради распространения славы Господа терпят все неудобства, понимая свое отличие от тела и его истинное предназначение. Ш. Прабхупада: «Это тело состоит из капхи, питы и вайу, но каждый думает: «Я — тело». Весь мир живет этими представлениями. Но мы, несколько членов Движения сознания Кришны, ходим от двери к двери и пытаемся убедить их: «Сэр, вы не являетесь этим телом». Но их это не очень заботит. «Я — тело. Я — мистер Джон. Я — англичанин. Я — американец. Я — индиец». Итак, это очень сложная задача. Необходимо великое терпение и настойчивость. Чайтанья Махапрабху говорит: тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих: Те, кто проповедуют сознание Кришны, должны всегда знать, что заниматься проповедью не легко. Майа очень и очень сильна. Очень, очень сильна. Но все же мы сражаемся против майи. Мы объявили ей войну. Майа держит всех живых существ под контролем, а мы пытаемся освободить людей от ее влияния».
Решимость
|
|||
|